1. Гуманистическая сущность национальной модели развития и ее влияние на содержание и эффективность социальной работы
Среди факторов устойчивого развития как отдельных национально-государственных образований, так и всего человечества – особое место занимает гуманизация условий человеческого существования в окружающей его природной и социальной среде. Человек и человечество должны создать для себя и будущих поколений необходимые предпосылки для дальнейшего развития и защитить себя от возможных неблагоприятных последствий своей, прежде всего – производственной – активности.
В 1987 году Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию утвердила концепцию устойчивого развития, характеризующуюся глобальным подходом к решению общих для всего человечества проблем. Ее основное содержание сводится к утверждению: «Человечество способно сделать свое развитие устойчивым, а это значит – обеспечить, чтобы оно удовлетворяло нужды настоящего, не подвергая риску способность будущих поколений удовлетворять свои потребности».
Через пять лет в Рио-де-Жанейро была сформулирована «Повестка дня на XXI век» – фундаментальный документ, который должен служить основой для выработки политических решений в странах, расположенных на разных континентах, но связанных едиными условиями глобального существования. Основной идеей Повестки является проведение политики, направленной на одновременное достижение экологических, экономических и социальных целей общества.
Такая политика предполагает рациональное использование ограниченных природных ресурсов для производства общественно полезных товаров и услуг, для чего необходимо вовлечь в процесс принятия политических решений все заинтересованные группы населения, сохраняя, таким образом, культурный плюрализм при одновременной институциональной устойчивости. Государство как основной политический институт современного общества должно обеспечить разработку национальных программ и планов развития в региональных «повестках дня на XXI век» и осуществлять политику в целях достижения запланированных результатов.
В соответствии с этим требованием в 1996 году была разработана Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь. Ее основополагающие принципы нашли реализацию в рамках «Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг.».
В Программе четко сформулирована главная стратегическая цель белорусского государства – повышение уровня жизни всех граждан и приближение их благосостояния к уровню жизни экономически развитых государств.
В четко определенной цели однозначно прослеживается приоритетное направление государственной политики – ориентация на создание благоприятной социальной среды, способной на практике реализовать конституционно закрепленное положение о том, что высшей ценностью в нашей стране является человек.
В определении перспективных направлений развития страны большую роль сыграло осознание того факта, что экономика – это не изолированная от человека тотальность, это одна из сфер функционирования социума как сложноорганизованного сообщества индивидов, преследующих определенные цели в соответствии со своими потребностями. Вообще экономика – это результат совместной деятельности людей, а, следовательно, прогнозируя ее развитие, необходимо концентрировать внимание на проблемах эффективного использования ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей человека.
Очевидно, что эта проблематика гуманистична и социологична в своей основе. То есть экономическая наука, а затем – и практика хозяйственной деятельности – не могут элиминировать социально-гуманистическое содержание решаемых ими задач. Они порождаются социальной практикой, в ней они находят и свое разрешение.
С позиций социологической науки все экономические построения являются умозрительными конструкциями, если они не включают анализ действующих в экономической сфере социальных субъектов. Это не просто хозяйствующие субъекты, исследующиеся микроэкономикой, и, тем более, не только экономические системы, анализ которых осуществляется на макро- и мегаэкономическом уровнях.
Социальные субъекты – это реальные действующие факторы разной степени общности – от человечества в целом – до отдельно взятого индивида. Их объединяет наличие общей, специфичной для человека и человечества черты – способности к сознательной, целесообразной и целенаправленной деятельности в соответствии с потребностями и интересами, формирующимися конкретной социокультурной средой, в которой живут и действуют индивиды и их сообщества.
Следует отметить, что в последнее время в экономических исследованиях значительное место отводится исследованиям «человеческого капитала» как важной человек соотнесённой составляющей экономики. Однако, зачастую, в этих случаях прослеживается значительная объективация субъективного в своей основе начала.
Человек и его потребности должны всегда сохранять свою приоритетность в определении перспективных направлений развития общества и его экономической сферы. Экономика, целью которой является абстрактно понимаемая эффективность, не может стать эффективной экономикой в социальном государстве. Экономические подходы должны учитывать социологические факторы в самом широком смысле, включающем важнейшие аспекты социокультурной динамики современного общества, которая связывает в единое целое действующих и взаимодействующих социальных субъектов, преследующих разные цели, ориентирующихся на разнообразные ценности и задающих, тем самым, характер и направленность общественного развития.
Белорусское государство по определению является социальным. В этой конституционно закрепленной характеристике однозначно зафиксирована его гуманистическая сущность. Она раскрывается и в национальной модели развития, суть которой заключается в реализации перспективных направлений и приоритетов общественного развития, в конечном итоге, определяющих содержание и эффективность социальной работы в белорусском обществе.
Создание благоприятной для развития общества и человека социальной среды – это одно из условий эффективной социальной работы. Социальная работа как особая форма деятельности, объявленная в качестве приоритетной также в сфере образования и науки, предполагает проведение согласованной государственной политики в области оплаты труда и доходов населения, занятости, развития отраслей социальной сферы, в адресной социальной защите наиболее уязвимых слоев населения.
