Рефетека.ру / Эк.-мат. моделирование

Курсовая работа: Анализ производства и реализация товаров предприятия

Содержание


Введение

1 Теоретическое обоснование

1.1 Статистическая группировка данных

1.2 Показатели динамических процессов

1.2.1 Основные показатели динамики

1.2.2 Средние показатели динамики

1.2.3 Сглаживание колеблемости в рядах динамики

1.2.4 Показатели сезонности

1.3 Показатели вариации

1.4 Индексы

1.5 Корреляционно-регрессионный анализ

2 Характеристика предприятия ООО «Полилайн»

3 Практическая часть

3.1 Статистическая группировка данных

3.2 Показатели динамических процессов

3.2.1 Основные показатели динамики

3.2.2 Средние показатели динамики

3.2.3 Сглаживание колеблемости в рядах динамики

3.2.4 Показатели сезонности

3.3 Показатели вариации

3.4 Индексы

3.5 Корреляционно-регрессионный анализ

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение


ООО «Полилайн» – динамично развивающееся предприятие на рынке нетканых материалов России. Иглопробивные нетканые материалы – это текстильные материалы, изготавливаемые из натуральных и химических волокон механическим способом без применения методов ткачества. Синтетические волокна (нити) формируют из полимеров, не существующих в природе, а полученных путем синтеза из природных низкомолекулярных соединений. Важнейшим видом сырья для нетканых материалов служит полипропилен и полиэфирное волокно.

Нетканые материалы находят широкое применение в различных областях: строительство автомобильных и железных дорог, мостов, тоннелей, армирование насыпей, балластировки трубопроводов, строительство гидротехнических сооружений (водоемы, каналы, бассейны), жилищное и техническое строительство, обустройство кровли, ландшафтные работы (укладка тротуарной плитки, устройство газонов) и т.д.

На сегодняшний день производственные мощности предприятия представляют собой четыре технологические линии, позволяющие производить ежегодно более 10 миллионов квадратных метров нетканого иглопробивного полотна. ООО "Полилайн" осуществляет постоянную модернизацию оборудования, совершенствует технологические процессы, что позволяет непрерывно улучшать качество выпускаемой продукции и соответствовать требованиям рынка. С целью производства конкурентоспособной продукции на предприятии разработан план технического перевооружения.

1 Теоретическое обоснование


1.1 Статистическая группировка данных


Группировка – расчленение общей совокупности единиц по одному или нескольким существенным признакам на однородные группы, различающиеся между собой в качественном и количественном отношении и позволяющие выделить социально-экономические типы, изучить структуру совокупности или проанализировать связи между отдельными признаками. Выделяют три вида группировок: типологическая, структурная и факторная.

В зависимости от степени колеблемости группировочного признака различают равные (100-150, 150-200) и неравные (100-150, 151-400) интервалы.

Величина равного интервала определяется по формуле:


Анализ производства и реализация товаров предприятия, (1.1.1)


где: i – величина интервала;

xmax – максимальное значение группировочного признака;

xmin – минимальное значение группировочного признака;

n – число групп.

Для определения числа групп при известной численности совокупности существует формула:


Анализ производства и реализация товаров предприятия, (1.1.2)


где: N – число единиц совокупности.

Интервалы групп могут быть замкнутыми (закрытыми), и открытыми. Открытые интервалы применяются только для крайних групп (до 100, свыше 400).

Количественный группировочный признак может быть либо дискретным (измеряться целыми числами: число рабочих), либо непрерывным (размер заработной платы). В первом случае верхнюю границу предыдущей группы и нижнюю границу последующей группы обозначают с расхождением на одну целую единицу. Во втором случае нижняя граница формируется по принципу «включительно», а верхняя – по принципу «исключительно».

В зависимости от степени сложности изучаемого массового явления и от задач анализа группировки могут производиться по одному или нескольким признакам. Если группы образуются по одному признаку, группировка называется простой. Группировка на основе двух или большего числа признаков, взятых в комбинации друг с другом, называется комбинационной.


1.2 Показатели динамических процессов


1.2.1 Основные показатели динамики

Простейшими показателями анализа, которые используются в первую очередь при измерении скорости изменения уровня ряда динамики, являются абсолютный прирост, темпы роста и прироста, а также абсолютное значение одного процента прироста. Расчет этих показателей основан на сравнении между собой уровней ряда динамики. При этом уровень, с которым производится сравнение, называется базисным, т.к. он является базой сравнения. Обычно за базу сравнения принимается либо предыдущий, либо какой-либо предшествующий уровень, например первый уровень ряда.

Если каждый уровень сравнивается с предшествующим, то полученные при этом показатели называются цепными, т.к. они представляют собой как бы звенья «цепи», связывающие уровни ряда. Если же все уровни сравниваются с одним и тем же уровнем, выступающим как постоянная база сравнения, то полученные при этом показатели называются базисными.

Абсолютный прирост на базисной основе вычисляется по формуле:


Анализ производства и реализация товаров предприятия, (1.2.1.1а)


где: Dуб – абсолютный прирост;

yi – сравниваемый уровень;

y1 – начальный уровень.

Абсолютный прирост на цепной основе рассчитывается как:


Анализ производства и реализация товаров предприятия, (1.2.1.1б)


где: Dуц – абсолютный прирост;

yi – сравниваемый уровень;

yi-1 – предыдущий уровень.

Темп роста показывает во сколько раз увеличился уровень по сравнению с базисным, а случае уменьшения – какую часть базисного уровня составляет сравниваемый уровень.

Базисный темп роста:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.2.1.2а)


Цепной темп роста:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.2.1.2б)

Темп прироста характеризует относительную величину прироста, т.е. его величину по отношению к базисному уровню:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.2.1.3)


Абсолютное значение (содержание) одного процента прироста вычисляется по формуле:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.2.1.4)


1.2.2 Средние показатели динамики

Важнейшими обобщающими показателями динамического ряда выступают различного рода средние.

Средний уровень ряда можно вычислить по формулам:


Анализ производства и реализация товаров предприятия; Анализ производства и реализация товаров предприятия (1.2.2.1а, б)


где: у – уровни;

n – число равных промежутков или интервалов.

Средний абсолютный прирост можно вычислить на основе цепных приростов по формуле:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.2.2.2)


Средний темп прироста можно вычислить по формуле средней геометрической простой из цепных темпов роста:

Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.2.2.3)


Средний темп прироста вычисляется по формуле:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.2.2.4)


1.2.3 Сглаживание колеблемости в рядах динамики

Одна из важнейших задач анализа динамики – выявление и количественная характеристика основной тенденции развития явления. Под тенденцией понимается общее направление к росту, снижению или стабилизации уровня явления во времени. Однако и рост, и снижение уровня могут происходить по-разному: либо равномерно, либо ускоренно, либо замедленно. Когда тенденция развития оказывается как бы затушеванной и недостаточно отчетливой вследствие колебания уровня из-за влияния ряда факторов, могут быть применены различные методы.


Метод укрупнения интервалов.

Этот метод заключается в преобразовании первоначального ряда динамики в ряды более продолжительных периодов (например, сутки в недели, месяца в квартала).


Метод скользящей средней.

Сглаживание заключается в том, что вычисляется средний уровень из определенного числа первых по порядку уровней ряда, затем – средний уровень из такого же числа уровней ряда, начиная со второго, далее начиная с третьего и т.д. Т.о., при расчетах среднего уровня как бы «скользят» по временному ряду от его начала к концу, каждый раз отбрасывая один уровень в начале и добавляя один уровень в конце.

К примеру, проводя сглаживание колеблемости на основе 10-дневки, получим формулы:


Анализ производства и реализация товаров предприятия;

Анализ производства и реализация товаров предприятия... (1.2.3.1)


Аналитическое выравнивание ряда.

Аналитическое выравнивание ряда позволяет найти плавную линию развития (тренд) явления, характеризующую основную тенденцию его динамики. Если фактические уровни ряда динамики нанести на график, то получается ломаная линия, которая отражает и основную тенденцию развития, и всякого рода отклонения от неё. Чтобы выявить основную тенденцию, нужно выровнять эту ломаную линию с помощью функции.

Аналитическое выравнивание можно производить с помощью прямолинейной функции, параболической, гиперболической, степенной и т.д.

