Содержание
Введение
Статус судебной власти РФ.
Заключение
Задача
Используемая литература и нормативный материал
Введение
В России на протяжении всей истории благополучие народа и развитие государства связывалось напрямую с высшей властью и системой управления.
В главе 7 Конституции РФ, «Судебная власть» сосредоточены основополагающие требования к порядку и условиям осуществления правосудия. Среди них важнейшими являются положения о том, что правосудие может осуществляться только судами, созданными в соответствии с федеральным конституционным законом, что судьи независимы и подчиняются только закону, что разбирательство судебных дел должно быть открытым, судопроизводство должно осуществлять на основе состязательности и равноправия сторон и др.
Сильная и независимая судебная власть является необходимым элементом демократической правовой культуры. В демократическом обществе человек является главной ценностью и основным гарантом его прав и свобод выступает государство. С переходом на путь демократического развития, перед нашим государством встала задача обеспечить такое осуществление правосудия, при котором главным является исполнение закона.
Статус судебной власти РФ
Если кратко в общем определить понятие власть, то это возможность распоряжаться чем-либо или кем-либо. У человека есть власть на устройство своей жизни, на само ее наличие. У родителей есть власть над детьми. У церковного иерарха есть власть над своими прихожанами. Власть в обществе бывает различной. В зависимости от областей, в которых проявляется власть, можно выделить такие разновидности власти, как экономическая власть, идейная власть, семейная власть, политическая власть. Государственная власть является разновидностью социальной власти.
Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных черт, которые и предопределяют ее признаки1:
1. Единоличное право на издание общеобязательных повелений, указаний;
2. Единоличное право на применения государственного принуждения.
Признаками государственной власти является следующее:
1) Универсальность - распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.
2) Это верховная власть в государстве, в каком-то смысле власть над любой другой властью.
3) свои действия производит через государственный аппарат, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью.
4) Государственная власть имеет особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).
5) Это авторитетная власть, которая может осуществляться путем принуждения, либо, когда существует большое доверие к власти, уровень принуждения становится минимальным. По данному признаку, стоит отметить, можно определить не только легитимность власти, т.е. не законодательное ее основание (в тоталитарных государствах, или в периоды военных переворотов, власть издавала законы, которые определяли ее действия), а именно народное доверие, выражаемое на референдумах, или любой другой формой поддержки.
6) Государственная власть обладает монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный регулятор общественных отношений.
7) В основе государственной власти современных государств лежит принцип разделения властей.
Разделение ветвей власти является одним из основополагающих признаков демократического государства. Начав свое движение по данному направлению, Россия, тем не менее, ввиду исторических, объективных и субъективных причин, не отказалась от построения демократии с поправками на реалии текущего развития.
Любое государство действует через множество органов, между которыми распределяются государственные функции и властные полномочия. Это распределение труда по управлению делами государства выражается в создании и деятельности системы государственных органов. Связанная с этим проблема предполагает необходимость решения вопроса о том, как распределяются функции власти в государстве.
Разделение власти - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Многие античные и средневековые учения отмечали, что деятельность государства неоднородна и включает в себя несколько ее видов: законодательную деятельность, исполнение законов или управление, а часто и правосудие. Отмечалось также, что различные органы государства специализируются на выполнении того или иного вида деятельности.
Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган2.
Конституция Российской Федерации 1993 года фактически признала, что в современных условиях развития государственности более оправданным является такое решение вопроса, когда в основу организации управления делами государства положен принцип разделения властей.
Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.
В статье 10 Конституции Российской Федерации сказано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом. Вместе с тем, если одна из трех ветвей не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения. По мнению многих теоретиков, верховное положение должна занимать законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.
