Реферат
Проблема эмансипации женского населения стран Магриба
Политическая модернизация в странах Магриба продиктована желанием правящих кругов этих стран преодолеть экономические и политические трудности за счет активизации деятельности разных слоев населения и мобилизации наиболее дееспособных сегментов общества. Как писала американский политолог Л.ранд, «политическая либерализация – это демократический процесс, связанный с беспрецедентным расширением действующих лиц на политической сцене» (1, с. 3).
По мере углубления процесса политической модернизации в странах Магриба складываются силы и вне существующей политической системы. Одной из таких новых сил становится формирующееся женское движение, медленно и трудно пробивающее себе дорогу в таких традиционных и консервативных мусульманских странах, как Алжир, Марокко и Тунис.
Еще в 1932 г. В Алжире состоялся международный съезд женщин из стран Средиземноморья. Однако он был преимущественно европейским по духу и по составу участниц. Начало женскому движению было положено участием женщин в борьбе за независимость. Алжирские женщины сыграли заметную роль в боевых действиях или заменяли ушедших на войну мужчин на производстве. В 40-е годы XX столетия возникли первые женские организации в Марокко. В Тунисе созданные еще в 1936 г. первые женские организации были ориентированы на распространение образования. В 1945 г. был образован Союз тунисских женщин (СТЖ), в который вошло 30 тыс. человек. Почти повсеместно возникли благоприятные условия для развития женского движения за равноправие. Осознание ими своей новой роли в обществе повлияло в дальнейшем на динамику женского движения. Тем более, что власти получивших независимость государств создали правовую основу для подобной деятельности, чему способствовала и проводимая правительствами политическая модернизация.
Вклад женщин в освободительную борьбу заставил руководство Фронта национального освобождения (ФНО) Алжира обратить внимание на проблему женской эмансипации. Первые документы ФНО – Сумманская (1955 г.) и Триполийская (1962 г.) программы и Алжирская хартия 1964 г. – в качестве одной из важнейших задач алжирского общества выдвинули достижение равноправия женщин. Однако после отставки президента А.Бен Беллы в стране возобладала тенденция на укрепление норм мусульманской морали. В Конституции и Национальной хартии 1976 г. эмансипация женщин декларируется, но при соблюдении морально-этических норм ислама. Проекты создания кодекса семейного права в 1963, 1966 и 1973 гг. так и не были вынесены на всенародное обсуждение.
Принятая в 1962 г. марокканская конституция гарантировала равенство всех граждан. Марокканский уголовный кодекс предполагал суровое наказание за насилие сексуального характера. Персональный же статут – муддавана – основывался на мусульманском праве.
Наиболее прогрессивным было законодательство в Тунисе, где, как считает известный местный политик и общественный деятель С. Шаабан, «нет ни одного закона, в той или иной мере дискриминирующего женщину»
Еще Кодекс гражданского состояния 1956 г. законодательно закрепил равноправное положение тунисской женщины. Тунис является единственной страной, где статьей 18 кодекса запрещена полигамия. За нарушение предусмотрено уголовное наказание. Согласно закону, женщина обладает всей совокупностью гражданских и политических прав. Роль государства оказалась основополагающей для решения и семейных проблем женщин. В начале 60-х годов в Тунисе, например, была принята программа планирования семьи, благодаря которой стало возможным ограничение числа детей в семье.
Такая политика была связана с особенностями становления государственности, ориентированной на светский характер власти, с авторитетом президента X. Бургибы в стране, где влияние традиций оказалось меньше, чем в соседних, более консервативных странах. Но кодифицирование семейного права во всех трех странах стало первым шагом на пути эмансипации женщин.
В Тунисе законный статус и государственное субсидирование в условиях однопартийного режима получил Национальный союз тунисских женщин (НСТЖ), который создал 123 отделения не только в городах, но и во всех районных центрах, а также в сельской местности.
Цели и задачи организации были разнообразны. Среди них первостепенным было обучение женщин грамотности, в связи с чем при многих отделениях были созданы курсы ликвидации неграмотности. Кроме того, задачей союза стало обучение женщин ремеслу. НСТЖ участвовал в создании швейных мастерских в гг. Тунис, Кайруан, Табарка и др., а также трикотажной фабрики. Организация работы на дому обеспечила существование 2 тыс. надомниц [3, 1961, № 12, с. 43].
