Введение
К концу XX в. образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Во всем мире возросла социальная роль образования. От его направленности и эффективности во многом зависят перспективы развития человечества. «Ныне общепризнано, - говорится в одном из важнейших документов ЮНЕСКО, - что политика, направленная на борьбу с бедностью, защиту окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международного взаимовлияния и обогащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей стратегии в области образования»
В России переход к рыночной экономике, реконструкция общественного производства и перспективы развития важнейших отраслей народного хозяйства выдвигают новый социальный заказ на подготовку специалиста. Начало закладывается уже в образовательных учреждениях.
В сфере образования перемены вызваны еще и появлением принципиально нового понимания (для современного российского менталитета) образования как личностно-ориентированной культурной деятельности.
Нынешняя ситуация в образовании закладывает основы культурно-образовательного развития будущего века, поэтому важно в теории и практике выйти на новый уровень синтеза инноваций и лучшего в различных педагогических концепциях прошлого и настоящего, признавая их равноценность и дополняемость.
Но при таком интенсивном развитии многие не успевают. В связи с этим одной из главных задач образовательных учреждений - это создание информационно-образовательных сред, которые помогли бы взаимодействию студентов и преподавателей, а также самообразованию студентов.
В нашей курсовой работе мы попробуем проанализировать состояние информационно-образовательных сред российских образовательных учреждений на примере информационно-образовательной среды Некрасовского педагогического колледжа № 1.
1. Понятие – Информационно-образовательная среда (ИОС)
Современное образование вступило в новую стадию своего развития. В условиях открытой образовательной системы без введения в процесс обучения большого массива информационных ресурсов и умения их использовать, невозможно добиться заданного педагогического результата.
Изменения, связанные с тем, что из «объекта» образовательного процесса студент становится «субъектом», требуют создания и развития в учебном заведении высокотехнологичной информационно-образовательной среды.
Создание высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды рассматривается в основном как достаточно сложная техническая задача, позволяющая коренным образом модернизировать технологическую основу системы образования, осуществить переход к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.(16)
Вместе с тем нельзя отрицать, что создание информационно-образовательной среды это не только чисто техническая задача. Для ее создания, развития и эксплуатации необходимо полностью задействовать научно-методический, организационный и педагогический потенциал всей системы образования. В связи с этим необходимо учитывать также и проблемы педагогики в условиях функционирования современных информационно-образовательных сред.
В широком смысле, образовательная среда подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся фактов, обстоятельств, ситуаций. Она выражается в целостности специально организованных педагогических условий развития личности.
Ряд исследователей (14) под образовательной социокультурной средой понимают систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека:
люди, которые влияют на образовательные процессы;
общественно-политический строй страны;
природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды);
средства массовой информации;
случайные события. (14)
Анализ множества определений ИОС позволяет сделать вывод, что это - совокупность (скорее, система) информационной, технической и учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников.(13)
Сформулируем типологические признаки образовательной среды, взяв за основу признаки, приведенные Г.Ю.Беляевым (1):
Образовательная среда любого уровня является сложносоставным объектом системной природы.
Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования.
Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот.
Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующей разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств.
В оценочно-целевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причем вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установками общего содержания образовательного процесса.
Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания.
Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социальных, пространственно-предметных и психолого-дидактических компонент, образующих систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогических целеполаганий.
Образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни.(1)
Рассмотрим различные точки зрения в определении непосредственно понятия ИОС.
Под информационно-образовательной средой понимается, как правило, следующее:
системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса (5);
антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося (Ж.Н.Зайцева);
единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики (9).
Даже в этих определениях можно видеть значительное разнообразие мнений о сущности такого сложного явления, как информационно-образовательная среда.
Учебный процесс, протекающий по классической схеме очного обучения, и процесс, проходящий, например, при Интернет-обучении, описываются одной теоретической моделью.
Теоретическая модель, действительно, может описать педагогический процесс инвариантно к тому, в какой образовательной среде он происходит. Если рассматривать его в разных образовательных системах: школа парапатетиков времен Платона (знания передавались от педагога ученику во время прогулок по саду); современный университет с его аудиториями и лекционными залами; виртуальный университет – то можно констатировать, что педагогические процессы каждой системы характеризуются одними и теми же элементами: кто учит, кого учат, чему учат, с помощью чего и как учат.
Эта педагогическая система (рис.1.) пригодна для анализа любых педагогических процессов, как говорится, «на все времена».
