Контрольная работа
На тему:
Реформаторская деятельность Петра Великого
Содержание
Введение
Глава 1. Первые реформаторские шаги
Глава 2. Государственная казна и её определяющая роль в государственном строительстве
Глава 3. Сопутствующие реформы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность реформ Петра I Великого может представать в очень разных ипостасях. Сравнивая тогдашние преобразования Петра с сегодняшними преобразованиями, политический деятель может предугадывать реакцию населения или возможный результат реформ на «российской почве». А простой обыватель может таким нехитрым образом постигнуть само понятие реформы, оценить глубину современных экономико-политических изменений, продуманность или поспешность государственной политики.
Более того, российское государство в очередной раз преодолело внутриполитический кризис, который подорвал практически все, что обеспечивало вескость слова российских дипломатов во внешней политике. Отправная точка похожа на ту, на которой наше государство находилось после Октябрьской революции, после Смутного времени, и, соответственно, после той смуты, которую развязали придворные после смерти Федора Алексеевича и последующее неудачное царствование царевны Софьи. И хотя накал страстей в конце 17 века был не столь велик, как, например, в первой четверти 20-го века, кризис внутреннего экономико-политического развития был налицо. И порождал ещё более неприятный внешнеполитический кризис. Когда смотришь на петровские преобразования с точки зрения выживания российского государства, очень многое в делах Петра приобретает логические очертания. Это, конечно, объясняет далеко не все, но в данный момент нас интересуют не столько противоречия, сколько основное направление петровской реформаторской стратегии.
Отсюда мы можем обозначить цель данной работы: добиться понимания общей стратегии реформ Петра Первого. Чтобы достичь указанной цели также требуется сформулировать задачи данной работы: выявить основные направления и определить характер преобразовательской деятельности Петра Первого на начальном этапе правления; обозначить «ядро» реформ Петра Первого на завершающем этапе его правления; определить перечень реформ, не относившихся предположительно к основному направлению, но оказавших серьезное влияние на российское общество.
Исходя из обозначенных цели и задач, представляется разумным разделить работу на три главы:
Глава 1. Первые реформаторские шаги.
Глава 2. Государственная казна и её определяющая роль в государственном строительстве.
3. Сопутствующие реформы.
Несмотря на то, что историческая наука постоянно развивается, маловероятно, что современные историки готовы представить о времени Петра Великого какие-либо новые фундаментальные факты, способные перевернуть все представления об указанном времени, нам представляется достаточным использовать фактический материал историков конца 19 века, а также некоторые работы советских историков 60-80-х годов 20 века, поскольку в эти периоды российская (советская) историческая наука испытывала подъем.
В свете же нашего времени, связанного с более широким взглядом на историю, не обремененным идеологическими условностями советского времени, представляется возможным использовать при подготовке данной работы литературу публицистического характера. Взгляд на петровские реформы и сейчас не лишен некоторых перекосов, которые происходят из стремления современной публицистики к сенсации, нелицеприятным подробностям событий. К счастью, от этого все ещё застрахованы специализированные – экономические, научно-исторические журналы.
Глава 1. Первые реформаторские шаги
«Первой ласточкой», обозначившей в Петре будущего великого полководца и правителя стали усилия по преодолению итогов первого Азовского похода, который закончился неудачей для российского войска. Наперекор всему Петр не только ни «сложил руки», но принялся готовиться к новому походу на крепость Азов с удвоенной энергией. Следовало исправить недостатки первой осады Азова: блокировать крепость с воды, увеличить эффективность артиллерии и инженерной подготовки штурма, поднять боеспособность пехоты. При строительстве флота выявилась одна из главных особенностей петровских деяний в начальный период правления: необходимая рабочая сила для создания флота была согнана (принудительно доставлена) в Воронеж из окрестностей, а специалисты кораблестроения со всей России. Это была сравнительно новая повинность для податного населения, очень тяжкая, так как флот строился, начиная с зимних месяцев.
Для успешного завершения Второго Азовского похода оказалось достаточно и той армии (в большей части - стрелецкой), и той конницы (дворянское ополчение, донские казаки и калмыки), и того флота (9 галер и 40 лодок), что были у Петра на тот момент. Несмотря на то, что Второй Азовский поход удался и окончился взятием Азова, это не было достаточным для Петра Первого достижением, так как Османская империя все ещё надежно закрывала России выход к южным морям.
