Физическая культура и спорт как социальное явление представляют собой одну из социальных подсистем, связанную с другими подсистемами общества и государства. Участники физкультурно-спортивной деятельности в процессе достижения своих целей вступают в отношения между собой и другими субъектами общественных отношений, используя при этом определенные средства, в том числе и правовые. Урегулированные нормами права общественные отношения становятся правоотношениями. По одному из определений, имеющихся в теории права (В.С. Афанасьев, Н.Л. Гранат, 1999), под правоотношением понимается разновидность социального отношения, урегулированного юридической нормой, участники которого обладают взаимными корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, гарантированном и охраняемом государством в лице его органов. Участниками (субъектами) правоотношений могут выступать физические, юридические лица и государство. Мерой такой возможности является правосубъектность - способность быть субъектом права. Правосубъектность организаций определяется статусом юридического лица - юридически закрепленном положением в системе общественных отношений. В юридической науке различают три основных вида правового статуса: общий, специальный и индивидуальный. Общий - единый, одинаковый для всех субъектов. Специальный - статус, отражающий особенности положения определенных категорий субъектов. Индивидуальный - фиксирующий конкретику отдельного субъекта.
В целях настоящего исследования общий правовой статус мы понимаем как законодательно установленное правовое положение организаций - юридических лиц.
Оформление правового статуса ОКР в соответствии с российским законодательством обусловлено положением пункта 5 правила 32 Олимпийской хартии 1, устанавливающем, что национальным олимпийским комитетом Международный олимпийский комитет может признать лишь организацию, юрисдикция которой совпадает с правилами страны, в которой она основана и где имеется ее главное управление. В правоведении под юрисдикцией понимается сфера отношений, на которую распространяется законодательно предусмотренная для субъекта правоотношений возможность осуществления определенных действий. "Совпадение с правилами страны" должно подтверждаться актом государственной регистрации организации, значение которого состоит в том, что таким актом признаются законными ее создание, а также возможность совершения дальнейших действий, предусмотренных ее учредительными документами, для достижения своих целей.
Олимпийский комитет России является юридическим лицом, что предусмотрено статьей 1 его Устава)2. Согласно ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяе мом законом о регистрации юридических лиц. На этой стадии организации вступают в административно-правовые отношения с органами государственной регистрации, то есть становятся участниками правоотношений в сфере государственного управления. В таких правоотношениях одним из участников всегда выступает орган исполнительной власти. В рассматриваемом случае исполнительную власть в отношениях представляло Министерство юстиции РФ, поскольку ОКР, являясь общероссийским союзом общественных объединений, согласно ст. 21 Федерального закона "Об общественных объединениях" подлежал регистрации именно этим органом исполнительной власти.
В результате регистрации ОКР приобрел общий правовой статус юридического лица, понятие которого дано в Гражданском кодексе РФ.
Согласно ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации и прекращается после внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о завершении ликвидации (ст. 49, 51, 63 ГК).
В соответствии со ст. 52 ГК юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. Из изложенного следует, что учредители юридического лица при создании организации руководствуются гражданским законодательством.
Специальные правовые статусы ОКР основаны на различных законодательных и иных правовых актах.
Гражданский кодекс разделяет юридические лица на коммерческие и некоммерческие организации. Согласно Уставу ОКР является некоммерческой организацией . Федеральный закон "О некоммерческих организациях" таковой называет организацию, не имеющую извлечение прибыли основной целью своей деятельности и не распределяющей полученную прибыль между участниками (ст. 2 закона). Некоммерческие организации могут создаваться, в частности, в целях достижения образовательных целей, в целях развития физической культуры и спорта. В учредительных документах некоммерческой организации должно содержаться указание на характер ее деятельности. Уставом ОКР установлена физкультурно-оздоровительная и спортивная направленность его деятельности.
Из числа предусмотренных названным выше законом форм некоммерческих организаций ОКР создан в форме общественного объединения - добровольного объединения граждан, в установленном порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. В этой форме реализуются конституционные права граждан на объединение. Статьей 5 Федерального закона "Об общественных объединениях" предусмотрено, что право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно, путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения. Из текста ст. 1 и 6 Устава следует, что ОКР учреждался вторым из указанных способов, поскольку в них содержится указание на создание его общественными объединениями. В связи c изложенным представляют интерес данные исследования, проведенного А.А. Дарковым (1999), который установил, что по состоянию на 1993 г. Министерством юстиции было зарегистрировано 197 объединений содействия физкультурно-спортивному движению, физкультурно-спортивных объединений и объединений по отдельным видам спорта. Для сравнения можно привести данные по некоторым объединениям с другими уставными целями: политические партии - 96; объединения в социальной сфере - 47; молодежные и детские - 31. Приведенные данные показывают, что форма общественного объединения оказалась востребованной в системе физической культуры и спорта и весьма активно используется.
Хотя некоммерческие организации не могут создаваться с целью извлечения прибыли, это не означает, что они не имеют права осуществлять предпринимательскую деятельность. Правовой статус некоммерческих организаций как субъектов предпринима тельской деятельности обосновывается положениями ГК о праве осуществления предпринимательской деятельности, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (п. 3 ст. 50). Согласно п. 2 ст. 24 ФЗ "О некоммерческих организациях" предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществе на вере. Правовой режим доходов от такой деятельности для общественных объединений установлен статьей 37 ФЗ "Об общественных объединениях", согласно которой эти доходы не могут перераспределяться между членами и участниками и должны использоваться непосредственно достижени. уставных целей.
Отдельные виды деятельности, в том числе и предпринимательской, юридическое лицо может осуществлять лишь на основании специального разрешения (лицензии). Для этого оно должно получить статус лицензиата , подтверждающий его право на осуществление конкретного вида деятельности. Так, в соответствии с ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежат лицензированию предусмотренные Уставом ОКР организация и проведение лотерей, а также издательская деятельность.
Индивидуальный статус ОКР обусловлен положениями Олимпийской хартии и его Устава, согласно которым ОКР: признан МОК; создан в целях всемерного развития и защиты олимпийского движения в стране; имеет задачами пропаганду основополагающих принципов олимпизма, осуществление мер по обеспечению подготовки и успешного выступления сборных команд России на Олимпийских играх; имеет исключительное право на использование одобренных МОК и принадлежащих ОКР эмблемы, флага, девиза и символики с их использованием. Кроме того, ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части, касающейся деятельности ОКР, законодательно закрепляет его индивидуальный статус и правовые основы деятельности ОКР в соответствии с законодательством Российской Федерации, Олимпийской хартией Международного Олимпийского комитета и Уставом.
В завершение данной работы хотелось бы отметить, что в ней практически только обозначена задача по исследованию правового статуса ОКР. Каждый из рассмотренных статусов заслуживает отдельного изучения. Учитывая множественность специальных статусов, представляют научный интерес и правоотно шения ОКР, не рассматривавшиеся в рамках данного исследования.
Настольная книга спортивного менеджера: Справочное пособие / Авторы-составители: Золотов М.И., Кузин В.В., Кутепов М.Е., Сейранов С.Г. М.,1997, с. 245-257.
С. Воронин. Правовой статус олимпийского комитета России (общий, специальный, индивидуальный).