Содержание
1. Введение.
2. Индивидуальный план прохождения педагогической практики.
3. Учебная работа. Структура анализа урока.
4. Воспитательная работа. Структура анализа внеклассного мероприятия.
5. Заключение.
1. Введение
Педагогическая практика – составная часть основной образовательной программы по специальности «преподаватель культурологи», завершающий этап в психолого-педагогической подготовке специалиста-культуролога. Практика проводилась в муниципальном общеобразовательном учреждении - средней общеобразовательной школе № 63 Г. Саратова с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Находится по адресу: г. Саратов, Уфимцева ул., 4А.
В школе основной упор делается на предметы гуманитарного цикла: МХК, краеведение, история, литература, обществознание. Также школьников обучают по таким дисциплинам, как театр, сольфеджио, музыкальная литература. На базе школы функционирует большое количество спортивных секций, театральных кружков.
Продолжительность практики – 10 недель.
Цели практики:
Педагогическая практика призвана обеспечить тесную связь между научно-теоретической и практической подготовкой студентов, дать им первоначальный опыт педагогической деятельности и определенные навыки научно-психологического и педагогического исследования.
Ознакомиться с содержанием школьных курсов мировой художественной культуры, освоить научную методику их преподавания и приобрести первоначальные навыки работы учителя, ознакомиться с внеклассной работой.
Освоить частные методики преподавания разделов школьных курсов мировой художественной культуры.
Задачи практики:
Ознакомиться с задачами и содержанием учебно-воспитательной работы по МХК как школы в целом, так и каждого класса в отдельности.
Выработать умение слушать, фиксировать и анализировать уроки учителей и студентов.
Выработать умение планировать уроки различного типа, проводить уроки по МХК в разных классах в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уроку.
Сформировать умения, связанные с подготовкой и проведением разнообразных уроков.
Выработать умение организовать индивидуальную работу по предмету.
Ознакомиться с содержанием и методикой проведения факультативных и внеклассных занятий в школе.
Выработать умение проверять и исправлять письменные работы учащихся, оценивать их.
Ознакомиться с деятельностью методического объединения учителей МХК.
Индивидуальный план прохождения педагогической практики в 8А классе СОШ № 63
студентки 5 курса 531 группы Факультета Философии и Психологии
Козловой Анны Александровны
Дата | Наименование вида работы | Отметка о выполнении | Примечание | |
1.09.09 | Знакомство с классом. | Выполнено | ||
2.09.09 – 16.09.09 | Посещение всех уроков в закреплённом за мной классе. | Выполнено | Цель: знакомство со школьным бытом класса. | |
17.09.09 – 28.09.09 | Подготовка внеклассного мероприятия. | Выполнено | Сбор информации по теме, составление сценария мероприятия. | |
29.09.09. | Проведение внеклассного мероприятия: «Спасибо, учитель!» | Выполнено | Классный час, посвящённый дню учителя. | |
29.09.09 – 10.10.09 | Проведение конкурса плакатов «Спасибо учитель» | Выполнено | Плакаты вывешиваются в холле школы. | |
15.10.09 | Проведение урока по МХК на тему: «Джотто – последний художник Средневековья и первый художник Возрождения» | Выполнено | ||
22.10.09 | Проведение урока по МХК на тему: «Творчество Никколо и Джованни Пизано» | Выполнено | ||
29.10.09 | Проведение урока по МХК на тему: «Архитектура проторенессанса» | Выполнено | ||
5.11.09 | Проведение проверочной работы по пройденному материалу. | Выполнено | Самостоятельная работа в форме тестирования. | |
6.11.09 – 9.11.09 | Проверка письменных работ учащихся. | Выполнено |
Руководитель группы студентов ___________ _____________________
подпись, дата инициалы, фамилия
Преподаватель (учитель)
образовательного учреждения _____________ _____________________
подпись, дата инициалы, фамилия
2. Учебная работа
школьный мировой художественная культура
Структура анализа урока.
Урок по теме «Творчество Никколо и Джованни Пизано» был проведён 22.10.2009 в 8 «А» классе.