Чтобы сломить Османскую империю требовались союзники, требовалась более сильная армия, все ещё требовался серьезный военно-морской флот, для строительства которого у России не было ни одного специалиста. Чтобы заполучить необходимых специалистов были предприняты такие меры как отправка молодых дворян на учебу в Европу, найм иностранных мастеров. Для овладения прогрессивным опытом Европы, а также для поиска союзников в войне с османами было организовано Великое посольство.
Главным итогом Великого посольства стала коренная смена внешнеполитического курса России: при поддержке Саксонии, Речи Посполитой и Дании было решено «пробиваться» к Балтийскому морю посредством войны со Швецией и возвращения под российское подданство земель Прибалтики с бывшими русскими городами Выборг, Ивангород, Орешек. Швеция в конце 17 в. – страна более развитая, чем Россия, с самой лучшей армией и одним из лучших флотов в Европе. Уповая на союзников и на репутацию короля Швеции Карла XII – беспечного юноши, склонного к развлечениям, Петр начинает подготовку к войне со Швецией.
Причиной реформы сухопутной армии стала не только необходимость подготовки к грядущей войне, но и бунт стрельцов, которые являлись основой армии старого типа. Сутью реформы стало создание регулярной армии, основным занятием которой должна быть только война. В то время как стрельцы в свободное от службы время занимались промыслами. Регулярная армия требовала людей, денег на обмундирование и вооружение. Первая проблема была решена путем заманивания «охотников» из незакрепощенных людей через обещание хорошего жалованья (вдвое больше, чем у стрельцов) – указ от 8 ноября 1699 г., а также введением рекрутских наборов – указ от 17 ноября 1699 г. Поскольку крестьяне на тот момент учитывались по дворам, то в армию привлекался один годный к службе человек податного сословия от 25 дворов духовных феодалов, от 30 дворов феодалов, находящихся на гражданской службе, от 50 дворов феодалов, служащих в армии. Поначалу рекрутировались податные, не занимавшиеся производительным трудом: холопы, служки, конюхи. Из набранных людей было сформировано 29 пехотных и 2 драгунских полка. Реформа почти не коснулась конницы, которая формировалась по принципу дворянского ополчения. Регулярную армию стали обучать приемам ведения боя. Офицерский состав, за неимением русских военных специалистов, укомплектовали иноземцами.
Вторая проблема – финансы на содержание армии – решалась более непоследовательно, но гораздо более напористо. Во-первых, введение новых поборов – налог с дубовых гробов и введение гербовой бумаги, а также ряд других прямых и косвенных налогов (бороды, бани и т.д.). Во-вторых, попытка повысить эффективность собирания налогов, особенно, с посадского населения – городская реформа 1699 г. Согласно указам от 30 января 1699 г. создавались Бурмистерская палата в столице и выбирались бурмистры на местах в провинциях. В ведение бурмистров перешли функции сбора налогов с посадского населения и суд над посадскими людьми. Бурмистерская палата в Москве создавалась в обязательном порядке, а на местах выбор бурмистров был добровольным, но обязывал выплачивать двойную подать. Естественно, что в провинциях указ не получил поддержки, тогда он был изменен: выбор бурмистров сделали обязательным, но с выплатой одинарной подати. Таким образом, реформа эта обнажила ещё одну черту многих петровских преобразований в дальнейшем: когда население не принимало «полезные для общества» изменения, Петр проводил их силой и угрозами.
Строительство военно-морского флота продолжилось, так как созданный к тому моменту галерный флот был чересчур мал для борьбы с новым врагом. Финансирование создания флота было произведено очень оригинальным способом: создавались кумпанства – сословные объединения, которые от определенного числа дворов должны были изготовить и оснастить корабль.