До подведения итогов реализации Государственной программы социально-экономического развития на 2001–2005 гг. осталось менее 2-х лет. Не предваряя окончательных выводов, которые будут сделаны на разных уровнях, следует отметить, что за годы, очерченные программой, было сделано немало в области реализации каждого из направлений, входящих в комплексную программу, и соединяясь в единой социальной направленности деятельности белорусского государства.
Реформы, осуществляемые в области оплаты труда, при всей сложности их реализации в современных социально-экономических условиях, были ориентированы на восстановление роли трудовых доходов, оплаты труда в качестве одной из важнейших ценностей белорусского общества. Смысл такой деятельности заключается в том, чтобы вернуть в некоторой степени утраченное понимание значимости самообеспечения, самозарабатывания средств, необходимых для достойного уровня жизни. Роль государства сводится к созданию правовых и экономических условий для раскрытия творческого потенциала трудоспособного населения, в создании одинаковых стартовых возможностей для всех граждан белорусского государства.
По данным статистики государственная политика в области оплаты труда и доходов населения уже в 2002 году привела к тому, что рост реальной заработной платы в целом по народному хозяйству составил более 7%; к концу 2005 года среднемесячная заработная плата работников должна увеличиться в 2,5 раза по сравнению с 2001 годом, а размер тарифной ставки первого разряда в 2005 году должен составить 120% бюджета прожиточного минимума.
Решение проблем в области оплаты труда и доходов населения напрямую связаны с реализацией эффективной социальной политики в области занятости. В настоящее время уровень безработицы в нашей стране удерживается на социально приемлемом уровне – около 2% к экономически активному населению. И хотя этот показатель – самый низкий среди стран СНГ, он не может оставаться вне поля зрения государства. Прежде всего, потому, что среди безработных половина – это молодежь – люди в возрасте до 30 лет. Даже имея необходимое образование, но не владея практическим опытом, молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
В связи с этим большие проблемы встают не только перед государственными органами, регулирующими занятость населения, но и перед системой образования в целом. Современное образование должно обеспечивать достаточно широкие возможности применения на практике знаний, полученных на школьной и студенческой скамье.
Узкая специализация, как уже доказано опытом, создает социальное напряжение в обществе, находящимся в условиях социальных трансформаций, структурной перестройки. Узкие специалисты оказываются первыми в числе безработных, если не владеют навыками практической социальной адаптации. Вот почему знания в области социально-гуманитарных наук, прежде всего – в области социологии – должны помочь молодым людям самостоятельно осваивать окружающее их социальное пространство, отслеживать его предстоящие модификации и, адаптируясь в них самостоятельно, рационально строить свой жизненный мир.
Проблемы в области занятости, касающиеся молодежи, с некоторой спецификой, воспроизводятся и в другой, не менее уязвимой социально-демографической группе – женщин. На рынке труда женщины так же, как и молодежь, оказываются достаточно часто в числе незанятых. Эта проблема также требует особого осмысления, в том числе и переосмысления гендерных аспектов образования в нашем обществе. Еще совсем недавно на гендерную проблему вообще не обращали внимания, считая, что конституционное равенство уже по определению ставит всех граждан в одинаковые условия. Система воспитания и образования обходила «острые углы» существующего в обществе гендерного неравенства. Именно специалисты в области социологии и социальной работы подняли гендерную проблему до уровня ее общественного осознания.
Среди незанятого населения в белорусском обществе, для которого характерно старение населения (как и для всех европейских стран), постоянно увеличивается число нетрудоспособных лиц, как по возрасту, так и по состоянию здоровья. Для этой категории лиц Конституция Республики Беларусь закрепила право на социальную защиту, включающее право на пенсионное обеспечение. В настоящее время оно охватывает более четверти всего населения республики. И в этом тоже есть проблема, так как для нашей республики характерен опережающий рост размеров пенсионного фонда по отношению к фонду заработной платы, в связи с общим старением населения.
Известно, что население считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. В Беларуси этот показатель вдвое выше и составляет 13,6%. В итоге возрастает нагрузка на фонды социального страхования, формирующиеся за счет трудоспособных граждан, занятых в народном хозяйстве.
В связи с этим в нашей стране была разработана система реформирования пенсионной системы, которая находится сейчас в стадии реализации. Новая модель пенсионной системы стала многоуровневой, включив несколько составляющих – общую социальную, трудовую и добровольную пенсии. Величина будущей пенсии ставится в этой модели в зависимость от продолжительности и величины уплаченных страховых и накопительных пенсионных взносов. В 2001 году в нашей стране начался переход к такой модели пенсионного обеспечения, первый шаг к которой был положен введением персонифицированного учета средств в системе государственного социального страхования. Персонифицированный учет – это информационная база, в которой накапливаются сведения о стаже, заработках, периодах временной нетрудоспособности и других факторах, дающих право на пенсию. Используя пенсионные фонды, граждане могут самостоятельно создать себе дополнительную пенсию.
