…Балалайка – инструмент любительский : таким он и должен быть , в этом сила балалайки и её значение ; но образцовое исполнение на ней, как показатель игры, должно существовать, иначе не может быть подражания …
В. В. Андреев
Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений ) по классу балалайки Москва 1962г. и Москва 1988г.
От прежних программ она отличается вводным разделом, включающим в себя особенности передовой школы балалаечного исполнительства, новым разделом : «Условия реализации программы с указанием определенных норм для успешного обучения и воспитания. Предлагаются конкретные требования для учащихся по каждому году обучения и примерное распределение учебных часов по годам обучения.
Современная музыкальная педагогика уделяет вопросам эстетического воспитания большое внимание. Она строится на принцципе единства обучения и воспитания и ставит прежде всего задачу развития в человеке идейного богатства творческих сил и художественных способностей.
Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский (1918-1970) называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»,- писал он. Удивительно ли, что личность Сухомлинского, его деятельность, взгляды привлекают всех педагогов, кто стремится творчески мыслить, кто хочет в своем труде добиться нового и лучшего, кто видит свою задачу не только в том, чтобы чему-то обучить весь класс, но прежде всего в том , чтобы помочь раскрытию и формированию личности каждого , кто класс этот составляет, и тем самым формировать живой, богатый индивидуальностями коллектив.[1] Д.К. Кабалевский дает высокую оценку мысли Сухомлинского о единстве этического и эстетического в воспитании детей. Он говорил : «Сама по себе мысль конечно не нова, но Сухомлинский пропитал ею буквально все звенья своей педагогической концепции с такой последовательностью и так убедительно, как никем из педагогов это, кажется, до сих пор еще не было сделано. Учение, труд, наука, искусство, отношения между детьми и взрослыми в школе и дома, проведение часов политинформации, экскурсии в лес, собственное тврчество детей – нет, кажется такой области жизни в школе и вне школы, в которой Сухомлинский не показывал бы, что нравственность есть высший критерий оценки личности человека, всей его деятельности, а этическое и эстетическое в нравственности не разделимы.
Единство этического и эстетического наиболее полно обнаруживает себя при общении детей с искусством. «Этический заряд есть в любом произведении искусства, но нельзя забывать, что заряд этот может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему воспитание высокоэстетического вкуса, выработка «иммунитета против пошлости» - важнейшая задача не только эстетического, но прежде всего нравственного воспитания. И тут искусство заменить ничем нельзя».
Очень важно, чтобы воздействие искусства на человека начиналось как можно раньше, с детского возраста. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются затем на всю жизнь. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы»- предупреждал В. А. Сухомлинский.
Цель занятий искусством с детьми – пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству. Педагогика учит нас в процессе эстетического воспитания не ограничиваться лишь пассивным наблюдением ; необходимо также и творческое проявление себя в искусстве, овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства.
В настоящее время одно из ведущих мест в системе музыкально – эстетического воспитания занимает русское народное инструментальное исполнительство.
Больших исполнительских высот в области балалаечного искусства достиг замечательный советский музыкант, мастер игры на балалайке, педагог , дирижер – народный артист РСФСР, лауреат всесоюзного смотра и лауреат Государственной премии СССР, профессор Государственного музыкального педагогического института имени Гнесиных Павел Иванович Нечепоренко.
В результате многолетней целенаправленной педагогической работы им создана передовая школа балалаечного исполнительства. Стремясь к совершенству в искусстве игры на балалайке Нечепоренко ориентировался конечно на своих современников, балалаечников старого поколения, стоявших у истоков возрождения балалайки, массового исполнительства на этом старинном русском инструменте. Ученики и соратники В. В. Андреева : Б.С. Трояновский, Н.П. Осипов, Т.Н. Успенский, А.Д. Доброхотов – каждый по своему раскрывали выразительные возможности балалайки.
Школа Нечепоренко является новым этапом развития исполнительства на балалайке. Она возникла как результат особой ударной манеры игры, в отличие от существовавшей до него щипковой.
