Министерство образования и науки республики Казахстан
Карагандинский Государственный Университет им. Е.А. Букетова
Курсовая работа
по дисциплине история Казахстана
На тему: «Декабрьские события 1986г в Казахстане и их историческое значение»
Выполнила: ст-ка гр. МП-13
Кожанова Мадина
Караганда 2009
Введение
Социально-политическая ситуация в Казахстане в 1985-86 гг. отличалась относительной стабильностью, т.к. экономическая ситуация в республике была несколько лучше, чем в целом по СССР. Эго было вызвано наличием большого количества предприятий центрального подчинения с централизованным, т.е. более лучшим обеспечением продуктами и товарами народного потребления. Поэтому народный протест против методов руководства республикой со стороны Москвы был для властей полной неожиданностью.
Декабрьские события 1986 г. Руководство КПСС и СССР не собиралось коренным образом реформировать ни политические, ни экономические отношения, стремясь ограничиться лишь «обновлением» социализма. Вместе с тем, изменения стиля руководства, большая открытость правящей верхушки, постоянные призывы Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева к демократизации системы, выборному началу, вызвали огромный энтузиазм у народа, уставшего от бесконечного правления партийной олигархии. Однако события 1986 года показали, что все декларируемые изменения мало касались стиля и методов управления, по-прежнему основанных на терроре и репрессиях.
Цель данного реферата заключается в рассмотрении вопроса политической власти в Казахстане, ситуация в декабре 1986 года и история последекабрьских событий.
При рассмотрении данной темя были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть политические процессы в Казахстане
-рассказать о национально-демографической ситуации
1. Политические процессы в Казахстане
Уже в конце 1985 - начале 1986 гг. в Казахстане и Москве начала звучать критика в адрес руководства республики и лично против первого секретаря ЦК Д. Кунаева, которому в то время было около 75 лет. Все понимали необходимость смены правящей верхушки, тем более, что об этом говорили и московские правители. Однако ожидалось, что это произойдет демократическим путем, поэтому дальнейшие события справедливо были расценены народом как нарушение властью самой же провозглашенных принципов.
15 декабря в Алма-Ату прибыл член ЦК КПСС Г. Разумовский и первый секретарь Ульяновского обкома партии Г. Колбин. 16 декабря на Пленуме ЦК Компартии Казахстана было объявлено о рекомендовании высшими партийными органами Колбина на пост республиканского первого секретаря. Партийная верхушка Казахстана без обсуждения проголосовала «за» и таким образом, в нарушение всех партийных норм и устава, главой республики был избран человек, не только не связанный с Казахстаном и не знавший местных условий, но даже не состоящий на учете ни в одной из местных партийных организаций и не имеющий казахстанской прописки. Это было воспринято, как оскорбление казахского народа и вызвало стихийный протест.
17-18 декабря 1986 года молодежь Алма-Аты вышла на улицы, чтобы выразить протест против игнорирования интересов республики. Демонстрация была мирной, никаких антигосударственных или антиправительственных лозунгов не было, граждане осуществляли свое конституционное право, однако власти, не желающие идти на диалог, прибегли к террору и репрессиям, бросив против демонстрантов войска и милицию. Тем самым вновь были грубо нарушены Конституция и советские законы.
Власти намеренно разжигали межнациональную рознь, вооружив железными прутьями и обрезками кабеля дружины, составленные из русскоязычных рабочих промышленных предприятий и натравливая их на демонстрантов-казахов. По некоторым источникам, в ходе трагических событий 17-18 декабря погибло более 150 демонстрантов, в лечебные учреждения Алматы попали 540 человек, более 200 были госпитализированы, различные телесные повреждения получили более 1700 человек. При разгоне демонстрации были использованы саперные лопатки, служебные собаки, людей на морозе обливали водой, избивали задержанных, многих полураздетыми вывезли и оставили за городом. Весть о разгоне демонстрации всколыхнула весь Казахстан, во многих городах республики прошли аналогичные выступления, также силой подавленные властями.