Осуществляя реформу пенсионной системы с расчетом на трудоспособное население, белорусское государство не оставляет вне поля зрения тех, кто требует особого внимания сейчас – это ветераны войны и труда, к которым в нашей стране особое отношение. Республика Беларусь полностью выполняет Соглашение государств-участников СНГ о взаимном признании льгот и гарантий инвалидов и ветеранов войны, семей погибших военнослужащих.
Кроме этого в Республике Беларусь разработана и реализуется «Комплексная программа по проблемам пожилых людей на 2001–2005 гг.». В рамках программы проводятся научные исследования с выходом на практическую реализацию полученных выводов и предложений о социально-правовой защите пожилых людей, о развитии социальной инфраструктуры, необходимой для удовлетворения их разнообразных, в т.ч. – культурных и интеллектуальных потребностей.
В число социальных приоритетов государственной политики белорусское государство относит программы и мероприятия по их реализации в области социальной защиты семьи, охране материнства и детства. В Республике Беларусь в настоящее время расходы на выплату пособий семьям с детьми являются одними из самых высоких среди стран СНГ.
В Беларуси разработана и реализуется Президентская Программа «Дети Беларуси» (2001–2005 гг.), направленная на улучшение уровня и качества жизни детей, совершенствование условий их воспитания и образования.
Определение приоритетности мероприятий в области социальной защиты базируется на главном социальном принципе – адресности социальной помощи. Она должна оказываться конкретно и реально тем, кто не в состоянии сам себя обеспечить по объективным причинам.
В этом состоит главная идеологическая компонента социальной политики белорусского государства. Его гуманистическая сущность базируется на реализации принципов социальной справедливости и государственной поддержки социально незащищенных слоев населения. К сожалению, в современном обществе растет число лиц, по объективным причинам не располагающим возможностями самообеспечения. В их число входят разные категории инвалидов. С этой проблемой столкнулись в полной мере и соседние государства. Их опыт решения этой проблемы положен в основу мероприятий, реализуемых в белорусском обществе.
Главным направлением в работе с этими категориями населения является социальная абилитация и реабилитация, а также предупреждение инвалидности, профилактические мероприятия, организуемые в государственном масштабе.
Медико-социальная работа на современном этапе входит в число социальных приоритетов. Вот почему таким актуальным является вопрос формирования у всех групп нашего населения устойчивых потребностей в здоровом образе жизни. «Культ» здорового образа жизни должен вытеснить «культ» больного человека, до недавнего времени бытовавший в общественном сознании. Каждый человек должен нести самостоятельно ответственность за свое здоровье. Общество должно помогать ему в преодолении независимых от него неблагоприятных обстоятельств, и только в крайних случаях, которые не могут быть устранены с помощью целенаправленных мероприятий, брать на себя ответственность по социальному обеспечению инвалидов.
Переориентация на профилактику заболеваемости также является одним из значимых приоритетов социальной политики белорусского государства. На этом принципе основывается реформа здравоохранения, которая находится еще в самом начале пути. Ее реализация невозможна вне осуществления комплексных мероприятий по реформированию всей системы воспитания и образования, которая сейчас также развертывается в общегосударственном масштабе.
Очевидно, что наше государство находится на пороге крупномасштабных социальных преобразований. От него – государства – во многом зависит успех комплексного социального реформирования. Именно государство способно и должно создать условия для успешной реализации своей социальной политики. В этом направлении и идет наше молодое суверенное государство. Однако процесс реализации всех программ напрямую связан с активностью и целеустремленностью самих граждан. Не для них, а ими самими, их трудом, с помощью их интеллектуальной активности, на общем уровне их культуры, реализуются все социальные начинания.
Учет субъектного, активного начала в деле реализации гуманистической сущности Национальной модели развития в полной мере учитывался в разработке Стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020). К концу 2003 года был создан итоговый документ, в разработке которого участвовали белорусские ученые, специалисты-практики из разных сфер народного хозяйства, представители общественных, в том числе – неправительственных организаций. Основное внимание разработчиков Национальной стратегии устойчивого развития было сосредоточено на ее гуманистической сущности.
Создание необходимых условий для повышения уровня и качества жизни всех категорий населения с одновременной активизацией их собственных усилий в этом направлении – это сложная система регулируемых государством мероприятий, осуществляемых в сфере экономики, политики, в области культуры и образования. Успех в их реализации обеспечивает, в конечном итоге, эффективность социальной работы.
2. Формирование и совершенствование социальных отношений как одна из важнейших задач теории и организации социальной работы
Хотя каждый человек индивидуален, уникален, вне социума, вне общества он не живет и жить не может. Он индивидуален именно в социуме, в системе тех отношений, взаимодействий, которые складываются в данном обществе. Эти связи весьма многообразны и осуществляются на разных уровнях: на уровне индивида, группы, класса, нации и т.д., а также внутри социальных образований. Они складываются в процессе экономической, социальной, политической, духовной деятельности людей, образуя определенные виды человеческого общения, взаимодействия, определенные виды социальных систем, которым присущи свои механизмы регулирования этих взаимодействий, взаимоотношений.
