МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ, УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА
Курсовая работа
по дисциплине: «Макроэкономика»
на тему: «Проблемы функционирования налоговой системы России. Основные направления налоговой политики»
2009 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы функционирования налоговой системы России
Налоговая система: исторический аспект
Классификация и функции налогов
Принципы построения налоговой системы России
1.4 Недостатки налоговой системы
Глава 2. Основы функционирования налоговой системы в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Характеристика налоговой системы РФ
2.2 Основные виды налогов
2.3 Анализ развития налоговой системы
Глава 3. Налоговая политика России на современном этапе
3.1 Результаты налоговой реформы России
3.2 Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России
3.3 Основные направления налоговой политики
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому необходимо чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Таким образом, актуальность темы обуславливается важностью и необходимостью совершенствования налогообложения, реформирования налоговой системы, формирование и развитие налоговой культуры населения, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики.
Цель работы: выявление основ функционирования налоговой системы и перспективы развития налоговой политики России на современном этапе.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решались следующие задачи:
Изучить развитие и принципы построения налоговой системы России;
Рассмотреть недостатки налоговой системы России;
Провести анализ развития налоговой системы;
Выявить результаты налоговых реформ России;
Отметить основные направления налоговой политики России.
Глава 1. Налоговая система России
1.1 Налоговая система: исторический аспект
Своими историческими истоками налоги уходят в древний мир, когда существовали такие из них, как поземельные, промысловые, с торговли, и другие.
Налоги – исторически наиболее поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги называли “auxilia” (помощь) и собирали с граждан только в экстренных случаях. Но на содержание армии и постоянно возрастающего чиновничьего аппарата непрерывно требовалось все больше и больше денег, и налоги из временного превратились в постоянный источник государственных доходов.
Очень быстро налог стал явлением обыденным.
Летописи и другие исторические памятники свидетельствуют, что в нашем Отечестве налоги в разных формах взимались с населения с самых древних времен, т.е. с образования раннефеодального русского государства. Первые сведения о дани (сборе налогов) содержатся в «Русской правде». В то время русские князья брали оброк по числу лиц. Прямые налоги брались не только с жилья, но и с плуга, угодий и прочее.
До середины XVII в. основными были две категории пошлин: проезжие и торговые.
Иоанн III предпринял первые шаги по установлению правильного взимания налогов с населения, встретив главное препятствие – отсутствие переписи населения. Началась первая генеральная перепись населения, вторую осуществил Иван IV, а третью – царь Михаил Федорович. Разумеется, установлению единых правил по сбору всевозможных налогов, формированию налоговой системы и политики способствовал процесс образования Русского централизованного государства во главе с политическим центром – Москвой. Централизация власти повлияла на радикальное улучшение государственного хозяйства и одновременно вызвала необходимость в создании особых финансовых органов.
В царствование Екатерины II Манифестом 1775г. в Российской Империи было введено еще и Гильдейское налогообложение, которое предусматривало сбор с объявленного капитала. В то время существовало три гильдии для российского купечества, каждая из которых определялась уровнем капитала.
Фабриканты и заводчики не платили гильдейский налог, но с них брали особые сборы. Но если они производили торговлю продуктами своего производства, то платили гильдейскую подать, как все купцы.
Существенные изменения произошли в налоговой системе империи во время буржуазных реформ 60 – 70-х гг. XIX в., проводимых императором Александром II. Именно тогда появились публикации о госбюджете. Граф С.Ю.Витте, назначенный 30 августа 1892г. министром финансов, приступил к реорганизации системы государственного обложения как составной части денежной реформы. С конца 1892г. было осуществлено повышение косвенных налогов: на спирт, пиво, фосфорные спички, осветительные масла, табачные изделия. Одновременно понижены или отменены некоторые прямые налоги.
Так, в 1893г. был понижен поземельный налог в европейской России, а в 1898г. последовала отмена подушной подати в Сибири.
Каждому этапу развития России соответствовала налоговая система, выполняющая конкретные задачи социально-экономического развития.
В советский период при командно-административной системе налоги выполняли прежде всего фискальную и, в какой-то мере, социальную функции (акцизы на предметы роскоши, алкоголь и табак, дифференциация отчислений в фонд социального страхования в зависимости от условий труда в отрасли и т.д.). Налог на прибыль государственных предприятий не играл существенной роли, поскольку сама прибыль и ее распределение планировались централизовано, а инвестиции в основном выделялись из бюджета. Налоговые поступления в бюджет формировались в значительной степени за счет налога с оборота, который взимался лишь с потребительских товаров и являлся скрытой формой косвенного налога так же в скрытой форме, за счет принудительных поставок по низким ценам взимался налог с аграрного сектора.
Налоговый механизм, действовавший в командной экономике, обеспечивал изъятие в бюджет 45-50% ВВП. Таких понятий, как “собираемость налогов”, “налоговая преступность” практически не существовало. Однако в ходе либерализации экономической и политической жизни этот механизм постепенно деградировал, создавая предпосылки бюджетного кризиса конца 1980-х-начала 1990-х годов. В силу этого еще Министерством финансов СССР в конце 80-х годов начали прорабатываться проблемы формирования новой налоговой системы. Основной задачей ставился контроль за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами, полнотой внесения ими налогов в государственный бюджет. Первым шагом в организации деятельности налоговых органов на этом этапе явилось постановление Совета Министров СССР от 24 января 1990г. № 76 “О государственной налоговой службе”.
С 1991 года налоговая система в России создавалась практически заново. Отечественный опыт функционирования такой системы в рыночных условиях весьма невелик. В индустриально развитых странах существует огромный, причем теоретически осмысленный и обобщенный опыт взимания и использования налогов. Но он может быть использован лишь с учетом специфики экономических, социальных и политически условий современной России.
