Рефетека.ру / Математика

Контрольная работа: Общий курс высшей математики

Академия труда и социальных отношений

Курганский филиал


Социально-экономический факультет


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по дисциплине: «Общий курс высшей математики»


Студент гр. ЗМб 1338


Ст. преподаватель


Курган – 2009

Задание 03


В ромбе ABCD известны координаты вершин А и С и тангенс внутреннего угла С. Найти уравнения диагоналей и сторон, координаты двух других вершин, а также площадь этого ромба, если А(4,2), С(16;18), Общий курс высшей математики. Сделать чертеж.

Решение:

Зная координаты вершин А и С запишем уравнение диагонали АС как уравнение прямой, проходящей через две заданные точки:


Общий курс высшей математики

Общий курс высшей математики

12(y-2)=16(x-4);

12y-24=16х-64

16х-12у-40=0 /:4


4х-3у-10=0 – уравнение диагонали А С в форме общего уравнения прямой.

Перепишем это уравнение в форме уравнения прямой с угловым коэффициентом:


-3y=-10-4х;

3y=4x-10;

y=Общий курс высшей математики откуда k А С=Общий курс высшей математики


Так как в ромбе диагонали взаимно перпендикулярны, то угловой коэффициент диагонали BD будет равен


КВD = Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики


Само же уравнение диагонали BD найдем как уравнение прямой, проходящей через заданную точку в направлении, определяемом угловым коэффициентом КBD.

В качестве «заданной точки» возьмем точку Е пересечения диагоналей ромба, которая лежит на середине отрезка АС, вследствие чего:


Общий курс высшей математики

Общий курс высшей математики

Е (10;10)


Итак, уравнение диагонали BD запишем в виде


у – yE= КВD (x-xE)

y-10=Общий курс высшей математики (x-10);

y-10=Общий курс высшей математикиx+Общий курс высшей математики /Общий курс высшей математики 4

4у-40=-3х+30

3х+4у-70=0 – уравнение диагонали BD


Чтобы найти уравнение сторон ромба, надо определить только угловые коэффициенты КАВ = КCD и КВС = КAD прямых, на которых эти стороны лежат, ибо точки, через которые эти прямые проходят, известны – это вершины А и С ромба.

Для определения указанных угловых коэффициентов воспользуемся формулой Общий курс высшей математики, позволяющей вычислять тангенс угла φ между двумя заданными прямыми по их угловым коэффициентам К1 и К2; при этом угол φ отсчитывается против часовой стрелки от прямой у = К1х + b1 до прямой у = К2х + b2. Формула оказывается удобной, потому что уравнение диагонали АС уже найдено (и, следовательно, известен ее угловой коэффициент КАС), а положение сторон ромба относительно этой диагонали однозначно определяется внутренними углами А и С, которые равны между собой и для которых по условию известен их тангенс (Общий курс высшей математики).

Так диагонали ромба делят его углы пополам, то, положив Общий курс высшей математики из формулы Общий курс высшей математики для тангенса двойного угла при Общий курс высшей математики найдем tg φ:


Общий курс высшей математики


Положим z = tg φ; тогда Общий курс высшей математики, тогда


15 Общий курс высшей математики 2z = 8 (1-z2)

30z=8-8z2

8z2+30z-8=0 /:2

4z2+15z-4=0

D=152-4Общий курс высшей математики 4Общий курс высшей математики (-4)= 225+64=289

z1=Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики;

z2=Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики


Но т.к. угол в ромбе φ всегда острый корень z2=-4 отбрасываем и получаем в итоге, что tg φ =Общий курс высшей математики

Угол φ является углом между прямыми ВС и АС, с одной стороны, и прямыми АС и CD – с другой (см. чертеж).

