Курсовая работа
по дисциплине: Международное публичное право
на тему: Принципы международного права
Введение
Проблема общепризнанных принципов международного права актуальна и на сегодняшний день. Данные принципы в международном праве определяются как руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они представляют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. Таким образом, принцип международного права является нормой международного права, имеющей обязательный характер для всех субъектов международного права, прежде всего, для государств и международных организаций. Но, к сожалению, субъекты международного права не всегда придерживаются данных принципов.
Свои труды о принципах международного права посвятили Левин Д.Б. “История международного права”, Бекяшева К.А. “Международное публичное” право, Ушаков Н.А. ”Международное право”.
В данной работе перед нами стоит цель как можно более широко и объективно рассмотреть и проанализировать основные принципы международного права. Наша задача заключается в том, чтобы:
изучить основные документы, начиная с Вестфальского мирного договора и заканчивая Уставом ООН, в которых закреплялись принципы международного права;
дать общее понятие принципам международного права;
изучить содержание принципов международного права.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе описывается путь развития принципов международного права, причины закрепления данных принципов в официальных международных актах. В ней рассматриваются такие документы как Вестфальский мирный договор 1648 г., Венский мирный договор 1815 г., Статут Лиги Наций и Устав ООН; анализируются обстоятельства, при которых были приняты данные документы; цели их принятия и значение вышеупомянутых документов для международного права.
Вторая глава дает общее понятие принципам международного права и характеризует их основные черты, указывает на основные общепризнанные международные принципы и определяет их место в международном праве, проводится деление принципов международного права на различные группы.
Третья глава раскрывает содержание следующих принципов: суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, равноправия и самоопределения народов, неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения споров, территориальной целостности государств, нерушимости границ, уважения прав человека и основных свобод, сотрудничества государств, добросовестного выполнения международных обязательств, и мирного сосуществования.
Вестфальский мирный договорВестфальский мирный договор заключён 24 октября 1648 г. на двух конгрессах, заседавших в городах Вестфалии - Мюнстере и Оснабрюке. Он закончил Тридцатилетнюю войну 1618-1648 гг. - большой общеевропейский конфликт, вызванный борьбой между католиками и протестантами, между чехами и немцами, между императором Германии и немецкими князьями. Война велась на территории Германии с необычайным ожесточением и привела к опустошению страны. Ещё в 1637 г. стороны, утомлённые почти безрезультатной войной, поставили вопрос о мире. Но из этих попыток ничего не вышло, и переговоры начались только в июне 1645 г.. Они шли в обстановке непрекращающихся военных действий, которыми стороны хотели подкрепить свои требования, и таких событий, как английская революция и волнения во Франции при Людовике XIV, закончившиеся движением Фронды. Все это колебало соотношение сил, изменяло претензии держав и решения конгрессов. Немецкие князья были лишены национального сознания и в борьбе против императора жаждали иностранного вмешательства. Французские требования, несмотря на внутренние затруднения страны, поддерживались блестящими победами знаменитых полководцев - Тюренна и Конде. Несмотря на союз, существовавший между Францией и Швецией с самого начала войны, у этих держав были разногласия. Франция поддерживала немецких князей, в том числе и протестантских, поскольку они выступали против императора, но особенно старалась привлечь на свою сторону князей-католиков, в частности самого крупного из них, государя католической Баварии. Напротив, Швеция, заинтересованная в захвате южного побережья Балтийского моря, т. е. северной Германии, где господствовал протестантизм, поддерживала только протестантов и в ряде случаев выступала против Франции. Этим объясняется само территориальное размежевание переговоров. Франция вела переговоры вместе с католическими князьями Германии в Мюнстере, Швеция с протестантскими - в Оснабрюке. Представители императора заседали в Мюнстере, но в случае надобности ездили в Оснабрюк. Послы много спорили по формальным вопросам, например: можно ли величать представителей курфюрстов их превосходительствами. Важнее был спор, вызванный протестом германского императора, желавшего представлять "всю империю", против самостоятельности "чинов", т. е. в первую очередь князей. Франция и Швеция заявили, что они не приступят к переговорам раньше, чем не появятся представители князей. После победы шведского полководца Торстенсона над императорскими войсками император Фердинанд III уступил в этом вопросе. Не меньшее значение имели разногласия среди послов, часто даже одного и того же государства. Едва ли не самым крупным дипломатом оказался представитель императора, граф Траутмансдорф. Он понимал необходимость для императора мира во что бы то ни стало и сумел извлечь из крайне неблагоприятной обстановки все доступные при данных условиях выгоды для габсбургского дома. 24 ноября 1648 г. были подписаны оба договора - в Оснабрюке и Мюнстере. Они оказали огромное влияние на международные отношения в Европе вплоть до французской буржуазной революции.