В научной литературе широко обсуждается вопрос соотношения двух понятий, отражающих сущность взаимодействия, взаимоотношений людей в процессе их жизнедеятельности. Это – общественные отношения и социальные отношения.
Большинство авторов принимают позицию, изложенную М.Н. Руткевичем, и рассматривают социальные отношения как «аспект», «сторону» общественных отношений.
Что же представляют собой общественные отношения?
Общественные отношения характеризуются как многообразные связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной деятельности. Они изменяются в процессе развития общества как в пределах одной формации, так и при переходе от одной общественной формации к другой.
Общественные отношения являются важнейшим специфическим признаком общества, делают общество системой, объединяют индивидов и их разрозненные действия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено. Содержание и уровень общественных отношений может быть самым разнообразным, так как во взаимоотношения по самым разнообразным проблемам могут вступать самые различные социальные образования: от индивида до больших человеческих сообществ.
Общественные отношения – форма деятельности людей. Они носят надличностный характер, выражают не сугубо личностное положение человека, а, скорее, взаимодействие социальных ролей, которые выполняет человек, т.е. общественные отношения объективно обусловлены, они связывают индивида с группой, обществом, являются средством включения индивида в общественную практику, социальность. Общественные отношения, порождаемые деятельностью реальных людей, существуют как формы, алгоритмы этой деятельности. Но, возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определенность.
Общественные отношения рассматриваются как определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества [100, с. 510].
В чем же специфика социальных отношений в сравнении с общественными?
М.Н. Руткевич рассматривает социальные отношения как отношения, определяемые положением людей и групп в социальной структуре общества; стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства; социальные отношения всегда присутствуют в экономических, политических и других отношениях, но не исчерпывают их.
Как видим, акцент делается на социальном характере положения людей, т.е. их статусе, равенстве, неравенстве, условиях жизни, на том, что они (социальные отношения) вплетены во все другие отношения, но как самостоятельные – они связаны с социальной сферой жизни общества.
В социальной сфере удовлетворяются жизненные потребности членов общества, складываются социальные отношения и именно на этой основе осуществляется социальное воспроизводство социальных групп и индивидов.
Что же из себя представляет социальная сфера? Каково ее содержательное наполнение, какова структура?
Социальную сферу представляют как «пространство воспроизводства реальной повседневной жизни, развития и самоосуществления общественных субъектов»… Социальная сфера – одна из основных сфер общества (наряду с экономической, политической, духовной). Социальная сфера характеризуется определенной самостоятельностью, целостностью, наличием собственных внутренних законов развития – таких, как законы социального сравнения, социальных перемещений, динамики социальной активности, развития социальной структуры и др. В процессе повседневной жизни, реализации внутренних законов сферы, удовлетворения потребностей люди вступают в определенные отношения (социальные отношения), создают необходимые институты (социальную инфраструктуру). Все это и составляет социальную сферу.
В социальной сфере (как и в других сферах жизни человека) производятся соответствующие социальные ценности, главным источником которых выступает труд. К социальным ценностям следует отнести прежде всего жизнь человека как таковую, физическое и психическое здоровье, интеллектуальную и нравственную культуру, социально-политическую ответственность, гражданственность, патриотизм и т.д.
Говоря о самостоятельности, целостности социальной сферы, не следует представлять ее как нечто обособленное. Точно также как, скажем, экономика «проникает» во все другие сферы общества, также и социальное как продукт социальной сферы (или относящееся к социальной сфере) присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Главное отличие социального – человекозащитное, гуманистическое содержание, его присутствие в воспроизводстве и изменении социальных связей между людьми, условий и образа их жизнедеятельности, в формировании и удовлетворении их жизненных потребностей. Социальный менеджмент (как и социальная политика) преследует цель всестороннего утверждения социальных ценностей, обеспечения полноправной жизни личности в социуме, тем самым обогащая, совершенствуя всю социальную сферу и социальную среду.
Если попытаться структурировать социальную сферу, то в качестве ее компонентов можно выделить прежде всего людей, (социальную структуру общества) с их потребностями, интересами, социальными ценностями и качествами; во-вторых, социальные системы (соответствующие территориальные образования, организации, коллективы и т.д.), с помощью которых (или внутри которых) реализуются социальные потребности; в-третьих, взаимодействия, отношения людей (классов, групп), в которые они вступают в процессе удовлетворения своих потребностей; в-четвертых, принципы, условия, законы внутреннего развития социальной сферы и ее составляющих, правила разрешения проблем, возникающих в социальных отношениях.
Анализ состояния социальной сферы можно осуществить по следующим направлениям: 1) комплекс условий труда, быта и досуга; 2) степень доступности культурных благ и услуг (образование, информация, литература, искусство и т.д.); 3) гарантии жизнеобеспечения и безопасности людей, включая охрану здоровья, социальную защиту, трудоустройство, защита прав и достоинств личности и др.; 4) возможности (открытость путей) социальных перемещений и жизненного самоопределения – от выбора профессии и места жительства до повышения квалификации, профессионального продвижения, открытия собственного дела, занятия тех или иных рабочих мест и должностей в соответствии со способностями, уровнем подготовленности и отношением к делу; 5) реальное участие в управлении, социальном контроле, обсуждении и принятии решений и т.д.
