Внеклассное мероприятие по истории
Государственная символика
Государственная символика
Цель: дополнить материал школьной программы, обогатить знания учащихся по истории России.
Задачи:
Образовательная: знакомство учащихся с символикой РФ, ее регионов.
Развивающая: развитие памяти, мышления, познавательной активности, умения работать в группе, развитие смекалки.
Воспитательная: воспитание уважения подрастающего поколения к символам государства, формирование гражданственности и патриотизма, воспитание чувства солидарности, здорового соперничества.
Форма занятия: игра-викторина.
Оборудование: изображение государственных символик, чистые листы бумаги, цветные карандаши, доска, проигрыватель, электронный носитель со звучанием гимна России.
Литература:
Савченко Е.В.. Жиренко О.Е. Классные часы 5-9 кл. М: 2007г.
Дик Н.Ф. Веселые классные часы в 7-9 классах. М: 2007г.
План:
Вступительное слово ведущего (учителя) - историческая справка.
Викторина
Награждение победителей и заключительное слово.
Ход мероприятия.
До начала мероприятия ведущий делит класс на зрителей и участвующих. Для мероприятия необходимо 2 команды по 8 человек (4 мальчика и 4 девочки). Остальные становятся зрителями. За 1 конкурс за каждый правильный ответ -1 балл, за 2 конкурс – (1-5 баллов), за 3 конкурс – (2 балла), 4 конкурс – (1-5).
Ведущий: Ребята, обратите внимание на доску, что здесь представлено? (государственные символы) – Да, это символы государства. С вами не раз говорили о государственных символах России, Башкортостана. Сегодня вы поделитесь своими знаниями о том, как появились символы, какую идею, какой смысл они в себе содержат.
А продемонстрируют нам свои знания 2 команды. Представьтесь, пожалуйста. Кто капитан команды и каково ее название. (Идет представление команд).
Ведущий: Нет на планете ни одной страны, которая бы не имела свой флаг и герб государства. Для нас российское государство – это наша Родина, наше Отечество. Что значит для каждого из нас Родина? Об этом прекрасно сказал русский педагог К.Д Ушинский: «Наше Отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и дети. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своим водами, как мать защищает и бережет нас. Одна у человека родная мать, одна у нее и Россия» Олицетворением родной земли являются ее символы. Государственные символы основаны на исторической преемственности и на исторических традициях. Какие ключевые государственные символы вы знаете? (к ним относится государственный герб, государственный флаг, игосударственный гимн). Наши команды примут участие в 4-х конкурсах. Но вначале я скажу о науках, изучающих гербы и флаги.
Гербы изучает наука – геральдика (от немец эрбе - наследство). В Западной Европе герольдами называли вестников, глашатаев при дворах королей, они же были распорядителями на торжествах и рыцарских турнирах и ведали составлением родословных. Наука же, которая занимается изучением флагов, называется вексилология (от латин. вексилум ) так в Древнем Риме называли военные знаки легионов в виде шеста с прикрепленным изображением орла (названия пишутся на доске).
Итак, мы начинаем 1 конкурс, но сначала прослушайте ее условия: вопросы задаются командам поочередно, но думают над вопросом обе команды т. к. если команда не знает ответа, то право переходит другой команде. И еще одно условие – если обе команды не знают ответа, то могут ответить зрители и подарить очко любой из команд. На каждый вопрос дается время подумать – 10 секунд.
Конкурс №1:
Ведущий: этот конкурс посвящен знаниям истории государственных символов.
Назовите имя защитника изображенного на гербе Москвы? (Георгий Победоносец) это был христианский мученик, который умер во имя веры, а во время жизни был прекрасным воином. Известно, что он изображен как всадник на коне убивающий копьем змею.
Царственное животное, эмблема королей (лев).
Когда и где впервые появились гербы? (Средние века, ЗападнаяЕвропа.) особенно гербы стали применятся после великих крестовых походов, как знак закрепления своей социальной принадлежности.
Опишите герб СССР (серп и молот на фоне земного шара, сбоку колосья обрамленные лентами и надпись на нижней ленте «Пролетарии всех стран соединяйтесь»)
Опишите герб РБ (монумент Салавата Юлаева на фоне восходящегосолнца, снизу цветок курая, сбоку лента национального флага ).
