Введение
В настоящее время Кыргызстан переживает сложный период своего развития в связи с переходом на рельсы рыночной экономики. C момента обретения независимости в Кыргызской Республике произошла кардинальная трансформация развития производственных отношений, соответствующая новым условиям.
При переходе от централизованной командной системы управления к регулируемой рыночной модели экономического развития, одной из наиболее сложных проблем является проблема создания - научно познанных и аргументированных правил поведения в сфере экономики, делающих их юридически обязательными для всех участников соответствующих общественных отношений, а также добиться реального воздействия норм права на экономику.
Центральной фигурой в народном хозяйстве, творцом и основным действующим лицом проводимых в настоящее время в Кыргызстане экономических реформ является предприниматель. Президент Кыргызской Республики в «Обращении к нации» 25 января 2009 г. подчеркнул что, на ближайшие годы главенствующей идеологией нашей страны при реализации национальных интересов будет идеология разумного баланса. Необходимо обеспечить баланс между инновациями и сохранением национального своеобразия, между рынком и государственным регулированием. Одним из главных национальных интересов он назвал «Экономическую самостоятельность и достойную жизнь наших граждан»1.
В настоящее время в Кыргызстане в области предпринимательской деятельности методология и система правового регулирования только формируются. На сегодняшний день единая и целостная система правоотношений в сфере предпринимательства еще не сложилась. В действующем национальном законодательстве содержится большое количество спорных вопросов и пробелов в части создания, деятельности и ликвидации, различных организационно - правовых форм юридических лиц, занимающихся предпринимательством. Нередко правовые акты, принимаемые в этой сфере, являются лишь реакцией на пробелы в законодательстве, ущемления прав и интересов граждан, кредиторов, злоупотребления, получившие широкую огласку в средствах массовой информации. Попытки механического заимствования иностранного законодательства нередко приводят к появлению неудачных правовых норм. Использование подобного опыта должно основываться на широком применении сравнительно-правовых методов, серьезном анализе возможности использования в условиях Кыргызстана норм, аналогичных положениям зарубежного законодательства.
Таким образом, уяснение сущности предпринимательства и его роли в общественной жизни Кыргызстана требует всестороннего, комплексного подхода, ретроспективного и сравнительно-правового анализа его развития.
Представляется возможным анализ современных проблем, определение тенденций и перспектив развития законодательства в сфере предпринимательства. Указанные обстоятельства явились решающими в выборе темы настоящего диссертационного исследования.
Система источников права в сфере предпринимательства
Поведение участников гражданских правоотношений, включая и правоотношения, возникающие в сфере предпринимательства, регламентируется не только законами, иными нормативными правовыми актами, нормами международного права, но и условиями заключаемых договоров, принимаемых обязательств, обычаями делового оборота, применением аналогии закона и аналогии права. Законодатель вторгается в регулирование поведения субъектов гражданского права, в том числе и в предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это необходимо для соблюдения публичного интереса и интересов других граждан.
В мировой практике структура источников (форм) права, регулирующих предпринимательскую деятельность, формируется под влиянием концепций соотношения гражданского права, с одной стороны, и торгового права - с другой. В современном мире развитие товарно-денежных отношений влечет за собой включение в торговый оборот практически любых материальных и нематериальных ценностей (кроме объектов, изъятых из оборота), расширение сферы торговых сделок, т.е. идет процесс "коммерциализации" права, поэтому многие принципы и нормы торгового права внедряются в гражданское. Вследствие этого, границы между гражданским и торговым правом в настоящее время довольно трудно установить. В результате этого некоторые западные европейские государства объединили гражданское и торговое право, упразднив свои торговые кодексы (Швейцария и Италия). Гражданский кодекс Нидерландов регламентирует не только гражданские, но и торговые отношения. Но имеются и иные подходы к этой проблеме. В некоторых странах Западной Европы продолжают действовать торговые кодексы, например, торговый кодекс Франции 1807 года. В Германии применяется Торговое уложение 1897 года с изменениями и дополнениями.
