СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические основы разработки фирменного стиля
1.1 Роль фирменного стиля в создании благоприятного имиджа компании
1.2 Элементы фирменного стиля компании
1.2.1 Разработка фирменных товарных знаков и логотипов
1.2.2 Роль фирменного сочетания цветов
1.2.3 Подбор категорий шрифтов
1.2.4 Фирменный блок
1.2.5 Модульная сетка
1.2.6 Визитная карточка
1.2.7 Фирменный бланк
1.2.8 Фирменный конверт
1.3 Правовая охрана товарного знака
1.4 Технология производства рекламной продукции с рекламной символикой
1.5 Анализ рекламных средств в туристической индустрии
2. Разработка рекламного продукта
2.1 Разработка товарного знака
2.2 Разработка визитной карточки
2.3 Разработка бланка
2.4 Разработка конверта
2.5 Разработка папки
3. Экономическая часть
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Данная дипломная работа посвящена разработке фирменного стиля для новой туристской фирмы «TourGuidePETERSBURG», которая готовится к выходу на рынок в 2008/2009 г.
На данный момент в Санкт-Петербурге очень развита индустрия туризма, что приводит к высокой конкуренции между субъектами туристского бизнеса. Фирменный стиль, созданный качественно, а главное своевременно — это одна из важнейших составляющих продвижения и успеха фирмы или предприятия. Это особенно важно, если фирма готовится к выходу на рынок, так как уже с этого момента у потребителя будет формироваться определённое отношение к фирме.
Фирма «TourGuidePETERSBURG» готовится выйти на туристский рынок России. Эта фирма планирует заниматься въездным туризмом, т.е. принимать гостей в Санкт-Петербург. Фирма предлагает необычное обслуживание: каждый клиент будет иметь личное сопровождение (гида), а также возможность разработки личного тура с учётом интересов.
Для чего нужен компании фирменный стиль? Фирменный стиль нужен для того, чтобы посредством индивидуальности и единства графических и других констант выделиться среди конкурентов, стать узнаваемым и хорошо запоминаемым. Из-за хорошей узнаваемости уменьшается количество средств, потраченных на рекламные кампании. Наличие фирменного стиля значительно повышает эффективность рекламы. Абсолютно естественно, когда разработанный фирменный стиль и дизайн прослеживается во всем: начиная от оформления конверта с деловым предложением и заканчивая атмосферой корпоративного праздника в головном офисе компании.
Фирменный стиль может и должен являть собой единую и тщательно продуманную стратегию фирмы, лишь в этом случае он становится уникальным и принадлежащим только этой организации и никакой другой. И тогда этой уникальностью, этой «фирменностью» пропитываются все вещи, которых касается компания.
Чтобы разработать фирменный стиль, необходимо проделать немалую работу. Надо собрать полную информацию о компании, о товарах, которые она производит, рассмотреть конкурентов. Решить, какой образ компания хочет создать при помощи фирменного стиля, исходя из этих пунктов, составить концепцию разработки фирменного стиля.
Разработкой фирменного стиля сегодня успешно занимаются сотни дизайнерских и рекламных агентств. Однако важно не только разработать, но и правильно донести фирменный стиль до общества, обеспечить его закрепление в сознании целевой аудитории компании, иначе желаемый эффект не будет достигнут. И здесь без хорошего PR никак не обойтись. Можно добавить, что для успешной работы фирменного стиля PR-деятельность компании является необходимой.
логотип фирменный стиль турфирма
1. Теоретические основы разработки фирменного стиля
1.1 Роль фирменного стиля в создании благоприятного имиджа компании
Фирменный стиль — это совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство всем изделиям фирмы и рекламным мероприятиям, улучшают запоминаемость и восприятие покупателями, партнерами, независимыми наблюдателями не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяют противопоставлять свои товары и деятельность товарами и деятельности конкурентов. Фирменный стиль — это индивидуальность фирмы, вынесенная на обозрение. Фирменный стиль — это и средство формирования имиджа фирмы, а также определенный "информационный носитель", так как компоненты фирменного стиля помогают потребителю находить ваш товар и ваши предложения, формируя у него положительное отношение к вашей фирме, которая позаботилась о нем, облегчив процесс отбора информации или товара.
Более удачным определением является определение А.Добробабенко, «Фирменный стиль — это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации ее внутреннего и внешнего оформления».
Понятие фирменного стиля тесно связано с понятием имиджа, так как фирменный стиль — это как бы оболочка, которую наполняют конкретным содержанием. А эта наполненная оболочка плюс мероприятия по Public Relations (PR) и создают понятие имиджа фирмы.
Существуют два мнения о том, когда же следует разрабатывать собственный фирменный стиль:
- одновременно с выходом на рынок новой фирмы, товара, услуги;
- по мере накопления достаточного количества средств и закрепления устойчивых направлений деятельности.
Правильней было бы сказать, что фирменному стилю надо уделять внимание всегда, начиная с первых дней создания фирмы.
Когда регистрируется фирма с определенным названием, это имя фирмы — уже носитель определенного стиля. Далее заказывается печать фирмы, которая представляет собой шрифтографическую композицию и может быть носителем фирменного стиля, и так далее.
На самом деле, если не уделять внимания созданию фирменного стиля своего предприятия, стиль все равно складывается, но бессистемно, хаотично. Другими словами — создаётся в этом случае плохой стиль. Чем дольше это продлится, тем труднее будет исправлять.
Основными целями формирования фирменного стиля можно назвать:
идентификацию продуктов фирмы между собой и указание на их связь с фирмой;
выделение продуктов фирмы из общей массы аналогичных продуктов ее конкурентов.