Потому в первом случае по формуле Общий курс высшей математики имеем Общий курс высшей математики

откуда при Общий курс высшей математики то получим


Общий курс высшей математики

4(Общий курс высшей математики)=1+Общий курс высшей математики;

Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики /Общий курс высшей математики3

16-12 KBC=3+4KBC;

16 KBC=13;

KBC=Общий курс высшей математики


Во втором случае по формуле Общий курс высшей математики имеем Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики;

При КАС =Общий курс высшей математики получим:


Общий курс высшей математики;

4(KcD-Общий курс высшей математики)=1+Общий курс высшей математикиKcD;

4KcD-Общий курс высшей математики=1+Общий курс высшей математики KcD / Общий курс высшей математики3;

12KcD-16=3+4KcD;

8KcD =19

KcD= Общий курс высшей математики


Так как противоположные стороны ромба параллельны, то тем самым мы определили угловые коэффициенты всех его сторон.


КCD = KAB =Общий курс высшей математики ;

KBC = KAD = Общий курс высшей математики.


Зная теперь эти угловые коэффициенты и координаты вершин А и С, по уже использовавшимся выше формулам найдем уравнения прямых АВ, CD, BC и AD.

Уравнение АВ: у – уA = KA B (х – хA),


у -2 = Общий курс высшей математики (х-4) /Общий курс высшей математики8;

8у-16=19х-76;

19 х-8 у-60=0.


Уравнение CD: у – уC= КCD(х – xC)


у -18= Общий курс высшей математики( х-16) / Общий курс высшей математики8;

8у -144=19х-304;

19 х-8 у-160=0.


Уравнение ВС: у – уC= КBC ( х xC);


у -18=Общий курс высшей математики( х - 16);

у - 18=Общий курс высшей математики х – 13 / Общий курс высшей математики16;

16у -288 = 13х - 208;

13х -16 у +80=0


Уравнение AD: у – уA = КAD( х -xA);


у -2=Общий курс высшей математики( х -4);

у -2=Общий курс высшей математики х - Общий курс высшей математики /Общий курс высшей математики16;

16у -32= 13х-52;

13х-16у-20=0


Вершины ромба являются точками пересечения его соответствующих сторон. Поэтому их координаты найдем путем совместного решения уравнений этих сторон.

Общий курс высшей математики

19х -8у -60 = 0 / Общий курс высшей математики (-2)

13х -16у +80= 0

Общий курс высшей математики-38х+16у+120=0

13х-16у+80=0

-25х = - 200

х = 8

13 Общий курс высшей математики 8 -16у+80=0

104-16у+80=0

16у=184

у=11,5 т.В (8;11,5)


Для вершины D:


Общий курс высшей математики19х -8у +-160 = 0 /Общий курс высшей математики (-2)

Общий курс высшей математики13x - 16 y – 20 = 0

-38х + 16у +320 = 0

13x - 16 y – 20 = 0

-25х = - 300

х=12

13 Общий курс высшей математики 12 - 16у-20 = 0

156 -16 у-20=0

16у – 136

у=8,5 т.D (12;8,5)


Координаты этих точек удовлетворяют ранее найденному уравнению 3х + 4у - 70 = 0 диагонали BD, что подтверждает их правильность.

Площадь ромба вычислим по формуле S = Ѕ d1d2, где d1 и d2 – диагонали ромба.

Полагая d1 = |АС|, а d2 = |BD|, длины этих диагоналей найдем как расстояния между соответствующими противоположными вершинами ромба:


d1 = Общий курс высшей математики

d2 = Общий курс высшей математики


В итоге площадь ромба будет равна S =Общий курс высшей математики ∙ 20 ∙ 5 = 50 кв.ед.

Ответ:


АС: 4х - 3у - 10 = 0;

BD: 3х + 4у - 70= 0;

АВ: 19х -8у -60 = 0;

CD:19 х -8у - 160 = 0;

ВС: 13х -16у + 80 = 0;

AD: 13х -16у – 20=0;

В (8;11,5);

D (12; 8,5);

S = 50 кв.ед.


Задание 27


Найти предел


а) Общий курс высшей математики


Решение:

а) Функция, предел которой при х→ 2 требуется найти, представляет собой частное двух функций. Однако применить теорему о пределе частного в данном случае нельзя, так как предел функции, стоящей в знаменателе, при х→ 2 равен нулю.