Цель (для чего учить?) |
||||
Содержание (Чему учить?) |
||||
Технологическая подсистема | ||||
Студент (кого?) |
Средства (С помощью чего?) |
Методы (Каким образом?) |
Формы (В каких условиях?) |
Преподаватель (Кто?) |
Информационно-образовательная среда изучалась во многих аспектах. Из них стоит выделить следующие три.
Во-первых, как одна из сторон деятельности. Человек при этом рассматривается, как участник коммуникационного процесса, т.е. в основном с точки зрения своей способности представить личное знание в той форме, в какой это знание может быть отчуждено, т.е. в форме информации. А, восприняв информацию, вновь превращать ее в свое личное знание.
Во-вторых, как система исторически сложившихся форм коммуникации.
В-третьих, как созданная всем обществом информационная инфраструктура, позволяющая осуществить коммуникативную деятельность в масштабах, соответствующих уровню развития этого общества: издательства, библиотеки, информационные центры, банки данных, средства массовой информации и т.п.
Одной из особенностей информационной среды является то, что любая информационная среда предоставляет возможность получения необходимых для него данных, сведений, гипотез, теорий и пр., умение же получать информацию и преобразовывать ее необходимо воспитывать, вырабатывать, оно приобретается в процессе обучения. Ю. А. Шрейдер выражает это так: "В книгах можно прочесть о многом, но из них нельзя получить умения читать. Информационно-образовательная среда может сохранить многие знания, но не может сохранить в себе умения пользоваться ею".(14)
Информационно-образовательная среда создается усилиями отдельной группы людей. Исследователи отмечают, что информационная среда учебной деятельности формируется:
учителем (он определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения и т.д.);
педагогическим коллективом учебного заведения (он определяет общие требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.);
государством как общественным институтом (оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов).
Итак, информационно-образовательная среда - это педагогическая система нового уровня. Есть ряд подобных определений понятия ИОС. Одним из возможных вариантов данного подхода мы представляем такой: "Информационно-образовательная среда - это педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы материально-техническая, финансово-экономическая, нормативно-правовая, управленческая и маркетинговая".
Теоретическое ядро всей ИОС составляет именно педагогическая система - совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства)(9)
Вывод: Информационно-образовательная среда играет огромную роль в обучении студентов и именно на нее должен делаться упор в образовательных учреждениях, так именно она будет являться одним из главнейших помощников в течение всего процесса обучения.
2. Структура информационно-образовательной среды
Анализ достоинств и недостатков, существующих ИОС, дидактических традиций российской системы образования, а также современного состояния информационных технологий и средств телекоммуникаций, позволяет сформулировать следующие принципы, на которых должны строиться проектируемые в настоящее время информационно-образовательные среды:
Многокомпонентность — информационно-образовательная среда представляет собой многокомпонентную среду, включающую в себя учебно-методические материалы, наукоемкое программное обеспечение, тренинговые системы, системы контроля знаний, технические средства, базы данных и информационно-справочные системы, хранилища информации любого вида, включая графику, видео и пр., взаимосвязанные между собой.
Интегральность — информационная компонента ИОС должна включать в себя всю необходимую совокупность базовых знаний в областях науки и техники с выходом на мировые ресурсы, определяемых профилями подготовки специалистов, учитывать междисциплинарные связи, информационно-справочную базу дополнительных учебных материалов, детализирующих и углубляющих знания. (7)
Распределенность — информационная компонента ИОС оптимальным образом распределена по хранилищам информации (серверам) с учетом требований и ограничений современных технических средств и экономической эффективности.
Адаптивность — информационно-образовательная среда должна не отторгаться существующей системой образования, не нарушать ее структуры и принципов построения, также должна позволить гибко модифицировать информационное ядро ИОС, адекватно отражая потребности общества.
Сформулированные принципы построения ИОС делают необходимым рассмотрение информационно-образовательной среды, с одной стороны, как части традиционной образовательной системы, а, с другой стороны, как самостоятельной системы, направленной на развитие активной творческой деятельности учащихся с применением новых информационных технологий. (10)
Структура информационно-образовательной среды (ИОС) представлена на (рис. 2).
(10)
Вывод: Структурой информационно-образовательной среды является система и для ее качественной работы должен выполняться каждый ее компонент.
3. Дидактика применения информационно-образовательной среды
Дидактика применения ИОС в образовательной системе исходит из того, что наличие преподавателя в системе обучения является обязательным и его основная функция состоит не в передаче информации, а в управлении процессом обучения.
Использование ИОС в процессе обучения строится на определенной дидактической концепции, которая определяет отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения для достижения педагогических целей. (10)
В качестве педагогических целей рассмотрим:
приобретение определенной суммы знаний в рамках специальности или направления подготовки;
развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности;
развитие навыков и умений работы с информацией, овладение способами познавательной и творческой деятельности, которые можно применять в дальнейшем при переподготовке или смене профессиональной деятельности;
формирование социальных качеств, в первую очередь, умение работать в коллективе, где совместными усилиями решаются сложные познавательные задачи.
