Реферат: Период "третьей республики" в Турции
XX век стал для Турции эпохой колоссальных перемен во всех сферах общественного бытия. Из отсталой страны с доминирующим феодальным укладом в начале столетия Турция превратилась в динамично развивающееся государство, своеобразный мост между Азией и Европой. Путь, пройденный этой ближневосточной страной, заслуживает самого пристального внимания исследователей разного профиля. Каждый из них обратит внимание не только на яркие особенности и своеобразие турецкого социума, но и на закономерности процессов модернизации восточных обществ в прошлом веке.
Интерес к трансформации политических режимов в Турции обусловлен в значительной мере тем, что комплексного рассмотрения этого процесса как в отечественной, так и турецкой историографии не осуществлялось. В трудах историков, политологов и юристов затрагивались вопросы функционирования политических режимов Турции в те или иные периоды истории XX в. Поэтому постановка вопроса в таком ракурсе представляется вполне оправданной.
Понятие "политический режим", производное от латинскогоregimen – управление, обозначает совокупность способов и средств осуществления власти. При этом в данное понятие включают также представления о специфике политических отношений, формах идеологии, типе политической культуры общества. На уровне публицистики термин употребляется в оценочно-негативном смысле как для персонифицированных оценок (режим А.Пиночета и др.), так и с указанием элит (режим номенклатуры). С точки зрения способов и средств осуществления власти выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические режимы. По формам правления характеризуют парламентские, президентские, монархические, аристократические, республиканские политические режимы. Кроме вышеприведенных толкований в современном социогуманитарном значении существует отождествление понятий "политический режим" и "политическая система". В рассмотрении нашего вопроса последняя трактовка представляется самой оправданной.
В XX век некогда могущественная Османская империя вступила как абсолютистское государство. В стране был установлен режим диктатуры султана Абдул-Хамида II, получивший название "зулюм" (тирания, деспотия)2. В 70-е годы XIX в Абдул-Хамид II задавил движение "новых османов" и отменил действие первой в истории стран Азии и Африки Конституции 1876 г., устанавливающей в стране конституционно-монархический строй по британскому образцу.
Режим Абдул-Хамида II прибегал к многочисленным арестам, ссылкам и тайным убийствам политических противников. Пресекались любые проявления свободомыслия. Все сферы жизни общества ставились под контроль государства. Политический сыск насаждал в стране взаимную подозрительность и покорность властям. Опорой режима были наиболее консервативные слои османского общества – крупные феодалы, вожди племен, высшее мусульманское духовенство, бюрократия. Идеологической основой режима стала доктрина панисламизма, которая давала возможность развивать национальную и религиозную вражду. Кроме того, правительство Абдул-Хамида II допустило такое экономическое проникновение западных стран в империю, которое превратило ее в полуколониальный придаток экономик европейских стран.
Такое положение объективно способствовало возникновению общественного протеста. Наиболее значимым проявлением такого процесса стало Младотурецкое движение конца XIX – начала XX в. Охватив значительные круги военной и гражданской интеллигенции, движение все более активно воздействовало на ситуацию в стране. За неполных два десятилетия своей деятельности оно смогло довести дело до революционной ситуации.
В 1905–1907 гг. прошла первая русская революция. В это же время началось так называемое "пробуждение Азии"5. В Персии в 1905–1911 гг. прошла буржуазно-демократическая революция. В Британской Индии в 1905–1908 гг. был мощный подъем антиколониального движения. В Китае в 1911–1913 гг. прошла антимонархическая Синьхайская революция. В ряду стран, не миновавших революционного взрыва, оказалась и Османская империя.
В июле 1908 г. восстание военных гарнизонов в европейских владениях султана было поддержано в большей части страны. Султан вынужден был созвать парламент и восстановить конституцию 1876 г. После нескольких месяцев двоевластия и попытки контрреволюционного мятежа в апреле 1909 г. в стране установилась власть Младотурецкой партии "Единение и прогресс".
Находясь у власти, младотурки пытались обеспечить благоприятные условия для развития капитализма в стране. Они сосредоточились на реформах государственного аппарата, армии, просвещения. Ряд принятых актов носил позитивный характер. Однако простое заимствование европейских институтов и норм не могло дать ожидаемых результатов. Не решили младотурки и аграрного вопроса. Сохранялось помещичье землевладение и тяжелейшее положение сельского населения. Не захотели младотурки решать и национальный вопрос, взяв на вооружение доктрину тюркизма6.