Что за флаг изображен на картине? (Андреевский флаг – символморского флота). Андрей Первозванный был покровителем мореплавания т.к. сам при жизни был рыбаком. Он был тем христианином - миссионером, который проповедовал на Руси. Он был распят как Иисус Христос на кресте, но другой формы. Есть предание, что перед смертью он попросил распять именно на таком кресте т.к. он не достоин, взойти на крест, освещенный самим Господом.
При ком появляется символ 2-хглавый орел и откуда он пришел? (ИванIII , из Византии) Иван III женился на последней византийской принцессе Софье Палеолог, именно при нем появляется первое изображение знака на 2-х сторонней печати.
При ком впервые появляется бело-сине-красный флаг? (при Петре I) т. к. царь учился кораблестроению у голландцев, возможно, он заимствовал цвета флага у них, изменив расположение цветов (красн, бел, син). Однако позже он заменил этот флаг Андреевским флагом. С тех пор Андреевский флаг считался военным, а триколор торговым.
Когда впервые появился красный флаг символ СССР? (во времяреволюции 1917 года). Красный цвет воспринимался революционерами как символ свободы.
Назовите первую строчку гимна РФ («Россия – священная нашадержава»).
Назовите авторов (художников) флага РБ (Урал Масалимов и Ольга Осабина)
Сколько лепестков цветка курая на гербе РБ и что они означают? (7лепестков означают 7 племен, которые положили начало единения народов древнего Башкортостана)
Назовите дату празднования Дня Государственного флага РФ? (22 августа 1994 года).
Скольким коронами увенчан гербовый российский орел?(3-мя.т.к. на каждой голове орла по короне и общая над ними.)
Как назывался гимн России до 1917 г? (гимн назывался «Боже, царя храни»)
Когда исполняется гимн? ( при поднятии Государственного флага России, при вручении государственных наград)
Конкурс №2:
Ведущий: следующий конкурс посвящается знанию гербов городов.
Я вам раздаю по одному гербу города, вам необходимо узнать, чей герб изображен, и капитан должен рассказать немного об истории этого города.
1. Казань: на гербе Казани изображено драконоподобное существо на зеленой дорожке – Зилант. Существует легенда, что змеи мешали развитию города и тогда охотники отправились на поиски царя всех змей, чтоб убить его. Они нашли его и победили, после чего змеи не беспокоили город. По другой версии – жители города откупились от царя змей золотом. И как любят говорить некоторые, где то под Казанью до сих пор хранится этот клад. Если же говорить о Казани, по современной версии город основан не менее 1000 лет назад. Казань была основана как форпост на северной границе Волжской Булгарии. После прихода монголо-татар она была включена в территорию Золотой Орды. В 13-14 вв. город становится важным торговым и политическим центром. В 1552 году Казанское ханство было взято Иваном Грозным, после чего включена в Российское государство. Главная мечеть Казани – Кул-Шариф.
2. СПб: на гербе СПб изображены 2 перекрещенных якоря (морской и речной). Другие названия СПб – Ленинград, Петроград. Был основан в 1703 году Петром I. В 1704 году был основан Крондштад – крепости. В городе много различных памятником архитектуры: Зимний дворец, Сенатская площадь с памятником Петру, Александро-Невская лавра. Музеи: Кунсткамера, Эрмитаж, Русский музей. Театры: Мариинский, Большой Драматический и т.д. Блокада Ленинграда - с 8 сентября 1941 до 27 января 1944 года.
Ведущий: а пока ребята думают можно провести игру со зрителями и разыграть сладкие призы:
Опишите герб г. Уфы? (изображена куница)
Опишите герб г. Бирска (изображена куница и водяной воробей)
Что держит в лапах 2-х главый орел на гербе РФ? И что это означает? (скипетр – это булава, ударное оружие, символ защиты суверенитета. Держава (в виде шара) – символ единства, целостности государства)
Кто автор слов и музыки гимна РФ? (слова Михалкова, музыкаАлександрова).
Конкурс №3:
Следующий наш конкурс посвящен флагам стран мира. Всем нам известно, что каждая страна имеет свой флаг. И часто символы и изображения отражают особенность каждой страны. Сейчас я буду называть, какие либо символы, изображенные на флаге, а вы будете называть, какой стране этот флаг принадлежит. А для начала вспомним обозначения цветов родных нам Флагов:
Что означают цвета Российского флага? (Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали:
белый цвет — благородство и откровенность;
синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь. Было также толкование этих цветов белый цвет — символ православной веры:
белый цвет — символ православной веры;
синий цвет — символ царской власти;
красный цвет — символ русского народа; Это триединство веры, царя и народа отразилось и в общественном сознании: в призыве «ЗаВеру, Царя и Отечество!» и в политическом принципе «самодержавие,православие, народность»).
