Федеральное агентство по образованию
НОУ ВПО – Российская Международная Академия Туризма
Казанский филиал
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине:
«Бухгалтерский учет»
НА ТЕМУ:
«Особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях»
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА БАТАЛОВА Г.А.
СТУДЕНТКА ГРУППЫ И-155
3 КУРСА ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: БОЛЬШАКОВА Л.Г.
КАЗАНЬ 2007
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Малые предприятия
Историческое положение…………………………………………..…….5
Критерии отнесения к малым предприятиям. (МП)………………..….8
Глава 2. Учетная политика на предприятии
2.1 Учетная политика на малом предприятии……………………………...11
2.2 Формы организации бухгалтерского учета……………………………16
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………….………………...…………26
Введение
Бухгалтерский учет, представляя собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций, выступает важнейшей функцией управления всех хозяйствующих субъектов, функционирующих в промышленности. В этой связи организация бухгалтерского учета в промышленности основывается на использовании общих научно обоснованных принципов управления системного подхода, программно-целевого метода, экономико-математического моделирования и других.
В законодательном порядке закреплены и задачи бухгалтерского учета, которые выражаются в: формировании полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечении информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращении отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации.
Поставленные перед бухгалтерским учетом задачи по обеспечению информацией внутренних и внешних пользователей о показателях деятельности организации в целях достоверной оценки ее финансового и имущественного положения свидетельствуют о повышении роли бухгалтерского учета как уникального источника для принятия обоснованных управленческих решений. В свою очередь возникновение новых экономических и правовых отношений между хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм собственности, происходящие интеграционные процессы во всех сферах их деятельности с зарубежными партнерами предполагают формацию бухгалтерского учета, ориентированного на использование общепринятых в мировой практике принципов и правил ведения бухгалтерского учета.
В процессе перехода к рыночной экономике общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности - политической, правовой, экономической, социальной. К числу проблем экономического характера следует отнести вопросы развития и поддержки малого и среднего бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики. Особенно актуальным является анализ особенностей бухгалтерского учета на малых предприятиях, так как их число последние годы неуклонно растет.
Принятые в последние годы законодательные и нормативные документы по малому бизнесу и практическая их реализация требуют серьезного осмысления уже сделанного и пристального внимания к перспективам развития этой сферы деятельности (бизнеса). Поэтому целью работы является рассмотреть в работе основные формы бухгалтерского учета на малых предприятиях. При этом важен анализ их преимуществ и недостатков.
Глава 1. Малые предприятия
1.1 Историческое положение
Переход к рыночной экономике потребует изменения всей экономической инфраструктуры страны и в первую очередь осуществление ее демонополизации. В стране сейчас 40 тыс. предприятий, а для создания необходимой инфраструктуры потребуется не менее 500 тыс. предприятий. Именно за счет малых предприятий можно преобразовать социально-экономическую структуру общества, осуществить плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм, создать среду для конкуренции, и развития рыночных отношений. В миро вой экономике огромное количество предприятий и фирм, из которых от 95% в ФРГ до 99.7% в Японии приходится на мелкие предприятия (по числу работающих)
Отличительная черта малого предпринимательства - форсированное развитие в период экономического спада. Это обусловлено рыночной политикой малых предприятий, нацеливающей большинство управленческих решений, от которых зависит текущее состояние и перспективы бизнеса, на удовлетворение платежеспособного спроса. Рыночная политика включает вопросы выбора направления деятельности; определения номенклатуры, ассортимента, объема производства и географии сбыта; выбора схемы ценообразования; разработки комплекса мер по обеспечению конкурентоспособности предприятия.
Составная часть активной рыночной политики - анализ рынка на этапе создания МП и в процессе его функционирования. Данные всероссийского опроса свидетельствуют, что степень дефицитности конкретного продукта, услуги была одной из основных причин выбора направления деятельности предприятия.