Достижение педагогических целей в работе обеспечивается за счет дидактических функций, закладываемых в ИОС, к которым относятся:
формирование навыков исследовательской деятельности путем моделирования работы научных лабораторий;
формирование умения добывать необходимую информацию из разнообразных источников, начиная с партнера по совместному проекту и кончая удаленными базами данных, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий;
организация различного рода совместных учебных и исследовательских работ обучающихся и преподавателей;
оперативный обмен информацией, идеями, планами по совместным проектам, темам и т.д.;
формирование у партнеров по учебной деятельности коммуникативных навыков и культуры общения;
организация оперативной консультационной помощи;
гуманитарное развитие обучающихся.(10)
Реализация дидактических функций обеспечивается за счет применения при построении ИОС современных информационных технологий, обладающих следующими дидактическими свойствами, в первую очередь, к которым относятся:
возможность хранения, переработки и передачи информации любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);
возможность доступа к различным источникам информации;
возможность использования для решения задач современного программного обеспечения, как учебного, так и профессионального наукоемкого назначения;
возможность организации компьютерных конференций, в том числе аудио и видео.(3)
Теоретическое осмысление традиционного учебного процесса позволяет выделить пять дидактических методов обучения: информационно — рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический и исследовательский, которые охватывают всю палитру педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося как при очном контакте, так и при использовании информационно-образовательной среды. Рациональная, дидактически обоснованная последовательность обучения, предполагает следующие этапы работы в ИОС:
изучение теоретического материала по конспектам лекций;
осмысление и закрепление теории на практических занятиях;
приобретение и развитие практических умений, накопление профессионального опыта с использованием виртуальных лабораторных практикумов;
решение практических задач с помощью наукоемких пакетов программ и специализированного программного обеспечения.(7)
Вывод: Наличие преподавателя в системе обучения является одним из важнейших компонентов, следовательно, его наличие в инфомационно-образовательной среде так же важно.
4. Структура информационно-образовательной среды в Педагогическом колледже №1 им. Некрасова
В этом разделе нашей курсовой работы мы рассмотрим основные компоненты ИОС, которые входят в структуру ИОС Некрасовского колледжа.
I. Виртуальное представительство.
Итак, в каждом образовательном учреждении существует виртуальное представительство (ВП). ВП учебного заведения представляет собой взаимосвязанный набор сервисных служб (программных модулей), который обеспечивает возможность подготовки и проведения учебного процесса и реализации функциональных обязанностей любой категории пользователей, главными из которых являются преподаватель и студент. При этом состав и содержание информационных ресурсов определяется самим учебным заведением, а набор сервисных служб - типовым программным обеспечением. Иными словами, ВП - это программный комплекс, предоставляющий полный набор сервисных служб и информационных ресурсов, обеспечивающих учебный процесс в отдельном учебном заведении. Администрирование ВП ведет базовое учебное заведение, мы рассматриваем ВП Педагогического колледжа №1 имени Некрасова.
ВП обеспечивает каждому учащемуся возможность:
доступа в электронную библиотеку, где сосредоточено учебно-методическое обеспечение;
общения с преподавателем по электронной почте;
телеконференции по каждому изучаемому курсу;
общения со студентами своей виртуальной учебной группы;
консультации у преподавателя в режиме on-line и ряд других возможностей.
Основными подсистемами ВП, реализующими основные функции виртуального представительства, являются (6):
Административная подсистема - создание типовых генерируемых модулей, регистрация пользователей и наделение их определенными правами, взаимосвязь всех основных модулей;
Подсистема учета (электронный отдел кадров) - создание и ведение личных дел пользователей всех категорий;
Библиотечная подсистема (электронная библиотека) - накопление, хранение и предоставление информационных ресурсов в соответствии с полномочиями пользователей и на условиях, определяемых учебным заведением;
Подсистема организации учебного процесса (электронный деканат) - формирование учебных групп, расписаний занятий, контроль за ходом учебного процесса и т.д.;
Подсистема контроля знаний (тестовая подсистема);
Подсистема статистики - сбор, формирование и предоставление статистических данных о работе ВП, протоколирование работы;
Подсистема документирования - выпуск на бумажном носителе различных документов.
Основными структурными блоками ВП, относящимися к учебному процессу, в данной схеме являются электронная библиотека и электронный деканат.
