Содержание
Введение
Преимущества, обусловленные наличием системы управления окружающей средой (СУОС)
Система экологического менеджмента на предприятии
Идентификация экологических аспектов
Идентификация законодательных актов, соблюдение которых обязательно для предприятия
Порядок организации работ по охране окружающей среды на предприятии
5.1 Требования
5.2 Основные функции и полномочия подразделений предприятия по охране окружающей среды
5.3 Ответственность
Цели и критерии экологического аудита
Заключение
Введение
Состояние планетарных экологических систем вызывает все большую озабоченность мирового сообщества. Эрозия почв, необратимое нарушение водного баланса и антропогенное загрязнение атмосферы сопровождаются нехваткой пресной воды, изменением климата, исчезновением лесов и многих тысяч биологических видов. В этих условиях особое значение приобретают огромные природные пространства нашей страны, которая пока может рассматриваться как один из немногих остающихся в мире «экологических доноров». Россия, в частности, до сих пор имеет резерв по выбросам парниковых газов, угрожающих потеплением атмосферы.
Реальным доказательством готовности России поддерживать планетарное экологическое равновесие является ее присоединение к Киотскому протоколу, обязывающему страны либо заимствовать «право на загрязнение» у стран, не исчерпавших свои лимиты по выбросам. Указанный протокол вступил в силу 16 февраля 2005 г., и, возможно, в ближайшие годы мы будем свидетелями развития международного рынка принципиально нового типа – ранка по торговле квотами на загрязнение атмосферы.
Вместе с тем экологические проблемы России в целом далеки от разрешения. Экологическая напряженность в стране обусловлена природозатратным уклоном национальной экономики, ориентированной на материально-энергоемкие технологии добычи и переработки полезных ископаемых. Такая экономика оказывает повышенное давление на окружающую среду, вследствие чего вопросы эффективного управления природопользованием и корректного экологического сопровождения хозяйственной деятельности в нашей стране весьма актуальны.
Федеральный закон «О техническом регулировании» рассматривает охрану окружающей среды как приоритетную задачу обеспечения национальной безопасности. Поэтому в программе разработки технических регламентов на 2004-2006 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 06.11.2007 г. № 1421р, среди семи общетехнических регламентов обозначается документ «Об экологической безопасности». Требования по охране окружающей среды войдут в десятки других специальных технических регламентов, регулирующих безопасность строительства, транспорта и т.д.
Среди международных документов, устанавливающих принципы обеспечения такого рода безопасности, важную роль играют стандарты ИСО серии 14000 «Системы управления окружающей средой» (СУОС), в основном принятые в России в качестве национальных стандартов. Их использование в организации считается весомым доказательством надлежащей практики ведения бизнеса, а сертификация СУОС организации на соответствие этим документам является способом достижения преимуществ в конкуренции.
Становится все более очевидной целесообразность разработки отраслевых стандартов на СУОС, гармонизированных со стандартами ИСО серии 14000, по аналогии с отраслевыми стандартами на системы менеджмента качества в пищевой промышленности, автомобилестроении и т.д., гармонизированными со стандартами ИСО серии 9000.
8 ноября 2004 г. Международная организация по стандартизации приняла новые стандарты ИСО 14001 и ИСО 14004 версии 2004 г. Эти стандарты, в отличие от стандартов ИСО серии 9000, выпущенных в 2000 г., радикально не изменились. Здесь не требовался, например, специальный переход к процессному подходу, который и без того подразумевался, в частности, в комплексе стандартов ИСО 14040. «Оценка жизненного цикла продукции и услуг». Стандарты новой версии более созвучны со стандартами ИСО серии 9000. Кроме того, упрощено совместное использование стандартов ИСО 14001:2004 и ИСО 14004:2004, а последний документ выглядит теперь более систематизированным. После официального перевода новой версии этих стандартов на русский язык можно будет подробнее обсуждать их особенности.
1. Преимущества, обусловленные наличием системы управления окружающей средой (СУОС)
окружающий среда охрана предприятие
Организации следует внедрять эффективную систему управления окружающей средой, с тем чтобы помочь защитить здоровье людей и окружающую среду от потенциальных воздействий своей деятельности, продукции или услуг, а также чтобы участвовать в сохранении и улучшении качества окружающей среды.