Рассмотрим выравнивание по прямой:


Анализ производства и реализация товаров предприятия, (1.2.3.2)


где: а0, а1 – параметры;

t – время (порядковый номер интервала или момента времени)

Параметры а0, а1 находятся из системы уравнений:


Анализ производства и реализация товаров предприятия

Если St=0, т.е. в рядах с нечетным числом членов центральный член принимается за ноль, а члены идущие от центрального налево и направо получают номера 1,2,3 и т.д.со знаками минус и плюс соответственно, то:


Анализ производства и реализация товаров предприятия; Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.2.3.3а, б)


Рассмотрим выравнивание по параболе второй степени:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.2.3.4)


Параметры находятся из следующей системы уравнений:


Анализ производства и реализация товаров предприятия


При St=0 параметры рассчитываются следующим образом:


Анализ производства и реализация товаров предприятия; Анализ производства и реализация товаров предприятия (1.2.3.5а, б)


Рассмотрим выравнивание с помощью логарифмической функции:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.2.3.6)


При St=0 параметры рассчитываются следующим образом:

Анализ производства и реализация товаров предприятия; Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.2.3.7а, б)


Для выбора оптимальной функции можно воспользоваться формулой стандартной ошибки аппроксимации. Функция с наименьшим значением ошибки аппроксимации будет адекватной:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.2.3.8)


1.2.4 Показатели сезонности

Сезонными колебаниями называются более или менее устойчивые внутригодовые колебания, уровни развития социально-экономических явлений, проявляются они с различной степенью интенсивности во всех сферах жизни. Характеризуются сезонные колебания индексами сезонности (Is), совокупность которых образуют сезонную волну. Индексом сезонности называется средняя, исчисленная из процентных отношений, по одноименным месяцам фактических уровней к уровням выровненным.

Для выявления сезонных колебаний обычно берутся данные за несколько лет, распределенные обычно по месяцам. Несколько лет берутся для того, чтобы выявить устойчивую сезонную волну, на которой не отражались бы случайные условия одного года.

Для рядов внутригодовой динамики с ярко выраженной основной тенденцией развития можно использовать формулу:

интервал абсолютный прирост динамика

Анализ производства и реализация товаров предприятия, (1.2.4.1)


где: yi – фактические уровни;

yti – теоретические (выравненные) уровни;

n – число лет.

Если ряд не содержит ярко выраженной тенденции в развитии, то индексы сезонности исчисляются по эмпирическим данным без их предварительного варьирования.

Тогда формула расчета будет следующая:


Анализ производства и реализация товаров предприятия, (1.2.4.2)


где: Анализ производства и реализация товаров предприятия – общий для анализируемого ряда динамики средний уровень.


1.3 Показатели вариации


Вариацией признаков называется наличие различий в численных значениях признаков у единиц совокупности явлений. Существует пять обобщающих показателей вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратичное отклонение, коэффициент вариации.

Размах вариации – абсолютная величина разности между максимальными и минимальными значениями:


Анализ производства и реализация товаров предприятия, (1.3.1)


где: R – размах вариации;

Анализ производства и реализация товаров предприятия – максимальное значение изучаемого признака;

Анализ производства и реализация товаров предприятия – минимальное значение изучаемого признака.

Среднее линейное отклонение от средней представляет собой среднюю арифметическую из абсолютных отклонений конкретных вариантов от их среднего значения:

Анализ производства и реализация товаров предприятия; Анализ производства и реализация товаров предприятия, (1.3.2а, б)


где: Анализ производства и реализация товаров предприятия – для первичного ряда;

Анализ производства и реализация товаров предприятия – для вариационного ряда.

Дисперсия, или средний квадрат отклонений рассчитывается по формулам:


Анализ производства и реализация товаров предприятия; Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.3.3а, б)


Среднее квадратическое отклонение от средней высчитывается по формуле:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.3.4)


Коэффициенты вариации:


Анализ производства и реализация товаров предприятия; Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.3.5а, б)


Кроме рассмотренных показателей имеются другие показатели, которые характеризуют структуру рядов распределения, например мода и медиана.

Мода – это значение признака, наиболее часто встречающееся в изучаемых явлениях.

Мода в интервальных рядах высчитывается по формуле:

Анализ производства и реализация товаров предприятия, (1.3.6)


где: Мо – мода;

xmo – нижняя граница модального интервала1;

imo – величина модального интервала;

fmo – частота соответствующая модальному интервалу;

fmo-1 – частота предшествующая модальному интервалу;

fmo+1 – частота интервала следующего за модальным.

Медиана – величина, которая делит численность упорядоченного ряда на 2 равные части, одна имеет значение варьирующего признака меньше чем средний вариант, а другая больше.

Медиана в интервальных рядах высчитывается по формуле:


Анализ производства и реализация товаров предприятия, (1.3.7)


где: Me – медиана;

xmе – нижняя граница медианного интервала2;

Sf – сумма частот ряда;

SSme-1 – сумма частот, накопленная до медианного интервала;

Fme – частота медианного интервала.

Наряду с медианой для более полной характеристики структуры изучаемого явления применяют квартили. Квартили делят ряд по сумме частот на 4 равные части. Вторым квартилем является медиана. Формулы для остальных квартилей в интервальном ряду имеют вид:

Анализ производства и реализация товаров предприятия; Анализ производства и реализация товаров предприятия, (1.3.8)


где: xQ1 и xQ3 – нижние границы соответствующих квартильных интервалов1;

iQi – величина соответствующего интервала;

SQ1-1 и SQ3-1 – накопленные частоты интервалов, предшествующих соответствующим квартильным;

fQ1 и fQ3 – частоты соответствующих квартильных интервалов.

Квартильное отклонение считается по формуле:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.3.9)


Относительный показатель квартильной вариации:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.3.10)


Коэффициент осцилляции:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.3.11)


Для сравнительного анализа степени асимметрии рассчитывают показатель асимметрии:


Анализ производства и реализация товаров предприятия, (1.3.12)

где: m3 – центральный момент 3го порядка.


Анализ производства и реализация товаров предприятия, Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.3.13а, б)


Степень существенности этого показателя оценивается с помощью средней квадратичной ошибки:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.3.14)


Если Анализ производства и реализация товаров предприятия, то асимметрия существенна.

Для симметричных распределений рассчитывается показатель эксцесса:


Анализ производства и реализация товаров предприятия, (1.3.15)


где: m4 – центральный момент четвертого порядка.


Анализ производства и реализация товаров предприятия; Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.3.16а, б)


Средняя квадратичная ошибка эксцесса рассчитывается по формуле:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.3.17)

Если Анализ производства и реализация товаров предприятия, то эксцесс существенен.


1.4 Индексы


Индексы – особые относительные показатели, которые дают количественно-качественную оценку результата изменения соответствующих явлений во времени, в пространстве и по сравнению с планом.

Индексы могут быть рассчитаны на базисной или цепной основе. Индивидуальные индексы себестоимости на базисной и цепной основе имеют вид:


Анализ производства и реализация товаров предприятия; Анализ производства и реализация товаров предприятия, (1.4.1а, б)


где: iz, – индивидуальный индекс себестоимости продукции;

zi, – себестоимость в текущем периоде;

z0, zi-1 – себестоимость в базисном и предшествующем периоде.

Индивидуальные индексы объема производства на базисной и цепной основе имеют вид:


Анализ производства и реализация товаров предприятия; Анализ производства и реализация товаров предприятия, (1.4.2а, б)


где: iq – индивидуальный индекс объема продукции;

qi – объем произведенной продукции в текущем периоде;

q0, qi-1 – объем продукции в базисном и предшествующем периоде.

Индивидуальный индекс затрат на производство на базисной и цепной основе:

Анализ производства и реализация товаров предприятияАнализ производства и реализация товаров предприятия; Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.4.3а, б)


Агрегатный индекс затрат на производство продукции:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.4.4)


Агрегатный индекс себестоимости продукции:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.4.5)


Агрегатный индекс физического объема продукции:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.4.6)


Индекс переменного состава характеризует изменение среднего уровня признаков за счет влияния факторов:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.4.7)


Индекс постоянного состава показывает средний размер изучаемого признака у отдельных единиц совокупности:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.4.8)

Индекс структурных сдвигов характеризует влияние изменения структуры изучаемой совокупности на динамику среднего уровня признака:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.4.9)


1.5 Корреляционно-регрессионный анализ


Корреляция – это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального характера, при которой изменение одной из случайных величин приводит к изменению математического ожидания другой.

Корреляционно-регрессионный анализ заключается в построении и анализе экономико-математической модели в виде уравнения регрессии (корреляционной связи), выражающего зависимость явления от определяющих его факторов.

Для проведения анализа необходимо определить факторный признак (Х) – который воздействует на другие признаки, и результативный (У) – который испытывает на себе влияние. Связь между явлениями можно охарактеризовать функциональной зависимостью, которая выражается различными функциями: прямолинейной, логарифмической, параболической, гиперболической и т.д.

Гиперболическая функция имеет вид:


Анализ производства и реализация товаров предприятия, (1.5.1)


где: а0 и а1 – параметры.

Такая функция характеризует, к примеру, зависимость себестоимости единицы продукции от объемов выпуска этой продукции.

Параметры находятся по формулам:


Анализ производства и реализация товаров предприятия; Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.5.2а, б)


Важное место при оценке модели занимает измерение тесноты связи. Для этого используются формулы:

Общей дисперсии:


Анализ производства и реализация товаров предприятия; (1.5.3)


факторного признака:


Анализ производства и реализация товаров предприятия; (1.5.4а)


остаточной дисперсии:


Анализ производства и реализация товаров предприятия, (1.5.4б)


где: у – эмпирические значения результативного признака;

Анализ производства и реализация товаров предприятия – теоретические значения результативного признака.