В силу этого можно утверждать, что налоговая система в России формировалась методом “проб и ошибок” под сильным давлением текущих и весьма неблагоприятных обстоятельств.
1.2 Классификация и функции налогов
Государство использует налоги для создания необходимого ему денежного фонда (государственного бюджета) и решения различных социально- экономических задач.
С учетом нового бюджетного устройства России в стране введена трехуровневая система налогов, которая состоит из федеральных налогов, региональных налогов, местных налогов. (прил.1)
Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливается законодательными актами РФ и взимаются на всей территории страны.
Региональные налоги также устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки по этим налогам определяются законами республик РФ или решениями органов государственной власти краев и областей.
Из местных налогов общеобязательными являются только три - налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Конкретные ставки этих налогов, взимаемых на всей территории РФ, определяются законодательными актами республик в составе РФ и решениями органов государственной власти административно-территориальных образований.
Оснований для классификации может быть несколько. Каждая из них имеет свое значение и практическое применение.
После возникновения государства потребовались средства для выполнения им тех или иных функций.
Функции налогов – это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны.
Основные функции налогов следующие:
Фискальная
Регулирующая
Контролирующая
Суть фискальной функции заключается в финансировании государственных расходов, в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
Из фискальной функции налогов вытекает их распределительная функция.
То есть происходит перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересах реализации крупных народнохозяйственных, социальных, научно-технических, экономических программ.
Регулирующая функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую систему.
Налоговое регулирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития.
Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п.
При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение.
Таким образом, здесь ярко выражена стимулирующая направленность функции, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Еще одна направленность регулирующей функции – социальная функция – поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
Особое место занимает воспроизводственное назначение, которое направлено на компенсацию и возмещение потребляемых ресурсов. Такую нагрузку несут в себе плата за воду, пользование природными ресурсами, отчисления на производство материально-сырьевой базы, в дорожные фонды.
Контролирующая функция позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины – своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.
Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств.
1.3 Принципы построения налоговой системы России
Принципы построения налоговых систем в целом не однозначны. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.
В совокупности принципов налогообложения, как историческом, так и в содержательном смысле, решающее значение принадлежит экономическим принципам, представляющим собой фундаментальные основы, обосновывающие целесообразность и значение налогов как экономического явления.
Экономические принципы формирования налоговой системы предопределяют возможности создания материальных условий для государственного регулирования воспроизводственного процесса посредством целенаправленного финансового воздействия на движение инвестиционных потоков, процессы накопления капитала и платежеспособный спрос населения.
При формировании налоговой системы важную роль играют правовые принципы. Исходя из тенденций развития налоговой системы, формулируются основные юридические принципы налогообложения:
1. Принцип юридического равенства налогоплательщиков.
Этот принцип означает общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом.
2. Принцип законности налогов.
Этот принцип означает, что физические и юридические лица обязаны платить лишь законно установленные налоги и сборы.
3. Принцип ограничения форм налогового законодательства.
Данный принцип ограничивает включение в “неналоговые” законы норм, изменяющих установленное налогообложение.
Организационные принципы налоговой системы определяют ее развитие и управление.
Налоговая система России призвана соответствовать следующим организационным принципам:
1. Принцип единства налоговой системы.
Этот принцип развивает одну из основ конституционного строя России - принцип единства экономического пространства и не допускает установление на территории России таможенных границ, сборов, неустановленных законом налогов, нарушающих единство этого пространства. Принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов.
2. Принцип достаточности и эластичности налоговой системы.
Этот принцип дает возможность государству изымать у плательщиков объем ресурсов, необходимый для выполнения общественно значимых функций. Кроме того, по мере изменения общественно-политической и экономической ситуации, государство должно иметь возможность оперативно реагировать и изменять налоговое бремя.
3. Принцип стабильности.
В соответствии с этим принципом, налоговая система должна обеспечить достаточно долговременные ориентиры для деятельности физических и юридических лиц, способствовать нормальной хозяйственной деятельности, во многом определяющей инвестиционную активность субъектов рынка.
Этот принцип отвечает интересам не только налогоплательщика, но также и государства.
4. Принцип множественности налогов.
Лишь наличие совокупности различных налогов и объектов налогообложения позволяет налоговой системе выполнять разнообразные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и другие.
Множественность налогов порождает эффект их взаимодополняемости, существенно увеличивающий стабильность функционирования налоговой системы.
Множественность налогов создает предпосылки проведения гибкой политики государством, более обновленного и дифференцированного подхода к налогоплательщикам.
Принцип множественности налогов противостоит идее “единого налога”. Единый налог - это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. Признавая положительные моменты этого налога, например, простоту исчисления и сбора, нужно отметить, что в чистом виде эта идея утопична и практически неприменима. Она не нашла признания и поддержки ни в одном государстве мира.
5. Принцип разделения налоговых полномочий между различными уровнями власти.
В федеративном государстве, каким является Российская Федерация, полномочия в сфере налогообложения не могут быть сосредоточены исключительно у федерального центра. Невозможно вести речь о реальной самостоятельности субъектов федерации и органов местного самоуправления без предоставления им собственной доходной базы. При этом их определенная налоговая самостоятельность должна быть ограничена единством налоговой системы.
6. Законодательное определение перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, так и налоговых органов, включая права налоговых органов по проверке всех документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, а также, в необходимых случаях, их изъятию, обследованию любых используемых для извлечения доходов помещений, приостановление операций по счетам в банках в случае непредоставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.
Для современной России особо важное значение имеет обработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства.
1.4 Недостатки налоговой системы России
Переход к рынку с помощью "шоковой терапии" в 1992г. путем предоставления самим производителям товаров и услуг бесконтрольно устанавливать цены на собственную продукцию, начавшаяся в спешке приватизация привели к беспрецедентному спаду производства и полному закрытию многих предприятий.
