Введение
Как показывают социологические исследования, традиционный институт семьи переживает сейчас некоторый кризис, связанный с изменением содержания брачно-семейных отношений. Сегодня на смену традиционной модели семьи и официально регистрируемому браку приходят новые формы брака: пробный брак, брак не на всю жизнь. Изменилась и структура семьи. Одним из главных отличительных качеств брачно-семейных отношений в последние десятилетия становится так называемая нуклеаризация семьи. В отличие от патриархальной семьи, где совместное проживание трех-четырех поколений считалось нормой, на сегодняшний день такой нормой стала нуклеарная семья, состоящая из одного ядра: родители и дети. С одной стороны, нуклеарная семья предполагает более простую структуру отношений. Но, с другой – в такой семье резко возрастает бытовая и психологическая нагрузка, выпадающая на супругов: многочисленные обязанности по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, организации досуга осуществляются только мужем и женой, что влечет их взаимозависимость и связанность. Вследствие этого повышается личная ответственность каждого члена семьи, увеличивается разнообразие выполняемых семейных ролей, зачастую не традиционных для мужчины и женщины. Мужчины, как известно, не очень стремятся разделить с женщиной обязанности по дому, они проявляют сравнительно слабую активность в весьма трудоемком занятии – воспитании своих детей. Чем больше разрыв в нагрузке между мужем и женой, тем меньше супруги удовлетворены браком. Нежелание мужчины взять на себя часть повседневных забот приводит к формированию конфликтной ситуации, к нарастанию неудовлетворенности женщины своим браком, что в свою очередь может привести супругов к решению о разводе. Можно выделить общие черты, свойственные современным семьям и являющие собой ряд социальных проблем: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений супругов, рост разводов. Вместе с тем в большинстве работ, посвященных семье, она рассматривается как относительно закрытая система, имеющая слабую связь с окружающими институтами и организациями. Причины этого в том, что семья веками была само собой разумеющейся ценностью, и, к примеру, у института церкви не было особой нужды заострять внимание на этой теме. Лишь когда сам институт семьи стал разрушаться, церковь стала активно осмыслять свое учение о браке.
Сегодня и государство, и церковь заинтересованы в возрождении и увеличении крепких, благополучных молодых семей, которые бы воспитывали своих детей и прививали новому поколению такие качества как: взаимопонимание, доброжелательность, внимательность и участие друг в друге и в жизни своей страны, готовность прийти на помощь. Для того чтобы молодежь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности психологии общения, межличностных отношений в современной семье. Обо всём этом молодым людям нужно терпеливо и доходчиво рассказывать. Проблема удовлетворенности браком молодых супругов посещающих и не посещающих церковь актуальна, в связи с тем, что церковь как социальный институт, может оказывать значительное воздействие на молодую семью, через применение таких технологий как проповедь, беседа и т.д. Сотрудничество религиозной и светской ветвей социальной работы в отношении семьи необходимо в целях объединения усилий и выработки наиболее эффективных технологий по разрешению ее проблем.
Цель исследования: выявить роль церкви в удовлетворенности браком молодых супругов.
Задачи:
1) Определить понятие «удовлетворенность браком молодых супругов» и факторы, влияющие на неё.
2) Выявить степень удовлетворенности браком и оценку роли церкви в семейной жизни молодых супругов, посещающих и не посещающих церковь.
3) Определить формы и способы воздействия церкви на семейную жизнь молодых супругов.
Объект исследования – удовлетворенность браком молодых супругов, посещающих и не посещающих церковь.
Предмет исследования – взаимосвязь посещения церкви и отношения к ней и удовлетворенности браком молодых супругов.
Гипотеза:
Молодые супруги, посещающие церковь, в большей степени удовлетворены браком, чем не посещающие ее.
Понятие «удовлетворённость браком» рассматривалось такими авторами как Ю.Е. Алешиной, В.В. Бойко, Т.А. Гурко, В.М. Кишинец, В.А. Сысенко, Э. Филсингером, А.В. Шавловым. Факторы, влияющие на удовлетворённость браком супругов определены в работах Т.В. Андреевой, С.И. Голода, Т.А. Гурко, Р. Левиса, Н.Н. Обозова, Дж.Б. Спаниера, А.Ю. Тавита, Н.Ф. Федтовой. Удовлетворённость браком молодых супругов рассматривалась в работах Э.К. Васильевой, И.В. Дорно, Э. Дюваль, Р. Хила. Сведения о взаимодействии институтов церкви и семьи содержались в работах М.Е. Добрускина, И.В. Дорно, К. Коневского, Р. Левиса, Дж.Б. Спаниера и др.
Полученные результаты исследования в дальнейшем могут использоваться в области практики работы с семьей. Также результаты данного исследования могут повысить эффективность проводимой работы с семьей, постольку поскольку, позволят привлекать к такой работе и церковь.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Во введении определены: актуальность темы, цель и задачи работы, объект и предмет исследования. Первая глава посвящена определению понятия «удовлетворенность браком», факторов входящих в данное понятие, выявлению особенностей удовлетворенности браком на разных этапах жизненного цикла семьи, рассмотрению социальных функций церкви как института оказывающего некоторое влияние на семью и на удовлетворённость браком молодых супругов. Во второй главе представлена программа исследования роли церкви в удовлетворенности браком молодых супругов, анализ данных и выводы по проведенному исследованию.
1. Удовлетворённость браком как характеристика семейной жизни молодых супругов
Понятие удовлетворенность браком и факторы, влияющие на удовлетворённость браком
Исследование феномена удовлетворенности браком в отечественной и зарубежной психологии, социологии и фамилистике проводится уже порядка трёх десятилетий в рамках общего подхода изучения качества брака.
Так, по мнению фамилиста В.А. Сысенко, удовлетворенность семейной жизнью понятие очень широкое и включает степень удовлетворения всех потребностей личности. Для каждого из супругов в браке должен быть достигнут какой-то минимально необходимый уровень удовлетворения потребностей, за пределами которого уже возникает дискомфорт, формируются и закрепляются отрицательные чувства и эмоции. В.А. Сысенко описал три группы семейных конфликтов, снижающих устойчивость брака, и как следствие удовлетворенность отношениями супругов.
Ю.Е. Алешина интерпретирует понятие удовлетворенность браком как характеристику «субъективной оценки каждым из супругов характера их взаимоотношений».
Иное определение понятию «удовлетворённость браком» даёт в своей исследовательской работе А.В. Шавлов – супружеская удовлетворенность браком утверждает он, есть ни что иное, как субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования семьи в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей.
