Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московский государственный университет
(ГОУ МГИУ)
Институт дистанционного образования
Отчет о преддипломной практике
Место прохождения практики
ООО «Альпиндустрия-Тур-Екатеринбург»
Срок практики с «15» февраля 2010г по «14» марта 2010г
Студент Мамута Ю.Я.
Группа Ек06Б21п
Москва, 2010 г.
Введение
Целью прохождения преддипломной практики явилось закрепление в практической деятельности знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, приобретение профессиональных навыков работы, а также сбор информации для дипломной работы.
Задачи преддипломной практики:
ознакомление с организационной структурой и постановкой бухгалтерского учета на предприятии;
овладение практическими навыками по разработке и составлению разного рода экономических документов;
определить состав доходов и расходов на данном предприятии.
Преддипломная практика проходила в ООО «Альпиндустрия-Тур-Екатеринбург».
Продолжительность практики – 4 недели.
Время прохождения практики: с 15 февраля по 14 марта.
Актуальность исследования бухгалтерского учета именно на ООО «Альпиндустрия-Тур-Екатеринбург» определена стремительным развитием рынка туристских услуг, характерными чертами которого на сегодняшний день являются динамичные изменения туристского спроса и предложения. В условиях современного рынка туризма роль и место бухгалтерского учета непрерывно возрастают.
Краткая характеристика предприятия
1).Организационно правовая форма и виды деятельности.
Организационно правовая форма: Общество с ограниченной ответственностью.
Предприятие открыто в Екатеринбурге в октябре 2004 года.
ООО «Альпиндустрия –Тур-Екатеринбург» имеет право на применение упрощенной системы налогообложения. Этим правом оно пользуется с 2004г. Объектом налогообложения являются «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Основной вид деятельности:
-туроператорская деятельность;
-турагентская деятельность;
Иные виды деятельности:
-деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта;
-оптовая и розничная торговля сувенирами, изделиями народных художественных промыслов, предметами культового и религиозного назначения;
-прочая оптовая торговля;
-предоставление прочих услуг;
-деятельность ярмарок;
-снабженческо-сбытовая деятельность;
-розничная торговля продовольственными и промышленными товарами, в том числе автомобилями легковыми и грузовыми, автозапчастями, автомобильными аксессуарами, покрышками, сопутствующими товарами;
-проведение биржевых, агентских, комиссионных, торговых, торговосбытовых, товарозакупочных, товаропосреднических и бартерных операций;
-оказание научно-технических, проектных, производственных, организационных, пусконаладочных, сервисных, консультативных, экспертных, координационных, ремонтно-технических, информационно-рекламных, маркетинговых, полиграфических и инжиниринговых услуг российским и иностранным юридическим и физическим лицам в соответствии с действующим законодательством;
-транспортно-экспедиторские услуги;
-новое строительство, строительно-монтажные работы, ремонтно-строительные работы на объектах производственного и гражданского назначения (в т.ч. автомобильные и железные дороги, мосты и т.д.);
-строительство и ремонт жилых домов, коттеджей и объектов производственного, социального, культурного и сельскохозяйственного назначения;
-строительно-монтажные, отделочные работы;
-научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в различных областях науки и техники;
-разработка, изготовление и реализация товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения;
-операции с недвижимостью в установленном законом порядке;
-организация и эксплуатация автостоянок, бензозаправочных станций;
-иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется действующим законодательством, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
2).Организационная структура управления предприятия.
Структура численности работников предприятия (Табл. 1):
Категория работников | Численность, чел. | |
2008 год | 2009 год | |
1.Руководители - Генеральный директор |
1 | 1 |
2.Специалисты -Бухгалтер |
1 | 1 |
3.Служащие -курьер |
1 | 1 |
4. Рабочие – всего, в том числе: -основные Менеджер по туризму - вспомогательные Инструктор |
4 3 1 |
3 2 1 |
Всего работников: | 7 | 6 |
3).Основные поставщики и покупатели (заказчики) продукции (работ, услуг).