Индекс детерминации, который показывает, как часть общей вариации У объясняется вариацией признака Х:

Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.5.6)


Корень квадратный из этого числа называется индексом корреляции, его значение находится в пределах от 0 до 1:


Анализ производства и реализация товаров предприятия. (1.5.7)

2 Характеристика предприятия ООО «Полилайн»


ООО «Полилайн» образовано в январе 1999 года и является коммерческой организацией. Предприятие начинало свою деятельность как компания оптовой торговли по продаже строительных материалов. Численность персонала составляла 15 человек.

Сегодня ООО «Полилайн» – динамично развивающееся предприятие на рынке нетканых материалов России. Иглопробивные нетканые материалы – это текстильные материалы, изготавливаемые из натуральных и химических волокон механическим способом без применения методов ткачества. Синтетические волокна (нити) формируют из полимеров, не существующих в природе, а полученных путем синтеза из природных низкомолекулярных соединений. Важнейшим видом сырья для нетканых материалов служит полипропилен и полиэфирное волокно.

Продукция ООО "Полилайн" – полотно нетканое иглопробивное ГеоПол® с различными характеристиками и возможностями применения (в зависимости от назначения полотно может называться геотекстиль, дорнит/дарнит, подоснова, мебелин, стелин), а также многослойное ландшафтное полотно БиоПол® (биотекстиль).

Нетканые материалы находят широкое применение в различных областях:

строительство автомобильных и железных дорог, мостов, тоннелей, армирование насыпей,

балластировки трубопроводов,

строительство гидротехнических сооружений (водоемы, каналы, бассейны),

жилищное и техническое строительство, обустройство кровли,

ландшафтные работы (укладка тротуарной плитки, устройство газонов),

производство линолеума (теплозвукоизоляционная основа),

автомобильная промышленность (тепло-, шумоизоляция, основа для тафтинговых покрытий)

производство мебели (подкладка, покрытие пружин),

швейная, обувная промышленность (утеплитель, стелька), кожгалантерея

изготовление фильтров

обтирочные материалы

медицинская промышленность (одежда)

сельское хозяйство (укрывные материалы)

Помимо нетканого полотна собственного производства компания «Полилайн» предлагает к реализации спанбонд, синтепон, ватин, различные виды геосинтетиков (георешётка, геосетка, геомембрана и пр.), волокно синтетическое (полиэфир).

Геосинтетические материалы (геосинтетики) – это любые полимерные материалы, предназначенные для изменения естественных свойств грунтов.

Это изменение обычно касается либо фильтрационных свойств почвы (как правило, производится понижение коэффициента фильтрации слишком рыхлого грунта), либо ее прочностных характеристик (например, с помощью армирования георешётками повышается прочность слабых грунтов).

Один и тот же набор материалов может использоваться в самых различных случаях, и каждый в отдельности может выполнять разные функции.

Также компания предоставляет услуги по организации доставки грузов до пункта назначения автомобильным или железнодорожным транспортом.

На сегодняшний день производственные мощности предприятия представляют собой четыре технологические линии, позволяющие производить ежегодно более 10 миллионов квадратных метров нетканого иглопробивного полотна. ООО "Полилайн" осуществляет постоянную модернизацию оборудования, совершенствует технологические процессы, что позволяет непрерывно улучшать качество выпускаемой продукции и соответствовать требованиям рынка. С целью производства конкурентоспособной продукции на предприятии разработан план технического перевооружения.

На всех стадиях производственного цикла проводится контроль качества продукции. Методы контроля разработаны в соответствии с действующими ГОСТами и техническими условиями. На предприятии ведётся работа по внедрению системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9000.

ООО "Полилайн" является активным членом Ассоциации изготовителей нетканых материалов "АСИНЕМ" и Союза производителей нетканых материалов "РИТМ" с момента основания этих организаций.

Высокое качество нетканого полотна и гибкие условия работы позволяют компании «Полилайн» успешно сотрудничать более чем с 300 предприятиями различных отраслей народного хозяйства в России и некоторых странах ближнего зарубежья. Основные потребители нетканого полотна – предприятия нефтегазодобычи, агропромышленные и строительные компании, организации, занимающиеся производством мебели, одежды, обуви, медицинских изделий.

3 Практическая часть


3.1 Статистическая группировка данных


Проведем группировку данных представленных в таблице 1 приложения А. Сгруппируем представленные данные по объему произведенной продукции за 1 квартал 2010 года на основе 121 рабочего дня. Для определения числа групп воспользуемся формулой (1.1.2):


Анализ производства и реализация товаров предприятия


Теперь определим величину интервала по формуле (1.1.1):


Анализ производства и реализация товаров предприятиям2


Полученные данные представлены в таблице 3.1.1.

Таблица 3.1.1 – Группировка произведенной продукции за 1 квартал 2010г.

Группировка дней 1 полугодия по производству

продукции

Количество дней Количество дней в % к итогу Объем продукции, м2 Объем продукции в % к итогу



Всего В среднем за 1 день
до 1612,5 10 8,3 2 705,0 270,5 0,4
1612,5 - 3225,0 11 9,1 27 400,0 2490,9 3,8
3225,0 - 4837,5 24 19,8 98 101,1 4087,5 13,6
4837,5 - 6450,0 20 16,5 107 834,9 5391,7 15,0
6450,0 - 8062,5 37 30,6 272 791,6 7372,7 37,8
8062,5 - 9675,0 8 6,6 73 381,0 9172,6 10,2
9675,0 - 11287,5 0 0,0 0,0 0,0 0,0
свыше 11287,5 11 9,1 138 892,5 12626,6 19,3
Итого 121 100,0 721 106,1 5959,6 100,0

Представим некоторые из полученных данных графически.


Анализ производства и реализация товаров предприятия

Рисунок 3.1.1 – Гистограмма распределения дней по объему произведенной продукции


Анализ производства и реализация товаров предприятия

Рисунок 3.1.2 – Полигон распределения дней по объему произведенной продукции в среднем за 1 день


Проведенная статистическая группировка по объему произведенной продукции за 1 полугодие 2010 года показала, что за 121 рабочий день было произведено 721106,1м2 продукции, выпуская в среднем по 5959,6м2. Наибольшее количество дней, а именно 37, что в удельном весе составляет 30,6% от общего количества отработанных дней, ежедневный выпуск продукции находился в пределах 6450,0-8062,5м2. За эти дни, выпуская в среднем каждый день 7372,7м2, было изготовлено наибольшее количество полотна – 272791,6м2, что составляет 37,8% от объема выпуска за полгода. Одинаковое количество дней, а именно 11 (в удельном весе 9,1%) производилось полотно в интервале 1612,5-3225,0м2 и 11287,5-12900,0м2 за день. Очевидно, что выпуская ежедневно 11287,5-12900,0м2, что в среднем составляет 12626,6м2, было произведено 138892,5м2 или 19,3%, что несравнимо больше, чем 27400,0м2 (в удельном весе 3,8%), которые изготавливались такое же количество дней, но в среднем по 2490,9м2 за день или в пределах 1612,5-3225,0м2. Изготовление продукции в пределах 9675,0-11287,5м2 за день не производилась вообще. Наименьшее количество дней, а именно 8 (или 6,6%), выпуская в среднем 9172,6м2, было произведено 73381,0м2, что является достаточно высоким показателем, т.к. составляет в удельном весе 10,2%. При этом производя 10 дней продукцию в объеме до 1612,5м2 или 270,5м2 в среднем в день, было изготовлено наименьшее количество продукции – 2705,0м2 или 0,4% от выпуска продукции за полгода. Выпуская 20 дней продукцию в интервале 4837,5-6450,0м2 или в среднем 5391,7м2 за день, было изготовлено 107834,9м2 полотна, что больше чем 98101,1м2, которые были произведены в течение 24 дней, но с ежедневным выпуском в 4087,5м2.


3.2 Показатели динамических процессов


3.2.1 Основные показатели динамики

Из таблицы 1 приложения А возьмем данные по выпуску продукции по месяцам и на их основе рассчитаем показатели динамических процессов. Для расчета показателей воспользуемся формулами (1.2.1.1-1.2.1.4). Полученные данные занесем в таблицу 3.2.1.1.


Таблица 3.2.1.1 – Расчетные данные для показателей динамики.