Итак, реальной формой отношений в социальной сфере выступает удовлетворение человеческих потребностей. Однако вопрос в том, каким способом каждый из субъектов удовлетворяет эти потребности, не наносит ли ущерба другим людям, удовлетворяя свои, может быть, и не всегда разумные потребности? Не рождает ли это социальных конфликтов, не увеличивает ли количество тех, кто станет нуждаться в социальной защите.
Иными словами – знание состояния социальных отношений дает ключ к дифференциации технологий организации – социальной защиты, поиску наиболее эффективных форм и методов удовлетворения потребностей социальных групп и личностей.
И здесь в систему факторов эффективного социального влияния вплетается такое понятие (и явление), как социальная среда, необходимость учитывать особенности ее составляющих.
Социальная среда – это окружающий человека социальный мир, который включает в себя общественные (материальные и духовные) условия, общественные отношения, а также группы людей, среди которых человек живет. В реальной жизни человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями может видоизменять эту среду, а вместе с ней развивать и самого себя, свою сущность.
Социальная среда имеет структуру: можно выделить следующие структурные компоненты социальной среды: а) общественные условия жизни людей; б) социальные действия людей; в) их отношения в процессе совместной деятельности и общения; г) социальные общности, в которые люди объединяются.
Социальная среда – явление сложное, многоуровневое, многоаспектное. Можно говорить о макросреде и микросреде. Макросреда – экономическая, социальная, политическая и духовная система отношений. Микросреда – непосредственное социальное окружение человека – семья, неформальная группа, трудовой, учебный коллектив.
Для успешной организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты важно иметь конкретное представление о видах социальной среды, которые выделяются по разным основаниям. В социологической литературе в качестве оснований и видов социальной среды рассматриваются следующие:
а) по степени общности – человечество в целом как планетарная общность; общественно-экономическая формация; государство; класс; нация; общественная организация; самодеятельное объединение граждан; трудовой коллектив;
б) по целям и способам действия – производственно-трудовая, учебно-воспитательная, общественно-политическая, культурно-просветительная, спортивная, военная, религиозная, семейно-бытовая и т.д.;
в) по территориальному признаку – макросреда общества, крупного региона, микросреда города, района, села и т.п.;
г) по национально-этническому признаку – нация, народность, землячество, национальное объединение;
д) по демографическим характеристикам – мужская, женская, юношеская, детская, смешанная (люди разных полов и поколений);
е) по способам воздействия на личность – экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, религиозная;
ж) по социальному вектору гуманного (антигуманного) воздействия на личность – обучающая, воспитывающая, манипулирующая, конформирующая, разлагающая, перевоспитывающая, упражняющая;
з) по социальной направленности формирующего влияния – социальная, антисоциальная, девиантная;
и) по отношению к прогрессу общества и развитию индивида, социальной группы – позитивная, нейтральная, негативная.
Как видим, оснований может быть достаточно много и видов социальной среды – также. Но первичное влияние на судьбы людей оказывает, естественно, семья. И это важно для распознания социальных проблем того или другого индивида, группы, для результативности социального менеджмента в системе социальной защиты.
В практической деятельности это означает, что:
Во-первых, менеджер социальной сферы, социальный работник обязан учитывать наличие сложившихся социальных отношений между людьми до кризиса, во время кризиса и отношений, сложившихся после преодоления кризиса.
Во-вторых, видеть и учитывать роль социальных институтов (позитивную и негативную), создавших определенные «правила игры», закрепивших определенные механизмы социальных отношений.
В-третьих, учитывать последствия современного развития общества, явления массовой урбанизации, миграционных процессов, а также явления экологического порядка и др.
социальный отношение проблема эффективность
3. Актуализация содержания и проблем социального управления и социальной работы
Современная картина мира претерпевает огромные изменения, которые не могут не отражаться так или иначе на всех сферах жизни и деятельности населяющих планету людей. Исследователи отмечают, что в современном мире осуществляется колоссальная по масштабам и глубине техническая революция, происходят коренные изменения во взаимодействии между обществом и природой. Эти гигантские сдвиги в конечном счете сочетаются с предопределенными ими же мощными интеграционными процессами, нарастающими на всех уровнях: от отдельных хозяйственных очагов в разных странах до субконтинентов (Западная Европа, Северная Америка, Южная Америка, Юго-Восточная Азия и др.). Одновременно с указанными кардинальными изменениями (и в большей мере на их побудительной основе) во всем мире идет демократизация общественной жизни, обновляются социально-классовые отношения, в которых непримиримые противостояния сдерживаются постепенным распространением реалистичного социального партнерства. В нашей стране происходит активный поворот от административно-плановой модели экономики к рыночно-предпринимательской, в системе социальной защиты складывается обновленная национальная модель, направленная на гуманизацию и стабилизацию социальных отношений.
Перемены в экономической, политической, социальной, духовной жизни влекут за собой изменения в организации и управлении соответствующими отраслями, в том числе и социальной сферой.