[ 2, с. 93 - 104] Вестфальским мирным договором устанавливалась система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия. Впервые была сформулирована декларативная теория признания, а также признана независимость Швейцарии и Нидерландов. Вестфальским договором в международную практику Западной Европы в качестве общепризнанного участника международного общения была введена Московская Русь. Договор закрепил между всеми его участниками не только “право на территорию и на верховенство”, но и равноправие европейских государств без различия их форм государственного строя и религиозной веры. В нем отразилась идея согласованных действий европейских держав, которые были призваны решать общие проблемы на светской, а не на религиозной основе. Значение договора состоит также в том, что он явился базовым документом в развитии института международно-правовых гарантий. Внутреннее устройство государств также было изменено. За князьями было признано право суверенитета: они могли от ныне заключать договоры между собой и с иностранными державами с оговоркой, что эти договоры не будут заключаться в ущерб империи. В действительности эта оговорка не имела значения. Империя фактически перестала существовать. [9, с. 31 - 32] Существенное влияние на международное право классического периода оказал Венский конгресс 1814 - 1815 гг. Одним из итогов конгресса явилось утверждение Декларации держав о прекращении торговли неграми 8 февраля 1815 г. как «противной законам и человеколюбия, и общей нравственности», и как ответ на «общее мнение всех образованных народов». В ней отмечалось, что представители государств, собравшиеся на конгресс, выражают «усердное желание, чтобы был положен конец источнику бедствий, столь долго опустошавших Африку, обычно постыдному для Европы и оскорбительному для человечества». Однако в ней не было точно указано время, которое каждая держава «почтит приличнейшим для окончательного торга неграми, и, следовательно, определение срока, к коему сия ненавистная торговля должна быть прекращена повсюду, остается предметом переговоров между дворами». Дальнейшее закрепление признания рабства как международного преступления относится уже ко второй половине 19 в., а первые универсальные международные соглашения об искоренении рабства появились только в 20 в.. Первый международный договор права внешних сношений был принят на Венском конгрессе. В приложении к Заключительному акту Венского конгресса, с целью предупредить затруднения и неприятности, которые часто встречались и могли бы впредь возникнуть от требований разных Дипломатических Агентов на председание, в Венском протоколе от 7 марта 1815 г. было введено единое деление дипломатических агентов на три класса: 1. Послов и Папских Легатов или Нунциев;
2. Посланников, Министров и иных Уполномоченных при Государях;
3. Поверенных в делах, кои уполномочены при Министрах, управляющих делами иностранными. Одни Послы и папские Легаты или Нунции почитаются представителями своих Государей. Дополнения к протоколу были внесены Аахенским протоколом 21 ноября 1818 г.. Начинает развиваться альтернат, т. е. правила оформления текстов международных договоров. Кроме того, подтверждая постановления 24 марта 1815 г. о свободной навигации по международным рекам, Венский заключительный акт предоставил окончательную выработку соответствующих правил международным речным комиссиям. Венский конгресс также способствовал возникновению статуса постоянного нейтралитета Швейцарии. Постоянный нейтралитет этой страны был провозглашен посредством принятой Венским конгрессом 20 марта 1815 г. Декларации о делах Гельветического Союза. В ноябре 1815 г. представители Австрии, Великобритании, Франции, России, Пруссии и Португалии подписали соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии. Великие державы признавали, что Швейцария не должна участвовать в войнах на все будущие времена и дали гарантию поддержки данного статуса. Одновременно гарантировалась неприкосновенность швейцарской территории. Венский конгресс положил, таким образом, начало постоянному нейтралитету как международно-правовому институту. Одним из итогов конгресса стал договор между Россией, Австрией и Пруссией о создании Священного союза (Акт Священного Союза, заключенный в Париже 26 сентября 1815 г.). Вскоре к этому договору присоединились многие государства. Посредством создания Союза, господствовавший с середины 17 в. принцип политического равновесия был дополнен принципом легитимизма, который был призван признать легитимной интервенцию и поддерживать в неприкосновенности ту перестройку европейских границ, которая в 1815 г. была произведена на Венском конгрессе. Таким образом, Венский конгресс затронул многие вопросы образования новых государств – было провозглашено Нидерландское королевство, германские государства и часть австрийских владений вошли в Германский союз. [5, c. 61 - 67]
Важным звеном Версальской системы и ее гарантом была призвана стать новая международная организация — Лига Наций. Статут (устав) Лиги Наций являлся составной частью Версальского мирного договора. Статут не мог не уделить внимания международному праву. Оно было признано важным для развития сотрудничества и для обеспечения мира. Содержание Статута Лиги Наций свидетельствовало о существенном шаге вперед в деле ограничения войн. [9, c. 41] Статутом ставилась задача "установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов". [11, c. 3] Из этого видно, что сфера действия международного права по-прежнему ограничивалась "организованными народами", колониальные народы и страны из нее исключались. В своей деятельности Лига Наций отразила противоречивые тенденции отношений, сложившиеся между побежденными и победителями в первой мировой войне. Статут Лиги Наций и исходил из цели поддержки международных отношений, основанных на справедливости и чести. Но весьма существенным недостатком было то, что он не содержал четко сформулированного принципа мирного разрешения международных споров, а также допускал войну в качестве законного средства разрешения споров.