Э. Филсингер относит понятие удовлетворённость браком (marital satisfaction) к счастью, которое доставляют супругам их отношения, и к желанию сохранить брак.
Понятие удовлетворенности браком было расширено в области исследований, характеризующих степень участия супругов в распределении домашних обязанностей, при наличии профессиональной занятости. Удовлетворенных браком респондентов больше в случае, если оба супруга несут одинаковую нагрузку в выполнении домашних обязанностей; немногим меньше – в браках, где муж помогает жене; наименьшее число удовлетворенных браком респондентов выявлено в браках, в которых домашние обязанности в основном выполняет женщина (Н.Г. Юркевич, А. Кеэрберг). Т.А. Гурко и А. Кеэрберг обнаружили, что чем больше становится разрыв в нагрузке между мужем и женой, тем меньше супруги удовлетворены браком.
Часто употребляемыми синонимами термина «удовлетворенность браком» являются «сплочённость семьи», «совместимость супругов», «стабильность брака», «устойчивость брака». Так, под понятием «сплочённость семьи» подразумевается эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи. Стабильность брака – (от лат. stabilis – устойчивость) – понятие, характеризующее: прочность, устойчивость брака как системы супружеских отношений; сохраняемость брака во времени как процесса совместной супружеской жизни. Социальное значение стабильности брака в том, что она определяет стабильность основанной на браке семьи. С точки зрения прочности, устойчивости брак целесообразно рассматривать как две равнозначные подсистемы отношений: «муж (жена) – брачная ситуация для мужа (жены)», где под брачной ситуацией понимаются все моменты, связанные для каждого из супругов с брачно-семейной жизнью – прежде всего личность другого супруга, фактическая доля участия в хозяйственно-бытовой деятельности, отношения с родственным окружением. Стабильность брака и удовлетворенность браком являются достаточно связанными характеристиками. Кроме того, существует мнение, что эти феномены представляют собой различные уровни отношений супругов. Первым, самым общим, является уровень устойчивости брака, то есть юридическая сохранность брака (отсутствие развода). Второй уровень является уровень «приспосабливаемости в браке», «адаптированности супругов»; здесь наблюдается не только отсутствие развода или предразводной ситуации, но и общность супружеской пары по таким характеристикам, как разделение домашнего труда, воспитание детей и т.д. Третий уровень является наиболее глубоким. Это уровень «успеха» или «успешности» брака, который характеризуется совпадением ценностных ориентаций супругов.
В реальности, авторы не всегда разделяют понятия «удовлетворенность браком» и «стабильность брака» в своих работах, к тому же многочисленные синонимы этих понятий, часто использующиеся в литературе, приводят к тому, что весь накопленный материал по проблеме факторов, влияющих на успешность супружеских отношений, обычно рассматривается в одном ключе независимо от того, в социологическом или социально-психологическом русле было выполнено исследование по данной проблеме. В.А. Сысенко впервые разделяет понятия «устойчивость брака» и «стабильность брака». Устойчивость брака он рассматривает как «устойчивость системы взаимодействия между супругами, эффективность и результативность их совместной деятельности, направленной на достижение как взаимных, так индивидуальных целей супругов». Существенно расширяет данное понятие В.В. Бойко. Устойчивость брака, по его мнению, имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона прочности брака зависит от вероятности его распада, которая может быть выражена соотношением количества браков и разводов, зарегистрированных в данном регионе за определенный промежуток времени. Субъективная сторона характеристики брака включает в себя удовлетворенность супружескими отношениями, установку супругов на сохранение семьи.
Отечественными и зарубежными исследователями был проведён и ряд попыток обобщения и классификации множества факторов, входящих в понятие удовлетворенность браком супругами, а также влияющих на качество семейных взаимоотношений.
Одна из первых и наиболее ёмких классификаций факторов удовлетворенности браком представлена А.Ю. Тавит (1983). Автор выделяет две группы факторов удовлетворенности браком: возникшие до бракосочетания и возникшие во время брачного периода. Первая группа факторов, по мнению А.Ю. Тавит, является психологической основой брака и включает такие аспекты, как происхождение качества личности, идеал супруга и брака, мотивы вступления в брак. Вторая группа факторов включает: этическо-эмоциональные отношения супругов, психофизиологические отношения супругов, единство взглядов на воспитание детей, распределение домашних и хозяйственных работ, свободное время и его провождение, отношение с отцом-матерью супруга(и), с друзьями, отношение к алкогольным напиткам.
Исследования факторов удовлетворённости браком супругов в семьях с различным укладом жизни показали, что в «современных» семьях до рождения ребенка для удовлетворенности браком супругов наиболее важны: успешное решение конфликтов между ними путем свободного сотрудничества, низкое давление друг на друга, удовлетворенность в сфере ведения домашнего хозяйства. Удовлетворенность браком в «традиционных» семьях связана с различными факторами. Для мужей в таких семьях важным является проявления любви, симпатии, нежности, доверительность, высокая оценка жены в роли организатора досуга, создание положительного эмоционального климата в семье, готовность жены подчиняться мужу. Для жен перечисленные факторы дополняются высокой оценкой терпимости мужа к автономии жены. А также для них важна активность мужа в ролях кормильца, хозяина и сексуального партнера.
В отечественной фамилистике одним из первых осветил проблему качества брака С.И. Голод. С.И. Голодом выделены факторы удовлетворенности браком специфичные для каждого пола в пределах первого десятилетия совместной супружеской жизни. Для женщин – это бытовая и духовная адаптация, совместимость мужа с её родственниками и самоутверждение, для мужчин – сексуальная экспрессивность жены.
Российскими учёными (Т.В. Андреевой и А.В. Толстовой) выявлено, что удовлетворенность браком мужчин связана с таким фактором, как доход семьи. По мере того как доходы кормильца семьи растут, время, посвящаемое семье, сокращается и удовлетворенность отношениями между супругами снижается.
В исследовании Н.Ф. Федотовой выявлено, что с удовлетворенностью браком тесно коррелируют такие показатели, как сходство ролевых ожиданий мужа и жены, ролевое соответствие мужа и жены, уровень понимания ролевых ожиданий другого каждым из супругов. Данные, полученные в работе Н.Ф. Федотовой свидетельствуют о том, что в счастливых семьях мнения супругов о главенстве в семье совпадают.