На момент опроса, в среднем через два года после образования предприятия, изменилась относительная и абсолютная значимость проблемы сбыта. В целом по выборке ее рейтинг снизился до седьмого места - главным образом из-за того, что появились новые проблемы, типичные для того времени, - инфляция, высокие налоги. Вплотную столкнулись предприниматели с издержками нестабильности, незрелости законодательства. Именно названные трудности вышли на первый план к 1994 г. И на этапе становлениями на момент опроса лидерство удерживали финансовые проблемы. Примечательно, что относительно них рейтинг проблемы сбыта несколько возрос. В начале деятельности финансовые трудности отмечались предпринимателями в 2,9 раза чаще, чем сбытовые, а на момент опроса - в 2,6 раза. Абсолютно снизилась значимость проблемы сбыта для новых МП и микрофирм и повысилась для бывших государственных предприятий. Изменения по другим группам предприятий незначительны.
Исправить ситуацию со сбытом оказалось значительно труднее, чем сохранить уже завоеванных потребителей. На момент опроса появились проблемы с реализацией у 14% МП, не имевших их на старте. Среди фирм, столкнувшихся со сбытовыми трудностями с самого начала, 43% так и не решили их спустя несколько лет. Первоначальное преимущество в решении проблемы сбыта более важно для образованных на базе госсектора, а также производственных МП, чем для новых, торговых. Для первых двух групп предприятий стартовые проблемы реализации могли перейти в разряд неразрешимых. Больше половины бывших государственных и производственных МП так и не сумели наладить сбыт с момента организации фирмы. Среди новых и торговых предприятий хронических неудачников в 1,5 раза меньше.
Более или менее успешное решение проблемы сбыта влияло на экономическое положение предприятия. У фирм, не имеющих трудностей с реализацией, оно в среднем было лучше, чем у МП, где сбыт проблематичен.
Несмотря на трудности в борьбе за выживание и остроту конкуренции между фирмами, а так же между малыми и крупными предприятиями подобная форма предпринимательства, обладает определенными достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки: это дух инициативы, предприимчивость и динамизм [10, с. 69].
Для отдельных граждан преимущества при создании малых предприятий состоят в получении всех тех прав в сфере хозяйственной деятельности, которыми обладает любое предприятие - юридическое лицо. Создав предприятие - юридическое лицо, гражданин или (группа граждан) отделяет от своего личного имущества, то имущество, которым предприятие будет отвечать по своим обязательствам; имущества учредителя и имущество предприятия разделены. При этом созданное предприятие будет пользоваться той поддержкой государства, которая предусмотрена для малых предприятий.
К преимуществу малых предприятий следует отнести и разрешение производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов.
Также к преимуществам следует отнести и обеспечение их материально-техническим ресурсами предприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых они образованы, а также со здание специальных организаций, специализирующихся на сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям.
1.2 Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий
По российскому законодательству до 14 июня 1995 г. малыми в разных ситуациях могли считаться предприятия с различными характеристиками.
Окончательное юридическое определение понятия «малые, предприятия» дано в Федеральном законе 1. В соответствии с этим законом под субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями) понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных или иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек [6,с.124].
Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание два основных критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя численность работников малого предприятия определяется по новому Закону с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случае превышения установленной численности малое предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого было допущено превышение численности работников, и на последующие три месяца.[6,c.609]
Федеральным законом определено, что порядок налогообложения, отсрочки и рассрочки уплаты налогов устанавливается налоговым законодательством. Тем самым Закон подтверждает налоговые льготы малым предприятиям [12].
Указанный Закон несколько изменил порядок начисления ускоренной амортизации на малых предприятиях. Они вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства, в 2 раза превышающие нормы, которые установлены для соответствующих видов основных средств.
Наряду с ускоренной амортизацией малые предприятия вправе дополнительно списывать в качестве амортизационных отчислений до 50% от первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
В соответствии с Законом кредитование малых предприятий осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией кредитным организациям соответствующей разницы за счет фондов поддержки малого предпринимательства.