Функции электронной библиотеки - это накопление и реализация в учебном процессе разнообразного учебно-методического обеспечения для его использования в режиме on-line:
текстовых материалов;
аудио- и видеоматериалов;
гипертекстовых пособий;
графических иллюстраций;
учебных компьютерных программ;
моделирующих систем;
автоматизированных лабораторных практикумов;
тестовых заданий нескольких типов и т.д. (6)
В учебном процессе учащиеся обеспечиваются обязательными и дополнительными учебно-методическими материалами по каждой изучаемой дисциплине.(4)
Функции электронного деканата - формирование соответствующих учебных групп, что позволяет организовать учебную деятельность учащихся и преподавателей, обеспечить четкую работу ВП в целом. Для учебных групп составляется расписание, размещаемое на доске объявлений ВП в закрытой его части. Здесь же может размещаться информация о составах учебных групп, информация администрации ВП, деканата или отдела кадров ВП.(6)
В зависимости от методики обучения для каждой учебной группы могут создаваться (открываться) электронные аудитории или форумы как средств коллективной работы учащихся. При этом ВП учебного заведения само формирует необходимые для ведения учебного процесса учебные и административные ресурсы, так называемые производственные модули, применяемые в процессе обучения по той или иной дисциплине и создаваемые по мере необходимости. К числу таких модулей можно отнести:
ЧАТ учебной группы по отдельным дисциплинам (on-line аудитории - семинары и консультации);
Телеконференции (форумы) по дисциплинам (off-line аудитории - семинары и консультации);
Доски объявлений;
Листы рассылки;
Система индивидуальных (тарифицируемых) консультаций. (17)
Следует отметить, что число таких модулей в ВП учебного заведения определяются потребностями преподавателей и реализуемыми ими методиками обучения.
Таким образом, информационно-образовательная среда как педагогическая система определяет новую роль преподавателя, на которого возлагаются следующие функции:
координирование познавательного процесса;
корректировка преподаваемой дисциплины;
консультирование при составлении индивидуального учебного плана;
руководство учебными планами, учебными проектами. (11)
Преподаватель-консультант (или тьютор) должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата.(12)
Учебное заведение реализует через свое ВП обучение по отдельным курсам (дисциплинам) по одной или более специальностям. При этом программное обеспечение ВП обеспечивает возможность выбора учащимся преподавателя, у которого он желает проходить обучение. Учащийся может ознакомиться с данными, характеризующими опыт работы каждого преподавателя (анкетные данные, научный и педагогический стаж, основные научные труды и достижения и иные данные, которые сам преподаватель считает необходимым разместить в своем файле). Выбор преподавателя происходит, как правило, до осуществления выбора учебно-методического обеспечения по дисциплине.(17)
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод о важности в современном образовании такого компонента, как виртуальное представительство. В нашем колледже существуют не все возможные компоненты виртуального представительства, такие, как например – телеконференция или электронная библиотека, но время не стоит на месте, поэтому ВП также развивается и меняется с течением времени.
2 Электронная кафедра.
В этой связи представляется целесообразным рассмотреть еще один блок, который непосредственно относится к учебному процессу и не представлен в приведенной схеме, - это электронная кафедра. Вопрос об идеологии построения электронной кафедры находится в стадии разработки и становления (2).
В нашем колледже распределенная кафедра играет важнейшую роль в обучении. Конечно, являясь пока еще не совершенной она не до конца отражает все ее возможности, но является одним из главных помощников для студентов. Также скорое создание дистанционного обучения не сможет обойтись без электронной кафедры.
Распределенная кафедра как Интернет-кафедра не ограничена административными и национальными границами. Она может осуществлять свою деятельность во всех субъектах Российской Федерации, а также за рубежом. При этом кафедра организует обучение студентов, аспирантов, докторантов и слушателей по всем формам и технологиям обучения. (15)
Итак, Распределенная кафедра осуществляет все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы:
лекции, в том числе в поточной аудитории;
лекции в сетевых классах;
лекции в режиме теле- и видеоконференций;
лекции-презентации;
практические занятия, в том числе семинарские и лабораторные занятия во всех технологических средах, занятия в учебно-тренировочных классах и фирмах;
организация самостоятельной (индивидуальной) работы студентов, аспирантов, докторантов, слушателей, в том числе выполнение курсового и дипломного проектирования, работу с базами данных и учебно-методической литературой, рецензирование рефератов, курсовых и дипломных проектов, формирование словарей терминов;
организация конференций учебной группы с использованием электронной почты и иных телекоммуникаций, неформального общения обучаемых в ходе освоения тем курса (ЧАТ) с использованием электронной почты и телекоммуникаций;
консультации: индивидуальные и групповые (тьюториалы);
контрольные мероприятия - проведение экзаменов и зачетов в очной форме, в режимах off-line и on-line, в режиме теле-видеоконференций;
организация и руководство подготовкой курсовых и дипломных работ (проектов), проведение коллоквиумов;
участие в организации итоговой государственной аттестации выпускников;
участие в организации практики, предусмотренной государственными образовательными стандартами. (2)
Основной функцией распределенной кафедры является, конечно, учебно-методическая поддержка учебного процесса. В первую очередь, это - разработка учебных курсов. По каждому предполагаемому курсу готовится рабочая программа и иные документы, регламентирующие проведение занятий (вопросы текущей аттестации, тематика курсовых работ, списки основной и дополнительной литературы, адреса в сети Интернет).