«Тихий и мягкий звук балалайки окреп, приобрел силу и резкость, стал богаче тембром. Таким образом, произошла переоценка критериев музыкальной выразительности инструмента, что сразу же сказалось на репертуаре балалаечников, ан обогатился произведениями старых мастеров и современных композиторов…»
«Нечепоренко впервые широко внедрил в искусство игры на балалайке гитарную технику, расширив таким образом исполнительские возможности балалаечников. Например, стало возможным исполнение форшлагов, трелей, мордентов, характерных атрибутов старинной музыки…»[2] Нечепоренко воспитал целую плеяду балалаечников по праву занимающих ведущее место в современном исполнительстве на инструменте. Среди его воспитанников ( их свыше пятидесяти – высококвалифицированных музыкантов народников) известные музыканты : З. Ставицкий, П. Шалов, Л. Самсонов-Роговицкий, Н. Шубин, Н. Титов, Н. Свиридов, Ю. Данилов, известные педагоги, имеющие свой богатый исполнительский и методический опыт работы.
Надо отметить высокий уровень исполнительства на балалайке и его рост, чему в значительной степени способствует включение балалайки в программы профессиональных музыкальных учебных заведений – школ, училищ и вузов, а также широкое распространение балалайки в сфере художественной самодеятельности.
В детских учреждениях низшего звена музыкально – образовательной системы (ДМШ, ДШИ, Дтв-ва) созданы условия для образования и воспитания подрастающего поколения исполнителей на русских народных инструментах, в том числе исполнителей на балалайке. Классы балалайки призваны способствовать распространению народной музыкальной культуры среди широких масс учащихся, воспитанию активных участников художественной самодеятельности, подготовке наиболее способных детей к поступлению в музыкальные училища. Педагог класса балалайки должен считать своей главной задачей – ознакомление ребят с традициями исполнительства на балалайке и других русских народных инструментах, приобщение их к истокам народной музыкальной культуры и пропаганде русской народной музыки.
В соответствии с учебными планами, утвержденными приказом министерства Культуры от 28.05.87 прjграмма для ДМШ, ДШИ – предусматривает возможности не только 5-6-летнего срока обучения, но и 7-ми, 8-ми летнего. Детям дошкольного возраста рекомендуется начинать обучение в подготовительных группах. Предполагается дифференцированный подход к обучению с учетом индивидуальных особенностей учащихся, различных по возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки и т.д.
Обучение игре на балалайке ведется во взаимной связи с другими предметами (сольфеджио, муз. литература, ансамбль, оркестр, общий курс фортепьяно). Важное значение придается формированию ряда знаний, умений и навыков в области исполнительства, необходимых в творческой деятельности ребят.
В ходе занятий решаются тесно связанные между собой задачи музыкально – воспитательного процесса:
Овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художественно- выразительных средств, наиболее важных этапов развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей;
Формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее;
Прочных умений и навыков индивидуальной и ансамблевой игры.
Воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности и других качеств личности.
Установлению тесной связи между обучением, воспитанием и развитием творческих способностей уделяется особое внимание.
Несмотря на то, что основные теоретические знания учащиеся приобретают на школьных уроках по музыке, на уроках сольфеджио, муз. литературе, педагог учитывает необходимость повторения полученных ранее знаний и их углубления (по возможности) в процессе музыкально – исполнительской деятельности на всем протяжении обучения. Так, педагог сообщает учащемуся знания по муз. литеретуре (основные сведения из биографии композиторов, краткий обзор их творчества, особенности стиля исполняемых произведений) с учетом поэтапной работы над произведениями.
В целях развития музыкально – слуховых представлений и осуществления общественно-практической направленности занятий изыскивается специальное время на уроке для обучения игре по слуху, транспортированию (в старших классах), чтению нот с листа. В ходе занятий педагог сосредотачивает свое внимание на формировании определенных качеств личности, инициативности, самостоятельности, эмоциональной восприимчивости и др.
Индивидуальные занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу . Начиная со 2-го года обучения и из наиболее успевающих учащихся 1-го года могут быть сформированы ансамбли (дуэт, трио, квартет и другие).
Основная практическая задача коллективного музицирования – формирование специальных ансамблевых навыков игры, которые предполагают умение слушать звучание ансамбля, ощутить единый ритмический пульс, играть согласованно и художественно в изменчиво- гибком ритме; совместно исполнять, свободно «общаться» и взаимодействовать с участниками ансамбля.
Привитие учащимся необходимых исполнительских навыков и умений происходит в процессе работы над различными по содержанию, характеру и стилю художественными произведениями, а музыкальное воспитание и развитие их основывается на изучении народной музыки, творчества советских, русских и зарубежных композиторов.