Основные поставщики:
Поставщиками туроператорского продукта являются различные зарубежные и российские туроператоры и турагентства. Так как турагентство ООО «Альпиндустрия-Тур-Екатеринбург» направленно более на активные виды отдыха, то и большинство туроператоров и турагентств являются поставщиками именно такого продукта. Например: ООО «Алтай Профи», ООО «Видиние Камчатки», ООО «Мастер Сплав», ООО «Сибирь-Алтай», ООО «Фонд дикой природы», ПП СОГУ «Оленьи Ручьи» и др. Поставщиками других видов турпродукта являются: ООО «Санрайз Тур Групп», ООО «Компания ТЕЗ ТУР»- зарубежный отдых, ООО «РАКС», ООО «Робинзон», ООО «Радень» - базы отдыха, ООО «Санаторий Юбилейный», ООО «ММК ДООК» - санаторно-курортные путевки, и др.
Покупатели (заказчики) продукции (работ, услуг):
Основными покупателями (заказчиками) являются физические лица находящиеся на территории Свердловской области, которых интересует активный туризм и активные виды отдыха. Так же заказчиками являются турагентства и туроператоры Свердловской области и других регионов России.
4).Виды выпускаемой продукции (работ, услуг).
Вид продукции (работ, услуг):
Основной вид продукции предприятия – это услуги по организации отдыха.
Они разделяются на:
- услуги созданные своими силами (туроператорский продукт);
- услуги приобретенные у других туроператоров и турагентств (турагентский продукт).
Кол-во реализуемой продукции:
Туроператорский продукт (корпоративные мероприятия, сплавы) от 3 до 5 в месяц (по данным за 2008-2009г).
Турагентский продукт (путевки) в зависимости от сезона лето-зима (100-150 путевок за сезон), осень-весна (40-60 путевок за сезон) (по данным за 2008-2009г).
Цена за единицу продукции зависит от сложности организации отдыха, от сезона, от отдаленности проводимого отдыха и др., поэтому точной цены за продукт нет, она все время меняется.
5).Организация бухгалтерского учета на данном предприятии.
На данном предприятии используется автоматизированная (компьютерная) форма бухгалтерского учета на платформе «1С: Предприятие – Упрощенная система налогообложения».
Достоинством этой формы бухгалтерского учета является однократное введение первичной информации, быстрота обеспечения пользователей необходимой информацией.
6).Организация управленческого учета на данном предприятии.
Должностным лицом ответственным за ведение управленческого учета является бухгалтер, его подчиненными являются менеджеры по туризму.
В отличие от бухгалтерских отчетов, управленческие отчеты строятся за любой период и с любыми условиями. Это дает возможность оперативно проанализировать деятельность предприятия в любом разрезе. Руководителю агентства в любой момент доступен набор отчетов, который позволяет ответить на такие, например, вопросы:
Какова рентабельность тех или иных направлений туризма? Какие туры увеличивают рентабельность, а какие – уменьшают? Какой направления в туризме следует развивать в первую очередь? и др.
7).Основные технико-экономические показатели предприятия (Табл. 2):
Показатель | Единицы измерения | Абсолютная величина |
Отклонения (+,-) |
|
2009г | 2008г | |||
1.Выручка от продажи | Руб. | 9095243,46 | 10108927,84 | -1013684,38 |
2.Объем продаж | Шт. | 289 | 390 | -101 |
3.Себестоимость продаж | Руб. | 8467302,32 | 8970884,85 | -503582,53 |
4.Прочие доходы | Руб. | 0 | 0 | 0 |
5.Прочие расходы | Руб. | 253520,00 | 938374,00 | -684854,00 |
6.Прибыль до налогообложения | Руб. | 374421,14 | 199668,99 | +174752,15 |
7.Чистая прибыль | Руб. | 318257,97 | 169718,64 | +148539,33 |
8.Рентабельность продукции | % | 3,49 | 1,67 | +1,82 |
9.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов | Руб. | - | - | - |
10.Среднесписочная численность работников | Чел. | 6 | 7 | -1 |
2. Описание операций, выполненных в период прохождения практики
туристский организация доход расход
В ходе прохождения преддипломной практики в ООО «Альпиндустрия –Тур-Екатеринбург» были выполнены следующие основные операции:
- оформление и учет приходных и расходных кассовых ордеров;
-ведение журнала кассира-операциониста;
- ведение журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;
- ведение кассовой книги;
- ведение книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств;
- начисление и выплата заработной платы работникам предприятия;
- составление и сдача персонифицированного отчета за 2009 год;
-составление и сдача декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплату физическим лицам;
-выставление счетов;
- работа с клиент-банком;
- распределение денежных средств;
-формирование внутренней управленческой отчетности для вышестоящих лиц;
- учет расчетов с поставщиками;
- учет расчетов с покупателями;
- учет доходов и расходов;
- подготовка и проверка книги учета доходов и расходов за 2009 год.