В рамках союза работала специальная комиссия по воспитанию молодежи, издавался женский журнал «Файза». Газета «Аксьсон» адресовала женщинам специальную страницу (рецепты блюд, уход за детьми, новинки моды, новости культурной жизни). Специальная программа для женщин была создана на радио.
В 1961 г. Союз насчитывал 600 тыс. членов, а его президент со дня основания – Радия Хаддад – была единственной женщиной – членом парламента. На съезде Социалистической дустуровской партии в 1971 г. она была избрана в ЦК партии. Однако в 1973 г. была выведена из его состава за принадлежность к «либеральному клану» и «за свою манеру вести полемику.
Национальный союз алжирских женщин (НСАЖ) также был создан властями в рамках однопартийного режима в 1982 г. и насчитывал 200 тыс. членов (по другим данным, более 100 тыс. членов) [5, с, 7]. Во всяком случае, в 1974 г. численность НСАЖ составляла 126 тыс. членов, а в 1978 г. возросла до 152 тыс. [6, с. 1–11]. Первоначально организация состояла из учащихся и студенток, а позже, по мере осуществления аграрной реформы, в нее пришли сельские женщины. Улучшение положения 5 млн. крестьянок стало одной из задач союза, в связи с чем была начата подготовка к первому конгрессу Союза алжирских крестьянок и разработка устава.
Деятельность организации курировалась и контролировалась руководством партии ФНО. Члены высшего руководства выступали на съездах НСАЖ, ставя перед ним очередные задачи. Так, на съезде в 1978 г. выступили президент Х.Бумедьен и руководитель аппарата партии С. Яхьяуи/
Борясь за женское равноправие, НСАЖ активно поддерживал социалистические преобразования, всемерно подчеркивая, что эмансипация женщин «никоим образом не означает отступления от моральных принципов». Практически деятельность союза ограничивалась культурно-просветительской работой. Представительницы союза не были допущены к обсуждению проектов семейного кодекса, хотя они активно занимались проблемами семьи. Алжирки участвовали в деятельности международных форумов, в том числе и в работе Конференции африканских женщин.
В сентябре 1970 г. в Рабате был проведен первый региональный семинар женских организаций стран Магриба – Алжира, Туниса, Марокко и Мавритании. Участницы семинара обсудили социальные, профессиональные и политические проблемы, стоящие перед женщинами этих стран. Было решено создать Региональный комитет по координации деятельности женских организаций этих стран. В дальнейшем предполагалось создать Всеобщую федерацию женщин Магриба.
Между тем в Марокко после обретения независимости деятельность женских организаций почти сошла на нет. Только в 1962 г. по инициативе влиятельнейшего в то время профцентра – Марокканского союза труда – был организован Прогрессивный союз марокканских женщин. Он выступил за пересмотр юридического статуса женщин, за отмену их дискриминации, ограничивающей участие в политической, экономической и социальной жизни. Кроме того, действовала Лига защиты детства и санитарного образования. Она имела благотворительный характер и вела работу по обеспечению детских приютов медикаментами, оборудованием, а также пропагандировала среди населения элементарные гигиенические навыки.
Однако направляющая роль монарха оказалась самой оригинальной особенностью демократического процесса в отношении женщин. В 1969 г. по инициативе короля Хасана II в Рабате собрались 300 представительниц видных семей Марокко, которые образовали Национальный союз марокканских женщин. Это была чисто придворная организация, не имевшая никакого политического веса, но создавшая Марокко имидж страны, заинтересованной в раскрепощении женщин.
В дальнейшем курс на политическую модернизацию, продиктованный желанием правящих кругов преодолеть экономические и политические трудности, положительно повлиял на институционализацию женского движения. Во многом благодаря этому обеспечивалось совершенствование законодательства в сфере семейных отношений.
В Марокко в 1976 г. насчитывалось 76 женских организаций, среди них Демократическая ассоциация женщин Марокко, Союз за женскую активность, Марокканская ассоциация за права женщин, которые боролись за улучшение политического и общественного положения женщин помимо традиционного обучения их правилам гигиены, планирования семьи и т.п..
Тунис стал единственной страной, где повышение статуса женщины было одной из главных задач государства. Поэтому женской части населения удалось сыграть важную роль в модернизации страны. Либерализация женского движения проходила в Тунисе в два этапа на фоне экономических кризисов: с конца 70-х до 1983 г. и с ноября 1987 до 1989 г. К 1975 г., когда была принята первая, настоящая программа модернизации страны, доля женщин составляла уже 19% в совокупной рабочей силе (в 1966 г. – только 6,2%). Уровень женской грамотности вырос за этот период с 17 до 32%.