В начальный период перестройки правительство Е. Гайдара, а затем В. Черномырдина в целях наполнения бюджета провело реорганизацию налоговой системы. В дополнение к налогу на прибыль были введены новые налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), социальные налоги на заработную плату, уплачиваемые предприятиями, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на пользователей автомобильных дорог. Большинству из этих налогов отличается легкостью их изъятия, что позволило в начальный период перестройки хотя бы на минимальном уровне автоматически пополнять бюджетные доходы.
В целом, облегчив сбор налогов, новая налоговая система имела и ряд негативных моментов, отрицательно воздействующих на экономику страны.
Первый серьезный недостаток введенной налоговой системы связан с установлением непомерно высоких ставок по основным налогам. Так, налог на прибыль в начале 1991г. был определен с базовой ставкой на уровне 45%. В 1992г. ставка налога на прибыль была снижена до 32%. В 1994г. в связи с резким сокращением поступлений в бюджет страны налог на прибыль был повышен до 38%, затем с 1995г. вновь снижен до 35%.
В 1992г. была введена ставка НДС в 28%, затем с 1 января 1993г. она была снижена до 20%, а по продовольственным товарам и товарам для детей установлена в размере 10%.
Одновременно с этим были введены социальные налоги на заработную плату, составившие в общем 39,5%, прогрессивный подоходный налог с физических лиц с наивысшей ставкой в 35%.
Установление таких сверхвысоких налогов при быстро деградирующей экономике было сделано под влиянием резкого падения бюджетных доходов
Другими серьезным недостатком новой налоговой системы явилось двойное налогообложение одних и тех же факторов производства и необоснованное налогообложение амортизационных отчислений.
С введением НДС прибыль предприятий наряду с налогом на прибыль стала облагаться налогом на добавленную стоимость.
Кроме прибыли с введением НДС стала дважды облагаться и заработная плата: первый раз в виде обязательных социальных платежей, второй раз в составе валовой добавленной стоимости НДС.
Что касается амортизационных отчислений, то по действующей в России методологии формирования налогооблагаемой добавленной стоимости амортизация представляет собой составной ее элемент и при начислении НДС не вычитается из нее.
Ситуация в налогообложении поставила большинство руководителей предприятий перед нелегким выбором: полностью платить налоги и разориться или ухитряться платить их по минимуму, но сохранить производство в надежде на будущее. И, по идее, сегодня мы должны благодарить тех руководителей, которые были недобросовестными налогоплательщиками, так как, вопреки действовавшей налоговой системе, Россия сохранила свою промышленность, правда, в довольно плачевном состоянии по уровню оснащенности и изношенности основных фондов.
Можно сказать, что теневая экономика стала превалировать над официальной.
В конце декабря 1993г. было издано несколько указов, связанных с налогообложением. Российский фонд спорта и инвалидные организации были полностью освобождены от всех налогов, сборов и пошлин. Банки и страховые компании вместо налога на доход стали платить налог на прибыль, а региональным и местным властям было дано право устанавливать собственные налоги.
Следующим серьезным недостатком налоговой системы России, отрицательно воздействующим на развитие ее экономики, является то, что большинство введенных налогов одинаковы для всех субъектов хозяйствования.
Сам факт свидетельствует о том, что при выплате всех налогов в полном объеме те отрасли, где высока доля обработки и квалифицированного труда и нет возможности реализовать свою продукцию по более высоким, чем внутренние, мировым ценам, просто обречены на постоянную убыточность.
Именно это обстоятельство является одной из главных причин сильнейшего упадка в перестроечные годы обрабатывающих отраслей и легкой промышленности.
Появилась целая наука под названием "как уменьшить налоги фирмы и не попасть в тюрьму", предлагающая более 200 способов сокращения налогов. Таким образом, можно уверенно говорить, что сама налоговая система России провоцировала хозяйствующие субъекты на нарушение налоговой дисциплины, поскольку при условии выплаты налогов в полном объеме их деятельность однозначно становилась убыточной.
Подводя общие итоги воздействия налоговой системы на экономическое развитие России впервые годы перестройки, следует сказать, что она работала скорее на разрушение экономического потенциала России, чем на созидание.
При такой налоговой системе выживали те, кто ухитрялся не платить налоги, и те отрасли экономики, которые работали с наличными деньгами и где оборачиваемость денег, была более высокой по сравнению с промышленным производством. Это финансово-кредитная сфера, торговля, услуги, пищевая промышленность.
Все еще актуальной остается задача обеспечить формирование такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формирование полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращение дефицитности бюджета и достижение финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту.
Глава 2. Перспективы развития налоговой политики России
2.1 Характеристика налоговой системы РФ
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса РФ (НК) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
НК устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7)порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;
3) Федеральная налоговая служба и ее подразделения в РФ (налоговые органы);
4) Федеральная таможенная служба и ее подразделения (таможенные органы).
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых законом возложена обязанность платить налоги и сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.
Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, которыми могут быть организация или физическое лицо.
Контроль в области налогообложения и налогового учета осуществляют налоговые органы, таможенные органы, финансовые органы, органы внутренних дел.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 НК.
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налогового правонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста;
4) истечение срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном НК.
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
2.2 Основные виды налогов
Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица.
Налог содержит обязательные элементы:
субъект (плательщик);
объект (доход, имущество, товар);
источник уплаты налога (прибыль, доход, дивиденд);
единица измерения объекта обложения;
величина налоговой ставки (квота);
порядок и сроки уплаты налога;
налоговые льготы.
Различают 2 вида налогов:
прямые;
косвенные.
По воздействию налоги подразделяются на:
прогрессивные;
регрессивные;
пропорциональные.
