Балтийский государственный технический университет
«Военмех» Д.Ф.Устинова
Факультет международного менеджмента и коммуникаций
Курсовая работа
По мировой экономике
На тему: Пенсионный фонд в РФ и во Франции
Выполнила
студентка группы Р591
Трачук А.А
Проверил
Тучков А.И
Санкт-Петербург 2010г.
Содержание
Введение
Глава 1. Пенсионный фонд в Российской Федерации. Виды пенсии и сроки назначения
1.1Характеристика пенсионного фонда в России
1.2 Виды пенсий и сроки назначения пенсии в Российской Федерации
Глава 2. Пенсионный фонд во Франции
2.1 Характеристика пенсионного фонда во Франции
Глава 3. Сравнение структуры пенсионного фонда в России и во Франции
Заключение
Содержание
Приложение
Введение
Пенсионный фонд – совокупность активов, внесённых для государственного либо негосударственного управления средствами пенсионной системы, и обеспечивающих права граждан и пенсионного обеспечения.
Актуальность данной темы состоит в том, что в наше время люди заинтересованы в том, что с ними будет, когда они перестанут работать и уйдут на пенсию. Люди всё чаще задаются вопросом, что им нужно, чтобы получить пенсию, в каком размере они будут её получать и тд. Хочу заметить, что не только люди думают о пенсионном обеспечение, но и государство, которое всё чаще получает негодование пенсионеров по поводу их маленькой пенсии, поэтому государству приходится принимать меры по повышению пенсионных выплат.
Цель работы заключается в том, чтобы узнать структуру пенсионного фонда в России и во Франции и провести краткий анализ этих двух пенсионных фондов.
Для выполнения поставленной цели требуется выполнение следующих задач:
Рассмотрение структуры пенсионного фонда в России.
Изучение структуры пенсионного фонда во Франции.
На основе изучения этих двух пунктов самостоятельно провести их анализ.
При написании курсовой работы были использованы различные учебники по экономике и информационные сайты.
Глава 1. Пенсионный фонд в Российской Федерации. Виды пенсии и сроки назначения
1.1 Характеристика пенсионного фонда в России
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.
ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
В структуре Пенсионного фонда - 7 управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133.000 специалистов.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в том числе:
учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;
назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.
персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на август 2009 года в Программу вступили свыше 1 500 000 россиян.
Доходы Пенсионного фонда России в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом на 40,2 % и составили 2,73 трлн. рублей. Суммарный объём расходов в 2008 году составили 2, 36трлн. рублей.
В настоящее
время трудовая
пенсия по старости
в России состоит
из трех частей:
базовой (гарантируется
государством,
и ее размер
устанавливается
законодательно
в виде фиксированной
суммы), страховой
(дифференцированная
часть, зависит
от результатов
труда конкретного
человека) и
накопительной
(образуется
только у граждан
1967 года рождения
и моложе).
1 марта базовая часть трудовой пенсии россиян была увеличена на 8,7%. 1 апреля на 17,5% и 1 августа на 7,5% выросла страховая части трудовой пенсии, в результате чего средний размер трудовой пенсии составил 5536 рублей. Следующее повышение пенсии намечено на 1 декабря базовая часть трудовой пенсии будет проиндексирована на 31,4%. Таким образом, всего за 2009 год пенсии будут проиндексированы 4 раза. В результате к концу года средний размер трудовой пенсии составит 6280 рублей; средний размер социальной пенсии достигнет величины прожиточного минимума пенсионера и составит 4294 руб.
Все, что мы планировали в социальной сфере, все, что связано с повышением социальных пособий, пенсий - все будет исполняться", - сказал Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин, отвечая на вопросы граждан по поводу финансового кризиса и грядущими в связи с ним изменениями в жизни россиян. "Мы намерены все наши планы по повышению социальных пособий исполнить", - подчеркнул глава Правительства.
1.2 Виды пенсий и сроки назначения пенсии в Российской Федерации
С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.
Сегодня трудовая пенсия по старости и инвалидности состоит из трех частей - базовой, страховой и накопительной. Условием назначения пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.