Слово «статус» происходит от латинского status, означающего «состояние, положение»3. В юридической энциклопедической литературе под статусом понимается совокупность общих прав, определяющих правоспособность, и основных прав и обязанностей, неотделимых от лиц, органов, организаций, юридических лиц
Суд – орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Это означает, что в России нет и не должно быть никаких иных, кроме судов, государственных или общественных органов, которые имели бы право разрешать споры о праве посредством конституционного, гражданского, административного или уголовного судопроизводства. Суды в Российской Федерации учреждаются только Конституцией и федеральным конституционным законом. Носителями судебной власти могут быть только судьи, народные и присяжные заседатели.
В соответствии с гл.7 Конституции РФ судебную власть в РФ осуществляют суды общей юрисдикции, арбитражные суды и конституционные суды.
К нормативным актам, регулирующим деятельность судов в РФ, относятся: Федеральный конституционный закон РФ от 31 декабря 1997 г. «О судебной системе РФ», Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в РФ», Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» и др.
Рассмотрим основные принципы правосудия.
Одним из основных, межотраслевых принципов, является принцип законности. Данный принцип является также и одним из основных признаков правового государства, который заключается в верховенстве закона. Его суть заключается в том, что ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Также этот принцип определяет строгое подчинение иерархии закона. Основным является Конституция, на основе которой строится федеральное законодательство и так далее.
Принцип законности в правосудии предполагает, что суд действует на основе закона. Это означает, что, во-первых, процедура судопроизводства осуществляется в точном соответствии с процессуальным порядком, установленным процессуальным законодательством, и, во-вторых, решение суда должно соответствовать не только по процессуальной форме, но, прежде всего, по содержанию международным договорам, Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным актам.
Принцип равенства всех перед законом и судом определяет, что мужчины и женщины, независимо от расы, вероисповедания, социального положения, равны перед законом и судом. Ст. 19 Конституции РФ провозглашает, что все равны перед законом и судом, а государство должно гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина. Любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещаются. Равенство перед законом означает равенство прав, свобод, обязанностей и ответственности человека и гражданина в рамках общего правового статуса, установленного законодательством. Данный принцип реализуется во всех правовых нормах. Однако, есть нормы, которые, например, в уголовном праве, назначают женщинам менее суровое наказание, или определяют более суровое в зависимости от занимаемой должности. При некоторых составах преступлений, если субъектом является должностное лицо, то данный факт определяется как квалифицирующий состав. Однако, это не является изъятием из данного принципа. Он означает, что при равном установленном законом порядке, нет предпочтения никому не взирая на личности, половую, расовую, национальную принадлежность.
Принцип осуществления правосудия только судом – определяющий принцип не только демократического, правового государства, но и любого цивилизованного государства вообще. В нашей стране, к сожалению, был опыт осуществления правосудия чрезвычайными тройками и без судебного разбирательства. Правосудие - исключительная прерогатива судебной власти. Ни один другой государственный орган не вправе осуществлять правосудие. Этот принцип закреплен в ч. 1 ст.118 Конституции РФ. Перечень судов, установленный Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» является исчерпывающим. Никакие другие суды, в том числе, чрезвычайные, временные не могут создаваться и действовать на территории РФ. Этот принцип конкретизируется в ряде других статей Конституции РФ и в процессуальном законодательстве.
Принципы самостоятельности судов и независимости судей определяет принцип построения демократического государства на основе принципа разделения властей. Независимость судебной власти от других ветвей государственной власти вытекает из установленного ст. 10 Конституции РФ принципа разделения властей и закреплена в ч. 2. ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» следующим образом: «Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей». Самостоятельность судов гарантируется их финансированием исключительно из федерального бюджета, осуществлением организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов общей юрисдикции Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и его органами в субъектах РФ.