Придя к власти под лозунгами "свободы, равенства", младотурки вплоть до 1918 г. сохраняли диктаторский режим. Они грубо попирали правопорядок и законность, сводили счеты с политическими оппонентами самыми жестокими способами, стали душителями национально-освободительной борьбы арабов, армян, албанцев. Политический режим младотурок по степени жестокости даже превзошел деспотизм Абдул-Хамида II. При этом формально Османская империя оставалась в это время конституционно-монархическим государством.
Пойдя на союз с Германией, Турция оказалась к 1918 г. в числе стран, потерпевших поражение в Первой мировой войне. В ноябре 1918 г. началась оккупация странами Антанты и ее союзниками турецких владений. Турции грозила полная потеря государственности.
В этих условиях свое веское слово сказал сам турецкий народ. С 1919 по 1923 гг. под руководством генерала Мустафы Кемаля на всей территории Анатолийского полуострова развернулось национально-освободительное движение. Оно не только добилось изгнания интервентов. Оно также привело к созданию новой, республиканской государственности.
29 октября 1923 г. Великое национальное собрание провозгласило Турцию республикой. Первым ее президентом был избран Мустафа Кемаль. 30 октября 1923 г. назначенный премьер-министром Исмет-паша продекларировал программу первого республиканского правительства. Он заявил, что внутри страны правительство будет проводить меры по обеспечению спокойствия и безопасности, а также прогресса и развития. Во внешней политике предполагалось уделять внимание защите и целостности Турецкой республики, а также установлению и развитию дружеских отношений с различными государствами.
Через некоторое время новый парламент издал серию законов, изменивших политический строй и общественные отношения в стране. Был ликвидирован халифат, и из страны высланы все члены османской династии с лишением турецкого гражданства и конфискацией имущества. Упразднялось министерство по делам шариата. Все школы, в том числе религиозные, были подчинены министерству национального просвещения, Административная реформа ввела новые административно-территориальные единицы, подчиненные центральной власти. Наконец, 20 апреля 1924 г. была принята Конституция, которая подтвердила безусловность суверенитета нации и неприкосновенность республиканской реформы правления8. В дальнейшем на протяжении 20–30-х годов М.Кемаль и его сторонники провели целую серию реформ, позволивших стране выйти из состояния отсталости и начать динамичное развитие.
Однако республиканский режим М.Кемаля также нельзя назвать демократичным. Преобразования, пусть даже крайне прогрессивные, проводились в жизнь жесткими авторитарными методами. Хотя дважды, в 1925 г. и в 1931 г., М.Кемаль делал попытки создать двухпартийную систему власти, обе попытки провалились. Слишком велик был риск не только потери личной власти, но и прекращения реформ, в которых нуждалась страна.
Период с 1923 по 1945 гг. может быть охарактеризован как время однопартийного республиканского режима. Те, кто не входил в правящую Народно-республиканскую партию (НРП), не могли вообще участвовать в политическом процессе. Альтернативные точки зрения могли генерироваться только среди ближайших сподвижников М.Кемаля, принявшего в 1934 г. фамилию Ататюрк (отец турок).
Демонтаж однопартийной политической системы был начат в 1945 г. Во многом это было результатом давления извне США и стран Западной Европы, союзников Турции в ходе Второй мировой войны, которые настаивали на введении многопартийности. Наметились серьезные разногласия внутри правящей партии. Исмет Иненю, ставший президентом Турецкой Республики в 1938 г. после смерти М.К.Ататюрка, вынужден был согласиться на создание оппозиционных партий.
В течение трех лет возникло почти два десятка политических партий самой разной ориентации. В 1946 г. были проведены первые парламентские выборы на альтернативной основе. Оппозиционная демократическая партия (ДП) получила 61 место, а независимые кандидаты – 7. Правящая НРП победила, получив 396 мандатов. Но это был ее последний столь впечатляющий результат.
Переход к многопартийному режиму был осуществлен в рамках Конституции 1924 г., которая предусматривала в неявной форме и действие в рамках многопартийности, и осуществление в будущем разделения властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В течение 1945–1960 гг. определенные попытки в реализации указанных тенденций осуществлялись. Однако и правившая единолично до 1950 г. НРП, и сменившая ее у власти Демократическая партия скатывались к авторитарным, жестко силовым методам достижения политических целей9. Правившая в Турции с 1950 по 1960 г. демократическая партия, отказавшись от политики этатизма, ввергла страну в жесточайший кризис. Он был разрешен первым в истории республики военным переворотом в мае 1960 г. Принятая в 1961 г. новая Конституция стала самой демократической. Это была "вторая республика", которая просуществовала 20 лет. Кроме периода 1971–1972 гг., когда военные вновь вмешались в политический процесс, в целом соблюдалась в это время конституционная процедура.