Среди первых преобразований Петра Первого встречаются незначительные изменения в государственном управлении, попытка кодификации законодательства, а также ряд культурных начинаний. Государственное управление в первые годы правления Петра не столько совершало революционные скачки, сколько эволюционировало. Происходила эволюция приказной системы. Выразилась эта тенденция в следующих изменениях: некоторые приказы были устранены за ненадобностью (Стрелецкий и Рейтарский), другие были соединены друг с другом (Великороссийский с Разрядом), появились новые приказы с появлением новых государственных задач (Адмиралтейский, Провиантский, Рудоконный). Управление приказами перешло к Ближней канцелярии (позднее, Консилиум), состоявшей из доверенных лиц царя, которая постепенно и стала правительством. Роль Боярской думы в государственном управлении снижается. Сокращается её численный состав вдвое, из аристократического законодательного органа дума превращается в учреждение по утверждению царских именных указов. Можно также отметить, что немалую часть государственных дел Петр вершил лично на местах или через своих доверенных лиц, назначаемых руководителем того или иного целевого проекта.
Культурные преобразования, в числе которых – отправка дворянских детей на обучение за границу, основание школы математических и навигацких наук – заботы не столько собственно об образовании, сколько воспитание отечественных военных специалистов для нужд армии. Обрезание бород и кафтанов – насаждение новой моды – европейских платьев и нравов для оживления российского дворянского и купеческого общества, повышение его мобильности, что в свою очередь сулило государству множество активных и легких на подъем служителей. В области культуры Петр Первый посчитал необходимым установить дату празднования нового года 1 января и порядок летоисчисления от Рождества Христова, но оставил Юлианский календарь.
Все эти преобразования проводились до начала войны со Швецией. Большинство из них составляли часть подготовки к началу войны. 19 августа 1700 года Швеции была объявлена война, и начался поход, ставивший своей целью взятие Нарвы. Сражение под Нарвой с шведским войском обнаружило небоеспособность российской армии – не только дворянской конницы, но и регулярной пехоты. Таким образом, на первом этапе преобразований самая центральная из реформ Петра – создание регулярной армии – потерпела крах. Благодаря счастливой случайности – решению Карла XII не преследовать и не добивать российскую армию, а сосредоточить шведскую военную мощь против Речи Посполитой и Саксонии, главой которых был Август II, Россия получила значительную передышку.
Петр I использовал эту передышку для восстановления военной мощи России. На этот раз опять потребовались люди и деньги. Для пополнения армии людьми были приняты те же меры, что и перед началом войны. Поскольку дальнейший план войны предусматривал наступательный характер со стороны России, первым делом в короткий срок было сформировано 10 драгунских полков, то есть теперь военная реформа вплотную коснулась кавалерии. С восстановлением артиллерии и изысканием средств на содержание армии все обстояло несколько сложнее. Финансовый вопрос Петр Первый решил путем денежной эмиссии и выпуска монет меньшего веса (порчи). Эти меры привели к падению курса российского рубля и снижению его покупательной способности, отчего пострадали в первую очередь те, основным источником дохода которых было жалованье. Однако государство получило от этой акции немалый доход. Поэтому можно считать, что финансовая реформа своей цели достигла. В 1704 г. был построен первый сереброплавильный завод, который дал стране дополнительные финансовые ресурсы. Артиллерия была восстановлена посредством напряженной работы по форсированию развития промышленности: увеличение добычи железа на уральских заводах и интенсивного литья пушек из этого железа и колокольной меди.
Поскольку военные силы восстанавливались постепенно, на данном этапе указанных преобразований вполне хватило для определенных успехов вплоть до взятия в 1704 г. той самой Нарвы, которая не покорилась российским войскам в 1700 г., и овладения выходом к Балтийскому морю. Успехи, как и поражения, потребовали дополнительных ресурсов, поскольку завоеванное необходимо было удержать. Комплектование армии солдатами, благодаря рекрутской системе, теперь осуществлялось в достаточной мере. Указ от 20 февраля 1705 г. установил новую норму рекрутского набора – 1 человек с 20 дворов раз в 5 лет или 1 человек со 100 дворов ежегодно, что окончательно утвердило рекрутскую систему комплектования армии. Комплектование армии офицерскими кадрами потребовало создания целой системы образования: 14 января 1700 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук, а затем артиллерийская и инженерная школы. Социальная политика Петра в отношении дворянства также была направлена для пользы армии: Петр обязал дворян учиться грамоте и наукам и служить в армии или на государственной службе.
