Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО
Белгородская сельскохозяйственная академия
Кафедра бухгалтерского учёта и аудита
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: "Бухгалтерская (финансовая) отчетность"
На тему:
Значение сегментной отчетности предприятия для внешних и внутренних пользователей в ПФ "Ново-Ездоцкая" Яковлевского района
Выполнила студентка
3-го курса 31-Б группы
Финансово-учетного факультета
Склярова Е.В.
Шифр 05746
Белгород 2008
Содержание
1. Теоретические основы и нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.1 Обзор литературных источников
1.2 Нормативное регулирование сегментной отчетности предприятия
2. Характеристика птицефабрики ПФ "Ново-Ездоцкая"
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ПФ "Ново-Ездоцкая"
2.2 Организация учетной работы
3. Значение сегментной отчетности предприятия для внешних и внутренних пользователей
3.1 Понятие сегментной отчетности
3.2 Раскрытие информации по сегментам
3.3 Учетная политика в отношении информации по сегментам
Список использованной литературы
Введение
Производство и продажа разных видов (групп) товаров (работ, услуг), составляющих предмет деятельности организации, может осуществляться в различных географических регионах. Деятельность, связанная с этими видами (группами) товаров (работ, услуг), может быть подвержена разным рискам, и иметь разные уровни прибыльности. Деятельность, осуществляемая в различных регионах, также может быть сопряжена с различными рисками и прибылями. Включаемая в бухгалтерскую отчетность о разных видах (группах) товаров (работ, услуг), а также деятельности организации в различных регионах на основе анализа соответствующих рисков и прибылей. Обособленное представление такой информации необходимо, поскольку её может быть невозможно, получить из другой информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности.
Цель раскрытия информации по сегментам в составе бухгалтерской отчетности - помочь пользователям составить более полное представление об организации путем предоставления дополнительных данных о производстве различных видов товаров (работ, услуг), которые являются предметом деятельности организации, и различных географических регионах, в которых организация ведет свою финансово-хозяйственную деятельность. Такая информация позволяет заинтересованному пользователю принимать более взвешенные и обоснованные решения.
Как правило, в информации по сегментам заинтересованы, прежде всего, внешние пользователи. Особую важность представление информации по сегментам имеет для организаций, ценные бумаги которых свободно обращаются, например, через организаторов торговли (фондовые биржи).
Целью настоящей работы - раскрыть сущность сегментной отчетности и ее значения для внешних и внутренних пользователей.
Исходя из цели работы, намечаются следующие задачи по исследованию выбранной темы:
обзор нормативных и законодательных актов, а также периодических изданий, касающихся вопросов сегментной отчетности;
ознакомление с организационно-экономической характеристикой ПФ "Ново-Ездоцкая";
изучение понятия сегментной отчетности и раскрытие информации по сегментам;
рассмотреть учетную политику в отношении информации по сегментам;
сделать выводы по проделанной работе.
Объектом исследования является ПФ "Ново-Ездоцкая" Яковлевского района Белгородской области.
В ходе исследования применялись следующие методы: экономико-статистический, монографический, бухгалтерский (метод двойной записи, балансовый).
Источниками информации для написания курсовой работы послужили материалы бухгалтерской отчетности предприятия за 2005-2007г. Теоретическими основами для написания курсовой работы послужили Федеральные законы, ПБУ, труды ученых-экономистов.
1. Теоретические основы и нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.1 Обзор литературных источников
В результате обработки информации управленческого учета составляются внутренние (сегментарные) отчеты, которые создаются бухгалтером аналитиком и предъявляются как администрации предприятия, так и менеджерам всех уровней управления. Основной целью составления отчетности является обеспечение необходимой информацией всех заинтересованных внутренних пользователей [12].
С сегментом идентифицируют те активы, которыми он пользуется для производства определенных товаров, выполнения определенных работ, оказания определенных услуг или для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в определенном географическом регионе деятельности организации. Большинство активов можно легко идентифицировать с конкретным подразделением организации. Здания, оборудование, запасы материалов, готовой продукции и дебиторская задолженность принадлежат сегменту, выпускающему и реализующему данную продукцию (работу, услугу) [10].
Если активы одновременно принадлежат двум и более сегментам, то они распределяются между структурными подразделениями с использование косвенных методов. Показатель, принятый за базу распределения, должен быть зафиксирован в учетной политике организации и последовательно применяться от одного отчетного периода к другому [15].
Целесообразно привести раскрытие понятий, связанных с сегментной отчетностью, содержащееся в международном стандарте. Доходы и расходы, активы и обязательства сегмента включают суммы по этим статьям, которые непосредственно относятся к сегменту. Суммы таких статей могут быть распределены на эти сегменты с использованием приемлемого базиса распределения. В стандарте подчеркивается, что для определения статей, которые могут быть увязаны с различными сегментами деятельности, предприятие прежде всего должно опираться на свою внутреннюю систему учета. Проще говоря, оно должно опираться на данные своего управленческого учета, но связанного не с калькулированием себестоимости продукции, а с предоставлением финансовой отчетности акционерам предприятия, которым руководство подотчетно в первую очередь. Для российских предприятий такая практика использования информации управленческого учета для целей финансовой отчетности пока широко не распространена; в международной же практике именно в регистрах управленческого учета проводится первичное распределение по сегментам доходов, расходов, активов и обязательств [16].