В настоящее время во многих государствах континентальной Европы и Латинской Америки сложилась система частного права, где наряду с нормами общего гражданского права имеются специальные нормы, регламентирующие организацию и ведение торговой или предпринимательской деятельности. Совокупность этих норм рассматривается как особая самостоятельная область — торговое (предпринимательское) право. В этих правовых системах проблема разграничения гражданского права и торгового (предпринимательского) права является достаточно непростой проблемой. Существование дуализма частного права в таком аспекте признается как зарубежными, так и отечественными специалистами.
Дуализм права в этом случае проявляется в наличии двух относительно самостоятельных систем источников права. Прежде всего, в одновременном существовании гражданских и торговых кодексов. В некоторых странах имеются особые торговые суды, которые рассматривают споры с участием коммерсантов.
Все это порождает вопрос о разграничении гражданского и предпринимательского права. Иногда эта проблема разрешается путем определения круга лиц, признаваемых коммерсантами либо предпринимателями, а также установления перечня сделок, которые считаются торговыми (например, в Германии).
Законодательство о предпринимательстве и предпринимательских структурах еще проходит первоначальную "обкатку" на практике и, несомненно, будет исправляться и разрастаться, особенно в части защиты прав акционеров, учредителей коммерческих организаций, в том числе от вмешательства разных государственных структур. Начало 90-х годов XX века в истории Кыргызстана ознаменовалось переломными явлениями в экономической, политической и социальной областях жизни. Все это потребовало незамедлительного, нового правового регулирования, поскольку законодательство советского времени уже не могло обеспечить функционирование нового экономического механизма. Правовое регулирование было осуществлено в сжатые сроки. Это законодательство преобразило нашу экономическую жизнь и «сконституировало» принципиально новое явление, каким стало предпринимательство, хотя не все акты законодательства и на всех этапах его становления были совершенными, отвечающими запросам общества.
Характеризуя в общем плане нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности, заметим, что с точки зрения источников (формы) права, - это законы, в том числе Основной Закон - Конституция Кыргызской Республики, и подзаконные акты.
Прежде чем перейти к краткому анализу основных направлений законодательной деятельности в области предпринимательства, необходимо отметить значение двух стержневых правовых актов:
- Конституция Кыргызской Республики принятая 5 мая 1993 г. заложившая фундаментальные положения правового регулирования в условиях нового политического и социально-экономического строя; -Гражданский кодекс Кыргызской Республики Часть 1,2 принятые соответственно 1996, 1998 гг. как крупнейший кодифицированный акт, регулирующий имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, составляющие основной элемент предпринимательской деятельности.
Нормы гражданского законодательства, отражающие особенности правового регулирования в сфере предпринимательства, образуют обширную систему правовых предписаний, содержащихся как в разделах ГК КР, так и в законах Кыргызской Республики.
По многим позициям практика такова, что подзаконные акты опережают законодательное регулирование, как бы прокладывая ему дорогу, беря на себя функцию апробации того либо иного решения, в дальнейшем получающего законодательное решение. С нашей точки зрения подобная практика имеет право на существование, поскольку она основывается на соответствующих положениях ст. 47 Конституции Кыргызской Республики, которая гласит: 1.Президент на основе и во исполнение Конституции и законов издает указы и распоряжения. 2. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории Кыргызской Республики.
Думается эта формула дает возможность Президенту Кыргызской Республики в полной мере осуществлять возложенные на него как главу государства полномочия в проведении внутренней политики государства в части реализации задач по развитию и поддержке предпринимательства.
Значение Указов Президента КР в системе регулирования предпринимательской деятельности, очевидно. В виду многочисленности принятых за последние годы указов, остановимся на наиболее важных из них.
Так, принимая во внимание, возросшее в современных экономических условиях значение работы по своевременному и справедливому разрешению возникающих в сфере предпринимательства хозяйственных споров, в целях повышения эффективности судебной деятельности, укрепления дисциплины гражданско-правового договора (соглашения, контракта), обеспечивающих выполнение хозяйствующими субъектами принятых на себя обязательств 7 октября 1999 г. был принят Указ Президента КР « О мерах по усилению судебной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности».