Понятие удовлетворенности браком было расширено в области исследований факторов, характеризующих степень участия супругов в распределении домашних обязанностей, при наличии профессиональной занятости. Удовлетворенных браком супругов больше в случае, если оба они несут одинаковую нагрузку в выполнении домашних обязанностей; немногим меньше – в браках, где муж помогает жене; наименьшее число удовлетворенных браком супругов выявлено в браках, в которых домашние обязанности в основном выполняет женщина. Т.А. Гурко и А. Кеэрберг обнаружили, что чем больше становится разрыв в нагрузке между мужем и женой, тем меньше супруги удовлетворены браком.
В работах российских учёных (Н.Н. Обозов, И.А. Юров и др.) содержится утверждение о том, что основными мотивами вступления в брак супругов, которые считают свое супружество удовлетворительным, являются: общность интересов, взглядов и любовь. Удовлетворенность чаще встречается в тех отношениях, где к вступлению в брак супругов побуждают нравственные мотивы.
Т.В. Андреева и Ю.А. Шмотченко в исследовании удовлетворенности браком мужчин, обнаружили, что удовлетворенность тем выше, чем более значимой для них является ценность эффективности в делах. Высокие показатели удовлетворенности браком у мужчин, для которых значима ценность «продуктивность жизни» и низкие, для которых особую значимость представляет ценность «наличие хороших и верных друзей». Для женщин, чьи мужья в иерархии ценностей отдали предпочтение позициям «развлечения» и «счастье других» характерен низкий уровень удовлетворённости браком.
Особенно широкую известность получила модель факторов, влияющих на качество брака, созданная американскими авторами Р. Левисом, Дж.Б. Спаниером. Факторы, влияющие на качество брака, разбиты авторами на три основные группы: 1. «добрачные факторы»; 2.» социальные и экономические факторы»; 3. «личностные и внутрисупружеские факторы». К первой группе факторов, положительно влияющих на качество брака, были отнесены такие характеристики, как «однородность» по социально экономическим параметрам, расовой и религиозной принадлежности, интеллектуальное и возрастное сходство, а так же однородность по статусу. Группа «социальные и экономические факторы» объединила в себе: социально-экономические показатели, характеризующие хорошее социально-экономическое положение семьи – высокий статус мужа, стабильность экономического положения семьи, положительное отношение мужа к работе жены, удовлетворенность жены работой; включенность супругов в более широкую сеть социальных взаимоотношений – наличие у супругов общих друзей, участие пары в работе общественных организаций. Третья группа факторов наиболее обширна, т. к. в ней авторами объединены следующие подгруппы факторов: «позитивное отношение к партнеру», которое выражается в легкости общения, сексуальной, физической и интеллектуальной привлекательности партнера, совпадение ценностных ориентаций партнеров. К другой подгруппе отнесены параметры «эмоциональной удовлетворенности отношениями с партнером»: выражение любви с его стороны, уважение, взаимная помощь супругов личностному росту каждого, наличие сексуальной удовлетворенности, любовь к партнеру, соответствие образа супруга образу идеального мужа (жены), ощущение супругами себя единым целым супружеской парой. Отдельную подгруппу факторов образовали «параметры эффективности общения в супружеской паре»: глубина самораскрытия партнеров, точность невербальной коммуникации, наличие у супругов общих символов, общность ожиданий, частота успешного общения в паре, сходство восприятия супружеских ролей, взаимопонимание и эмпатия в общении. Другая подгруппа факторов «ролевое соответствие супругов» включает в себя комплиментарность потребностей, соответствие ролевого исполнения и ролевых ожиданий, личностное сходство, сексуальное соответствие супругов друг другу. И завершает схему подгруппа «взаимодействие», объединяющая такие факторы успешности брака, как дружба супругов, общность их деятельности, эффективность взаимодействия (в том числе при решении проблем), физическая близость при взаимодействии, совместное посещение церкви.
В зарубежной социологии семьи имеется огромное количество методик, исследующих различные аспекты брачного выбора, супружеского и бракоразводного поведения. Постоянно социологи стремятся к систематизации технических и концептуальных средств исследования, к стандартизации разрастающихся в объеме показателей и индексов. Обобщение этого опыта было осуществлено сотрудниками и аспирантами Института социологических исследований во второй половине 1980-х гг. под руководством М.С. Мацковского. С результатами вторичного анализа зарубежных и отечественных исследований применительно к факторам стабильности брака и удовлетворенности супругов семейной жизнью можно познакомиться по работе М.С. Мацковского и Т.А. Гурко, посвященной изучению успешности молодой семьи.
Итак, массив данных о понятии «удовлетворённость браком», а также о факторах, влияющих на удовлетворённость брака супругов, накопленных на сегодняшний день отечественными учеными и зарубежными исследователями достаточно велик. В данном исследовании будет использоваться трактовка Ю.Е. Алешиной, которая интерпретирует понятие «удовлетворённость браком» как характеристику «субъективной оценки каждым из супругов характера их взаимоотношений», а также классификация факторов удовлетворённости браком авторов Р. Левиса, Дж.Б. Спаниера, которые факторы, влияющие на качество брака, разбили на три основные группы: 1. «добрачные факторы»; 2.» социальные и экономические факторы»; 3. «личностные и внутрисупружеские факторы». В качестве дополнительной методики мы применим Тест на уровень удовлетворённости браком Л.Я. Гозмана, Ю.Е. Алёшиной, О.О. Еремичевой для оценки степени удовлетворённости браком у молодых супругов. Испытуемый получает материал теста «Удовлетворенность браком». Так как инструкция теста не содержит временных ограничений, испытуемым предоставляется возможность ответить на вопросы самостоятельно, без контроля исследователя. При обработке теста, ответы испытуемых сверяются с ключом. При совпадении ответов варианту А приписывается 0 баллов, Б-1, В-2, Г-3, в вопросах №1, 4, 6, 8, 9, 12, 14, 16 баллы приписываются в обратном порядке. Баллы по тесту суммируются и соотносятся с нормативами теста. В данном тесте уровень удовлетворённости варьирует от 0 до 51 балла.
1.2 Удовлетворённость браком молодых супругов
Семья – это динамическое образование, в ходе существования которого выделяются качественно различные периоды. Функции и структура семьи значительно изменяются в процессе развития семьи, в ходе прохождения различных стадий её жизнедеятельности. Периодичность изменений, происходящих в семье в зависимости от стажа брака, послужила основанием для введения в исследования семьи понятия цикла развития семьи (жизненного цикла). Молодая семья (в соответствии с определением Гребенникова – это супружеская пара, с детьми или без них; брак первый; продолжительность совместной жизни до 5–7 лет; возраст супругов не старше 30 лет) характеризуется сложным процессом адаптации молодых людей друг к другу, который затрагивает все уровни супружеской совместимости (от переориентации жизненных ценностей до изменений в структуре характера личности), что в свою очередь влияет на изменение уровня удовлетворённости браком обоих молодых супругов. Следовательно, при изучении супружеских взаимоотношений следует учитывать, что уровень удовлетворённости браком супругов имеет свои особенности на разных этапах жизненного цикла семьи.