При стабильно высоком уровне других элементов комплекса маркетинга фирменного стиля обеспечивает ее владельцу следующие преимущества:
помогает потребителю ориентироваться в потоке информации, быстро и безошибочно найти продукт фирмы, которая уже завоевала его предпочтение;
позволяет фирме с наименьшими затратами выводить на рынок свои новые продукты;
повышает эффективность рекламы;
снижает расходы на формирование коммуникаций, как вследствие повышения эффективности рекламы, так и за счет универсальности компонентов фирменного стиля;
обеспечивает достижения необходимого единства всей рекламы и других средств маркетинговых коммуникаций фирмы (напр., пропаганды: ведение пресс-конференций, выпуск престижных проспектов и т.п.);
способствуют повышению корпоративного духа, объединяя сотрудников, вырабатывает чувство причастности к общему делу;
положительно влияет на эстетический уровень и визуальную среду фирмы.
Если же подытожить все преимущества, которые дает фирменный стиль, то можно назвать его одним из основных средств формирования благоприятного имиджа фирмы, образа марки [9].
1.2 Элементы фирменного стиля компании
Основные элементы фирменного стиля используются в практике рыночной деятельности еще со времен рабовладельчества. Наиболее искусные ремесленники, добившиеся высокого качества своих товаров, например, гончары, помечали продукцию личным клеймом. Покупатели, осведомленные о высокой профессиональной репутации этих ремесленников, стремились заполучить товары именно с этими опознавательными знаками. В современном мире принцип индивидуализации своей продукции остался тем же. Покупатель в первую очередь обращает внимание на уже известный ему товарный знак или логотип [9].
1.2.1 Разработка фирменных товарных знаков и логотипов
Товарный знак (другие используемые названия: знак обслуживания, торговая марка, фирменный знак) является центральным элементом фирменного стиля. Товарный знак являет собой зарегистрированные в установленном порядке изобразительные, словесные, объемные, звуковые обозначения или их комбинации, которые используются владельцами товарного знака для идентификации своих товаров.
Роль и значение товарного знака в формировании и поддержании фирменного стиля туристического предприятия обусловлены его функциями:
гарантией качества;
рекламной;
охранной;
а также гарантией качества.
Выполнение всех этих функций в совокупности, а также каждой в отдельности, повышает конкурентоспособность продуктов и облегчает их позиционирование на рынке. Так, по данным Международного правового исследовательского института имени Макса Планка, 60% покупателей связывают товарный знак с высоким качеством товаров, 30% — с высоким качеством и известностью фирмы, а 10% вообще не обращают внимания на товарный знак.
Товарные знаки отличаются многочисленностью и многообразием. Выделяет следующие их типы:
словесный, который может быть зарегистрирован как в стандартном написании, так в оригинальном графическом исполнении (логотип);
изобразительный, представляющий собой оригинальный рисунок (эмблему фирмы);
объёмный (в трехмерном исполнении);
комбинированный, представляющий собой сочетание выше приведенных типов.
Наиболее широкое распространение получили словесные и изобразительные товарные знаки, а также их комбинации. Самые распространенные — словесные, на доли, которых приходится до 80% всех товарных знаков мира. Их распространенность объясняется, прежде всего, высокой рекламопригодностью.
Следует учитывать, что в качестве товарного знака не могут быть зарегистрированы обозначения, противоречащие по своему содержанию общественным интересам, принципам гуманности и морали. Не регистрируются также обозначения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя.
Фирменная шрифтовая надпись (логотип) — оригинальное начертание или сокращенное наименование фирмы, группы продуктов данной фирмы или одного конкретного продукта. Словесный товарный знак является одним из видов товарных знаков, получающих все более широкое применение, что объясняется значительными преимуществами обозначений этого рода. Словесные товарные знаки хорошо запоминаются, они легко различимы, более удобны для рекламы. Словесные товарные знаки представляют собой оригинальные слова, названия. Слова, послужившие основой для товарного знака, могут быть вымышленными и существующими в языке. Краткий, звучный и выразительный словесный знак, рожденный грамотным лингвистом и доработанный дизайнером-графиком с учетом психологических особенностей человеческого восприятия, легко воспринимается и запоминается на слух. Как правило, логотип состоит из четырех — семи букв. Приблизительно 4 товарных знака из каждых 5 регистрируются в форме логотипа [6, стр.603].
1.2.2 Роль фирменного сочетания цветов
Фирменный цвет (цвета) также являются важнейшим элементом фирменного стиля, одним из компонентов общего образа фирмы. Цвет делает фирменный стиль более привлекательным, лучше запоминающимся, позволяющим оказать сильное эмоциональное воздействие. Фирменный цвет может иметь правовую защиту в случае соответствующей регистрации товарного знака в этом цвете.
В то время как цвет является одним из составляющих фирменного стиля, он также является и одним из основных врагов качественного логотипа. Одним из критериев непрофессионального подхода к созданию логотипа является использование нескольких цветов, градиентных заливок, теней и полутонов. При этом нарушается один из основных признаков хорошего логотипа — практичность. Логотип должен быть воспроизведен в малых размерах, для нанесения. Логотип должен быть одинаково хорошо воспроизведён в краске или на экране, должен одинаково хорошо работать в черно-белом и цветном вариантах, а также в негативе.
О символизме цвета, его эмоциональном влиянии на человека написал один из самых известных исследователей Макс Люшер. Он исследовал закономерности этого влияния, зависимость влияния цвета от эмоционального состояния человека, открыл зависимость отношения к цвету от условий развития личности и многое другие закономерности, связанные с цветом и его влиянием на человека. Макс Люшер установил, что определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции. Отношение к цвету определялось характером жизнедеятельности многих поколений, обретая устойчивость, а любое проявление жизнедеятельности в свою очередь всегда сопровождалось тем или иным эмоциональным состоянием. Поэтому и отношение к цвету всегда было и остается эмоциональным. Кроме того, Люшером был сделан еще один важный для рекламной индустрии вывод — цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции [5, стр.72].
1.2.3 Подбор категорий шрифтов
Фирменные шрифты — это шрифты, используемые компанией при оформлении представительской и рекламной продукции.