По форме возложения налогового бремени налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ и непосредственно обращены к налогоплательщику, его имуществу, доходам и
т. п. Типичным примером прямого налога является подоходный налог.
Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные. Реальными налогами облагается не действительно полученный доход, а предполагаемый, нормальный доход, который лицо должно получить. Такой налог используется в случаях, когда невозможно установить действительный доход налогоплательщика. Чаще всего это налоги с имущества. Личные налоги уплачиваются с действительно полученной прибыли (дохода).
Косвенные налоги взимаются в процессе расходования материальных благ. Налог устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров и поэтому незаметен для фактического плательщика, не связан с его доходами или имуществом напрямую. Юридическим плательщиком косвенного налога является предприятие, производящее товары. Оно непосредственно уплачивает налог, а потом закладывает его в цену товара, так что реально расплачивается покупатель. Поэтому покупатель не замечает того, что он ежедневно уплачивает налог. Замечено, что бремя прямых налогов переносится населением гораздо более тяжко, поэтому они стимулируют гражданскую активность. Косвенные налоги, наоборот, наиболее приемлемы для государства ввиду своей замаскированности.
С другой стороны, косвенные налоги в гораздо большей степени подрывают имущественное положение слоев населения с низким уровнем дохода, чем богатых, так как, покупая один и тот же товар, они уплачивают одну и ту же сумму налога, что в процентном отношении к их доходу далеко не одинаково.
В зависимости от характера распределения сумм налога они делятся на закрепленные и регулирующие.
Закрепленными называются такие налоги, которые на длительный период (более чем на 5 лет) полностью или в части закреплены за определенным бюджетом.
Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются вышестоящими органами власти между нижестоящими бюджетами с целью устранения их несбалансированности.
В зависимости от характера использования налоги делятся на общие и целевые.
Общие налоги (и они составляют основную налоговую массу) не имеют привязки к определенным расходам и поступают в бюджет, как в общий денежный фонд, на общий счет.
Целевые же налоги не поступают в общий денежный фонд территории, а учитываются отдельно (на счетах внебюджетного фонда, выделяются отдельной строкой в бюджете) и используются на конкретные цели (например, налоги, зачисляемые в дорожные фонды).
В зависимости от территориального уровня налоги делятся на:
федеральные, которые устанавливаются законами РФ, взимаются на всей ее территории. В порядке регулирования часть федеральных налогов может зачисляться в бюджеты нижестоящего уровня;
налоги субъектов РФ. Часть этих налогов устанавливается актами Российской Федерации, а часть – законами субъекта РФ, однако конкретная ставка налога определяется субъектом РФ всегда самостоятельно. Зачисляться эти налоги могут как в бюджет субъекта, так и, в порядке регулирования, в бюджеты муниципальных образований;
местные налоги и сборы – это такие налоги, зачисление сумм от которых на долгосрочной основе предусмотрено в бюджете муниципальных образований. Устанавливаться эти налоги могут как актами органов местного самоуправления, так, и законами субъектов РФ, федеральными законами.
В зависимости от категории налогоплательщика.
Некоторые налоги могут взиматься только с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, и др.), другие – только с юридических лиц (налог на прибыль, на добавленную стоимость). Существует группа налогов, которые взимаются и с физических, и с юридических лиц (земельный налог, некоторые налоги, зачисляемые в дорожные фонды).
2.3 Анализ налоговой системы
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в бюджетную систему Российской Федерации в 2008г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей на сумму 10032,8 млрд. рублей, что на 16,1% больше, чем в 2007 году. (прил. 2)
Основная часть доходов в бюджетную систему Российской Федерации по видам налогов в 2008 году показывает, что основную часть обеспечили поступление налога на прибыль организаций - 31%, налог на добавленную стоимость – 13%, налога за пользование природными ресурсами - 23%, налога на доходы физических лиц - 22% и единый социальный налог – 7%. (прил. 2)
Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 году составило 2513 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с 2007 годом на 15,7%.
Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 году составило 1665,6 млрд. рублей и это на 31,6% больше чем в 2007 году.
В 2008 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 314,7 млрд.рублей, что на 8,6% больше по сравнению с 2007 годом.
В 2008 году поступление налога на пользование природными ресурсами составило 1742,6 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2007годом на 41,1%.
Поступление налога на добавленную стоимость в 2008 году составило 998,4 млрд. рублей, уменьшилось по сравнению с 2007 годом на 28,2%.
Поступление единого социального налога в федеральный бюджет в 2008 году составило 506,8 млрд. рублей, по сравнению с 2007 годом. (прил. 2)
Объем поступлений в государственные внебюджетные фонды за счет налогов и взносов составили в 2008 году – 1577,1 млрд. рублей, это на 22,2% больше, чем 2007 году.
Структура поступлений в государственные внебюджетные фонды показывает, что основную часть поступлений составляют страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд – 79%. Остальную часть поступлений составляют Территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 10%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 6% и Фонд социального страхования – 5%. (прил. 6)
Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 году составила 574,9 млрд. рублей, это на 24,1% меньше, чем в 2007 году. (прил. 3)
Задолженность по налогу на прибыль организаций в 2008 году составило 102,5 млрд. рублей, это на 39,78% меньше чем в 2007 году.
Задолженность по налогу на добавленную стоимость в 2008 году составило 249,6 млрд. рублей, что на 29,55% меньше, чем в 2007 году.