Этапы жизненного цикла семьи – категория, которая характеризует динамику изменений семьи от ее формирования до распада. Классификация этапов жизненного цикла семьи может быть построена на разных основаниях. Этот термин был введен в 1948 г. Э. Дюваль и Р. Хилом на Национальной общеамериканской конференции по проблемам семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия. В качестве основного признака разграничения стадий, при построении периодизации жизненного цикла семьи, Э. Дюваль использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст, поскольку считалось, что основной социальной функцией семьи является деторождение и воспитание подрастающего поколения. На основании этой характеристики были выделены следующие стадии семейного цикла: 1. формирующаяся семья, супруги женаты менее пяти лет, детей нет; 2. детородящая семья, возраст старшего ребенка до трех лет; 3. семья с детьми-дошкольниками; 4. семья с детьми – школьниками; 5. семья с детьми – подростками; 6. семья, «отправляющая детей в жизнь»; 7. супруги зрелого возраста; 8. стареющая семья, от момента ухода супругов на покой до смерти одного из них. По мнению современных авторов представленная периодизация имеет целый ряд недостатков: громоздкость, невнимание к таким характеристикам как стаж брака, возраст супругов и т.п. Именно это послужило основанием для критики концепции Э. Дюваль и создания новых вариантов периодизации семейного развития. В последующие годы появилось большое число различных периодизаций семейного цикла – социологических, психологических, демографических и т.д. Основанием для них служили как различные теоретические соображения, так и результаты эмпирических исследований. В нашей стране наибольшую известность получила периодизация Э.К. Васильевой, которая выделяет следующие стадии жизненного цикла семьи: зарождение семьи (до момента рождения первого ребенка); рождение и воспитание детей (до того как первый ребенок не начнет трудовую деятельность); окончание выполнения воспитательной функции (до того как все дети не начнут жить и работать самостоятельно); жизнь с детьми, не имеющими собственной семьи; самостоятельная жизнь супругов.
Различными учёными в их исследованиях осуществляются поиски переменных, определяющих периодизацию цикла развития семьи. Так, целью исследования Д. Орснера были изменения в стиле отдыха супругов в ходе семейного цикла; Л. Тамира и К. Антонуцци – попытка посмотреть, как изменяются восприятия себя, мотивация и социальные связи у состоящих в браке разное число лет людей; и прежде всего это изменения удовлетворенности браком. Интерес учёных к этой проблеме огромен. Левис и Спаниер в обзоре исследований удовлетворенности браком за десятилетие именно эту тематику выделили как одну из наиболее изучаемых. Особенно много работ было направлено на выявление тех изменений, которые происходят в межличностных отношениях молодых супругов с появлением первого ребенка. Данные ряда работ свидетельствуют о том, что удовлетворенность браком молодых родителей резко понизилась. Большая группа работ была посвящена выявлению того, как влияет уход детей из семьи на удовлетворенность браком. В английском языке эта ситуация получила особое название «синдром пустых гнёзд». Сравнивая в целом семьи с детьми и семьи без детей, авторы исследований сделали вывод о том, что между наличием детей в семье и удовлетворенностью браком существует отрицательная связь, особенно в тех семьях, где женщины работают, где супруги являются приверженцами некатолического вероисповедания, а также в семьях людей, имеющих более высокий образовательный уровень. Сравнение супругов, проживающих вместе с детьми, и супругов без детей также свидетельствуют о том, что последние считают себя более счастливыми в браке, чем первые.
Дети – это далеко не единственный фактор, выдвигаемый в качестве причины изменений в отношениях супругов и снижения удовлетворенности браком. Период 25–50 лет является временем наиболее активного социального и профессионального функционирования индивида, что само по себе, как указывается многими авторами может приводить к охлаждению его интереса к семье, более равнодушному отношению к супругу и к своим семейным обязанностям, а следовательно и к снижению удовлетворенности браком. Человеку трудно одинаково активно проявлять себя одновременно в различных сферах, его предпочтение в сфере жизненных ценностей изменяется. С возрастом (можно предположить, что это время лишь случайно совпадает с тем периодом, когда дети покидают родительский дом) близкие межличностные связи становятся более значимыми, приближение старости порождает страх одиночества, человек начинает больше ориентироваться на своего супруга, а следовательно увеличивается и удовлетворенность браком.
Изменения, происходящие в ходе цикла развития семьи, не связаны с воздействием одного какого-то фактора, по всей видимости можно говорить о сложной взаимосвязи различных причин. К тому же ни дети, ни работа, очевидно, не влияют сами по себе на удовлетворённости взаимоотношениями супругов, а лишь способствуют тому, что супруги начинают обращать внимание на те стороны отношений, которые до того казались им маловажными.
Итак, можно сказать, что удовлетворённость браком молодых супругов понятие очень широкое и включает степень удовлетворения всех потребностей личности, а именно это – характеристика субъективной оценки каждым из супругов, возраст которых не старше 30 лет, характера их взаимоотношений в их первом браке, продолжительностью совместной жизни до 5–7 лет. Необходимо отметить, что существенным образом на удовлетворённость браком молодых супругов влияет появление в семье первого ребёнка.
1.3 Взаимодействие институтов церкви и семьи
Православная Церковь содержит высокое учение о таинстве брака, «семья – малая Церковь». Православное учение о семье вполне определенно: «Господство мужа над женой естественно. Муж старше жены по сотворению. Он является как нечто основное, а жена как нечто последующее…». Каждая семья есть церковь, которой руководят родители. Первая задача родителей – трудиться для спасения своих детей. Когда отец и мать, выполняющие в семье роль священника и учителя, полностью занимают сторону Христа, в доме чувствуется доброе влияние. Это освященное влияние ощущает каждый верующий в церкви. Из-за недостатка благочестия и освящения в семье Божье дело встречает большие препятствия. Никто не сможет оказывать в церкви доброе влияние, если он не демонстрирует его у себя дома. Правильному поведению в церкви учат дома. Если религия царит в доме, она плавно перейдет в церковь. Родители, выполняющие свое дело для Бога, являются силой для добра. После семьи идет церковь. Влияние семьи должно быть таково, чтобы она служила для церкви поддержкой и благословением.