Однако в некоторых случаях во внутренней отчетности предприятия доходы, расходы, активы и обязательства могут быть привязаны к сегментам с использованием принципов, которые понятны руководству предприятия, но которые могут показаться субъективными или непонятными большинству внешних пользователей финансовой отчетности. Если такое распределение не совпадает с принципами, изложенными в международном стандарте, соответствующая привязка названных статей к сегментам деятельности во внешней отчетности не проводится. Вместе с тем предприятие может не делать подобную привязку для целей внутренней отчетности, хотя определения доходов, расходов, активов и обязательств и будут отвечать требованиям международного стандарта, В любом случае, при предоставлении внешней финансовой отчетности по сегментам деятельности истиной в последней инстанции должен быть международный стандарт (это, впрочем, относится и к любым другим аспектам подготовки внешней финансовой отчетности) [10].
Примерами активов сегмента могут служить текущие активы, используемые в операционной деятельности сегмента, основные средства, активы, являющиеся предметом финансового лизинга, и нематериальные активы, Если определенная статья износа или амортизации нематериальных активов включается в расходы сегмента, соответствующий актив также должен быть включен в активы этого сегмента. К активам сегмента не относятся активы, используемые для целей всего предприятия или для целей головного офиса. Активы сегмента включают в себя операционные активы, используемые совместно двумя и более сегментами, если может быть найден приемлемый базис распределения [13].
Сегментарная отчетность может и должна представляться организациями, не только имеющими дочерние и зависимые общества, но и составляющими сводную отчетность. Подобно тому, как результаты финансового учета обобщаются во внешней финансовой отчетности, заключительным этапом управленческого учета является формирование внутренней (сегментарной) отчетности.
1.2 Нормативное регулирование сегментной отчетности предприятия
Добиться того, чтобы бухгалтерская информация стала на предприятии объективной, достоверной, понятной и защищенной как для внутренних, так и для внешних пользователей, можно лишь при знании основных нормативных документов.
В нормативных документах, регулирующих ведение бухгалтерского учета в РФ, первое упоминание о необходимости подготовки информации о деятельности сегментов встречается в 1996 г. В Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 12 ноября 1996 г. № 97 (п.4.30), сказано, что в пояснительной записке "необходимо привести дополнительные данные об объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим регионам" [1].
Следующий нормативный документ, имеющий отношение к рассматриваемому вопросу: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов РФ 29 июля 1998 г. № 34н. В соответствии с п.91 в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета ею составляется также сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами. Тем же документом предусмотрено формирование сводной годовой бухгалтерской отчетности объединениями юридических лиц, созданных на добровольных началах (союзов, ассоциаций) (если это предусмотрено учредительными документами объединений). Однако из сводной отчетности не видны результаты деятельности отдельных предприятий. Это "упущение" устраняется после принятия ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам".
Учитывать требования последнего Положения должны организации, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность. Для субъектов малого предпринимательства оно не обязательно [5].
Положением, прежде всего, даются рекомендации по "распознаванию" сегментов, формулируются правила отнесения на них доходов, расходов, активов и обязательств. При этом под сегментом для целей составления внешней отчетности понимается "часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях" [5].
Можно сделать заключение: в трактовке ПБУ 12/2000 под сегментом в первую очередь понимается самостоятельное юридическое лицо, либо являющееся дочерним (зависимым) предприятием по отношению к материнскому (основному) обществу, либо входящее в какую-либо ассоциацию, союз, холдинг. Такое предприятие в обязательном порядке должно рассматриваться в качестве операционного или географического сегмента. Это, однако, не означает, что данные сегменты не могут быть разделены на более мелкие [6].
Предполагается, что сегменты осуществляют внешние продажи, а также реализуют продукцию (работы, услуги) между собой с использованием трансфертных цен.
С точки зрения бухгалтерского управленческого учета сегменты, о которых идет речь в данном Положении, являются наиболее "развитыми" видами центров ответственности, а именно центрами инвестиций. Эти сегменты обладают собственными активами, с ними отождествляются обязательства, на них обоснованно могут быть отнесены доходы и расходы, а следовательно, и определен финансовый результат деятельности [6].
На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что бухгалтерский учет в организации должен строится на основании стандартов учета (ПБУ), разрабатываемых в нашей стране, с учетом международных стандартов для обеспечения единообразного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организации в целях сопоставления. В то же время ПБУ предусматривают и многовариантность учета в зависимости от особенностей конкретной организации.
2. Характеристика птицефабрики ПФ "Ново-Ездоцкая"
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ПФ "Ново-Ездоцкая"
Птицефабрика ООО "Томаровский бройлер" образована в 1965 году. В настоящее время учредителем птицефабрики является агрохолдинг ЗАО "Кочетковъ".
В 2007 году птицефабрика ООО "Томаровский бройлер" прошла стадию объединения переименования, в настоящее время она называться ПФ "Ново-Ездоцкая".
За время существования специализация предприятия значительно изменилась. Первоначально - птицефабрика яичного направления. В настоящее время специализация птицефабрики - выращивание бройлеров. Продукция реализуется в живом весе в ПО "Ермакъ", который входит в тот же агрохолдинг. Торговая марка выпускаемой готовой продукции "Белая птица".
Ресурсный потенциал ПФ "Ново-Ездоцкая" представлен трудовыми и материальными ресурсами.
Основными поставщиками являются: комбикормов - ОАО "Белгородский комбинат Хлебопродуктов"; суточного молодняка для выращивания - ОАО "Загорье".
Работающих в хозяйстве в настоящее время - 721 человек. Просроченной кредиторской задолженности в хозяйстве не имеется, все налоги платятся во время, заработная плата работникам выплачивается своевременно.
Все производственные и непроизводственные помещения переведены на автономное отопление, что позволяет резко сократить расход газа.