Фирменный комплект шрифтов может подчеркивать различные особенности образа марки, вносить свой вклад в формирование фирменного стиля. Задача разработчиков фирменного стиля найти «свой» шрифт, который вписывался бы в образ марки. Существует множество типов шрифтов, которые условно делятся на большие группы: латинские, рубленные, наклонные, орнаментированные и другие. Группы шрифтов включают большое количество гарнитур, отличающихся начертанием, шириной, насыщенностью и т.д. Шрифты могут имитировать старославянское, греческое, клинописное, иероглифическое письмо, рукописное начертание букв, детский почерк и т.д. [7].
Существуют некоторые требования к фирменному шрифту:
- он должен легко прочитываться;
- он должен соответствовать психологическому замыслу и целевой аудитории;
- он должен соответствовать специфике деятельности компании.
Так же как и к фирменному цвету, потребитель привыкает и к фирменному шрифту. Поэтому менять его не следует [14].
Пять основных категорий шрифта — это шрифт с засечками, шрифт без засечек, рукописный шрифт, декоративный и смешанный.
1. Шрифт с засечками. Элементом, который помогает идентифицировать шрифт с засечками, служит засечка, т. е. штрих или черточка вверху или в основании литеры, или дужка или отросток в виде шпоры на некоторых литерах. Благодаря своему официальному, традиционному внешнему виду шрифты с засечками обычно используются также для того, чтобы передать консервативный, возвышенный образ. За исключением шрифта «бодони» (Bodoni), эти гарнитуры шрифтов легко читаются и широко используются для длинных пассажей текста.
2. Шрифт без засечек. По-французски sans значит «без»; следовательно, sans serif значит «без засечки», т. е. без штриха. Благодаря хорошей читаемости этих шрифтов они представляют собой удобный вариант выбора для нанесения маркировок и этикеток. Из-за того, что многие газетные заголовки набираются в шрифтовой гарнитуре без засечек, мы привыкли ассоциировать «факты» со шрифтами без засечек. При использовании шрифта, обращенного по отношению к фону, шрифтовая гарнитура без засечек — это хороший выбор.
3. Шрифт рукописный. Любая шрифтовая гарнитура, которая выглядит так, как будто она была создана пером или кистью, вне зависимости от того, слитно или раздельно написаны буквы, есть рукописная гарнитура (script). Рукописные шрифты легко различать; в их названии часто присутствует слово «script». Они часто используются для приглашений и извещений и иногда для логотипов. Использовать рукописные шрифты следует с осторожностью: они не приветствуются в некоторых дизайнерских школах, и они не подходят для определенных целевых аудиторий.
4. Декоративный шрифт. Декоративные, или демонстрационные, гарнитуры шрифтов предназначены для использования в заголовках и для того, чтобы передавать определенный смысл. Следует иметь в виду, что декоративные шрифты могут быть чрезвычайно сложно задуманы и разработаны. Основным соображением для выбора шрифта всегда должна быть читаемость.
5. Пи (символьный) шрифт. Пи-шрифты, часто называемые символьными, логограммами или орнаментами, используются для того, чтобы вставлять в текст символы, которые повторно используются много раз. Пи-шрифт есть коллекция соответствующих символов. Они могут включать символы в математический шрифт, в логотип компании, блоки в кроссворд, рамки для страницы или картографические символы [7].
1.2.4 Фирменный блок
Фирменный блок — элементы фирменного стиля, объединенные в единую композицию. Фирменный блок разрабатывается для наиболее часто употребляемых сочетаний элементов фирменного стиля. Фирменный блок может также содержать полное официальное название фирмы, ее адрес и банковские реквизиты (например, для использования в фирменном бланке).
1.2.5 Модульная сетка
Модульная сетка определяет дизайн будущего макета и задает места размещения колонцифр, текста, иллюстраций, заголовков и строк с фамилией автора в начале или конце статьи. Сетка разрабатывается художником. Сетки иногда называют шаблонами или трафаретами. Модульная сетка выглядит следующим образом все поле листа разделено на небольшие равные ячейки. Затем определенное количество этих ячеек закрашено в какой-то цвет. Этот цвет означает, что данное поле на листе предназначено для какого-то определенного элемента печатного формата. А именно: красный — для логотипа в левом верхнем углу на вертикальной красной прямоугольной вставки, черный — для горизонтальной черной полосы с белой надписью, серый — для текста (если он есть), ячейки с крестиками — белый декоративный полупрозрачный фон, голубой — для размещения основной картинки или иного важного элемента [5].
1.2.6 Визитная карточка
Визитная карточка — это элемент, с которого начинаются все деловые контакты. После знакомства идет обмен визитными карточками. На самом деле визитка по своей сути является мини-представительством компании. К примеру, посетив деловую выставку, перебирая после многочисленных встреч свою визитницу, иной клиент выберет с кем общаться, глядя на ряды визиток и отмечая самые симпатичные и представительные. Визитная карточка, заявленная в фирменном стиле компании “Free Flight Snowboards”, является двухсторонней. Визитка выполнена с использованием графических элементов в виде черных дуг, символизирующих движение по кривой и разделяющих два фирменных цвета: синий и голубой. Логотип расположен посередине визитной карточки на синем фоне. С обратной стороны находится контактная информация и имя владельца.
1.2.7 Фирменный бланк
Фирменный бланк — это лист бумаги с названием учреждения, фирмы или частично напечатанным текстом, предназначенный для составления документа по определенной форме. Бланк непременно должен отражать специфику компании, а именно фирменный стиль. Бланк печатается на белом фоне с черно-синими вставками с правого бока по всей длине бланка и в левом верхнем углу. Там же располагается и логотип. Снизу находятся реквизиты компании: почтовый адрес, телефон, факс, адрес электронной почты и веб-сайт.