Преобразуем данную функцию, умножив числитель и знаменатель дроби, находящейся под знаком предела, на выражение Общий курс высшей математики, сопряженное знаменателю. Параллельно разложим квадратный трехчлен в числителе на линейные множители:


Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=

Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=

Общий курс высшей математики

2 х 2 - 3 х - 2=0

D=3 2 -4Общий курс высшей математики2Общий курс высшей математики(-2)=9+16=25

х1 =Общий курс высшей математики= Общий курс высшей математики=2;

х2 = Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики= -Общий курс высшей математики

Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=

Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=12,5


Ответ: 12,5


б) Общий курс высшей математики


Умножим числитель и знаменатель дроби, стоящей под знаком предела, на выражение, сопряженное к знаменателю:


Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=

Общий курс высшей математики=

Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=

Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики+Общий курс высшей математики=

Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математикиОбщий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики


Найдем каждый сомножитель.


Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики

Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики+Общий курс высшей математики)=(Общий курс высшей математики=1+1=2.

Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики


Предел Общий курс высшей математики есть первый замечательный предел.

Таким образом.

Общий курс высшей математики после замены t=3x будет равен Общий курс высшей математики=3

Аналогично Общий курс высшей математики=5

Получим


Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики

Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики1


В итоге получим: Общий курс высшей математики

Ответ: Общий курс высшей математики


в) Общий курс высшей математики


Преобразуем основание данной функции:


Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математикиОбщий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики


Ведем новую переменную t= Общий курс высшей математики, тогда Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики


t (4x-1) = 2

4xt – t = 2

4xt =2 + t

x=Общий курс высшей математики

x=Общий курс высшей математики


Заметим, что предел функции t при x → ∞ равен нулю т.е t → 0 при x → ∞. Следовательно


Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=

=Общий курс высшей математики


Воспользуемся теоремой о пределе произведения, следствием теоремы о пределе сложной функции, вторым замечательным пределом получим.


Общий курс высшей математики


Ответ: Общий курс высшей математики


г) Общий курс высшей математики


Представим выражение под знаком предела в виде


Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=

Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики=Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики=

Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики


Найдем значение каждого предела:


Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=1

Общий курс высшей математики= - ln e следствие из второго замечательного предела.

Общий курс высшей математики=3Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики=3 Общий курс высшей математики1=3


В итоге получим


Общий курс высшей математики=1Общий курс высшей математики= Общий курс высшей математики= Общий курс высшей математики


Ответ: Общий курс высшей математики


Задание 50


Найти производную функции


а) Общий курс высшей математики


Решение:

при решении будем применять правила дифференцирования частного произведения и сложной функции.


Общий курс высшей математики=

Общий курс высшей математики

Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=

Общий курс высшей математики=

Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики

б) Общий курс высшей математики

Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики+Общий курс высшей математики

Общий курс высшей математики+Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики+Общий курс высшей математики=

= Общий курс высшей математики+Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики+Общий курс высшей математики

Общий курс высшей математики

в) Общий курс высшей математики


Решение:


Общий курс высшей математики

Общий курс высшей математики

Общий курс высшей математики

Общий курс высшей математики

Общий курс высшей математики

Общий курс высшей математики

Общий курс высшей математики

Общий курс высшей математики

г) Общий курс высшей математики

Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=

Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики-

Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики- Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики-

-Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики-

Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=

Общий курс высшей математики


Задание 73


Вычислить приближенное значение функции f (x) = ln Общий курс высшей математики в точке x1 заменив приращение функции в точке х0 = 0 ее дифференциалом. Если известно a=8; b=13; c=21;x1=0.013

Решение:

Если приращение аргумента ∆х = х1 – х0 достаточно мало по абсолютной величине, то приращение функции ∆f = f (x1) – f (x0) приближенно равно дифференциалу функции df. Поэтому справедлива формула


f (x0 + ∆x) ≈ f (x0) + f / (x0) ∆x.


Для вычисления приближенного значения функции у = ln Общий курс высшей математики в точке х1 = 0,013 вычислим производную этой функции в точке х0 = 0:


f / (x) = Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики Общий курс высшей математики=

Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики

f / (x) = f / (0) = Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=-1


Подставив в формулу получим; f (0,013) Общий курс высшей математики=-0,013

Ответ: -0,013


Задание 96


Исследовать функцию Общий курс высшей математики и построить ее график.