Наличие СУОС может помочь организации обеспечить уверенность заинтересованных сторон в том, что:
Существует обязательство со стороны руководства следовать положениям своей политики и добиваться целевых и плановых экологических показателей;
Особое значение придается больше предупреждающему действию, чем корректирующему;
Могут быть представлены данные, свидетельствующие о разумной осторожности и соответствии регламентам;
В систему заложен процесс ее улучшения.
Организация, система административного управления которой включает в себя СУОС, обладает основой для уравновешивания и интегрирования экономических и экологических интересов. Организация, внедрившая СУОС, может достичь значительных преимуществ при конкуренции.
От введения СУОС можно получит экономические выгоды. Их следует идентифицировать, с тем, чтобы продемонстрировать заинтересованным сторонам, особенно акционерам, значение надежного управления окружающей средой для организации. Это также дает организации возможность связать экологические целевые и плановые показатели с конкретными финансовыми результатами и таким образом гарантировать, что ресурсы направлены туда, и где они принесут наибольшую пользу и с финансовой, и с экологической точек зрения.
Потенциальные выгоды, связанные с эффективной СУОС, включают в себя:
Предоставление потребителям гарантии в том, что существует обязательство в отношении демонстрируемого управления окружающей средой;
Поддержание крепких государственных/общественных связей;
Удовлетворение критериям инвестора и расширение доступа к капиталу;
Получение страховки по разумной цене;
Улучшение репутации и увеличение рыночной доли;
Соблюдение критериев сертификации поставщика;
Усиление контроля за издержками;
Сокращение случаев, ведущих к задолженности;
Демонстрирование разумной осторожности;
Консервацию входных материалов и энергии;
Содействие получению разрешений и полномочий;
Поощрение развития и участие в решениях, касающихся окружающей среды;
Улучшение связей между правительством и промышленностью.
2. Система экологического менеджмента на предприятии
Россия, как и все мировое сообщество, вступает в период новой цивилизации: появились новые экологические концепции, такие как экологическое благополучие, экологическая безопасность.
Государства совместно принимают конвенции по охране окружающей среды, реализуют международные экологические программы.
В последние годы ведущие промышленные компании мира демонстрируют существенные результаты в области уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду при одновременном увеличении объемов производства, снижении удельных расходов сырья и материалов, экономии энергоресурсов, повышении качества продукции. Эти достижения в большей степени обусловлены функционированием на предприятиях систем экологического менеджмента (СЭМ).
За последние годы и на российских предприятиях возросло внимание к проблеме защиты окружающей среды. Вопросы экологии, как и качества продукции, становятся ведущими направлениями в политике предприятий. Их руководство осознает, что работы по своевременному экологическому менеджменту открывают путь к экономическому развитию.
Если сравнивать количественные показатели по внедрению стандартов ИСО серии 14000 в России, то можно увидеть Общественном Регистре сертификации систем экологического менеджмента, что цифра эта пока не велика – 100 предприятий по всей России.
Предприятия имеют свободу выбора в определении области внедрения стандартов ИСО серии 14000, но, главное, СЭМ позволяет:
Разработать собственную экологическую политику;
Идентифицировать экологические аспекты и определить их значимость;
Идентифицировать требования законодательных и нормативных актов;
Разработать программу внедрения экологической политики;
Адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам;
Получить дополнительные экономические выгоды в результате признания деятельности предприятия в области охраны окружающей среды со стороны потребителей, поставщиков, населения и общественности.
Наиболее трудоемкими процессами для разработчиков являются: определение приоритетных экологических аспектов, разработка целевых и плановых экологических показателей, контроль над соблюдением законодательных и иных экологических требований.
3. Идентификация экологических аспектов
Экологические аспекты трактуются в стандарте ИСО 14001:1996 как элементы деятельности предприятия, его продукции и услуг, которые способны оказать на окружающую среду положительное или отрицательное воздействие. Например, один отдельно взятый экологический аспект деятельности предприятия может служить причиной загрязнения воды и атмосферы, а также истощения природных ресурсов или оказания физического воздействия на окружающую среду (шум, радиоактивность, освещенность, влажность и др.). знание возможно большего числа экологических аспектов, а также оценка их значимости по результатам воздействия позволяет предприятию планировать природоохранную деятельность и устанавливать цели в области экологического менеджмента.