Однако попеременно сменявшие друг друга у власти Партия справедливости и НРП, принявшая социал-демократическую платформу, не смогли разрешить социально – экономические проблемы и обуздать политический экстремизм правого и левого толка. Армии вновь пришлось вмешаться в политику, осуществив в сентябре 1980 г. новый переворот.
С 12 сентября 1980 г. власть в стране перешла к военной верхушке. Был сформирован Совет национальной безопасности (СНБ), который распустил парламент и приостановил деятельность политических партий. Военный режим, руководимый генералом К.Эвреном, просуществовал три года. За это время был наведен жесткий полицейский порядок, сбита волна терроризма, изолированы экстремисты разных мастей. Временное правительство отставного контр-адмирала Б.Улусу провело ряд экстренных стабилизационных мероприятий в экономике. Военные инициировали разработку проекта новой Конституции, которая соответствовала бы современным реалиям в жизни страны.
От разработки нового Основного закона были полностью отстранены представители политических партий. Бюрократия – военная и гражданская – стала творцом новой, "жесткой" Конституции. Она была вынесена на референдум и принята в ноябре 1982 г. Это был первый и, пожалуй, самый важный шаг в формировании политической системы "Третьей республики".
Терминология нумерации империй и республик вошла в научный лексикон историков и политологов на базе исторического опыта Франции XVIII – XX вв. "Вторая империя", "Первая, вторая … пятая Республики". Это и обозначение хронологических границ эпох, и характеристика политических режимов. Подобную исследовательскую модель сейчас пытаются проецировать на Россию и другие страны. Базовым признаком здесь выступает изменение Конституции и всего законодательного фундамента. И в этом смысле исторический опыт Турции в XX в. дает основания выделить и "Третью Республику" как новый, особый этап исторического развития и новый тип политической системы и политического режима.
Конституция 1982 г. выстроена так, чтобы "резко повысить по сравнению с Конституциями 1924 и 1961 годов авторитет государства, осуществить принцип сильного государства, усилить исполнительную власть по сравнению с законодательной и судебной. Наследие идеологии кемализма по самым важным позициям также вошло в Конституцию. Основной закон устанавливал, по существу, режим "управляемой демократии".
Следующим этапом в формировании новой партийно-политической системы стали Закон о политических партиях (апрель 1983 г.) и Закон о выборах депутатов парламента (июнь 1983 г.). По этим актам ужесточались условия организации и деятельности политических партий, устанавливался жесткий контроль за функционированием партийных аппаратов. Преследовалась цель создать именно несколько крупных политических партий, которые могли бы формировать однопартийные правительства. Все это делалось для создания стабильной и жизнеспособной политической системы.
После принятия упомянутых законов СНБ дал разрешение на создание новых партий. За несколько месяцев образовалось 15 партий. Однако на ноябрьские выборы 1983 г. были допущены только три из них: Национал-демократическая пария (НДП), созданная генералитетом, Народническая партия (НП), имевшая социал-демократическую ориентацию, а также Партия Отечества (ПО), собравшая деятелей правоцентристской ориентации.
Итоги парламентских выборов оказались обескураживающими. Набрав 45% голосов, Партия Отечества Тургута Озала сформировала однопартийный кабинет. Проводя активную и в целом успешную экономическую политику, правительство Т. Озала вынуждено было в вопросах политики оглядываться на позицию генерала К.Эверена, ставшего президентом Турецкой Республики.
В 1983–1987 гг. происходило активное формирование партийной системы. Именно в эти годы образовалось около 20 партий, среди которых можно выделить четыре спектра политических организаций: правоцентристский, левоцентристский, происламский и радикально-националистический.
До 1995 г. две правоцентристские партии – "Партия Отечества" и "Партия верного пути" либо самостоятельно, либо в коалиции с другими партиями формировали кабинеты. Парламентские выборы 1995 г. неожиданно принесли наибольшее количество голосов партии умеренных исламистов "Рефах". Лидер партии Н.Эрбакан более года занимал пост премьер-министра. Но политическое давление военных вынудило его подать в отставку, а партия была запрещена Конституционным судом.
Последовавшее за этим правление прозападных кабинетов М.Йылмаза и Б.Эджевита еще более усилило в стране влияние исламистов. На состоявшихся в ноябре 2002 г. парламентских выборах наследница "Рефах" Партия справедливости и развития одержала безоговорочную победу и сформировала однопартийный кабинет.
Означает ли победа умеренных исламистов начало демонтажа светского демократического, прозападного режима, существовавшего пусть даже под жестким контролем военных?