Учебно-методическая поддержка учебного процесса выражается в подготовке всего комплекса учебно-методического обеспечения образовательной деятельности:
учебники;
учебные пособия;
авторские курсы лекций;
сборники задач, сборники ситуационных заданий и упражнений (case-study);
сборники тестов;
лабораторные и иные практикумы;
интегрированные пособия для занятий в учебно-тренировочных классах;
руководство по изучению курса (study-guide);
компьютерные программы, а также другие материалы для организации самостоятельной работы.
Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности располагается на различных носителях информации (бумажные носители, CD-ROM, дискеты, видеокассеты, аудиокассеты) для использования в различных технологических средах (обучение face-to-face, сетевое обучение, мультимедийное обучение).(2)
Другим направлением деятельности виртуальной кафедры является ее научно-исследовательская работа по следующим направлениям:
научно-методическое обоснование направлений совершенствования и развития содержания учебных курсов;
научно-методическое обоснование направлений совершенствования и развития содержания всего учебно-методического обеспечения образовательной деятельности;
научно-методическое обоснование направлений совершенствования форм и видов обучения, образовательных технологий;
мониторинг образовательной и методической деятельности других кафедр и образовательных структур в Российской Федерации и за рубежом;
организация исследований по актуальным научным проблемам в рамках научно-педагогической школы (школ);
организация научно-исследовательской работы преподавателей, аспирантов, докторантов и студентов;
организация научно-консалтинговой деятельности;
подготовка научных публикаций (на бумажных носителях и в сети Интернет) по результатам научных исследований.
Распределенная кафедра осуществляет образовательную, научную и иную деятельность в единой информационно-технологической среде базового учебного заведения, что позволяет обеспечивать оперативное взаимодействие с другими кафедрами, структурными и функциональными подразделениями учебного заведения, сторонними организациями, региональными центрами, студентами, аспирантами, слушателями, обучающимися на расстоянии, а также доступ в мировое образовательное пространство.(8)
Вывод: Таким образом, информационно-образовательная среда - это, прежде всего, педагогическая система с ее обеспечением в финансово-экономической, материально-технической, нормативно-правовой, управленческой и маркетинговой подсистемах.
3 Кабинет педагогического сопровождения.
Одним из важнейших требований современного образовательного процесса является увеличение доли самостоятельности в обучении субъектов образовательного процесса и возрастает доля самостоятельной работы студентов.
Для того чтобы помочь студентам организовать свою самостоятельную учебную деятельность в колледже, ПЦК педагогики, начиная с 2007 г., организовала деятельность кабинета педагогического сопровождения, который является ещё одним из компонентов информационно-образовательной среды. Существование кабинета педагогического сопровождения при ПЦК педагогики обуславливается несколькими причинами.
Во-первых, с каждым годом возрастает количество студентов, обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту (в первую очередь это работающие студенты).
Во-вторых, всегда находятся студенты, пропустившие учебные занятия по тем или иным причинам и, соответственно, не выполнившие задания урока, но желающие исправить ситуацию.
В-третьих, некоторая часть студентов, имеющих задолженности по предметам педагогического цикла, нуждаются в коррекционных мероприятиях.
В-четвертых, есть студенты, желающие в условиях колледжа подготовиться к педагогической практике, ознакомиться с педагогической периодикой, выполнить дополнительные задания, посоветоваться с преподавателем.
В рамках консультационных часов преподавателей не всегда возможно удовлетворить запросы студентов. В этом как раз может помочь кабинет педагогического сопровождения.
Задачи, которые решают преподаватели педагогики через деятельность кабинета педагогического сопровождения:
Повышение эффективности работы с неуспевающими студентами;
Активное использование имеющихся материальных ресурсов для самостоятельной деятельности студентов;
Создание электронного сопровождения процесса обучения по педагогическим дисциплинам.
Перечень «услуг» кабинета педагогического сопровождения:
Консультация преподавателя – дежурного по кабинету.