Процесс установления приоритетных экологических аспектов включает следующие виды деятельности:
Определение экологических аспектов деятельности предприятия и оценка связанных с ними воздействий на окружающую среду;
Установление процедуры определения степени приоритетности для предприятия каждого экологического аспекта;
Формирование перечня приоритетных экологических аспектов для предприятия и установление порядка его ведения, т.е. систематической корректировки внесения возможных изменений.
В табл. 1 приведен пример установления экологических аспектов на металлургическом производстве.
Экологические аспекты и показатели их воздействия на окружающую среду сводятся в таблицу (Форма 1). Такие таблицы можно составить для каждого цеха или технологического процесса по операциям.
Далее необходимо установить процедуру оценки степени приоритетности экологических аспектов. Заполнение таблицы (форма 2) позволит сделать оценку воздействия экологических аспектов.
Ниже приведены возможные критерии, по которым может проводиться ранжирование экологических аспектов на предприятии:
Масштаб воздействия;
Серьезность воздействия;
Вероятность воздействия;
Продолжительность воздействия;
Соблюдение существующих законодательных требований в области охраны окружающей среды;
Важность изменения воздействия;
Влияние воздействия на экологические платежи предприятия;
Потребление энергоресурсов;
Стоимость изменения;
Влияние на имидж предприятия.
Характеристики показателей каждое предприятие разрабатывает самостоятельно.
4. Идентификация законодательных актов, соблюдение которых обязательно для предприятия
Соблюдение законодательных и иных требований в области охраны окружающей среды является подтверждением высокого уровня экологической ответственности предприятия, а также важным показателем экологической эффективности СЭМ.
Реестр законодательных нормативных документов, регламентирующих основные природоохранные и ресурсосберегающие требования к деятельности предприятия, является основой для идентификации и контроля конкретных природоохранных и ресурсосберегающих норм.
Для нормирования Реестра законодательных актов можно использовать следующие источники информации:
Информационные базы контролирующих и регулирующих органов;
Электронные базы данных (КонсультантПлюс, региональные законодательства и др.);
Периодическая печать («Российская газета» и др.);
Информационные бюллетени промышленных ассоциаций и др.
Структура реестра и способы классификации в нем законодательных актов и нормативных документов предприятия определяют самостоятельно.
Классифицировать документы в реестре можно по следующим признакам:
Назначение (атмосфера, вода, почвы, отходы, физические факторы, недра и т.д.);
Иерархия документа (международные, федеральные, отраслевые, областные, городские и т.д.);
Атрибуты документа (см., например, форму 3).
Таким образом, Реестр законодательных актов является основой для выполнения и контроля конкретных природоохранных нормативов, установленных для предприятия .
Такую оценку позволяют провести процессы экологического менеджмента:
Мониторинг окружающей среды;
Проверки государственными органами или внутренние проверки природоохранной деятельности предприятия;
Внутренние аудиты СЭМ;
Экспертные оценки при разработке томов предельно допустимых выбросов (ПДВ), предельно допустимых сбросов (ПДС), предельно допустимых образований и размещения отходов (ПДО) и др.
Данные о проверках соблюдения законодательных актов заносятся в таблицу (форма 4). Ведение такого документа позволяет собирать конкретную информацию о соблюдении или несоблюдении законодательных требований на предприятии, использовать эту информацию для докладов высшему руководству предприятия, для демонстрации внутренним и внешним аудиторам.
Внедрение систем экологического менеджмента становится оптимальным практическим решением экологических проблем. С ними связывают значительные достижения в вопросах решения экологических проблем промышленного производства за последние годы.
5. Порядок организации по охране окружающей среды на предприятии
5.1 Требования
Общие положения
1. Природоохранная деятельность включают в себя комплекс технических, технологических, экономических, юридических и организационных мероприятий, обеспечивающих защиту окружающей среды от воздействия производственных процессов и направленных на рациональное взаимодействие между деятельностью человека и окружающей средой.
2. Технические мероприятия предусматривают внедрение в производство оборудования, предусматривающего нейтрализацию, регенерацию и повторное использование применяемых в технологическом процессе материалов, а также природоохранного оборудования (фильтры, пылеулавливающие установки, установки локальной очистки и др.), предотвращающего загрязнение атмосферы , почвы и воды.
3. Технологические мероприятия предусматривают внедрение в производство щадящих, малоотходных, безотходных технологических процессов при широком использовании вторичных ресурсов, эффективной нейтрализации, регенерации (вода, воздух, растворы, вещества), усовершенствование устаревших технологических процессов, направленных на решение экологических проблем.