В настоящее время работают 29 производственных помещений. Транспортные связи с областным и районным центрами осуществляются по дорогам с твердым покрытием, которые имеют хорошее состояние. Удаленность от областного центра - 35 км., от районного - 27 км., от железнодорожной станции Томаровка - 4 км.
Хозяйство по мере возможности оказывает благотворительную помощь на проведение разного рода мероприятий в области, в районе и близлежащих населенных пунктах.
Важным факторам производства является рабочая сила. Эффективное функционирование предприятия возможно при достаточном наличии и рациональном использовании трудовых ресурсов. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования в ПФ "Ново-Ездоцкая"
Показатели |
Годы | Отклонение 2007 г. от 2005 г. (+; - ) | ||
2005 | 2006 | 2007 | ||
Среднегодовая численность: факт | 158 | 132 | 721 | 563 |
план | 163 | 135 | 728 | 565 |
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, % | 96,9 |
97,8 |
99 |
2,1 |
Нагрузка на одного среднесписочного работника: с/х угодий, га | 1,1 |
1,3 |
||
Отработано всего: тыс. чел. дней |
39 |
29 |
175 |
136 |
тыс. чел часов | 333 | 253 | 1385 | 1052 |
Объем производственной нагрузки: на 1-го работника: тыс. чел. дней |
0,25 |
0,22 |
0,24 |
0,01 |
тыс. чел часов | 2,1 | 1,9 | 1,9 | -0,2 |
Произведено валовой продукции, тыс руб.: | 254452 |
354715 |
1822495 |
1568043 |
на 1 раб. | 1610,5 | 2687,2 | 2527 | 916,5 |
на 1 чел. час. | 764,1 | 1402,03 | 1315 | 550,9 |
В связи с объединением птицефабрик в один агрохолдинг все данные, приведенные в таблице за 2007 год будут значительно выше. Из данной таблицы видно, что на предприятии отсутствуют земельные ресурсы, поэтому всю необходимую продукцию предприятие полностью закупает у сторонних организаций. В 2007 году происходит увеличение численности рабочих по сравнению с 2005 и 2006 годами, это объясняется тем, что произошло объединение более 10 птицефабрик в единый холдинг. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами в 2007 году выросла на 2,1 % по сравнению с 2005 годом. Полученные данные свидетельствуют об увеличении производства валовой продукции на 1568043 тыс. руб.
Обеспеченность предприятия основными фондами представлена в таблице №2. Из показателей приведенных в таблице можно сделать вывод, что в настоящее время обеспеченность птицефабрики основными фондами с годами возрастает. Что можно пронаблюдать из показателей таблицы, размер основных средств в 2007 году по сравнению с 2005 годом повысился на 1126314 тыс. руб., в основном за счет увеличения стоимости зданий на 829084 тыс. руб. Это объясняется тем, что в 2007 году завершилась реконструкция зданий и сооружений. В которые было установлено импортное оборудование Бельгийской фирмы "Роксель".
Таблица 2. Размер и структура основных фондов ПФ "Ново-Ездоцкая"
Показатели | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2007г. в % к 2005г. | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | ||
Здания | 229435 | 80,1 | 229441 | 81 | 1058537 | 75,094 | -5,0 |
Сооружения | 1597 | 1,1 | 1597 | 0,7 | 7496 | 0,5 | -0,6 |
Машины и оборудование | 47777 |
16,8 |
46881 |
16,6 |
271852 |
19,3 |
2,5 |
Транспортные средства | 4806 |
1,8 |
4815 |
1,6 |
72358 |
5,1 |
3,3 |
Производственный и хозяйственный инвентарь | 376 |
0,2 |
414 |
0,1 |
80 |
0,006 |
0, 194 |
ИТОГО: | 284009 | 100 | 283165 | 100 | 1410323 | 100 | - |
в том числе: производственные | 281059 |
98,96 |
280215 |
98,95 |
1396922 |
99,05 |
0,09 |
непроизводственные | 2950 | 1,04 | 2950 | 1,05 | 14200 | 0,95 | -0,09 |
Из данной таблицы видно, что в 2007 году на предприятии, в связи с объединением, увеличилась стоимость транспортных средств на сумму 67552 тыс. руб., машин и оборудования на 224075 тыс. руб., а так же сданы в эксплуатацию сооружения в стоимости 5899 тыс. руб. Рассматривая удельный вес каждого вида основных фондов можно сделать вывод, что производственные фонды занимают 99,05 %, из них здания 75,094 %, сооружения 0,5 %, машины и оборудование 19,3 %, транспортные средства 5,1 %. Удельный вес основных производственных фондов в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 0,09%, в том числе по видам основных средств: здания на - 5,0%, машины и оборудования на - 0,6%, транспортные средства на 3,3%. Удельный вес сооружений и производственного и хозяйственного инвентаря уменьшился на - 0,6% и - 0, 194% соответственно.
Так же важное значение для характеристики хозяйства имеют данные об эффективности использования производственных фондов, которые даны в таблице 3.