Задолженность по акцизам в 2008 году составило 26,4 млрд. рублей, это на 4,76% больше, чем в 2007 году. (прил. 3)
Структура задолженности в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам налогов показывает, что основную часть задолженности составляет налог на прибыль организаций - 25%, налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации – 60%. (прил. 4)
Поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по субъектам Российской Федерации в 2008 году составило 6955,2 млрд. рублей. Основную долю поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей составляет Центральный федеральный округ – 2662,3 млрд. рублей (38% от общей задолженности), Уральский федеральный округ - 1498,5 млрд. рублей (22% от общей задолженности), Приволжский федеральный округ - 1024,7 млрд. рублей (15% от общей задолженности), Северо-Западный федеральный округ – 640,6 млрд. рублей (9% от общей задолженности), Сибирский федеральный округ – 560,8 млрд. рублей (8% от общей задолженности). И незначительную долю поступления налогов в бюджетную систему России составляют: Южный федеральный округ – 362,6 млрд. рублей (5% от общей задолженности) и Дальневосточный федеральный округ – 205,4 млрд. рублей (3% от общей задолженности). (прил. 5)
Поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по отраслям в 2008 году составило: промышленность – 546,3 млрд. рублей, это на 12,36% больше, чем в 2007 году; торговля и общественное питание – 91,6 млрд. рублей, это на 8,66% больше, чем в 2007 году; транспорт – 81,3 млрд. рублей, это на 16,48% больше, чем в 2007 году; строительство – 62,3 млрд. рублей, это на 21,41% больше, чем в 2007 году. Произошло уменьшение поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации в 2008 году по сельскому хозяйству на 11,11%, и по прочим отраслям на 12.92%. (прил. 7)
Основную долю налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации в 2008 году обеспечила промышленность – 66%, торговля общественного питания – 11%, транспорт – 10%, строительство – 8%, сельское хозяйство – 1% и прочие отрасли – 4%. (прил. 7)
Можно сделать вывод, что основная часть доходов бюджетной системы РФ в 2008 году за счет поступлений видов налогов: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог ни пользование природными ресурсами. В совокупности эти налоги обеспечили 76% в общем объеме поступлений. Незначительное поступление НДС обусловлено тяжелым финансовым положением организаций и уменьшение объемов продукции.
По субъектам РФ основную долю поступлений налоговых платежей приходится на Центральный и Уральский федеральные округа.
Наибольшее поступление налогов в бюджетную систему РФ по отраслям приходится на промышленность, транспорт и строительство.
Глава 3. Налоговая политика России на современном этапе
3.1 Результаты налоговой реформы России
В течение последних семи лет в России была проведена масштабная налоговая реформа, начатая с принятием первых глав второй части Налогового кодекса в 2000 году.
Принятые в 1991г. законы были подготовлены в тяжелых экономических и политических условиях, потому не отличались глубиной проработки. Совместно с международными финансовыми организациями разрабатывались проекты законодательных и нормативно-правовых актов. Однако отсутствие единства мнений по поводу необходимости налоговой реформы решали лишь некоторые частные проблемы, не затрагивая при этом основ налоговой системы.
В результате, в рамках осуществления налоговой реформы были частично или полностью решены следующие проблемы:
1. Повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет:
- выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего за счет отмены имеющихся необоснованных льгот и освобождений);
- отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов (прежде всего так называемых «оборотных» налогов);
- исправления деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам, искажающих экономическое содержание этих налогов;
- улучшение налогового администрирования и повышение уровня собираемости налогов.
2. Снижение общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков, что включает в себя:
- более равномерное распределения налоговой нагрузки между налогоплательщиками;
- снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
- снижение ставок налогообложения прибыли предприятий.
3. Упрощение налоговой системы за счет:
- установления закрытого перечня налогов и сборов;
- сокращения числа налогов и сборов;
- максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка их уплаты.
4. Обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.
Принципиальное значение при проведении налоговой реформы имел вопрос равномерного и справедливого распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков при сокращении уровня номинальных налоговых ставок. Это было реализовано, прежде всего, за счет сокращения многочисленных и бессистемных налоговых льгот и освобождений, нарушающих принцип справедливости по отношению к тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми преференциями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других.
При осуществлении налоговой реформы была создана такая конструкция налога на прибыль, при которой налогоплательщик получает возможность в разумные сроки компенсировать все свои расходы на расширение производства, внедрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на природоохранные мероприятия и некоторые другие цели.
Были приняты изменения в налоговом законодательстве, направленные на изменение порядка акцизного налогообложения. Так, акциз на табачные изделия взимается не только по комбинированной ставке, но адвалорная компонента акцизной ставки исчисляется от максимальной розничной цены, определяемой производителем.
Прочие налоги и сборы. Проведенная налоговая реформа затрагивала и прочие составные части налоговой системы. В частности, были осуществлены нововведения по следующим основным направлениям:
а) Налог на имущество организаций. В рамках реформирования данного налога были выведены из-под налогообложения денежные средства, товарные запасы и некоторые другие счета актива баланса организации, значительно сокращено количество налоговых льгот, устанавливаемых на федеральном уровне.
б) Налог на имущество физических лиц. Данный налог, который предлагалось также преобразовать в налог на недвижимость, должен в перспективе стать основным источником формирования собственных налоговых доходов муниципальных бюджетов.
в) Налоги, являющиеся источниками формирования дорожных фондов. Основной источник средств на финансирование строительства и ремонта автомобильных дорог – налог на пользователей автомобильных дорог, взимаемый в зависимости от оборота налогоплательщика.
Также был введен региональный транспортный налог, объединивший действовавшие налог на владельцев транспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств. При этом ставки налога были заметно увеличены и поставлены в зависимость от мощности автомобиля.
г) Налогообложение малого предпринимательства.
Создана система специальных налоговых режимов для малого предпринимательства, состоящая из упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которая не показала свою эффективность.
Можно сделать вывод, что проведенная налоговая реформа в целом привела не только к повышению экономической эффективности и нейтральности налоговой системы, но и создала возможности для увеличения доходной базы бюджетной системы.