Что означают цвета Башкирского флага?
Синий цвет символизирует ясность, добродетель и чистоту помыслов народов Башкирии.
Белый — миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству
Зелёный — свободу и вечность жизни).
Страна на флаге, которого, изображен клиновый лист? (Канада)
Страна на флаге, которого, изображен кедр (Ливан)
Страна на флаге, которого, изображено солнце с лучами (Македония)
Страна на флаге, которого, изображена шестиконечная звезда (Израиль). Звезда Давида изображена на флаге Израиля и является одним из основных его символов. Согласно легенде, этот символ был изображён на щитах воинов царя Давида. Другой его вариант, известен под именем «Соломонова печать».
Полосы, какого цвета изображены на флаге Германии? (черн, красн,желт).
Полосы, какого цвета изображены на флаге Италии? (зел, бел, красн).
Флаги, каких стран повторяют цвета Российского флага? (Голландии – красн, бел, син; Франции – вертикальные полосы – син, бел, красн.)
Конкурс 4
Ведущий: а теперь у нас творческий конкурс. Каждой команде будут розданы листы и карандаши. Ваша задача нарисовать флаг и герб своей команды (а может быть королевства!) и объяснить, что означают цвета и символы. Но существуют определенные правила изображения. На гербе не должно изображаться более одной фигуры, внизу нужно написать свой девиз. Примерные девизы я раздам. При зарисовке флага можете использовать любые цвета. А пока наши команды рисую, мы поиграем со зрителями.
Ведущий: Как известно флаги развеваются над зданиями. Над нашими жилищами конечно флаги не развеваются, но они имеют для нас большое значение т.к. это место где мы спим, отдыхаем, едим и т. п., а, как известно у каждого народа жилища отличаются. Все мы живем в домах в квартирах. А как же называются жилища у разных народов и в разное время? Сейчас мы это выясним.
Как называется жилище украинцев? (хата)
Как называлось жилище рыцарей? (замок)
Как называлось жилище башкир? (юрта)
Как называется жилище эскимосов, которое изготовляется изо льда? (Иглу)
Как называлось жилище русских? (изба)
Ведущий: а теперь посмотрим на творчество наших команд. Ну а теперь подведем итоги. Мы многое сегодня повторили и узнали. А теперь жюри подведет итоги.
После чего идет поздравление победителей, во время которого звучит гимн России.
символика россия герб флаг гимн
Самоанализ внеклассного мероприятия «Государственная символика»
Цель: дополнить материал школьной программы, обогатить знания учащихся по истории России.
Задачи:
Образовательная: знакомство учащихся с символикой РФ, ее регионов.
Развивающая: развитие памяти, мышления, познавательной активности, умения работать в группе, развитие смекалки.
Воспитательная: воспитание уважения подрастающего поколения к символам государства, формирование гражданственности и патриотизма, воспитание чувства солидарности, здорового соперничества.
Внеклассное мероприятие «Государственная символика» был проведен в форме игры – викторины. Для мероприятия было оборудован класс: украшена доска изображениями флагов России и РБ, гербов России и Башкортостана, а также другими государственными символиками, и цветными шарами. Для звучания гимна России был оборудован специальный проигрыватель. Класс был поделен на участников и зрителей. Участники до начала мероприятия выбрали капитанов команд и название. В начале, ведущим была дана небольшая историческая справка. Всего было 4 конкурса на знания государственных символов, их истории, на знания гербов городов, и творческий конкурс на рисование своего флага и герба. При создании своих командных символов учащиеся использовали российскую национальную символику. При объяснении дети очень красиво и патриотично говорили о Родине. В ходе конкурса дети активно участвовали в мероприятии, были заинтересованы и умело работали в команде. В 2-х конкурсах при обсуждении вопросов командами, проводилась игра со зрителями, которые также активно участвовали в мероприятии. По ходу проведения конкурсов ведущим давалась историческая информация, которая усиливала эффект патриотического воспитания. По итогам конкурсов выиграла 2-я команда, однако споров и обид не было. Обе команды были награждены небольшими подарками. Я считаю, что цель по обогащению знаний по истории России была успешна осуществлена. Все задачи по ходу мероприятия были решены. А именно, главное из которых было воспитание уважения к своей символике, формирования гражданственности и патриотизма. В конце мероприятия был прослушан гимн России, во время которого дети молча стоя слушали его.