Ч. 5 ст. 32 Конституции РФ устанавливает что граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия. Это положение конкретизируется в процессуальном законодательстве. Этот принцип заключается в привлечении граждан к разрешению уголовных и арбитражных дел и является одним из проявлений демократии, так как обеспечивает участие представителей народа в осуществлении судебной власти. В настоящее время согласно процессуальному закону участие граждан в осуществлении правосудия возможно только в двух формах: в качестве присяжных и арбитражных заседателей
Согласно ч. 1 ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Смысл данного принципа состоит в возможности присутствия граждан при разбирательстве судебных дел. Возможность присутствия публики в зале судебного заседания свидетельствует о демократизме правосудия, не позволяет допускать какого-либо процессуального упрощенчества, требует от судей ответственного отношения к тому, чтобы решения, принятые в рамках открытого судебного процесса были максимально обоснованными и убедительными. Исключения из этого принципа, как уже было отмечено, могут устанавливаться не иначе как федеральным законом.
В ч. 2 ст. 26 Конституции РФ закреплено право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, обучения и творчества. Тем не менее, по общему правилу судопроизводство ведется на государственном языке России - на русском языке. Из этого общего правила существуют исключения, обусловленные федеративным государственным устройством России и нахождением в ее составе национально-государственных субъектов федерации (республик). В республиках, входящих в состав РФ, судопроизводство может вестись на государственных языках соответствующих республик. В Верховном Суде РФ, военных судах, арбитражных судах судопроизводство ведется только на русском языке.
Принцип презумпции невиновности установлен ст. 49 Конституции в соответствии с ч. 1 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, п. 2 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ч. 2 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. Кроме того, конституционным положениям корреспондируют нормы о презумпции невиновности, закрепленные в ст. 14 УПК РФ.
Ст. 49 Конституции кратко определяет суть этого принципа следующим образом: «1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. 2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. 3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого». В основе этого принципа лежит общепризнанная норма морали, согласно которой каждый человек предполагается (презюмируется) добропорядочным, пока иное не будет доказано в установленном порядке.
Как видно из конституционных формулировок, принцип презумпции невиновности состоит из трех взаимосвязанных положений.
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу обвинительным приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Доказывать свою невиновность есть право обвиняемого. Обвиняемый может представлять доказательства, давать любые показания либо полностью отказаться от дачи показаний или от ответов на отдельные вопросы органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс, может давать противоречивые или ложные показания. Отказ от показаний, дача противоречивых или ложных показаний не являются основанием для привлечения обвиняемого к ответственности и вынесения обвинительного приговора за эти действия. Право на молчание является общепризнанной международно-правовой нормой (ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Оно способствует тому, чтобы обвинение не прибегало к доказательствам, добытым с помощью принуждения или давления. Запрещается возлагать на обвиняемого обязанность доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.
3. Неустранимые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу. Это означает, что если доказательства по делу спорны или противоречивы и могут получить различное толкование, то решение должно быть вынесено в пользу обвиняемого.
В соответствии со ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания. Данный принцип тесно взаимосвязан с принципом презумпции невиновности, так как запрещает принуждать человека к даче показаний против себя самого. Причем данное правило действует независимо от того, каким процессуально-правовым статусом обладает лицо в судопроизводстве и вызвано ли оно на допрос в порядке, установленном законом.
Важной характеристикой правового государства является правосудие, осуществляемое на основе конституционных принципов. Конституция Российской Федерации в качестве одного из принципов судопроизводства закрепляет принцип состязательности. В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон.
Принцип состязательности выступает элементом системы принципов, обеспечивающих эффективное функционирование процессуальной деятельности, и обладает особым механизмом реализации, основанным как на конституционных нормах, так и на нормах процессуального законодательства. Конституционный принцип состязательности фиксирует как способ исследования доказательств, так и форму доказывания и судопроизводства в целом. Из ч. 3 ст. 123 Конституции РФ следует, что судопроизводство должно происходить в форме состязания при равенстве возможностей. Цель доказывания (правоотношения, которые вытекают из конституционного принципа состязательности и равноправия сторон в процессуальном смысле) - это познание фактов и обстоятельств, имеющих место в прошлом или происходящих в настоящем, при изучении и анализе которых познающие субъекты делают вывод об их наличии или отсутствии, а суд также об удовлетворении или отказе в удовлетворении исковых требований. Цель проявляется в том, что стороны должны выяснить факты и обстоятельства и уяснить их смысл не только для себя, но и для познающих субъектов. Следовательно, суть конституционного закрепления принципа - это установление формы осуществления судопроизводства.