Законом
предусмотрено,
что статистическая
и бухгалтерская
отчетность
представляется
малыми предприятиями
в утвержденном
Правительством
Российской
Федерации
порядке, который
предусматривает
упрощение
процедуры и
форм отчетности.
Они должны
содержать в
основном информацию,
необходимую
для налогообложения.
Глава 2. Учетная политика на предприятии
2.1 Учетная политика МП
Под учетной политикой малого предприятия понимаются выбранные им способы ведения бухгалтерского учета уставной (финансово-хозяйственной) деятельности.
Ее требования сводятся к следующим принципам: полнота - отражение всех свершившихся фактов в хозяйственной деятельности МП; осмотрительность – не пренебрежение в первую очередь учетом расходов, обязательств, а затем доходов, поступлений; приоритет содержания перед формой - учет свершившихся фактов с точки зрения их экономического содержания, влияние на состояние активов и пассивов предприятия, а затем определение порядка их оформления (контроль); непротиворечивость - постоянная взаимосвязь показателей синтетического и аналитического учета; рациональность - качественное и экономное (в размере затраченных средств) ведение бухгалтерского учета.
Основываясь на указанных принципах, устанавливают способы ведения бухгалтерского учета.
Исходя из различных способов ведения учета при формировании учетной политики выбирается один, допускаемый законодательством. Сформировавшаяся учетная политика утверждается приказом руководителя предприятия и не подлежит изменению в течение отчетного года, кроме случаев изменения законодательства РФ, изменения нормативных документов по бухгалтерскому учету, смены собственников предприятия, реорганизации предприятия.
Разработанные таким образом и утвержденные учетной политикой способы и приемы являются обязательными для ведения бухгалтерского учета не только внутри предприятия, но и для проверяющих, контролирующих их деятельность служб и в первую очередь налоговых органов.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. В зависимости от объема учетной работы он может: а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично.
Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечивает неукоснительное выполнение всеми структурными подразделениями и службами, работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера или бухгалтера, выполняющего его функции, по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений. Главный бухгалтер назначается на должность или освобождается от должности руководителем предприятия и подчиняется непосредственно ему
Руководитель организации и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.
Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применении тех или иных ее элементов.
Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов па прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации.
Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.
Учетная политика организации — это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ № 1 (6) допущений и требований.
Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации".
Данное Положение распространяется:
в части формирования учетной политики — на все организации независимо от организационно-правовых форм;
в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета;
формы первичных учетных документов;
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
методы оценки активов и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями;
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.
Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.
Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики.
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения.
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному.
Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности.
2.2. Формы организации бухгалтерского учета
Разработка рабочего плана счетов. Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утвержденного плана. Она вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения Министерства финансов Российской Федерации) новые синтетические счета, используя свободные коды счетов.
На основе системы субсчетов, предусмотренной утвержденным Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.
Выбор формы бухгалтерского учета. Организация самостоятельно выбирает форму учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.
В мемориально-ордерной форме сочетаются книжные и карточные регистры, синтетический учет ведется в книгах, а для аналитического используются главным образом карточки. Бухгалтерские записи оформляются с составлением мемориальных ордеров, которые выписывают на каждую отдельную операцию либо на группу однородных операций, объединенных одной накопительной или группировочной ведомостью. Например, вместо того чтобы каждую накладную на отпуск материалов со склада отражать в учете отдельной записью, несколько однородных накладных записывают в одну накопительную ведомость. На общий итог ведомости делают одну бухгалтерскую запись, то есть составляют один мемориальный ордер. Группировочные ведомости оформляют на короткий период времени (1- несколько дней). Накопительные ведомости ведут на все однородные операции за месяц, по мере поступления первичных документов отражают эти операции. Ордер оформляют на бланке или на самом документе, проставляя специальный штамп. В документе кратко излагают содержание записи, приводят корреспонденцию счетов и суммы. Мемориальные ордера подписывает бухгалтер или его заместитель. К ордеру прилагают документы, на основании которых сделана запись.