Форма урока: лекция.
Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.
Цели и задачи урока:
1. Образовательная: знакомство с культурой Италии эпохи проторенессанса.
2. Развивающая: развивать способность учащихся ценить произведения искусства, умение анализировать и делать выводы.
3. Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся основ духовности, толерантности.
Согласно поставленным целям были использованы следующие методы:
1. Самостоятельная практическая работа.
2. Фронтальная беседа.
3. Метод демонстрации иллюстраций.
4. Объяснение.
5. Письменное закрепление знаний.
6. Метод развития критического мышления: составление кластера.
Структура урока:
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
3. Объяснение нового материала.
4. Самостоятельная работа учащихся.
5. Подведение итогов урока.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Объявление темы урока и определение целей урока.
3. Знакомство с понятием «проторенессанс» и его основными чертами.
4. Рассмотрение основных работ Никколо Пизано.
5. Характеристика творчества Джованни Пизано.
6. Выводы.
Ход урока.
Никколо и Джованни Пизано являются гордостью эпохи, получившей название проторенессанс.
Кто-нибудь может дать определение этому понятию?
Проторенессанс (от греч. protos – «первый» и франц. renaissance – возрождение) – этап в истории итальянской культуры, предшествующий ренессансу. (записать определение в тетрадь)
В итальянской культуре XIII – XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства – будущего искусства Возрождения. Поэтому этот период истории назвали Проторенессансом. аналогичного периода не было не было ни в одной из европейских стран.
Давайте запишем:
Для искусства проторенессанса характерно:
1. Появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности.
2. Светскость (в отличие от искусства Средневековья).
3. Появление интереса к античному наследию (свойственное искусству эпохи Возрождения).
У истоков итальянского Проторенессанса стоял работавший во второй половине XIII века в Пизе мастер Никколо. Он родился в начале XIII века в Апулии, переехал в Пизу, будучи вполне сформированным художником. Никколо Пизано – основатель школы скульптуры. Многое в его работах ещё тяготеет к прошлому, сохраняются старые символы, в рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона.
Главная заслуга мастера – отказ от византийской традиции в пользу пластики античного стиля.
Реформы Никколо:
- акцент на объёме;
- материальность и весомость фигуры;
- стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального земного события.(записать)
Главную роль в его творчестве занимает мраморная кафедра в пизанской крестильнице 1260 года. Она сделана из белого, розово-красного и тёмно-зелёного мрамора. Кафедра опирается на одну центральную и шесть внешних колон. Из шести внешних три опираются на спины львов, склонившихся над пойманной добычей, что в символике романского искусства означает триумф христианства. основание центральной колоны декорировано изображениями человеческих фигур – еретика, грешника и некрещеного, а также грифа, собаки и льва, держащих между передними лапами баранью и бычачью головы и сову.
Капители угловых колон соединены между собой арками, на угловых полях, образуемых этими арками, изображены пророки и евангелисты. На самих же капителях поставлены фигуры шести добродетелей. На пяти стенках кафедры, разделённых изящными небольшими колоннами в классическом стиле, скульптор изобразил историю жизни и смерти Христа: Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов, Принесение во храм, Распятие, Страшный суд.
Эта работа так ценилась пизанцами, что для её охраны был принят специальный закон и назначена регулярная стража. В этой работе Никколо использовал традиционные сюжеты и мотивы, но сумел придать формам объёмность и выразительность. его образы статичны, величавы, бесстрастны.
Например, один из рельефов этой кафедры называется « Поклонение волхвов». Мы знаем, что Иисус родился в иудейском городе Вифлееме во время правления царя Ирода. После рождения Иисуса в Иерусалим пришли волхвы. Они искали новорождённого царя иудеев, чтобы поклониться ему. Прослышав об этом, Ирод тайно вызвал волхвов к себе. Он приказал им идти в Вифлеем, найти новорождённого младенца, а потом вернуться и сообщить ему о местопребывании Иисуса. Ирод хотел погубить его. Найдя Иисуса и поклонившись ему, волхвы вернулись домой другой дорогой, ибо во сне им было предупреждение не возвращаться в Иерусалим.