Месяц Выпуск продукции, м2 ∆У, м2 Тр,%


∆Уц ∆Уб Трц Трб
1 2 3 4 5 6
Январь 76044,5 - - - -
Фераль 87216,0 11171,5 11171,5 114,7 114,7
Март 93859,1 6643,1 17814,6 107,6 123,4
Апрель 155311,6 61452,5 79267,1 165,5 204,2
Май 178634,9 23323,3 102590,4 115,0 234,9
Июнь 130040,0 - 48594,9 53995,5 72,8 171,0
Итого 721106,1 53995,5 - 171,0 -

Продолжение таблицы 3.2.1.1

Месяц Тп, % А1%

Тпц Тпб
1 7 8 9
Январь - - -
Февраль 14,7 14,7 760,4
Март 7,6 23,4 872,2
Апрель 65,5 104,2 938,6
Май 15,0 134,9 1553,1
Июнь -27,2 71,0 1786,3
Итого 71,0 - 760,4

Проведя расчеты основных показателей динамики можно сделать вывод, что производство продукции в конце полугодия по сравнению с выпуском в начале года выросло на 53995,5м2, или на 71,0%. В апреле резко возрос выпуск продукции. По сравнению с мартом он увеличился на 65,5%, а по сравнению с январем более чем в 2 раза, или на 79267,1м2, и составил 155311,6м2. В мае наблюдается самый большой объем выпуска за полгода, который составил 178634,9м2, что в 2,3 раза (или на 102590,4м2) больше чем 76044,5м2, которые были изготовлены за январь и являются наименьшим объемом выпуска. Однако в июне уже было произведено продукции меньше по сравнению с маем на 48594,9м2 (или на 27,2%), что составило 130040,0м2, хотя при этом объем выпуска по сравнению с январем увеличился на 71,0%.

В среднем на каждый процент прироста приходится 760,4м2. Наибольшее содержание одного процента прироста приходится на июнь и составляет 1786,3м2.

Ярко выраженную сезонность можно объяснить тем, что полотно выпускаемое ООО «Полилайн» используют при укладке дорог, строительных работах и т.д., т.е. увеличение заказов в апреле и мае связано с начинающимся сезоном строительных работ у заказчиков.


3.2.2 Средние показатели динамики

Среднемесячный выпуск продукции вычислим по формуле (1.2.2.1а):


Анализ производства и реализация товаров предприятиям2.


Вычислим средний абсолютный прирост на основе цепных приростов по формуле (1.2.2.2):


Анализ производства и реализация товаров предприятиям2.


Вычислим средний темп роста по формуле (1.2.2.3):


Анализ производства и реализация товаров предприятия.


Рассчитаем средний темп прироста по формуле (1.2.2.4):


Анализ производства и реализация товаров предприятия.


Среднемесячный выпуск продукции в 1 полугодии 2010 года составил 120184,4м2. Исходя из рисунка 3.2.2.1 можно сделать вывод, что в 1 квартал продукция производилась в объемах меньших, чем средний выпуск, а во 2й квартал в больших. Ежемесячное увеличение выпуска составило 10799,1м2, т.е. объем производства увеличивался на 11,3% каждый месяц, а средний темп роста составил 1,113.


Анализ производства и реализация товаров предприятия


Рисунок 3.2.2.1 – Графическое отображение выпуска продукции по месяцам и среднего выпуска продукции


3.2.3 Сглаживание колеблемости в рядах динамики

Проведем сглаживание колеблемости на основе данных из таблицы 1 приложения А. Возьмем данные о суммарном выпуске продукции за 31 день в течение первого полугодия и занесем их в таблицу 1 приложения Б.


Метод укрупнения интервалов.

Проведем сглаживание колеблемости методом укрупнения интервалов, преобразуя данные, суммируя их по 10-дневкам. В результате получим таблицу 3.2.3.2.


Таблица 3.2.3.2 – Выпуск продукции за полгода по 10-дневкам.

10 дневки Выпуск продукции, м2
1 259697,1
2 259953,1
3 201455,9

Полученные данные представим графически на рисунке 3.2.3.1.

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Рисунок 3.2.3.1 – Выпуск продукции по 10-дневкам в 1 полугодии 2010 года


Метод скользящей средней.

Проведем сглаживание на основе таблицы 1 приложения Б методом скользящей средней на основе 10-дневок, т.е. на основе 10 уровней ряда. Воспользуемся формулой (1.2.3.1) и полученные данные занесем в таблицу 2 приложения Б. Полученные данные отобразим графически на рисунке 3.2.3.2.


Анализ производства и реализация товаров предприятияРисунок 3.2.3.2 – Графическое отображение сглаживания уровней


Аналитическое выравнивание ряда.

Проведем аналитическое выравнивание ряда на основе таблицы 1 приложения Б различными функциями.

Рассмотрим выравнивание по прямой. Т.к. количество уровней нечетное, то значения t возьмем от –15 до 15, включая 0. Заполним таблицу 1 приложения В. На основании формул (1.2.3.3а, б) рассчитаем параметры а0 и а1:


Анализ производства и реализация товаров предприятия; Анализ производства и реализация товаров предприятия.


В результате, используя формулу (1.2.3.2) получим уравнение:


Анализ производства и реализация товаров предприятия.


На его основе заполнена графа Анализ производства и реализация товаров предприятия в таблице 1 приложения В.

Полученные данные отобразим графически на рисунке 3.2.3.3.


Анализ производства и реализация товаров предприятия Рисунок 3.2.3.3 – Графическое отображение выравнивания по прямой


Рассмотрим сглаживание по параболе второй степени. Для этого заполним таблицу 2 приложения В. На основании формул (1.2.3.5а, б) вычислим значения параметров:

Анализ производства и реализация товаров предприятия; Анализ производства и реализация товаров предприятия


Решив систему уравнений получим а0=25448,2; а2=–27,3. В результате, используя формулу (1.2.3.4) получаем уравнение параболы, на основании которого заполняется таблица:


Анализ производства и реализация товаров предприятия


Отобразим полученные данные графически на рисунке 3.2.3.4.


Анализ производства и реализация товаров предприятияРисунок 3.2.3.4 – Графическое отображение выравнивания по параболе


Рассмотрим выравнивание с помощью логарифмической функции. Для этого заполним таблицу 3 приложения В. На основании формул (1.2.3.7а, б) вычислим значения параметров:


Анализ производства и реализация товаров предприятия; Анализ производства и реализация товаров предприятия.

Используя формулу (1.2.3.6) получаем уравнение логарифмической функции, на основании которой заполняется таблица:


Анализ производства и реализация товаров предприятия


Для нахождения Анализ производства и реализация товаров предприятия необходимо пропотенцировать полученные значения функции. Полученные данные отобразим графически на рисунке 3.2.3.5.


Анализ производства и реализация товаров предприятия

Рисунок 3.2.3.5 – Графическое отображение выравнивания с помощью логарифмической функции


Для выбора оптимальной функции из рассчитанных, воспользуемся формулой ошибки аппроксимации (1.2.3.8):


Анализ производства и реализация товаров предприятиям2;

Анализ производства и реализация товаров предприятиям2;

Анализ производства и реализация товаров предприятиям2.

Полученные значения означают отклонение фактических уровней ряда, от выравненных (расчетных). Очевидно, что самым оптимальным является выравнивание по параболе, т.к. оно имеет минимальное отклонение по сравнению с остальными функциями.

На основании проведенного аналитического выравнивания различными методами и функциями можно сделать вывод об общей динамике в производстве продукции по дням. Выравнивание 3 методами показало, что наибольший выпуск наблюдается в середине месяца и последующим спадом к концу месяца. Т.к. оптимальной является параболическая функция из-за наименьшей ошибки аппроксимации, то средний выпуск ежедневно составляет 5959,6±4523,7м2.


3.2.4 Показатели сезонности

На основании данных таблицы 1 приложения Б построим сезонную волну. Т.к. ряд не содержит ярко выраженной тенденции в развитии, то индексы сезонности вычислим по формуле (1.2.4.2):


Анализ производства и реализация товаров предприятия,


где Анализ производства и реализация товаров предприятия вычислим по формуле (1.2.2.1а), где n=6. Полученные данные занесем в таблицу 3.2.4.1. и на ее основе отобразим графически сезонную волну на рисунке 3.2.4.1.


Таблица 3.2.4.1 – Расчетные данные для построения сезонной волны

День Выпуск продукции, y

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Is,%
1 22274,5 3 712,4 93,2
2 31412,6 5 235,4 131,4
3 24230,0 4 038,3 101,4
4 24510,0 4 085,0 102,5
5 36323,0 6 053,8 152,0
6 28910,0 4 818,3 120,9
7 27240,5 4 540,1 114,0
8 14842,5 2 473,8 62,1
9 29850,5 4 975,1 124,9
10 20103,5 3 350,6 84,1
11 27593,6 4 598,9 115,4
12 31389,0 5 231,5 131,3
13 26680,0 4 446,7 111,6
14 24575,0 4 095,8 102,8
15 23477,0 3 912,8 98,2
16 23259,0 3 876,5 97,3
17 22425,5 3 737,6 93,8
18 22604,0 3 767,3 94,6
19 32810,0 5 468,3 137,3
20 25140,0 4 190,0 105,2
21 24690,0 4 115,0 103,3
22 21175,0 3 529,2 88,6
23 20985,0 3 497,5 87,8
24 18375,0 3 062,5 76,9
25 15795,0 2 632,5 66,1
26 21262,4 3 543,7 88,9
27 19242,5 3 207,1 80,5
28 20405,0 3 400,8 85,4
29 19698,0 3 283,0 82,4
30 16173,0 3 234,6 81,2
31 3655,0 1 827,5 45,9
Итого 721106,1 3 984,0 100,0





В результате проведенного исследования сезонных колебаний можно сделать вывод, минимальное значение на 45,9% сезонная волна принимает 31 числа, это очевидно, т.к. за полгода 31 число встречается лишь в марте и мае. Если не брать в расчет это значение, то за минимальное значение можно принять 62,1% 8го числа и 66,1% 25го. В течение всего периода прослеживаются резкие скачки, особенно в начале месяца. Наибольшее значение сезонная волна принимает на уровне 152,0% 5го числа. Во второй половине сезонная волна имеет тенденцию к постоянному снижению, и после 137,3% 19 числа значения сезонной волны не поднимаются выше 100,0%.