При мемориально - ордерной форме учета хронологическая запись операций отделена от систематической. Хронологическая запись осуществляется в специальном регистре – регистрационном журнале, куда записывают все мемориальные ордера по мере их оформления, приписывая им текущие номера. В конце месяца в журнале подсчитывают итог записей. Это позволяет контролировать сохранность мемориальных ордеров, документов и приложений к ним. А так же соответствие общей суммы записей месячным оборотам по синтетическим счетам. Для мемориальных ордеров по повторяющимся ежемесячно записям предусматривают постоянные номера.
После записи в регистрационном журнале мемориальные ордера записывают в Главную книгу. Это систематический регистр синтетического учета. Здесь отражают номера мемориальных ордеров, даты их оформления и суммы по операциям. В Главной книге записи группируют обороты по каждому синтетическому (главному) счету, как по дебету, так и по кредиту. Записывают отдельно в графах по корреспондирующим счетам. В конце месяца по итогам Главной книги составляют оборотную ведомость по синтетическим счетам по простой или шахматной форме.
Аналитический учет при мемориально-ордерной форме ведут в книгах, карточках и на свободных листах. Записи в регистры аналитического учета делают непосредственно с документов приложенных к мемориальным ордерам в конце отчетного месяца на основании записей в аналитических учетных регистрах составляют оборотные или сальдовые ведомости. Одну на группу аналитических счетов объединенных соответствующим синтетическим счетом. Данные этих ведомостей служат для сверки итоговых оборотов и сальдо аналитических счетов с объединением их с синтетическими счетами. Такая сверка обязательна поскольку позволяют выявлять и устранять многие ошибки. После сверки и исправления большинства ошибок составляют бухгалтерский баланс. Мемориально - ордерные формы отличаются простотой, обеспечив разделение учетного труда благодаря чему получена мировое распространение. Она использовалась в отечественном учете в течение длительного времени и постоянно совершенствовалась. На смену книгам пришли свободные листы. На основании ведомостей были разработаны новые регистры. То есть журналы, что позволило создать более прогрессивную форму бухгалтерского учета. То есть журнально – ордерную [5].
Количество журналов - ордеров определяется рабочим планом счетов организации.
Месячные итоговые данные журналов-ордеров переносятся в Главную книгу (ГК), в которой для их записи в каждом счете отведена одна строка.
Счета в Главной книге открыты в последовательном порядке номеров, присвоенных каждому счету в рабочем плане счетов бухгалтерского учета. Главная книга предназначена для обобщения данных текущего учета, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса.
Главная книга и журналы-ордера дают полную, развернутую корреспонденцию счетов по дебету и кредиту каждого синтетического счета.
Значение Главной книги еще и в том, что она позволяет установить по имеющимся в регистре корреспондирующим счетам взаимосвязь между счетами. Эта связь облегчает контроль за правильностью отражения в бухгалтерском учете процесса хозяйственной деятельности предприятия, за соблюдением бухгалтерией установленной Министерством Финансов РФ типовой корреспонденции счетов.
Главным недостатком журнально-ордерной формы учета, на наш взгляд, является ее неэффективность для автоматизации, так как из-за многографности журналов-ордеров и ведомостей визуально не охватывается их объём экраном компьютера и стандартным листом формата А4 при распечатке на принтере.
Применение журнально-ордерной формы учета значительно упрощает технику бухгалтерского учета. При этой форме к минимуму сводится количество регистров аналитического учета, так как ряд журнально-ордерных ведомостей содержит в себе необходимые данные аналитического учета.
Так как регистрация хозяйственных операций в счетах Главной книги производится путем переноса итогов из журналов-ордеров с соблюдением способа двойной записи, то, следовательно, сумма всех итогов по кредиту счетов Главной книги должна быть равна сумме всех итогов по дебету счетов Главной книги. Некоторые бухгалтеры считают, что поэтому отпадает надобность в составлении оборотной ведомости по счетам Главной книги и переносят итоговые данные Главной книги в баланс.