Возможность переписать (написать заново) диагностическую контрольную работу (ДКР), тест по любому учебному предмету педагогического цикла.
Возможность выполнить обязательные задания по педагогическим дисциплинам, опираясь на требования к выполнению задания и теоретический материал, литературу.
Возможность изучить в электронном виде методические рекомендации для студентов (например, по написанию курсовой работы, по практике пробных уроков).
Возможность получить в электронном и (или) печатном виде материалы к учебным занятиям, тексты лекций, учебные пакеты.
Возможность получить технологические карты по педагогическим дисциплинам в печатном и электронном виде.
Возможность просмотреть конспекты по практике внеучебной работы и по организации досуга школьников и на их основе составить свой вариант конспекта.
Работа с литературой (газеты, журналы, учебники) по педагогическим дисциплинам, используя электронный перечень литературных источников.
Использование наглядности, имеющейся в кабинете, на практике.
Структура учебных и методических материалов кабинета педагогического сопровождения.
А. Ресурсы кабинета педагогического сопровождения.
В кабинетах ПЦК педагогики существует определенная учебно-методическая база, материалы которой были систематизированы и структурированы в соответствии с задачами работы кабинета.
Далее представлена структура ресурсов кабинета педагогического сопровождения.
Учебная литература по следующим педагогическим дисциплинам:
Общая педагогика
Теория воспитания
Теория обучения
Педагогическое мастерство
ДМО
Педагогика досуга и организация летнего отдыха
Методическая литература:
Для студентов
Для преподавателей
Периодические издания
Примеры конспектов по практике внеучебно-воспитательной работы (отдельная папка у каждого преподавателя)
Материалы для практики (игры, задания, скороговорки, загадки)
Наглядность:
Портреты известных людей
Плакаты по разным темам
Иллюстрации по разным темам
B. Ресурсы кабинета педагогического сопровождения (электронный вариант).
В результате очень важной и трудоемкой работы появился перечень основных учебно-методических материалов, а также электронная база кабинета и каждого преподавателя ПЦК педагогики.
Далее представлена структура ресурсов кабинета педагогического сопровождения в электронном виде.
Тематический перечень литературных источников, имеющихся в кабинете.
Тематический перечень наглядных пособий.
Тематический перечень примеров конспектов по внеучебно-воспитательной практике.
Электронный вариант копилок игр для детей (для занятий на практике).
Электронный вариант методических рекомендаций для студентов.
Электронная база каждого преподавателя:
Технологические карты по дисциплине
Теоретический материал
Задания, учебные пакеты
Функции дежурного преподавателя:
Дежурный преподаватель выполняет следующие функции:
Консультирование студентов по предмету
Обеспечение студентов материалами, необходимыми для работы в кабинете
Контролирование процесса написания тестов, ДКР
Копирование необходимых материалов в электронном виде из электронной базы преподавателей
Выдача учебных материалов для ксерокопирования студентам
Индивидуальная папка преподавателя.
Для эффективной работы кабинета каждым преподавателем была создана индивидуальная папка, имеющая следующую структуру:
Титульный лист: название дисциплины, для студентов какого курса и какого отделения
ТК по дисциплине
Список литературы
Теоретический материал по курсу
Задания для студентов (с инструкциями и требованиями к выполнению) с материалами для работы, если это необходимо
ДКР, тесты (с инструкцией для дежурного преподавателя: условия и время написания)
Так как чаще всего один преподаватель ведет несколько разных предметов у разных курсов, то по каждому предмету для каждого курса создается отдельная папка, а затем они объединяются в одну папку под фамилией преподавателя. (Например, в индивидуальной папке Докукиной С.В. будут лежать папки по предметам «Досуг» для 3 курса, «Теория воспитания» для 4 курса, «Теория воспитания» для 5 курса)
Библиотечный комплекс.
Ключевая роль в формировании информационно-образовательной среды и культуры в образовательном учреждении отводится библиотечным комплексам — структурное подразделение колледжа, осуществляющее библиотечно-информационное обеспечение учебной и научно-исследовательской деятельности, а также центр распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры. Это комплексный набор сервисных служб и информационных ресурсов, обеспечивающих учебный процесс в отдельном учебном заведении.
Это центр информационной инфраструктуры образовательного учреждения, где организованы условия, способствующие формированию информационной культуры студентов, их самостоятельной активности, а также повышению профессионально–педагогической квалификации преподавателей с помощью средств новых информационных технологий.
Библиотечный комплекс предоставляет комфортные условия для развития самообразовательной деятельности, для самостоятельной работы.