Закрепление военных достижений задумано было Петром Первым в качестве строительства новых крепостей в устье Невы – Кроншлота (позднее, Кронштадта) и Санкт-Петербурга в 1703 г. Одновременно со строительством Санкт-Петербурга была заложена верфь, названная Адмиралтейской, для создания российского морского флота на Балтийском море. Проекты эти потребовали привлечения значительных ресурсов, в том числе большого количества рабочей силы, которая традиционно была доставлена к строительству в принудительном порядке. Для нового строительства и укомплектования гарнизонов, вновь приобретенных крепостей опять потребовались деньги. Для увеличения эффективности пополнения казны и для активизации товарного оборота в 1704 году проведена новая денежная реформа, сделавшая базовой денежной единицей копейку, которая была приравнена к 2 деньгам. Был также отменен неразменный рубль, который использовался как эталон при денежном обмене.
Изученный фактический материал – суть, методы и цели преобразований – наталкивает нас на мысль, что первой и главной заботой Петра Первого в эти годы были армия и флот, обеспечивавшие России выживание и успех в войнах. Учитывая, что российская армия к 1709 г. одержала ряд ключевых побед, мы можем констатировать успешность петровской политики этапа царствования с 1699 по 1709 гг. Преобразования в эти годы характеризуются только одной целью – все для победы, и не отличаются ни продуманностью, ни систематичностью. Успех этих мер предопределен энергией молодого царя, его личным участием и его волей.
Глава 2. Государственная казна и её определяющая роль в государственном строительстве при Петре Первом
Армия, получившая боевой опыт сражений со шведскими войсками в Прибалтике, показала свою истинную силу в битвах при деревне Лесной в 1708 г. и при Полтаве в 1709 г. В результате последней была уничтожена сухопутная армия шведского короля Карла XII, и Россия впервые за годы Северной войны смогла спокойно вздохнуть. После этих побед Петр Первый взял курс на всемерное закрепление достигнутого. Взор Петра с внешнеполитических проблем плавно перешел на внутриполитические. Благодаря полученной передышке, а затем и окончанию Северной войны в 1721 г., государственное строительство Петра приобретало более осмысленный, гармоничный и глубокий характер. Реформы этой части царствования Петра не были идеальными и не всегда преобразования достигали цели, но под неутомимым оком царя они эволюционировали и приобретали все более определенные формы.
Первое, на что пал взгляд царя, как и в прежние времена – пополнение казны, которая традиционно испытывала острый дефицит. На этот раз решение проблемы власть видела в эффективности сбора податей. Именно на это и была рассчитана областная реформа, начавшаяся в 1708 году созданием 8 губерний с губернаторами во главе. Низовым делением губерний на первом этапе стали уезды. Укрепление вертикали власти преследовало и другие цели: губернаторам придавались воинские подразделения, с помощью которых губернаторы обеспечивали спокойствие в губернии – подавляли бунты недовольных поборами и рекрутской повинностью. Слабость и неэффективность прежней администрации – городских воевод – показали восстания на юге: «стрелецкое» в Астрахани и под руководством Кондратия Булавина на Дону. Дальнейшее развитие областной реформы выразилось сначала в увеличении числа губерний до 10, затем введением новой административной единицы – доли. Завершилась реформа упразднением «долей» и образованием провинций, которые делились в свою очередь на дистрикты. В руках губернского правления к 1710 г. сосредоточилась административная и судебная власть. Надо упомянуть, что начиная с 1699 года Петр Первый предпринял попытку отделить судебную власть от административной путем создания вертикали независимых от администрации судов. Но поскольку избежать влияния администрации на суды не удалось, а также оттого, что население не оценило пользы новшества и по привычке обращалось за судебным разбирательством к административным властям, судебная власть вернулась к губернскому правлению. Однако и здесь судебная власть не осталась надолго. С образованием провинций, которыми руководили воеводы, назначаемые Сенатом и подчинявшиеся коллегиям, судебная и административная власть перешла к ним. Губернаторам воеводы подчинялись только в военном плане (в том числе, сбор рекрутов).