Нам представляется, что при неравенстве актива и пассива в этом случае очень трудно будет найти ошибку. Поэтому для проверки правильности сделанных записей в счетах синтетического учета следует составлять не только оборотную ведомость, а сальдово-оборотную ведомость по счетам синтетического учета.
И только потом на основании сальдово-оборотной ведомости, учетных регистров и даже отдельных первичных документов составляют бухгалтерский баланс и другие формы отчетов [8, с.210].
Организация бухгалтерского учета. Организация самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Организация может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие, в состав предприятия.
В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.
Определение количества и сроков проведения инвентаризации имущества и обязательств. При проведении обязательных инвентаризаций для составления годовой отчетности организациям предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов — один раз в пять лет.
В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Количество не обязательных для инвентаризации в отчетном году основных средств, даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией.
Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.
Организации самостоятельно разрабатывают систему внутрипроизводственного учета, функционирования и контроля, исходя из особенностей функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.
Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания, о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы.
В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам
Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных ПБУ № 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности [7, c.342].
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.
Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. Но, несмотря на опыт стран с развитой экономикой правительственная программа России по развитию малого бизнеса тормозит его развитие.
Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, сдерживающих сегодня развитие малого бизнеса.
Первый фундаментальный недостаток - это сверх высокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездифицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 10-12% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.
Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход к рынку административно - командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика со здания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.
Третий недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень - 10 тыс. рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое едино временное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.
Четвертый фундаментальный недостаток - отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес. Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время.
Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района. Очень часто МП предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. На пример, в Москве 60 % кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления. Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.
Эти основные недостатки, да и многие другие сдерживают развитие малого бизнеса в нашей стране. Достаточно сказать, что процесс образования малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 году, в 1992 году фактически прекратился. По данным Лиги кооператоров и предпринимателей РФ, "за 1992 год в России практически не возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере". Для сравнения, в развитой рыночной экономике процесс образования новых фирм идет нарастающим потоком. Если в США в 1970 году возникло 264 тыс. новых предприятий, то в 1980 году - 532 тыс., а в 1988 году - 682, тысячи. Всего же, по оценке, в американской экономике в 1992 году действовало около 18 млн. деловых предприятий, прежде всего в малом бизнесе [14].
Сложившаяся экономическая обстановка, подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.
Список литературы:
1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению: Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н (в ред. от 07.05.2003 N 38н).
2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. от 30.06.2003 N 86-ФЗ).
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. от 24.03.2000 N 31н).
4. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н.
5.Большакова Л. Г., преподаватель бухгалтерского учета, анализа и аудита Российской международной академии туризма, курс лекций.2007.
6.Журавлева Г.П., Львов Д.С., Петраков Н.Я. Экономическая теория: -М.: Вектор, 2006.-423с.
7.Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет, изд.3:-М.: ИНФРА, 2006.-637с.
8 . Медведев А.Н., Медведева Т.В. Практическая бухгалтерия: от создания до ликвидации организации: – М.: ИНФРА-М, 2003.- 392с.
9.Поленова С.Н. К. э. н., доцент кафедры бухгалтерского учета Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, курс лекций по бухгалтерскому учету, 2007.
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: ООО "Новое знание", 2005-297с.
11. Жарова Л. Г., аналитик сайта, автор статьи «Малый бизнес в России»10.12.2005, http://www.nisse.ru/analitics.html?id=mb_russia&part=p1_5
12. Положения по бухгалтерскому учету, http://www.ipbr.ru/?page=norm_akti&norm
13.Мережко Е.А., Организация бухгалтерского учета, ноябрь, 2006, http://www.dist-cons.ru/
14.Кудрин Л.А., заместитель председателя правительства – министр финансов РФ, 22.08.2007.http://www.ipbr.ru
15.Лебедев А., Аналитика рынка, «Московский бухгалтер», № 24-2007,http://www.gaap.ru/biblio/gaap-ias/strategi/026.asp
16.Справочные материалы, глоссарий, http://www1.minfin.ru/buh/buh_pzinpa_pnpa.htm
28