В соответствии со ст. 12 Статута члены Лиги Наций должны были передавать спор, "могущий вызвать разрыв", на третейское или судебное разбирательство или на рассмотрение Совета Лиги. При этом они обязывались не прибегать к войне в течение трехмесячного срока после третейского или судебного решения или доклада Совета. Согласно ст. 13 Статута спорящие государства соглашались передавать споры правового характера, не разрешенные дипломатическим путем, на третейское или судебное разбирательство. При этом другие члены Лиги обязывались не прибегать к войне против той спорящей стороны, которая будет сообразовываться с третейским или судебным решением. Следовательно, война против другой спорящей стороны допускалась. Статут практически узаконил колониализм. Но ее практика показала, что эта организация не смогла последовательно реализовать положения своего Статута. Так, она не смогла принять эффективных решений в связи с агрессией Италии против Эфиопии в 1935—1936 гг., а также в связи с нарушением Германией Версальского договора и Локарнских договоров 1925 г. Локарнские договоры явились своеобразным "мостом" к Мюнхенскому соглашению 1938 г., так как хотя они и гарантировали неприкосновенность границ между Германией, Бельгией и Францией и содержали обязательство сторон не прибегать к войне друг против друга, они оставляли Германии "дорогу на Восток" в силу отсутствия гарантий ее восточных границ. "Умиротворение" фашистской Германии произошло посредством заключения в 1938 г. в Мюнхене соглашения между Великобританией, Францией, Германией и Италией. На основе соглашения от Чехословакии в пользу Германии была отторгнута Судетская область, что противоречило международно-правовым нормам и открывало дорогу новым притязаниям Германии.
Еще одним из значительных положений Устава являлось положение об ограничении количества оружия находящегося в государствах. Лига Наций признавала, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением. Совет Лиги, учитывая географическое положение и особые условия каждого государства, подготавливал планы этого ограничения в целях рассмотрения; вынесения решения различными Правительствами. Эти планы составляли предмет нового рассмотрения, а, в случае надобности, пересмотра, по меньшей мере, каждые десять лет. После их принятия различными Правительствами, предел вооружений, установленный таким образом, не мог быть превышаем без согласия Совета. Принимая во внимание, что частное производство снаряжения и военного материала вызывало серьезные возражения, Члены Лиги поручали Совету дать заключение о мерах, способных устранить его пагубные последствия, учитывая нужды Членов Лиги, которые не могли изготовлять снаряжение и военный материал, необходимые для их безопасности.
Члены Лиги обязались обмениваться самым откровенным и исчерпывающим образом всеми сведениями, относящимися к масштабу их вооружений, к их военным, морским и воздушным программам и к состоянию тех из отраслей их промышленности, которые могли быть использованы для войны. [9, c. 39]
Огромное влияние на развитие международного права оказал Устав Организации Объединенных Наций. Его содержание отразило особые условия, сложившиеся в канун победы демократических сил во Второй мировой войне, веру людей в способность государств объединить усилия во имя победы не только в войне, но и в борьбе за мир и благополучие всех народов.
Устав ООН определил общие цели и принципы международного права, которые являются главными системно-образующими факторами.
Основными целями являются:
Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;
Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;
Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;
Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.
Для достижения целей Организация и ее члены действуют в соответствии со следующими принципами: 1. Суверенного равенства государств; 2. Невмешательства внутренние дела;
3. Равноправия и самоуправления народов;
4. Неприменения силы или угрозы силой;
5. Мирного урегулирования споров;
6. Нерушимости границ;
7. Территориальной целостности государств;
8. Уважения прав человека и основных свобод;
9. Сотрудничества государств;
10. Добросовестного выполнения международных обязательств и т. д.
Данный перечень принципов не является исчерпывающим.