Таблица 3. Эффективность использования основных производственных фондов ПФ "Ново-Ездоцкая"
Показатели | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Отклонение 2007г. от 2005г. (+; - ) |
Стоимость валовой продукции, тыс. руб. | 254452 | 354715 | 1822495 | 1568043 |
Средне годовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. | 281059 |
280215 |
1396922 |
1115863 |
Валовая прибыль (убыток), тыс. руб. | 27966 | 76852 | 308255 | 280289 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. | 4764 | 13154 | 249343 | 244579 |
Фондоотдача, руб. | 0,91 | 1,27 | 1,31 | 0,4 |
Фондоемкость, руб. | 1,11 | 0,79 | 0,77 | -0,34 |
Фондовооруженность, тыс. руб. | 1778,8 | 2122,8 | 1937,48 | 158,68 |
Фондообеспеченность, тыс. руб. | ||||
Приходится на 1 рубль основных производственных средств, руб.: валовой прибыли чистой прибыли |
0,10 0,02 |
0,28 0, 19 |
0,22 0,18 |
Проанализировав данную таблицу видно, что производство валовой продукции в 2007 году составило 1822495 тыс. руб., что на 1568043 тыс. руб. больше чем в 2005 году. В 2005 году предприятие получило прибыль на сумму 27966 тыс. руб., а в 2006 и 2007 годах птицефабрика получила прибыль соответственно 13154 тыс. руб. и 249343 тыс. руб. В отчетном году валовая прибыль равна 308255 тыс. руб., а чистая 249343 тыс. руб., что показывает увеличение эффективности производства. Показатель фондоотдачи в 2007 году равен 1,31 руб., который показывает сколько произведено продукции на 1 рубль стоимости основных фондов. На предприятии имеется тенденция к уменьшению показателя фондоотдачи на 0,4 руб., это говорит о менее эффективном использовании имеющихся основных средств. Можно отметить уменьшение показателя фондоемкости с 1,11руб. до 0,77 руб., это означает то, что в 2007 году имеющийся капитал использовался менее экономно.
За последние три года на предприятии произошли изменения не только в численности работников и стоимости основных производственных фондов, а так же произошли изменения в структуре производимой продукции. Реализация мяса птицы, суточных цыплят и пищевых яиц прекратилась. Продукция реализуется только в живом весе. Это говорит о том, что птицефабрика ПФ "Ново-Ездоцкая" узкоспециализированное предприятие и занимается только выращиванием бройлеров.
Целью любого предприятия является получение наибольшей прибыли, об эффективности сельскохозяйственного производства ПФ "Ново-Ездоцкая" можно судить по данным таблицы 4.
Таблица 4. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства ПФ "Ново-Ездоцкая"
Показатели | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Отклонение 2007 г. от 2005г., (+; - ) |
Стоимость валовой продукции, тыс. руб. | 254452 | 354715 | 1822495 | 1568043 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов основной деятельности, тыс. руб. | 281059 |
280215 |
1396922 |
1115863 |
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. | 226773 | 1078791 | 1827200 | 1600427 |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | 198807 |
1026527 |
1518945 |
1320138 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. | 4764 | 13154 | 249343 | 244579 |
Среднегодовая численность работников, чел. | 158 |
132 |
721 |
563 |
Производительность труда, тыс. руб. | 1610,5 | 2687,2 | 2527,7 | 917,2 |
Уровень рентабельности (+), | 2,4 | 20,9 | 16,4 | 14 |
Проведя расчеты видно, что стоимость валовой продукции в 2007 году увеличилась по сравнению с 2005 годом на 1568043 тыс. руб., в связи с этим увеличилась полная себестоимость реализованной продукции на 1320138 тыс. руб. В отчетном периоде предприятие получило прибыль на сумму 249343 тыс. руб. Среднегодовая численность работников в 2007 году увеличилась на 563 человека по сравнению с 2005 годом. За счет того, что возросла стоимость валовой продукции и увеличились все показатели предприятия увеличилась и производительность труда на 917,2тыс. руб.
Уровень рентабельности показывает какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля выручки от реализации. Так в 2007 году уровень рентабельности составил 16,4 %. По сравнению с 2005 годом она возросла на 14%, такой большой процент разницы объясняется тем, что в 2005 году производство птицефабрики являлось менее эффективным и уровень рентабельности составлял 2,4 %. В 2006 и 2007 годах птицефабрика начала работать более эффективно и уровень рентабельности соответственно составил 20,9 % и 16,4 %.
Из данной таблицы видно, что птицефабрика ПФ "Ново-Ездоцкая" начала работать более эффективно. Это связано с применением более совершенных средств и методов производства, комплексной механизации, интенсивных технологий, использования достижений науки и техники. Так же большую роль сыграло объединение в холдинг.
2.2 Организация учетной работы
С целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции необходимо организовать ведение бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет директор.
Организационная структура учетного процесса основана на централизации. В подразделениях хозяйства, в бригадах, на предприятии ведется лишь первичный учет. Заполненные первичные документы поступают в бухгалтерию, где их проверяют, обрабатывают, сверяют и все записи вносят в регистры синтетического и аналитического учета.
Учетная политика (Приложение №1) разрабатывается главным бухгалтером и утверждается директором. В 2007 году учетная политика организации была изменена, так как была реорганизация предприятий и были объединены более 10 птицефабрик в один агрохолдинг. В учетной политике отражены вопросы организации учетной работы. Бухгалтерский учет ведется по автоматизированной форме. Данная форма учета повышает контрольное значение учета. Отличительной особенностью этой формы является использование средств сбора и регистрации информации, накопление в памяти ЭВМ условной постоянной информации для многократного ее использования, позволяет исправлять ошибки на всех стадиях обработки информации. Преимуществом этой формы является то, что информация может высвечиваться на экране или распечатываться. На предприятии используется 1С Бухгалтерия версия 7.7.
Учетная политика состоит из 2-х разделов. Первый раздел включает:
Общие положения
Организация бухгалтерской и налоговой службы
Рабочий план счетов. Правила документооборота, технология обработки учетной информации и составление отчетности
Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств
Учет основных средств
Учет нематериальных активов
Бухгалтерский учет вложений во внеоборотные активы
Бухгалтерский учет финансовых инвестиций
Учет материально-производственных запасов
Учет затрат на производство
Учет готовой продукции
Учет расчетов по кредитам и займам
Бухгалтерский учет финансовых результатов
Командировочные расходы
Второй раздел: Учетная политика для целей налогообложения. Учетная политика составлена на достаточно хорошем уровне.