3.2 Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России
В настоящее время в России в сфере налогообложения сложился негативный стереотип поведения, имеют место достаточно низкая налоговая культура общества, стремление уклониться от уплаты налогов.
В этой связи необходимо формировать и развивать налоговую культуру населения. Налоговая культура - это часть общенациональной культуры страны, связанная с деятельностью участников отношений, отражающая уровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и иных обязательных платежей.
Процесс формирования налоговой культуры сталкивается со многими проблемами:
- несовершенство, нестабильность налогового законодательства РФ;
- недостаточные информирование, консультирование граждан, рекламно-информационные мероприятия;
- неудовлетворительное качество исполнения налоговых процедур;
- недоверие населения к налоговым органам;
- проблема взаимной социальной ответственности гражданина, бизнеса и государства;
- непрестижность работы в налоговых органах, низкая социальная мотивация, большая текучесть кадров.
Налоговая система - важнейший инструмент в обеспечении экономического, социального и культурного развития страны. Основной акцент в налоговом администрировании возложен на фискальную функцию. Постоянные изменения налогового законодательства связаны с принятием подзаконных актов, часто содержащих ложное толкование закона. Все это оказывает отрицательное влияние на рост доверия граждан к налоговой системе.
Процесс формирования и развития налоговой культуры - это постоянная деятельность государства и граждан, которая имеет воздействие на эффективность налоговой политики.
Приоритетными направлениями повышения уровня налоговой культуры являются:
- упрощение налогового законодательства РФ, совершенствование механизма разрешения налоговых споров;
- существенное повышение эффективности взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками;
- повышение информирования, развитие налогового консультирования граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ, пропаганда налоговой культуры, дисциплины и ответственности;
- повышение качества исполнения налоговых процедур;
- повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах.
Для достижения финансовой стабильности государства и обеспечения экономической безопасности страны совершенствование налогового администрирования необходимо проводить во взаимосвязи с формированием налоговой культуры общества. Главным показателем нового уровня сотрудничества государства и налогоплательщиков должны стать профессионализм и взаимная ответственность, высокая налоговая культура и налоговая дисциплина.
В условиях России нужна детально проработанная долгосрочная федеральная программа по воспитанию законопослушного налогоплательщика.
Рекламно-информационные мероприятия (например, реклама под лозунгами "Заплати налоги и спи спокойно", "Требуйте "белую" зарплату!"), а также стимулирующие кампании ("налоговые амнистии"), несмотря на то что они широко проводились в нашей стране, оказались малоэффективны по причине недоверия населения к органам государственной власти. Эти акции успешны лишь в том случае, если государство способно обеспечить неизменность налоговой системы, жесткость контроля над уплатой налогов, а также, что немаловажно, собственное социально ответственное поведение (включая соблюдение закона государственными чиновниками).
Россияне еще не до конца принимают фундаментальные и общепринятые в рыночном обществе политические ценности, налоги - основа благосостояния государства и общества. Люди не понимают, ради чего их принуждают платить налоги, лишая значительной части заработанных средств. Граждане считают нынешнюю систему налогообложения социально несправедливой. В РФ неуплата налогов практически не влияет на имидж, деловую репутацию
Многие предприятия не показывают в отчетах реальную заработную плату, вследствие чего в будущем люди остаются без пенсии. Молодежь, общаясь со своими родителями, которые сталкиваются с налогами на практике, делает вывод о том, что налоги - это зло. Все это говорит о недоверии населения к налоговым органам.
Остро встает и проблема коррупционности аппарата органов управления. А это, в свою очередь, значительно дискредитирует налоговые органы в глазах населения.
Для достижения финансовой стабильности государства и обеспечения экономической безопасности страны совершенствование налогового администрирования необходимо проводить во взаимосвязи с формированием налоговой культуры общества. Главным показателем нового уровня сотрудничества государства и налогоплательщиков должны стать профессионализм и взаимная ответственность, высокая налоговая культура и налоговая дисциплина.
3.3 Основные направления налоговой политики
К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы. В ходе проведенной в Российской Федерации налоговой реформы был отменен ряд налогов, снижены ставки основных налогов, созданы условия для более низкой налоговой нагрузки на малый бизнес.
Современный этап развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов, уровень развития судебной системы, защиты прав собственности. В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь одной из составных частей реформ, направленных на повышение конкурентоспособной налоговой системы.
Таким образом, предстоит реализовать следующие меры долгосрочной стратегии в области налоговой политики:
Повышение эффективности налогового администрирования. Собираемость основных налогов может быть обеспечена за счет сокращения возможностей уклонения от уплаты налогов.
Реформирование единого социального налога и введение страховых взносов для работодателя. Реформа этого налога будет направлена на предотвращение дальнейшего снижения эффективной налоговой ставки.
На решение перечисленных выше задач будут направлены следующие изменения в законодательство, которые вступят в силу с 1 января 2010г.:
В условиях 2010г. эффективная ставка взносов в Фонд социального страхования остается неизменной, ставка в Фонд медицинского страхования увеличивается на 2 процентных пункта.
Налоговый кодекс РФ будет содержать положения, предусматривающие автоматическую ежегодную индексацию указанных выше порогов регрессии на величину, соответствующую прогнозируемому приросту номинальной заработной платы.
Будут установлены единые шкалы ставок взносов для всех налогоплательщиков, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, и налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие налоговые режимы в виде единого сельскохозяйственного налога, в виде единого налога на вмененный доход, будут уплачивать страховые взносы по общим правилам.
С 2010г. следует перейти на общий порядок взимания страховых взносов в рамках всех специальных налоговых режимов.