Из совокупности норм право превратилось в систему на базе единых целей и принципов. Если в прошлом те или иные принципы нередко лишь декларировались, то после принятия Устава они становятся все более реальной категорией.
Цели и принципы, провозглашенные в этом документе, наделены высшей юридической силой. [8, c. 113 - 115] В первую очередь к ним относится ст. 103 Устава, предусматривающая, что в случае противоречия обязательств государств по какому-либо соглашению их обязательствам по Уставу преимущественную силу имеют последние. Об особой силе принципов говорит и положение Устава, согласно которому ООН обеспечивает, чтобы государства, не входящие в состав ООН, действовали в соответствии с ее принципами, когда это необходимо для поддержания мира. [12, c. 4]
Все это послужило предпосылкой для появления в международном праве нового института императивных норм, т.е. таких норм, которые создаются международным сообществом в целом и от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению.
Существенно изменился механизм функционирования международного права. Создание развитой системы международных организаций привело к институционализации процесса правотворчества и правоосуществления. Без этих организаций современное международное право не могло бы выполнять своих сложных функций. Много и других новых, соответствующих требованиям времени моментов появилось как в правотворчестве, так и в правоосуществлении. [8, c. 116]
Понятие и система принципов международного права
Принципы международного права - это руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закреплённые начала международного права.
Основные принципы представляют собой наиболее общие нормы международного права, определяющие его главное содержание и характерные черты, обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом.
Принципы международного права разделяются на основные и дополнительные, всеобщие (зафиксированные в многосторонних конвенциях мирового значения) и региональные (зафиксированные в региональных конвенциях), общие и отраслевые (принципы морского права).
Принципы отражают и закрепляют характерные черты субъектов международного права и системы их взаимодействия. Достигается этот эффект главным образом путем закрепления правового статуса субъектов. В своей совокупности принципы представляют собой хартию основных прав и обязанностей государств. Они образуют основу общего международного права и служат основным критерием правомерности поведения субъектов. Принципы доказали свою жизненную силу и значение.
В дипломатической практике рассматриваемые принципы обычно именуются общепризнанными принципами международных отношений, поскольку они обладают не только юридическим, но также политическим и моральным авторитетом. Принципы являются универсальными, т.е. общеобязательными, нормами. Они принимаются международным сообществом в целом.
Высший юридический авторитет принципов находит выражение в том, что они отнесены к категории императивных норм. [1, c.38] Как известно, большинство норм международного права являются диспозитивными. Это значит, что по взаимному соглашению два государства и более могут по соглашению отклоняться от них в своих взаимоотношениях, например: установить друг для друга более свободный режим прохода через свои территориальные воды. Отклонение от императивных норм недопустимо даже по соглашению отдельных государств в их взаимоотношениях, поскольку такие нормы порождают обязательства в отношении международного сообщества в целом. Противоречащие императивным нормам договоры являются ничтожными.
Императивные нормы обеспечиваются особым путем. Порождаемые ими правоотношения являются всеобщими.
Принятый Комиссией международного права ООН проект Кодекса преступлений против мира и безопасности отнес к категории императивных норм принципы и нормы, запрещающие агрессию, вмешательство, колониальное и другие виды иностранного господства, основные принципы гуманитарного права, нормы об ответственности за преступления против человечества.
Немалое число юристов считают, что не все основные принципы являются императивными нормами. В доказательство ссылаются на то, что некоторые принципы противоречат друг другу, например, принцип уважения прав человека - принципу невмешательства, принцип самоопределения - принципу территориальной целостности. Действительно, принцип самоопределения не обладает императивным характером. Что же касается указанных противоречий, то они в значительной мере являются кажущимися. Дело в том, что содержание принципов представляет единое целое и должно рассматриваться в комплексе. Декларация принципов 1970 г. подчеркнула значение этого аспекта: "При толковании и применении изложенные выше принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов". [16, c. 218]
Основные принципы закреплены Уставом ООН и зачастую так и именуются - "принципы Устава ООН". Их содержание раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 1970 г. Значение принципов в мировом порядке XXI в. раскрыто в Декларации тысячелетия ООН 2000 г. В ней говорится, что принципы доказали свой всевременной и всеобщий характер. "...Их актуальность и способность служить источником вдохновения возрастают по мере того, как страны и народы становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми". [8, c. 79]
Согласно Декларации 1970 г., основными принципами являются: неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения споров, невмешательства, сотрудничества, самоопределения народов, суверенного равенства государств, добросовестного выполнения обязательств по международному праву. Определение основных принципов и раскрытие их содержания явилось важным шагом в упрочении основ международного сообщества. Было сделано максимум возможного в то время. Однако вскоре стало ясно, что содержащийся в Декларации перечень основных принципов не является исчерпывающим.