Преодоление дефицита казны на областной реформе не закончилось. Следующей мерой в изыскании финансов для государства стали меры по учету податного населения – перепись населения 1710 г. Сама перепись населения – не есть реформа, но результаты её показали, что подворная подать неэффективна. Ради сокращения налогового бремени, крестьяне шли на хитрость: обносили нескольких дворов одним плетнем (забором) с одними воротами, что считалось одним двором. Количество дворов, естественно, сокращалось. А казне от этого был прямой убыток. Решено было заменить подворную подать подушной. Однако фактическое завершение реформа получила только в 1718-1723 гг., когда была проведена дополнительная перепись, а затем ревизия переписи. На 1722 г. в России проживало лиц податного состояния мужского пола 5 967 313 человек. Размер основной подати был рассчитан арифметически: расходы на содержание армии и флота были разделены на количество душ. Помещичьи крестьяне обязаны были платить 74 копейки, так как ещё платили оброк помещику, государственные крестьяне платили 1 рубль 14 копеек, городское население 1 рубль 20 копеек. Доход государственной казны после этих мер существенно возрос.
Финансовой реформе сопутствовали социальные преобразования в сфере податного населения и усиление администрации, так как одних финансовых мер для пополнения казны оказалось недостаточно. Перепись, а затем введение новой податной системы, обозначили и закрепили социальные группы внутри податного населения. Государственные крестьяне – лично свободные, не крепостные по тогдашним меркам, но прикрепленные к земле. Государственные крестьяне могли быть переведены в крепостные путем пожалования царем кому-то из дворян. Крепостные крестьяне в свою очередь делились на помещичьих крестьян, которыми помещик мог распоряжаться по своему усмотрению, и приписных (приписанных к промышленным предприятиям), которых продавать можно было только вместе с предприятием. Городское податное население – лично свободное, находящееся в ведении городских властей.
Дополнительно к подушной подати были приняты очень жесткие меры по борьбе с бегством крестьян, так как крестьяне повально бежали от новых тяжких повинностей. Параллельно с последней ревизией вводилась паспортная система. Теперь крестьянин, находившийся более чем за 30 верст от места жительства без паспорта или отпускного свидетельства от помещика, считался беглым.
На пути получения государственной казной «объективного» дохода стояло не только нежелание податного населения платить, но и нечистоплотность властей на местах, которые часто прибегали к казнокрадству и взяточничеству ради личной выгоды. Для борьбы с этими недостатками государственной системы Петр Первый создает службу негласного контроля за работой административных органов – институт фискалов во главе с обер-фискалом в 1711 г. Суть контроля состояла в выявлении злоупотреблений властей на местах и тайное донесение об этих нарушениях царю. Со временем выяснилось, что один только тайный контроль влечет за собой больше недостатков, нежели пользы, так как бесконтрольные фискалы, получавшие по закону часть имущества уличенного в должностном преступлении, шли на серьезные злоупотребления ради опять же собственной выгоды. В порядке совершенствования контроля работы администрации деятельность фискалов была ограничена, а затем служба фискалов была дополнена гласной системой контроля – Генерал-прокурора и прокурорами на местах с 1722 г. Обязанности гласного контроля касались уже не столько выявления свершившихся злоупотреблений, сколько профилактики (предупреждения) нарушений законности в работе административного аппарата.
Третья мера для благополучия государства, в том числе и для сбора средств в казну, явилась реформа государственного управления. Зачатки этой реформы, как мы уже упомянули, имелись уже в начале правления Петра в лице Ближней канцелярии. Однако устаревшая система государственных органов нуждалась в более глубоких переменах. Поводом для создания главного органа государственного управления – правительствующего Сената – стал отъезд Петра Первого в Прутский поход, и желание оставить вместо себя у «государственного руля» компетентных людей. Сенат был создан указом от 22 февраля 1711 г. Этим же указом был определен его первоначальный состав – 8 человек из числа приближенных к царю. Несмотря на то, что Сенат был «правительствующим», в его основные обязанности входило не только административное руководство страной, но и судебные и законосовещательные функции. Функции и компетенция Сената менялись со временем и были закреплены указом от 27 апреля 1722 г. Реформа государственного управления продолжилась заменой аппарата исполнительной власти.