Современной организационно-управленческой деятельности в социальной сфере характерны следующие тенденции:
1. Интернационализация или взаимопроникновение теоретических идей и практического опыта, которые стали возможными в результате издания значительного количества работ по этим проблемам, распространения программ обучения социальному менеджменту и социальной работе, широких международных контактов ученых и практиков, создания международных систем информации, активизации деятельности международных неправительственных организаций. Перед организационно-управленческой наукой и практикой в этих условиях возникает немало проблем. Важнейшая из них, – уяснение того, что есть общее и особенное в управлении и социальной защите, какие закономерности, формы, методы организационно-управленческой деятельности являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкретных условий разных стран, в чем состоят особенности национального стиля в социальной деятельности, в организационном поведении, насколько эти особенности важны для достижения желаемых результатов в экономической и социальной сферах.
2. Усиление внимания к различным формам демократизации организационно-управленческой деятельности. Сегодня демократизация претендует на одно из важнейших мест в научной и практической проблематике. Мотивация работников посредством собственно организационно-управленческой деятельности занимает центральное место в «новой философии» управления. Суть ее сводится к следующему: децентрализация принятия решений; добровольное активное сотрудничество персонала и администрации; гуманизация и демократизация процесса труда и отношений; обеспечение личной свободы и независимости; создание условий для личного совершенствования. Акцент делается на консенсус, партнерство. И здесь важно преодолеть старые подходы, стереотипы, сложившиеся в прежний период, развить и утвердить взгляд на социальный менеджмент и социальную работу как на комплексные проблемы и деятельность, объединяющую усилия различных, а точнее – всех служб социального комплекса.
3. Совершенствование всех сторон организационно-управленческой деятельности, включая техническое и технологическое обеспечение, развитие инновационных технологий. В материальной сфере речь идет об ориентации на выпуск наукоемкой конкурентоспособной продукции и получении прибыли по результатам ее реализации, о применении современных средств, обеспечивающих единство науки, техники, производства, потребления, а в итоге – удовлетворение потребителей в инновационном продукте. Инструментами выступают, рационализация организационных структур, форм, методов и средств управления на базе повышения качественного уровня всего потенциала организации – кадрового, информационного, технического и т.п. В полной мере это касается социальной сферы. Кроме того, речь идет о совершенствовании человековедческих технологий, использующихся в социальном менеджменте, новых формах организации работы по показанию помощи нуждающимся.
4. Совершенствование кадрового потенциала организационно-управленческой деятельности, пожалуй, следует рассматривать как актуальнейшую из актуальных проблем и тенденций: необходимы перемены по многим направлениям работы с кадрами, особенно с учетом грядущей информационной эры, в условиях которой формируется новая социальная группа – когнитариат, ее мощь основывается на использовании интеллекта, а не мускульной силы. Когнитариат, имеющий доступ к информации и наделенный высокой культурой, является ключевым ресурсом, эффективное использование и наращивание которого становится центральной задачей управления. Его социальная функция, согласно современным трактовкам, в том, чтобы непрерывно повышать роль и значение человека не только в интересах роста эффективности человеческой деятельности, но и для реализации заложенных в личности потенций саморазвития. Исходя из таких посылок, новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как стиль руководства, квалификация и управленческая культура сотрудников, мотивация их поведения и реакция на нововведения, существенно повышается значение организационной культуры, т.е. системы ценностей, норм поведения, установок, принятых в качестве ориентира в данной организации. В системе социального менеджмента особую значимость приобретают нравственно-этические нормы, качество человековедческих технологий, подготовка, переподготовка и развитие кадров социальных служб.
5. Необходимость дальнейшего развития организационно-управленческой науки. Эта тенденция и проблема имеет прямое отношение к организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты, развитию ее теории. Научная разработка этих проблем в современных условиях приобретает решающее значение. В структуре Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь функционируют специальные звенья, занимающиеся научно-информационным обеспечением социальной защиты населения, внедряются новые формы организации социальной работы.
6. Социальная работа все в большей мере приобретает системно-комплексный характер, требует усиления координационно-прогностической роли органов управления на всех уровнях системы социальной защиты Республики Беларусь. Для теории и практики социального менеджмента – это особая задача.
7. Актуальность приобретают проблемы организационно-управленческого обеспечения стандартизации и повышения качества социальных услуг. Определение стандарта как образца, своеобразного эталона в виде нормативно-правового документа, устанавливающего основные требования к качеству и объему социальных услуг, регламентирующего деятельность социальных служб в масштабах государства и его регионов, предусматривает разработку, принятие и контроль за соблюдением стандартов различных уровней – таких как международные стандарты; национальные (государственные); региональные; частные (локальные) стандарты, адекватные отдельным видам социального обслуживания; стандарты отрасли; стандарты социального учреждения и т.п. Стандарты законодательные (обязательность для выполнения службами и работниками), рекомендательные стандарты (научно-методические рекомендации, комплекс требований к качеству социальных услуг и др. технологические рекомендации и требования).