Приложением к учетной политике является рабочий план счетов (Приложение №2), разработанный на основе типового плана счетов, утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94 н. Отражение хозяйственных операций производится в соответствии с разработанным планом счетов. Все операции, проводимые организацией оформляются документами в такой последовательности, в которой они совершаются. Это обеспечивает сплошной, непрерывный учет всех объектов учета.
Основой организации первичного учета является график документооборота (Приложение №3). В нем по каждому документу указывается его форма, кем и где должен составляться документ, кто его принимает, срок предоставления в бухгалтерию, дата отражения в главной книге. Но в графике документооборота не указано, в каком количестве экземпляров должен составляться документ.
Так как ПФ "Ново-Ездоцкая" является одним из крупнейших предприятий области и страны, оно имеет сложную структуру. Каждое подразделение ведет бухгалтерский учет и составляет баланс, а затем формируется общий баланс. Балансы и отчетность дочерних и зависимых организаций помогают руководству нашего предприятия координировать деятельностью всего имущественного Холдинга (Приложение №4).
Все использованные бухгалтерские документы и учетные регистры передаются в архив. Хранение бухгалтерских документов и учетных регистров в ПФ "Ново-Ездоцкая" осуществляется в соответствии с предусмотренными для этого правилами. Для архива выделено специальное помещение, оборудованное стеллажами. Доступ к архиву имеет ограниченный круг лиц. Годовые бухгалтерские отчеты, балансы и объяснительные записки к ним хранятся постоянно. Большинство видов документов и регистров хранятся 5 лет.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными документами в той последовательности, в которой они совершаются. Это обеспечивает сплошной, непрерывный учет всех объектов учета.
Для равномерной нагрузки учетного аппарата утверждается распределение служебных обязанностей с учетом важности работ, квалификации исполнителей и обеспечения взаимозаменяемости работников.
Для обеспечения оперативного бухгалтерского учета, усиления его контрольных функций в организации необходимо использование электронно-вычислительной техники.
Установка ЭВМ на складах, в бухгалтерии и других местах возникновения экономической информации позволит полностью автоматизировать складской учет, составление первичных документов, отчетов.
3. Значение сегментной отчетности предприятия для внешних и внутренних пользователей
3.1 Понятие сегментной отчетности
Многие компании как российские, так и международные производят широкий спектр услуг и товаров или осуществляют деятельность в различных географических регионах с разными условиями роста, уровнями рентабельности и риска. Такую информацию называют информацией по сегментам.
Дословный перевод латинского слова segmentum означает отрезок либо часть круга. Применительно к бухгалтерскому учету и аудиту понятие означает, что в бухгалтерской отчетности сведения о разных частях (сегментах) деятельности организации необходимо указывать отдельно. Такими частями (сегментами) могут быть данные о производстве и продаже разных товаров, работ, услуг либо данные о продажах товаров одного вида в разных регионах и т.д.
Понятие "информация по сегментам" представляет собой информацию, раскрывающую часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях.
Приказом МФ РФ от 27.01.2000г. № 11н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2000). Нормы установленные в ПБУ 12/2000 практически полностью соответствуют нормам МСФО 14 "Сегментарная отчетность".
ПБУ 12/2000 используется также коммерческими организациями при составлении сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности. Субъекты малого предпринимательства могут не применять правила, устанавливаемые комментируемым Положением.
Производство одного вида продукции (товара), выполнение одного вида работ или оказание одного вида услуг в рамках одной организации, но при наличии различных условий хозяйствования приводит к разным показателям рентабельности производства. Рентабельность производства различных видов продукции (товаров, работ, услуг) в рамках деятельности одной организации также различна. Действительно имеются существенные различия, например, между производством шариковых ручек и канцелярских кнопок, скрепок, между условиями продажи товаров в Москве и районах Сибири или за рубежом. Основными факторами, которые влияют на рентабельность производства, являются условия производства и продажи продукции (товаров, работ, услуг) на конкретной территории осуществления деятельности организации, а также виды продукции и условия их продажи в тех случаях, когда территория производства и территория продажи не совпадают.
Многие предприятия производят несколько видов продукции (товаров), оказывают разнообразные услуги, выполняют различные виды работ или ведут свою деятельность в нескольких географических регионах. Поэтому они могут иметь различные нормы рентабельности, перспективы развития, могут быть подвержены разным рискам.
Информация о разных видах товаров (работ, услуг), а также о деятельности организации в различных географических регионах, полученная в результате оценки соответствующих рисков и прибылей, называется сегментной информацией, или информацией по сегментам. Такая информация является основой анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и имеет большое значение для принятия управленческих решений. Ее раскрытие в составе годовой бухгалтерской отчетности направлено на удовлетворение в первую очередь интересов внешних пользователей (инвесторов, партнеров по бизнесу, работников контролирующих органов и т.д.). Внешним пользователям она позволяет не только более глубоко проанализировать деятельность организации за ряд лет, но и сопоставить результаты производства одинаковых видов продукции (оказания услуг, выполнения работ) у разных организаций. А руководство организации получает дополнительные возможности для сравнения и анализа результатов деятельности конкурентов, а также отрасли в целом.