1.2.8 Фирменный конверт
Конверт является одним из видов носителя фирменного стиля. Служит для пересылки деловой корреспонденции или рекламных материалов. Фирменный конверт — непременный атрибут уважающей себя солидной компании и носитель фирменного стиля компании. Фирменные конверты, представленные в брендбуке, имеют такое же оформление, как и фирменный бланк предприятия. Отличаются они лишь форматами. Если у бланка формат А4 (210х297мм), то у конвертов С5 (162х229) и Е65 (110х229). Также в реквизитах присутствует только почтовый индекс, адрес, телефон и адрес электронной почты фирмы-отправителя.
1.3 Правовая охрана товарного знака
О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров. «Настоящим законом и принимаемыми на его основе законодательными актами республик в составе РФ регулируются отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров».
1.Товарный знак и знак обслуживания и их правовая охрана
Товарный знак и знак обслуживания (далее товарный знак) — это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг ( далее товаров) других юридических или физических лиц.
2. Правовая охрана товарного знака
Правовая охрана товарного знака в РФ предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом или в силу международных договоров РФ.
Правом на товарный знак охраняется законом.
Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
3.Свидетельство на товарный знак
На зарегистрированный товарный знак выдаётся свидетельство на товарный знак.
Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
4.Исключительное право на товарный знак
Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в РФ товарный знак без разрешения его владельца.
Нарушение прав владельца товарного знака признаётся несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначение, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.
5. Виды товарных знаков
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объёмные и другие обозначения или их комбинации.
Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
6. Абсолютные основания для отказа в регистрации
Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений:
не обладающих различительной способностью;
представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы; официальные названия государств, эмблемы, сокращённые или полные наименования международных межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печать , награды, и другие знаки отличия или сходных с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца;
вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определённого вида;
являющихся общепринятыми символами и терминами;
указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта.
Обозначения, указанные в абзацах 2,4,5 и 6 настоящего пункта, могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если они не занимаются в нем доминирующего положения.
Не допускается регистрация в качестве товарных знаком или их элементов обозначений: являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя;
противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.
7. Регистрация товарного знака
На основании решения о регистрации товарного знака Патентное ведомство в течении месяца с даты получения документа об уплате установленной пошлины производит регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ (реестр). В Реестр вносятся товарный знак, сведения о его владельце, дата приоритета товарного знака и дата его регистрации, перечень товаров, для которых зарегистрирован товарный знак, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений [1, стр.51].
1.4 Технология производства рекламной продукции с рекламной символикой
Зачем нужна сувенирная продукция? Одна из функций — создание и поддержание внешних коммуникаций. За рубежом затраты на сувенирную продукцию составляют от 20 до 40% всего рекламного бюджета. У нас пока меньше, но рынок сувенирной продукции стабильно растёт. Это следствие падения эффективности обычной ATL-рекламы и тенденции перехода к BTL-рекламе — промо-акциям, директ-маркетингу и т.д., активно использующих сувенирную продукцию. Кроме того, ни для кого не секрет, что стоимость приобретения нового клиента, гораздо выше стоимости удержания «старого». И здесь бизнес сувениры выходят на передовые позиции. Ведь вручая партнеру по бизнесу рекламные сувениры, вы вызываете у них положительные эмоции, добиваетесь их расположения, сокращаете путь к взаимопониманию. Нельзя забывать и о том, что сувенирная продукция – составляющая фирменного стиля любой компании, а наличие качественного фирменного стиля — одно из условий эффективной внешней идентификации и, соответственно, основа успешности любой компании или бренда. [13]
Шелкография — это система технологий, позволяющая наносить краску или пасту определенной толщины на материал различной текстуры и различных размеров. Это совокупность нескольких одновременно применяемых технологий: технологии натяжения формных рам, технологии подбора подходящей ситовой ткани, эмульгирования печатных форм, технологии выбора краски и просушки специальным методом, использования многих возможностей печати и многое другое.
Офсетная печать — технология печати, предусматривающая перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал не напрямую, а через промежуточный офсетный цилиндр. Соответственно, в отличие от прочих методов печати, изображение на печатной форме делается не зеркальным, а прямым. Офсет применяется главным образом в плоской печати.
Тиснение — технологическая операция, при которой осуществляется перенос изображения с помощью штампа (клише) под давлением и температурой, возможно с фольгой или без нее (такое тиснение называется конгревным). Механический способ (гравировку) изготовления металлических клише обычно используют при производстве трехмерных клише для конгревного тиснения. Гравировка может быть ручной и автоматической. Следует сказать, что ручная гравировка металлических пластин является одним из старейших методов изготовления клише и форм для высокой и глубокой печати, для горячего, конгревного и бли нтового тиснения. Метод ручной гравировки представляет собой процесс, при котором гравировщик с помощью всевозможных ручных приспособлений (например, штихелей, надфилей, шкурок, паст) вырезает из металлической пластины клише.
Цифровая печать — самая оперативная технология в печатной индустрии. Возможность печатать документы непосредственно с компьютера без промежуточных формных процессов в высшей степени отвечает нуждам современного бизнеса и позволяет решить ряд самых важных вопросов.
Поподробней остановимся на рассмотрении одного из способов нанесения рекламной символики на сувенирную продукцию — на лазерной гравировке.
Лазерная гравировка или маркировка — это особая технология нанесения изображений непосредственным воздействием лазерного излучения. Это современная технология, при которой происходит структурное изменение поверхности сувенира под воздействием лазерного луча. Принцип ее простой: луч лазера, управляемый компьютером, удаляет с поверхности небольшой слой материала, что приводит к образованию рельефного изображения, изменению цвета поверхности либо её структуры. В результате получается рисунок в стиле гравюры. Лазерная гравировка идеально подходит для нанесения логотипа на металлических поверхностях. Её отличает высокое разрешение и качество, неповторимый вид, а главное — исключительная стойкость получаемых изображений, недоступная другим способам печати. Уникальное оборудование для лазерной гравировки позволяет наносить любые текстовые и графические изображения на разнообразные материалы и готовые изделия, не требуя их предварительной обработки или подготовки.
