Рефетека.ру / Транспорт

Курсовая работа: Расчет автомобиля ВАЗ 2104

Министерство образования Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра «Автомобили»


Пояснительная записка к курсовому проекту

По курсу: «Конструирование и расчет автомобиля»

На тему: «Расчет автомобиля ВАЗ 2104»

АТ - 434.00.00.00.00 ПЗ


Выполнил: студент группы АТ-434

Иванов И.И.

Проверил: Уланов А.Г.


Челябинск 2010г


Содержание


1. Расчет сцепления

1.1 Оценка износостойкости фрикционных накладок

1.2 Оценка теплонапряженности сцепления

1.3 Расчет диафрагменной пружины

2. Расчет карданной передачи

2.1 Определение критической частоты вращения

2.2 Определение напряжения кручения

2.3 Расчет крестовины карданного вала

3. Расчет дифференциала

3.1 Определение нагрузки на зуб сателлита и полуосевых шестерен

3.2 Определение давления торца сателлита на корпус дифференциала

4. Расчет синхронизатора

4.1 Определение момента трения в синхронизаторе


1. Расчет сцепления


Назначение сцепления. Требования к сцеплению

Сцепление предназначено для плавного трогания автомобиля с места, кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и предотвращению воздействия на трансмиссию больших динамических нагрузок, возникающих на переходных режимах и при движении по дорогам с плохим покрытием. При конструировании фрикционных сцеплений помимо основных требований (минимальная собственная масса, простота конструкции, высокая надежность и т.п.)

Необходимо обеспечить следующее:

надежную передачу крутящего момента от двигателя к трансмиссии при любых условиях эксплуатации;

плавное трогание автомобиля с места и полное включение сцепления;

полное отсоединение двигателя от трансмиссии с гарантированным зазором между поверхностями трения;

минимальный момент инерции ведомых элементов сцепления для более лёгкого переключения передач и снижения износа поверхности трения в синхронизаторе;

необходимый отвод теплоты от поверхности трения;

предохранение трансмиссии от динамических перегрузок.

Выбираемые параметры

Выбираем наружный диаметр ведомого диска из условия, что Мдmax=116НЧм и максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя щmax=5600об/мин=586,1рад/с:

Dн=204 мм – наружный диаметр накладки,

Dн=146 мм – внутренний диаметр накладки,

д=3,3 мм – толщина фрикционной накладки,

і=2 – число пар поверхностей трения.


1.1 Оценка износостойкости сцепления


Степень нагружения и износостойкость накладок сцепления принято оценивать двумя основными параметрами:

удельным давлением на фрикционные поверхности;

удельной работой буксования сцепления.

Расчет удельного давления на фрикционные поверхности:


p0 =Расчет автомобиля ВАЗ 2104 ≤ [p0 ], Н/м2,


где рпр – сила нормального сжатия дисков, Н;

F – площадь рабочей поверхности одной фрикционной накладки,


F = Расчет автомобиля ВАЗ 2104 = 0,785 Ч (0,2042 + 0,1462) = 0,049 м2;


[р0]=0,25 МПа - допускаемое давление, обеспечивающее потребный ресурс работы накладок.

Определение силы нормального сжатия:


рпр =Расчет автомобиля ВАЗ 2104 Н,


где Мдmax – максимальный момент двигателя, НЧм; Расчет автомобиля ВАЗ 2104=1,5 – коэффициент запаса сцепления; Расчет автомобиля ВАЗ 2104=0,4 – коэффициент трения; Rср – средний радиус фрикционной накладки,


Rср =Расчет автомобиля ВАЗ 2104 0,0875 м, Расчет автомобиля ВАЗ 2104 рпр =Расчет автомобиля ВАЗ 2104 2,485 кН, а

р0 = Расчет автомобиля ВАЗ 2104, 0,05 < 0,25 МПа –


потребный ресурс накладок обеспечен.

Расчет удельной работы буксования сцепления:


Lуд = Расчет автомобиля ВАЗ 2104 ,


где Lуд – удельная работа буксования; Lд – работа буксования при трогании автомобиля с места, Дж; Fсум – суммарная площадь рабочих поверхностей накладок, м2;


Расчет автомобиля ВАЗ 2104Дж,


где Ja – момент инерции автомобиля, приведенный к входному валу коробки передач,


Оф = дЧ(ьф)ЧРасчет автомобиля ВАЗ 2104 НЧмб


где, ma=1445 кг – полная масса автомобиля; mn =0 кг – полная масса прицепа; ik и i0 – передаточные числа соответственно коробки передач и главной передачи (ik=3,67, i0=3,9); д=1,46 – коэффициент учета вращающихся масс.