3.Доходы и расходы в туристской организации
3.1 Особенность доходов в туристической организации
Учет доходов в туристической организации регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Особенностью является процесс формирования выручки от реализации туристских услуг.
Процесс формирования выручки от реализации туристских услуг зависит от того, по каким договорам реализуется турпродукт.
Турагент может реализовывать турпутевки по договорам комиссии, поручения или агентским договорам (Табл.3.). Основное отличие посредничесих договоров друг от друга заключается в том, от чьего имени (турагента или туроператора) осуществляется сделка.
Виды посреднических договоров
Наименование посреднических договоров | Туроператорская деятельность | Турагентская деятельность |
1.Договор комиссии 2.Договор поручения 3.Договор агентского соглашения |
Комитент Доверитель Принципал |
Комиссионер Поверенный Агент |
В соответствии со ст.971 Гражданского кодекса РФ по договору поручения поверенный (турагент) обязуется от имени и за счет доверителя (туроператора) совершить определенные действия. Поверенный выполняет конкретные указания доверителя, поэтому права и обязанности по такой сделке возникает у туроператора.
В ст.990 Гражданского кодекса РФ установлены правила договора комиссии. По такому договору комиссионер совершает одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Комиссионер- турагентство, а комитент – туроператор. В данной ситуации за сделку отвечает сам турагент, даже если туроператор назван в сделке.
Ст.1005 Гражданского кодекса РФ регулируются вопросы заключения агентского договора. Он представляет собой совокупность двух вышеописанных договоров. Агент может заключать сделки от своего имени, но за счет принципала – это аналогично договору комиссии. Также агент может заключать договора от имени и за счет принципала – это аналогично договору поручения. В данном случае агент – это турагентство, а принципал – туроператор.
Тур агент за реализацию турпутевок получает от туроператора вознаграждение в виде:
- процента от стоимости реализованного турпродукта;
- фиксированной суммы;
- разницы между ценой, установленной туроператором, и фактической ценой реализации.
Выручка от реализации турпутевок по договору возмездного оказания услуг у туроператора определяется как сумма денежных средств, полученных от туристов, турагентств за реализованные турпутевки.
Выручка от реализации у турагентств, работающих по посредническим договорам, определяется как сумма комиссионных вознаграждений или как сумма разниц между продажной и покупной стоимостью турпутевок.
Для туристских организаций существенен вопрос признания реализации.
При исчислении выручки от продажи тур продукции по дате отгрузки (по начислению) ведение текущего учета значительно упрощается.
В соответствии с методическими рекомендациями Государственного комитета по физической культуре и туризма РФ от 04.12.98 № 402 момент реализации зависит от того, по каким договорам реализуется турпродукт. При реализации турпродукта по договору возмездного оказания услуг момент реализации рассчитывается как дата окончания тура плюс 20 дней. При реализации тура по посредническим договорам или договорам купли-продажи момент реализации совпадает с датой оформления расчетно-платежных документов (турпутевок и отчетов комиссионера, поверенного и агента) о реализованных турах.
Если турагент определяет выручку для целей налогообложения «по отгрузке», то, по разъяснениям Минфина России, посредник начисляет в учете выручку в тот момент, когда он фактически реализовал путевки. Ведь именно реализация путевок и служит предметом договора с туроператором.
Если же турагент определяет выручку «по оплате», то выручка начисляется тогда, когда он получит вознаграждение от туроператора или удержит его из оплаты, поступившей за реализованные путевки от покупателей.