В целях совершенствования государственного регулирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и установления организационно – правовых норм, способствующих дальнейшему развитию экономической активности граждан 16 февраля 2000 г. был принят Указ Президента КР «О мерах по совершенствованию государственного регулирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В целях реализации задач по развитию и поддержке предпринимательства, определенных в Комплексной основе развития Кыргызской Республики до 2010 года, формированию благоприятной предпринимательской среды и совершенствования привлечения иностранных инвестиций в республику, исключения необоснованного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов предпринимательства 25 апреля 2002 г. был принят Указ Президента КР « О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере регулирования инвестиционной и иной предпринимательской деятельности».
В целях обоснования целесообразности вмешательства государства в сферу предпринимательской деятельности оценки адекватности и эффективности предполагаемого нормативного регулирования за последние годы был принят ряд Указов Президента КР как например: Указ от 23 июля 2007г. «О мерах по ограничению вмешательства контролирующих правоохранительных и иных государственных органов в работу субъектов предпринимательства». Указ от 2 июля 2007 г. «О мерах по совершенствованию порядка проведения проверок субъектов предпринимательства». Указ от 23 июля 2007 г. «О некоторых мерах по оптимизации разрешительно-регулятивной системы в Кыргызской Республике». Указ от 22 апреля 2008 г. «О моратории на проверки, проводимые Налоговой службой Кыргызской Республики, и сокращения количества проверок субъектов предпринимательства, осуществляемых другими уполномоченными контролирующими органами Кыргызской Республики». Указ от 9 декабря 2008 г.«О совершенствованию государственной политики в области регулирования предпринимательской деятельности».
предпринимательство право юридический регулирование
2. Классификация источников права в сфере предпринимательства
Самое трудное в конструировании предпринимательского права – придание системности ее нормам. Если взять за основу классификацию источников права в сфере предпринимательства национальных ученных К.С. Раманкулова и А.А. Орозалиевой, то правовое регулирование предпринимательской деятельности ведется по четырем основным направлениям, которые корреспондируют четыре крупных блока нормативных актов.
Первый блок - определяет внутренние отношения в конкретном субъекте предпринимательской деятельности. К ним можно отнести следующие: Закон КР от 27 марта 2003 г. №64 «Об акционерных обществах»2, Закон КР от 15 октября 1999 г. №111 « О некоммерческих организациях»3, Закон КР от15 ноября 1996г. №60 « О хозяйственных товариществах и обществах»4, Закон КР от 11 июня 2004 г. №70 «О кооперативах»5, Закон КР от 3 июня 1999 г. №47 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»6, Закон КР от 14 августа 2003 г. № « О риэлтерской деятельности в Кыргызской Республике»7.
Второй блок - регулирулирует отношения по «вертикали» меду субъектами предпринимательской деятельности, с одной стороны, и органами государственной власти и органами местного самоуправления, с другой стороны. К ним можно отнести следующие: Закон КР от 29 апреля 2002 г. №76 «О бухгалтерском учете»8, Закон КР от 8 октября 1999г. №106 «О естественных монополиях в Кыргызской Республике»9, Закон КР от 2 марта 2002 г. №31 «О приватизации государственной собственности в КР10, Закон КР от 12 июля 1996 г. №39 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними»11, Закон КР от 21 июля 1998 г. № 95 « О рынке ценных бумаг»12, Закон КР от 14 января 1998 г. №8 «Патентный закон»13, Закон КР от 18 октября 1999 г. №112 «О медицинском страховании граждан в КР»14, Закон КР от 10 января 2003 г. №2 «О базовых ставках акцизного налога на подакцизные товары, ввозимые и производимые юридическими и физическими лицами в КР»15, Закон КР от 27 марта 2003 г. №66 «Об инвестициях в Кыргызской Республике»16, Закон КР от 26 июля 1997 г.№92. «Об инвестиционных фондах»17. Закон КР от 12 июля 1996 г. № 39. «О государственной регистрации юридических лиц»18.