Рельеф «Принесение во храм». После рождения Иисуса, когда окончился предписанный законом период очищения, Иосиф и Мария понесли младенца Иисуса в храм, чтобы посвятить его Богу, ибо всякий мальчик-первенец, по закону, должен был быть посвящён Господу. В Иерусалиме в это время был человек, которого звали Симеон. Это был праведный и святой человек. Ему было предсказано, что он не умрёт, пока не увидит Мессии. Под вдохновением Духа Святого Симеон пошёл в храм именно в тот день, когда Мария с иосифом принесли туда Иисуса. Симеон взял Иисуса на руки и прославил Господа: «Господь, властелин над всем! как Ты и обещал, теперь отпускаешь Ты слугу своего с миром, потому что мои глаза увидели спасение, которое Ты приготовил всему народу, свет откровения язычникам и славу Твоего народа Израиля!»
Рельеф «Аллегория Силы». прототипом Аллегории Силы, очевидно, послужил древнеримский герой Геракл. обнаруживается сходство со стилистикой позднеримских саркофагов.
В 1265 году Никколо Пизано получил заказ ещё на одну кафедру – для собора в Сиене. это произведение сильно напоминает кафедру в пизанском баптистерии, но отличается от неё более роскошной декорацией.
Кафедра представляет собой восьмигранник, семь граней которого украшены рельефами из жизни Христа. сюжеты почти те же, что и на пизанской кафедре. Композиции в гораздо большей степени насыщены фигурами, здесь больше динамики и чувства. Один сюжет плавно перетекает в другой. Из восьми внешних колон ровно половина опирается на спины львов, среди которых два самца, пожирающих добычу, и две самки с детёнышами. Центральная колона опирается на группу фигур, символизирующих свободные искусства.
Последняя работа Никколо – Фонте Маджоре – одна из главных достопримечательностей Перуджи. В работе участвовал его сын, Джованни. Фонтан выполнен из мрамора и бронзы. Представляет собой многогранник, включающий в себя 3 уровня. Первый уровень представляет собой резервуар для воды, ограниченный 25 гранями, каждая из которых украшена рельефами. Внешние и внутренние колонны поддерживают чашу меньшего размера, имеющую форму двенадцатиугольника, грани и рёбра которого декорированы 24 скульптурами. Третий уровень представляет собой простую бронзовую чашу. Венчают сооружение три бронзовые кариатиды с вазами на головах.
Джованни Пизано родился в Пизе между 1245 и 1250 гг. Он стал более знаменитым, чем его отец. Поначалу он работал вместе с отцом, создавая кафедры в Сиене, фонтан Фонте Маджоре в Перудже.
В 1285 году Джованни переехал в Сиену, где был главным архитектором кафедрального собора. Полные динамики и драматизма фигуры свидетельствуют о влиянии на искусство Пизано французской готической пластики.
Платон (428 до н.э. — 348 до н.э.) — древнегреческий философ. Около 407 г. до н.э. познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. В Афинах Платон основал собственную школу — Платоновскую академию.
Мириам.
«Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его Мириам стала вдали наблюдать, что с ним будет. И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку посреди тростника и послала рабыню свою взять ее. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет в корзинке; и сжалилась над ним дочь фараонова и сказала: «Это из еврейских детей». И сказала Мириам дочери фараоновой: «Не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?» Дочь фараонова сказала ей: «Сходи». Девица пошла и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: «Возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату». Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его».
Исайя.
Статуя украшала некогда фасад городского собора в Сиене, ныне хранится в музее собора. Зная, что на скульптуры будут смотреть снизу и с достаточно большого расстояния, Джованни Пизано расположил фигуры с небольшим наклоном вперед. Для придания облику святого большей остроты и выразительности мастер просверлил в его бороде целый ряд отверстий, благодаря чему богаче стала игра света и тени; это придает лицу пророка особенную экспрессивность.