Кроме того, предлагается ввести взносы, уплачиваемые работниками 1967 года рождения и моложе, по ставке 3% от налогооблагаемой зарплаты в пределах до 1100 тыс. руб. в год. Взносы будут зачисляться на индивидуальные счета для формирования накопительной части трудовой пенсии.
В 2020г. в связи с ухудшением соотношения численности работников и пенсионеров ставка пенсионных взносов, уплачиваемая работодателями с зарплаты, должна быть увеличена в первом диапазоне на 3%. Эти средства будут направлены на финансирование страховой части пенсий.
Совершенствование налогообложения добычи нефти. В частности, для учета существенных различий в условиях добычи нефти, а также повышения эффективности системы предоставления подобных льгот возможно принятие новых мер, стимулирующих разработку выработанных месторождений и месторождений, разработка которых связана с повышенными затратами (мелкие месторождения).
Переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа, которые будут направлены на выравнивание налоговой нагрузки при добыче природного газа и нефти.
Введение налога на недвижимость. В долгосрочной перспективе предполагается создать эффективную систему налогообложения недвижимости как один из важнейших источников доходов региональных местных бюджетов.
Среди прочих, менее значимых мер, которые будут направлены на повышение эффективности налоговой системы в долгосрочной перспективе, можно отметить:
Создание эффективной системы контроля за трансфертным ценообразованием с целью недопущения использования этого инструмента для минимизации налоговых обязательств.
Повышение нейтральности налога на добавленную стоимость: совершенствование процедур исчисления и возмещения налога.
Повышение эффективности налога на прибыль организаций, для чего следует построить систему налогового администрирования таким образом, чтобы все необходимые для ведения бизнеса и документально подтвержденные расходы принимались к вычету, за исключением тех видов расходов, в отношении которых установлен прямой запрет.
Постепенное повышение ставок акцизов. Нужно внедрять дифференциацию ставок акцизов на моторное топливо в зависимости от его экологического класса. Необходимо добиться гармонизации ставок акцизов на табачные изделия с сопредельными странами.
Совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами.
Сокращение масштабов использования специальных налоговых режимов в налоговой системе, являющихся исключением из общих правил налогообложения.
В заключение хочется отметить, что лучше идти вперед, чем стоять на месте. Поэтому предложения Минфина России – это серьезный прогресс в налоговых реформах. Может быть, и у нас в России будет налогообложение, как в развитых странах Запада.
Заключение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Особую роль приобретает значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.
Последние реформы показывают стремление Российского правительства к коренному изменению ситуации в стране.
По итогам анализа поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации можно сделать вывод, что в 2008 году произошло увеличения поступления налогов на 16,1%, по сравнению с 2007 годом.
Структура поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей показывает, что основную долю поступлений составляет налог на прибыль – 31%, налог на доходы физических лиц – 22%, налоги за пользованием природными ресурсами – 23% и налог на добавленную стоимость - 13%.
Задолженность в консолидированной бюджет Российской Федерации по налогам и сборам в 2008 году сократилась на 24,1%, по сравнению с 2007 годом.
Поступления налогов и сборов по субъектам Российской Федерации составляет в 2008 году 6955,2 млрд. рублей, что на 28% больше, чем в 2007 году.
Подводя итог, следует отметить, что основной функцией налоговой системы является обеспечение достаточного объема ресурсов, необходимых для финансирования расходов бюджетной системы, не создавая при этом избыточного налогового бремени для экономических субъектов. Для этого требуется обеспечить должный контроль за исполнение налогоплательщиками своих обязательств, повышать собираемость налогов и снижать задолженность по уплате налогов в бюджетную систему Российской Федерации, одновременно поддерживая относительно низкие налоговые ставки.
Список использованной литературы
Аронов А. В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник. - № 5 – с. 33 - 35
Астапов К. Л. О реформе налоговой политики // Финансы. – 2000г. - № 10 – с. 29 – 31
Брызгалин А.В. Современное налоговое законодательство: особенности и проблемы правоприменения - Финансы, №1-1995.
Булатова А. С. Экономика. Учебник для вузов. - М.: Бек, 2001.
Гулаев В.И. Налоги - состояние, проблемы и решения - Финансы, №6-1995.
Жевакин С.Н. Общие проблемы налоговой системы Российской Федерации - Государство и право, №1-1995.
Караваева И. В Направления и причины современных налоговых реформ // Финансы. – 2000г. - № 10 – с. 26 – 28
Караваева И. В, Налоговая политика в ХХ столетии // ЭКО. – 2000г. - № 8 – с. 117 – 133
Налоговое право России: Учебник / Под ред. И. И. Кучерова. – М. Юр Инфо Р, 2000г., с. 279 – 284
Налоги и налогообложение: Учебник Под ред. Т. Ф. Юткиной. – М.: Инфра – М, 1998г., с. 128 – 133
Налоговый кодекс Российской Федерации. М, 2003
Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие / Под ред. Е. Н. Евтигнеева. – М.: ИНФРА – М, 2000г.
Основы налоговой системы России: нормативные документы. Комментарии. / Сост. Фигурнов Э.Б. М.,1993.
Пансков В. Налоги и налоговая политика-96 - РЭЖ, №1-1996.
Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. – М.: ЮРЛАЙТ 2001
Пеньков Б. Оптимизация налоговой системы - Экономист, №5-1996.
Пономаренко Е. О бюджетно – налоговой политике на 2001г. // Экономист. - № 11 – с. 59 – 66
Самохвалов А., Куникеев Б. Об основных тенденциях и результатах налоговой политики // Финансист. – 2001г. - № 3 – с. 42 – 48
Самсонов Н.Ф., Баранникова Н.П., Стокова И.И. Финансы на макроуровне: Учебное пособие для вузов. – М.: 1998, С.61-64
Сорокина Е.Л. Налоговая система России - ЭКО, №3-1994.