Третий блок – опосредует отношения субъектов предпринимательства с банками и иными кредитными организациями, органами по валютному регулированию и контролю. К ним относятся следующие: Закон КР от 29 июля 1997 г. № 60 «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике»19, Закон КР от 29 июля 1997г. № 59 «О Национальном банке Кыргызской Республики»20, Закон КР от 5июля 1995 г. № 61. «Об операциях в иностранной валюте»21, Закон КР от 23 июля 1998 г. № 96 «Об организации страхования»22, Закон КР от 12 января 1994 г. «О применении контрольно – кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»23, Закон КР от 15 февраля 2004 г. № « О консервации, ликвидации и банкротстве банков»24
Четвертый блок – регулирует отношения субъектов предпринимательства по «горизонтали» - со своими партнерами по экономической деятельности. К ним относятся следующие: Закон КР от 15 апреля 1994 г. №1487 – X11, «Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции»25, Закон КР от 29 июня 1992 г. № 915-X11 «О товарной бирже и биржевой торговле в Республике Кыргызстан»26, Закон КР от 14 января 1998 г. №7 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»27, Закон КР от 10 декабря 1997 г. №90 «О защите прав потребителей»28, Закон КР от 1 февраля 2001 г. № 15 «О защите прав предпринимателей»29, Закон КР от 25 мая 2007 г. № «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства»30, Закон КР от 25 мая 2007 г. № «О государственной поддержке малого предпринимательства»31. Закон КР от 5 апреля 2008 г. «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности»32, Закон КР от 28 июня 2006 г. № «Об оказании государственной поддержки юридическим и физическим лицам, постоянно проживающим и осуществляющим экономическую деятельность в населенных пунктах, расположенных в высокогорных и отдаленных зонах Кыргызской Республики»33.
В регулировании предпринимательской деятельности, обеспечении экономических реформ «задействованы» все отрасли права – государственное, административное, финансовое, уголовное и др. Ведущей отраслью, ядром среди них является гражданское право. Именно оно опосредует отношения рыночного, предпринимательского характера, т. е. те отношения, где непосредственно «куется» предпринимательская прибыль. Одной или обеими сторонами в этих отношениях выступают субъекты предпринимательской деятельности - непосредственные участники новой национальной экономики.
Разбросанность юридических норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, по различным отраслям права и часто отсутствие их систематизации внутри последних подчас порождают несогласованность, противоречивость, несовпадающее, а то и прямо противоположное толкование этих норм, вызывает немало трудностей в правореализационной, в том числе правоприменительной практике. В частности, противоречивая и невнятная законодательная база вызвала необходимость новой классификации системы источников права в сфере предпринимательства.
Если, по мнению автора классифицировать систему источников права в сфере предпринимательства по предмету ее регулирования то ее условно можно разделить на следующие разделы: - Право собственности;
- Приватизация государственного и муниципального имущества;
- Предпринимательство и его субъекты;
- Свобода торговли;
- Свобода договоров;
- Либерализация внешнеэкономической деятельности; - Налоговая система;
- Валютное регулирование;
- Защита прав потребителей;
- Отечественные и иностранные инвестиции;
- Банки и банковская деятельность.
Рассмотрим каждый раздел в отдельности: Институт права собственности выполняет в обществе три основные функции. Нормы права собственности: во первых, устанавливают принадлежность того или иного имущества определенным лицам; во вторых, закрепляют правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению, принадлежащим ему имуществом; в третьих, предусматривают правовые средства охраны прав и интересов собственника34. Собственность — основа жизнедеятельности людей, и поэтому законодательство о праве собственности является фундаментом регулирования предпринимательства.
Здесь следует, прежде всего, отметить Закон КР от 14 апреля 1990 г. № 16 "О собственности в Кыргызской Республике"35 (отменен 8 мая 1996 г.), действовавший до принятия нового Гражданского Кодекса КР. Данный закон установил частную собственность граждан и юридических лиц, определив другие ее формы, объекты права собственности, вещные права, их защиту. Среди других законов о собственности следует отметить законы: от 2 июля 1997 г. № 42 «О недрах»36; от 10 апреля 2002 г. «О соглашениях, о разделе продукции»; от 22 декабря 1998 г. №153 «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним»37 и т.д. Заслуживают внимания законы от 14 января 1998 г. № 6 «Об авторском праве и смежных правах»38. В ряду правовых актов о собственности существенное значение имеют принятые Законы «О приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике» от 2 марта 2002 г 39. «О приватизации жилищного фонда в Республике Кыргызстан» от 20 декабря 1991 г. №681 – X1140 . В Законе КР «О коммунальной собственности и имуществе» от 15 марта 2002 г. № 37 41 в том числе ряд указов Президента КР по этому вопросу.