В книге пророка Исайи написано, что он видел Бога своими глазами. Один из окружающих Его серафимов взял горячий уголь и дотронулся им до губ Исайи, и Господь послал его проповедовать волю Божию еврейскому народу. Пророк призывал людей к покаянию, указывал им путь к спасению иудейского царства. Исайя собрал вокруг себя множество учеников, которые, в свою очередь, просвещали народ. Исайя много пророчествовал об Иисусе Христе. Пророческое служение Исайи началось в последний год царствования Озии, за 759 лет до Рождества Христова, и продолжалось более 60 лет. По преданию, принятому отцами церкви, Исайя по повелению царя Манассии был перепилен деревянной пилой между кедровыми досками за обличение царя и его вельмож в нечестии. Пророчества Исайи отличались удивительной ясностью и точностью, поэтому его называют ветхозаветным Евангелистом.
Кафедра церкви Сант-Андреа в Пистойе . 1301.
Заказ на кафедру для церкви Сант-Андреа в Пистойе мастер получил в 1297 г. В этом творении Джованни влияние французской готической пластики проявилось особенно сильно. Сант-Андреа — небольшая церквушка в романском стиле, возможно, поэтому Джованни остановил свой выбор на форме шестигранника — такую же форму сорок лет назад выбрал его отец для кафедры пизанского баптистерия. Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако стиль Джованни отличается большей свободой и непринужденностью, большей динамикой; его образы проникнуты страстной эмоциональной напряженностью и духовной силой. Сложные многофигурные рельефы охвачены порывистым движением, они словно стремятся вырваться из камня. Лица персонажей выразительны, позы и жесты полны драматизма.
Избиение младенцев.
Иисус родился в иудейском городе Вифлееме во время правления царя Ирода. После рождения Иисуса в Иерусалим пришли волхвы. Они искали новорожденного Царя иудеев, чтобы поклониться ему. Прослышав об этом, Ирод тайно вызвал к себе волхвов. Он приказал им идти в Вифлеем, найти новорожденного младенца, а потом вернуться и сообщить ему о местопребывании Иисуса. Ирод хотел погубить его. Найдя Иисуса и поклонившись ему, волхвы вернулись домой другой дорогой, ибо во сне им было предупреждение не возвращаться в Иерусалим. Когда Ирод понял, что волхвы обманули его, он пришел в ярость и приказал убить в Вифлееме всех мальчиков в возрасте до двух лет (по Евангелию от Матфея).
По своей форме и тематике рельефов кафедра в Пистойе напоминает кафедру пизанского баптистерия работы Никколо Пизано, отца Джованни. Однако стиль Джованни отличается большей свободой и непринужденностью, большей динамикой; его образы проникнуты страстной эмоциональной напряженностью и духовной силой. Сложные многофигурные рельефы охвачены порывистым движением, они словно стремятся вырваться из камня. Лица персонажей выразительны, позы и жесты полны драматизма. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». В последней эмоциональность и драматизм достигают своего апогея. Люди, животные, драпировки, элементы пейзажа — все смешалось в каких-то причудливых, необычных конфигурациях. Такого откровенного «буйства» движений и чувств мы не найдем в последующих работах мастера.
Кафедра собора в Пизе.
С
1302 по 1320 гг. Джованни
Пизано работал
над кафедрой,
предназначавшейся
для пизанского
собора. Кафедра
имеет форму
восьмигранника,
и это обусловлено,
по крайней мере
отчасти, размерами
храма. Помимо
традиционных
семи рельефов
на стенках
кафедры, наверху
установлена
платформа с
двумя дополнительными
рельефами.
Подобно кафедре
в сиенском
соборе, рельефы
отделены друг
от друга фигурами
библейских
персонажей.
Тем самым границы
между сценами
как бы стираются,
один сюжет
плавно перетекает
в другой, и вся
их последовательность
воспринимается,
как один большой
горизонтальный
свиток. В этом
произведении
Джованни разнообразит
традиционные
библейские
рассказы новыми
деталями и
вводит две
дополнительные
сцены. Одна —
с тремя эпизодами
из жизни Иоанна
Крестителя,
вторая — с
изображением
сцен Предательства
Иуды, Бичевания
Христа и Христа
перед Кайафой.