В науке не сложилось единого мнения относительно того, один или два самостоятельных принципа фиксируются в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Объединяя состязательность с равноправием соединительным союзом «и», Конституция РФ фиксирует форму судопроизводства4. Иначе говоря, судопроизводство должно проходить в состязательной форме при равенстве участников.
Конституционный принцип состязательности - это основополагающее начало, утверждающее унифицированный порядок судопроизводства, в соответствии с которым в ходе рассмотрения гражданских, уголовных и иных судебных дел определяется положение суда и участников (сторон), их права и обязанности. Соответственно, основными элементами в содержании конституционного принципа состязательности являются: во-первых, права и обязанности сторон; во-вторых, равноправие сторон; в-третьих, обязанности по доказыванию; в-четвертых, позиция суда при состязательном процессе как органа государственной власти, наделенного властными полномочиями и обязанностями; в-пятых, пределы реализации принципа состязательности.
Таким образом, по своей природе конституционный принцип состязательности судопроизводства - это принцип деятельности, имеющий правовое значение и выражающийся в отношениях сторон по доказыванию фактов, представленных в обоснование своей позиции суду.
Принцип диспозитивности можно определить как зависимость движения дела (его возбуждение, формулирование предъявляемых требований, возможность примирения или мирового соглашения, отказа от поддержания обвинения или иска и др.) от волеизъявления сторон. Сущность данного принципа заключается в том, что движение процесса может зависеть только от сторон, заинтересованных в исходе дела, от их активности, но не от суда. Диспозитивность – это, в первую очередь, возможность сторон распорядиться процессуальными правами, предопределяющими возникновение, движение и окончание процесса, их право совершать распорядительные действия, от которых зависит юридическая судьба дела. В силу этого принципа суд не может выйти за пределы требований, которые стороны предъявляют друг к другу, то есть за рамки исковых требований в гражданском процессе и за пределы обвинения в уголовном процессе. Кроме того, у сторон должна быть возможность отказаться от государственного содействия и решить спор соглашением. Этот принцип свойственен не каким-либо отдельным видам производства по конкретным категориям судебных дел, он, наряду с принципом состязательности, определяет природу судопроизводства в целом.
Принцип обеспечения права подозреваемому и обвиняемому на защиту и оказания квалифицированной юридической помощи закреплен в ст. 48 Конституции РФ, которая гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Право обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) на защиту – это совокупность предоставленных им законом правомочий для опровержения подозрения или обвинения либо для смягчения ответственности. Это общепризнанный международный принцип. В соответствии с п. «в» и «с» ч. 3 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый, обвиняемый в совершении преступления, должен иметь достаточно времени и возможности для подготовки своей защиты, ему должно быть гарантировано право защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия.
Данный принцип предполагает и обязанность государства обеспечить не только прозрачность системы правовой защиты и ее доступность, но также и организацию данной системы.
Согласно ст. 22 Конституции РФ каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Указанный принцип сформулирован в Конституции РФ в соответствии со ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и нормами других международно-правовых актов.
Согласно ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно и никто не вправе проникать в жилище против воли проживающего в нем лица иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
С данными принципами тесно перекликается принцип недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ).
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Этот принцип закреплен и в международно-правовых актах, в первую очередь, в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, одобренной генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1985 г. и Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, принятая Советом Европы 26 ноября 1987 г.
Ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, возможность обжалования решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Конституция России гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину, иностранному гражданину и лицу без гражданства в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом».