3.3 Показатели вариации


Произведем расчет показателей вариации на основании двух таблиц. Сначала рассчитаем показатели вариации на основе таблицы 2 приложения А для выпуска продукции по каждому наименованию полотна1. Заполним таблицу 1 приложения Г заранее проведя ранжировку ряда. Среднее значение рассчитаем по формуле (1.2.2.1а):


Анализ производства и реализация товаров предприятиям2.


Рассчитаем размах вариации по формуле (1.3.1):


Анализ производства и реализация товаров предприятиям2.


Среднее линейное отклонение рассчитаем по формуле (1.3.2а):


Анализ производства и реализация товаров предприятиям2.

Дисперсию рассчитаем по формуле (1.3.3а):


Анализ производства и реализация товаров предприятия


Среднее квадратическое отклонение рассчитаем по формуле (1.3.4):

Анализ производства и реализация товаров предприятиям2.


Рассчитаем коэффициенты вариации по формулам (1.3.5а, б):


Анализ производства и реализация товаров предприятия; Анализ производства и реализация товаров предприятия.


Коэффициент осцилляции рассчитаем по формуле (1.3.11):


Анализ производства и реализация товаров предприятия.


Для расчета асимметрии вычислим момент третьего порядка по формуле (1.3.13а):


Анализ производства и реализация товаров предприятия.


Тогда асимметрия по формуле (1.3.12) Анализ производства и реализация товаров предприятия, а средняя квадратичная ошибка рассчитанная по формуле (1.3.14) равна:


Анализ производства и реализация товаров предприятия.

Для расчета эксцесса вычислим момент четвертого порядка по формуле (1.3.16а):


Анализ производства и реализация товаров предприятия.

Тогда эксцесс по формуле (1.3.15) Анализ производства и реализация товаров предприятия, средняя квадратичная ошибка рассчитанная по формуле (1.3.14) равна:


Анализ производства и реализация товаров предприятия.


Т.к. мода – значение признака, наиболее часто встречающееся в изучаемых явлениях, то модой будет являться ИП–215–350, т.к. оно наиболее часто выпускалось, т.е. в больших количествах. Медианой же будет являться значение, находящееся между 10 и 11 полотном в ранжированном ряду, т.е.:


Анализ производства и реализация товаров предприятиям2.


На основании расчетов показателей вариации можно сделать вывод, что средний выпуск каждого из видов полотна равен 36055,3м2. Половина полотен выпускается в объеме большем 15800,0м2, а вторая половина в меньшем объеме. Наибольшее количество, а именно 133043,0м2 производят полотна ИП-215-350. Наименьший объем за полгода выпустили полотна ИП-170-600 в количестве 204,0м2 и ИП-170-450 в объеме 340,м2. Возможно, это связано с индивидуальными заказами. Разница между максимальным и минимальным значением объема производства конкретного вида продукции составляет 132839,0м2, что является значительным показателем. Средняя величина колеблемости объема производства продукции одного наименования полотна составляет по линейному отклонению 33621,3м2, а по среднему квадратному отклонению 38558,8м2, т.е. выпуск в среднем каждого полотна составляет 36055,3 ± 38558,8м2. Разница между крайними значениями объема производства больше среднего значения в 3,6 раза. Относительное линейное отклонение 93,2% характеризуют неоднородность, что подтверждает коэффициент вариации, который равен 106,9%, что больше 33%. Асимметрия и эксцесс являются несущественными, т.к. (|As|/σas=1,8)<3, а (|Ex|/σex=0,3)<3. Распределение плосковершинно (Ех=-0,27)<0, а асимметрия правосторонняя (As=0,93)>0.

Наибольший интерес представляют расчеты показателей вариации для интервального ряда. Возьмем данные ранее проведенной группировки из таблицы 3.1З.1. Заполним таблицу 2 приложения Г.

Среднее значение рассчитаем по формуле (1.2.2.1б):


Анализ производства и реализация товаров предприятиям2.


Рассчитаем размах вариации по формуле (1.3.1):


Анализ производства и реализация товаров предприятиям2.


Среднее линейное отклонение рассчитаем по формуле (1.3.2б):


Анализ производства и реализация товаров предприятиям2.


Дисперсию рассчитаем по формуле (1.3.3б):


Анализ производства и реализация товаров предприятия


Среднее квадратическое отклонение рассчитаем по формуле (1.3.4):


Анализ производства и реализация товаров предприятиям2.


Рассчитаем коэффициенты вариации по формулам (1.3.5а, б):

Анализ производства и реализация товаров предприятия; Анализ производства и реализация товаров предприятия.


Коэффициент осцилляции рассчитаем по формуле (1.3.11):


Анализ производства и реализация товаров предприятия.


Для расчета асимметрии вычислим момент третьего порядка по формуле (1.3.13а):


Анализ производства и реализация товаров предприятия.


Тогда асимметрия по формуле (1.3.12) Анализ производства и реализация товаров предприятия, а средняя квадратичная ошибка рассчитанная по формуле (1.3.14) равна:


Анализ производства и реализация товаров предприятия.


Для расчета эксцесса вычислим момент четвертого порядка по формуле (1.3.16а):


Анализ производства и реализация товаров предприятия.


Тогда эксцесс по формуле (1.3.15) Анализ производства и реализация товаров предприятия, средняя квадратичная ошибка рассчитанная по формуле (1.3.14) равна:

Анализ производства и реализация товаров предприятия.


Вычислим моду по формуле (1.3.6):


Анализ производства и реализация товаров предприятиям2,


где модальным будет интервал 6450,0–8062,5, т.к. он имеет наибольшую частоту (37).

Для более полной характеристики структуры рассчитаем квартили по формулам (1.3.8):


Анализ производства и реализация товаров предприятиям2;

Анализ производства и реализация товаров предприятиям2;

Анализ производства и реализация товаров предприятиям2.

Рассчитаем квартильное отклонение по формуле (1.3.9):

Анализ производства и реализация товаров предприятиям2.


Относительный показатель квартильной вариации рассчитаем по формуле (1.3.10):


Анализ производства и реализация товаров предприятия.

На основании расчетов показателей вариации можно сделать вывод, что средний ежедневный выпуск продукции составляет 5923,6м2. В наибольшее количество дней, а именно 37, ежедневный выпуск продукции составил 6450,0-8062,5м2, а чаще всего встречающийся ежедневный выпуск продукции составляет 6505,6м2. В половину из проработанных дней выпуск составил более 60872,0м2, а в другую половину менее этой величины. При этом в 1\4 из дней выпуск был менее 3846,5м2, а в другую 1/4 более 7572,2м2. Размах вариации свидетельствует о том, что разница между максимальным и минимальным значением составляет 12900,0м2. Квартильное отклонение равное 1862,9м2 свидетельствует об умеренной асимметрии распределения, т.к. Q ≈ 2/3σ = 1953,0м2. Средняя величина колеблемости ежедневного выпуска продукции составляет по линейному отклонению 2326,3м2, а по среднему квадратному отклонению 2929,5м2, т.е. ежедневное производство полотна составляет 5923,6 ± 2929,5м2. Разница между крайними значениями выпуска продукции превышает среднее значение в 2,2 раза. Относительное линейное отклонение 39,3% характеризуют неоднородность, что подтверждает коэффициент вариации, который равен 49,5%, что больше 33%. Асимметрия и эксцесс являются несущественными, т.к. (|As|/σas=1,3)<3, а (|Ex|/σex=0,2)<3. Распределение плосковершинно (Ех=-0,1), а асимметрия правосторонняя (As=0,3).


3.4 Индексы


Рассчитаем индексы на основе данных таблицы 3 приложения А. Для расчета индексов цепными и базисными методами создадим таблицу 3.4.1.


Таблица 3.4.1 – Производство продукции и себестоимость полотна
ИП-170-350 за 1 квартал 2010 года

Полотно Январь Февраль Март

Всего выпуск, м2, q0 С/ст 1м2, руб, p0 Всего выпуск, м2, q1 С/ст 1м2, руб, p1 Всего выпуск, м2, q2 С/ст 1м2, руб, p2
ИП-170-350 13 002,0 14,57444 850,0 14,67439 18 958,6 14,91322

На основе данной таблицы по формуле (1.4.1а, б) рассчитаем индексы себестоимости цепным методом:


Анализ производства и реализация товаров предприятия;

Анализ производства и реализация товаров предприятия.