В этой работе
мастер в значительной
мере возвращается
к классическим
мотивам, влияние
французской
готики здесь
заметно слабее.
После
пожара 1599 г. кафедра
была разобрана
(на время ремонта),
однако вновь
восстановлена
только в 1926 г.
Реконструкция
считается не
слишком удачной.
Оставшиеся
«лишними»
фрагменты
хранятся в
нескольких
музеях мира.
Мадонна с младенцем.
Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Его скульптурам присущи резкие повороты, угловатые очертания. Вслед за французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках, наиболее известный из них находится в алтаре капеллы дель Арена в Падуе (ок. 1305). Небесная Царица охвачена сильным духовным переживанием; ее строгое, почти суровое лицо с резким прямым профилем обращено к Спасителю, с которым она обменивается долгим пристальным взглядом.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Никколо Пизано:
- Основатель пизанской школы скульптуры.
- Придавал формам объёмность и выразительность.
- Изображение обладает телесной мощью.
- Образы статичны, величавы, бесстрастны.
- Опора на античность.
Джованни Пизано:
- Эмоциональность, страстность в изображении.
- Опора на готическое искусство Франции.
- Динамизм.
- Фигурам присущи резкие повороты, угловые очертания.
Домашнее задание: Найти, выписать в тетрадь, выучить определения – «свободные искусства», «баптистерий», «кариатида», «аллегория», «капитель». Учить конспект урока в тетради.
При проведении урока были реализованы основные принципы дидактики: принципы научности, сознательности, систематичности, последовательности, преемственности, наглядности, доступности, прочности, самостоятельности.
На уроке учащиеся проявили активность, внимание и интерес к изучаемому материалу. На поставленные мною вопросы были получены качественные ответы. Учащиеся принимали активное участие в подведении итогов, правильно выполнили самостоятельную работу. Грамотно воспроизводили изученные идеи и понятия, умело их конкретизировали.
3. Воспитательная работа
Структура анализа внеклассного мероприятия.
Внеклассное мероприятие было проведено 29.09.09 в 8 «А» классе.
Тема мероприятия: «Спасибо, учитель!».
Цель мероприятия: воспитание уважения к профессии учитель.
Задача: Улучшить качество общения и взаимоотношение учеников и учителей.
«Оправдывают своё невежество неискусством учителей только те, которые сами из себя ничего не умеют сделать и все ждут, чтобы их тащили за уши туда, куда они сами должны идти».
Николай Добролюбов
Учитель. День учителя. Этот праздник стал всенародным, потому что каждый человек в нашей стране переступает порог школы. Школа даёт человеку всё то, без чего нельзя жить на свете. За партой начинаются надежды, радость и тревоги её учеников. Они понесут в жизнь всё то, чему научила их школа и то, в чем она промахнулась, тоже.
Каждый, кто сегодня трудится в школе, работает на будущее и в ответе за это будущее. И особенно счастлив в своей судьбе тот, кому встретился учитель, умеющий принести в класс увлечённость, любовь и, конечно же, знания, освещённые этой любовью. Благородство учителя непременно отзовётся в сердцах его учеников.
Мы знаем, что вы все люди творческие и следующее задание позволит проверить вашу выдержку перед трудностями.
Класс делится на четыре группы, каждая из которых сочиняет маленький рассказ из 20 -25 слов, начинающихся на одну и ту же букву.
Учитель подводит итоги.
Ученик читает стихотворение.
Приходит сентябрь – в школу пора.
Идут на уроки ребята с утра,
И с ними, конечно, учитель спешит,
А ветер осенние листья кружит.
Сценка.
Учитель: К доске идёт …(ведёт по журналу)
Отличница: (сидя за партой)
Ну! Спроси, спроси меня, учитель!
Как хочу ответить у доски я!