Итак, социальный менеджмент ощущает на себе те перемены, которые происходят в окружающем нас мире, в организационно-управленческой деятельности. Вместе с тем он имеет свою специфику, свои закономерности, принципы, свой субъект и объект, существенно отличающиеся от управленческой деятельности в других сферах.
Важным здесь является понимание того, что система современной социальной защиты включает: социальную защиту процесса формирования и развития личности; социальную защиту среды формирования и развития личности; социальную защиту прав человека; целевую социальную защиту, выражающуюся в разработке и реализации постоянных и краткосрочных соответствующих социальных программ и т.д. Каждое из этих направлений представляет собой достаточно сложный комплекс задач, мер, методик, и, конечно, действий социальных структур на разных уровнях.
4. Социальное партнерство как социальное явление: сущность и основные принципы
Идею и историю социального партнерстванеобходимо в тесной связи с цивилизационными процессами, развитием технико-экономической базы и ростом социально-культурного уровня народа. В системе трудовых отношений в индустриальных странах Европы в конце XIX – начале XX века созрели условия для воплощения идеи социального консенсуса. К этому времени легализовали свою деятельность профсоюзы, начало формироваться трудовое законодательство, нарастала необходимость переговорных процессов в сфере социально-трудовых отношений. В последнем были заинтересованы обе стороны: не только рабочие, но и предприниматели отреагировали на революцию 1917 года в России, на глубочайший экономический кризис 1929 года в странах Запада. Однако наиболее благоприятные экономические, политические, социальные, социально-психологические условия для эффективного функционирования социального партнерства сложились после второй мировой войны.
Развернутую концепцию социального партнерства создала Международная организация труда (МОТ). Она же стала высшим звеном регуляции трудовых отношений на мировом рынке труда, узаконив сам термин «социальное партнерство», получивший затем широкое научное и практическое признание.
В Конвенциях и Рекомендациях МОТ изложены основные правовые нормы, определяющие правовой статус всех субъектов социального партнерства и составляющие его правовую идеологию. Вкратце их можно свести к следующим моментам:
признание права профсоюзов на законодательную инициативу и равноправие социальных партнеров;
существование в государствах-членах МОТ арбитражных органов по разрешению социально-трудовых конфликтов;
создание в государствах-членах МОТ условий для обеспечения независимости социальных партнеров друг от друга, автономности их функций;
в действиях социальных партнеров отсутствует императив политических амбиций и идеологических установок.
В Конвенциях МОТ нашли отражение такие важнейшие проблемы, как свобода объединений, право на коллективные переговоры, содействие коллективным переговорам, коллективные переговоры и соглашения, примирение и арбитраж, консультации и сотрудничество между органами государственной власти и организациями трудящихся и предпринимателей на отраслевом и региональном уровнях.
Нормы Конвенций МОТ имеют обязательную юридическую силу только в случае их ратификации на государственном уровне в странах–ленах МОТ. По объему ратифицированных Конвенций судят о степени прогрессивности трудового законодательства и регулировании социально–рудовых отношений в стране.
Важную роль в системе социального партнерства, особенно при разработке национального законодательства, играют Рекомендации МОТ, хотя они не подлежат ратификации. Они затрагивают весьма существенные стороны жизнедеятельности трудовых коллективов.
Международная организация труда за годы своего существования и активной деятельности приобрела огромный опыт и авторитет, продолжает играть неоценимую роль в сглаживании социально-трудовых конфликтов, развитии и утверждениями лучших традиций социального партнерства во всех странах мира.
Социальное партнерство (в теории и на практике) рассматривается как специфический тип социальных отношений, направленных на достижение баланса в реализации основных социальных интересов важнейших социальных групп общества. Исторический опыт показывает, что интересы этих групп не могут совпадать, в своей основе они несовместимы (интересы предпринимателей-собственников и интересы наемных работников). Цель партнерства – достижение оптимального равновесия в реализации этих интересов. Это по своей сути – необходимое и выгодное для обеих сторон взаимодействие, исторически обусловленный компромисс интересов главных субъектов современных социально-экономических и нравственно-политических процессов, одно из основных условий социальной стабильности общества, в уровне которой определяющую роль играет степень обострения и характер противоречий межу работодателями и наемными работниками.
В системе принципов, на которых базируется социальное партнерство, особое место принадлежит принципам экономического партнерства. Достижение справедливости в социальном партнерстве возможно на основе соблюдения следующих принципов:
каждый человек имеет от рождения право на жизнь, свободу, стремление к счастью и на помощь общества в реализации этих прав; принцип равных возможностей для всех граждан не отделим от принципа личной свободы каждого гражданина;
без права собственности не может быть личной свободы; право собственности – неприкосновенно: законы о собственности не имеют обратной силы, а новые законы, существенно изменяющие права собственника, применимы только ко вновь создаваемой, или вновь обретаемой собственности.