Вместе с тем применение данного Положения позволяет более полно реализовать требования достоверности и полноты бухгалтерской отчетности организации, установленные ПБУ 4/99. Необходимо также отметить, что именно в п.27 ПБУ 4/99 впервые было определено обязательное раскрытие дополнительных данных об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности) в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Комментируемое Положение ввело в практику российских бухгалтеров такое непривычное для них понятие, как "риск", причем риск получения не только убытка от деятельности организации, но и риск получения прибыли (минимальной, сверхприбыли). Риски бывают самые разнообразные: общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические и др. При выделении информации по сегментам должны приниматься во внимание риски, которым может быть подвержена деятельность организации, но при этом при проведении оценки рисков для выделения информации по сегментам не предполагается их точное количественное измерение и выражение. Оценка рисков предполагает определенную условность, за основу которой могут быть взяты профессиональное суждение, данные за ряд лет, прогнозирование. Например, не вызывает сомнения, что риск получения убытка от продажи товаров организации, расположенной на территории, где идут военные действия, будет очень велик по сравнению с продажей аналогичной партии товаров организации, которая работает в стране с развитой экономикой.
В то же время источник рисков и прибылей для большинства организаций определяет то, как организация организована и управляется. Поэтому в п.6 Положения определено, что перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, устанавливается организацией самостоятельно в учетной политике исходя из ее организационной и управленческой структуры.
Что в итоге понимается под термином "сегмент"? Поскольку сегмент - это часть чего-либо, то процедура определения (выделения) сегментов заключается в условном разделении всей деятельности организации на части, которые и называются сегментами. Применительно к комментируемому Положению сегмент - это часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях, информация о которой подлежит раскрытию посредством представления установленного перечня показателей в бухгалтерской отчетности.
Выделяют два вида сегментов: операционные и географические.
Операционный сегмент - часть деятельности организации по производству определенного товара или однородных групп товаров, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам или другим однородным группам товаров. При объединении товаров в группу предполагается сходство по всем или большинству следующих факторов:
назначению товаров;
процессу их производства;
потребителям;
методам продажи;
системам управления деятельностью организации.
Географический сегмент - часть деятельности организации по производству товаров в определенном географическом регионе, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других регионах деятельности организации. При выделении географических сегментов следует исходить:
из сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых организация ведет деятельность;
наличие устойчивых связей в деятельности в различных географических регионах;
сходства характера деятельности;
рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе;
общности правил валютного контроля;
валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе.
При этом организацией может быть выделен один географический сегмент по определенному государству или нескольким государствам, региону или регионам в Российской Федерации.
Исходя из организационной структуры и системы внутренней отчетности географические сегменты могут выделяться по местам расположения активов (ведения деятельности организации) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей или покупателей).
Организация самостоятельно устанавливает перечень сегментов, информация о которых должна раскрываться в бухгалтерской отчетности. В качестве основы для выделения сегментов используется организационная и управленческая структура организации. Целесообразно также принять во внимание систему внутренней отчетности организации, которая является основой для анализа и принятия решений руководством. Как правило, именно организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчетности отражают основные источники рисков и получения прибылей.
При выделении сегментов принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации. При этом оценка рисков не предполагает точное количественное измерение и выражение их.
сегментная отчетность учетный сегмент
3.2 Раскрытие информации по сегментам
Не все операционные и географические сегменты отражаются в бухгалтерской отчетности. Сегменты, информация о которых раскрывается в годовой бухгалтерской отчетности, называются отчетными сегментами. Сегмент считается отчетным, если значительная величина его выручки получена от продажи внешним покупателям. Кроме того, одновременно должно выполняться хотя бы одно из условий:
выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;
финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов;
активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.
На отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности организации, должно приходиться не менее 75% выручки организации. Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты. При этом бухгалтер может учитывать заинтересованность внешних пользователей в информации по сегментам. Каждый из определенных операционных или географических сегментов выделяется как отчетный в отдельности.
Отчетные показатели, используемые при раскрытии информации по сегментам, должны применяться и интерпретироваться в контексте соответствующих нормативных актов по бухгалтерскому учету. В частности, при определении доходов и расходов следует руководствоваться ПБУ 9/99 "Доходы организации" и ПБУ 10/99 "Расходы организации".
При формировании сегментарной информации по группе взаимосвязанных организаций или объединению юридических лиц (ассоциаций, союзу и т.д.) в качестве отчетных показателей могут быть использованы данные бухгалтерских балансов и отчета о прибылях и убытках. Если информация по сегментам раскрывается в рамках одной организации, то в качестве показателей могут использоваться данные синтетического и аналитического учета по счетам активов, обязательств, доходов и расходов. Если организация бухгалтерского учета не позволяет определить суммы, относящиеся к данному операционному или географическому сегменту, то бухгалтер вправе использовать свой метод распределения отчетных показателей организации по сегментам.
За базу распределения может быть взят любой критерий. Метод распределения должен быть обоснован, надлежащим образом документально оформлен, закреплен в качестве элемента учетной политики. Для упрощения процедуры сбора и формирования информации по сегментам в отчетности следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета следующие положения:
порядок определения отчетных сегментов;
способы распределения первичной и вторичной информации;
метод распределения активов, обязательств, доходов и расходов.
Если деятельность организации стабильна на протяжении многих лет, указанные положения учетной политики могут не меняться в течении всего времени.