Наиболее широко и эффективно лазерная гравировка используются в рекламном бизнесе для брендирования сувенирной продукции, нанесения фирменной символики, логотипов, памятных надписей и декоративных рисунков на изделия, изготовленные из металлов и сплавов.
Используемое современное оборудование для лазерной маркировки и гравировки позволяет оперативно наносить надписи и логотипы на широкий спектр сувенирной и представительской продукции, выполнять нанесение графической и текстовой информации любой сложности на ручки, офисные наборы, брелки, рулетки, открывашки, зажигалки, пепельницы, фляги, термосы, кружки, металлические чашки, ножи, штопоры, подставки для мобильных телефонов, подставки для фото, фото — рамки, наборы игр, наборы для вина, нефтяные вышки, фолианты, зеркала, маникюрные наборы, держатели бумаг, часы настольные и настенные, часы-миниатюры, визитницы, VIP-подарки и персональные презенты, пресс-папье, всевозможные металлические аксессуары, папки, портфели, различные изделия из кожи и кожезаменителей, значки, медали, ювелирные и промышленные изделия [11].
Тампопечать находит широкое применение в электронной промышленности для маркировки мелкими шрифтами объемных деталей с самой разнообразной геометрией поверхности (конденсаторов, панелей приборов, плавких и автоматических предохранителей, проводов, разъёмов, трансформаторов и других конструкционных элементов, отдельных узлов и т.п.). В электронике тампопечать нередко является частью технологического процесса или даже включается в поточные линии при изготовлении, например, плат печатного монтажа, декорировании и маркировке готовых изделий. Высокая разрешающая способность имеет большое значение, так как допускает миниатюризацию изображения, недоступную, в частности, для трафаретной печати (шелкографии). Применяется при изготовлении плат, когда, например, необходимо сделать очень узкие дорожки.В приборостроении оборудование тампопечати применяется для маркировки деталей электроизмерительных и других приборов, печатания шкал на них. При этом возможно воспроизведение очень тонких штрихов. Особенно пригоден способ тампонной печати для нанесения изображения на циферблаты часов, маркировки деталей часов и т.п. Методом тампонной печати в легкой промышленности декорируют разные виды продукции: пряжки, щетки, кисти и многое другое. Производство бытовой техники (телефонов, калькуляторов, пультов управления, клавиатур; панелей стиральных машин, СВЧ-печей, видеотехники, компьютеров; корпусов пылесосов, телевизоров, кофемолок, кофеварок), товаров для детей (детских мячей и игрушек, элементов детских конструкторов, сложных составных игрушек, музыкальных изделий) - все это также невозможно представить без использования тампопечати . В стекольной промышленности способом тампопечати, наряду с шелкографией, запечатывают керамические и стеклянные изделия. Станки тампопечати используют, например, для декорирования керамической посуды (мисок, тарелок, блюдец и т.д.) и других изделий. При этом печатание осуществляется как на однокрасочных, так и на многокрасочных станках. Стойкость получаемого оттиска к истиранию и царапанью, несмотря на повышенные требования, оказывается довольно высокой. Тампопечать широко применяется в медицине для запечатки различных изделий: цов, капельниц, ампул, бутылочек, различных металлических инструментов, пластика, стекла. В автомобильной промышленности с помощью оборудования тампопечати изображение наносят на клавиши, панели салона, шильдики, колодки, тяги, диски, фильтры, лампы, ролики, ремни, шаровые опоры, амортизаторы, пружины и другие запчасти из различных материалов. Сегодня большой интерес вызывает применение тампопечати для запечатки разнообразной сувенирной продукции (ручек, зажигалок, брелоков, часов, калькуляторов, кружек, пепельниц, ключниц, открывалок, фонариков, визитниц, елочных шаров, пластиковых подставок или подобных изделий из пластика, кожи, стекла и полиэтилена). Для печати большое значение имеет выбор краски [12].
1.5 Анализ рекламных средств в туристической индустрии
Сфера досуга и развлечений растёт все больше и больше. Маркетинг выполняет не только пассивные функции, такие как исследование рынка, изучение потребителей и их предпочтений, исследование конъюнктуры рынка, но и активные функции.
Посредством фирменного стиля происходит формирование спроса на новые услуги. В связи с ростом реальных доходов населения спрос на развлекательные и туристские услуги повышается, тем самым привлекая в эту отрасль новые организации.
Повышается уровень конкуренции на рынке, что и приводит к необходимости идентифицировать тот или иной продукт. В отличие от туристских услуг туристский продукт принимает форму товара.
Туристский продукт в широком смысле слова — это экономическое благо, предназначенное для обмена.
Солидную туристскую фирму сложно представить без фирменного стиля. Прежде всего он несет в себе важную информацию в сжатой, художественной форме. Фирменный стиль играет важнейшую роль в реализации маркетинговой стратегии туристского предприятия. Она оказывает социально-культурное и психологическое воздействие на потенциального потребителя. Качественно выполненный фирменный стиль - это не манипулирование общественным сознанием, а формирование актуальных потребностей человека на столь широком рынке. Фирменный стиль усиливает удовлетворенность от покупки.
Ассоциации, символы престижа, которые он вкладывает в туристский продукт, оказывают благотворное воздействие на психику человека. Придание туристскому продукту, с помощью рекламы и фирменного стиля в частности, дополнительной ценности является гарантией того, что клиент не будет сожалеть о потраченных средствах, а, наоборот, получит дополнительное удовлетворение от приобретения туристских услуг [4, стр.347].
В этом разделе следует рассмотреть примеры фирменного стиля или его элементов других аналогичных фирм. В данном случае таких, как: «Нева» и «Teen Tour».
В первую очередь остановимся на туристской фирме «Нева».
Турфирма "Нева" (ЗАО "Фирма Нева", включена в Единый федеральный реестр туроператоров с присвоением реестрового номера 000002, серия МВТ) успешно работает на туристическом рынке с 1990 года и на сегодняшний день является одним из ведущих многопрофильных туроператоров России. Турфирма "Нева" является членом Российского Союза Предприятий Туриндустрии (РСПТИ, бывшей РАТА), членом Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (IATA).