Турция XX в. явила миру редкостный пример политической модернизации. В начале века турецкая Османская империя была стопроцентно абсолютистским государством. В результате Младотурецкого революционного переворота 1908–1909 гг. странапревратилась в конституционно-монархическое государство, просуществовавшее до 1918 г. После нескольких лет героической борьбы турецкого народа против интервентов – стран Антанты и ее союзников началась с 1923 г. эпоха республиканской государственности. При этом сама республиканская государственность как минимум трижды подвергалась серьезной трансформации, и поэтому ныне мы имеем дело с так называемой "Третьей Республикой".
Политический режим, существующий ныне в Турции, при всех скептических оговорках следует оценивать как демократический. Его правовое оформление надлежит признать вполне легитимным. Функционирование системы также было бесперебойным: все процедуры – выборы парламента, президента, формирование правительства и других государственных органов соблюдались четко. Однако практически все парламентские выборы проводились досрочно, чему были весьма веские политические и экономические резоны.
Специфические особенности политического режима, заложенные составителями Конституции, – это сочетание элементов и принципов парламентарной и президентской республик.
При наличии системы разделения властей имеет место достаточно сложное построение судебной системы.
Еще одной специфической чертой политической системы Турции, отмечаемой всеми аналитиками, является особая роль армии. Она по-прежнему остается надгосударственной, или лучше сказать, супергосударственной структурой. Однако после принятия рядапарламентских актов в 2003 г. обозначились пределы возможностей влияния военных на политические процессы.
Политическая система современной Турции абсорбировала самые разные спектры политических сил – от прозападных (право- и леволиберальных) до умеренно-исламистских. При всех проявлениях элементов политической нестабильности система демонстрирует завидную устойчивость и выживаемость. Политический истеблишмент регулярно показывает способность к маневрированию и даже мимикрии.
События последних лет могут привести к формированию новой политической элиты. Потерпевшие поражение на выборах 2002 г. партии вынуждены будут пересматривать и свои программные установки, и свой кадровый и лидерский потенциал.
Парламентское большинство и руководство кабинетом, которые имеют ныне исламисты премьер-министра Р.Т.Эндогана, не смогут изжить традиции республиканских политических режимов XX в. и вернуть страну к исламским устоям периода Османской империи. Обратная трансформация политического режима просто невозможна. А исламисты должны будут играть по демократическим правилам, если они не хотят глобальной дестабилизации и изоляции страны.
турецкий авторитарный кемаль двухпартийный
Список источников и литературы
Басенко Н.А., Доманов В.Г., Запрудский Ю.Г., Кислица С.А., Коновалова Н.Ф., Коротец И.Д., Поцелуев С.П., Смолина Ю.В., Шпак В.Ю. Политология. Краткий словарь. – Ростов-на-дону: Феникс, 2001, с. 270.
Еремеев Д.Е., Метер М.С. История терции в средние века и новое время: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1992, с. 226.
Кинросс Лорд. Расцвет и упадок османской империи / Пер. с англ. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1999, с. 580–581.
Гасратян М.А., Орешкова С.Ф., Петросян Ю.А. Очерки истории Турции. – М.: Наука. Глав. редакция восточ. лит-ры, 1981, с. 140.
Пробуждение Азии. 1905 год и революции на востоке: Сб. ст./ Под ред. М.С. Годеса. – Л.: ЮГИЗ, 1935, с. 228.
Алимов А.А. Революция 1908 года в Турции // Пробуждение Азии. 1905 год и революции на Востоке: Сб. ст. /Под ред. М.С. Годеса. – Л.: ОГИЗ, 1935, с. 69–70.
Шамсутдинов AM. Национально-освободительная борьба в Турции 1918–1923 гг. – М: Наука, 1966. – С. 310.
Миллер А.Ф. Очерки новейшей истории Турции. – М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1948, с. 149.
Новейшая история Турции/ Отв. ред. A.M.Шамсутдинов. – М.: Наука. Главная редакция восточ. лит-ры, 1968, с. 274–275.
Данилов В.И. Политическая борьба в Турции. 50-е – начало 80-х годов XX в. (Политические партии и армия). – М.: Наука. Глав. редакция восточ. лит-ры, 1985, с. 144–145.
Турция. История и современность: Сб. ст./ Отв. Ред. В.И. Данилов. – М: Наука. Глав. редакция восточ. Лит-ры, 1988, с. 264.
Данилов В.И. Турция: борьба за создание вестернизированного демократического общества // Эволюция политических систем на Востоке (Иран, Пакистан, Турция: традиции и демократизация). – М.: Ин-т востоковедения РАН, 1999, с. 203.
Турецкая Республика. Справочник / Отв. ред. Н.Ю.Ульченко, Е.И.Уразова. – М., 2000, с. 130.