Чтоб никто и не подумал,
Что могу чего не знать я.
Двоечница: (прячется за соседа)
Ой! Не спрашивай меня, учитель!
Не хочу молчать я у доски!
Чтоб никто не догадался,
Что могу чего-то я не знать.
Отличница: Ну, спроси, спроси, меня, учитель!
Двоечница: Ой, не спрашивай, меня, учитель!
Ученица:
Я скажу вам, сударь мой,
Я же бегала домой,
Потому что я забыла свой конспект.
Учитель:
А сударыня, а знаете ли вы,
Что заставлю отвечать вас у доски?
Ученица:
Ах, прошу вас не спешить,
Чтоб меня не погубить,
Вы такой хороший, добрый, лучше всех!
Учитель:
Как приятно и забавно
Что я очень нравлюсь вам,
Ну, а вы мне и подавно.
Учитель. Отличное знание своего предмета, методическое мастерство, эрудиция учителя высоко оцениваются учащимися. Большое уважение, любовь проявляют ученики очень часто именно к мастерам своего дела. Это обязывает учителя держаться на уровне современной науки. Путь учителя – всегда вперед, остановившегося непременно обгонит время – и молодость – самый точный хронометр века – сразу засечет отставание. Работа над усовершенствованием себя всегда тяжела – это знает каждый. Есть службы, которые заставляют человека подниматься над своими слабостями. Избравший профессию учителя, сам себя назначает на такую службу.
Ученик.
Почетен и сложен учительский труд,
Призвание, сердце в дорогу зовут.
Но знаний богатство Вы дарите вновь,
А с ними – надежду, добро и любовь!
Терпенье святое и искренний смех,
Настойчивость, радость и веру в успех.
Живёте достойно, нам силы даря,
Всегда напряжённо, а значит, не зря!
Учитель. Не просто вложить в головы детей премудрости наук. Ещё труднее научить их учиться – впитывать знания с охотой, любознательно добывать их из книг и из жизни. А ведь открывая ребёнку мир, учитель учит его жить в этом мире.
Сегодня на наших глазах изменяется страна, изменяется школа. Всё что бурлит вокруг, хлынуло в классы. Жизнь современного ученика не менее динамична, чем жизнь общества. Успешно идут процессы компьютеризации, технологизации школы, которые несомненно помогают учителю развивать интеллект школьников, но не будят его душу. Украинский философ Сковорода заметил: «Душа – это то, что делает траву травой, деревья – деревьями, а человека – человеком. Без неё трава – сено, деревья – просто дрова, а человек – труп».
Учитель предлагает конкурс загадок.
1. Тебе дано, а люди пользуются. ( имя)
2. Что можно приготовить, а съесть нельзя. ( уроки)
3. Что всегда кладут в суп, а перед едой выбрасывают. ( лавровый лист)
4. По какому пути нельзя пройти. ( по Млечному)
5. какой газ утверждает, что он не он. ( неон
6. Какая земля никогда не стареет. ( новая)
7. Что делает сторож, если на шляпе его сидит воробей. ( спит)
8. Что на чужой спине едет и груз везёт. ( рюкзак).
Человек, лишённый человечности – носитель зла. Поэтому сейчас больше, чем когда бы то ни было учителей волнует духовно-нравственный мир ребёнка. Предотвратить пустоту души, убогость интересов, разбудить стремление работать над собой, воспитать отзывчивость сердца, тонкость и красоту чувств, научить управлять своим внутренним миром, помочь успешно войти в социум не менее важная задача школы. Одностороннее развитие интеллекта человека не даёт оснований надеяться на то, что его деятельность будет направлена на служение общество. Для этого необходим внутренний этический кодекс. Воспитание человека состоит из воспитания интеллекта его и души.
Учитель творит превращение ребёнка в гражданина. Творит постепенно, терпеливо. А как это трудно – направлять детей, не знающих ни цены времени, ни цены своему здоровью, ни цены бесчисленным жертвам, принесённым ради счастья. Но учительское сердце никогда не теряет веры в возможности ребёнка и в свои возможности наставить его на путь истинный.