Для обеспечения надлежащего исполнения своих обязательств по всем договорам о реализации туристского продукта, Открытым акционерным обществом «Международный банк Санкт-Петербурга» ЗАО «Фирма Нева» выдана банковская гарантия № 1832-07 от 26.04.2007 г. о предоставлении финансового обеспечения в размере 10 000 000 (десять миллионов) рублей сроком действия по «31» мая 2009 г. включительно.
15 ноября 1990 г.
— создана
туристическая
фирма "Нева".
Туристам
предлагались
туры в Финляндию
и круизы по
Черному и
Средиземному
морям из Одессы,
которые пользовались
огромной
популярностью,
а также программы
по приему в
России. 1992 г. - открытие
Московского
филиала. 1993 г. —
"Нева" отправляет
туристов во
Францию. 1994г. —
первые туры
в Болгарию.
1995 г. — Туры на
Кипр, в Испанию
и Тайланд. 1996 г.
— Туры в Египет
и на Крит. 1998 г. —
Фирма награждена
дипломом "За
высочайшие
достижения
в деле продвижения
страхового
продукта AIG на
Северо-Западе",
организуются
регулярные
туры в Турцию.
1999 г. - В "Неве"
открыт отдел
VIP-туров и корпоративного
обслуживания.
2000г.—10лет работы
фирмы. Юбилейные
туры по норвежским
фьордам.
Фирма
становится
победителем
в категории
"Туроператор"
по номинациям:
"Надежность",
"Цена", "Известность",
"Соответствие
запросам
потребителей"
(ИД "Ридерз
Дайджест"),
получает звание
"Лучший туроператор
по Европе",
благодарность
за развитие
связей между
СПб и Гамбургом
от Торговой
палаты г. Гамбурга,
награждается
Правительством
Москвы дипломом
"За достижения
в области
туризма".2001 г.
— Фирма получает
Хрустальный
глобус в номинации
"Лучший туроператор
года", Диплом
"За разработку
самого оригинального
культурно-познавательного
маршрута",
признается
Лучшим российский
туроператором
зимнего сезона
2000-2001 на сибирском
рынке.
Пополняется список стран, предлагаемых в автобусных турах "Невы" — теперь это Чехия, Польша, Австрия, Италия, Люксембург, Франция, Бельгия, Голландия, Германия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия.; организуются регулярные туры на побережье Хорватии [6].
Шрифтовая надпись «турфирма НЕВА» выполнена обычным шрифтом, который не несёт особой художественной ценности, но хорошо читается. Название фирмы «НЕВА» написано крупными буквами, оно сразу обращает на себя внимание. Логотип сделан в виде английской буквы N, первой буквы названия фирмы. Он выполнен в трёх цветах — синем, белом, красном, это положительно влияет на запоминаемость и бросается в глаза потребителя, так как эти цвета используются также и в российском флаге. (Рис.1)
Рисунок 1. Логотип турфирмы «Нева»
Визитка — элемент фирменного стиля туристской фирмы «Нева». Выполнен просто и понятно. Чёткий, краткий текст даёт возможность легко прочесть важную информацию, что так важно для визиток. (Рис.2)
Рисунок 2. Визитка турфирмы «Нева»
Фирменный бланк. Стандартный элемент фирменного стиля. Бланк служит для оформления документации и официальных писем.
Несёт в себе логотип и реквизиты фирмы. (Рис. 3) Так же, как и фирменный бланк, выглядят и страницы фирменного блокнота, который нужен для небольших, неформальных записей, но, так же как и все остальные элементы фирменного стиля, служит в рекламных целях. (Рис. 4)
Рисунок 3. Фирменный бланк турфирмы «Нева»
Рисунок 4. Страница фирменного блокнота турфирмы «Нева»
Фирменный конверт туристской фирмы «Нева» также выполнен в стилистике фирменного стиля.
Несёт в себе нужную информацию, реквизиты и логотип фирмы. (Рис.5)
Рисунок 5. Фирменный конверт турфирмы «Нева»
Фирменный календарь. Дополнительный элемент фирменного стиля. Выполнен в фирменной цветовой гамме. Несёт в себе нужную информацию и непосредственно календарь. Выпускается ежегодно. (Рис.6)
Рисунок 6. Фирменный календарь турфирмы «Нева»
Папка для авиа и железнодорожных билетов. Дополнительный элемент фирменного стиля, неотъемлемый именно для туристской фирмы. Несёт нужную информацию и логотип фирмы. Папка выполнена из пластика, что очень удобно для хранения билетов. (Рис.7)
Рисунок 7. Фирменная папка турфирмы «Нева»
Фирменный сезонный каталог выполнен в едином фирменном стиле. Каталог яркий, броский, понятный. Выгодно изображён фирменный блок, в свою очередь не выпадающий из общей композиции и цветового решения обложки. Издания "Невы" отличаются от привычной стандартной выставочной продукции тем, что открывают новый жанр каталогов, являющихся одновременно постоянным рабочим инструментом для менеджеров агентств, справочником для туроператоров и полезным путеводителем для туристов [10]. (Рис.8)
Рисунок 8. Фирменный каталог турфирмы «Нева»
Далее рассматривается другая фирма — «Teen Tour». Это не менее интересный объект. Туристская фирма «Teen Tour» организована на базе Петровского колледжа. Является учебной турфирмой. Целевая аудитория — студенты. Эта фирма организовывает туристские и учебные туры в разные страны, а также принимает группы иностранцев. Турфирма сотрудничает со студенческой гостиницей — Петровский Hostel.