Прежде всего, обращает на себя внимание отсутствие в ней такого принципа, как уважение прав человека. Как известно, Устав ООН поставил задачу вновь утвердить веру в основные права человека. В самой Декларации подчеркивается важность поддержания и укрепления международного мира, основанного на уважении основных прав человека. Поэтому уже в 1975 г. Декларация принципов, являющаяся частью Заключительного акта СБСЕ, указала в качестве одного из основных принципов уважение прав человека и основных свобод.
Перечень принципов был также дополнен еще двумя - территориальной целостности и нерушимости границ. Будучи первоначально закреплены на региональном уровне, эти принципы приобрели всеобщее значение, что не раз подтверждалось Генеральной Ассамблеей ООН. Они стали общепризнанными обычными нормами. Значение этого положения не раз подчеркивалось Международным Судом ООН.
Комплекс основных принципов развивается не только путем включения в него новых принципов, но и в результате расширения содержания уже имеющихся. Содержание принципов характеризуется как стабильностью, так и динамизмом, учетом потребностей сообщества в условиях глобализации. При этом содержание каждого принципа развивается с изменением других принципов. Этот аспект имеет особое значение для принципов в силу общего характера их содержания. Между принципами нет какого-либо формального соподчинения, но реальное значение принципов неодинаково. Очевидно, первое место принадлежит принципу неприменения силы, а принцип мирного разрешения споров его дополняет. Более того, от соблюдения принципа неприменения силы зависит эффективность и всех иных принципов.
Активный процесс становления и развития содержания комплекса основных принципов свидетельствует о значении, придаваемом сообществом упрочению его нормативных основ. Никогда в прошлом ничего подобного не наблюдалось. Наличие развитого комплекса принципов - характерная черта современного международного сообщества и его права.
Существенным моментом в развитии комплекса основных принципов является углубление их демократизма. Демократические идеи постепенно пронизывают всю организацию сообщества и систему его права. Процесс достиг такого уровня, что сегодня можно говорить о принципе демократии, оказывающем серьезное влияние на содержание остальных принципов, а главное - имеющем первостепенное значение для обеспечения нормальной жизни международного сообщества. Велико его влияние и на государственно-правовые системы. Современный мировой порядок мыслим лишь как демократический. Генеральная Ассамблея ООН регулярно принимает резолюции "Содействие утверждению демократического и справедливого международного порядка". [7, c. 116]
Содержание принципов международного права
В данной главе мы рассмотрим следующие принципы: суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, равноправия и самоопределения народов, неприменения силы или угрозы силой, мирного разрешения споров, территориальной целостности государств, нерушимости границ, уважения прав человека и основных свобод, сотрудничества государств, добросовестного выполнения международных обязательств, мирного сосуществования.
Принцип суверенного равенства государств лежит в основе всего международного права, характерные черты которого определяются прежде всего тем, что его субъектами являются равносуверенные государства.
Данный принцип сложился и получил закрепление как синтез традиционных правовых постулатов – уважения государственного суверенитета и равноправия государств. Соответственно его характеризуют как комплексный, двуединый принцип. Само соединение двух указанных элементов порождает новый международно-правовой феномен – суверенное равенство государств.
В таком качестве он был закреплен в Уставе ООН: “Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов”.
Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету, и вместе с тем обязано уважать правосубъектность других государств и их соответствующие права, включая право определять и осуществлять по своему усмотрению взаимные отношения на основе международного права.
Этот принцип распространяется на всю сферу реализации международно-правовых норм – на действие механизма международно-правового регулирования, на методы мирного урегулирования межгосударственных споров и на проявление ответственности государств за международные правонарушения. [9, с. 116]
Современное понимание принципа невмешательства во внутренние дела государств в общей форме зафиксированы в Уставе ООН и конкретизировано в указанных международно-правовых документах, а также в Декларации ООН 1965 г. о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограничении их независимости и суверенитета.
Согласно Уставу ООН Организация не имеет права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние дела, входящие в компетенцию другого государства. Ни одно государство не может применять любые акты военного, политического или иного принуждения с целью добиться подчинения себе какого-либо государства в осуществлении им суверенных прав и обеспечения себе таким образом преимущества любого рода. Запрещается организация или поощрение подрывной, террористической деятельности, направленной на насильственное изменение строя другого государства. [14, c. 147]
Особенность принципа самоопределения и равноправия народов состоит в том, что он, как и принцип уважения прав человека, посвящен правам не государства, а иных образований - народа, нации. Пакты о правах человека закрепили связь права народа на самоопределение с правами человека. В результате в международном праве закреплены права тех, кто не является субъектом международного права, а на государства возложена обязанность уважать и обеспечивать их права.