4. Экономические мероприятия предусматривают:
разработку системы показателей природоохранной деятельности подразделений;
разработку нормативной базы для планирования, составления мероприятий и финансового плана обеспечения проведения природоохранных мероприятий ;
систему санкций к подразделениям, нарушающим нормы и правила охраны окружающей среды;
систему поощрения:
за внедрение технологии и оборудования, направленных на сокращение отходов производства, оказывающих вредное воздействие на охрану окружающей среды;
за решение вопросов регенерации, рециркуляции, нейтрализации токсичных отходов;
за увеличение использования вторичного сырья, отходов.
5. Юридические мероприятия основаны на совокупности установленных государством правовых норм, направленных на сохранение и оздоровление окружающей среды, на рациональное использование природных ресурсов, на соблюдение природоохранного законодательства, соблюдение отраслевых нормативных документов и других приказов и инструкций.
6. Организационные мероприятия предусматривают совершенствование взаимосвязи между бюро охраны окружающей среды и остальными подразделениями предприятия и филиалами, создание планов-мероприятий по обеспечению охраны окружающей среды на предприятии.
5.2 Основные функции и полномочия подразделений предприятия по охране окружающей среды
Основные функции подразделений
Руководители подразделений осуществляют:
выполнение мероприятий, предписаний, совещаний по экологии и экологической безопасности (ЭБ);
планирование работ по охране окружающей среды (ООС) , грамотную эксплуатацию и подготовку к работе закреплённого за ними оборудования;
эксплуатацию вентиляционного и пылегазоочистного оборудования и ведение журналов первичной отчетной документации (ПОД);
отключение работы технологического оборудования, являющегося источником вредных выбросов, при неисправных или неработающих установках очистки газа (УОГ);
выполнение требований государственной экологической экспертизы;
выполнение мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу, при получении предупреждения о возможном повышении концентрации ЗВ в атмосферном воздухе в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями (НМУ) на основании приказа Генерального директора;
мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и залповых выбросов вредных ЗВ в окружающую среду (ОС);
в установленном порядке сбор, временное хранение, сдачу, учёт образовавшихся отходов производства и потребления;
полный сбор от рабочих мест твёрдых промышленных отходов, отработанных нефтепродуктов, смазочно-охлаждающих жидкостей, химикатов, пыли и своевременное удаление их в установленные места;
представление достоверной информации о деятельности вверенных им подразделений в части количества и номенклатуры образующихся жидких, твёрдых и газообразных выбросов;
соблюдение установленных нормативов качества ОС, требований охраны труда.
Центральное конструкторское бюро осуществляет:
формирование технического задания (ТЗ), технического условия (ТУ) на разрабатываемую продукцию с учётом выполнения санитарных и экологических норм и правил и согласовывает с отделом охраны труда, окружающей среды и техники безопасности (ООТОС и ТБ).
Энергетическая служба осуществляет:
планирование предупредительного ремонта и периодический контроль за эксплуатацией и своевременным ремонтом очистных сооружений, УОГ и представляет акты по результатам осмотра в (ООТОС и ТБ) ежеквартально;
рассмотрение и согласование проектов на строительство и реконструкцию природоохранных объектов (участки энергоносителей и очистных сооружений производственных сточных вод, а также реконструкции производственных участков – с учётом выполнения ООС);
обеспечение проектной производительности вентиляции. Регулирование параметров систем вентиляции для соблюдения норм ПДВ;
участие в разработке и реализации текущих и перспективных планов-мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов;
ведение учёта потребления и соблюдения установленных лимитов водопотребления и водоотведения осуществляется по форме ПОД;
разработку ''Паспорта водного хозяйства'', паспортов на УОГ;
разработку инструкций по эксплуатации УОГ и другого природоохранного оборудования;
представление (ежегодно) в бюро ООС копии отчёта технической документации (водхоз) ''Об использовании воды''.
Для составления отчётов окружающей среды (текущие затраты и затраты на капитальный ремонт), технологический процесс (ТП) (воздух) осуществляет представление следующих справок:
затраты по оплате за воду;
затраты на сооружения, установки и оборудование для обезвреживания ЗВ;
среднегодовую стоимость основных производственных фондов по охране атмосферного воздуха;
затраты на выполнение мероприятий по уменьшению выброса ЗВ в атмосферу;
расход природных ресурсов по предприятию (ежеквартально);
сертификаты на топливо;
ежеквартальную ревизию ливнеприёмников и колодцев ливневой канализации на территории предприятия;
ежегодную инвентаризацию УОГ в подразделениях предприятия;
контроль над выполнением правил эксплуатации установок (ПЭУ) очистки газа на предприятии;
проектирование площадок для обслуживания УОГ.