Логотип выполнен в двух цветах — синем и зелёном, использован градиент. Название придумано студентами. (Рис.9)
Рисунок 9. Логотип турфирмы «Teen Tour»
Личная фирменная визитка выполнена в стилистике фирмы. Несёт в себе логотип и информацию о сотруднике данной фирмы. (Рис.10) Почти так же выглядит и корпоративная визитка фирмы на английском языке. (Рис. 11)
Рисунок 10. Личная фирменная визитка турфирмы «Teen Tour»
Рисунок 11. Корпоративная визитка турфирмы «Teen Tour»
Фирменный бланк. Выполнен в двух вариантах — цветном (Рис.12) и чёрно-белом. (Рис.13)
Рисунок 12. Цветной фирменный бланктурфирмы «Teen Tour»
Рисунок 13. Чёрно-белый фирменный бланк турфирмы «Teen Tour»
2. Разработка рекламного продукта
2.1 Разработка товарного знака
Товарный знак должен отображать род занятий данной компании, в нашем случае при виде товарного знака потенциальный потребитель должен понимать, что заявленная перед ним турфирма – «Tour Guide Saint-Petersburg» — работает на рынке туризма. Задавшись данной целью, мы поставили перед собой вопрос: «Что первое приходит на ум при слове туризм?» Для ответа на этот вопрос мы провели исследования и выявили следующее: большинство ответов звучали так: самолёт, мир, земля, полёты, отдых, планета. Исходя из этого мы решили использовать в нашем товарном знаке следующие элементы: самолёт и схематичное изображение планеты. Главным элементом является планета, она указывает на род занятий компании «Tour Guide Saint-Petersburg» — туризм. Данная компания планирует заниматься въездным туризмом не только на территории Санкт-Петербурга, но и на территории других городов и стран. Вспомогательным элементов является самолёт, он олицетворяет движение или передвижение, самолёт чертит собой линию симметрии вдоль всего товарного знака, графически изображая след от летящего самолёта и линию экватора. Движение в данном товарном знаке подкреплено также написанием части названия компании – Saint-Petersburg, которое выполнено курсовом.
В данном товарном знаке используется два цвета. Это хорошо влияет на запоминаемость, так как известно, что при выполнении товарного знака не желательно использование более трёх цветов. Синий цвет — цвет фона, подчёркивает род занятий, так как часто используется для изображения воды и неба. Белый цвет, цвет чистоты, подкрепляет доверие потенциального потребителя к данной турфирме, что очень важно и актуально в сфере туризма на сегодняшний день. Оба цвета хорошо сочетаются друг с другом [3, стр. 251].
2.2 Разработка визитной карточки
Личная визитная карточка представителя компании «Tour Guide Saint-Petersburg», так же как и товарный знак, выполнена в двух фирменных цветах: синем и белом. В левом верхнем углу расположился сам товарный знак, от него по всех верхней части визитной карточки проходит линия – продолжение поперечной линии в товарном знаке. Ниже расположено имя представителя фирмы и его должность, которые выполнены полужирным шрифтом, большим размером кегля, чем остальные надписи на визитной карточке. В нижнем левом углу располагается контактная информация: номер телефона, номер факса, e-mail. Справа в качестве декоративного элемента изображена планета, являющаяся частью товарного знака и поддерживающая фирменную стилистику компании.
2.3 Разработка бланка
Фирменный бланк компании «Tour Guide Saint-Petersburg» представлен в двух вариантах: цветном и чёрно-белом. Этот элемент фирменного стиля служит как для оформления документов так внутри фирмы, так и для внешнего общения фирмы с другими организациями. Чёрно-белый фирменный бланк содержит в себе контактную информацию, товарный знак и декоративный элемент в виде планеты, поддерживающий стиль фирмы. Цветной фирменный бланк полностью совпадает с чёрно-белым, за исключением цветовой обработки некоторых элементов бланка.
2.4 Разработка конверта
Фирменный конверт компании «Tour Guide Saint-Petersburg» представлен в соответствующей стилистике и цветовом решении, полностью отвечает вопросам стиля данной фирмы. Также как и остальные элементы фирменного стиля, имеет тёмно-синий фон и белое начертание контактной информации, товарного знака и декоративного элемента.
2.5 Разработка папки
Фирменная папка компании «Tour Guide Saint-Petersburg» напечатана на картоне тёмно-синего цвета с печатными элементами белого цвета. Формат папки А4, с пластиковым уголком внутри. Папка служит для хранения документов, а также, в рекламных целях, для представления своей компании на выставках, форумах и представительских встречах.
3. Экономическая часть
Чтобы разработать новый фирменный стиль, компания «Tour Guide» решила прибегнуть к услугам рекламного агентства «AsArt».
Рекламное агентство «AsArt» занимается разработкой фирменного стиля для компаний различной направленности. Фирма с завидным постоянством выпускает на рынок успешные бренды. Но, так как агентство не имеет собственного производства, для распечатки продукции оно обращается к другим фирмам, с которыми заключены контракты на долгосрочное сотрудничество. Оплата, наличными или по безналичному расчету, производится по договоренности уже с самим заказчиком.
Фирма находится по адресу Суворовский пр., д.30. Площадь помещения составляет 70 м2.
Ниже будет представлен отчет фирмы, предполагающий затраты на фирменный стиль и его конечную стоимость.
Таблица 1. Ведомость расчёта амортизации основных средств
№ | Наим. | ФОС | Тэ | Nа | А(год) | А(мес.) |
1 | Компьютер (3) | 150 000 | 5 | 20% | 30 000 | 2 500 |
2 | Принтер (2) | 6 000 | 3 | 33,3% | 1 998 | 166,5 |
3 | Сканер (1) | 2 000 | 3 | 33,3% | 666 | 55,5 |
4 | Стол (6) | 42 000 | 15 | 6,6% | 2 772 | 231 |
5 | Стул (6) | 18 000 | 10 | 10% | 1 800 | 150 |
6 | Кондиционер (1) | 25 000 | 3 | 33,3% | 8 325 | 694 |
7 | Телефон (1) | 2 000 | 3 | 33,3% | 666 | 55,5 |
8 | Факс (1) | 3 000 | 3 | 33,3% | 999 | 83,3 |
9 | Сейф (1) | 50 000 | 50 | 2% | 1 000 | 83,3 |
Итого: | 180 000 | 48 226 | 4 019 |
Так как рекламное агентство «AsArt» делает параллельно несколько заказов, полученную сумму необходимо поделить на количество этих заказов. Таким образом, 4 019 : 5 = 840.