Химичева Н.И. Налоговое право: Учебник. М.: 1997. – С.10
Черник Д.Г., Воронков В.А., Глинкин А.А. и др. Налоги: учеб. пособие для вузов. М.,1994.
Черник Д. Г. Налоги. Учебное пособие. - М.: Финансы и кредит, 1999.
Экономист. 2007. N 9. С. 29, 34.
Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник. – М.:ИНФРА-М.:2001.
Юткина Т.Н. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: 1999, С.59
http://www1.minfin.ru.
Приложение 1
Таблица 1.2.1
Классификация налогов Российской Федерации (по Налоговому кодексу)
Федеральные | Региональные | Местные |
налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (слуг) налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; взносы в государственные, социальные, внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользования недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федерально-лицензионные сборы; |
налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы, |
земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарения; местные лицензионные сборы; |
Приложение 2
Таблица 2.3.2
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по видам налогов (млрд. рублей)
2007 год | 2008 год | В % к 2007 году | |
Всего поступило в бюджетную систему РФ | 8 643,4 | 10 032,8 | 116,1 |
в том числе: | |||
Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН) | 7 360,2 | 8 455,7 | 114,9 |
Государственные внебюджетные фонды | 1 283,2 | 1 577,1 | 122,9 |
Налоги и сборы - всего (вкл. ЕСН) | 7 360,2 | 8 455,7 | 114,9 |
в федеральный бюджет (вкл. ЕСН) | 3 747,6 | 4 078,7 | 108,8 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 3 612,6 | 4 377,0 | 121,2 |
из них: | |||
Налог на прибыль организаций | 2 172,2 | 2 513,0 | 115,7 |
в федеральный бюджет | 641,3 | 761,1 | 118,7 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 1 530,9 | 1 751,9 | 114,4 |
Налог на доходы физических лиц | |||
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 1 266,1 | 1 665,6 | 131,6 |
Единый социальный налог в федеральный бюджет | 405,0 | 506,8 | 125,1 |
Налог на добавленную стоимость | |||
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 1 390,4 | 998,4 | 71,8 |
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь | 34,3 | 40,3 | 117,4 |
Акцизы | 289,9 | 314,7 | 108,6 |
в федеральный бюджет | 108,8 | 125,2 | 115,1 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 181,0 | 189,4 | 104,6 |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1 235,1 | 1 742,6 | 141,1 |
в федеральный бюджет | 1 157,4 | 1 637,5 | 141,5 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 77,8 | 105,1 | 135,2 |
Государственные внебюджетные фонды - всего | 1 283,2 | 1 577,1 | 122,9 |
в том числе: | |||
Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР) | 1 014,9 | 1 251,4 | 123,3 |
Фонд социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования) | 64,1 | 74,0 | 115,5 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) | 71,8 | 89,3 | 124,4 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) | 132,5 | 162,4 | 122,6 |
Приложение 3
Таблица 2.3.3
Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам налогов в 2008 году (млрд. рублей)
2007 | 2008 | В % к 2007г. | |
Всего | 757,4 | 574,9 | 75,9 |
в том числе: | |||
по федеральным налогам и сборам | 662,5 | 481,9 | 72,74 |
из них: | |||
налог на прибыль организаций | 170,2 | 102,5 | 60,22 |
налог
на добавленную
стоимость на
товары (работы,
услуги), реализуемые
|
354,3 | 249,6 | 70,45 |
акцизы
по подакцизным
товарам |
25,2 | 26,4 | 104,76 |
из них на: | |||
автомобильный бензин | 4,3 | 4,5 | 104,65 |
алкогольную
продукцию с
объемной |
5,8 | 5,0 | 86,2 |
дизельное топливо | 2,2 | 3,2 | 145,45 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 35,7 | 35,7 | |
из них налог на добычу полезных ископаемых | 26,3 | 27,1 | 103,04 |
остальные федеральные налоги и сборы | 77,1 | 67,7 | 87,81 |
по региональным налогам и сборам | 52,9 | 53,6 | 101,32 |
по местным налогам и сборам | 31,4 | 28,4 | 90,44 |
по налогам со специальным налоговым режимом | 10,7 | 10,9 | 101,86 |
Приложение 4
Структура задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам налогов в 2008 году (В %)
Приложение 5
Таблица 2.3.4
Поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по субъектам в 2008г. (млрд. рублей)
2007 | 2008 | В % к 2007г. | |
Российская Федерация, млрд. руб. | 5432,4 | 6955,2 | 128 |
в том числе: | |||
Центральный федеральный округ | 1583,6 | 2662,3 | 168,1 |
Северо-Западный федеральный округ | 534,5 | 640,7 | 119,9 |
Южный федеральный округ | 282,8 | 362,6 | 128,21 |
Приволжский федеральный округ | 846,9 | 1024,8 | 121 |
Уральский федеральный округ | 1559,4 | 1498,6 | 96,1 |
Сибирский федеральный округ | 463,9 | 560,8 | 120,9 |
Дальневосточный федеральный округ | 161,3 | 205,4 | 127,34 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Структура поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по отраслям в 2008 году.(в %)
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Таблица 2.3.5
Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по отраслям в 2008г. (в млрд. рублей)
2007 год | 2008 год | В % к 2007 году | |
Всего | 738,8 | 822,7 | 111,36 |
Промышленность | 486,2 | 546,3 | 112,36 |
Торговля и общественное питание | 84,3 | 91,6 | 108,66 |
Транспорт | 69,8 | 81,3 | 116,48 |
Строительство | 51,3 | 62,3 | 121,44 |
Сельское хозяйство | 5,4 | 4,8 | 88,89 |
Прочие отрасли | 41,8 | 36,4 | 87,08 |