За кровавым подавлением народного выступления последовали жестокие репрессии. Около 900 человек были наказаны в административном порядке, в уголовном порядке было осуждено 99 человек, среди них 18-летний К. Рыскулбеков, погибший в тюремных застенках. Только в столице 264 человека были исключены из вузов, 758 человек - из комсомола и 52 человека - из партии. Комсомольские и партийные взыскания получили около 1400 человек. Из органов внутренних дел было уволено 1200 человек, из транспортных и медицинских учреждений - более 300 человек. Своих постов лишились 12 ректоров вузов. Следствие и суд проходили с грубейшими нарушениями процессуальных норм, власти начали беспрецедентную в послесталинское время волну репрессий и гонений на национальную интеллигенцию.
В начале 1987 г. было принято постановление ЦК КПСС, в котором происшедшее объявлялось проявлением «казахского национализма». Нарушением конституционных принципов равенства граждан независимо от национальности стала практика процентного квотирования рабочих мест и приема в вузы, введенная в 1987 году. Демагогические заявления Г. Колбина об интернационализме и необходимости изучения казахского языка сопровождались закрытием доступа к образованию и престижной работе представителям коренной национальности, поиском «националистов» и «коррупционеров».
1.1 Последекабрьский период 1987-1989 гг
Последекабрьский период был ознаменован в Казахстане усилением тоталитарных и репрессивных функций государства. Одновременно с демагогическими заявлениями Г. Колбина об интернационализме и необходимости изучения казахского языка началось новое избиение национальной интеллигенции, обвиненной в организации декабрьских выступлений. Усилилась «охота за ведьмами», поиск «националистов» и «коррупционеров», преследованиям подверглись академики У. Джолдасбеков и Н. Надиров, ученый-антрополог О. Исмагулов. Прием в вузы и на работу стал осуществляться по процентным квотам по национальному признаку, что на деле закрывало доступ к образованию и престижной работе представителям коренной национальности, составлявшим в городах абсолютное меньшинство.
Вместе с тем, процессы, проходившие в Москве, вели к ослаблению партийной власти и росту политической активности населения. ВС СССР 1 декабря 1988 года внес изменения в Конституцию, по которым в качестве высшего органа государственной власти создавался Съезд народных депутатов. Верховный Совет превратился в постоянно действующий законодательный, представительный и исполнительный орган, избираемый съездом и подотчетный ему. Таким образом, воссоздавались основные принципы организации высших органов управления, существовавшие в первые десятилетия советской эпохи и отрицающие принцип разделения властей. Появился принципиально новый орган - Комитет конституционного надзора, призванный выявлять несоответствия Конституции законов и других нормативно-правовых актов.
После ослабления партийного диктата начинается закономерный процесс усиления самостоятельности республик, тем более что провозглашенный курс на построение рыночной экономики вел к децентрализции управления хозяйством. В то же время, московские власти пытались сохранить единство Союза. Нерешенность вопросов государственного устройства, разграничения полномочий Союза и республик, половинчатость экономических реформ и откровенно антидемократический стиль руководства Г. Колбина привели Казахстан к общему кризису, выход из которого был в расширении самостоятельности.
Несмотря на преследования властей, в республике в 1987-88 гг. начали формироваться неформальные организации, принявшие первоначально форму экологических движений. Во-первых, в условиях колбинского террора политические организации были под запретом, во-вторых, экологические проблемы республики народ справедливо связывал с всевластием центральных ведомств и министерств и игнорированием интересов республики.
В конце 1988-начале 1989 года началось объединение и политизация экологических движений. В феврале 1989 г. по инициативе О. Су-лейменова возникло антиядерное движение «Невада-Семипалатинск», выступающее за прекращение испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Начали консолидироваться другие движения и организации - «Адилет», «Мемориал», «Некст-Стоп». Попытки властей в конце 1988-начале 1989 гг. организовать травлю неформальных общественных организаций в Казахстане прекратились только с приходом к власти Н. Назарбаева. Летом 1989 г. окончательно скомпрометировавший себя Г. Колбин был отозван в Москву, а первым секретарем республиканского ЦК был избран Н. Назарбаев.