Не все данные аналитического и синтетического учета применимы при расчете показателей по сегментам. Так, в частности, при расчете выручки (доходов) сегмента не учитываются:
обороты по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы", отражающие поступление процентов и дивидендов (если они не являются предметом деятельности организации), и поступления от продажи финансовых вложений (если они не являются предметом деятельности организации);
обороты по кредиту счета 99 "Прибыли и убытки", отражающие доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
Выручка (доходы) сегмента - представляет собой выручку от продажи определенных товаров или выручку от продажи товаров в определенном географическом регионе (данные о величине, непосредственно относящиеся на данный сегмент), а также часть общей выручки организации, которая обоснованно приходится на данный сегмент (в том числе от продаж внешним покупателям или от операций с другими сегментами этой же организации). Выручкой (доходами) сегмента не являются проценты и дивиденды, кроме случаев, когда такие доходы порождены основной деятельностью отчетного сегмента; доходы от продажи финансовых вложений, кроме случаев, когда финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента; чрезвычайные доходы.
Применительно к сводной бухгалтерской отчетности такая выручка может быть определена на основе показателей выручки до корректировки в процессе подготовки сводной бухгалтерской отчетности, то есть за основу принимается информация до исключения некоторых данных в процессе объединения бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность. Аналогичный подход должен быть использован в отношении финансового результата, обязательств, активов.
В отчетности юридического лица выручка отчетного сегмента от операций с другими сегментами может быть оценена только условно, поскольку ни юридически, ни по данным бухгалтерского учета факт продажи товаров между подразделениями одного юридического лица не имеет места.
В соответствии с ПБУ 12/2000 при формировании информации о выручке (доходах) отчетного сегмента от операций с другими сегментами передачи между ними должны оцениваться на основе фактически применяемых организацией цен. Основа ценообразования на передачи между сегментами и изменения этой основы подлежат раскрытию в отчетности.
Расходы сегмента - определяются как расходы по производству определенных товаров или расходы по производству товаров в определенном географическом регионе, а также часть общих расходов организации, которые обоснованно приходятся на данный сегмент (в том числе от продаж внешним покупателям или от операций с другими сегментами этой же организации). Расходами отчетного сегмента не являются проценты, кроме случаев, когда предметом деятельности отчетного сегмента является получение доходов от финансовой деятельности (обороты по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы"); расходы, связанные с продажей финансовых вложений, кроме случаев, когда финансовые вложения являются предметом деятельности отчетного сегмента (обороты по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы"); налог на прибыль (оборот по дебету счета 99 "Прибыли и убытки"); общехозяйственные расходы и прочие расходы, относящиеся к организации в целом (обороты по дебету счетов 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы"); чрезвычайные расходы (обороты по дебету счета 99 "Прибыли и убытки").
Финансовый результат сегмента - разница между выручкой (доходами) и расходами сегмента. Финансовый результат отчетного сегмента для представления в сводной бухгалтерской отчетности рассчитывается до поправок на долю меньшинства.
Активы сегмента - это активы, используемые для производства определенных товаров, выполнения определенных работ, оказания определенных услуг или для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в определенном географическом регионе деятельности организации (п.5 ПБУ 12/2000). Они начисляются по данным бухгалтерского баланса (Приложение №4), отражаемым в его первом и втором разделах.
Обязательства сегмента - обязательства, которые возникают при производстве и продаже определенных товаров, выполнении определенных работ, оказания определенных услуг или при производстве и продаже продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг в определенном географическом регионе деятельности организации.
В обязательства сегмента не включается задолженность по налогу на прибыль.
При определении доходов, расходов, активов и обязательств сегмента в расчет принимаются только те данные, которые непосредственно относятся к отчетному сегменту, либо которые могут быть отнесены к нему путем обоснованного распределения. Активы, используемые совместно в двух и более отчетных сегментах, распределяются между этими сегментами в случае, когда распределяются соответствующие доходы и расходы.
Способ распределения доходов, расходов, активов и обязательств, относящихся к двум и более отчетным сегментам, зависит от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов. При этом в отношении разных объектов могут применяться разные способы распределения.
Организация должна последовательно применять избранную основу распределения доходов, расходов, активов и обязательств.
Суммарная информация о выручке, финансовом результате, активах и обязательствах сегментов может отличаться от данных, приведенных в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках организации (группы). Основные различия заключены в:
статьях, относящихся к операциям между сегментами;
статьях, относящихся к организации (группе) в целом;
статьях, которые не могут быть отнесены к сегментам путем обоснованного распределения.
Кроме того, ПБУ 12/2000 прямо устанавливает перечень статей, которые не включаются в показатели сегментов и которые частично могут быть включены в перечисленные группы статей.
Показатели, исчисленные по сегментам, бухгалтер должен отразить в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. Информация по сегментам может раскрываться в отдельном разделе пояснительной записки. В первую очередь раскрывается первичная информация по сегментам, затем - вторичная.
3.3 Учетная политика в отношении информации по сегментам
Учетная политика - определенные принципы, основы, обычаи, правила и практические приемы, принятые предприятием для подготовки и представления финансовой отчетности. Доход от основной деятельности - общий приток экономической выгоды в течение периода, возникающий в ходе операционной деятельности предприятия, если этот приток приводит к увеличению капитала, отличного от взносов акционеров. Результат сегмента - доход сегмента за вычетом его расходов. Результаты сегмента определяются до выполнения любых корректировок для доли меньшинства. Активы сегмента - операционные активы, которые используются сегментом в его операционной деятельности и которые либо непосредственно распределяются на сегмент, либо могут быть обоснованно отнесены на сегмент.
В российском стандарте данный пункт освещен не так подробно, как в международном. Между тем применение определенных приемов учетной политики предприятия в отношении отчетности по сегментам может оказать значительное влияние на принятие решений пользователями финансовой отчетности. В связи с этим более подробно проанализируем положения международного стандарта, касающиеся данного вопроса.