Ja = 1,46Ч1400ЧРасчет автомобиля ВАЗ 2104 = 0,67 НЧм2;


Расчет автомобиля ВАЗ 2104 - расчетная угловая частота вращения коленчатого вала двигателя, рад/с; для автомобиля с карбюраторным двигателем; Расчет автомобиля ВАЗ 2104 =Расчет автомобиля ВАЗ 2104 = 586,1Расчет автомобиля ВАЗ 2104 3 = 195,35 рад/с, где, Мr – момент сопротивления движению при трогании с места,


Мm = g Расчет автомобиля ВАЗ 2104 Расчет автомобиля ВАЗ 2104 НЧм,


где, ш = 0,02 –коэффициент сопротивления качению (на горизонтальной дороге с асфальтовом покрытии); зтр =0,82 – к.п.д. трансмиссии.


Mm = Расчет автомобиля ВАЗ 2104 = 4,14 НЧм.

Lд = Расчет автомобиля ВАЗ 2104 = 50652 Дж.

Lуд = Расчет автомобиля ВАЗ 2104 = 0,52 МДж/м2

Lуд =0,52 МДж/м2Расчет автомобиля ВАЗ 2104[Lуд]=4 МДж/м2,


следовательно потребный ресурс накладок обеспечен.


1.2 Оценка теплонапряжённости сцепления


Нагрев деталей сцепления за одно включение определяем по формуле:


Дt = Расчет автомобиля ВАЗ 2104 Расчет автомобиля ВАЗ 2104 [Дt] Расчет автомобиля ВАЗ 2104,


где Расчет автомобиля ВАЗ 2104 = 0,5 – доля теплоты, расходуемая на нагрев детали; с=0,48 кДж/(кгЧК) – теплоемкость детали; mд – масса детали кг; [Дt]=10Расчет автомобиля ВАЗ 210415 Расчет автомобиля ВАЗ 2104.


mд=Расчет автомобиля ВАЗ 2104ЧРасчет автомобиля ВАЗ 2104Н(Rн - Rвн)


где Расчет автомобиля ВАЗ 2104=7200м3/кг – плотность чугуна, Rн =102 мм – наружный радиус нажимного диска,

Rвн=73мм – внутренний радиус нажимного диска, mд=4,92 кг.


Дt = Расчет автомобиля ВАЗ 2104 = 10,7 Расчет автомобиля ВАЗ 2104 Расчет автомобиля ВАЗ 2104[Дt]


1.3 Расчет диафрагменной пружины


Расчетная схема для определения параметров диафрагменной пружины представлена на рис. 1. Диафрагменная пружина представляет собой пружину Бельвия, модифицированную для использования в автомобильных сцеплениях. Давление пружины создается ее участком между опорными кольцами, установленными на заклепках, закрепленных на кожухе сцепления, и наружным краем пружины, упирающимся в нажимной диск сцепления. Лепестки одновременно являются рычагами выключения, их упругость способствует плавному включению сцепления.


Рпр = Расчет автомобиля ВАЗ 2104


где


Е = Расчет автомобиля ВАЗ 2104 ,


Е – модуль упругости первого рода;

Расчет автомобиля ВАЗ 2104=0,25 – коэффициент Пуассона;

Н – высота пружины;

h – толщина пружины;

fпр – прогиб пружины;

f =1 - 6,5мм

Принимаем, что: h=2мм, а=60мм, с=70мм,d=80мм, b=90мм, Н=5мм.


Таблица 1

Рнаж ,кН f,мм
4,29 1
5,0 2
3,66 3
1,82 4
1 5
2,73 6
5,03 6,5

Расчет автомобиля ВАЗ 2104

Рис.1 Диафрагменная пружина


Расчет автомобиля ВАЗ 2104

Рис.2 График зависимости перемещения от усилия на пружине


автомобиль сцепление дифференциал синхронизатор


2. Расчет карданной передачи


Исходные данные:

Прототип: Автомобиль ВАЗ-2103

Макс. част. вращения: 5600 об/мин =586,1 рад/c

Момент двигателя: 116 Нм

Передаточное число 1 передачи: 3,67

Передаточное число 4 передачи: 1,00

Внутренний диаметр вала: 66 мм

Толщина стенки: 2 мм

Длина карданного вала:

“Коробка передач – Промежуточная опора”: 606мм

“Промежуточная опора – Задний мост”: 785 мм

Плотность материала вала: 7800 кг/м2


2.1 Определение критической частоты вращения


Расчет автомобиля ВАЗ 2104 ,


Определение максимальной частоты вращения карданного вала:


Расчет автомобиля ВАЗ 2104 ,


где Расчет автомобиля ВАЗ 2104 = 1,1…1,2


Расчет автомобиля ВАЗ 2104,


Приведенный момент инерции:

Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Масса карданного вала


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Тогда критическая угловая скорость для карданного вала:


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Проверка по условию: Расчет автомобиля ВАЗ 2104

В данном случае условие выполняется, т.к. Расчет автомобиля ВАЗ 2104


2.2 Определение напряжения кручения


Напряжение кручения вала:


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


где


Мкр = Мдв. max Ч i1Чзкп = 116Ч3,67Ч0,99 = 421


Нм – крутящий момент на выходном валу коробки передач на низшей передаче,

Расчет автомобиля ВАЗ 2104


- момент сопротивления при кручении.