С обращением к православию в семью входят такие традиционные для русской культуры формы духовной жизни и быта как: посещение храма; домашняя молитва; соблюдение поста; паломнические поездки; праздники богослужебного круга и именины; а, кроме того, освящение жизненного цикла семьи в таинствах венчания, крещения детей, отпевания и регулярного поминания усопших. Из многочисленных исследований видно, что вера, совместное посещение и участие в жизни Церкви оказывают консолидирующее влияние на семью в целом, а также на повышение удовлетворённости своим браком у супругов. Так, в отечественной истории часто, в качестве примера счастливого христианского брака, приводится союз последнего российского императора Николая Второго. Опубликованный дневник его жены – государыни Императрицы Александры Фёдоровны открывает причины успешности их брака: «Без благословения Бога, без освящения Им брака… без Его ежедневного благословения семейной жизни, даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно жаждущему сердцу…радость… семейной жизни может быть в любой момент разрушена», писала Императрица. Ещё одно важное условие семейной жизни, по убеждению Императрицы Александры Федоровны, – это единство интересов супругов. «Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдание… всё в жизни будет у них общим. Им следует вместе ходить в церковь, молиться рядом, вместе приносить к стопам Бога груз забот о своих детях и обо всем дорогом для них…».
Воцерковленная (т.е. регулярно участвующая в таинствах церкви) семья активно сотрудничает с внешним миром – как с православной его частью, так и со светской. Частое посещение храма – это и возможность знакомиться и общаться с близкими по духу людьми. Здесь благоприятная эмоциональная среда, где верующий человек раскрывается. После службы дети играют вместе, а главы семейств могут поделиться новостями, рассказать о своих проблемах, передать книги, дать адрес православного врача, юриста, православной гимназии, договориться в чем-то помочь, попросить помолиться, и так далее. Здесь семьи смотрят друг на друга. Семья буквально учится в этой общности.
Как и любой другой социальный институт, церковь имеет и выполняет следующие присущие ей социальные функции: моральную, компенсаторную, культурную, социально-политическую и мировоззренческую функции. Патриарх Алексий II определяет моральную функцию церкви как необходимость «вернуть людям терпимость, развеять вражду и рознь между людьми, приобщить их к общечеловеческим ценностям, развивать нравственные основы личности». Сущность компенсаторной функции церкви состоит в том, чтобы облегчить верующим тяготы и заботы, переживания, нести им утешение. Эта функция несомненно полезна верующим, так как временно снимает психологическую напряженность и успокаивает. Культурная функция церкви играет важную роль в культурном развитии общества, а создаваемые церковью духовные ценности обогащают не только религиозную, но и светскую, общечеловеческую культуру. Социально-политическая функция церкви заключается в заботе, о жизни народа в мире, любви и справедливости, «…церковь не связывает себя ни с каким-либо общественным или государственным строем, ни с какой политической силой, она над «правым» и «левым» и поэтому может вести диалог с любыми общественными движениями, ища их примирения и объединения в служении благу людям». Мировоззренческая функция имеет основной целью возвышение авторитета религиозной идеологии в обществе, обращение в религиозную веру инакомыслящих.
Cемейность воспитывается только в семье и никак не зависит от проповедей, потому церковные силы необходимо направить на создание именно внутрицерковной социокультурной семейной среды, из которой вырастут дети, стремящиеся создать истинные христианские семьи. Эти «новые» люди и смогут в будущем стать основой церковного возрождения семьи.
2. Роль церкви в удовлетворенности браком молодых супругов
2.1 Программа и организация исследования
Одним из важнейших направлений социальной работы является работа с семьями, столкнувшимися с проблемами и нуждающимися в помощи и консультации специалистов. В связи с тем, что институт семьи с течением времени претерпевает серьёзные изменения, а молодая семья наиболее подвержена изменениям, таким как: начало совместного проживания и ведения быта, рождение первого ребёнка и освоение родительской роли молодыми супругами и др., которые в свою очередь влияют на изменение уровня удовлетворённости браком у супругов, изучение удовлетворенности браком всегда будет актуально.
Данная работа направлена на выявление уровня удовлетворенности браком молодых супругов посещающих и не посещающих церковь, так как на удовлетворенность браком влияет множество различных факторов, одним из которых, по мнению ученых, является и посещение церкви супругами. Церковь, как субъект социальной работы, также может оказывать помощь семьям (молодым супругам в частности), применяя свои специфические методы. Представители русской православной церкви заинтересованы в воцерквлении христианских семей, в сохранении института семьи и брака. Кроме того, важно отметить, что церковная религия – это одно из средств особой терапии человека от заболеваний физических, нервных, психических и т.д., её целью является его исцеление от нравственных и духовных недугов, которые являются причинами многих человеческих проблем, в том числе и внутрисемейных.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между удовлетворенностью браком молодых супругов, посещением ими церкви и оценкой ее роли в семейной жизни.
Задачи:
1) Выявить представления священнослужителя о роли церкви в семейной жизни.
2) Выявить уровень удовлетворенности браком у молодых супругов, с различным отношением к церкви и религии.
3) Выявить общее и отличия в оценке влияния церкви на различные сферы семейной жизни с различной степенью удовлетворённости браком.
Объект исследования – представитель церкви; молодые супружеские пары.
Предмет исследования – взаимосвязь посещения церкви и отношения к ней и удовлетворенности браком молодых супругов
Гипотеза:
Молодые супруги, посещающие церковь, в большей степени удовлетворены браком, чем не посещающие ее.
Метод и методика сбора данных: для интервью нами были составлены 9 вопросов (См. Приложение 1), условно делящиеся на следующие тематические блоки: 1. Отношение церкви к семье; 2. Влияние посещения церкви на сферы семейной жизни; 3. Помощь церкви молодой семье. Интервью проводилось со священником церкви Отцом Михаилом. Место проведения интервью: Церковь г. Кировск. Интервью проводилось в неформальной обстановке, данные записывались на диктофон.