Базисным методом:

Анализ производства и реализация товаров предприятия;

Анализ производства и реализация товаров предприятия.


На основе данной таблицы по формуле (1.4.2а, б) рассчитаем индексы объема производства цепным методом:


Анализ производства и реализация товаров предприятия;

Анализ производства и реализация товаров предприятия.


Базисным методом:


Анализ производства и реализация товаров предприятия;

Анализ производства и реализация товаров предприятия.

Рассчитаем индивидуальный индекс затрат на производство на базисной и цепной основе по формулам (1.4.3а, б):


Анализ производства и реализация товаров предприятия;

Анализ производства и реализация товаров предприятия;

Анализ производства и реализация товаров предприятия.


В результате полученных данных можно сделать вывод, что затраты на производство ИП-170-350 в феврале по сравнению с январем снизились на 93,4%. Это произошло из-за резкого сокращения производства данного полотна на 93,5% на фоне повышения себестоимости 0,7%. Затраты на производство в марте по сравнению с февралем увеличились в 22,7 раза. Это произошло из-за резкого увеличения объемов производства данного полотна в 22,3 раза, на фоне незначительного повышения себестоимости на 1,6%. Такой резкий скачок может быть связан с заказом на данный вид полотна. Затраты же на производство в марте по сравнению с январем увеличились на 49,2% из-за увеличения объемов производства на 45,8% и себестоимости на 2,3%.

Для расчета агрегатных индексов создадим таблицу 3.4.2.


Таблица 3.4.2 – Расчетные данные для выпуска продукции за 2 месяца

Полотно Февраль Март

Всего выпуск, м2, q0 С/ст 1м2, руб, z0 Всего выпуск, м2, q1 С/ст 1м2, руб, p1
А 1 2 3 4
ИП-170-200 170,0 9,14332 2 040,0 11,22106
ИП-170-250 3 740,0 10,98701 23 120,0 13,11845
ИП-215-350 11 180,0 14,67439 33 283,0 14,91322
Итого 15 090,0
58 443,0

Продолжение таблицы 3.4.2

Полотно Z1Q1 Z0Q1 Z0Q0
А 5 6 7
ИП-170-200 22891,0 18652,4 1554,4
ИП-170-250 303298,6 254019,7 41091,4
ИП-215-350 496356,7 488407,7 164059,7
Итого 822546,2 761079,8 206705,5

На основе формулы (1.4.4) рассчитаем агрегатный индекс затрат на производство:


Анализ производства и реализация товаров предприятия.


На основе формулы (1.4.5) рассчитаем агрегатный индекс себестоимости продукции:


Анализ производства и реализация товаров предприятия.


На основе формулы (1.4.6) рассчитаем агрегатный индекс физического объема продукции:


Анализ производства и реализация товаров предприятия.


Индекс переменного состава рассчитаем по формуле (1.4.7):


Анализ производства и реализация товаров предприятия.

Индекс постоянного состава рассчитаем по формуле (1.4.8):


Анализ производства и реализация товаров предприятия.


Индекс структурных сдвигов рассчитаем по формуле (1.4.9):


Анализ производства и реализация товаров предприятия.


Затраты на производство продукции в марте по сравнению с февралем увеличились в 3,9 раза и составили 822546,2 руб., т.е. в денежном выражении увеличился на 615840,7 руб. Увеличение затрат произошло в основном из-за увеличения объема выпускаемой продукции в 3,7 раза, что отразилось на увеличении затрат на 554374,3 руб. Кроме того произошло увеличение себестоимости на 8,1%, что привело к увеличению затрат на 61466,4 руб. Средняя себестоимость по данным полотнам увеличилась на 2,7% с 14,074 руб. в феврале до 13,698 руб. в марте. Произошло ее увеличение на 8,1% из-за увеличения затрат в целом, при этом произошло незначительное ее снижение на 4,9% из-за структурных сдвигов в объемах производства.


3.5 Корреляционно-регрессионный анализ


Проведем корреляционно-регрессионный анализ выпуска продукции и себестоимости на основе данных таблицы 4 приложения А. Зависимость себестоимости единицы продукции от объемов выпуска этой продукции можно охарактеризовать гиперболической функцией. Создадим таблицу 1 приложения Д. Вычислим значения параметров по формулам (1.5.2а, б):

Анализ производства и реализация товаров предприятия;

Анализ производства и реализация товаров предприятия.


В результате гиперболическая функция по формуле (1.5.1) имеет вид:


Анализ производства и реализация товаров предприятия.


По формуле (1.2.2.1б):


Анализ производства и реализация товаров предприятияруб.


По формулам (1.5.3-1.5.4) рассчитаем дисперсии:


Анализ производства и реализация товаров предприятия;

Анализ производства и реализация товаров предприятия;

Анализ производства и реализация товаров предприятия.


Анализ производства и реализация товаров предприятияНа основании полученных результатов по формуле (1.5.6) определим тесноту связи признаков:


Анализ производства и реализация товаров предприятия.


По формуле (1.5.7) определим индекс корреляции:

Анализ производства и реализация товаров предприятия.


Средняя ошибка аппроксимации не должна превышать 10-15% и рассчитывается по формуле:


Анализ производства и реализация товаров предприятия.

Проведенный корреляционно-регрессионный анализ показывает правильность гипотезы о том, что между объемами выпуска продукции и себестоимостью существует зависимость, выражаемая гиперболической функцией. Верность расчетов подтверждает ошибка аппроксимации, которая составляет 3,8%. Т.о. 68,6% вариации себестоимости объясняется вариацией объемов выпуска продукции. А теснота связи весьма существенна, т.к. индекс корреляции равен 0,828.

Заключение


В результате проведенного статистического анализа можно общие сделать выводы о деятельности предприятия в первом полугодии 2010 года. За 121 рабочий день было произведено 721106,1м2 продукции на сумму 10719895,8 руб., со средним выпуском в день 5923,6 ± 2929,5м2. Производство продукции в конце полугодия по сравнению с выпуском в начале года выросло на 53995,5м2, или на 71,0%. В половину из проработанных дней выпуск составил более 60872,0м2, а в другую половину менее этой величины. При этом в 1\4 из дней выпуск был менее 3846,5м2, а в другую 1/4 более 7572,2м2. Средний годовой выпуск каждого из видов полотна равен 36055,3±38558,8м2.

Для увеличения объемов производства необходимо оборудование, позволяющее выпускать полотно большей ширины, чем 215см. С появлением такого оборудования возможно резкое увеличение объемов выпускаемой продукции. Тем более, что производственная площадь предприятия это позволяет. Кроме того, доказанная корреляционно-регрессионная зависимость между объемом производства и себестоимостью говорит о том, что с увеличением объемов производства снизятся издержки из-за эффекта масштаба. С середины месяца наблюдается спад в объемах производства, поэтому следует равномерно распределить объемы выпускаемой продукции.

Ярко выраженную сезонность можно объяснить тем, что полотно, выпускаемое ООО «Полилайн» используют при укладке дорог, строительных работах и т.д., т.е. увеличение заказов в апреле и мае связано с начинающимся сезоном строительных работ у заказчиков. Т.к. очевидна сезонность, то необходимо налаживание связей с поставщиками и созданием постоянной базы клиентов.

Список литературы


Общая теория статистики: Учебник/А. Я. Боярский, Л. Л. Викторова, А. М. Гольдберг и др.; Под ред А. М. Гольдберга, В.С. Козлова. – М.: Финансы и статистика, 1985.–367с. ил.

Общая теория статистики: Учеб.-метод. пособие по выполнению практ. И лаборат. работ / Сост.: Н.И. Гришакина, О.Д. Притула, Д.П. Сергеева, Г.В. Фетисова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2010.–60с.

Правила оформления дипломной и курсовой работы / Сост. Н.Н. Васильева, Л.В. Соколова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2005.–44с.

Статистика. Учеб. пособие по вып. практ. работ. Часть I / Сост.: Н.И. Гришакина, Г.В. Фетисова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2005.–108с.

Суслов И. П. Общая теория статистики. Учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: «Статистика», 1978.–392с. ил.