Решение

1. Область определения данной функции – вся числовая ось, то есть интервал (-∞; +∞), так как выражение


f (x) = Общий курс высшей математики


в правой части аналитического задания функции имеет смысл при любом действительном х.

2. Как элементарная функция, данная функция является непрерывной в каждой точке своей области определения, то есть в каждой точке числовой оси.

3. Найдем все асимптоты графика данной функции.

Вертикальных асимптот график данной функции у = f (x) не имеет, поскольку последняя непрерывна на всей числовой оси формула

Для отыскания наклонной асимптоты при х→ +∞ вычислим следующие два предела k = lim y/x и b = lim (y – kx)

Если оба они существуют и конечны, то прямая у = kx + b является наклонной асимптотой при х→+∞ графика функции у = f (x)

Прежде чем обращаться к вычислению указанных пределов, напомним тождество √х2 = |х| (1), из которого следует, что при x > 0 √х2 = х ,

а при х < 0 √х2 = -х или х = -√х2 (2)

Приступая к вычислению первого предела, разделим числитель и знаменатель дроби на х2, затем воспользуемся равенством (1) и основными свойствами предела:


k=Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики=Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики=Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики=Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики=Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики=

Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=0


Для вычисления второго предела разделим числитель и знаменатель дроби на х и, действуя далее аналогично тому, как и при вычислении первого предела, получим:

b =Общий курс высшей математики(y – kx)= Общий курс высшей математики y =Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики= Общий курс высшей математики Общий курс высшей математики=

Общий курс высшей математикиОбщий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=3


Следовательно, прямая у = 3 является наклонной асимптотой графика данной функции при х→+∞ (поскольку угловой коэффициент k этой прямой равен нулю, то такую наклонную асимптоту называют также горизонтальной при х→+∞.

Для отыскания наклонной асимптоты при х→ -∞ вычислим пределы k1 = lim y/x и b1 = lim (y – kx)

Если оба они существуют и конечны, то прямая y = k1x + b1 является наклонной асимптотой при х→-∞

Для вычисления этих пределов используем те же приемы, что и выше, учитывая только на сей раз вместо равенства (1) равенство (2). Теперь, в частности, для отрицательных значений аргумента имеем:

Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=-Общий курс высшей математики=-Общий курс высшей математики и следовательно, k1 = 0, b1 = -3, то есть наклонной (горизонтальной) асимптотой при х→-∞ на сей раз является прямая у = -3

4. Найдем точки пересечения графика данной функции с осями координат и установим участки ее знакопостоянства.

Для отыскания абсцисс точек пересечения графика с осью ОХ решим уравнение Общий курс высшей математики=0

Его единственным решением, очевидно, является х = Общий курс высшей математики Причем, в силу положительности знаменателя при любом х ясно, что f(x)>0 при х>Общий курс высшей математики f(x)<0при х < Общий курс высшей математики

Таким образом, точка А (Общий курс высшей математики; 0) является единственной точкой пересечения графика функции с осью ОХ, а для х из интервалов (-∞; Общий курс высшей математики) и (Общий курс высшей математики; +∞) соответствующие точки графика функции расположены, соответственно, ниже и выше оси абсцисс.

Точка пересечения графика функции у = f (x) с осью ОУ – это всегда точка (0; f(0)), если только нуль входит в область определения функции. В нашем случае: f (0) =Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=-Общий курс высшей математики=-2,24 такой точкой является В(0;-2,24).

5. Приступим теперь к отысканию точек экстремума данной функции и участков ее монотонности.

Вычислим сначала ее производную:


у=Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=

Общий курс высшей математики

=Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики


Решая уравнение у/ = 0, получим единственный корень производной:

5(3+х) = 0 х=-3

Таким образом, необходимое условие экстремума выполняется лишь в точке х = -3. Эта точка разбивает ось абсцисс на два интервала (-∞;-3) и (-3; +∞) знакопостоянства производной.