На втором этапе исследования нами была разработана анкета (См. Приложение 3) из 12 вопросов, в которых содержится несколько вариантов ответа. Анкета включает в себя вопросы по оценке молодыми супругами своего религиозного статуса и степени веры, по посещаемости (не посещаемости) церкви, по оценке степени положительного и негативного влияния посещения церкви на некоторые из сфер семейной жизни, а также вопросы, связанные с социально-демографическими характеристиками молодых супругов. Также для оценки степени удовлетворённости браком у молодых супругов в анкету был включён тест на уровень удовлетворённости браком (См. Приложение 4) разработанный Л.Я. Гозманом, Ю.Е. Алёшиной, О.О. Еремичевой. Данный тест состоит из 17 вопросов с несколькими вариантами ответа. Так как инструкция теста не содержит временных ограничений, испытуемым предоставлялась возможность ответить на вопросы самостоятельно, без контроля исследователя. При обработке теста, ответы испытуемых сверяются с ключом.
Выборка: С помощью анкеты и включенного в неё теста было опрошено 15 молодых женщин и 15 молодых мужчин из супружеских пар, с детьми или без них, возраст молодых супругов в которых не старше 30 лет, проживающие совместно в зарегистрированном браке продолжительностью до 5–7 лет.
Анализ данных осуществлялся с помощью программы математической статистики SPSS. Данная программа позволяет произвести широкий спектр возможных операций, мы же пользовались методом построения таблиц сопряженности (crosstabs) и анализа средних значений.
По проведённому интервью был дан описательный анализ.
Этапы исследования:
1. Подбор и разработка методов и методик исследования;
2. сбор эмпирических данных;
3. анализ результатов, формулирование выводов.
Операционализация понятий:
Удовлетворенность браком – характеристика субъективной оценки каждым из супругов характера их взаимоотношений;
Удовлетворённость браком молодых супругов – это характеристика субъективной оценки каждым из супругов, возраст которых не старше 30 лет, характера их взаимоотношений в их первом браке, продолжительностью совместной жизни до 5–7 лет;
Уровень удовлетворенности браком – минимально необходимая степень величины, значимости удовлетворения потребностей супругов в браке, за пределами которой уже возникает дискомфорт, у супругов формируются и закрепляются отрицательные чувства и эмоции;
Церковь – организация, ведающая религиозной жизнью; здание для богослужения, храм;
Совместное посещение церкви – посещение, приход в церковь с кем-нибудь вместе.
2.2 Взаимосвязь посещения церкви и отношения к ней и удовлетворенности браком молодых супругов
2.2.1 Отношение церкви к семье и ее роль в семейной жизни
Отношение церкви к семье и ее роль в семейной жизни изучалась на основе материалов интервью с настоятелем церкви г. Кировска Отцом Михаилом. По его мнению, семья для церкви представляет собой союз двух людей, к которому церковью предъявляются самые высокие требования. Люди с позиций церкви должны вступать в брак осознанно, по любви (См. Приложение 2 интервью, 1; 8,9). Прошедшие обряд венчания люди должны быть верующими и соответственно посещающими церковь. К отношениям в семье церковь также предъявляет определённые требования в их серьёзности, доверительности, уважительности и согласованности (См. Приложение 2 интервью, 1; 15,16).
Как полагает Отец Михаил, в семьях верующих супругов посещение церкви тем или иным образом оказывает влияние на все выделенные нами сферы семейной жизни, на удовлетворённость браком супругами в частности (См. Приложение 2 интервью, 2; 4–15). В большинстве случаев, по словам священнослужителя, это влияние положительно, трудности во взаимопонимании между супругами, межличностном их общении, проблемы в решении каких-либо семейных вопросов, по словам священнослужителя, могут возникать в тех семьях, где один из супругов верит в Бога и посещает церковь, а второй – нет, либо в семьях, посещающих церковь без веры, чтобы не отставать от других (См. Приложение 2 интервью, 2; 23–27; интервью, 3; 6–10).
Наиболее часто молодые супруги сталкиваются с проблемами во взаимопонимании между собой, и конфликтами на этой почве, конфликтами с родителями своих супругов (См. Приложение 2 интервью, 4; 12–16), проблемы и конфликты возникают и из-за того, что многие молодые супруги оказываются не подготовленными к самостоятельной супружеской жизни (См. Приложение 2 интервью, 4; 18–22). Именно с данным кругом проблем по словам Настоятеля Отца Михаила, молодые супруги чаще всего обращаются в церковь. Чтобы оказать помощь молодым супругам, при обращении их к церкви, священнослужители проводят с ними различного рода беседы (См. Приложение 2 интервью, 5; 2–4), консультируют молодых супругов в области вопросов связанных с духовностью и верой, применяя технику убеждения, настраивают молодых супругов на обдумывание сложившейся ситуации, тех действий, которые уже совершены и тех шагов, которые стоит предпринять (См. Приложение 2 интервью, 5; 8,9), в церкви также убеждают молодых супругов, при разрешении ими семейного конфликта в сторону расторжения брака подумать о его последствиях, и о том как это может отразится, прежде всего, на детях, если они уже есть в молодой семье (См. Приложение 2 интервью, 5; 9–18).
В целом, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить то, что церковь не безучастна к институту семьи и брака. И в теории, и на практике прослеживается участие данного социального института в семейной жизни (молодых супругов в частности). Из проведенного интервью следует вывод о том, что посещение церкви сближает молодых супругов, оказывает положительное влияние на взаимопонимание между супругами в решении ими каких-либо семейных неурядиц и проблем. Молодые супруги, обратившиеся в храм, могут рассчитывать на духовную поддержку и помощь. Церковнослужителями осуществляется своего рода семейно-терапевтическое консультирование, являющегося одной из социальных технологий и использующейся для решения социальных проблем, смягчения и предотвращения социальных патологий, в том числе и внутри такого социального института, как семья.
2.2.2 Удовлетворенность браком молодых супругов с различным отношением к церкви и религии
Изучение взаимосвязи между удовлетворенностью браком и отношением к церкви изучалось на основе анкеты «Семейные отношения молодых супругов посещающих и не посещающих церковь».
Первый вопрос анкеты был посвящен религиозному статусу, т.е. выявлял, относит ли респондент себя к православной либо к какой-то иной религии. Данная взаимосвязь имеет высокий уровень статистической значимости. Как видно из рисунка, довольно высок процент респондентов, не относящих себя к какой-либо религии (атеисты) и имеющих низкий уровень удовлетворенности браком. Среди супругов, относящих себя к православной религии (верующие) большинство имеют средний уровень удовлетворенности браком 46,2%, немного меньший процент респондентов, а именно 34,6% – люди с высоким уровнем удовлетворенности браком, самый маленький процент 19,2% – супруги с низким уровнем удовлетворенности браком.