Включенный в Устав ООН по инициативе СССР принцип самоопределения с самого начала связывался с сотрудничеством и всеобщим миром. В качестве одной из целей указано: "Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира". [12, c.3]
В доктрине и практике принцип самоопределения зачастую понимается как принцип одноразового действия, как право избрать форму своего государственного существования. Однако из содержания принципа следует, что речь идет о постоянно действующем праве народа свободно определять свой политический статус. Главная цель права на самоопределение состоит в обеспечении народу возможности демократическим путем, без вмешательства извне определять характер общества и государства, основные направления его внутренней и внешней политики. [9, c. 118-121]
Принцип неприменения силы касается центральной проблемы любой правовой системы - соотношения силы и права. Ввиду отсутствия в международной системе надгосударственной власти сила находится в распоряжении самих субъектов. Такое положение придает особое значение установлению правовых рамок применения силы. Вооруженные силы могут применяться не иначе как в общих интересах. Запрещено применение не только вооруженной силы, но и силы вообще. Более того, запрещена угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН. Устав ставит в один ряд угрозу силой и ее применение. Из этого следует, что угроза силой будет противоправной в тех же случаях, что и ее применение.
Устав предусматривает возможность применения силы или угрозы силой лишь в двух случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии. Во-вторых, в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности. [15, c. 157]
Для выяснения содержания принципа неприменения силы существенное значение имеет понятие права на самооборону. Устав ООН квалифицирует его как неотъемлемое право государства. Международный Суд ООН выводит это право из основного права каждого государства на выживание. Право на самооборону возникает лишь в случае нападения одного государства на другое.
Право на самооборону должно использоваться лишь в случае необходимости, и предпринимаемые меры должны быть пропорциональными. Они не должны выходить за рамки того, что требуется для отражения агрессии.
Принцип мирного урегулирования споров обязывает государства решать любые межгосударственные споры мирными средствами. Принцип не распространяется на споры по делам, относящимся, по существу, ко внутренней компетенции любого государства (принцип невмешательства). Стороны в споре не вправе отказаться от мирного урегулирования. [6, c. 76]
Важным элементом рассматриваемого принципа является принцип свободного выбора средств мирного разрешения споров, что не раз подчеркивалось и Международным Судом ООН. Одновременно Суд подчеркнул еще один важный аспект принципа мирного разрешения споров - "стороны должны заботиться о том, чтобы не обострять или не расширять спор". Устав ООН выделяет категорию споров юридического характера, которые, как правило, должны передаваться сторонами на рассмотрение Международному Суду ООН. К таким спорам относятся те, в которых преобладают юридические моменты. Стороны в споре, а также другие государства обязаны воздерживаться от любых действий, способных ухудшить положение настолько, что возникнет угроза поддержанию мира и безопасности. Средства и процедуры мирного разрешения споров многообразны. [6, c. 52]
Территория служит материальной основой государства. Без территории нет государства. Поэтому государства уделяют особое внимание обеспечению ее целостности.
Согласно принципу территориальной целостности государств на государства возлагаются следующие обязательства: уважать государственную целостность каждого из государств; воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника; воздерживаться от превращения территории друг друга в объект военной оккупации или объект приобретения с помощью применения силы или угрозы силой.
Приведенные положения содержания данного принципа свидетельствуют о его тесной связи с другими основными принципами международного права, особенно такими, как принцип неприменения силы и угрозы силой, нерушимости границ, равноправия и самоопределения народов.
В содержание принципа нерушимости границ включено обязательство признать нерушимость всех государственных границ в Европе. Известно, что побежденные государства далеко не полностью признавали границы, установленные в результате Второй мировой войны.
Государства-участники обязались воздерживаться от любых, а не только подкрепленных силой требований или действий, направленных на захват части или всей территории других государств. Вместе с тем предусмотрена возможность изменения границ в соответствии с международным правом, по соглашению.
С принципом нерушимости границ связано правило uti possidetis (как владеете), применяемое при определении границ вновь образованных независимых государств. Согласно правилу, ранее существовавшие административные границы с образованием в их пределах независимых государств становятся межгосударственными.
Наличие принципа уважения прав человека и основных свобод - характерная черта современного международного права.
Принцип уважения прав человека и основных свобод занимает центральное положение в праве государств. Он представляет собой главный общий принцип права демократических государств и обладает абсолютной императивной силой. Ни один закон не может ему противоречить.