Служба главного технолога осуществляет:
внедрение прогрессивных базовых технологий, высокопроизводительных ресурсо- и природосберегающих технологий, средств ООС;
разработку технологической документации с учётом требований безопасности и ООС;
разработку инструкций по ООС на ТП;
подготовку исходных данных для расчёта норм расхода материалов, разработку мероприятий по снижению расхода и экономии материалов, использованию отходов производства;
предоставление на согласование в ООТОС и ТБ разработанной технической документации (ТД). В случае невыполнения в ней экологических требований представляет в ООТОС и ТБ служебную записку за подписью заместителя главного инженера, с планом мероприятий по решению вопросов по ООС;
составления перечня загрязнений (выбросы, сбросы, отходы) образующихся от ТП;
проведение анализов испытаний и контроль качества сырья, материалов, заготовок и готовой продукции на стадии входного контроля и различных стадиях ТП с составлением заключений о качестве и свойствах анализируемой продукции и материалов;
лабораторный контроль качественного состава сточных вод, источников выбросов ЗВ в атмосферу, опасных и вредных производственных факторов, по согласованным с ООТОС и ТБ, и утверждённым главным инженером графикам и представляет протоколы анализов в ООТОС и ТБ ежеквартально;
участие в разработке планов-мероприятий, предусматривающих внедрение, совершенствование ТП, направленных на решение экологических проблем;
при разработке ТП, вносящих изменения в номенклатуру и увеличение количества выбросов и сбросов, а также при внедрении новых материалов обязательную разработку технического обоснования процесса и согласовывает его с ООТОС и ТБ, территориальным центром госсанэпиднадзора (ТЦГСЭН);
предоставление данных по запросу ООТОС и ТБ для гигиенической паспортизации канцерогеноопасного производства;
представление в бюро ООС данных, для отчёта ОС, о текущих затратах на:
осуществление контроля за качественным составом сточных и ливневых вод;
осуществление контроля источников выбросов ЗВ в атмосферу;
содержание участка регенерации;
предоставление для согласования в ТЦГСЭН «Радиационно-гигиенического паспорта предприятия», предварительно согласовав его с ООТОС и ТБ.
Бюро стандартизации обеспечивает:
всей необходимой документацией в области ООС ООТОС и ТБ и информирует начальников подразделений о внедрении нормативно-технической документации (НТД) на предприятии, об изменениях или введениях новых НТД.
Юридическое бюро обеспечивает:
бюро ООС предприятия законодательными документами по ООС и информирует начальников подразделений об изменениях или введении новых законодательных документов.
Отдел реконструкции и ремонтно-строительных работ и строительное управление осуществляют:
разработку совместно с энергослужбой, службой главного технолога ТЗ на проектирование сооружений и оборудования по ООС с обязательным согласованием с территориальными природоохранительными органами и ТЦГСЭН;
разработку проектов реконструкции производства в соответствии со строительными нормами и правилами (СниП), с учётом требований промсанитарии и ООС (согласно ТЗ, ТП);
согласование проектов реконструкции с ООТОС и ТБ и вышестоящими организациями: ТЦГСЭН и ДПР по ЮР на этапе проектирования технологических планировок, энергопроектов;
передачу копий ТЗ на реконструкцию и раздела ООС проектов реконструкции в ООТОС и ТБ для внесения изменений в ''Инвентаризацию выбросов ЗВ в атмосферу'', ''Проект нормативов ПДВ ЗВ в атмосферу'' и ''Проект лимитов образования и размещения отходов предприятия'';
строительный филиал представляет ежеквартально (не позднее 4 числа после отчётного квартала) в бюро ООС:
справку-отчёт о балансе автотранспортных средств. В случае применения коэффициента использования автотранспорта, прилагает расчёт количества автотранспорта, фактически отработавшего за отчётный квартал;
сертификаты радиационного качества ввозимых материалов и продукции;
строительный филиал осуществляет деятельность в области обращения с отходами, руководствуясь «Порядком обращения с отходами производства и потребления»;
руководители отдела реконструкции и ремонтно-строительных работ и строительное управление несут полную ответственность за выполнение в проектах реконструкции санитарных и экологических норм и правил.