3.2 Виды расходов в туристкой организации
При турагентской деятельности не приходится заботиться о формировании себестоимости турпродукта, так как получают его уже готовым, а потому основной проблемой является правильный учет посреднических операций по его доведению до клиента. А вот при туроператорской деятельности приходится организовывать бухгалтерский и налоговый учет затрат, связанных с формированием себестоимости турпродукта.
Так как туроператор применяет «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», то никакой речи о формировании себестоимости турпродукта и его списании в момент окончания тура не идет. Расходы туроператора признаются по мере перечисления (выплаты) денежных средств, если понесенные расходы упомянуты в закрытом перечне, приведенном в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Например, расходы на оплату труда работников списываются в день фактической выплаты зарплаты.
Наиболее существенные суммы расходов туроператор несет в связи с оплатой услуг по проезду, проживанию, питанию туристов, которые оказываются туристам партнерами туроператора. Эти расходы также можно учесть при «упрощенке» — в составе материальных расходов на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Ведь определять материальные расходы фирмам, работающим на «упрощенке», нужно так же, как и плательщикам налога на прибыль, — по правилам, установленным статьей 254 Налогового кодекса РФ. А согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ, к материальным расходам следует относить расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями. При этом к услугам производственного характера относят в том числе и выполнение отдельных операций по оказанию услуг. А ведь именно это и делают партнеры туроператора — они оказывают услуги по транспортировке туристов, по их размещению и проживанию, обеспечению их питанием и т. д., в конечном счете входящие в единый комплекс услуг, называемый турпродуктом, который и реализует туроператор. Поэтому расходы на оплату услуг гостиниц, транспортных компаний, предприятий общественного питания и прочих партнеров фирмы-туроператора непосредственно связаны с производством турпродукта и являются материальными расходами по его производству. Эта позиция подкрепляется разъяснением Минфина России в письме от 21 января 2005 г. № 03-03-02-05/1.
Заключение
Преддипломная практика проходила в ООО «Альпиндустрия-Тур-Екатеринбург».
ООО «Альпиндустрия-Тур-Екатеринбург» имеет право на применение упрощенной системы налогообложения. Этим правом оно воспользовалось с 2004г.
Среди преимуществ применения упрощенной системы налогообложения можно выделить следующие:
- замена четырех налогов одним;
- упрощение налогового учета и сокращение объема сдаваемой отчетности.
Среди недостатков этого спец режима:
- необходимость уплаты минимального налога при убыточной деятельности;
- ограниченный перечень расходов.
При турагентской деятельности не приходится заботиться о формировании себестоимости турпродукта, так как получают его уже готовым, а потому основной проблемой является правильный учет посреднических операций по его доведению до клиента. А вот при туроператорской деятельности приходится организовывать бухгалтерский и налоговый учет затрат, связанных с формированием себестоимости турпродукта. Так как туроператор применяет «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», то никакой речи о формировании себестоимости турпродукта и его списании в момент окончания тура не идет. Расходы туроператора признаются по мере перечисления (выплаты) денежных средств, если понесенные расходы упомянуты в закрытом перечне, приведенном в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ
В целом учет поставлен на должном уровне по мере возможностей. Многие счета из плана счетов за неимением операций по ним не ведутся и отсутствуют соответствующие регистры сводного учета.
Список используемой литературы
1.Гражданский Кодекс РФ
2.Налоговый кодекс РФ
3.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
4.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н (в редакции приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. №31н).
5.Положение по бухгалтерскому учету доходов «Доходы организации» ПБУ 9/99 Утверждено приказом министра РФ от 06.05.99 №32н.
6.Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. №33н.
7.Федеральный закон об основах туристской деятельности в РФ №132-ФЗ от 24 ноября 1996 года.
8.Приказ Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму «Об утверждении методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью» №402 от 04.12.1988г
9.Козырева Т.В. Бухгалтерский учет в туризме: учебник /Т.В. Козырева. М.: Финансы и статистика, 2008.
10. Лермонтов Ю.М. Упрощенная система налогообложения: практическое пособие. - М.: Проспект, 2010.
11.Феоктистов, Иван Александрович. Учет в туризме: бухгалтерские аспекты и налогообложение /И.А.Феоктистов, Ф.Н.Филина. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007.
15