1.2 Политическая ситуация в период распада СССР
События 1990-1991 гг. показали нежелание руководства СССР идти на серьезное реформирование отношений между Центром и республиками и реальное изменение политической системы. По-прежнему отрицалась многопартийность, подтверждался курс на строительство социализма. Все это входило в противоречие с растущей либерализацией общества, ростом политической активности масс и осознанием ими необходимости коренных реформ. Эта активность выразилась в создании целого ряда политических партий и организаций, тем более что некоторые из них поддерживались новыми властями Казахстана. Так, «Невада-Семипалатинск» переходит к массовым формам протеста, в Алматы и регионах организуются общества «К,азак, тілі», ставшие в короткий срок одними из наиболее крупных в республике. Весной 1990 года ряд социал-демократических организаций объединились в Социал-демократическую партию Казахстана. В конце мая был создан оргкомитет национально-демократического движения «Азат», учредительный съезд которого состоялся в июне.
Летом-осенью 1990 г. движение «Азат» стало крупной политической силой, выступающей за полную государственную независимость Казахстана. В то же время возникают и радикальные политические организации - «Желтоқсан» и «Алаш», казачьи объединения. В противовес национально-демократическим организациям в Алматы создается движение «Единство». Озабоченный растущим напряжением в обществе Н. Назарбаев в конце сентября 1991 г. провел встречу с представителями наиболее влиятельных партий и движений, на которой было достигнуто соглашение о годичном моратории на проведение массовых акций протеста в столице.
Одновременно с ростом политической активности масс набирал темпы процесс развала СССР. Переход к рыночной экономике требовал децентрализации политической системы, но московские власти этому противились. Многочисленные проекты нового союзного договора не устраивали республики. Фактический кризис центральных властей привел к самостоятельным шагам местных лидеров. 24 апреля 1990 года был принят Закон «Об учреждении поста Президента», по которому в Казахстане появилась должность главы государства, и начинают формироваться независимые ветви власти.
Важнейшим нормативно-правовым актом стала «Декларация о государственном суверенитете», принятая 25 октября 1990 года. Она провозгласила право Казахстана приостанавливать на своей территории действие законов и других актов высших органов Союза, нарушающие его суверенные права и Конституцию. Объявление исключительной собственности республики на все природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал позволило Казахстану проводить самостоятельную экономическую политику. Впервые Декларация отказывается от классового подхода к определению социальной основы государства и провозглашает национальный характер государственности. Кроме того, в документе содержались положения, закрепляющие необходимость осуществления принципа разделения власти и международной правосубъектности Казахстана.
Следующим шагом на пути реформирования государства стал Закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления» от 20 ноября 1990 года. Согласно нему Президент объявлялся главой исполнительной и распорядительной власти, вместо Совета Министров появляется Кабинет Министров во главе с премьер-министром, причем формирование правительства становится прерогативой Президента.
Суверенитет республики и союзный договор противоречили друг другу. Поэтому руководство Казахстана вело активные переговоры с целью заключить союзный договор, учитывающий новые реалии. 24 июля 1991 года руководители девяти республик подписали «Договор о Союзе Суверенных государств», предусматривавший сохранение единого управления только в двух сферах - военной и экономической. Данный договор фактически превращал Союз в конфедерацию. На август-сентябрь 1991 года было запланировано подписание договора об образовании Союза Советских Суверенных Республик, окончательно реорганизующего союзное государство, но часть руководства СССР пыталась сорвать это и захватить власть силовым путем, образовав неконституционный Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). После провала попытки переворота в августе 1991 года общесоюзные структуры начали распадаться и терять контроль над страной. В этих условиях Казахстан начал готовиться к провозглашению государственной независимости.