Тенденция к признанию прав человека высшей общественной ценностью социально оправданна. Ни государство, ни какая-либо группа или какое-либо лицо не имеют права заниматься какой бы то ни было деятельностью, направленной на уничтожение или неправомерное ограничение любых международно-признанных прав человека.
При осуществлении своих прав человек обязан уважать права государства и иных социальных образований. Без этого невозможно существование ни государства, ни общества. [4, c. 18]
Между правами государства, народа, человека существует определенное единство. Все они должны осуществляться в соответствии с целями и принципами ООН. Нарушение прав государства во многих случаях означает и нарушение прав проживающих в нем людей. Это касается в первую очередь таких кардинальных прав, как право на мир и жизнь. Совершая акт агрессии, государство нарушает и право собственных граждан на жизнь, здоровье и мир.
Принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем. Определены основные направления сотрудничества: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях; сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом; содействие экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.
Юридически обязать государство к конкретному виду сотрудничества с другим государством столь же сложно, как и обязать его к дружбе. Это дало основание некоторым юристам отрицать юридический характер принципа сотрудничества. Думается, что принцип в значительной мере носит характер идеи, пронизывающей остальные принципы. Все принципы и нормы должны применяться в соответствии с принципом сотрудничества.
Без добросовестного выполнения международных обязательств международное право было бы невозможно, поскольку в нем заключен источник юридической силы этого права. [10, c. 86]
Принцип закрепил общее соглашение государств о признании юридической силы за нормами международного права. Социально-политическая база принципа упрочивалась по мере того, как международное право становилось все более необходимым для обеспечения интересов государств, а ныне и для выживания человечества.
В качестве одной из главных задач принципа указано: создать условия, при которых может соблюдаться "уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права". Одним из принципов Организации является: все государства-члены "добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации". [12, c. 2] Данное положение имеет общий характер - вытекающие из международного права: права и преимущества могут быть обеспечены государствам только при условии выполнения ими своих обязательств. [3, c. 24]
Проблема мирного сосуществования государств с различным социальным строем, с разными религиями всегда была центральной в международной жизни.
Принцип мирного сосуществования сыграл важную роль в становлении основных принципов международного права, в первую очередь принципов неприменения силы и сотрудничества. Мир и сотрудничество неразделимы. Для обеспечения мира и сотрудничества существенное значение имеют аспекты мирного сосуществования, отраженные в принципах суверенного равенства, самоопределения, невмешательства, уважения прав человека.
Данный принцип воплощает главную идею международного права - идею мира и сотрудничества между государствами, несмотря на существующие между ними различия. Эта идея определяет главное содержание основных принципов международного права. Она воплощена во многих международно-правовых актах. [8, c. 323]
Заключение
Огромное влияние на развитие международного права оказали Вестфальский мирный договор 1648 г., Венский мир 1815г., Устав Лиги Наций, Устав ООН.
Значение Вестфальского мирного договора для международного права заключалось в следующем:
Он закончил Тридцатилетнюю войну 1618-1648 гг.;
Договором устанавливалась система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия; Впервые была сформулирована декларативная теория признания, а также признана независимость Швейцарии и Нидерландов; В международную практику Западной Европы в качестве общепризнанного участника международного общения была введена Московская Русь;
Договор закрепил между всеми его участниками не только “право на территорию и на верховенство”, но и равноправие европейских государств без различия их форм государственного строя и религиозной веры; В нем отразилась идея согласованных действий европейских держав, которые были призваны решать общие проблемы на светской, а не на религиозной основе;
Он явился базовым документом в развитии института международно-правовых гарантий; Внутреннее устройство государств также было изменено. За князьями было признано право суверенитета.
Венский мир также оказался не маловажным для международного права. Благодаря ему:
Была утверждена Декларация держав о прекращении торговли неграми;
Было введено единое деление дипломатических агентов на три класса;
Начал развиваться институт альтерната;
Были установлены правила передвижения по международным рекам
Постоянный нейтралитет был установлен как международно-правовой институт;
Был заключен договор между Россией, Австрией и Пруссией о создании Священного союза;
Принцип политического равновесия был дополнен принципом легитимизма;
Были затронуты многие вопросы образования новых государств – было провозглашено Нидерландское королевство, германские государства и часть австрийских владений вошли в Германский союз.
Устав Лиги Наций пытался прекратить войны и обеспечить мир. Статут исходил из цели поддержки международных отношений, основанных на справедливости и чести. Существенным недостатком было то, что он не содержал четко сформулированного принципа мирного разрешения международных споров, а также допускал войну в качестве законного средства разрешения споров. Члены Лиги Наций должны были передавать спор, "могущий вызвать разрыв", на третейское или судебное разбирательство или на рассмотрение Совета Лиги. Статут практически узаконил колониализм. Уставом ограничивалось количество оружия находящегося в государствах.