Указами от 11 и 15 декабря 1717 г. были учреждены 9 коллегий, призванные заменить устаревшие приказы, которыми на первых порах своего существования вынужден был пользоваться Сенат. К 1721 году коллегий стало 12: коллегия Чужестранных (иностранных) дел, Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Вотчинная коллегия, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия, Юстиц-коллегия, Духовная коллегия (позже Святейший Правительствующий синод). Реформа государственного управления завершилась созданием относительно стройной бюрократической системы, которая по задумке царя, должна была работать четко, как часы. Завершающий этап административной реформы, а именно создание провинций под руководством воевод, а также создание аппарата некоторых коллегий на местах, а затем введение 28 февраля 1720 г. Генерального регламента – единой системы делопроизводства в стране – явились звеньями одной преобразовательной цепи, которая привела к созданию мощной бюрократической системы управления. Следует отметить, что чуда, которого ждал Петр от этой системы, не произошло. Западная идея, упав в российскую «почву», привела к тому, что недостатки бюрократии стали довлеть над её достоинствами. Бюрократы, следуя Генеральному регламенту, больше внимания уделяли процессуальной и бумажной стороне вопросов, нежели решению дел по существу. Кроме того, традиционные казнокрадство и взяточничество нашли в этой бюрократической системе свои пути.
Говоря о глубине свершившегося переустройства аппарата государственного управления, отметим, что с 1699 по 1724 годы и органы центральной власти, и органы власти на местах, за исключением разве что очень частных случаев (сохранился Преображенский приказ), были заменены полностью. Суть изменений была закреплена унифицированной инструкцией работы для всей вертикали власти, и частной инструкцией Правительствующему Сенату.
Если же проследить пользу указанных мер для государственной казны, более-менее удачной выглядит только реформа по введению подушной подати. Так как создание аппарата по сбору денег (административная и областная реформа) и аппарата по контролю за сбором денег (институт фискалов) требовало того же денежного содержания. А если учесть значительно выросшую численность этих аппаратов и уровень злоупотреблений, то совершенно неизвестно, больше приобретала или теряла государственная казна благодаря им. Особенно показателен тот факт, что при передаче функций по сбору налогов с городского населения от магистратов (бурмистров) губернаторам, государство передавало эти функции от органа, который сам себя содержал, органу, который требовал содержания.
В период после 1709 года получили свое завершение создание военно-морского флота и регулярной армии созданием юридической базы для их функционирования. В 1716 году был утвержден Воинский устав. А в 1720 году Устав морской. Оба документа были очень прогрессивными для своего времени. Несмотря на постепенный спад военной активности и последующее окончание Северной войны, армия и флот не перестали занимать центральное место в мыслях Петра. Однако вес решений постепенно перешел от собственно армейского строительства к сопутствующим сферам: содержанию армии и обеспечению юридической стороны её функционирования.
Глава 3. Сопутствующие реформы
Из рассмотренного двух первых главах материала видно, что в первую очередь Петра Первого занимала забота о военной мощи страны, во вторую очередь забота о государственной казне, которая была залогом военной мощи, в третью очередь все, что хотя бы отдаленно могло усилить ту же самую военную мощь.
Стала церковь жертвой одной из указанных забот или Петр Первый просто воспользовался удобным моментом для превентивного удара по возможному политическому противнику, установить сложно. С одной стороны, патриарх умер в тот момент, когда Петр уже вершил свои дела по подготовке к Северной войне, проводил в жизнь культурные преобразования и вообще наметил курс развития страны. Возможно, на тот момент церковь обнаружила свою неприязнь к новому монарху. И, в результате, поплатилась подчинением её царской власти. С другой стороны, Петр с новым взглядом на обязанности каждого слоя общества по отношению к отечеству подчинил бы церковь, даже если бы новый патриарх был выбран. О верности последнего свидетельствует не столько мера по назначению в 1700 г. царева ставленника Стефана Яворского «блюстителем патриаршего престола» вместо выборов патриарха, сколько последовавшие за этим назначением указы 1701 г. по реформированию монашеского быта, обязанностей монастырей, управлению церковным имуществом, передачу контроля монастырскими доходами восстановленному Монастырскому приказу. Отчасти монастырские доходы помогли в эти годы восстановлению армии. Отчасти Петр Первый не удовлетворился такой мерой подчинения церкви и продолжил наступление в 1721 г., создав Духовный регламент, ликвидировавший автономию духовенства от власти. Венчало подчинение церкви создание Духовной коллегии (позднее, Святейшего Синода) – коллегиального органа управления духовенством, все члены которого приносили присягу царю.