Рисунок 1. Взаимосвязь между религиозным статусом и удовлетворенностью браком молодых супругов
Следующий вопрос анкеты выявлял степень веры респондентов в Бога, взаимосвязь которой с удовлетворенностью браком молодых супругов отражена в Рис. 2. На данный вопрос ответы молодых супругов распределились следующим образом: у 100% не верующих в Бога (атеистов) молодых супругов – низкий уровень удовлетворенности браком. Также низкий уровень удовлетворенности браком имеют респонденты со средней степенью веры в Бога (сомневающиеся в существовании Бога), супруги со средним уровнем удовлетворенности браком, в данной характеристике веры в Бога, составили 36,4% и с высоким уровнем удовлетворенности браком 18,2%. Респонденты, верующие в Бога – супруги со средним и высоким уровнем удовлетворенности браком. Данная взаимосвязь также имеет высокий уровень статистической значимости.
Рисунок 2. Взаимосвязь между степенью веры в Бога и удовлетворенностью браком молодых супругов
молодой супруг церковь семья
Что касается третьего вопроса анкеты на выявление посещаемости респондентами церкви и взаимосвязи ее со степенью удовлетворенности браком, то на Рис. 3 можно видеть четкую картину того, что низкий уровень удовлетворённости браком в основном у супругов вообще не посещающих церковь. Ответы респондентов со средним уровнем удовлетворенности браком распределились во всех характеристиках посещаемости церкви, но больший их процент 57,1% – супруги, регулярно посещающие церковь. Среди супругов редко посещающих церковь самое большое количество людей с высоким уровнем удовлетворенности браком, что позволяет судить о низком уровне статистической значимости взаимосвязи между посещаемостью церкви и уровнем удовлетворенности браком молодых супругов. Если сравнивать количество супругов с высоким уровнем удовлетворенности браком, то необходимо отметить, что среди них больше респондентов посещающих церковь регулярно, чем тех, кто посещает церковь только по праздникам.
Рисунок 3. Взаимосвязь посещения церкви и удовлетворенности браком молодых супругов
На вопрос о совместном посещении церкви молодыми супругами, ответы распределились следующим образом (См. Рис. 4): низкий уровень удовлетворенности браком у супругов, которые посещают церковь всегда одни 25%, и у тех, кто посещает церковь совместно со своим супругом иногда 37,5%, причем такой же процент супругов с теми же характеристиками посещения церкви, чей уровень удовлетворенности браком является средним. Большинство же супругов со средним уровнем удовлетворенности браком относятся к посещающим церковь вместе только по праздникам. Также по данному рисунку видно и то, что среди молодых супругов с высоким уровнем удовлетворенности браком большинство посещают церковь вместе всегда.
Рисунок 4. Взаимосвязь между совместным посещением церкви молодыми супругами и их уровнем удовлетворенности браком
С помощью программы математической статистики SPSS мы также выявили уровень статистической значимости взаимосвязи между уровнем удовлетворенности браком, отношением к церкви и социально-демографическими характеристиками. По данным таблицы можно сделать вывод о том, что высокий уровень статистической значимости имеет место в трех переменных: во взаимосвязи между уровнем удовлетворенности браком молодых супругов и религиозным статусом, между уровнем удовлетворенности браком и степенью веры в Бога, а также между уровнем удовлетворенности браком и совместным посещением церкви супругами.
Таблица 1. Статистическая значимость взаимосвязи между уровнем удовлетворенности браком, отношением к церкви и социально-демографическими характеристиками
Отношение к церкви | Социально-демографические характеристики | ||
сферы | Уровень значимости | сферы | Уровень значимости |
1. Религиозный статус |
0,005 |
1.ПОЛ | 0,895 |
2. Степень веры |
0,002 |
2. Стаж семейной жизни | 0,086 |
3. Посещение церкви | 0,086 | 3. Возраст | 0,432 |
4. Совместное посещение церкви |
0,016 |
4. Дети | 0,880 |
5. Образование | 0,428 | ||
6. Род занятий | 0,085 | ||
7. Материальное положение | 0,659 |
Таким образом, наиболее выраженная связь фиксируется между религиозным статусом, верой в Бога, совместным посещением церкви молодыми супругами и уровнем удовлетворенности браком. А между социально-демографическими характеристиками и уровнем удовлетворенности браком молодых супругов статистически значимой взаимосвязи не выявлено, это позволяет сделать предположение о том, что вера в Бога, религиозный статус молодых супругов могут являться более значимыми факторами их удовлетворенности браком, чем пол, возраст молодых супругов, их материальная обеспеченность и др. социально-демографические характеристики.
2.2.3 Оценка влияния посещения церкви на семейную жизнь молодыми супругами с разным уровнем удовлетворенности браком
По ответам на вопрос об оценке степени положительного и негативного влияния посещения церкви на некоторые сферы семейной жизни по 5 бальной шкале была построена гистограмма (См. Рис. 12).
Рисунок 12. Зависимость оценки положительного и негативного влияния посещения церкви на некоторые сферы семейной жизни от уровня удовлетворённости браком супругов
По данной гистограмме четко прослеживается следующая тенденция: чем выше уровень удовлетворенности браком молодых супругов, тем положительнее они оценивают влияние посещения церкви на семейную жизнь. И наоборот, чем ниже уровень удовлетворенности браком, тем выше оценка отрицательного влияния посещения церкви практически на все сферы семейной жизни. Кроме того, положительное влияние церкви оценивается выше, чем отрицательное на все сферы семейной жизни, всеми респондентами. Слабо выражено влияние посещения церкви на сферы семейной жизни, связанные с реализацией бытовых и сексуальных потребностей. В качестве наиболее специфической можно выделить сферу сексуальной жизни супругов, в оценке которой разница между положительным и отрицательным влиянием выражена в наименьшей степени.
Из рисунка видно, что супругами с высоким уровнем удовлетворенности браком отрицательная оценка влияния посещения церкви дана в небольшом количестве лишь таким сферам, как взаимопонимание в семье, воспитание детей, решение семейных конфликтов, сексуальная жизнь супругов, решение хозяйственно-бытовых вопросов и семейный бюджет. Супруги же с низким уровнем удовлетворенности браком допускают возможность отрицательного влияния посещения церкви на многие из выделенных нами сферы семейной жизни. По мнению респондентов с низким уровнем удовлетворенности браком посещение церкви положительно влияет на межличностное общение и досуг в семье. Степень положительного влияния посещения церкви на другие сферы семейной жизни оценивается ими значительно ниже, чем респондентами, более удовлетворенными браком.