К сожалению Лига Наций не смогла последовательно реализовать положения своего Статута.
Устав ООН определил общие цели и принципы международного права, которые являются главными системообразующими факторами. Основными целями этой организации являются поддержание международного мира и безопасности, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем и т. д. Для достижения этих целей были приняты принципы международного права. Из совокупности норм право превратилось в систему на базе единых целей и принципов. Цели и принципы, провозглашенные в этом документе, наделены высшей юридической силой. Об особой силе принципов говорит и положение Устава, согласно которому ООН обеспечивает, чтобы государства, не входящие в состав ООН, действовали в соответствии с ее принципами, когда это необходимо для поддержания мира. В международном праве появился институт императивных норм. Существенно изменился механизм функционирования международного права. Создание развитой системы международных организаций привело к институционализации процесса правотворчества и правоосуществления.
Основные принципы представляют собой наиболее общие нормы международного права, определяющие его главное содержание и характерные черты, обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом.
Принципы отражают и закрепляют характерные черты субъектов международного права и системы их взаимодействия.
Они образуют основу общего международного права и служат основным критерием правомерности поведения субъектов. Принципы доказали свою жизненную силу и значение.
Общепризнанные принципы являются универсальными. Они носят императивный характер.
Основные принципы закреплены Уставом ООН и зачастую так и именуются - "принципы Устава ООН".
Согласно Декларации 1970 г., основными принципами являются:
Принцип суверенного равенства государств – каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету, и вместе с тем обязано уважать правосубъектность других государств и их соответствующие права, включая право определять и осуществлять по своему усмотрению взаимные отношения на основе международного права;
Принцип невмешательства во внутренние дела – ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние дела, входящие в компетенцию другого государства;
Принцип равноправия и самоопределения народов. Цель данного принципа заключается в обеспечении народу возможности демократическим путем, без вмешательства извне определять характер общества и государства, основные направления его внутренней и внешней политики;
Принцип неприменения силы или угрозы силой – вооруженные силы могут применяться не иначе как в общих интересах. Запрещено применение не только вооруженной силы, но и силы вообще. Более того, запрещена угроза силой каким-либо образом;
Принцип мирного разрешения споров – обязывает государства решать любые межгосударственные споры мирными средствами;
Принцип нерушимости границ – государства рассматривают все границы друг друга как нерушимые;
Принцип уважения прав человека и основных свобод – ни государство, ни какая-либо группа или какое-либо лицо не имеют права заниматься какой бы то ни было деятельностью, направленной на уничтожение или неправомерное ограничение любых международно-признанных прав человека;
Принцип сотрудничества государств – обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их политических, экономических и социальных систем;
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств – все государства добросовестно выполняют принятые на себя обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации Объединенных Наций;
Принцип территориальной целостности государств – территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение Устава ООН, или объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Такого рода приобретения не признаются законными;
Принцип мирного сосуществования – установление мира и сотрудничества между государствами, несмотря на существующие между ними различия.
Комплекс основных принципов развивается не только путем включения в него новых принципов, но и в результате расширения содержания уже имеющихся.
Активный процесс становления и развития содержания комплекса основных принципов свидетельствует о значении, придаваемом сообществом упрочению его нормативных основ. Наличие развитого комплекса принципов - характерная черта современного международного сообщества и его права.
Список использованных источников
Алексидзе Л.А. Некоторые вопросы теории международного права. Императивные нормы. - Тбилиси, 1982. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. - М., 1990.
Каламкарян Р.А. Принцип добросовестности в современном международном праве. - М., 1991.
Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. - М., 1995.
Левин Д.Б. История международного права. - М., 1962. с. 61-67
Левин Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 1977.
Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. - Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. - 415 с.
Международное публичное право. Учебник. Под редакцией д.ю.н. проф. Бекяшева К.А. М., 2003.
Международное право. Учебник для вузов / Ответственные редакторы – проф. Г.В. Игнатенко и проф. O.И. Тиунов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА . М), 2000.
Тиунов О.И. Принцип соблюдения договоров в международном праве. - Пермь, 1976.
Устав Лиги Наций
Устав Организации Объединенных Наций
Ушаков Н.А. Международное право: Учебник. М., 2000.
Ушаков Н.А. Невмешательство во внутренние дела государств. М., 1971.
Ушаков Н.А. Правовое регулирование использования силы в международных отношениях. М., 1987.