Транспортно-эксплуатационное управление осуществляет:
организацию проверки транспортных средств на содержание вредных примесей в отработавших газах двигателей;
выдачу талонов токсичности и дымности по установленным нормам водителям транспортных средств;
ежеквартальное предоставление (не позднее 4 числа после отчётного квартала) в бюро ООС справку-отчёт (о балансе автотранспортных средств). В случае применения коэффициента использования автотранспорта, фактически отработавшего за отчётный квартал;
предоставление отчёта о выполнении плана природоохранных мероприятий и количестве проверенных транспортных средств;
своевременное получение лицензии на выполнение работ по эксплуатации средств измерений и контроля;
предоставление сведений в бюро ООС о текущих затратах на организацию проверки транспортных средств на содержание вредных примесей, для составления отчёта;
транспортирование отходов по заявкам отдела материальных ресурсов и цеха хозяйственных услуг и благоустройства.
Отдел материально-технического снабжения осуществляет:
обеспечение материалами подразделений предприятия для осуществления природоохранных мероприятий по их заявкам и заявкам энергослужбы, отдела реконструкции и ремонтно-строительных работ и строительного управления;
предоставление по запросу бюро ООС справки по завозимым и выдаваемым в производство материалам;
обеспечение необходимыми материалами и реагентами очистных сооружений.
Отдел кадров и технического обучения осуществляет:
работу по повышению экологических знаний у всех категорий работников предприятия (курсы повышения квалификации с отрывом и без отрыва от производства, периодическую учёбу работников производственных подразделений по ООС).
Главная бухгалтерия осуществляет:
предоставление в бюро ООС следующих сведений:
суммы экологических платежей и фактические платежи за природные ресурсы;
среднегодовую стоимость основных производственных фондов (ОПФ) по ООС;
затраты на содержание сотрудников бюро ООС и лаборатории химико-физического анализа (ХФА);
суммы (исков) штрафов, взысканных в возмещение ущерба, причинённого нарушением природоохранного законодательства.
Финансовый отдел осуществляет:
платежи за загрязнение окружающей природной среды (ПС) (ежеквартально), согласно действующему законодательству;
платежи за мероприятия по ООС и рациональному использованию ПР;
оплату сторонних услуг, направленных на ООС, проведение экологического аудита, контрольных замеров, научных исследований, подготовку и переподготовку специалистов;
предоставление в бюро ООС (ежеквартально) копии финансовых документов, по которым произведены фактические выплаты за загрязнение ОС.
Цех хозяйственных услуг и благоустройства осуществляет:
сбор отходов:
нетоксичных;
3, 4 классов опасности;
твёрдых бытовых;
отходов от уборки территории;
учёт принимаемых отходов и их движение в соответствии с «Порядком обращения с отходами производства и потребления»;
составление отчёта о принятых отходах и их движении в соответствии с «Порядком обращения с отходами производства и потребления»;
уборку территории предприятия и озеленение;
заключение договора на передачу отходов на свалку твердых бытовых отходов (ТБО);
своевременный вывоз бытовых отходов (согласно лимитам на временное размещение отходов);
эксплуатацию площадки для сбора отходов;
ежеквартально (не позднее 4 числа после отчётного квартала) в бюро ООС справку-отчёт (о балансе автотранспортных средств). В случае применения коэффициента использования автотранспорта прилагает расчёт количества автотранспорта, фактически отработавшего за отчётный квартал.
Штаб гражданской обороны осуществляет:
действия по предотвращению возможных аварийных и залповых выбросов, согласно положению о подразделении (ПП).
Планово-экономический отдел представляет:
сведения о номенклатуре и годовом объёме выпуска продукции, основные технико-экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия в бюро ООС.
Отдел материальных ресурсов осуществляет:
сбор и временное хранение отходов на централизованных площадках и в складских помещениях. Передачу отходов сторонним организациям по приёму отходов (в том числе на временную площадку захоронения отходов (ВПЗО)), а также подразделениям предприятия для повторного использования;
учёт принимаемых от подразделений отходов и их передачи сторонним организациям (в том числе на ВПЗО), подразделениям предприятия (согласно ''Порядка обращения с отходами производства и потребления'');
разработку и оформление инструкций по сбору, временному хранению и транспортированию отходов;
составление ежеквартального отчёта о принятых отходах и их дальнейшем движении, предоставление его в бюро ООС, согласно ''Порядку обращения с отходами производства и потребления'';
заключение договоров на передачу отходов сторонним организациям (в том числе на ВПЗО);
правильную эксплуатацию мест централизованного сбора и складирования отходов;
своевременную передачу отходов сторонним организациям (согласно лимитам на временное размещение отходов).