Одна за другой возникали женские организации, которые ставили своей целью достижение «адекватного баланса» между вовлечением женщин в экономическую жизнь и гармонизацией семейных отношений. Однако их влияние на состояние социальной сферы оказалось минимальным.
В женском движении были периоды взлетов и падений: 80-е годы характеризовались как «золотое время» по сравнению с 90-ми годами. Государство постоянно регламентировало деятельность женских организаций, не позволяя им выходить за установленные рамки. «Их завоевания будут достаточно прочными только в том случае, если сами они займут позицию в общенациональном диалоге, если будут широко представлены в партийных и государственных структурах». Это мнение, высказанное цитировавшимся С. Шаабаном, можно действительно считать справедливым.
Тунисские женщины принимают активное участие в деятельности и Демократического конституционного объединения, и партий демократической оппозиции, в общественных организациях и в избирательных кампаниях. Так, в парламентских выборах 1989 г. участвовали всего 260 тыс. женщин, а в 1994 г. – 1 миллион [11, с, 148].
В 1993 г. в закон о личном статуте были внесены дополнения, значительно расширявшие права тунисских женщин. Ныне они наряду с мужчинами – и на тех же условиях – могут осуществлять опеку над детьми. Женщины, состоявшие в смешанном браке, получили право (раньше распространялось только на отца) передавать свое гражданство несовершеннолетним детям. Такой прогрессивный подход в женском вопросе повлиял на то, что именно Тунис стал местом проведения международного женского форума в 2002 г.
В начале 80-х годов политические партии Марокко проявили интерес к положению угнетенных сельских слоев населения, в том числе молодежи и женщин. Появились 29 самостоятельных женских организаций, функционирующих вне политических партий. Большинство этих организаций существовало в виде женских клубов, где, помимо просветительской и образовательной деятельности, проводились дискуссии и семинары по проблемам занятости, планирования семьи и т.п.
Постепенно информация об этих клубах распространялась по стране, что приводило к появлению новых подобных организаций. И хотя женщины не стремились к политизации своей деятельности, в 1986–1988 гг. почти все эти клубы прекратили свое существование по политическим соображениям. Одни из них были лишены лицензий, другие закрылись по разным причинам.
Тем не менее в 1985 г. возникла Демократическая ассоциация марокканских женщин (ДАМЖ), выступившая с собственной программой деятельности. Она включала развитие общего и профессионального образования женщин, борьбу с проституцией и т.п. Новые женские организации возникли в ряде районов страны. В 80–90-е годы появились специальные женские издания: журналы, серии книг, авторами которых были преимущественно женщины. Они освещали социально-экономические и политические проблемы страны с учетом положения женщин.
Война в Персидском заливе послужила толчком для социальной активности марокканцев, в том числе и женщин. В 90-е годы появились женские организации, проповедующие равенство между полами во всех сферах жизни, выступающие за изменение законодательства. Хотя эти организации работали в разных условиях, все они были ограничены в финансах и не могли полноценно пропагандировать свою деятельность, к тому же женские организации постоянно подвергались политической дискриминации.
Женские организации Марокко в целом имеют долгую историю, но число вовлеченных в них женщин незначительно. Женское движение остается слабым и ограничивается преимущественно городами, прежде всего Рабатом и Касабланкой. Все женские организации ориентированы на Работу с представительницами привилегированных сословий и средних слоев населения. Они не только не мобилизованы на решение задач политической и экономической модернизации, но и не стремятся к серьезному изменению статуса женщин. Да и возможности, и интерес к вовлечению женщин в подобную деятельность очень ограничен в стране, где удельный вес неграмотных женщин составляет 67% (в сельской местности – 83%), а большинство населения пребывает если не в абсолютной, то в относительной бедности.
Тем не менее естественным путем ситуация с женщинами улучшается. Например, согласно Кодексу персонального статута 199З г., является необходимым присутствие супруги в суде при объявлении о разводе, хотя на практике это правило по-прежнему может игнорироваться. В 1999 г. Кодекс персонального статута претерпел известную реформу, но женщины по-прежнему подвергаются дискриминации в том, что касается брачных отношений, развода и наследования. Супружеское насилие остается довольно частым явлением в семье.