Для определения знака производной в каждом интервале (пользуясь ее непрерывностью) определим знак производной в одной какой-либо точке каждого интервала. Так как


f/(-1) = Общий курс высшей математики< 0 и f/(2) = Общий курс высшей математики = Общий курс высшей математики >0


то заключаем, что функция убывает на интервале (-∞;-3) и возрастает на интервале (-3; +∞), и значит точка х = -3 является точкой минимума данной функции.

Значение функции в этой точке (то есть минимум функции) равно


f (-3) = Общий курс высшей математики =Общий курс высшей математики=-Общий курс высшей математики=-3,74

С (-3;-3,74)


6. Наконец, обратимся к исследованию данной функции на выпуклость, вогнутость и существование точек перегиба.

С этой целью найдем производную второго порядка данной функции:


у=(у)//=Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=

Общий курс высшей математики= Общий курс высшей математики=

=Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики


Решим затем уравнение у// = 0, эквивалентное квадратному уравнению:


Общий курс высшей математики

Общий курс высшей математики

Общий курс высшей математики

Общий курс высшей математики


его корни: х1 = -5; х2 = 0,5 , которые разбивают область определения функции на три интервала знакопостоянства второй производной: (-∞; -5), (-5; 0.5), (0.5; +∞).

Для определения знака производной второго порядка в каждом из этих интервалов определим ее знак в какой-либо точке соответствующего интервала:


f//(-6) = Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики < 0

f//(0) =Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики > 0

f//(2) =Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики < 0


Из полученных неравенств вытекает, что график функции является вогнутым на интервале (-5; 0.5), и выпуклым на интервалах (-∞; -5) и (0.5; +∞) и значит точки D (-5; f(-5)) и Е (0.5; f(0.5)), являются точками перегиба графика данной функции. Осталось найти ординаты этих точек:


f (-5) =Общий курс высшей математики=Общий курс высшей математики= Общий курс высшей математики ≈-3,65

f (0.5) = =Общий курс высшей математики =Общий курс высшей математики ≈ -1,53


Точки D(-5;-3,65) и E(0,5; -1,53)

Учитывая результаты полного исследования, соединим непрерывной кривой все ранее отмеченные точки предварительного чертежа так, чтобы эта кривая слева и справа неограниченно приближалась к асимптотам у=-3 и у=3


Список использованной литературы:


1 Данко. П.Е. Попов А.Г., Кожевникова Т.Я., Высшая математика в упражнениях и задачах. Учебное пособие для вузов.М.: ОНИКС 21век, 2002.- 304 с.

2 Кремер Н.Ш. Высшая математика для экономистов: учебник для студентов вузов по экономическим специальностям. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-479 с.

3 Коломогоров А..Н., Абрамов А..М., Дудницын Ю.П.. Ивлев Б.М., Шварцбурд С.И. Алгебра и начала анализа:Учебник .М.: Просвещение, 1993.-320 с.

4 Кудрявцев Л.Д. курс математического анализа: Учебник для студентов вузов. М.: высшая школа, 1989.-352 с.

Похожие работы:

  1. • Методические материалы по учебной дисциплине "Высшая ...
  2. • Высшая математика для менеджеров
  3. • Решение задач линейного программирования транспортной ...
  4. • Аксиоматика теории вероятностей
  5. • Нахождение минимальных затрат при распределении ...
  6. • Транспортная задача линейного программирования
  7. • Методические указания и контрольные задания для ...
  8. • Транспортная задача линейного программирования
  9. • Решение транспортных задач
  10. • Математические методы в решении экономических задач
  11. • Решение задач линейного программирования
  12. • Системы и структуры Франции, Германии и Молдовы
  13. • Бухгалтерское образование в России: настоящее и ...
  14. • Деловые игры в экологии
  15. • Р.Т. Галусарьян. Сборник задач и упражнений по курсу ...
  16. • Элективные курсы по математике в профильной школе
  17. • Основы высшей математики
  18. •  ... компьютерного тестирования в обучении высшей математике
  19. • Проблемы гуманитаризации математического образования
Рефетека ру refoteka@gmail.com