Привилегированное сословие во времена Петра тоже подверглось реформированию. Целью реформы стало создание единой прослойки общества, которая должна была стать опорой существующей власти. Кроме мер по объединению бояр и дворян в одно сословие под общим термином «шляхетство» и придания этому сословию единых прав и обязанностей, Петр Первый открыл доступ в дворянство достойнейшим из низших сословий через создание «Табели о рангах» от 1 февраля 1721 г., по которому при хорошей службе простолюдин мог получить как ненаследственное, так и наследственное дворянство. Итогом должно было стать вливание «новых кровей» в застоявшееся сословие, а также его укрепление в верности государю. Поскольку новые дворяне, обязанные своим положением времени Петра, а часто и лично Петру, активно поддерживали его правление. Обязанностей дворянства по обучению грамоте и государственной службе со временем стало недостаточно для комплектования кадрами разросшихся армии и бюрократического аппарата. Петр Первый предпринял ещё одну попытку принудить дворян служить отечеству – издал указ о единонаследии от 1714 г., когда помещик имел право передавать имение по наследству только одному из сыновей. Остальным же ничего не оставалось, как идти служить. Такая мера не вызвала популярности у привилегированного сословия и была отменена вскоре после смерти Петра.
Многое при Петре Первом не столько реформировалось, меняло форму, сколько создавалось. К такого рода деяниям можно отнести военно-морской флот. Или, например, образование в России, которое к тому времени не существовало, так как единственное учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия – находилась в упадке. Отчасти термин «создание» применим к промышленности, книгопечатанию, науке, архитектуре и многому другому, что расцвело при Петре.
Преобразования в промышленности и торговле были двоякими. С одной стороны, Петр Первый всячески поощрял развитие товарно-денежных отношений внутри страны и с другими странами, поощрял и даже сам развивал тяжелую и легкую промышленность. С другой, то ли от недопонимания сути буржуазного мира, то ли от понимания, но нежелания подрывать основу своей власти – помещичье землевладение, строил промышленное производство на основе принудительного труда. В то время как развитие промышленности требует прямо противоположной основы – свободной рабочей силы. Основными мерами по активизации предпринимательской деятельности стали льготы промышленникам: избавление от податей, от воинской повинности, постойной повинности, разрешение беспошлинно ввозить необходимые для производства инструменты и материалы. Суд над промышленниками осуществляла Мануфактур-коллегия. Первоначально квалифицированные кадры – мастера – привлекались из-за границы, затем необходимые отечественные специалисты стали готовиться в горных и инженерных школах. Рабочей силой Петр Первый обеспечил мануфактуры тем же путем, которым пользовался при всех своих крупных начинаниях. Крестьяне были отданы (приписаны) к промышленным предприятиям. Позднее промышленникам разрешено было покупать крестьян для предприятий – это юридическое действие было названо «посессией, а крестьяне «посессионными».
Для развития тяжелой промышленности, особенно горнодобывающего дела, в 1719 г. была издана «Берг-привилегия», которая при уплате соответствующей подати разрешала каждому заниматься поиском и разработкой месторождений полезных ископаемых. Эта мера привела к серьезным результатам: были открыты месторождения горного хрусталя, сердолика, селитры, торфа, каменного угля. За утайку руды полагалось жестокое наказание.
Для развития торговли было сделано ещё больше. Государство со временем отказалось от своих монополий на торговлю некоторыми товарами, передав эти монополии на откуп купцам. Проводилась политика «протекционизма» - увеличение пошлин на ввоз товаров из-за границы и уменьшение пошлин на вывоз. Политика эта способствовала превышению вывоза товаров над ввозом и вследствие этого притоку денежных средств. В царствование Петра поменялись торговые пути: основной торговой гаванью был определен Санкт-Петербург, через который царской волей осуществлялась вся внешняя торговля. Для удобства пути через страну к новой внешнеторговой гавани были построены судоходные каналы: Вышневолоцкий, соединявший Волгу и Неву, и обводной Ладожский канал.
Итогом петровских реформ в области промышленности не стало бурное экономическое развитие страны, которое, возможно, ожидал Петр Первый. Причинами были неверная основа промышленной реформы и излишний прессинг со стороны власти, поскольку отдачи государство требовало от торгового сословия большей, чем давало реальных возможностей. Следует даже отметить, что именно организация промышленности на крепостнических началах затормозила развитие капиталистического производства приблизительно на два столетия.