Королевское правительство внесло новые предложения по реформированию кодекса, однако они встретили противодействие исламистов. Особенно это касается изменения юридического статуса женщины в браке и в вопросах, касающихся семьи. 12 марта 2000 г. в Рабате прошла манифестация в честь международного женского праздника, на которую вышли 50 тыс. человек. В ответ исламисты, протестуя против подобных реформ, организовали контрманифестацию в Касабланке, на которую вышли 150–200 тыс. человек. В июле 2000 г. большинство имамов государственных мечетей осудили в своих проповедях деятельность президента женской организации Айши Шенны, которая занимается социальной адаптацией незамужних матерей с незаконнорожденными детьми.
В условиях демократизации «сверху» в Марокко был создан пост государственного секретаря по социальной защите семьи и ребенка. В начале 2001 г. совместно с соответствующими организациями ЕС в Марокко был открыт Центр помощи одиноким женщинам. Кроме того, соответствующие службы при госсекретаре должны заниматься женскими проблемами. В декабре 2000 г. правительство подписало соглашение с Демократической ассоциацией марокканских женщин о координации программы достижения равенства полов.
Более драматичная ситуация складывается в Алжире, где переход к демократии был более резким, чем в Марокко и Тунисе, что обусловило возрождение религиозного фактора в политике. При этом позиции властей и исламистов в женском вопросе практически смыкаются.
Правовой основой положения женщины стал Кодекс семьи 1984 г., который фактически зафиксировал традиционное в мусульманском праве преимущество мужчины над женщиной, легализовал полигамию. Если заключение брака регулировалось обычным правом, то кодекс признал обязательность юридической процедуры развода, но узаконил неравенство женщины при разводе.
Новая редакция Национальной хартии Алжира и принятая на ее основе конституция 1986 г. опирались на исламские традиции. Их отличал более ортодоксальный подход к женскому равноправию. Из Конституции 1989 г., несмотря на введение некоторых демократических свобод, исчезли статьи, посвященные статусу алжирской женщины и гарантиям ее прав. В условиях развернувшейся гражданской войны вопросы женской эмансипации вообще перестали подниматься. Таким образом, в современном Алжире, где лозунги умеренных исламистов разделяет руководство страны, а общество захлестнула волна исламистского насилия, вопрос о женской эмансипации отпал сам собой.
Национальному союзу алжирских женщин в этих условиях приходится вступать в конфликт с властями под постоянной угрозой роспуска организации. Как свидетельствует С.Шаабан, «женщины проявили истинный героизм и бесстрашие в борьбе с агрессивным фундаментализмом» [13, с. 149]. Даже проект семейного кодекса 1984 г., будучи более умеренным, чем принятый, который фактически узаконил шариат, вызвал массовые манифестации женщин и нарекания части членов партии ФНО.
Женские организации во всех трех странах ориентированы в основном на городскую среду и остаются относительно слабыми. Женская занятость в общественном труде довольно ограничена. Женщины задействованы преимущественно на непрестижных должностях в производстве, сфере услуг и т.п. Однако появились женщины-врачи, педагоги, писательницы, журналистки и т.п. Единицы из них заняли руководящие должности в политических и общественных организациях, стали депутатами парламента, министрами и послами, как марокканская принцесса Лалла Айша в Италии. Однако по мере осуществления экономической либерализации вопрос о женской эмансипации все равно остается на повестке дня.
Пока же женская мобильность вне дома очень незначительна. Воспитанный в женщинах консерватизм зачастую заставляет их противиться модернизационному процессу. Они или не видят альтернативы старому порядку, или не хотят его менять. Консервативный характер общества, промышленная отсталость и подавление в большей или меньшей степени активности всех граждан значительно ограничивает участие женщин в общественной сфере этих стран.
Три страны демонстрируют различные подходы к решению женского вопроса в зависимости от уровня политической и социально-экономической модернизации. Это свидетельствует о слабой степени демократизации общества, ее верхушечном характере. Политика по-прежнему остается монополией государства. Отсутствуют прочные гарантии базовых политических и гражданских прав и свобод. Для этих мусульманских стран мало подходит европейская концепция эмансипации женщин, как и заимствованные демократические институты. Переход к демократии в странах, где господствующие позиции принадлежат традиционно консервативным силам, зависит от степени подготовленности к нему общества, от степени демократичности экономики. Формальная декларация гражданских прав и свобод оказывается невыполнимой на практике.
мусульманский эмансипация равноправие женщина
Список литературы
Садок Шаабан. Тунис: путь к политическому плюрализму. Курс президента Зина аль Абидина бен Али. – М., 1996.
Азия и Африка сегодня.
Независимые страны Африки. 1980 (Справочник), ч. I. – М., 1981.