Успеваемость учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. В целях наиболее рационального использования времени, педагогу следует помочь ученику составить расписание «рабочего дня» с учетом времени, необходимого на приготовление заданий по общеобразовательным и музыкально-теоретическим предметам, специальности, не допуская при этом перезагрузки, пагубно отражающейся на здоровье детей. Педагог должен систематически учить ребенка сознательно и вдумчиво работать над изучаемым произведением, анализировать встречающиеся трудности, добиваясь их устранения путем тщательной работы над отдельными сложными тактами.
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок в форме индивидуального занятия педагога с учеником. Однако, в первые годы обучения (подготовительной группе, 1,2 годах обучения) наряду с традиционной индивидуальной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые формы, при которых время урока целиком или какая-либо его часть используется на занятия с двумя, тремя учениками одновременно. [3] Это дает педагогу возможность работать эффективнее и большее внимание уделять развитию навыков чтения нот с листа, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.
Большое значение для обогащения музыкальных представлений ученика, воспитания навыков ансамблевой игры имеет работа с концертмейстером.
Наряду с урочной формой могут использоваться и внеурочные формы занятий с учащимися: тематические собрания, посещение и обсуждение концертов, прослушивание аудио и видеокассет с записями своих выступлений, а также известных исполнителей, оркестров, посещение выставок, встречи с музыкальными деятелями, исполнителями, а также поэтами, художниками, композиторами; творческие встречи с коллективами общеобразовательных школ, представителями национальных обществ в рамках культурного обмена и т. д.
Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном (с учетом индивидуальной и коллективной форм музицирования) теплом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и желательно просмотра записей выступлений учащихся класса балалайки, известных исполнителей и коллективов, творческих встреч с учащимися других коллективов, классов, проведенных совместных мероприятий (утренники, тематические вечера, фестивали, концерты и т.д.) с целью расширения кругозора учащихся, воспитания нравственности и патриотических чувств. В связи с тем, что работа с учащимися балалаечниками предусматривает совместную работу педагога класса с педагогом концертмейстером, необходимо иметь в кабинете хорошо настроенный инструмент (фортепьяно). Воспитание эстетического вкуса неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что обеспечивается наличием в арсенале класса балалайки (примы) только хорошего качества.
Ввиду необходимости использования ансамблевой формы исполнения желательно иметь в классе несколько (минимум 2-3) концертных балалаек, причем в чехлах, удобных для транспортировки на выездные концерты. Кроме балалаек , педагог пользуется другими инструментами русского народного оркестра. Могут быть использованы в работе с ансамблем разновидности балалаек : балалайка секунда, альт, бас, контрабас и ударные инструменты, такие, как : треугольники, трещотки, ложки, металлофон, бубен и другие. Воспитывая бережное отношение к имуществу класса (инструментам, пультам, струнам, нотной литературе и т.д.). Нужно продумать о приспособлениях для содержания и хранения инструментов на стеллажах, полках, столиках, в шкафу и т.д.), учитывая определенную степень влажности воздуха в помещении.
Ввиду того, что физиология ребенка 5-7 лет, а во многих случаях и 7-9 лет не соответствует размеру инструмента, возникают трудности в определении возраста поступающих на обучение игре на балалайке.
Целесообразно проводить наборы учащихся начиная с 9-10 летнего возраста, предлагая 5-6 летний срок обучения. Дети до этого возраста могут получить музыкальную подготовку в специальных подготовительных группах.
Планируя учебную работу по обучению игре на инструменте, педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Недопустимо включение в индивидуальный план произведений, превышающих музыкально-исполнительские (художественные, технические) возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. Работа учащегося над такими произведениями становится сильнейшим тормозом для его музыкального развития и часто наносит большой вред.
Однако, в некоторых случаях, когда это педагогически целесообразно, возможно включение в репертуар ученика отдельных произведений из репертуара следующего года обучения.
Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется на всех произведениях, которые проходит ученик; развитию техники в узком смысле слова способствует работа над инструктивным материалом (этюды, гаммы, упражнения). Основным ведущим учебным материалом в классе балалайки должен быть художественный репертуар – народные песни, произведения русских классиков, оригинальные произведения современных авторов.
Нельзя допускать, чтобы работа над техникой сводилась к нагромождению большого количества упражнений и механическому их отыгрыванию. Важна не количественная их сторона, а качественная, с постоянным совершенствованием исполнения, как в техническом, так и в музыкальном отношении.
Постоянное внимание должно быть уделено свободной и естественной посадке за инструментом и освоению целесообразных движений, обусловленных теми или иными художественными или механическими задачами.
