1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности
Общие положения правового регулирования предпринимательской деятельности, в том числе и определение данного понятия, содержатся в Гражданском кодексе Республики Беларусь, законе Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» и в указе Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности». Среди данных положений следует особо подчеркнуть необходимость законодательного закрепления определения понятия «предпринимательская деятельность», содержащего признаки данной деятельности. Признаки предпринимательской деятельности, нашедшие отражение в законодательстве, позволяют разрешить вопрос о наличии или отсутствии обязанности физического лица по осуществлению государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя при совершении им конкретных гражданско-правовых сделок, принесших ему доход. Признаки предпринимательской деятельности позволяют констатировать наличие или отсутствие в действиях, повлекших получение конкретным физическим лицом дохода, состава административного правонарушения – «незаконное предпринимательство» или состава аналогичного преступления, предусмотренного ст. 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь Законодательное определение понятия предпринимательская деятельность содержится в Гражданском кодексе Республики Беларусь и в законе Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь».
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность, и направленная на систематическое получение прибыли (дохода) от пользования и реализации имущества, изготовленного или приобретенного именно для целей извлечения прибыли или (дохода).
Совокупность сделок (иных действий), совершенных физическим лицом, может рассматриваться как предпринимательская деятельность, если данные сделки отвечают следующим основным признакам предпринимательской деятельности:
– целенаправленность всех действий: сделки и иные хозяйственные операции должны быть направлены на извлечение прибыли (дохода);
– систематичность осуществления: осуществление действий, направленных на извлечение прибыли два и более раз. Следует отметить, что согласно Указу Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» не является предпринимательством реализация физическими лицами товаров в течение не более 60 дней в календарном году (с 1 января по 31 декабря);
– цель изготовления и (или) приобретения имущества, посредством использования и реализации которого осуществляется деятельность. Деятельность является предпринимательской, если данное имущество приобретено для целей его реализации или реализации работ и услуг, с помощью его использования. Если оно было приобретено для личных, семейных и домашних нужд, а затем реализовано – это не предпринимательство, независимо от размера полученного от реализации дохода.
Согласно ст. 1 закона Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» не является предпринимательской деятельностью деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или инструмента сохранения денежных приобретений.
Наряду с тремя вышеуказанными основными признаками предпринимательская деятельность имеет один дополнительный признак – признак предпринимательского риска. Правовая составляющая этого признака состоит в особой конструкции гражданско-правовой ответственности субъекта предпринимательской деятельности. Согласно нормам общей части обязательственного права, части 3 ст. 372 Гражданского кодекса Республики Беларусь лицо, не исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несёт ответственность и при отсутствии вины. А единственным основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательства при осуществлении предпринимательской деятельности является непреодолимая сила. Под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства. Те обстоятельства, которые нельзя было предвидеть при заключении договора и которые нельзя устранить силами и средствами не исполнившей договор стороны. Таким образом, из четырёх условий гражданско-правовой ответственности (противоправное деяние, вредоносные последствия, причинно-следственная связь между ними и вина) для предпринимателя необходимо наличие первых трех условий, а наличие или отсутствие четвертого (вины) значения не имеет.
2. Субъекты и формы предпринимательства
В Республике Беларусь, согласно закону «О предпринимательстве» допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:
– частное предпринимательство – предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;
– коллективное предпринимательство – предпринимательская деятельность, осуществляемая предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;
– предпринимательство без образования юридического лица – предпринимательская деятельность одного физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо нескольких таких лиц на основе договора о совместной деятельности (простого товарищества);
– предпринимательская деятельность с образованием юридического лица – предпринимательская деятельность коммерческой организации либо некоммерческой организации в силу необходимости осуществления такой деятельности для достижения целей деятельности последней.
Субъектами предпринимательской деятельности являются:
– организации, в том числе юридические лица, простые товарищества и объединения юридических лиц (хозяйственные группы, концерны и пр.);
– индивидуальные предприниматели.