Где-то между развитием промышленности, торговли и податной системы в перечне экономико-социальных преобразований находит место рационализаторство Петра Первого. К таким мерам следует отнести введение в крестьянский обиход более совершенного орудия уборки хлеба – косы вместо серпа, попытка внедрения разведения мериносных овец для получения лучшей шерсти, новых пород скота – голландских коров, организация конезаводов и некоторые другие. Какие-то из них получили широкое распространение (литовская коса), другие сошли «на нет».
Культурные реформы Петра Первого не окончились на обрезании бород и кафтанов. Петр поспешил вмешаться практически во все сферы культуры. Создание системы образования проходило в нескольких направлениях: впереди других шло создание школ, призванных обеспечить армию специалистами. Школа математических и навигационных наук стала первым учебным заведением этого типа, Морская академия – завершающим. Параллельно Петр пытался внедрить образование «в массы» и развивать науку, венчающую образование. Образование в массы проводилось созданием демократичных гимназий, в которых мог учиться каждый. Будущее науки Петр видел в создании академии наук, которая была открыта уже после смерти Петра.
Дабы сделать грамоту и арифметику доступной и полезной, Петр Первый предпринял реформу письменности, введя в оборот арабские цифры – более простые в начертании и оттого более понятные, а затем упростил алфавит. Не последнюю роль в распространении грамотности сыграло развитие Петром книгопечатания и переводного дела.
Реформы в области культуры не ограничились только образованием и наукой. При Петре Первом был введен в обиход новый метод общения дворян – ассамблеи, на которых дворяне могли танцевать, обмениваться мнениями, пристойно развлекаться. На ассамблеи, в отличие от прежних пиров, были допущены женщины, которые со временем будут играть не последнюю роль в придворной и государственной жизни, как и при любой другой монархии. При Петре создается первая в России газета. Архитектура и искусство развивались преимущественно на фоне строительства Санкт-Петербурга. Впервые город строился не стихийно, а согласно плану застройки.
Завершая рассмотрение петровских преобразований, отметим, что Петр Первый благодаря ли своей природной внутренней энергии или по стечению обстоятельств с разной степенью успеха вмешался во все стороны государственной и общественной деятельности. Должно ли было это привести к какому-то определенному общему итогу или все эти меры преследовали сиюминутные и локальные цели, неизвестно. Мы попытаемся оценить это в заключении.
Заключение
Даже беглый взгляд на первоначальные реформы Петра Первого убеждает нас в том, что на первом этапе в них была только одна система – мобилизация сил страны для войны, выживание Российского государства и его монархии. Однако с приходом облегчения в Северной войне реформы приобретают большую глубину и осмысленность.
Чего хотел Петр Первый, проводя свои основные преобразования, начиная с середины своего царствования? Из фактического материала не следует, что царь хотел сделать, или, точнее, сделал из страны прогрессивную раннекапиталистическую державу. Более того, в ходе социально-экономических преобразований и реформы государственного аппарата были оформлены, развиты и закреплены достижения эпохи Алексея Михайловича, который делал первые шаги на пути складывания абсолютной монархии. При Петре Первом, благодаря его реформам абсолютная монархия в России стала свершившимся фактом. И хотя свой «золотой век» в этом строе Россия переживет во времена Елизаветы Петровны и Екатерины II, эти правительницы будут лишь пользоваться плодами чужих трудов.
Что же касается экономического прогресса при Петре Первом, достижения по созданию промышленности, мануфактур, основанных на принудительном труде – эти достижения следует считать сомнительными. Поскольку именно последствия этих шагов России пришлось преодолевать полтора века спустя, вновь сокращая отставание от развитых капиталистических стран.
Таким образом, направление реформаторской стратегии Петра Первого на протяжении его правления менялось с простого выживания страны в войне к осмысленному становлению абсолютной монархии и её укреплению.
петр реформа государство казна
Список использованной литературы
1. Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990. – 591 с.
2. Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом. - М.: Наука, 1984. – 232 с.
3. Муравьева Л.А. Денежная реформа Петра I/ Деньги и кредит. – 2007. - №1. – с. 63-71.
4. Болотина Н. Полтавская виктория 27 июня 1709 г./ Наука и жизнь. – 2009. - №6 – с. 98-101.
5. Остапенко В.В. От Азова к Кронштадту./ Военно-исторический журнал. – 2006. - №12. – с. 24-28
6. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций./ Сост и отв. редактор А.А. Радугин. – М.:Центр, 2001. – 352 с.
23