Правильная аппликатура является одним из элементов игры на балалайке. Аппликатура должна быть логически оправданной, способствующей возможно более свободному и выразительному исполнению. Переходы из позиции в позицию являются не только одним из элементов техники балалаечника, но и важным средством выразительности. Поэтому, работая над интонационно точными и свободными переходами, необходимо учитывать в каждом отдельном случае в зависимости от характера произведения, их музыкально-выразительное значение.
Работа над выразительностью исполнения, качеством звукоизвлечения, интонацией, ритмом и динамикой, как важнейшими средствами музыкального выражения должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения учащегося и быть предметом постоянного внимания.
Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на экзаменах, академических концертах , контрольных уроках, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях и т.д.
Экзамены проводятся в выпускных классах. На Выпускные экзамены четыре произведения различные по жанру и форме. В течении учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях, обыгрывая (без оценки) произведения выпускной программы. В остальных классах учащиеся, как правило, выступают на академических концертах. За учебный год педагог должен подготовить с учеником 3-4 произведения, различных по жанру и форме (в т.ч. возможны ансамблевые) для показа на академических концертах.
Академические концерты рекомендуется проводить систематически (2 раза в учебном году: по 1 в каждом полугодии).
Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т.д. приравнивается к выступлению на академическом концерте.
Оценка на академических концертах выставляется за каждое выступление ученика. При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
Оценка годовой работы ученика ;
Оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене, а также другие выступления ученика в течение учебного года.
1 год обучения.
В течение 1-го года обучения ученик получает элементарные, основные знания по истории возникновения балалайки, как сольного и оркестрового инструмента, развитии исполнительского мастерства, знакомится с устройством и техническими возможностями инструмента.
Ученик осваивает приемы исполнения : щипок большим пальцем правой руки, арпеджио, удары указательным пальцем по 3-м струнам, как одного из элементов «бряцания». Закрепляется посадка и постановка рук. Левая рука задействована преимущественно в 1-ой позиции.
За год учащийся должен пройти :
Гаммы: Ми-мажор, Фа-мажор (в одну октаву);
Этюды: 4-5 этюдов с простым ритмическим рисунком.
Пьесы: 8-10 пьес разного характера (в том числе ансамбли)
Произведения для чтения с листа.
2 год обучения.
В течение года ведется работа над укреплением посадки и исполнительским аппаратом (мышечной свободой рук). Осваивается прием исполнения : двойной щипок «pizz2», а так же «бряцание». Подготавливается база для освоения «тремоло».
Игра 3-х звучными аккордами с использованием одной открытой струны. Штрихи : легато, стаккато.
За год учащийся должен пройти:
Гаммы: Соль-мажор, Ля мажор, Си-мажор, До-мажор, Ре-мажор;
Этюды: 4-5 этюдов
Пьесы: 8-9 пьес различного характера ( в том числе и ансамбля);
Произведения для чтения с листа.
3 год обучения.
В течение учебного года осваиваются приемы: «тремоло» по 3-м струнам, а также тремоло на одной струне, подцеп указательным пальцем, сдергивание, дробь. Начинается освоение «vibrato» , ведется работа над техническим развитием учащегося.
За год учащийся должен пройти:
Гаммы: Си-мажор, Ми -мажор, Фа # -минор (натуральный);
Этюды: 4-5 этюдов;
Пьесы: 8-10 пьес различного характера (в том числе пьесы для ансамбля);
Произведения для чтения с листа.
4 год обучения.
В течение года продолжается работа по техническому развитию учащегося. Закрепляется ряд изучаемых приемов исполнения на произведениях больших по объему с аккордовой фактурой с использованием мелкой техники, усложненный ритм. Осваиваются новые приемы исполнения : глиссандо, флажолет, гитарный прием.
За год учащийся должен пройти :
Гаммы: Фа- # мажор, ре –мажор (натуральные, гармонические и мелодические);
Этюды: 4-5 этюдов;
Пьесы: 8-9 пьесы различного характера (в том числе ансамбли);
Произведения для чтения с листа.
5 год обучения.
В течение года продолжается работа над техническим развитием учащегося, более глубоком осмыслением и восприятием исполняемых произведений. Больше внимания уделяется самостоятельности в трактовке произведений, выборе выразительных средств исполнения (приемов, штрихов, аппликатуры, динамики и др. ), а также подборе репертуара.
За год учащийся должен пройти:
Гаммы: Ми-минор 2-х октавная 3 вида, Ми-мажор 2-х октавная, арпеджио, хроматическая гамма, упражнения (Дорожкин, Шрадик, «Самоучитель», «Упражнения для скрипки»);
Этюды: 3-4 этюда на различные виды техники;
Пьесы: 6-7 пьес различного характера ( в том числе ансамбли);
Произведения для чтения с листа.