Следовательно,


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Условие по напряжению кручения карданного вала выполняется.


2.3 Расчет крестовины карданного вала


Определение напряжения смятия шипов крестовины:


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


где r = 47,2 мм – расстояние между серединами игольчатых роликов,

Расчет автомобиля ВАЗ 2104 - угол установки карданного вала,

Расчет автомобиля ВАЗ 2104 = 30 - для легковых автомобилей.

Следовательно, нормальная сила


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Расчет автомобиля ВАЗ 2104

Рис.3 Крестовина карданного вала напряжение смятия:


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Определение напряжения изгиба шипов крестовины:


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Определение касательного напряжения:


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


где dш – диаметр шипа, dш = 14,7 мм.

Следовательно, касательное напряжение:


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Вывод: В расчете были определены основные параметры карданного вала привода задних колес ВАЗ – 2104. Полученные результаты удовлетворяют всем нормам и допущениям.


3. Расчет дифференциала


Необходимо определить нагрузку на зубья сателлитов, полуосевых шестерен, крестовину и нагрузки со стороны сателлитов на корпус дифференциала.

Требования к узлу: При анализе и оценке конструкции дифференциала, как и других механизмов, следует руководствоваться предъявляемыми к ним требованиями:

Распределение крутящих моментов между колесами и мостами в пропорции, обеспечивающей наилучшие эксплуатационные свойства (максимальную тяговую силу, хорошие устойчивость и управляемость)

Кроме того, к дифференциалу, как и ко всем механизмов автомобиля, предъявляют такие общие требования: обеспечение минимальных размеров и массы, простота устройства и обслуживания, технологичность, ремонтопригодность.

Прототип: В качестве прототипа возьмем дифференциал автомобиля ВАЗ – 2104. Дифференциал конический, двухсателлитный.

Расчет:


3.1 Определение нагрузки на зуб сателлита и полуосевых шестерен


Нагрузку на зуб сателлита и полуосевых шестерён определяют из условия, что окружная сила распределена поровну между всеми сателлитами, и каждый сателлит передает усилие двумя зубьями. Окружная сила, действующая на один сателлит:


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


где, r1 – радиус приложения, r1 = 0,025 м;

r2 = 0,036 м;

nс – число сателлитов, nс = 2;

Мкmax – максимальный момент, развиваемый двигателем, Мкmax=116 НЧм;

uКП1 – передаточное число первой передачи, uКП1 = 3,67;

uГП – передаточное число главной передачи, uГП = 3,9;

КЗ = 1,7 – коэффициент запаса для автомобильной отрасли;


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Шип крестовины под сателлитом испытывает напряжение среза


Расчет автомобиля ВАЗ 2104

Рис.4 Зуб сателлита


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


где [Расчет автомобиля ВАЗ 2104 = 100 МПа, исходя из этого можно найти d;


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Шип крестовины под сателлитом испытывает также напряжение смятия


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


где [Расчет автомобиля ВАЗ 2104 = 55 МПа, исходя из этого можно найти l1;


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Шип крестовины под сателлитом испытывает напряжение смятия в месте крепления в корпусе дифференциала под действием окружной силы


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


где [Расчет автомобиля ВАЗ 2104 = 55 МПа, исходя из этого можно найти l2;


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


3.2 Определение давления торца сателлита на корпус дифференциала


Давление торца сателлита на корпус дифференциала определяется напряжение смятия.


Расчет автомобиля ВАЗ 2104

где [Расчет автомобиля ВАЗ 2104 = 15 МПа;


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Расчет автомобиля ВАЗ 2104

Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


4. Расчет синхронизатора


Требования к узлу: При анализе и оценке конструкции коробки передач, как и других механизмов, следует руководствоваться предъявляемыми к ним требованиями:

обеспечение оптимальных тягово – скоростных и топливно – экономических свойств автомобиля при заданной внешней характеристики двигателя;

бесшумность при работе и переключении передач;

легкость управления;

высокий КПД;

Кроме того, к коробке передач, как и ко всем механизмам автомобиля, предъявляют такие общие требования:

обеспечение минимальных размеров и массы;

простота устройства и обслуживания;

технологичность;

ремонтопригодность;

Коробка передач четырехступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Главная передача цилиндрическая, косозубая.