Профессия учителя трудная. Она требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества. Поэтому, наверное, она и самая интересная.
Л. Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. И какие благодарности могут сравниться с этим счастьем!
Ученики читают стихотворения.
Ученик 1:
Волшебное слово Учитель
Знакомо с рождения всем!
Вы – друг, педагог, покровитель
В решении стольких проблем!
Ученик 2:
Какое гордое призванье –
Давать другим образованье, -
Частицу сердца отдавать,
Пустые ссоры забывать,
Ведь с нами объясняться трудно,
Порою очень даже нудно
Одно и то же повторять,
Тетради ночью проверять,
Спасибо Вам за то, что Вы
Всегда бывали так правы.
Хотим мы пожелать,
Чтоб вы не знали бед,
Здоровья, счастья на сто лет!
Учитель. Писатель живёт в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель – в мыслях и поступках.
И сердце, знаю, будет молодым,
Пока огонь священный в дружбе с ним.
Моя душа от всяческих невзгод
Врачующее пламя сбережёт
Оно ещё поможет и не раз,
Учитель мой,
В делах продолжить вас –
Ведь ноши нет приятней у меня,
Чем это пламя, жар огня…
Учитель!
Даже через много лет
Зажжённый вами не погаснет свет.
Мероприятие заканчивается. Итогом внеклассного мероприятия является конкурс плакатов на тему: «Спасибо, Учитель».
Учащиеся проявили активность и организованность в ходе подготовки к мероприятию - искали и заучивали наизусть стихотворения. Отнеслись очень серьёзно и ответственно к его подготовке. Ярко проявили учащиеся свои творческие способности (участие в сценке), интеллектуальные (отгадывание загадок), высокую культуру общения.
Структура психолого-педагогической характеристики класса (группы)
В классе учится 26 человек: 17 девочек и 9 мальчиков; в возрасте – 2 учащихся – 1994 года рождения, 17 учащихся – 1995 года рождения, 7 учащихся – 1996 года рождения. По состоянию физического развития принадлежат к основной группе занятий физической культурой. Внешне все дети очень опрятны. «Трудных» нет.
Качество знаний составляет 42%. В классе одна отличница и 10 ударников. Учащихся, имеющих одну «тройку» - 5 человек. Очень слабая успеваемость у Данилова и Бондиной.
50% учащихся самостоятельно выполняют домашнее задание по предметам. Основная масса относится к обучению добросовестно, ответственно, проявляет интерес к отдельным предметам.
Большинство ребят в классе с гуманитарным складом ума, поэтому проявляют интерес к таким предметам как: история, обществознание, МХК, литература и т. д.
Дисциплина в классе хорошая: дети достаточно организованы, всегда готовы выполнять требования преподавателя, ярко выражено умения прислушиваться к преподавателю. Ответственным за общую дисциплину в классе является Рамазанов.
Учащиеся принимают активное участие во внеурочной и внеклассной работе. Интересы ребят разносторонние, они занимаются в различных секциях. Кузнецова занимается спортивной гимнастикой, Березин – дзюдо в СДЮШ №1, Бисерова – карате в ФОК, Чесаков – борьба в ФОК Солнечный. Уровень эстетического развития высокий: учащиеся проявляют интерес к театру, живописи, культуре поведения (регулярно посещают театры, музеи, организовывают поездки по различным городам России).
В классе нет явного лидера, их много и борьбы как таковой между ними нет. Коллектив сплочённый, взаимоотношения дружеские, приятельские.
Существует явный авторитет классного руководителя. Со стороны учащихся заметно уважительное отношение к руководителю. Классный руководитель успешно взаимодействует с учащимися. Деятельность классного руководителя направлена на установление большей сплочённости коллектива, нравственное и моральное воспитание личностей учащихся.
Структура психолого-педагогической характеристики учащегося
Характеристика Рамазанова Мурада
Магомедкеримовича 1995 года рождения
Ученика 8 «А» класса СОШ № 63
Мурад имеет II группу здоровья, занимается физической культурой в основной группе. Мальчик из полной семьи, родители которого заняты в сфере туризма.