6 год обучения.
Шестой год обучения предполагает продолжение работы по совершенствованию исполнительского мастерства учащегося, выработка своего «почерка», своей манеры игры. Усиливается самоконтроль в работе над деталями, ответственность за выполнение художественных задач.
За год учащийся должен пройти:
Гаммы: Хроматические гаммы в разных тональностях;
Упражнения для пальцевой беглости;
Этюды: 3-4 этюда на различные виды техники;
Пьесы: 6-7 разнохарактерных пьес (в том числе ансамбли);
Произведения для чтения с листа.
Примерный перечень музыкальных произведений,
рекомендованных для показа
в течение учебного года
на академических концертах.
1-й год обучения:
Тамарин И. Этюд
Авксентьев Е. (обр.) «Как со горки» (1)[4]
Марченко И. «Марш» (3)
Глейхман В. Этюд
Белорусец И. (обр.) «Галя по садочку ходила» (3)
Пирогов О. Частушка (4)
Куликов П. Этюд
Черемухин М. (обр.) «Долия-раздолия» (5)
Иванов Аз. Полька (4)
2-й год обучения:
Рябинин А. Этюд
Авксентьев Е. (обр.) «Светит месяц» (6)
Польшина А. «Осень» (4)
Муха Н. Этюд
Камалдинов Г. (обр.) «Скоморошья небылица» (4)
Будашкин Н. Вальс (4)
Иванов В. Этюд
Илюхин А. (обр.) «Вы послушайте, ребята» (6)
Виноградов Ю. «Танец медвежат» (7)
3-й год обучения:
Гедике А. Этюд
Шутенко Т. (обр.) «Шла крольчиха за травкой» (8)
Зверев А. «Ку-ку»
Прошко Н. Этюд
Попонов В. (обр.) «Я с комариком плясала» (4)
Чайкин Н. Скерцино (3)
Марутаев М. Этюд
Глейхман В. (обр.) «Коробейники» (7)
Петров А. «Эксцентрический танец» (7)
4-й год обучения:
Черемухин Н. Этюд
Авксентьев Е. (обр.) «Что-то звон» (9)
Дварионас Б. Прелюдия (10)
Блинов Ю. Этюд
Илюхин А. (обр.) «Ехал казак на Дунай) (11)
Широков А. «Зеленый хоровод» (12)
Поздняков А. Этюд
Вязьмин Н. (обр.) «Посею лебеду на берегу» (13)
5-й год обучения:
Рябинин А. Этюд
Куликов А. (обр.) «То не ветер ветку клонит» (14)
Корелли А. «Гавот» (9,15)
Птичкин А. Этюд
Балмашов И. (обр.) «Перепелочка» (16,17)
Барчунов П. «Пляска» (18)
Кабалевский Д. Этюд
Андреев В. (обр.) « Как под яблонькой» (19)
Хватов В. Наигрыш (20)
6-й год обучения:
Чайкин н. Этюд
Шалов А. (обр.) «Волга-реченька глубока» (21)
Андреев В. «Румынская песня и чардаш» (22)
Феоктистов Б. Этюд
Трояновский Б. (обр.) «Уральская плясовая» (23)
Зверев А. Вальс (24)
Блинов Ю. Этюд
Осипов Н. (обр.) «Камаринская» (25)
Фибих З. Поэма (26)
Рекомендуемые сборники.