Таблица 1 – Выпуск по дням за полгода

День Выпуск продукции,м2
1 22274,5
2 31412,6
3 24230,0
4 24510,0
5 36323,0
6 28910,0
7 27240,5
8 14842,5
9 29850,5
10 20103,5
11 27593,6
12 31389,0
13 26680,0
14 24575,0
15 23477,0
16 23259,0
17 22425,5
18 22604,0
19 32810,0
20 25140,0
21 24690,0
22 21175,0
23 20985,0
24 18375,0
25 15795,0
26 21262,4
27 19242,5
28 20405,0
29 19698,0
30 16173,0
31 3655,0

Таблица 2 – Расчетные данные для выравнивания

День Выпуск продукции, м2 Скользящие средние
1 22274,5 ѕ
2 31412,6 25969,7
3 24230,0 26501,6
4 24510,0 26499,3
5 36323,0 26744,3
6 28910,0 26750,8
7 27240,5 25466,2
8 14842,5 24901,1
9 29850,5 24419,6
10 20103,5 25195,7
11 27593,6 25491,7
12 31389,0 25995,3
13 26680,0 25705,0
14 24575,0 24683,6
15 23477,0 24114,1
16 23259,0 23494,1
17 22425,5 22725,9
18 22604,0 22526,2
19 32810,0 22207,9
20 25140,0 21988,0
21 24690,0 20676,8
22 21175,0 19780,1
23 20985,0 17676,6
24 18375,0

Анализ производства и реализация товаров предприятияѕ

25 15795,0 ѕ
26 21262,4 ѕ
27 19242,5 ѕ
28 20405,0 ѕ
29 19698,0 ѕ
30 16173,0 ѕ
31 3655,0 ѕ


Таблица 1 – Расчетные данные для выравнивания по прямой

День Выпуск продукции, y t t2 y·t

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятия

1 22274,5 -15 225 -334117,5 29441,0 -7166,5 51358846,5
2 31412,6 -14 196 -439776,4 29029,0 2383,6 5681355,6
3 24230,0 -13 169 -314990 28617,1 -4387,1 19246404,8
4 24510,0 -12 144 -294120 28205,1 -3695,1 13653796,2
5 36323,0 -11 121 -399553 27793,1 8529,9 72758575,6
6 28910,0 -10 100 -289100 27381,2 1528,8 2337326,8
7 27240,5 -9 81 -245164,5 26969,2 271,3 73603,7
8 14842,5 -8 64 -118740 26557,2 -11714,7 137234944,3
9 29850,5 -7 49 -208953,5 26145,3 3705,2 13728775,1
10 20103,5 -6 36 -120621 25733,3 -5629,8 31694599,9
11 27593,6 -5 25 -137968 25321,3 2272,3 5163221,8
12 31389,0 -4 16 -125556 24909,4 6479,6 41985740,8
13 26680,0 -3 9 -80040 24497,4 2182,6 4763780,3
14 24575,0 -2 4 -49150 24085,4 489,6 239685,3
15 23477,0 -1 1 -23477 23673,5 -196,5 38594,6
16 23259,0 0 0 0 23261,5 -2,5 6,2
17 22425,5 1 1 22425,5 22849,5 -424,0 179792,1
18 22604,0 2 4 45208 22437,6 166,4 27705,3
19 32810,0 3 9 98430 22025,6 10784,4 116303654,7
20 25140,0 4 16 100560 21613,6 3526,4 12435393,4
21 24690,0 5 25 123450 21201,6 3488,4 12168609,6
22 21175,0 6 36 127050 20789,7 385,3

Анализ производства и реализация товаров предприятия148472,7

23 20985,0 7 49 146895 20377,7 607,3 368800,7
24 18375,0 8 64 147000 19965,7 -1590,7 2530460,9
25 15795,0 9 81 142155 19553,8 -3758,8 14128383,1
26 21262,4 10 100 212624 19141,8 2120,6 4496918,7
27 19242,5 11 121 211667,5 18729,8 512,7 262822,4
28 20405,0 12 144 244860 18317,9 2087,1 4356112,3
29 19698,0 13 169 256074 17905,9 1792,1 3211616,2
30 16173,0 14 196 226422 17493,9 -1320,9 1744865,7
31 3655,0 15 225 54825 17082,0 -13427,0 180283403,2
Итого 721106,1 0 2480 -1021680,9 721106,1 0,0 752606268,6

Таблица 2 – Расчетные данные для выравнивания по параболе

День Выпуск продукции, y t t2 t4 y·t y·t2

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятия

1 22274,5 -15 225 50625 -334117,5 5011762,5 25477,5 -3203,0 10259260,4
2 31412,6 -14 196 38416 -439776,4 6156869,6 25858,2 5554,4 30850914,4
3 24230,0 -13 169 28561 -314990 4094870 26184,3 -1954,3 3819300,6
4 24510,0 -12 144 20736 -294120 3529440 26455,7 -1945,7 3785737,5
5 36323,0 -11 121 14641 -399553 4395083 26672,4 9650,6 93133650,4
6 28910,0 -10 100 10000 -289100 2891000 26834,5 2075,5 4307789,9
7 27240,5 -9 81 6561 -245164,5 2206480,5 26941,9 298,6 89182,5
8 14842,5 -8 64 4096 -118740 949920 26994,6 -12152,1 147673139,0
9 29850,5 -7 49 2401 -208953,5 1462674,5 26992,6 2857,9 8167404,2
10 20103,5 -6 36 1296 -120621 723726 26936,0 -6832,5 46683236,1
11 27593,6 -5 25 625 -137968 689840 26824,7 768,9 591169,7
12 31389,0 -4 16 256 -125556 502224 26658,8 4730,2 22375107,1
13 26680,0 -3 9 81 -80040 240120 26438,1 241,9 58496,3
14 24575,0 -2 4 16 -49150 98300 26162,8 -1587,8 2521249,6
15 23477,0 -1 1 1 -23477 23477 25832,9 -2355,9 5550169,1
16 23259,0 0 0 0 0 0 25448,2 -2189,2 4792798,4
17 22425,5 1 1 1 22425,5 22425,5 25008,9 -2583,4 6674180,2
18 22604,0 2 4 16 45208 90416 24515,0 -1911,0

Анализ производства и реализация товаров предприятия3651813,7

19 32810,0 3 9 81 98430 295290 23966,3 8843,7 78210474,8
20 25140,0 4 16 256 100560 402240 23363,0 1777,0 3157651,3
21 24690,0 5 25 625 123450 617250 22705,0 1985,0 3940052,8
22 21175,0 6 36 1296 127050 762300 21992,4 -817,4 668136,1
23 20985,0 7 49 2401 146895 1028265 21225,1 -240,1 57638,1
24 18375,0 8 64 4096 147000 1176000 20403,1 -2028,1 4113165,5
25 15795,0 9 81 6561 142155 1279395 19526,4 -3731,4 13923642,0
26 21262,4 10 100 10000 212624 2126240 18595,1 2667,3 7114402,3
27 19242,5 11 121 14641 211667,5 2328342,5 17609,1 1633,4 2667917,3
28 20405,0 12 144 20736 244860 2938320 16568,5 3836,5 14719018,8
29 19698,0 13 169 28561 256074 3328962 15473,1 4224,9 17849506,5
30 16173,0 14 196 38416 226422 3169908 14323,1 1849,9 3422007,5
31 3655,0 15 225 50625 54825 822375 13118,5 -9463,5 89557167,6
Итого 721106,1 0 2480 356624 -1021680,9 53363516,1 721106,1 0,0 634385379,6

Таблица 3 – Расчетные данные для выравнивания логарифмической функцией

День Выпуск продукции, y lg y t t2 t·lg y

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятия

1 22274,5 4,34781 -15 225 -65,21712 4,49453 31227,3 -8952,8 80151756,8
2 31412,6 4,49710 -14 196 -62,95945 4,48442 30508,5 904,1 817329,6
3 24230,0 4,38435 -13 169 -56,99659 4,47431 29806,4 -5576,4 31095842,9
4 24510,0 4,38934 -12 144 -52,67212 4,46420 29120,4 -4610,4 21255355,4
5 36323,0 4,56018 -11 121 -50,16200 4,45408 28450,1 7872,9 61982075,0
6 28910,0 4,46105 -10 100 -44,61048 4,44397 27795,3 1114,7 1242481,6
7 27240,5 4,43522 -9 81 -39,91694 4,43386 27155,6 84,9 7206,8
8 14842,5 4,17151 -8 64 -33,37206 4,42375 26530,6 -11688,1 136611777,9
9 29850,5 4,47495 -7 49 -31,32466 4,41363 25920,0 3930,5 15448939,2
10 20103,5 4,30327 -6 36 -25,81963 4,40352 25323,4 -5219,9 27247584,8
11 27593,6 4,44081 -5 25 -22,20404 4,39341 24740,6 2853,0 8139677,7
12 31389,0 4,49678 -4 16 -17,98711 4,38330 24171,2 7217,8