Важными правовыми актами в области законодательства о предприятиях и предпринимательской деятельности были Закон от 6 февраля 1991 г. № 389 – X11 "О предприятиях в Республике Кыргызстан" и утвержденное Советом Министров CССР от 19 июня 1990 г. № 590 «Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» Эти акты провозгласили самостоятельность предприятий, наделив их широкими правами и провозгласили гарантии предпринимательской деятельности.
Наиболее полно организационно-правовые формы юридических лиц были определены в ныне действующем Гражданском Кодексе КР и принятых на его основе законах ( «Об акционерных обществах» от 27 марта 2003г № 64., «О хозяйственных товариществах и обществах» от 15 ноября 1996 г. № 60 ). Вызывали дискуссии и первый - от 15 января 1994 г. № 1435 – X11 Закон КР «О банкротстве»42 (утратил силу), и особенно второй - от 15 октября 1997 г. № 74; Закон КР «О банкротстве (несостоятельности)»43 который в части возможностей ускоренного банкротства, позволяющие, как неоднократно отмечалось в средствах массовой информации, объявлять банкротом предприятие при небольших его долгах, доводить его с помощью "заинтересованных" временных управляющих до полного разорения, чтобы затем продавать за бесценок опять-таки "заинтересованным" группам лиц. Принятый новый Закон КР «О банкротстве (несостоятельности)», хотя учел многие недостатки прежнего законодательства о банкротстве, однако оставляет много не решенных проблем в этой сфере деятельности.
Важной мерой по становлению рынка товаров народного потребления явился Закон КР от 20 марта 2002 г. № 40 «О внутренней торговле в Кыргызской Республике»44 определяющий основы торговой деятельности на территории КР, порядок ее осуществления, правоотношения между органами исполнительной власти, местным самоуправлением и субъектами предпринимательства, а также потребителями в сфере торговли. Действие этого закона распространяется на все субъекты торговой деятельности расположенные на территории КР, независимо от формы собственности. Важным документом в вопросах денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций и оказанию услуг на территории республики явилось принятие Закона КР от 12 января 1994 г. №397 – X11 «О применении контрольно – кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»45
Осуществление предпринимательской деятельности на практике возможно только с использованием договорных гражданско-правовых форм. Поэтому для предпринимательства исключительно важное значение имело провозглашение и конкретное регулирование принципа свободы договоров. Его суть была первоначально сформулирована в нормах Закона КР от 8 мая 1996 г. №11. «О предприятиях в Республике Кыргызстан» а в дальнейшем - в Гражданском кодексе КР. Свобода договоров выражается в наделении участников гражданско-правовых договоров целым рядом свобод: самостоятельные решения о заключении договора, о выборе его вида, свободный выбор партнера, согласованные самими сторонами условия о предмете и цене договора, способе его исполнения, порядке изменения и прекращения, об имущественной ответственности каждой стороны за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
Существенно, что одновременно в ст. 386 Гражданский кодекс КР предусмотрел защиту прав потребителей, в том числе граждан, от возможных злоупотреблений свободой договоров со стороны продавцов, подрядчиков, услугодателей. С этой целью было введено понятие «публичный договор» 46 и установлен порядок их заключения.
Судьба предпринимательства в значительной мере определяется состоянием налогового законодательства. Налоговый кодекс КР принятый 26 июня 1996 г. № 2547. Но, уже Законом КР от 2 октября 2008 г. « 231 «О введении новой редакции Налогового кодекса КР», состоящий из 385 статей, было внесено свыше ста изменений и дополнений.