Передаточные числа:

первая передача – 3,75;

вторая передача – 2,30;

третья передача – 1,349;

четвертая передача – 1;

задний ход – 3,53;

главная передача – 3,9;

n – максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя,

n – 5600 об/мин;


4.1 Определение момента трения в синхронизаторе


Для выравнивания угловых скоростей соединяемых элементов необходимо на поверхностях конусов создавать момент трения Мтр


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


где t – время синхронизцаии, t = 1 с;

J – момент инерции, соответствующий деталям, вращающимся вместе с шестерней включаемой передачи;


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Расчет автомобиля ВАЗ 2104

ще - угловая скорость коленчатого вала,

Расчет автомобиля ВАЗ 2104 – передаточное отношение включаемой передачи, Расчет автомобиля ВАЗ 2104 = 2,30,

Расчет автомобиля ВАЗ 2104 – передаточное число выключаемой передачи, Расчет автомобиля ВАЗ 2104 = 3,75.


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Расчет автомобиля ВАЗ 2104;


Расчет автомобиля ВАЗ 2104;

Момент инерции ведущего вала определяется из соотношения


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Момент трения, создаваемый на корпусных поверхностях, может быть выражен через нормальную силу Рn на конусах синхронизации:


Расчет автомобиля ВАЗ 2104 (3)

Расчет автомобиля ВАЗ 2104


где Рn – нормальная сила на поверхности трения;

µ - коэффициент трения, µ = 0,06;

rср – средний радиус конуса.


В свою очередь, нормальная сила может быть выражена через усилие Q, создаваемое водителем при включении передачи


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


где Расчет автомобиля ВАЗ 2104

Подставив уравнение (4) в уравнение (3) и выразив средний радиус конуса получится следующее


Расчет автомобиля ВАЗ 2104

Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Q – усилие, создаваемое водителем при включении передачи определяются по формуле


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


где Ррыч – сила, прикладываемая к ручке переключения передач; Ррыч =60 Н;

Расчет автомобиля ВАЗ 2104= 5 передаточное отношение привода,


Q = 60ч5 = 12 Н,

Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Ширина кольца синхронизатора по образующей конуса определяется по формуле


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


где Расчет автомобиля ВАЗ 2104 = 1МПа – условное допустимое давление.


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Расчет автомобиля ВАЗ 2104

Рис 1. Схема синхронизатора

Поверхности блокирующих элементов выполняют под углом в удовлетворяющий условию


Расчет автомобиля ВАЗ 2104


где µ - коэффициент трения блокирующих поверхностей, Расчет автомобиля ВАЗ 2104

в = 30Расчет автомобиля ВАЗ 2104;

Расчет автомобиля ВАЗ 2104 = 29 мм – средний радиус на котором расположены блокирующие элементы


tg 30Расчет автомобиля ВАЗ 2104

0,577Расчет автомобиля ВАЗ 21040,713


Расчет автомобиля ВАЗ 2104

Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Для того, чтобы передача не могла быть включена до полного выравнивания угловых скоростей, сила Q, приложенная к муфте синхронизатора, должна быть меньше Расчет автомобиля ВАЗ 2104


QРасчет автомобиля ВАЗ 2104

Расчет автомобиля ВАЗ 2104

Расчет автомобиля ВАЗ 2104


Расчет автомобиля ВАЗ 2104

Рис 2. Схема динамической системы синхронизатора


Похожие работы:

  1. • Оценка рыночной стоимости и стоимости ...
  2. •  ... системи живлення автомобіля ВАЗ-2104
  3. • Технічне обслуговування гальмової системи автомобіля ВАЗ-2104 ...
  4. • Проектирование автотранспортного предприятия
  5. • Налог на транспорт
  6. • Автомобили ВАЗ
  7. • Ремонт головки блока цилиндров автомобилей ВАЗ
  8. • Исследование автомобильного рынка России
  9. • Электроснабжение технологической площадки № 220 ...
  10. • Конструкция и расчет легкового автомобиля ВАЗ-2106
  11. • Амортизация. Виды амортизируемого имущества
  12. • Проектирование производственной инфраструктуры МУПБО ...
  13. • Ремонт та технічне обслуговування карбюратора "Solex ...
  14. • Ремонт головки блока цилиндров
  15. • История отечественного автомобилестроения
  16. • Ремонт и техническое обслуживание карбюратора
  17. • Исследование автомобильного рынка России
  18. • Цель и организация проведения технического осмотра и ...
  19. • ВАЗ
Рефетека ру refoteka@gmail.com