2.3 Выводы по исследованию
В исследовании выявлены следующие представления священнослужителя о роли церкви в семейной жизни. Для церкви семья представляет высокую ценность, и приобщение членов семьи к церкви положительно сказывается на их семейном благополучие. Церковь как один из субъектов социальной работы выступает за сохранение семей и предпринимает к этому свои определенные меры.
Выявлен уровень удовлетворенности браком у молодых супругов, с различным отношением к церкви и религии. Здесь необходимо отметить, что уровень удовлетворенности браком более высок у молодых супругов верующих в Бога и посещающих церковь, при этом вера в Бога и религиозный статус молодых супругов в большей степени связаны с их уровнем удовлетворенности браком, чем посещение церкви и социально-демографические характеристики респондентов.
Выявлены общее и отличия в оценке влияния церкви на различные сферы семейной жизни с различной степенью удовлетворённости браком. Оказалось, что чем выше уровень удовлетворенности браком молодых супругов, тем они положительнее оценивают влияние посещения церкви на семейную жизнь. И наоборот, чем ниже уровень удовлетворенности браком, тем выше оценка отрицательного влияния посещения церкви практически на все сферы семейной жизни.
Заключение
Важнейшим направлением социальной работы является работа с молодыми семьями, столкнувшимися с проблемами и нуждающимися в помощи. Церковь, как субъект социальной работы может оказывать помощь семьям (молодым супругам в частности), применяя свои специфические методы. В данной работе выявлялся уровень удовлетворенности браком молодых супругов посещающих и не посещающих церковь, так как на удовлетворенность браком влияет множество различных факторов, одним из которых, по мнению ученых, является и посещение церкви супругами.
В соответствии с целями работы определено понятие «удовлетворенность браком молодых супругов» и факторы, влияющие на неё. Выявлены степень удовлетворенности браком и оценка роли церкви в семейной жизни молодых супругов, посещающих и не посещающих церковь. Определены формы и способы воздействия церкви на семейную жизнь молодых супругов.
Гипотеза о том, что молодые супруги, посещающие церковь, в большей степени удовлетворены браком, чем не посещающие ее, в результате проведенного исследования подтверждена. Действительно, уровень удовлетворенности браком более высок у молодых супругов верующих в Бога и посещающих церковь.
В заключении хотелось бы отметить то, что представители русской православной церкви, также как и представители социальной работы заинтересованы в сохранении института семьи и брака. Церковнослужителями осуществляется своего рода семейно-терапевтическое консультирование, являющегося одной из социальных технологий и использующейся для решения социальных проблем, смягчения и предотвращения социальных патологий, в том числе и внутри такого социального института, как семья.
Список литературы
Гребенников И.В. Семья молодая / Семейное воспитание. Краткий словарь // Сост. И.В. Гребенников. – М.: 1990. – С. 56.
Кишинец В.М. Стабильность брака / Российская социологическая энциклопедия // – М.: 1998. – С. 533.
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование // Ю.Е. Алешина – М.: 1993. – С. 12.
Алешина Ю.Е. Удовлетворённость браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни // Ю.Е. Алешина – М.: 1995. – С. 143.
Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Ермичева О.О. Методические программы и методики исследований брака и семьи. – М.: 1986. – С. 18–21.
Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004. – С. 189.
Бойко В.В. Малодетная семья (социально-психологический аспект) // В.В. Бойко – М.: 1998. – С. 13.
Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века // Ю.А. Гаспарян – СПб.: 1999. С. 95, 230.
Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты // С.И. Голод – Л.: 1988. – С. 124.
Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи // И.Ф. Дементьева – М.: 1991. С. 109.
Дорно И.В. Семейные проблемы // Психология семьи. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Тюмень, 2002. С. 210–213.
Lewis R. & Spanier G. The rising about the quality and stability of marriage //Contemporary theories about the family. Vol. 2. Eds. W. Burra.o. N.Y. 1979.
Мацковский М.С., Гурко Т.А. Успешность функционирования молодой семьи в крупном городе // Программа социологических исследований молодой семьи (программы и методики исследований брака и семьи)/Отв. ред. М.С. Мацковский. М.: 1986. С. 16–21.
Навайтис Г. Семья в психологической консультации // Г. Навайтис – Москва-Воронеж: 1999. – С. 3–14.
Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия // В.А. Сысенко – М.: 1981. – С. 124–128.
Федотова Н.Ф. Ролевые ожидания мужа и жены, их регулятивное воздействие на развитие супружеских отношений // Н.Ф. Федотова – М.: 1989. – С. 100–101.
Форсова В.В. Православие и семья (опыт эмпирического анализа) // Актуальные проблемы семей в России. Под редакцией Т.А. Гурко – М.: 2006. – С. 133; 146.
Харитонов А.Н. Типология семейных отношений // Актуальные проблемы семьи в современной России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2002. С. 59–61.
Шавлов А.В. Факторы удовлетворённости браком в семье кадрового военного в России // А.В. Шавлов – М.: 1996. – С. 60–61.
Романова А.Ф. Государыня Императрица. О браке и семейной жизни. М.: Братство Преподобного Германа Аляскинского. Платина, Калифорния. Российское Отделение Валаамского Общества Америки, 1996. – С. 10,11,18.
Гордиевская Я. Вера без дел мертва/Я. Гордиевская // социальная работа. – 2005. – №1. – С. 58–59.
Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи/Т.А. Гурко // » Социс». – 1998. – №2. – С. 88–93.
Зайцева Т.В. Факторы и условия супружеской удовлетворённости браком: дилемма двойной идентичности/Т.В. Зайцева // Семейная психология и семейная терапия. – 2007. №1.С. 3–12.
Коневский К. Социальная концепция русской православной церкви. Институт государства глазами православных христиан // Российская юстиция. – 2003. №2. С. 54.
Архиепископ Александр Православные традиции российской семьи. Взаимоотношения в семье – Режим доступа: http://www.materinstvo.ru/art/1066/
Добрускин М.Е. О социальных функциях церкви (на материалах русской православной церкви) – Режим доступа: 46420.zip\46420.htm
Егорова О.В. Феномен удовлетворённости браком – Режим доступа: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_3_a/egorova_ov.html
Пётр (игум) Семья в современной церкви – Режим доступа: http://www.kostroma-eparhia.ru/page.php?_i=10_vsemirny_rus_sobor
Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при открытии XIII Международных Рождественских Образовательных чтений от 23 января 2005 года. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/
Филиппова Ю.В. Психологические основы работы с семьёй – Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php? part=article&id=1188
Филсингер Э. Супружеское согласие – Режим доступа: http://www.sexualdysfunction.ru/1090.html