После августовского путча в Казахстане была распущена Коммунистическая партия, а республика стала фактически самостоятельной. Президент СССР М. Горбачев не мог воспрепятствовать центробежным тенденциям, и с каждым днем его власть все более слабела. Чтобы сделать свою власть более легитимной Н. Назарбаев пошел на большую демократизацию политической системы и объявил о проведении всенародных выборов президента. 1 декабря 1991 года в Казахстане прошли первые всенародные выборы Президента, а 10 декабря Казахстан перестал быть социалистическим. В этот день был принят Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики», утвердивший новое название - Республика Казахстан.
16 декабря 1991 года Закон «О государственной независимости» провозгласил Казахстан независимым государством с самостоятельной системой органов государственного управления, самостоятельной экономической системой, собственными вооруженными силами и единым гражданством. С этого момента начинается новая эпоха в жизни Казахстана-эпоха независимого развития, позволяющего в полной мере реализовать интересы и чаяния народов, населяющих нашу страну.
21 декабря 1991 г. в Алматы на совещании глав 11 бывших республик СССР был подписан протокол о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 3 марта 1992 г. Казахстан был принят в Организацию Объединенных Наций.
1.3 Кризис экономической системы
Застойные явления в экономике, снижение темпов развития хозяйства в условиях нерешительных реформ 1986-1991 гг. привели к разделу единой экономической системы СССР и полному кризису, выход из которого наметился только сейчас.
Экономические реформы 1986-1989 гг. В 1985 г. экономика Казахстана находилась в предкризисном состоянии. За 1971-1985 гг. темпы прироста промышленной продукции сократились с 9,3% до 3,5%, национального дохода-с 10,3% до 1%. Произведенный в 1985 г. национальный доход уже на 5,7 млрд. рублей был меньше средств, затраченных на его производство и накопление. В экономике утвердилась система поддержки убыточных предприятий за счет рентабельных, зависимость оценки работы не от количества и качества произведенной продукции, а от валового продукта, т.е. средств затраченных на ее производство, что приводило к процветанию ресурсозатратных технологий.
В сельском хозяйстве ситуация была еще более удручающей. За 1971-1985 гг. основные производственные фонды утроились, а производство продуктов увеличилось в полтора раза. Половина совхозов и колхозов была убыточной, себестоимость продукции превысила плановую на 7 млрд. рублей, а задолженность государству достигла 12 млрд. рублей. Эта ситуация сложилась в результате неоправданного занижения цен на сельскохозяйственную продукцию. Так, Казахстан ежегодно в 1971-1985 гг. сдавал государству до 300 тыс. тонн мяса по цене около 2 руб. за кг, что дало около 9 млрд. рублей, тогда как затраты составили 18-27 млрд. рублей.
С 1985 г. начинают предприниматься попытки оздоровления экономики, однако они не затрагивали основ экономической политики, поэтому были обречены на провал. Планировалось реорганизовать систему управления хозяйством, развивать машиностроение, за счет которого модернизировать другие отрасли и увеличить темпы производства. Был увеличен импорт новейшей западной техники, однако это не дало ожидаемых результатов. Борьба за укрепление дисциплины на производстве переросла в антиалкогольную кампанию, приведшую к росту наркомании, самогоноварения, токсикомании, сокращению поступлений в государственную казну. С начала 1987 г. начался спад производства.
В июле 1988 г. государство было вынуждено легализовать деятельность предприятий с негосударственной собственностью - кооперативов. Однако кооперативный сектор развивался только в сфере услуг и не затрагивал основ экономики. В Казахстане к 1991 г. количество кооперативов достигло 15 тыс., а работало в них 220 тыс. человек, т.е. это были мелкие предприятия по 10-15 работников.
Начиная с 1987 г. государство начало строить «планово-рыночную» экономику без кардинального изменения отношений собственности, это привело к увеличению неуправляемости экономики, к разрыву межотраслевых и межреспубликанских связей. Уже в 1988-1989 году началось ускоряющееся падение уровня жизни казахстанцев. Провозглашенная Г. Колбиным программа по широкомасштабному жилищному строительству, несмотря на огромные вложенные средства, завершилась провалом, уже в 1989 г. начались массовые выступления рабочих. В июле забастовки охватили шахты Карагандинского бассейна, волнения были и на других предприятиях. Ошибкой руководства стало введение выборности директората, приведшее к дестабилизации производственных отношений.