3. Права и обязанности субъектов предпринимательской деятельности
Субъект предпринимательской деятельности имеет следующие права:
– право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь. Это право обеспечивается нормой права, запрещающей отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности вида хозяйственной деятельности, избранной организацией или предпринимателем;
– право создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
– право привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, предприятий и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц. Для индивидуальных предпринимателей это право ограничено указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности». Согласно данному указу индивидуальный предприниматель вправе использовать для производства и (или) реализации продукции (работ, услуг) одновременно в совокупности не более четырех торговых объектов (торговых мест на торговых объектах, являющихся самостоятельными торговыми объектами), торговых мест на рынках, объектов, в которых индивидуальные предприниматели оказывают услуги (выполняют работы) потребителям, включая транспортные средства, применяемые для перевозок пассажиров и грузов на основании специального разрешения (лицензии);
– право участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;
– самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством и трудовым договором (контрактом).
Для индивидуальных предпринимателей это право ограничено указом Президента «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности». Согласно данному законодательному акту индивидуальный предприниматель вправе привлекать для осуществления своей деятельности не более трёх физических лиц как на основании трудовых, так и на основании гражданско-правовых договоров, в том числе и заключаемых с юридическими лицами. Данные физические лица должны являться близкими родственниками индивидуального предпринимателя;
– устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;
– открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;
Субъект предпринимательской деятельности имеет следующие обязанности:
– выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров (контрактов);
– заключать договоры или контракты с гражданами, принимаемыми на работу по найму, а также в необходимых случаях – коллективные договоры в соответствии с законодательством. Предприниматель не вправе препятствовать объединению наемных работников в профессиональные союзы для защиты своих интересов;
– предусматривать в трудовых договорах (соглашениях, контрактах) оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня, а также другие социально-экономические гарантии;
– производить расчеты со всеми работниками, привлеченными для работы согласно заключенным договорам, независимо от своего финансового состояния;
– соблюдать права и законные интересы потребителей;
– выполнять решения государственных органов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством;
– соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством, не допускать нарушения установленных соответствующими государственными органами и иными субъектами права, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, регулируемых цен (тарифов) и действующего порядка их регулирования.
4 Ответственность субъектов предпринимательской деятельности и ее виды
Субъект предпринимательской деятельности может являться субъектом трех видов юридической ответственности:
– гражданско-правовой ответственности;
– административной ответственности;
– организационно-правовой ответственности.
Гражданско-правовая ответственность – ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью.
Административная ответственность – ответственность за совершение административных правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности.
Организационно-правовая ответственность – это особая форма ответственности, выражающаяся в принудительной реорганизации или ликвидации субъекта хозяйствования за совершение определенных нарушений законодательства.
Гражданско-правовая ответственность субъектов предпринимательской деятельности сходна с ответственностью других участников имущественных и неимущественных отношений. Основным отличием ответственности субъектов хозяйствования за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств состоит в применении её мер к субъекту хозяйствования независимо от наличия или отсутствия его вины в неисполнении (ненадлежащем исполнении) своего обязательства.
Со вступлением в силу Кодекса Республики Беларусь 2003 г. «Об административных правонарушениях» юридические лица и индивидуальные предприниматели стали субъектами административной ответственности. В результате этого перестал существовать такой вид ответственности субъектов предпринимательской деятельности как финансово-правовая (экономическая) ответственность, выражающаяся в применении к субъекту хозяйствования финансовых санкций за нарушение бюджетного, налогового, валютного и иного законодательства, регулирующего экономические отношения.
Таким образом, субъекты хозяйствования перестали являться субъектами финансово-правовой ответственности и приобрели статус субъектов административной ответственности.
Административные правонарушения в сфере экономических отношений в зависимости от объекта могут быть классифицированы на:
– правонарушения против порядка налогообложения;
– правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения);
– административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности;
– административные правонарушения против порядка осуществления предпринимательской деятельности.
Существуют общие правила применения мер административной ответственности к субъектам предпринимательской деятельности. Данные правила закреплены в Кодексе Республики Беларусь «Об административных правонарушениях».
– Наложение административного взыскания на юридическое лицо за определенное правонарушение не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо или иного работника юридического лица.