В соответствии с Законом КР от 5 июля 1995 г. № 6-1 «Об операциях в иностранной валюте»48 осуществлены меры по упорядочению валютного дела: установлены обязательность продажи Национальному Банку КР доли валютной выручки, контроль за выполнением паспортов внешнеторговых сделок в части поступления валюты за экспортные товары и др. Однако на практике огромная часть валютной выручки предпринимателями переводится в зарубежные банки, что не соответствует национальным интересам Кыргызской Республики. Законодатели не нашли надлежащих инструментов валютной политики, допустили криминализацию в этой области. Между тем поиск соответствующих мер крайне необходим.
Один из самых эффективных актов о предпринимательстве - Закон КР от 10 декабря 1997 г. № 90 "О защите прав потребителей" (в редакции от 20 марта 2002 г. и 17 февраля 2003 г.). Этим законом регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров (выполнение работ, оказания услуг), устанавливают права потребителей на приобретенные товары (работы, услуги) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей. В соответствии с ним суды рассмотрели и удовлетворили множество исков граждан и
обществ потребителей, предъявляющих иски или от имени конкретных потребителей, или в интересах их неограниченного числа. В соответствии с данным Законом проведена значительная работа по изданию утвержденных Правительством КР ряда правил торговли, бытового обслуживания и т.п. Пленум Верховного Суда КР принял постановление от 24 декабря 1993 г. №11 - 04 «О некоторых вопросах судебной практики по применению Закона РК О защите прав потребителей». Как известно, в национальной правовой науке нет единства мнений по вопросу о роли руководящих разъяснений Пленумов Верховного Суда Кыргызской Республики в качестве источника права.
Прецедент, как справедливо отмечается в отечественной литературе, все более заметно и настойчиво «пробивает себе дорогу в правовой системе»49. И хотя вопрос о нем остается все еще дискуссионным, тем не менее «углубление в известной мере связи между судом и законом в сторону расширения сферы судейского усмотрения» становится вполне очевидным. Многие авторы не без оснований указывают на то, что такая тенденция будет способствовать обогащению как теории источников, так самого права. Она будет содействовать восполнению пробелов в праве, в нормативно-правом регулировании, ибо, как резонно отмечается в литературе, нельзя же требовать от законодателя, чтобы он «охватил в нормах законов все многообразие конкретных ситуаций, складывающихся в жизни»50.
Наконец, применительно к отдельным отраслям права и соответствующим им отраслям юридической науки признание судебной практики в качестве источника права будет создавать благоприятные условия и предпосылки для их дальнейшего развития и совершенствования.51
Полагаем, что признание судебного прецедента в качестве источника права по предпринимательской деятельности позволит оперативно, с позиций справедливости скорректировать несовершенство нашего формирующегося законодательства.
Для развития предпринимательства важное значение имеют инвестиции. Без помощи "посторонних" инвесторов невозможно решить крупные задачи по строительству и реконструкции производственных и торговых объектов, внедрению передовых технологий, причем с помощью как отечественных, так и иностранных инвесторов. Вот почему уже в первый же период экономических реформ были приняты Закон КР от 28 июля 1991 г. №536 – X11 «Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике»52 Этот важный нормативно-правовой акт был направлен на создание правовых, экономических и организационных предпосылок привлечения иностранных инвестиций, развития благоприятного инвестиционного климата в Кыргызской Республике для иностранных инвестиций. В начальный период экономических реформ этот закон сыграл важную роль в привлечении иностранных инвестиций в нашу республику, в дальнейшем он был заменен Законом КР от 27 марта 2003 г. № 66 «Об инвестициях в Кыргызской Республике» 53 этот нормативный акт был направлен на привлечение не только иностранных инвестиций в нашу республику, но и отечественных инвестиций, а также регламентирует порядок разрешения инвестиционных споров, защиту и обеспечение гарантий иностранным инвесторам. В целях обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта в республике был принят Закон КР от 16 декабря 1992 г. №1076 –11 «О свободных экономических зонах»54 в соответствии с ним были приняты законы о ряде свободных экономических зон, хотя работа по законодательству об экономических зонах, еще не завершена.