Эффективное использование информационно–образовательного пространства (и информационно–библиотечного — как его составляющей) возможно лишь при высоком уровне информационной культуры всех субъектов образовательного процесса.
В структуру библиотечного комплекса Некрасовского колледжа входит две библиотеки: стандартная библиотека и библиотека иностранного отделения.
Функции электронной библиотеки - это накопление и реализация в учебном процессе разнообразного учебно-методического обеспечения для его использования в режиме on-line:
текстовых материалов;
аудио- и видеоматериалов;
гипертекстовых пособий;
графических иллюстраций;
учебных компьютерных программ;
моделирующих систем;
автоматизированных лабораторных практикумов;
тестовых заданий нескольких типов и т.д.
Перечень «услуг» библиотечного комплекса.
Получение консультации, а также помощи библиотекаря в поиске и выборе нужной литературы.
Возможность изучения нужной литературы в зоне библиотечного комплекса.
Расположение читального зала в зоне библиотечного комплекса, для самостоятельного изучения литературы, а также выполнения учебных задач.
Возможность получения информации с помощью компьютерных и интернет технологий (Залы электронного обучения предназначены для самостоятельной работы с электронными обучающими средствами. Интернет-библиотека предоставляет возможность использования удаленных баз данных, обеспечивает доступ к ресурсам сети Интернет.)
Возможность выполнения учебных задач, с помощью компьютерных технологий и дальнейшего переноса их на электронные носители или распечатки с помощью принтера.
Возможность ксерокопирования учебных материалов, а также учебной литературы с помощью ксерокопирного аппарата.
Возможность работы с учебными пособиями.
Возможность ознакомления с учебными видеофильмами, кассетами, учебно-методическими комплексами (УМК)
Возможность прохождения учебных тестов по различным дисциплинам.
Таким образом, библиотечный комплекс является cистемообразующим фактором формирования современной информационно-образовательной среды в колледже поскольку:
объединяет и систематизирует все имеющиеся информационные ресурсы;
обеспечивает открытый доступ к информации и создает условия для информационного обмена;
предоставляет комфортные условия для осуществления самостоятельной работы студентов;
выполняет организующую и координирующую роль в формировании информационной культуры всех участников образовательного процесса.[5]
автоматизированных лабораторных практикумов;
тестовых заданий нескольких типов и т.д.
Информационный центр.
Одним из важнейших компонентов информационно-образовательной среды нашего колледжа является информационный центр.
Информационный центр (ИЦ) является самостоятельным структурным подразделением. Основной задачей центра является формирование и исполнение общей стратегии развития технического и программного обеспечения колледжа, внедрение информационных технологий в образовательный процесс и управление колледжем.
Основной предмет деятельности центра – техническое и сервисное обслуживание вычислительной техники, приобретение, внедрение и сопровождение современных программных средств, внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и деятельность различных подразделений колледжа:
• разработка и изготовление совместно с преподавателями ЭОР;
•создание базы тестирования и методическое обеспечение процессов тестирования;
• пополнение Web - портала колледжа актуальной информацией;
• обеспечение мультимедийных учебных занятий и внеклассных мероприятий;
• сопровождение программы рейтинговой системы оценки знаний студентов.
В информационном центре осуществляется распечатка графической части курсовых и дипломных проектов для студентов, плакатов по дисциплинам - для преподавателей.
Вывод: информационный центр дает учащимся весь спектр услуг, связанных с технологиями, для комфортного обучения в колледже.
информационная образовательная среда
5. Анализ использования ИОС в Некрасовском колледже (анкета)
Далее, мы предоставляем анкету, которая помогла выявить нам степень использования ИОС в нашем колледже:
Анкета:
Ваша ФИО
Группа
Знаете ли вы о существовании информационно-образовательной среды?
Да Нет
Знаете ли вы о существовании библиотеки?
Да Нет
Пользуетесь ли вы средствами библиотеки?
Часто Иногда Редко
Знаете ли вы о существовании кабинета педагогического сопровождения?
Да Нет
Пользуетесь ли вы услугами кабинета педагогического сопровождения?
Часто Иногда Редко
Знаете ли вы о существовании информационного кабинета?
Да Нет
Пользуетесь ли вы услугами информационного кабинета?
Часто Иногда Редко
Существует ли адрес электронной почты у вашей группы?
Да Нет
Как часто вы используете электронный почтовый адрес вашей группы?
Часто Иногда Редко
С какой целью?
Взять задание которое прислал преподаватель
Почитать письма от куратора
Что-либо связанное с учебой (указать что)
Существует ли учебная группа Вконтакте у вашей группы?
Да Нет
Как часто вы используете группу Вконтакте?