Экономические реформы 1990-1991 г. В 1990 г. впервые было заявлено о стремлении властей к переходу к регулируемой рыночной экономике. В мае правительство СССР объявило о повышении цен на хлеб хлебопродукты в 3 раза, а с января 1991 г. - оптовые и розничные цены выросли в 1,5-2 раза. Ажиотажный спрос на товары привел к дефициту и нормированному распределению продуктов первой необходимости. Ударила по благосостоянию народа и частная денежная реформа, осуществленная в начале 1991 г. и приведшая к обнищанию части населения. Неудача экономических реформ была вызвана отказом правительства СССР от приватизации средств производства и попытками примирить рынок и социализм.
Обретение Казахстаном в 1990 г. суверенитета привело к появлению республиканской концепции перехода к рынку. При Президенте республики был образован Высший экономический совет, в который входила экспертная группа в составе известных зарубежных и отечественных экономистов, Комитет по государственной собственности, Антимонопольный комитет и др. Основными положениями этой программы была приватизация социальной сферы и передача всех предприятий под юрисдикцию республики, более справедливое распределение доходов предприятий, увеличение доли перерабатывающих технологий, иностранные инвестиции.
Однако распад СССР при сохранении экономических связей и переход России в одностороннем порядке в начале 1992 г. к либерализации цен привели к дестабилизации финансово-денежной системы и безудержной инфляции. Казахстан стал независимым государством в условиях экономической катастрофы.
2. Национально-демографическая ситуация в Казахстане
К концу 80-х г. число уезжающих из Казахстана начало превышать число прибывающих. Так, в 1989 г. отрицательное сальдо миграции составило 46, 8 тыс. человек. Это сразу же сказалось на изменении национального состава - вследствие высокой рождаемости у казахов. По переписи 1989 г., казахи впервые после 1926 г. заняли первое место по численности у себя на родине, превысив 6,5 млн. человек, т.е. 39,7% населения республики. Доля русских сократилась в том же году до 37,8%, хотя в 7 областях из 19 их удельный вес был больше, чем казахов. Началась миграция за рубеж, в основном, немцев и греков.
В то же время острой оставалась проблема развития казахского языка. К 1989 г. в республике закрылось около 600 школ с казахским языком обучения, господствовало пренебрежение к национальной культуре, языку и традициям. Растущий дискомфорт в межнациональной сфере привел к вспышкам насилия. Трагические события произошли летом 1989 г. в городе Новый Узень - одном из центров по добыче нефти.
Обострение социальной ситуации и напряженность отношений между представителями коренной национальности и рабочими - вахтовиками привели в июне к массовым беспорядкам и кровопролитию, остановленному только в результате вмешательства милиции и войск.
Обострение межнациональных отношений требовало срочного пересмотра национальной политики. Одним из первых шагов по нормализации национальной политики стало принятие в сентябре 1989 г. «Закона о языках», объявляющего казахский язык государственным, а русский - языком межнационального общения. Этот шаг стабилизировал общественно-политическую ситуацию в республике и способствовал сглаживанию межэтнических противоречий. Началось культурное : возрождение казахского, татарского, немецкого, корейского и др. народов Казахстана. Только за 1990-1991 гг. было открыто 482 казахских детских сада, 155 общеобразовательных школ. В республике было образовано 49 национально-культурных центров.
В то же время в Казахстане начали проявляться и шовинистские настроения части населения, остро переживающего крушение СССР. Это выразилось в образовании в августе 1990 г. движения «Единство» и активизации казачьих организаций. В сентябре 1991 г. уральское казачество пыталось организовать празднование 400-летия служения «царю и отечеству», что вызвало справедливый протест казахов. В Уральск стали прибывать как представители кубанского, донского, оренбургского казачества, так и активисты «Азата», «Желтоксана» и других национально-демократических организаций. Только благодаря лидерам движения «Азат» были предотвращены массовые беспорядки и столкновения между казахами и казачеством. Провокационные действия казачества, нацеленные на искусственное при внесение межнациональной розни, были осуждены общественным мнением. Тем не менее, нерешенных проблем в сфере национальной политики было еще много.
2.1 Экологические проблемы
Варварское, хищническое отношение центральных ведомств к природным ресурсам Казахстана привело в 70-х-90-х гг. к экологическому кризису в республике, принявшему в некоторых регионах катастрофический характер.
Радиационное загрязнение. Одной из сложнейших экологическим проблем является радиационное загрязнение территории Казахстана.
Ядерные испытания, проводившиеся с 1949 г. на Семипалатинском полигоне, привели к заражению огромной территории в Центральном и Восточном Казахстане. В республике имелось еще пять полигонов, где проводились ядерные испытания, в непосредственной близости от ее границ находится китайский полигон Лоб-Нор. Радиационный фон в Казахстане повышается также в результате образования озоновых дыр при запуске космических кораблей с космодрома Байконур. Огромную проблему для Казахстана представляют радиоактивные отходы. Так, Ульбинский комбинат накопил около 100 тыс. тонн отходов, загрязненных ураном и торием, причем хранилище отходов находится в городской черте Усть-Каменогорска. В республике имеются всего три могильника для ядерных отходов, и все они располагаются в водоносном слое. Добыча урановой руды проводилась без рекультивации земли, только в 1990-1991 гг. в Мойынкумский район Жамбылской области было вывезено 97 тыс. тонн радиоактивных пород, всего же здесь накопилось до 3 млн. тонн загрязненных отходов.
Именно серьезность проблемы радиационного загрязнения привела к тому, что одним из первых законов суверенного Казахстана стал Указ от 30 августа 1991 г. о запрещении испытаний на Семипалатинском полигоне.
Кризис природных ресурсов. Одной из наиболее серьезных экологических проблем Казахстана стало истощение водных ресурсов. Расширение масштабов потребления пресной воды, в первую очередь для поливного земледелия, привело к засорению и истощению естественных водных источников. Особенно катастрофическим стало обмеление Аральского моря вследствие нерационального использования вод Амударьи и Сырдарьи. Если в 60-х годах море содержало 1066 км3 воды, то в конце 80-х его объем составил всего 450 км3, соленость воды увеличилась с 11-12 г/л до 26-27 г/л, что привело к гибели многих видов морских животных и рыб. Уровень моря упал на 13 метров, обнажившееся морское дно превратилось в соляную пустыню. Ежегодные пыльные бури разносят соль на огромные территории Евразии. На прилегающих землях уровень соленых грунтовых вод поднялся до 1,5-2 метров, что привело к падению плодородия поливных земель в Приаралье. Уменьшение зеркала моря повлекло за собой изменение направления ветров и климатических характеристик региона.
Подобная же ситуация сложилась на озере Балхаш, уровень которого за 10-15 лет снизился на 2,8-3 метра. В то же время продолжается подъем уровня Каспийского моря, вызванный непродуманным решением об осушении залива Кара-Богазгол. Уже затоплены огромные участки прибрежных районов, пастбищные угодья и перспективные нефтеносные участки.
Зыряновский свинцовый и Лениногорский полиметаллический комбинаты стали причиной загрязнения Иртыша, в который только в 1989 г. было сброшено 895 тонн взвешенных, 2139 тонн органических веществ, 263 тонны нефтепродуктов. Тревожная экологическая обстановка сложилась в долине рек Или и Урала.
В критическом состоянии находятся земельные ресурсы республики, истощаются плодородные пахотные земли, опустыниваются пастбища. Более 69,7 млн.га. земель подвержено эрозии, ежегодно тысячи гектар изымаются из сельскохозяйственного оборота. Серьезной остается проблема загрязнения воздуха, особенно в крупных промышленных центрах.
Заключение
В основе любого конфликта лежат как объективные, так и субъективные противоречия, также ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какой-либо проблеме, либо противоположные цели, методы или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов оппонентов.
По мнению одного из основоположников общей теории конфликта Р. Дарендорфа концепция общества свободного, открытого и демократического вовсе не решает всех проблем и противоречий развития. От них не застрахованы не только развивающиеся страны, но и те, где имеется устоявшаяся демократия.
Межнациональные конфликты - это специфическое, конкретно этническое выражение общесоциальных противоречий. Большинство политологов связывают их прежде всего с противоречиями, складывающимися в сфере материального производства. Последние нередко разрешаются путем революций, принимая вместе с тем различные побочные формы - как совокупность коллизий, как коллизии между различными классами, как... идейная борьба, политическая борьба и т. д. В то же время характер этих конфликтов, в которых отчетливо просматриваются противоречия между национальными меньшинствами и "коренным" населением, весьма типичен.
Существуют две точки зрения на конфликт. Одни исследователи считают, что социальные конфликты несут угрозу, опасность распада общества. У других ученых иная точка зрения.
Все же межнациональный конфликт - это нежелательное явление в жизни общества, которое является своего рода тормозом в решении проблем общественной жизни людей различных национальностей. Погасить разразившийся конфликт крайне трудно, он может длиться месяцы, годы; затухать, затем разгораться с новой силой. Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями. В конце 1996 года численность вынужденных мигрантов из зон вооруженных столкновений в странах бывшего СССР составила 2,4 млн. человек. В целом с территорий, охваченных конфликтами, бежало не менее 5 млн. человек. Такие массовые перемещения, характерные для периода конфликта, существенно изменяют возрастнополовой состав населения. В первую очередь уезжают престарелые, женщины и дети, и именно эти, наиболее социально уязвимые группы населения в последнюю очередь возвращаются на родину. Так, во время конфликта в Приднестровье среди прибывших в правобережную часть Молдавии 56,2% детей и 35,2% женщин. 7% беженцев оставили на месте прежнего проживания супруга, а 6% - детей. Такое положение отнюдь не способствует улучшению демографической ситуации. Кроме того, к последствиям конфликтов можно отнести безработицу среди молодежи, малоземелье, люмпенизацию значительной части населения. Все это может быть причинами социальной нестабильности и этнических конфликтов, национализма, политических спекуляций, укрепления позиций консерватизма и традиционализма.
На сегодняшний день на международном уровне еще не выработаны четкие дефиниции национального меньшинства и его прав. При определении данной дефиниции берутся во внимание такие факторы, как количественный аспект, негосподствующее положение, различия в этническом или национальном характере, культуре, языке или религии, а также индивидуальное отношение (принятие решения о принадлежности или непринадлежности к нацменьшинству). К примеру, в Германии национальными меньшинствами признают себя фризы, датчане, сорбы, цыгане (рома). А вот евреи себя нацменьшинством не признают, а считают себя религиозной конфессиональной группой. Уйгуры в Китае (10 миллионов человек) нацменьшинство, многомиллионное население курдов, россияне в странах СНГ и Балтии также являются нацменьшинствами.
Коль скоро неизвестно точно, что понимать под национальным меньшинством, то еще труднее понять, каковы его права. Между тем в некоторых даже относительно развитых странах, как в Албаниии, вопрос об этом стоит ребром. В Македонии не запрещается создание политических партий на этнической основе, а в Болгарии конституция запрещает создание таких партий. В Румынии забронированы места в парламенте для нацменьшинств, а в Германии бронирование таких мест признается антиконституционным. Вопрос об участии национальных меньшинств в принятии решений также остается открытым, а это будет порождать конфликтные ситуации везде, где существует неравный доступ к власти различных национальных групп.
казахстан политический кризис
Список использованной литературы
Наше Отечество.Часть II/Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И. и др. - М., 1991.
Соколов А.К., Тяжельников В.С. Курс советской истории. 1941-1991. - М.,1999.
На порогекризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. Под общей редакциейВ.В. Журавлёва. - М.,1990.
Бурлацкий Ф.М. Русские государи. Эпоха реформации. - М., 1996.
Для подготовкиданной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/