При этом базовая часть каждой из пенсий является фиксированной и устанавливается государством. Страховая и накопительная части трудовой пенсии формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем за каждого работника. Их размер, в первую очередь, зависит от размера заработной платы застрахованного лица. Тарифы страховых взносов для лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 8% - на страховую часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии. На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем. Правила те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии. Таким образом, размер вашей пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность. Для назначения пенсии граждане подают соответствующее заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором это заявление рассматривается в течение 10 дней. Если все необходимые документы в порядке, то назначение пенсии осуществляется с 1-ого числа месяца, в котором гражданин обратился за указанной пенсией. Кроме того, возможно назначение пенсии раннее этого срока:
трудовая пенсия по старости - назначается со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за пенсией последовало в течение 30 дней со дня увольнения с работы;
трудовая пенсия по инвалидности - назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за пенсией последовало в течение 12 месяцев с этого дня;
трудовая пенсия по случаю потери кормильца - назначается со дня смерти кормильца, если обращение за пенсией последовало в течение 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за пенсией.
В случае отказа в удовлетворении заявления гражданина о назначении пенсии территориальный орган ПФР в течение 5 дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все документы.
Сроки, на которые назначаются трудовые пенсии:
трудовая пенсия по старости - бессрочно
трудовая пенсия по инвалидности - на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе и бессрочно
трудовая пенсия по случаю потери кормильца - на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно.
Сроки, на которые назначаются государственные пенсии:
государственная пенсия за выслугу лет – бессрочно
государственная пенсия по старости – бессрочно
государственная пенсия по инвалидности - на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе и бессрочно
государственная пенсия по случаю потери кормильца - на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно
государственная социальная пенсия - на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно.
Глава 2. Пенсионный фонд во Франции
2.1 Характеристика пенсионного фонда во Франции
Основы современной системы пенсионного обеспечения во Франции были заложены после Второй мировой войны. В первые 40 лет своего существования, система совершенствовалась в сторону распространения социальной защиты на все слои населения и повышения уровня выплачиваемых пособий. С конца 80-х годов, после резкого снижения темпов роста экономики, правительство заговорило о необходимости реформировать дорогостоящую на его взгляд систему.
После нескольких более менее успешных попыток, последняя крупная реформа существующей системы пенсионного обеспечения была проведена в середине 2003 года (закон Фийона). Она была направлена на постепенное выравнивание и ужесточение требований, предъявляемых при выходе на пенсию к работникам различных секторов.
Так в настоящее время официальный минимальный возраст для выхода на пенсию составляет 60 лет, однако по закону Фийона для получения полной пенсии необходимо иметь общий трудовой стаж не менее 160 кварталов (40 лет). Если трудового стажа не достаточно, то размер пенсии уменьшается на 1,25% за недостающий квартал стажа или количества лет, недостающих до 65 (выбирается наименьшее значение недостающих кварталов). Этот «штрафной коэффициент» не может превышать 25%. В 65 лет получение полной трудовой пенсии возможно вне зависимости от продолжительности трудового стажа. Новый закон предусматривает также надбавку при продолжении трудовой деятельности после достижения 160 кварталов стажа или 65 лет в размере 3% за каждый год работы в пределах 15%.
Закон также окончательно зафиксировал принцип индексации пенсии не по уровню роста средней заработной платы, а по темпам роста цен, которые, не учитывая темпов роста производительности труда, отстают от первых.
По своей сути пенсионная система Франции является распределительной, то есть выплаты пенсионерам производятся из доходов, формируемых за счет взносов активного населения. Она состоит из значительного числа режимов и является достаточно сложной: в среднем, пенсионер получает пенсии из трех касс, а в случает многопрофильной карьеры их число может легко превысить пять. Управление режимами осуществляется на паритетных началах «социальными партнерами», то есть представителями профсоюзов или ассоциаций как работников, так и работодателей, под контролем государства. Участие в базовом и дополнительном страховании является обязательным, пенсионные взносы распределены между наемным работником и работодателем.
Многообразие режимов позволяет охватить практически все категории работающего населения с учетом их пожеланий в области пенсионного обеспечения. Так, совокупный уровень замещения трудовых доходов наемных работников (как в частном, так и в госсекторе) достаточно высок: в среднем первая пенсия составляет 55% - 70% последней заработной платы без учета разницы в налогообложении; учет этой разницы увеличивает коэффициент замещения приблизительно на 10 пунктов. Заметим, что чем уровень заработной платы ниже, тем выше коэффициент замещения, что связанно с ограничением размера заработной платы, с которой платятся пенсионные взносы.
Инвалиды, участники войны, бывшие узники концлагерей могут выйти на пенсию в 60 лет вне зависимости от трудового стажа с правом получения полной пенсии. Для людей, рано начавших работать, предусмотрена возможность выхода на пенсию с 56 лет, но также при условии значительного трудового стажа (168 кварталов для начавших работать в 16 лет).
Пенсия является очень важным элементом в жизни французов. Право на пенсионное обеспечение по старости достигается постепенно. Благодаря росту средней продолжительности жизни пенсия позволяет после окончания трудовой деятельности еще в течение ряда лет, при хорошем состоянии здоровья, быть достаточно обеспеченным и независимым в финансовом отношении. Она образует не только основу защищенности и свободы, но и, благодаря организационным особенностям пенсионной системы, отражает профессиональную принадлежность и является прочным элементом социальной сплоченности.
Существует два основных типа режимов пенсионного обеспечения по старости: режимы, основанные на ежегодных взносах, и режимы, основанные на расчетных баллах. В режимах, основанных на ежегодных взносах, расчет пенсии производится по продолжительности страхования (по годам или кварталам). По этой схеме функционируют почти все основные и специальные режимы для наемных работников государственного сектора. В режимах, основанных на расчетных баллах, плательщик взносов в течение своей трудовой жизни набирает баллы, которые рассчитываются исходя из суммы уплаченных взносов. Почти все дополнительные режимы функционируют по этой схеме. За существенным исключением дополнительных режимов для наемных работников, большинство режимов являются таким образом режимами, основанными на ежегодных взносах.
Французская система пенсионного обеспечения по старости в основном функционирует за счет взносов, выплачиваемых работающими. Она основана на солидарности поколений. Взносы из заработной платы выплачиваются совместно лицами, работающими по найму, и работодателями. Эти взносы обеспечивают выплату пенсий пенсионерам как по основному режиму, так и по дополнительным режимам. Создание накопительных фондов пенсионного обеспечения, существующих для различных категорий трудящихся (для ремесленников и коммерсантов, для образования добавочных дополнительных режимов на некоторых предприятиях), обычно является добровольным и не имеет большого значения.
Принцип солидарности действует на нескольких уровнях:
1. в рамках каждого пенсионного режима он обеспечивает оплату периодов вынужденного перерыва в работе (болезнь, беременность, безработица и т. д.) и гарантирует минимальный уровень пенсии независимо от общей суммы пенсионных взносов;
2. на межрежимном уровне были введены механизмы финансовой компенсации, позволяющие учитывать демографические особенности. Так, режимы, в которых число плательщиков взносов сократилось до минимума из-за спада деловой активности в конкретном секторе, например в угольной промышленности, получают финансовую компенсацию за счет режимов с положительным демографическим балансом;
3. на национальном уровне государством предоставляется помощь некоторым пенсионным режимам, имеющим структурный дефицит (работники сельского хозяйства, моряки, шахтеры и т. д.). Кроме того, начиная с 1993 года расходы на доплаты к пенсиям, не покрываемые пенсионными взносами или не соразмерные с выплаченными пенсионными взносами, оплачиваются на постоянной основе из Фонда солидарности по старости.
В других режимах действуют свои правила выхода на пенсию. В государственном секторе наемные работники должны выплачивать страховые взносы в течение 37,5 лет, а в случае выполнения ими тяжелых работ они могут прекращать трудовую деятельность, не достигнув 60 лет. Размер их пенсий такой же, как и у наемных работников частного сектора.
Уровень пенсий позволяет обеспечить финансовую независимость пенсионеров. Исследование по поколению пенсионеров, родившихся в 1926 году и выработавших полный трудовой стаж, показывает, что уровень пенсий наемных работников частного сектора составляет в среднем 85% от их прежнего чистого заработка: 100% - у низкооплачиваемых работников и 65% - у высокооплачиваемых работников.
Подобная ситуация приведет к росту процентной доли пенсионеров. Число лиц в возрасте старше 60 лет составляет в настоящее время во Франции 40% населения в возрасте от 20 до 59 лет. В 2040 году их доля достигнет 71%, если коэффициент фертильности сохранится на уровне 1,8 ребенка на одну женщину.
Чисто обязательного накопительного пенсионного фонда во Франции не существует. Есть fond par capitalisation — фонд капитализации, где каждый копит специально для себя — отчисляет ежемесячно столько, сколько считает необходимым. Хотя некоторые предприятия все же имеют принудительный накопительный фонд, отчисления в который происходят автоматически.
Вообще, во Франции действует одна из самых сложных систем пенсионного страхования. На пенсию французы в основном уходят в возрасте 60 лет (как мужчины, так и женщины). Однако есть отдельные категории работников, для которых пенсионный возраст значительно ниже. Например, для шахтеров — 55 лет. Или 50 в случае, если 20 из них отработаны непосредственно под землей.
Французская пенсионная система основывается на двух фундаментальных принципах.
Первый — «пенсионное накопительное страхование». Как уже было сказано, пенсия в этом случае выплачивается из средств, которые человек откладывает на протяжении трудовой деятельности.
Второй — «солидарность». При этом пенсии выплачиваются из отчислений работающих сограждан.
Для лиц свободных профессий, ремесленников и мелких предпринимателей ежемесячные выплаты в пенсионный фонд составляют 16,35%. Большинство наемных работников платят столько же, но половину за них отчисляет работодатель.
Пенсия во Франции составляет 50% от средней зарплаты, рассчитываемой за последние 11 трудовых лет. Но существует такое понятие, как минимальная и максимальная государственная пенсия. На сегодня минимальная пенсия составляет около 5 000 долларов в год.
Распределительная система пенсионного обеспечения, построенная на том, что деньги, которые государство выплачивает пенсионерам, зарабатывает молодежь, была введена в конце ХIХ века германским канцлером Отто фон Бисмарком.
Эта система работала превосходно до тех пор, пока граждане умирали относительно молодыми, заводили великое множество детишек, находили возможность их трудоустроить, дабы таким образом обеспечить необходимый уровень пенсионных отчислений. Однако сегодня продолжительность жизни европейцев значительно выросла, а детей они рожают меньше.
По прогнозам европейских аналитиков, к 2010 году во Франции система пенсионных выплат по выслуге лет недосчитается 35 миллиардов долларов, поскольку на каждого пенсионера будет приходиться всего 1,5 работающих.
Система социальной защиты граждан сформировалась во Франции в первые три послевоенных десятилетия. Управление этой системой и ее финансирование должны были осуществляться на паритетных началах представителями профобъединений и ассоциациями предпринимателей при участии администрации.
Успешное развитие экономики вплоть до середины 70-х годов создавало материальную базу для функционирования системы социального страхования и способствовало сохранению стабильности в обществе. Энергетический кризис 70-х годов и проходившая в 80-х годах структурная перестройка экономики выявили слабые стороны сложившейся системы социального обеспечения, прежде всего ее дороговизну.
По данным Национального института статистики и экономических исследований, в 90-х годах уже три четверти французских семей пользовались помощью государства. При этом постоянно возрастали суммы практически всех социальных пособий.
Глава 3. Сравнение структуры пенсионного фонда в России и во Франции
На основе изученных пенсионных структур во Франции и в России можно провести их сравнение.
Сходства:
В России на пенсию женщины выходят с 55, мужчины с 60 ет , во Франции в 60 лет. Так же раньше на пенсию выходят люди таких профессии как шахтёры, военнослужащие.
Управление средствами пенсионной системы, управление страховыми взносами, назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие участия в военных действиях.
В России размер вашей пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счёте, сформированной за всю трудовую деятельность, а во Франции пенсионное обеспечение по старости в основном функционирует за счет взносов, выплачиваемых работающими. Она основана на солидарности поколений. Взносы из заработной платы выплачиваются совместно лицами, работающими по найму, и работодателями.
Различия:
Пенсионный фонд в России возник 1990 году, а во Франции уже после Второй Мировой войны то есть где то в 1945 году, поэтому пенсионный фонд во Франции более развит чем в России.
Пенсионные выплаты в России делятся на : базовую, страховую и накопительную, во Франции действует принцип минимальной и максимальной государственной пенсии.
На сегодняшний день средняя пенсия в России составляет 6280 рублей, во Франции минимальная сумма пенсии за год 5000 долларов ( то есть 12 500 рублей в месяц).
Если в России люди, вышедшие на пенсию, почти сразу начинают испытывать материальные трудности, то на Западе, в частности во Франции, дело обстоит совсем по-другому. Там человек, выйдя на заслуженный отдых, получает наконец-то желанное ощущение свободы и возможность реализации накопленных за долгие годы многочисленных планов.
Заключение
В данной работе было рассмотрено множество понятий, связанных с пенсионным фондом. Так же было проведено сравнение структуры пенсионного фонда в России и во Франции. По итогам проделанной работы были сделаны выводы.
Особую роль, как мне кажется, в каждом государстве отводится пенсионному фонду. Пенсионный фонд является средством жизни у пожилых людей, которые больше не работают, но проблема в России состоит в том, что тех средств, которые государство предоставляет своим гражданам не хватает, напротив дело обстоит во Франции, там пожилые люди могут не беспокоится за свою старость им пенсии хватает.
Если выбирать между этими пенсионными фондами, то мне больше нравится структура Франции. Это можно и объяснить, пенсионная структура во Франции формировалась уже в конце 1945, а в России только в 1990 году. Пенсия во Франции намного больше, чем в России и люди не испытывают никаких материальных трудностей. Поэтому я считаю, что наша пенсионная система должна развиваться и мы должны ориентироваться на зарубежные страны, в частности на Францию, потому что многих проблем, которые есть в нашем пенсионном фонде нет у них.
Я думаю, что особое значение имеет законодательное обеспечение пенсионной системы. Должна действовать четкая система защиты интересов пенсионеров. Не менее важно сформировать общественное мнение, убедить людей в необходимости реформ, разъяснять предпринимаемые шаги. Необходимость проведения пенсионной реформы в нашей стране общепризнана. Нынешняя пенсионная система не удовлетворяет многих: пенсионеров – из-за явно низкого размера пенсий; работодателей – вследствие непомерно высоких страховых взносов в пенсионного фонда в РФ; власть – по причине недовольства значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы – поскольку одни из них – доноры, должны в существенной мере делится с другими, а последние считают, что выделяемые им дотации слишком малы; Пенсионный фонд России – так как он в одиночку не может решить задачу сбора необходимых для пенсионного обеспечения средств.
Содержание
Азарова Е., Кондратьева З. Новое в пенсионном законодательстве // Право и экономика. - 2000.- № 2 стр.111.
Барчук В.В. Реализация программы пенсионной реформы в Российской Федерации // Пенсия. – 1998.- стр.7 – 10
Газета « Аргументы и факты», статья « Пенсионная система во Франции», [http://gazeta.aif.ru/online/longliver/22/18_01].
Дмитриев М.Э. О программе пенсионной реформы в Российской Федерации // Пенсия. – 1998. - стр. 4 – 5
Журнал I”Humanite статья «Пенсионная реформа во Франции: на кону уровень жизни сегодняшних и завтрашних пенсионеров», [http://www.humanite-porusski.com/spip.php?article773], 29.11.90
Информационно-аналитический портал Индустрии управления активами фондов, статья «Пенсионная реформа во Франции. Седина в бороду, PERP в ребро», [http://www.fundshub.ru/?ID=15664], 29.11.90
Информационный сайт «Пенсионный фонд в Российской Федерации», статья «Виды пенси1, условия их назначения», «Сроки назначения пенсий», «Франция». [http://www.pfrf.ru/about/], 29.11.90
Пенсионный фонд Российской Федерации в 1999 году: основные показатели финансово-экономической деятельности. – М.: Современная экономика и право, 1999. – 32 с.
Соловьев А.К. Система пенсионного обеспечения сегодня// Финансы. - 1997, стр.11 - 16
Соловьев А.К. Проблемы формирования бюджетной политики Пенсионного фонда России на 2000 год // Вестник ПФР.- 1999, стр.93 - 107
Приложение
Рисунок 1. Повышение пенсий, награды и звания, дающие право на дополнительное материальное обеспечение
Категория получателей пенсии | Размер повышения |
Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и граждане, награжденные орденом Славы трех степеней | На 100% размера пенсии, но не менее чем на 200% минимального размера пенсии по старости |
Герои Социалистического Труда | На 50 % размера, но не менее чем на 100% минимального размера пенсии по старости |
Граждане, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней | На 15% минимального размера пенсии по старости |
Участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий из числа военнослужащих лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы | На 100% минимального размера пенсии по старости |
Граждане, которые в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года находились на военной службе не менее шести месяцев, а также лицам, которые в период Великой Отечественной войны проработали не менее шести месяцев, исключая время работы в местностях, временно оккупированных неприятелем, либо награждены орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную военную службу в тылу в годы Великой Отечественной войны | На 100% минимального размера пенсии по старости |
Бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период второй мировой войны | На 100% минимального размера пенсии по старости |
Граждане, необоснованно репрессированные по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным | На 50% минимального размера пенсии по старости |
Граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" | На 100% минимального размера пенсии по старости |
Инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями | На 100% минимального размера пенсии по старости |
Чемпионы Олимпийских игр | На 50% размера пенсии, но не менее чем 100% минимального размера пенсии |
* Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней, орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР” трех степеней и Героям Социалистического труда, получающим дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, размер пенсии не повышается.