каждый человек имеет от рождения обязанности перед обществом (социальную ответственность), объем которых и правила распределения определяются на основе демократического согласия едиными для всех законами и общественными потребностями;
преимущественным способом реализации социальной ответственности является уплата налогов; в исключительных случаях может использоваться безвозмездный труд, оцениваемый денежным эквивалентом;
социальная ответственность гражданина, не обладающего собственностью, определяется только полом, возрастом и состоянием здоровья;
всякий гражданин, обладающий значительной собственностью, имеет дополнительную социальную ответственность;
полноправным гражданином может считаться только тот, кто честно и полно исполняет свои социальные обязанности;
полноправный гражданин гарантированно пользуется благом неограниченной экономической свободы в рамках действующих законов; все ограничения экономической свободы носят исключительный характер: гражданам и нижнему уровню управления по отношению к верхнему разрешено все, что не запрещено, верхнему уровню управления запрещено все, на что не получено законодательного разрешения;
общество не может существовать, а тем более выполнять обязательство перед гражданами без общественного достояния, созданного Природой или трудом предыдущих поколений; каждый полноправный гражданин является, при своей жизни, равноправным и равноответственным совладельцем общенародного достояния: расходы на сохранение и увеличение общенародного достояния и доходы или блага от его использования равно распределяются на всех граждан;
никто персонально по собственному желанию не может получить своей доли общенародного достояния: отказавшись от российского гражданства или умирая, гражданин безоговорочно оставляет свою долю народу Российской Федерации; решения о перераспределении общенародного достояния могут быть приняты только на основе референдума;
никто не может стать собственником чего-либо, что создано Природой и не может быть отделено от окружающей среды без неприемлемых последствий; право отделить что-либо от природной среды в личную, частную или коллективную собственность может возникнуть только на основе соглашения с Обществом, достигаемого демократическим путем;
справедливы лишь два способа получения права собственности: создание объекта собственности и добровольное соглашение с законным собственником; если собственником является народ какого-нибудь региона, такое соглашение может быть узаконено только референдумом этого региона;
каждый, кто хочет стать собственником изъятых из Природы ресурсов, должен купить это право у народа и, после этого государство не вмешивается в процесс законного использования приобретенных таким образом ресурсов, если это не представляет угрозы здоровью граждан, сохранению природной среды или безопасности государства;
каждый человек, выполняющий свои социальные обязанности, священно и неприкосновенно владеет продуктами своего труда, если при их создании не была использована чужая собственность; использование чужой собственности возможно только на основе свободного договора в рамках действующих законов;
наиболее справедливый договор, определяющий использование чужой собственности для производства, – оплата с учетом законных интересов собственника стоимости средств производства, переносимой в продукт труда, возможно также продажа рабочего времени собственнику средств производства в рамках, устанавливаемы законодательством;
самая справедливая мера труда и мера потребления – свободный договор равноправных партнеров, если ущерб наносимый гражданам, не участвующим в договоре, не выходит за рамки честной свободной конкуренции; правила честной свободной конкуренции определяются законами на основе демократического согласия;
свободный, полноправный гражданин, привлеченный к платному внеэкономическому служению обществу, имеет право на достойную его таланта и образования долю общественного продукта; если общественное служение потребовало овладеть навыками и знаниями, бесполезными в другой сфере, и овладевший не может в разумные сроки приобрести другие умения, это право не подлежит пересмотру, даже если отпадает необходимость служения; право на возмездное служение дается только по закону;
свободный, полноправный гражданин, посвятивший себя безвозмездному служению обществу, не имеет привилегий при своей жизни; он достоин увековечивания в памяти потомков;
поддержка государством отдельных граждан производится только на основе общеупотребительных законов; единственная справедливая причина возникновения персонального покровительства государством свободных граждан со стороны государства – особый талант.
Наряду с экономическими принципами выделяют т.н. частные принципы социального партнерства:
трехсторонность на основе трипартизма – представительства правительства, профсоюзов и предпринимателей;
равенство сторон на переговорах и недопустимость ущемления законных прав трудящихся и предпринимателей;
приоритетность примирительных методов и процедур в переговорах;
каждый последующий уровень коллективных соглашений (договор) не может ухудшать условий договора более высокого уровня и должен отличаться от предыдущего большей выгодой для трудящихся;
обязательность исполнения договоренностей;
доверие и доверительность в отношениях;
регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества;
ответственность за принятые обязательства.
С учетом того, что государство также является участником процессов социального партнерства следует рассмотреть основные принципы государственной службы, зафиксированные в Положении «О федеральной государственной службе» в Российской Федерации. Это – законность; обязательность решений вышестоящих государственных органов и должностных лиц для нижестоящих, подконтрольность и подотчетность государственных органов и государственных служащих; внепартийность государственной службы; равный доступ граждан к государственной службе; ответственность государственных служащих за неисполнение своих должностных обязанностей; социальная защищенности государственных служащих; стабильность государственной службы.
В российской научной литературе широко используется термин «система социального партнерства», под которым понимается:
совокупность постоянно и временно действующих двух-, трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений (федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия);
совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами и направленных на регулирование социально-трудовых отношений;
а также – соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности вышеуказанных органов и документов.
Итак, социальное партнерство можно рассматривать как идеологию цивилизованного общества рыночной экономики и как основу и необходимый инструмент строительства социально ориентированных государств.