Далее будет представлен список штатных работников, часть оклада, получаемая каждым из них за отдельно взятый проект.
Таблица 2. Штатное расписание
№ | Должность | Оклад |
Премия 20% |
Итого | К-во штатных ед. | ФОТ |
1 | Директор | 40 000 : 5 = 8 000 | 4 00 | 8 400 | 1 | 8 400 |
2 | Секретарь | 10 000 : 5 = 2000 | 100 | 2 100 | 1 | 2 100 |
3 | Дизайнер | 15 000 : 5 = 3 000 | 4 000 | 24 000 | 2 | 48 000 |
4 | Менеджер | 15 000 : 5 = 3 000 | 150 | 3 150 | 1 | 3 150 |
5 | Бухгалтер | 20 000 : 5 = 4 000 | 200 | 4 200 | 1 | 4 200 |
Итого: | 65 850 |
Заказ, полученный агентством «AsArt» от туристской фирмы «Tour Guide», включает в себя разработку фирменной символики фирмы, как то: логотип, визитка, бланк, конверт, открытка и буклет.
Над заказом согласованно работали дизайнер и менеджер.
На выполнение заказа ушло 34 рабочих дня. Это связано с тем, что агентство параллельно выполняет заказы по крайней мере 5 фирм.
Таблица 3. Накладные расходы
Наименование | Сумма |
Аренда | 12 600 |
Коммунальные платежи | 485 |
Офисные расходы | 840 |
Представительные расходы | 16 600 |
Реклама | 29 250 |
Транспорт | 7 605 |
Прочее | 40 000 |
Итого : | 83 000 : 5 = 16 600 |
Накладные расходы так же необходимо разделить на 5 проектов:
83 000 : 5 = 16 600 (на 1 проект).
Таблица 4. Смета затрат на заказ
Наименование | Сумма |
ФОТ административных работников | 12 600 |
ЕСН административных работников | 485 |
Амортизация (мес) | 840 |
Накладные расходы | 16 600 |
ФОТ работников | 29 250 |
ЕСН работников | 7 605 |
Оплата услуг сторонних организаций | 40 000 |
Итого (ТС): | 107 380 |
ТС = АТС (валовые издержки равны себестоимости)
При назначении цены на заказ рекламному агентству «AsArt» необходимо начислить определенную наценку на себестоимость товара, составляющую в данном случае 50 %.
Р (с наценкой 50% ) = 161 070 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ опыта рекламы позволил выделить нам безусловные достоинства, после чего было принято решение о создании логотипа, визитки, бланка, конвертов, папки и сувенирной продукции для вновь организованной туристской компании «TourGuidePETERSBURG». Название тоже было создано в процессе написания курсовой работы, исходя из потребностей фирмы и уникального торгового предложения. Продвижение фирменного стиля предприятия является очень продолжительным и затратоёмким процессом. В процессе работы был выявлен следующий факт: в туристских компаниях Санкт-Петербурга достаточно средств и квалифицированных специалистов, для создания конкурентоспособных марок. Торговая марка с устойчивой репутацией обеспечивает устойчивый объем производства и доходов. Устойчивая марка необычайно живуча, и это свойство со временем дает огромную экономию средств.
В последнее время формирование фирменного стиля стало приобретать особую значимость и даже рассматриваться некоторыми специалистами в качестве одного из направлений маркетинговых коммуникаций. Можно смело заявить, что фирменный стиль товара (компании, услуги, мероприятия) — это уже один из факторов успеха. Сейчас борьба за покупателя ведется на всех уровнях, поэтому цветовое решение и фирменное начертание зачастую является решающим фактором в выборе товара.
Основой фирменного стиля является логотип или товарный знак — оригинальное сочетание фирменных цветов, шрифтов и названия. Логотип воплощает идею компании, ее позицию на рынке. После создания этого необходимого атрибута в несколько раз увеличивается индивидуальность и запоминаемость компании потенциальными клиентами.
Создание логотипа является трудоемким процессом. На начальном этапе работы рекламисты исследуют рынок конкурентов и предоставляемых услуг, ассоциируют название компании, изучают специфику работы клиента, создают творческую платформу.
У фирменного стиля есть свои носители: буклеты, листовки, визитки, диски, т.е. все то, что попадает в руки партнёрам, клиентам или потребителям. Не стоит забывать, что все это должно быть выполнено в едином дизайнерском направлении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ — М.: Омега-Л 2007г., Мягкая обложка, 51 стр. ISBN: 978-5-370-00490-2
2. Дозорцев В.А. Права на результаты интеллектуальной деятельности
3. Л.Бове Кортлэнд, Ф.Аренс Уилльям. Современная реклама. М.: Издательский дом «Довгань», 2002
4. Морган Н. и Ричард А. Реклама Туризм и отдых – М., 2004
5. Павловская Е. Дизайн рекламы: поколение NEXT – СПб, 2004
6. Панкратов Ф.Г. и др. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003
7. Категории шрифта Электронный ресурс http://www.design1.info
8. Подбор фирменных шрифтов; Требования к фирменному шрифту Электронный ресурс http://www.fm-style.ru
9. Роль фирменного стиля; Элементы фирменного стиля; Роль фирменного сочетания шрифтов Электронный ресурс http://www.advesti.ru
10. Сайт туристской фирмы «Нева» Электронный ресурс http://www.nevatravel.ru
11. Сувенирная продукция Электронный ресурс http://www.mond.su/
12. Тампопечать Электронный ресурс http://fonta.net.ru
13. Технологии нанесения рекламной символики Электронный ресурс http://souvenir.dp.ua
14. Шрифты в дизайне Электронный ресурс http://fonta.net.ru
15. Электронная энциклопедия Википедия Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki