Оглавление
Введение
Пенсионный фонд Российской Федерации, его состав и значение
Сущность, роль и источники формирования средств ПФ РФ
Задачи и характеристика деятельности ПФ РФ
Порядок осуществления пенсионного обеспечения граждан
Система пенсионного обеспечения в России
Основные виды пенсий в Российской Федерации
Роль персонифицированного учета в пенсионной системе РФ
2. Совершенствование пенсионной системы РФ
Заключение
Список литературы
Введение
Основным показателем развития любого общества всех времен и народов является уровень жизни его граждан. Современное общество, к которому стремится мировое сообщество и Россия, в частности, отличается социализированностью всех его институтов и, в первую очередь, институтов финансовых.
С развитием в нашей стране рыночных отношений происходит модернизация всей финансовой системы РФ. Из бюджета постепенно выделялись фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Причинами выделения внебюджетных фондов послужили:
Необходимость выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строгого целевого использования.
Необходимость определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения потребностей государства.
Необходимость изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета.
Специфика внебюджетных социальных фондов — четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строгое целевое использование их средств.
Одним из таких фондов является Пенсионный Фонд Российской Федерации, который был образован в 1990 году в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Пенсионный Фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Конституции, Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция РФ гарантирует права российских граждан на социальную защиту. Забота о пенсионерах — одной из самых социально незащищенных категорий граждан — является приоритетной задачей каждого общества, стремящегося к статусу цивилизованного. Пенсионное обеспечение — одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, т.к. В России около 30% населения получают пенсию. Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной его целью является — обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и пространстве. Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям, которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание. Таким образом определяется его важное социальное значение.
Актуальность данной темы определяется тем, что проблема финансового кризиса в стране свидетельствует о необходимости проведения очередного реформирования пенсионной системы с целью наиболее полного ее функционирования в условиях рыночной экономики.
Предметом исследования данной работы является пенсионное обеспечение, обектом исследования — Пенсионный Фонд РФ, целью работы — рассмотрение деятельности Пенсионного Фонда РФ и его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность и роль Пенсионного Фонда РФ, его состав и значение.
Определить его задачи и дать характеристику деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Рассмотреть систему пенсионного обеспечения граждан и предложить пути совершенствования пенсионной системы РФ.
1. Пенсионный Фонд Российской Федерации, его состав и значение
Сущность, роль и источники формирования средств ПФ РФ
Пенсионный Фонд РФ — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. ПФР - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в Российской Федерации. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.
Пенсионный Фонд РФ был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которое было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. В структуре Пенсионного Фонда — 7 управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 отделение Пенсионного Фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан) и свыше 2500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе Пенсионного фонда трудится более 133000 специалистов.
С созданием Пенсионного Фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан. Источниками формирования денежных средств Пенсионного Фонда являются следующие доходы:
Налоговые доходы — к ним относят доходы, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ от минимального налога, взимаемого в связи с примененим упрощенной системы налогообложения по нормативу 60%.
Неналоговые доходы — к ним относят:
Страховые взносы работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; других категорий работающих граждан на обязательное пенсионное страхование.
Страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей организаций, используемых труд членов летных экипажей, воздушных судов, гражданской авиации.
Недоимки, пени и штрафы от взносов в Пенсионный фонд РФ.
Доходы от размещения временно свободных средств Пенсионного Фонда РФ.
Средства, возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным.
Штрафы, санкции и суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.
Добровольные взносы и физических и юридических лиц.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
Безвозмездные поступления от негосударственных Пенсионных фондов.
Прочие поступления.
Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как его главной целью является — обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве — где бы человек ни жил, он своим трудом и социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем. Таким образом, определяется его важное социальное значение.
1.2 Основные задачи Пенсионного фонда РФ
Начиная с 2002 года Пенсионный Фонд признан государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, осуществляющим администрирование страховых взносов. В качестве страховщика у фонда появились количественно определенные финансовые обязательства:
учитывать страховые средства, поступающие по обязательному пенсионному страхованию.
выплачивать застрахованным в пенсионной системе лицам страховое возмещение (в виде трудовой пенсии), начиная с момента наступления, установленных пенсионным законодательством страховых случаев (потери трудоспособности по возрасту, инвалидности, а для иждивенцев — утраты источника материального обеспечения — потери кормильца). За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров.
взаимодействовать с с работодателями — плательщиками страховых взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе поступает от 6,2 млн. юридических лиц.
вести персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян.
выдавать сертификаты на получение материнского (семейного) капитала. Его размер в 2010 году составит 343 тысячи 378 рублей 80 копеек.
управлять средствами пенсионной системы, в том числе накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании.
поддерживать реализацию Программы государственного софинансировния пенсии. По состоянию на 2010 год в Программу вступили 2 млн. 368 тыс. человек.
Страхователем в пенсионной системе выступают все работодатели, осуществляющие деятельность на территории РФ. Работодатели являются ключевыми участниками пенсионной системы РФ, уплачивая с фонда оплаты труда средства на будущее пенсионное обеспечение своих сотрудников.
Застрахованными лицами являются работники по найму, либо по гражданско-правовому договору.
В связи с этим основными задачами Пенсионного Фонда являются:
Аккумуляция страховых взносов.
Финансирование расходов, предусмотренных законом о фонде.
Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работникам и другим гражданам, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.
Капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц.
Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным использованием средств фонда.
Организация и ведение индивидуального персонифицированного учета застрахованных лиц.
Участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
Проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.
Порядок осуществления пенсионного обеспечения граждан
2.1 Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации
С 1 января 2002 года в Российской Федерации действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. Данная модель является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.
На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов.
Конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы: 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Значительные изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Исходя из действующего законодательства можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения:
государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение. Это ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданину в целях компенсации заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя;
негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.
Таблица 1
Структура пенсионного обеспечения
Виды пенсий | Источник финансирования | Субъект формирования и выплат | |
Обязательное пенсионное обеспечение и страхование | |||
Государственная пенсия |
Выплачивается: государственным служащим военнослужащим пострадавшим в техногенных катастрофах участникам ВОВ нетрудоспособным гражданам |
Бюджет | Государственные органы |
Трудовая пенсия (страховой стаж не менее 5 лет) | |||
Страховая часть | Страховые взносы | ПФР | |
Накопительная часть | Страховые взносы и доход от инвестирования | ПФР или негосударственный пенсионный фонд | |
Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение | |||
Негосударственная пенсия | Выплачивается работникам предприятий (организаций), гражданам на основании заключенных договоров негосударственного пенсионного обеспечения | Взносы предприятий, граждан и доход от их инвестирования | Негосударственный пенсионный фонд |
С 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии. По состоянию на 01.01.2010 общий фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (Б) составляет 2562 рубля в месяц.
На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем. Правила те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.
Таким образом, размер вашей пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.
С 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей:
страховой – дифференцированная часть, зависящую от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности. В состав страховой части также входит фиксированный базовый размер, устанавливаемый Законом и единый для всех пенсионеров;
накопительной — выплачиваемая в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ.
Граждане вольны распоряжаться накопительной частью пенсии, в частности она может быть передана любой лицензированной коммерческой управляющей компании. При смерти застрахованного до пенсионного возраста, накопительная часть пенсии передается наследникам. Кроме того существует система государственного софинансирования пенсии в виде 100% участия государства, но с ограничением в 12000 рублей в год.
2.2 Основные виды пенсий в Российской Федерации
На сегодняшний день в России существуют следующие виды пенсий:
Трудовые пенсии
Пенсии по государственному обеспечению
Социальные пенсии
Рассмотрим каждую из видов пенсий.
Трудовые пенсии
Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью. В состав трудовых пенсий входит трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости.
Трудовая пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, достигшим установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, в целях компенсации им заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности. Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Согласно действующему пенсионному законодательству размер трудовой пенсии по старости складывается из страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т + Б,где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. При назначении в 2010 году он составляет 192 месяца;
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ = ПН / Т, где
НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии.
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. При назначении пенсии в 2010 году - 192 месяца.
Трудовая пенсия по инвалидности.
Согласно действующему пенсионному законодательству трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II, III группы.
Условиями назначения трудовой пенсии по инвалидности являются: -Признание лица инвалидом I, II или III группы;
-наступление инвалидности гражданина не связано с совершением им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке;
-наличие хотя бы одного дня страхового стажа.
Размер трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:
ПК / (Т х К) + Б, где
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида);Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. При назначении пенсии в 2010 году он составляет 192 месяцаК - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) к 180 месяцам, по состоянию на указанную дату (До достижения инвалидом возраста 19 лет нормативная продолжительность страхового стажа составляет 12 месяцев, затем увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, но не более чем до 180 месяцев.Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
Нетрудоспособными членами семьи признаются:
Дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
Один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают.
Родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
Дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
Условиями назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца являются:
- Наличие у умершего кормильца хотя бы одного дня страхового стажа.
- Наступление смерти кормильца не связано с совершением им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью.
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца равен
ПК / (Т x К) / КН + Б, где
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца;
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. При назначении пенсии в 2010 году он составляет 192 месяца;
К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи.
Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости может состоять из страховой и накопительной частей. Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях, которые определяются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Сроки, на которые назначаются трудовые пенсии:
трудовая пенсия по старости — бессрочно.
трудовая пенсия по инвалидности — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не долее чем до дня назначения трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) либо до дня достижения возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, при наличии пяти лет страхового стажа, а при отсутствии права на трудовую пенсию по старости - до дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости 65 лет и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
трудовая пенсия по случаю потери кормильца - на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно.
Пенсии по государственному обеспечению
Условия назначения и размеры государственных пенсий регулируются федеральным законом № 166-ФЗ от 15.12.2001 года «Пенсии по государственному пенсионному обеспечению». Виды государственных пенсий представлены в таблице 2.
Таблица 2
Виды государственных пенсий
Вид пенсии | Получатели |
Пенсия за выслугу лет |
федеральные государственные служащие военнослужащие, космонавты, работники летно-испытательного состава |
Пенсия по старости | граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавты, участники Великой Отечественной войны, граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» |
Пенсия по инвалидности |
военнослужащие граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф |
Социальная пенсия | нетрудоспособные граждане |
Пенсия по случаю потери кормильца | нетрудоспособные члены семей погибших (умерших) военнослужащих, нетрудоспособные члены семей погибших (умерших) граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, члены семей погибших (умерших) космонавтов |
Сроки, на которые назначаются государственные пенсии:
государственная пенсия за выслугу лет – бессрочно (для работников летно-испытательного состава – на время получения трудовой пенсии по старости (инвалидности).
государственная пенсия по старости – бессрочно.
государственная пенсия по инвалидности — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в том числе и бессрочно.
государственная пенсия по случаю потери кормильца - на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно.
государственная социальная пенсия — на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно.
Социальные пенсии
В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на получение социальной пенсии имеют следующие категории нетрудоспособных граждан:
Инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности I, II, III группы, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию и государственную пенсию по инвалидности
Инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства
Дети в возрасте до 18 лет а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации нетрудоспособные граждане. Факт оплачиваемой трудовой деятельности на выплату социальной пенсии не влияет, за исключением социальной пенсии, назначенной гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
2.3 Роль персонифицированного учета в пенсионной системе РФ
Для учета сведений, составляющих страховую и накопительную часть пенсии, Пенсионным фондом РФ создана система индивидуального (персонифицированного) учета.
Она выглядит следующим образом. На каждого работающего гражданина в начале его трудовой деятельности открывается индивидуальный лицевой счет, в котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем трудовой пенсии. То есть, где бы человек не работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и страховых взносах в пенсионную систему будут попадать в один и тот же индивидуальный лицевой счет.
Итоговый размер пенсии зависит от средств, накопленных на индивидуальном лицевом счете. Чем выше заработок, тем больше средств окажется на нем. При наступлении страхового случая, определенного пенсионным законодательством, на основе сведений персонифицированного учета, человеку назначается пенсия.
Введение индивидуально-персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования обусловлено следующими факторами:
созданием условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
обеспечением достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;
созданием информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства, для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
созданием условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;
упрощением порядка и ускорением процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.
Индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования строится на следующих принципах:
единства государственного пенсионного страхования в РФ;
всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета сведений о застрахованных лицах;
доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем;
использования сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного обеспечения;
соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов;
осуществления индивидуального учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица.
Отношения лиц, участвующих в процессе персонифицированного учета, определены Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.96 N 27-ФЗ (далее - Закон). Согласно Закону, страхователь представляет в ПФР один раз в год индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах в отношении каждого работающего у него застрахованного лица.
Одновременно с индивидуальными сведениями представляется ведомость по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой отражены сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период. Территориальный орган ПФР разносит эти сведения в индивидуальные лицевые счета и информирует об их состоянии застрахованных лиц.
Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные. Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает страховое свидетельство по месту работы. Страховые свидетельства государственного пенсионного страхования хранятся у застрахованных лиц. Изменение сведений о застрахованном лице влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в его индивидуальном лицевом счете.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля с фонда оплаты труда — базы для начисления страховых взносов (таблица 3). Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам. Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в Пенсионный Фонд РФ по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России № 894н 12 ноября 2009г.
С 1 января 2010 года страховые взносы на обязательное пенсионное страхование устанавливаются на основании:
Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";
Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (в ред. От 24.07.2009).
Таблица 3.
Тарифы страховых взносов, уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ на период 2010 - 2011 гг. (за исключением отдельных категорий страхователей, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов)
Год | Подлежащий индексации максимальныйразмер базы в отношении каждого физического лица | Коэффи- циент индекса-ции базы | Тариф страхо-вого взноса | На финансированиестраховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
для лиц 1966 г. рожденияи старше | для лиц 1967 г. рожденияи моложе | для лиц 1967 г. рождения и моложе | ||||
Для всех страхователей (за исключением категорий страхователей, для которых на период 2010 г. установлены пониженные тарифы страховых взносов) | ||||||
2010 | 415000 рублей | не устанав-ливается | 20,0% | 20,0% | 14,0% | 6,0% |
Для всех страхователей за исключением категорий страхователей, для которых на период 2011 г. - 2014 г. установлены пониженные тарифы страховых взносов) | ||||||
2011 | 415000 рублей | устанавливается | 26,0% | 26,0% | 20,0% | 6,0% |
На период 2009 года тариф на страховые взносы в Пенсионный фонд РФ был установлен главой 24 Налогового кодекса РФ и входил в состав единого социального налога (таблица 4). С 1 января 2010 года данная глава Налогового кодекса РФ утрачивает силу на основании Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
Таблица 4.
Тарифы страховых взносов, уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ на период 2009 год (за исключением отдельных категорий страхователей, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов)
База для начисления страховых взносов нарастающим итогом с начала года |
Для лиц 1966 года рождения и старше Для лиц 1967 года рождения и моложе на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии |
до 280000 рублей | 14,00% | 8,0% | 6,0% |
от 280001 рубля до 600000 рублей | 39200 рублей + 5,5% с суммы, превышающей 280000 рублей | 22400 рублей +3,1% с суммы, превышающей 280000 рублей | 16800 рублей +2,4% с суммы, превышающей 280000 рублей |
Свыше 600000 рублей | 56800 рублей | 32320 рублей | 24480 рублей |
Помимо учета индивидуальных сведений по каждому застрахованному лицу, система персонифицированного учета выполняет еще одну важную функцию: позволяет иметь достоверную статистику по работающему населению. Сюда относится численность работающих в целом по России, по регионам и категориям застрахованных лиц (наемным работникам, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, уплачивающим страховые взносы в виде фиксированного платежа), средняя заработная плата, количество работающих, имеющих льготные основания для назначения пенсий (специальный стаж), количество временно неработающих и т.п. Эти сведения необходимы не только для планирования пенсионного бюджета, но и для подготовки стратегических решений о дальнейшем совершенствовании пенсионной системы.
3. Совершенствование пенсионной системы РФ
Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования. Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалидности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пенсия будет представлять собой часть трудовой пенсии.
Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, на которые распространяется обязательное государственное пенсионное страхование. Все участники общей системы трудовых пенсий должны нести одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий. Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования. Исходным критерием определения размера пенсии станет цена одного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца базируются на тех же принципах, что и пенсии по старости. В основном сохранятся условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости. Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями предоставляются в рамках системы страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве за счет работодателей. Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы. Она позволяет предупреждать падение реальной стоимости пенсий в период инфляции и обеспечивать установленное соотношение с заработной платой по мере увеличения последней.
Сложившаяся в настоящее время напряженность в области финансирования пенсионного обеспечения будет усиливаться. Этому способствует тенденция к снижению численности занятых в экономике и сокращению доли заработной платы в структуре доходов населения. При отсутствии ассигнований из федерального бюджета одних страховых взносов при действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет недостаточно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.
В последние годы государственная пенсионная система РФ переживает кризис. Доходы пенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного обеспечения — низкий уровень размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения продолжает снижаться. В то же время невозможно повысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большую величину максимальный размер пенсии, и, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня минимальных пенсий. В последние годы по причине все еще заниженного максимального размера пенсии растет число лиц, получающих пенсию в максимальных и близких к ним размерах. Поэтому идет процесс постоянного уменьшения дифференциации размеров основной массы пенсий.Система пенсионного обеспечения не в состоянии решить задачу — одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада. Решить эту проблему возможно только путем либо значительного увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ, либо рационализации и оптимизации самой пенсионной системы.
Из-за невозможности повышения минимального размера пенсии до социально приемлемого уровня путем линейной индексации всех пенсий в 1993 г. был применен механизм выплаты компенсаций, увеличивающих все пенсии на фиксированную величину. В 1994 г. линейная индексация пенсий осуществлялась три раза. Проведенное в 1995 г. повышение размера пенсий путем увеличения компенсационной выплаты имело своей целью доведение минимального уровня пенсионного обеспечения до 65% прожиточного минимума пенсионера, но в результате опережающего роста цен и недостаточности выделенных средств не достигло своей цели. В конечном итоге минимальный размер пенсии в 1995г. остался на том же уровне, на котором он находился в 1994 г., — около 52% прожиточного минимума пенсионера. Предпринимались попытки интегрировать компенсационную выплату в законодательно установленный размер минимальной пенсии. Однако при очередном линейном повышении пенсий это приводит к снижению реального уровня минимальной пенсии. В условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов, позволяющих повышать размеры пенсий без ущерба для отдельных категорий пенсионеров, невозможно проводить адекватную социальную политику в области пенсионного обеспечения. Доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения за последние годы сократилась более чем на 30 пунктов. Одновременно повысилась доля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера. Кроме того, постоянно уменьшается численность занятых в народном хозяйстве и наблюдается уклонение от уплаты налогов значительного числа налогоплательщиков.
Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров связано с особенностями российской пенсионной системы, к которым относятся: относительно низкий пенсионный возраст; высокая доля пенсионеров-льготников; возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста.
Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования. На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения. Поэтому в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население необходимо более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению.
Одна из тенденций — снижение доли занятых в экономике в целом и в том числе по найму, что требует изменения форм пенсионного обеспечения и более тесной увязки уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом. Поскольку в рамках пенсионного законодательства одновременно невозможно обеспечить повышение минимального уровня пенсий и социально справедливую их дифференциацию в зависимости от прошлого трудового вклада, то необходим переход к новому порядку исчисления размеров пенсий. Реформирование пенсионной системы предусматривает сохранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения.
Современная распределительно-накопительная система пенсионного обеспечения, приводящая к дефициту государственного финансирования и не отвечающая потребностям экономически активного большинства должна быть модернизирована при помощи современных инструментов инвестирования. Новая система должна соответствовать следующим базовым принципам: добровольность, экономическая целесообразность, инвестиционная привлекательность, правовая и финансовая защищенность. Система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Этот процесс не носит кратковременного характера и рассчитан на длительный период.
Заключение
Кризисная ситуация в экономике и финансах требует принятия решительных и неординарных мер в Пенсионной системе Российской Федерации. Между тем введены в действие и намечены к принятию в ближайшее время меры в области пенсионного обеспечения граждан, которые нацелены на будущее.
В сложившихся условиях совершенно неизбежной становиться глубокая реформа пенсионной системы в Российской Федерации с включением в нее, в частности, такого общепризнанного в мировой практике института как негосударственное пенсионное обеспечение. Организационной основой для негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации должны выступать негосударственные пенсионные фонды, то есть организации с правом юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Эта идея уже нашла свое воплощение в «Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Правительством, в форме профессиональных пенсионных систем. Хочется верить, что эта, а так же другие инновации, внесенные и вносимые в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут выбраться пенсионной системе из кризиса и существенно улучшить положение всех нуждающихся в поддержке государства.
При рассмотрении данного вопроса можно прийти к выводу, что законодательное обеспечение пенсий в РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению не всегда эффективную, и еще не один год потребуется, чтобы сбалансировать данную систему привести ее в равновесие, заставить работать.
В результате проведенной работы мы рассмотрели современную систему Пенсионного Фонда Российской Федерации, определили её задачи, роль и значение. Мы определили, как в современной России происходит пенсионное обеспечение граждан нашей страны, и какие основные виды пенсий существуют в нашей Пенсионной системе. На основании этого можно сделать следующие выводы: 2009 год стал одним из самых интересных в истории Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Во-первых, в июле 2009 года были приняты ключевые законы, определяющие развитие пенсионной системы на годы вперед. Утверждены решения по валоризации пенсий, введению социальных доплат, переходу полностью на страховые принципы.
Во-вторых, в 2009 году заработали меры, которые существенно облегчают жизнь клиентов Пенсионного Фонда РФ. Например, введен беззаявительный перерасчет пенсии работающих пенсионеров. И отказ от набора социальных услуг не требует регулярного переподтверждения.
В-третьих, заработала Программа государственного софинансирования пенсии. Почти два миллиона россиян стали её участниками за первый год.
В-четвертых, заработал материнский (семейный) капитал. Досрочно и в порядке исключения — только для погашения жилищных кредитов. Но, тем не менее — свыше ста тысяч российских семей уже смогли использовать эти деньги на насущные нужды.
Есть и в-пятых, и в-шестых, но главное — пенсионная система не стоит на месте. С каждым годом становится современней, удобней, лучше.