Бюро ООС осуществляет:
координацию деятельности всех производственных подразделений, методическое руководство и контроль за состоянием ОС;
контроль за выполнением руководителями подразделений предприятия природоохранного законодательства, правил, норм, инструкций и предписаний инспектирующих и вышестоящих организаций по ООС;
по результатам контроля источников выбросов ЗВ в атмосферу, эффективности УОГ, качественного состава сточных вод предприятия даёт предложения и предписания по устранению выявленных нарушений;
участие в рассмотрении и согласовании проектов строительства и реконструкции предприятия в части выполнения в них требований по разработке экологически чистых технологий, ООС;
участие в работе комиссии по обследованию технического состояния УОГ в подразделениях предприятия;
согласование ТЗ, ТУ на разрабатываемую продукцию;
согласование технологической документации, инструкций ООС (в случае несоответствия требованиям ООС разработчики вышеуказанной документации представляют мероприятия по решению вопросов приведения документации в соответствие с требованиями ООС и ЭБ);
составление и согласование ежегодных ''Мероприятий по ООС'' и отчётов о выполнении ''Мероприятий по ООС'';
составление и согласование ежегодных планов-графиков контроля сточных вод и выбросов ЗВ в атмосферу;
организацию и проведение работ по «Инвентаризации выбросов ЗВ в атмосферу», «Проекта нормативов ПДВ ЗВ в атмосферу», «Проекта нормативов ПДК ЗВ в сточных водах» и т.д.;
организацию и проведение работ в случае увеличения числа источников и (или) изменения качественного состава выбросов ЗВ;
представление на согласование и утверждение в ТЦГСЭН, ДПР по ЮР, материалов по установлению нормативов ПДВ, ПДО;
координационную деятельность, при инспекционных проверках любого производственного подразделения предприятия, специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области ООС;
получение и продление следующих документов: «Разрешение на выброс ЗВ в атмосферу», «Разрешение на временное размещение отходов на территории предприятия и передачу другим природопользователям», «Разрешение на сброс производственных сточных вод в систему городской канализации», «Разрешение по выполнению требований по ЭБ производства», а в дальнейшем «Экологического сертификата на производство», «Разрешение на сброс ливневых стоков с территории предприятия»;
контроль за:
выполнением планов мероприятий, связанных с ООС;
порядком сбора, хранения, транспортирования, утилизации промышленных отходов;
достижением и соблюдением природоохранных норм в подразделениях;
проведением работ по обезвреживанию и нейтрализации производственных сточных вод;
учётом выбросов, по сведениям, полученным от подразделений, количества образующихся производственных отходов;
составление форм ежеквартальной отчётности после начисления платы за загрязнение природной среды ДПР по ЮР, проверку правильности начисления платы и передачу извещения платы за загрязнение природной среды в главную бухгалтерию предприятия;
регистрацию паспортов на УОГ в ДПР по ЮР;
участие в разработке и внедрении проектов очистных сооружений с применением новых прогрессивных методов очистки.
Бюро ООС составляет, согласовывает с департаментом природных ресурсов по Южному региону (ДПР по ЮР), межрайонным отделом государственной статистики и отправляет в Областной комитет государственной статистики, и орган, осуществляющий государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики, отчётности по формам федерального государственного статистического наблюдения: воздух, токсичные отходы, текущие затраты и затраты на капитальный ремонт.
Бюро ООС имеет право:
беспрепятственно осматривать производственные участки объединения, знакомиться с документами по вопросам ООС, проверять соблюдение природоохранного законодательства;
запрещать внедрение в производство ТП или оборудования, при разработке которых не учтены экологические требования к ООС;
разрабатывать рекомендации и предложения по результатам экологического аудита;
запрашивать от подразделений предприятия объяснения:
о нарушениях режима работы технологических установок;
о возможных аварийных и залповых выбросах;
о выполнении мероприятий на период НМУ;
подготавливать проекты приказов и распоряжений по предприятию в части ООС;
требовать от руководителей подразделений внедрения мероприятий по ООС и ЭБ производств и соблюдения действующих природоохранных нормативов;
подготавливать предписания подразделениям по устранению факторов, отрицательно влияющих на ОС. Предписания являются обязательными и могут быть отменены только Генеральным директором или Главным инженером;
представлять предприятие по поручению руководства предприятия, в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов ООС и ЭБ;
ставить вопрос о привлечении должностных лиц к административной и материальной ответственности за несоблюдение природоохранного законодательства.