судебный власть законность правосудие
Заключение
Государственная власть является неотъемлемой частью государства, которая осуществляется путем государственного управления через органы государственной власти. Единую государственную власть осуществляет государственный аппарат, который представляет собой систему государственных органов. В рамках этой системы различаются три подсистемы, образующие законодательную, исполнительную и судебную ветви аппарата государственной власти как целого
Разделение властей, это тот принцип построения государственной власти, который является необходимым для развития и самого существования демократического государства.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства и носит правоприменительный характер.
По действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.
Задача
Законодательное собрание Ленинградской области приняло решение выпустить 'в целях нормализации наличия денежных средств' собственные денежные знаки, которые имеют право хождения на территории области ' наравне с официальной денежной единицей РФ' и поручило приступить к изготовлению в 1-й типографии г. Выборга. Ответьте на вопросы: 1. Что понимается под финансовой деятельностью государства и какова ее конституционная основа? 2.Какие органы государственной власти и в какой форме осуществляют фин. деятельность государства? 3. Дайте юридическую оценку данной ситуации?
Финансовая деятельность государства — это основанная на правовых нормах публичная деятельность субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов общего значения.
Финансовая деятельность государства характеризуется тем, что в ходе ее осуществления организуются и практически осуществляются аккумулирование, распределение и использование денежных фондов в целях выполнения ее задач и функций.
Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов
Масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней неодинаковы. Выделяются органы общей компетенции, осуществляющие финансовые полномочия в качестве одного из направлений своей деятельности, и органы специальной компетенции, созданные целенаправленно для реализации государственных функций по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.
Систему органов общей компетенции представляют Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ.
Среди специализированных органов финансово-кредитной компетенции особо выделяется Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. В целях повышения эффективности осуществления своих задач и мер по оздоровлению экономики Минфин России имеет в составе центрального аппарата департаменты бюджетной политики, налоговой политики, межбюджетных отношений, макроэкономической политики и банковской деятельности и др. Кроме него к специальным относится ЦБ РФ и другие органы
В соответствии со статьей 8 Конституции РФ, в РФ гарантируются единство экономического пространства
Денежная система состоит из ряда элементов. В Российской Федерации денежная система включает: официальную денежную единицу; порядок эмиссии наличных денег; правовое регулирование денежного обращения. В соответствии со статьей 75 Конституции РФ, денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
Основной функцией ЦБ РФ является защита и обеспечение устойчивости рубля. Эмиссия - это выпуск денег в обращение. Эмиссионная система — законодательно установленный порядок выпуска в обращение уполномоченным банком денежных знаков. Механизм эмиссионно-кассового регулирования денежной массы в обращении включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из обращения, а также их перераспределение между территориями и регионами страны в зависимости от потребностей экономики. Федеральным законом о Центральном банке РФ предусматривается монопольное право указанного банка на эмиссию денег и эмиссионно-кассовое регулирование денежной массы в обращении.
Таким образом, решение принято вне компетенции законодательного собрания. Решение должно быть отменено как противоречащее Конституции, выпущенные средства – изъяты из обращения.
Используемая литература и нормативный материал
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 09.03.2010, с изм. от 19.03.2010)
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010)
4. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 26.04.2002)
5. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)
6. Вострикова Л.Г. Финансовое право. - М.: Юстицинформ, 2007. - 376 стр.
7. Голубок С.А. Конституционное право России. - ИД РИОР, 2008. - 161 стр.
8. Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство). - ИГ "Юрист", 2005
9. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста. - М.: Издательство,
10. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов.// Государство и право, 2009, № 10,
11. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2002. - 400 стр.
12. Самигуллин В.К. Конституционное право России: Курс лекций. - 3-е изд. - Уфа: РИО БашГУ, 2004.
1 Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов.// Государство и право, 2009, № 10,
2 История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О. Э. Лейста. - М.: Издательство, 2006.
3 Самигуллин В.К. Конституционное право России: Курс лекций. - 3-е изд. - Уфа: РИО БашГУ, 2004
4 Самигуллин В.К. Конституционное право России: Курс лекций. - 3-е изд. - Уфа: РИО БашГУ, 2004