Балалайка 1 кл. ДМШ сост. П. Манич Киев.,1980
Альбом ученика – балалаечника. Вып. 1 сост. П Манич .Киев,1972
Легкие пьесы. Вып.1/Сост. А. Дорожкин.М.,1959
Хрестоматия балалаечника 1-2 кл. ДМШ Вып.1 Сост. В. Глейхман.М.,1976
Пьесы/Сост. А. Шалов.М.-Л.,1966
Хрестоматия для балалайки 1-2 кл. ДМШ/Сост. В. Авксентьев, Б. Авксентьев, Е. Авксентьев.М.,1963
Педагогический репертуар 1-2 кл. ДМШ.Вып.3/Сост. В. Глейхман.М.,1979
Балалайка.3 кл.ДМШ/Сост.П. Манич.Киев,1982
Хрестоматия для балалайки. 3-4 кл.ДМШ/Сост. В. Авксентьев, Б Авксентьев, Е. Авксентьев.М.,1965
10.Легкие пьесы. Вып.5 М.,1964
11. Балалайка.4 кл. ДМШ./Сост. П. Манич.Киев,1983
12. Альбом начинающего балалаечника. Вып.7 .М.,1978
13. Репертуар балалаечника. Вып.12/Сост. Н. Вязьмин.М.,1978
14. Дорожкин А. Самоучитель игры.М.,1982
15. Балалаечнику – любителю. Вып.2.М.,1979
16. Педагогический репертуар.3-5 кл. ДМШ. Вып5/Сост. В. Глейхман,1982
17. Репертуар балалаечника. Вып.18.М.,1983
18. Хрестоматия для балалайки. 5 кл. ДМШ/Сост. В. Авксентьев, Б. Авксентьев, Е. Авксентьев.М.,1965
19. Андреев. Избранные произведения. М.,1983
20. Легкие пьесы. Вып. 2/Сост. А. Дорожкин. М.,1983
21. Репертуар балалаечника. Вып. 3/Сост. В. Ильяневич.Киев,1984
22. Педагогический репертуар. Вып.2.М.,1966
23. Репертуар балалаечника. Вып. 2.М.,1966
24. Юный балалаечник. Л.,1982
25. Пьесы, народные песни и танцы. Вып. 2/Сост. В. Мурзин.М.,1963
26. Репертуар балалаечника. Вып.18.М.,1983
27. Зверев А. Детский альбом. Изд.2-е.М.,1980
28. Зверев А. Букварь балалаечника.1-2 кл. ДМШ.М.,1988
29. Трояновский Б. Русские народные песни/ред. А. Илюхина. М.,1962
30. Хрестоматия балалаечника. . Младшие классы ДМШ/Сост. В. Щербак М.,1996
31. Пьесы для балалайки.1-3 кл. ДМШ /Сост. В. Глейхман.М.,1999
32. Дуэты балалаек. Хрестоматия для 1-2 кл. ДМШ/Сост. М. Грелавин.М.,1991
Тематическое планирование.
Примерное распределение учебных часов по годам обучения:
№ п/п |
Содержание работ |
1год |
2год |
3год |
4год |
5год |
6год |
1. |
Посадка, постановка рук |
22 |
10 |
8 |
- |
- |
- |
2. |
Теоретические сведения |
16 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3. |
Гаммы, упражнения |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
4. |
Чтение нот с листа, подбор по слуху |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5. |
Этюды |
8 |
14 |
8 |
8 |
8 |
8 |
6. |
Произведения русских и зарубежных композиторов |
6 |
7 |
7 |
12 |
12 |
12 |
7. |
Обработка народных песен и танцев |
10 |
17 |
17 |
20 |
20 |
20 |
8. |
Повторение концертного репертуара |
- |
8 |
16 |
16 |
16 |
16 |
9. |
Ансамбль |
36 |
36 |
- |
- |
- |
- |
10. |
Социальная практика |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
ИТОГО: Часов в год |
120 |
120 |
84 |
84 |
84 |
84 |
Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке.Л.,1983
Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. Изд. 2-е .М.,1991
Александров П. Способы извлечения звука, приемы игры и штрихи на домре.М.,1975
Методика обучения игре на народных инструментах.Л.,1975
Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре.Л.,1984
Шалов А. Основы игры на балалайке.Л.,1970
Соколов Ф. Русская народная балалайка.М.,1962
Васильев Ю., Широков А. рассказы о русских народных инструментах. М.,1979
Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. «Методика музыкального воспитания».М. «Музыка»-1990
Пересада А. Справочник балалаечника. М.,1977
Панин В. Павел Нечепоренко : исполнитель, педагог,дирижер. М.,1986
Купфер М. «Слово о балалайке» журнал «Наука и жизнь» №8
Андреев В. Статьи. Интервью. Воспоминания./Сост., текстологическая подготовка, примечания Б. Грановского.М.,1986
Петрушин В. Музыкальная психология - учебное пособие для студентов и преподавателей. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца : книга для учителя./Сост. В. Викторов.-М:Просвещение,1981
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.refcentr.ru/
[1] Д. Е. Кабалевский «Воспитание ума и сердца» Глава 4 «С мыслью о Сухомлинском»
Издательство «Просвещение» 1981г.
[2] Панин « Павел Нечепоренко – исполнитель, педагог, дирижер»
Издательство «Музыка» 1986г.
[3] Речь идет о нетрадиционных формах проведения урока
[4] Цифры в скобках обозначают номер сборника в рекомендуемом далее списке.