– Привлечение за определенное правонарушение к административной ответственности должностного лица или иного работника юридического лица не освобождает соответствующее юридическое лицо от административной ответственности за это же правонарушение.
– Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях». В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного за совершение этого же правонарушения для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
– При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому, в соответствии с разделительным балансом, перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. Это правило является новеллой законодательства Республики Беларусь. Ранее вопросы применения экономических санкций при разделении юридического лица законодательно урегулированы не были.
Следует отметить, что юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности только при наличии его вины в совершении административного правонарушения. В этой связи следует дифференцировать деяния, совершенные должностными лицами, которые не повлекли нарушений законодательства со стороны юридического лица и деяния, совершенные должностными лицами, которые повлекли нарушения законодательства со стороны самой организации. Деяния должностных лиц, повлекшие нарушения законодательства со стороны юридического лица, могут быть квалифицированы как административные правонарушения, совершенные самим юридическим лицом. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушения которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.
Гражданско-правовая и административная ответственность в совокупности образуют имущественную ответственность субъектов предпринимательской деятельности. Это обусловлено тем, что меры гражданско-правовой ответственности (возмещение убытков, уплата неустойки) и основная мера административной ответственности (административный штраф) предусматривают имущественные потери для правонарушителя.
Возмещение убытков, уплата неустойки в пользу добросовестного участника сделки и уплата административного штрафа в бюджет, осуществляется за счет имущества субъекта предпринимательской деятельности, в том числе денежных средств, имущественных прав, ценных бумаг.
При этом юридическое лицо отвечает по обязательствам всем имуществом, находящимся на праве собственности, и уплачивает административные штрафы за счет соответствующего имущества.
Учредители юридических лиц не отвечают по обязательствам учреждённых ими юридических лиц, а юридические лица не отвечают по обязательствам своих учредителей. Это правило обусловлено тем, что само по себе создание юридического лица не является предпринимательской деятельностью и не порождает соответствующих правовых последствий. Однако Гражданский кодекс Республики Беларусь и положение «О регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», утвержденное декретом Президента Республики Беларусь, устанавливают ряд исключений из данного правила.
Учредители ряда видов юридических лиц несут субсидиарную (дополнительную) ответственность своим имуществом по обязательствам соответствующих юридических лиц.
Субсидиарная ответственность учредителя – это такая форма коллективной ответственности, при которой учредитель (участник) отвечает по обязательствам юридического лица всем своим имуществом, но лишь в той части обязательства, в которой это юридическое лицо не в состоянии исполнить это обязательство самостоятельно.
Субсидиарная ответственность возложена законодательством на следующие категории учредителей (участников):
– участников ОДО по обязательствам общества в пределах, определяемых его учредительными документами;
– участников полного товарищества и полных товарищей коммандитного товарищества по обязательствам товарищества всем своим имуществом;
– вкладчиков коммандитного товарищества по его обязательствам в пределах сумм, внесенных ими вкладов;
– членов производственного кооператива по обязательствам кооператива в равных долях, если иное не определено в его уставе, в пределах, установленных уставом, но не менее величины полученного годового дохода в производственном кооперативе.
Наряду с данными категориями учредителей (участников), на которых субсидиарная ответственность возложена законом, субсидиарная ответственность может быть возложена по решению суда на иных учредителей (участников) – учредителей юридического лица любой организационно-правовой формы. Основанием для этого является экономическая несостоятельность юридического лица, вызванная действиями учредителей (участников), должностных лиц и иных лиц, наделенных правом давать обязательные указания для соответствующего юридического лица.
Организационно-правовая ответственность субъектов предпринимательской деятельности выражается в применении к ним за определенные правонарушения следующих мер:
– принудительная ликвидация юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя;
– принудительная реорганизация юридического лица;
– приостановление и прекращение действия специального разрешения (лицензии).
Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.; одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г. С изм. и доп. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
3. Вабищевич, С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право / С.С. Вабищевич. – Мн., 2003.
4. Михайлов, Д.И. Хозяйственное право: курс лекций / Д.И. Михайлов – Гомель, 2007. – 191 с.
5. Мартемьянов, В.С. Хозяйственное право. Т. 1 / В.С. Мартемьянов – М., 1994.