Анализ производства и реализация товаров предприятия52097094,5

13 26680,0 4,42619 -3 9 -13,27856 4,37319 23614,9 3065,1 9395118,9
14 24575,0 4,39049 -2 4 -8,78099 4,36307 23071,3 1503,7 2260981,5
15 23477,0 4,37064 -1 1 -4,37064 4,35296 22540,3 936,7 877326,4
16 23259,0 4,36659 0 0 0,00000 4,34285 22021,6 1237,4 1531249,7
17 22425,5 4,35074 1 1 4,35074 4,33274 21514,7 910,8 829513,7
18 22604,0 4,35419 2 4 8,70837 4,32262 21019,5 1584,5 2510484,5
19 32810,0 4,51601 3 9 13,54802 4,31251 20535,8 12274,2 150656686,1
20 25140,0 4,40037 4 16 17,60146 4,30240 20103,1 5076,9 25774627,2
21 24690,0 4,39252 5 25 21,96261 4,29229 19601,4 5088,6 25894225,3
22 21175,0 4,32582 6 36 25,95494 4,28217 19150,2 2024,8 4099710,4
23 20985,0 4,32191 7 49 30,25336 4,27206 18709,5 2275,5 5178028,8
24 18375,0 4,26423 8 64 34,11382 4,26195 18278,9 96,1 9242,5
25 15795,0 4,19852 9 81 37,78668 4,25184 17858,2 -2063,2 4256640,6
26 21262,4 4,32761 10 100 43,27612 4,24172 17447,1 3815,3 14556160,8
27 19242,5 4,28426 11 121 47,12688 4,23161 17045,6 2196,9 4826415,2
28 20405,0 4,30974 12 144 51,71684 4,22150 16653,3 3751,7 14075440,3
29 19698,0 4,29442 13 169 55,82749 4,21139 16270,0 3428,0 11751254,1
30 16173,0 4,20879 14 196 58,92307 4,20127 15895,5 277,5 76991,8
31 3655,0 3,56289 15 225 53,44331 4,19116 15529,7 -11874,7 141008046,1
Итого 721106,1 134,62829 0 2480 -25,07869 134,62829 697569,9 23536,2 855665266,1

Таблица 1 – Расчетные данные для подсчета показателей вариации для ранжированного ряда

Полотно

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятия

ИП-170-600 204,0 -35 851,3 1 285 316 070,2 -46 080 258 454 250,1 1 652 037 400 322 150 000,0
ИП-170-450 340,0 -35 715,3 1 275 583 011,2 -45 557 836 299 363,1 1 627 112 018 571 820 000,0
ИП-170-200 2 210,0 -33 845,3 1 145 504 670,5 -38 769 954 953 453,2 1 312 180 950 235 880 000,0
ИП-165-300 2 802,4 -33 252,9 1 105 755 690,9 -36 769 588 944 004,8 1 222 695 648 044 040 000,0
ИП-170-400 5 064,0 -30 991,3 960 460 985,6 -29 765 939 345 424,0 922 485 304 865 534 000,0
ИП-170-360 5 810,1 -30 245,2 914 772 425,5 -27 667 479 537 353,5 836 808 590 440 563 000,0
ИП-160-100 6 160,0 -29 895,3 893 729 261,0 -26 718 308 846 305,9 798 751 992 044 512 000,0
ИП-215-450 7 955,0 -28 100,3 789 627 141,1 -22 188 763 500 992,0 623 511 021 950 744 000,0
ИП-215-500 10 210,0 -25 845,3 667 979 790,5 -17 264 141 420 420,6 446 197 000 573 904 000,0
ИП-170-100 10 540,0 -25 515,3 651 030 789,2 -16 611 249 151 926,5 423 841 088 542 396 000,0
ИП-215-550 21 060,0 -14 995,3 224 859 172,0 -3 371 831 866 832,6 50 561 647 251 874 700,0
ИП-215-200 26 660,0 -9 395,3 88 271 756,0 -829 340 070 909,8 7 791 902 914 919 320,0
ИП-170-250 33 490,0 -2 565,3 6 580 789,7 -16 881 732 831,7 43 306 793 641 903,1
ИП-215-400 55 169,0 19 113,7 365 333 336,6 6 982 869 968 206,9

Анализ производства и реализация товаров предприятия133 468 446 796 966 000,0

ИП-215-300 70 197,5 34 142,2 1 165 689 479,4 39 799 197 515 738,7 1 358 831 962 425 870 000,0
ИП-170-300 75 969,0 39 913,7 1 593 103 048,6 63 586 629 183 515,6 2 537 977 323 308 940 000,0
ИП-170-350 78 330,6 42 275,3 1 787 200 567,3 75 554 431 208 340,1 3 194 085 867 889 790 000,0
ИП-215-250 84 559,5 48 504,2 2 352 656 932,6 114 113 730 626 836,0 5 534 994 642 501 550 000,0
ИП-215-600 91 332,0 55 276,7 3 055 513 010,1 168 898 660 729 102,0 9 336 159 755 031 070 000,0
ИП-215-350 133 043,0 96 987,7 9 406 612 981,4 912 325 710 824 327,0 88 484 367 782 088 100 000,0
Итого 721 106,1 ѕ 29 735 580 909,8 1 069 649 655 932 000,0 120 503 903 652 594 000 000,0

Таблица 2 – Расчетные данные для подсчета показателей вариации для интервального ряда

Группировка Серединный интервал, x Дни, f Накопленные частоты, S x∙f

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятия

А 1 2 3 4 5 6 7
до 1612,5 806,3 10 10 8062,5 51173,6 261873260,0 -1340098533937,0
1612,5 - 3225,0 2418,8 11 21 26606,25 38553,4 135124123,0 -473590508220,5
3225,0 - 4837,5 4031,3 24 45 96750 45416,5 85944212,5 -162636992180,7
4837,5 - 6450,0 5643,8 20 65 112875 5597,1 1566380,6 -438360020,8
6450,0 - 8062,5 7256,3 37 102 268481,25 49307,9 65709843,1 87567869390,7
8062,5 - 9675,0 8868,8 8 110 70950 23561,2 69391015,0 204366575193,3
9675,0 - 11287,5 10481,3 0 110 0 0,0 0,0 0,0
свыше 11287,5 12093,8 11 121 133031,25 67871,6 418777532,0 2583917939736,3
Итого
121
716756,25
281481,2 1038386366,2

Анализ производства и реализация товаров предприятияПродолжение таблицы 2

Группировка

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятия

А 8 9
до 1612,5 -1340098533937,0 6857760431519030,0
1612,5 - 3225,0 -473590508220,5 1659866236817870,0
3225,0 - 4837,5 -162636992180,7 307766985822932,0
4837,5 - 6450,0 -438360020,8 122677406639,4
6450,0 - 8062,5 87567869390,7 116696850737582,0
8062,5 - 9675,0 204366575193,3 601889121093673,0
9675,0 - 11287,5 0,0 0,0
свыше 11287,5 2583917939736,3 15943147395312900,0
Итого 899087989961,3 25487249698710600,0

Таблица 1 – Расчетные данные для корреляционно-регрессионного анализа

Месяц Выпуск продукции, тыс. м2, х Себестоимость м2, руб., у Реализовано, тыс. руб., ху

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятия

А 1 2 3 4 5 6 7
Январь 76,0445 17,68109 1344,5498 0,013 0,00017 0,23 312,621
Февраль 87,2160 15,22750 1328,0817 0,011 0,00013 0,17 231,877
Март 93,8591 14,81583 1390,6004 0,011 0,00011 0,16 219,509
Апрель 155,3116 14,66679 2277,9231 0,006 0,00004 0,09 215,115
Май 178,6349 14,01435 2503,4511 0,006 0,00003 0,08 196,402
Июнь 130,0400 14,42087 1875,2898 0,008 0,00006 0,11 207,961
Итого 721,1061 90,82643 10719,8958 0,055 0,00055 0,85 1383,485

Продолжение таблицы 1

Месяц

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятия

Анализ производства и реализация товаров предприятияАнализ производства и реализация товаров предприятия

А 8 9 10 11 12 13
Январь 16,55 1,68 2,84 1,13086 1,27884 0,063959
Февраль 15,95 1,09 1,18 -0,72555 0,52642 0,047647
Март 15,67 0,80 0,64 -0,84951 0,72166 0,057338
Апрель 14,17 -0,70 0,48 0,49605 0,24606 0,033821
Май 13,87 -0,99 0,99 0,14165 0,02010 0,010107
Июнь 14,61 -0,25 0,06 -0,19350 0,03744 0,013418
Итого

6,19
2,83049 0,226290

Размещено на

1 Модальным считается интервал, который имеет максимальную частоту (f).

2 Интервал, частота которого больше или равна полусумме частот ряда.

1 Интервалы, частоты которых больше или равны 1/4 и 3/4 суммы всех частот соответственно.

1 Расшифровка индекса полотна производится следующим образом: ИП–Х–У, где ИП – иглопробивное полотно; Х – ширина полотна, см2; У – плотность полотна, г/м2.

Похожие работы:

  1. • Анализ производства и реализации продукции СПК ...
  2. • Ценовая политика государства
  3. • Анализ финансовой деятельности предприятия
  4. • Применение маркетинга на микро уровне
  5. • Исследование системы стратегического планирования
  6. • Анализ деловой активности предприятия
  7. • Стратегия управления инновациями
  8. • Инновации на промышленных предприятиях
  9. • Маркетинг как вид экономической деятельности
  10. • Формирование и распределение прибыли ...
  11. • Формирование ценовой политики организации: поэтапное ...
  12. • Управление персоналом
  13. • Маркетинг, товароведение и анализ хозяйственной деятельности
  14. • Банковский маркетинг и эффективность работы обменного пункта
  15. • Комплексный финансовый анализ
  16. • Информационное обеспечение процессов бизнес ...
  17. • Організація маркетингових досліджень в туризмі
  18. • Предпринимательство в рыночной экономике: признаки ...
  19. • Анализ производства и реализации продукции на ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com