Для предпринимательства важное значение имеют банки. Они выполняют функции организации безналичных расчетов и кредитования предпринимателей. В Кыргызской Республике имеется Закон КР от 29 июля 1997 г. № 60 « О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике»55, Закон КР от 29 июля 1997 г. «О Национальном банке Кыргызской Республики»56, который на основе своих полномочий издает большое число правил, инструкций и т.д. В то же время следует отметить, что контроль над деятельностью акционерных коммерческих банков в республике в достаточной мере не осуществляется.
Итак, в регулировании предпринимательской деятельности, помимо гражданского законодательства, используются нормы многих отраслей права: - конституционного, административного, уголовного и других.
Фундаментальное, направляющее значение имеют, как отмечалось выше, нормы конституционного и гражданского права. Трудно переоценить значение положений в этом отношении Конституции Кыргызской Республики. В особенности положений о свободе экономической деятельности, являющихся основой предпринимательского правопорядка.
Таким образом, законодательные акты о предпринимательстве носят комплексный характер. С точки зрения источников (форм) права, - это законы, в том числе Основной Закон - Конституция Кыргызской Республики и подзаконные акты. Гражданский кодекс Кыргызской Республики, как крупнейший кодифицированный закон, имеет особое значение в регулировании предпринимательской деятельности, содержащий понятие предпринимательской деятельности, организационно-правовые формы ее субъектов, правовой режим имущества, кредитно-расчетные отношения и др. Автор предлагает классифицировать систему источников права в сфере предпринимательства по предмету его регулирования, о чем подробно остановлено выше. В последнее время юридический прецедент все более заметно и часто стал входить в национальную правовую систему. Автор предлагает судебную практику считать в качестве источника права по предпринимательской деятельности, что позволит оперативно, с позицией справедливости скорректировать несовершенство нашего законодательства.
Заключение
В настоящее время государство приходит к осознанию, что деятельность мелкого и среднего предпринимателя является лучшим средством адаптации экономической системы к быстро изменяющимся условиям хозяйствования. Мелкому и среднему предпринимателю еще предстоит длительная экономическая и политическая борьба за свое место в экономической системе нашей страны.
В национальной правовой литературе отсутствует единство мнений на юридическую природу и характер отношений в сфере предпринимательской деятельности и их место в системе права. Продолжают существовать разные взгляды на объем гражданско-правового регулирования, соотношение методов публичного и частного права. Между тем от правильного разрешения указанных проблем зависит в целом построение модели правового регулирования предпринимательской деятельности.
Переход от плановой, централизованной экономики к рыночной экономике в начале 90-х годов обусловил существенные изменения общественного и экономического строя Кыргызстана. В законодательстве это нашло отражение в механизме частноправового регулирования. Особенно большое влияние на регламентацию отношений предпринимательства оказало принятие Гражданского Кодекса Кыргызской Республики. Характеристика предпринимательской деятельности во многом зависит от типа рыночных отношений, господствующих в обществе. Частный предприниматель, мелкий и средний бизнесмен, действующие на свой риск, - это типичные фигуры свободного рынка.
Наиболее тесное соприкосновение предпринимательская деятельность имеет с гражданским правом. Предмет гражданского права определяется как совокупность общественных отношений, урегулированных нормами гражданского права. Эти общественные отношения подразделяются на две группы: имущественные и связанные с ними или несвязанные личные неимущественные отношения.
Для имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, характерны следующие признаки. Их специфику определяет субъектный состав, поскольку они возникают между равноправными и независимыми друг от друга субъектами. Если мы имеем дело с имущественными отношениями, основанными на власти и подчинении, то они не относятся к предмету гражданского права и регулируются нормами иных отраслей права, в том числе административного, финансового.
Литература
Вечерний Бишкек 28.01.2009. «Буден услышан голос каждого» С.4
Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1999-2003г., №№.
Эркин - Тоо 17 января 2003г. №2.
Арабаев Ч.И. Гражданское право КР: Учебник.-Ч.1. Б.: Изд. дом «Наука и образование» 2004.С.187.