Взаимная информированность родителей и учащегося дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга. Царит атмосфера доброжелательная и чуткая. Родители и ребёнок – друзья и ладят друг с другом. Отношения доверительные, теплые. У учащегося имеется своя комната, стол для занятий, на котором хранятся учебные принадлежности.
У Мурада много друзей, их круг не ограничен сверстниками и одноклассниками. Предположительно дружба основана на общих интересах, таких как спорт и совместное времяпровождение. (Мурад занимается в секции по футболу)
Со сверстниками держится на равных, старается не уступать им во всем. В отношениях со старшими не робеет, может даже вступить в небольшой конфликт, однако все же понимает свое положение в классе и положение педагога и вынужден уступать.
Мурад является весьма способным учеником, но ему недостает терпения и усидчивости, а порой желания. Наибольшие способности он проявляет в гуманитарных предметах: имеет положительные оценки по обществознанию, истории, МХК, краеведению. Наблюдаемый не обладает ярко выраженной устойчивостью и концентрацией внимания, ему необходимо постоянная смена действий, иначе его работа сводится на нет, он быстро устает и чувствует себя некомфортно. Часто переключает внимание с одной интересующей его деятельности на другую.
У наблюдаемого преобладает действенное мышление наряду с наглядно-образным. Такому ученику необходимо постоянная деятельность на уроке.
При решении проблем Мурад часто упускает не кажущиеся ему важными моменты, он не старается охватить вопрос целиком, что говорит о небольшом развитии широты мышления. То же можно сказать и о глубине мышления: для проникновения в сущность проблемы нужна концентрация и сосредоточенность. В различных ситуациях реакция его соответственно различна, все зависит от сложности и решаемости ситуации. Так, в конфликте Мурад не тянет с принятием решений, действует “по обстановке”. Критичность ума – на низком уровне, так как он не может объективно оценивать свои поступки, часто принимает неверные решения и не всегда последователен в выводах.
Преобладающим видом памяти у учащегося является слуховая. Ученик лучше воспринимал на слух, нежели, смотря на доску, вникал в суть. Нередко напоминал учителям о том, что тот сказал вчера или позавчера; воспроизводил без проблем высказывания своих одноклассников одно- и двухлетней давности. Это может свидетельствовать о развитой долговременной памяти, а объем кратковременной памяти у Мурада тоже большой. Так, при выполнении теста на запоминание наибольшего количества прочитанных слов, наблюдаемый воспроизводил почти все, причем через небольшой период времени терялось максимум 2-3 слова. Совершенно не развита двигательная память: ученик не может правильно записать слово, написанное до этого с ошибкой, к тому же почерк у наблюдаемого неразборчив, буквы прыгают со стороны в сторону и написаны “дрожащей” рукой.
У Мурада очень хорошо получается выражать свои мысли в устной и письменной форме. Для него характерна грамотная и эмоциональная выразительность речи.
Мурад был назначен ответственным за дисциплину в классе. Ярко проявляет организаторские способности, добросовестно выполняет поручения руководителя.
5. Заключение
СОШ № 63 – удачно подобранное, на мой взгляд, учреждение для прохождения педагогической практики. Это школа с углубленным изучением предметов духовно-эстетического цикла. Все дети творческие, культурно-воспитанные и с ними легко работать.
Кабинеты школы в очень хорошем состоянии. Они оборудованы компьютерным, мультимедийным, музыкальным оборудованием, что позволяет наглядно демонстрировать изучаемый материал.
Педагогическая практика помогла мне познакомиться с содержанием школьных курсов мировой художественной культуры, освоить научную методику их преподавания и приобрести первоначальные навыки работы учителя, ознакомиться с внеклассной работой.
Я выработала умение планировать уроки различного типа, проводить уроки по МХК, умение проверять и исправлять письменные работы учащихся, оценивать их.
Ознакомилась с содержанием и методикой проведения факультативных и внеклассных занятий в школе.