Часто Иногда Редко
Знаете ли вы о существовании учебных сайтов нашего колледжа?
Да Нет
В колледже ряд преподавателей имеют сайты, на которые предлагают обращаться студентам для выполнения учебных заданий. Знаете ли вы об этом?
Знаю и пользуюсь. Знаю, но не пользуюсь. Никогда не слышал.
Как бы вы оценили информационную среду колледжа (биб-ка, инфоцентр, каб. пед. сопр. И др.,)с точки зрения возможностей для обучения?
Отлично Хорошо Плохо
По результатам этой анкеты, которая была проведена у студентов 1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го курсов английского отделения, в общей сложности 124 человека, мы составили диаграммы использования.
Итак, общая статистика использования ИОС по колледжу:
Рисунок 4 Библиотека
Рисунок 4 Информационный центр
Рисунок 4 Виртуальное представительство и электронная кафедра
Рисунок 4 Кабинет педагогического сопровождения
Итак, с помощью нашей анкеты мы смогли выявить статистику использования каждого компонента ИОС по каждому курсу. Мы можем наглядно увидеть, как на каждом курсе меняется степень использования и степень ознакомленности с компонентами ИОС.
6. Рекомендации по эффективному использованию компонентов ИОС
Тщательно планировать содержание компонентов ИОС.
Мотивировать студентов к созданию и поддержанию работы компонентов ИОС. Предлагать студентам в качестве заданий накопительной части ТК РНС задания по преобразованию имеющихся учебных и методических материалов в электронный вариант.
Преподавателям шире использовать возможности учебных дисциплин для создания и пополнения электронной базы учебно-методических материалов.
Регулярно информировать преподавателей и студентов о нововведениях, новых возможностях ИОС колледжа.
Совершенствовать содержание ИОС путем систематизации, интеграции и оптимизации ее компонентов. Целесообразно организовать проектную деятельность в колледже под условным названием «Информатизация», который даст возможность изучения опыта организации деятельности по отдельным компонентам ИОС, а также послужит новым посылом для развития ИОС.
Создать условия для комфортного сотрудничества всех участников педагогического процесса в обучении студентов.
Заключение
В нашей курсовой работе мы рассмотрели основные компоненты информационно-образовательной среды, как в общем, так и на примере Педагогического колледжа №1. Провели диагностику ее использования по курсам и выявили степень ознакомленности с ИОС студентами.
Также, мы попытались разработать рекомендации по улучшению работы ИОС нашего колледжа.
Информационно-образовательная среда имеет немалый потенциал для повышения качества обучения. Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей обучаемых.
Таким образом, ИОС представляет собой отражение образовательного пространства. Являясь одновременно рабочей средой студента и преподавателя, она позволяет нацелить студента на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность.
Возможности информационной среды обеспечивают реализацию необходимых условий для формирования самостоятельности и потребности в постоянном самообразовании. Именно эти качества в настоящее время являются залогом успешности и востребованности выпускников на рынке труда.
Список литературы
Андреев, А.А. Педагогика высшей школы: Новый курс: Учеб. пособие. — М.: МЭСИ, 2002. — 264 с.
Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. 2004. № 6. С. 98 – 113.
Беренфелъд Б.С, Бутягииа К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) // Вопросы образования. 2005. № 3.
Е.И.Горбунова, С.Л.Лобачев, А.А.Малых, А.В.Манцивода/Подход к стандартизации в информационно-образовательной среде открытого образования/ Иркутск, Москва
Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения. – М., 2002.
Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей / Науч. ред. Н.И. Гендина. — Кемерово: Кемеровская Гос. Академия культуры и искусств, 1999. -181 с.
Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образования, № 4, 2003. С. 21 – 27.
Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательная средаи развитие личности //Новые знания. – 2001. - № 1. - С. 6-7.
Основы открытого образования - Т.1 /Отв. ред.В.И.Солдаткин. – М.: НИИЦ РАО, 2002.
Федеральная программа развития образования (проект). М., 1997, 63 с.
Шрейдер, Ю.А. Информационные процессы и информационная среда /Ю.А. Шрейдер // Науч.–техн. информ. сер.2. — 1976. — № 1. — С. 3–6
Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
http://mirslovarei.com/ - Мир словарей/Педагогическая система/
http://courses.urc.ac.ru/ - Курс подготовки координаторов для системы дистанционного обучения/Unit 9/
http://academy.odoportal.ru/ Педагогика в современных информационно-образовательных средах/
http://courses.urc.ac.ru/ Виды сред в образовании/ Unit 9/
http://do.sgu.ru/ Концепция создания и развития информационно-образовательной среды Открытого Образования системы образования РФ/