5.3 Ответственность
Ответственность за природоохранную деятельность предприятия возлагается на Главного инженера предприятия.
Ответственность за сбор, временное хранение, сдачу, учёт отходов и эксплуатацию мест их складирования возлагается на должностных лиц подразделений, назначенных приказом Генерального директора.
Ответственность за выполнение порядка организации работ по ООС и ЭБ возлагается на ответственных по подразделению предприятия, назначенных приказом Генерального директора.
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение природоохранного законодательства РФ возлагается на руководителей подразделений в соответствии с законодательством РФ.
6. Цели и критерии экологического аудита
Аудит СУОС должен преследовать определенные цели, типичные среди которых следующие:
Определить соответствие СУОС проверяемой организации критериям аудита СУОС;
Определить, внедрена ли, поддерживается ли СУОС проверяемой организации должным образом;
Идентифицировать области для потенциального улучшения СУОС проверяемой организации;
Оценить способность процесса внутреннего анализа со стороны руководства обеспечить постоянную пригодность и эффективность СУОС;
Провести оценку СУОС в организации, которая намерена установить контактные отношения, например, с потенциальным поставщиком или партнером по совместному предприятию.
Критерии аудита системы управления окружающей средой (environmental management system audit criteria) – политика, методы, процедуры или требования, например, содержащиеся в ГОСТ Р ИСО 14001-98, и, если уместно, любые дополнительные требования к СУОС, с которыми аудитор сравнивает собранные свидетельства аудита о СУОС в данной организации.
Процесс управления программой аудита с применением цикла PDCA (планирование – проверка – действие) приведена на схеме 1.
Программа может включать как внутренние аудиты второй и третьей сторон. В зависимости от критериев аудита и количества организаций, его проводящих, программа может предусматривать комплексный или совместный аудит.
Типовая блок-схема организации проведения аудита приведена на схеме 2.
Схема 1
Схема 2
Заключение
Социально-экономическое развитие общества XX века, ориентированное на быстрый, экономический рост, нанесло беспрецедентный ущерб природной среде. Человечество столкнулось с фактом невозможности биосферы обеспечить растущие потребности мирового сообщества. Цивилизация стала разрушительной силой для природных экосистем.
Сейчас совершенно очевидно, что улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которой приводит к разрушению экосистем и глобальным изменениям окружающей природной среды. Поэтому сегодня, чтобы не исчезнуть с лица Земли по своей собственной вине, наша цивилизация должна определить пути и приоритеты своей дальнейшей эволюции, гармонично вписывающейся в естественные природные процессы, т.е. перейти к устойчивому развитию. Устойчивое развитие должно обеспечить решение социально-экономических задач, сохранение природной среды и ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений людей.
Россия как неотъемлемая часть мирового сообщества, выходящая на новый путь экономического и социального развития, должна играть в этих процессах активную роль. Идеи устойчивого развития должны определить государственные приоритеты и перспективы социально-экономических преобразований. К началу экономических реформ большая часть российских основных производственных фондов не отвечала современным требованиям, а значительная часть населения проживала на экологически неблагополучных территориях. Вместе с тем, в России сохранился крупнейший массив естественных экосистем - 18 млн. км2, который является резервом устойчивости всей биосферы.
Перехода к устойчивому развитию можно достичь только совместными усилиями всего человечества, но начинать каждая страна, каждый человек должны самостоятельно. Отношение властных структур, юридических лиц и граждан к окружающей среде и экологической безопасности является тем фактором, который способен обеспечить приоритетность решения экологических задач, к сожалению, далеко не всегда это происходит на практике. Непонимание ограниченных возможностей биосферы, сиюминутные потребности и интересы порождают безответственное отношение к вопросам экологической безопасности.
Однако хочется надеяться, что характер происходящих в стране преобразований обеспечит реальные возможности построения социально-экономической системы, способной осуществить переход к устойчивому развитию, несмотря на всю сложность этой задачи.