Комментарий к Гражданскому кодексу КР. Части первой (постатейный). – В 2 т. – Том 11.- Б.: Академия, 2005. С420
Адилкариев Х. Судебная практика как источник нормотворчества // Советская юстиция. 1991. №4.С. 14-15.
Марченко М. Н. Является ли судебная практика источником российского права // Ежегодник российского права. 2000. М.: Норма, 2001. С.34-35.
1 Вечерний Бишкек 28.01.2009. «Буден услышан голос каждого» С.4
2 Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 2003г., №6.
3 Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 2000г., №2.
Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1999г., №111.
4 Эркин - Тоо 25-31 декабря 1996г., №144
5 Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 2004г., № 10.
6 Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1999г., №11.
7 Ведомости Жогорку Кенеша КР, 2003 г. № 9.
8 Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 2002г., №6.
9 Эркин - Тоо 27 октября 1999г.,.№84.
10 Эркин - Тоо от 13 марта 2002г., № 20
11 Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1999г., № 4.
12 Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1998г., № 12
13 Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1998г., № 3.
14 Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 2000г., №2.
15 Эркин - Тоо 17 января 2003г. №2.
16 Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 2003г., №7.
17 Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 2000г., №1.
18 Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1996г., № 7.
19 Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1997г. №10.
20 Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1997г., № 10.
21 Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1995г., № 7.
22 Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1998г., № 12.
23 Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1994г., № 3.
24 Ведомости Жогорку Кенеша КР, 2004 г. № 6
25 Ведомости Жогоргу Кенеша КР, 1994г., № 5.
26 «Свободные горы» от 4 августа 1992 г., № 99.
27 Ведомости Жогорку Кенеша КР, 1998 г., № 3.
28 Ведомости Жогорку Кенеша КР, 1998 г., № 2.
29 Ведомости Жогорку Кенеша КР, 2001 г., №1.
30 Ведомости Жогорку Кенеша КР, 2007 г., №6.
31 Ведомости Жогорку Кенеша КР, 2007 г. №6.
32 Ведомости Жогорку Кенеша КР, 2008 г. № 5
33 Ведомости Жогорку Кенеша КР, 2007 г., № 1.
34 Арабаев Ч.И. Гражданское право КР: Учебник.-Ч.1. Б.: Изд. дом «Наука и образование» 2004.С.187.
35 Ведомости ВС Кирг ССР, 1990 г., № 8.
36 Ведомости Жогорку Кенеша КР, 1997 г., №8.
37 Ведомости Жогорку Кенеша КР., 1999 г., №7.
38 Ведомости Жогорку Кенеша КР., 1998 г.,№3.
39 Ведомости Жогорку Кенеша КР., 2002 г., №3.
40 Свободные горы от 18 января 1992 г., № 8.
41 Ведомости Жогорку Кенеша КР., 2002г.№4.
42 Ведомости Жогорку Кенеша КР., 1994 г. №3.
43 Ведомости Жогорку Кенеша КР., 1997 г., №11.
44 Ведомости Жогорку Кенеша КР., 2002 г., №5.
45 Ведомости Жогорку Кенеша КР, 1994 г., №3.
46 Комментарий к Гражданскому кодексу КР. Части первой (постатейный). – В 2 т. – Том 11.- Б.: Академия, 2005. С420
47 Эркин - Тоо от 2 июля 1996 г., №92.
48 Ведомости Жогорку кенеша КР, 1995 г., № 7.
49 Гранат Н.Л. Источники права // Юрист. 1998. №9. С9.
50 Адилкариев Х. Судебная практика как источник нормотворчества // Советская юстиция. 1991. №4.С. 14-15.
51154 Марченко М. Н. Является ли судебная практика источником российского права // Ежегодник российского права. 2000. М.: Норма, 2001. С.34-35.
52 Ведомости Верховного Совета РК, 1991 г., №13.
53 Ведомости Жогорку Кенеша КР , 2003 г.,7
54 Ведомости Верховного Совета РК, 1992 г., №3.
55 Ведомости Жогорку Кенеша КР, 1997 г., № 10
56 Ведомости Жогорку Кенеша КР, 1997 г., № 10.