Поскольку учетная политика, используемая при подготовке финансовой отчетности предприятия в целом, является также основой для представления информации по сегментам деятельности, сегментная учетная политика включает в себя и учетные приемы, которые относятся непосредственно к представлению информации по сегментам. К подобным приемам можно причислить, например, выделение сегмента деятельности, методы межсегментного ценообразования и базисы распределения доходов и расходов по сегментам.
Существует предположение о том, что учетная политика, которую руководство решило использовать для подготовки консолидированной финансовой отчетности предприятия в целом, - это такая политика, которую администрация считает наиболее подходящей для представления информации внешним пользователям. Поскольку целью представления информации по сегментам является помощь пользователям финансовой отчетности в понимании деятельности предприятия и принятии более взвешенных решений о предприятии в целом, международный стандарт требует применения в отношении сегментной информации той учетной политики, которую выбрала администрация предприятия. Однако это вовсе не означает, что данная учетная политика должна применяться к конкретному отчетному сегменту как если бы он был предприятием, самостоятельно подготавливающим финансовую отчетность. Нередко достаточно бывает лишь привязки информации, подготавливаемой на уровне головного офиса, к конкретным отчетным сегментам при наличии приемлемого базиса распределения. Например, широко распространенные за рубежом расчеты, относящиеся к программам пенсионного обеспечения сотрудников предприятия, зачастую проводятся для предприятия в целом, а уже затем показатели в масштабе всего предприятия могут быть привязаны к конкретным отчетным сегментам на основе сегментных данных о заработной плате и демографической информации.
Международный стандарт не запрещает раскрытие дополнительной сегментной информации, подготовленной на основе, отличной от общепринятой учетной политики при условии, что:
а) эта информация предоставляется внутренним пользователям и генеральному директору для целей принятия решений о распределении ресурсов предприятия по сегментам и для оценки финансовых результатов сегментов;
б) четко описана и раскрыта основа измерения такой дополнительной информации.
Таким образом, международная отчетность представляет собой не просто колонки цифр, а очень подробные пояснения к наилучшим образом (наилучшим для финансового анализа) представленной цифровой информации. Поэтому любая информация, полезная для принятия экономических решений (в данном случае она является полезной, поскольку ею пользуется руководство предприятия при принятии экономических решений) внешними пользователями, всегда приветствуется в примечаниях к финансовой отчетности,
Остановимся также на некоторых практических примерах применения учетной политики в отношении подготовки информации по сегментам деятельности.
Активы, которые используются совместно двумя и более сегментами, должны быть распределены между этими сегментами только в том случае, если соответствующие доходы и расходы также распределены между данными сегментами.
Способы распределения активов, обязательств, доходов и расходов между сегментами зависят от таких факторов, как природа этих статей, деятельность, осуществляемая сегментом, и относительная автономность данного сегмента. Не представляется возможным определить единый базис распределения по всем сегментам, который должен быть принят всеми предприятиями. Также нельзя определить единый базис распределения активов, обязательств, доходов и расходов, относящихся к двум и более сегментам. Вместе с тем определения сегментных доходов, расходов, активов и обязательств взаимосвязаны и это нужно учитывать.
Выводы и предложения
В данной курсовой работе были рассмотрены методологические аспекты сегментной отчетности предприятия для внешних и внутренних пользователей и фактическая организация учета сегментной отчетности в птицефабрике ПФ "Ново-Ездоцкая". На основании этого можно сделать следующие выводы и внести предложения.
Данное предприятие прошло стадию объединения в Агрохолдинг, следовательно все приведенные данные за 2007 год значительно возросли, так как данные 2007 года рассматривались за весь холдинг в целом, а не за отдельное предприятие.
Птицефабрика является предприятием с узкой специализацией. С постоянным усовершенствованием технологий происходит сокращение численности рабочих, в настоящее время на птицефабрике работает 721 человек.
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами в 2007 году выросла на 2,1 %. Так же увеличился объем валовой продукции на 1568043 тыс. руб. А в отчетном году объем валовой продукции составил 308255 тыс. руб., а чистая прибыль 249343 тыс. руб.
Увеличился размер основных средств в 2007 году они оставили 1115863 тыс. руб. по сравнению с 2005 годом, в основном за счет увеличения стоимости зданий на 829084 тыс. руб.
Удельный вес основных производственных фондов в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличился не значительно всего на 0,09%.
Уровень рентабельности в 2007 году составил 16,4%, а в 2005 году предприятие было не очень прибыльным. Но в настоящее время предприятие имеет большие перспективы.
Многие компании как российские, так и международные производят широкий спектр услуг и товаров или осуществляют деятельность в различных географических регионах с разными условиями роста, уровнями рентабельности и риска. Такую информацию называют информацией по сегментам. Положение по бухгалтерскому учету 12/2000 позволяет более полно реализовать требования достоверности и полноты бухгалтерской отчетности организации, установленные ПБУ 4/99.
Применительно к ПБУ 12/2000, сегмент - это часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях, информация о которой подлежит раскрытию посредством представления установленного перечня показателей в бухгалтерской отчетности.
Организация самостоятельно устанавливает перечень сегментов, информация о которых должна раскрываться в бухгалтерской отчетности. В качестве основы для выделения сегментов используется организационная и управленческая структура организации. Как правило, именно организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчетности отражают основные источники рисков и получения прибылей.
Показатели, исчисленные по сегментам, бухгалтер должен отразить в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. Информация по сегментам может раскрываться в отдельном разделе пояснительной записки. В первую очередь раскрывается первичная информация по сегментам, затем - вторичная.
Цель создания системы сегментного учета и отчетности в организации - это обеспечение собственников и менеджеров всех уровней управления полной, оперативной и достоверной информацией о деятельности структурных подразделений для анализа и принятия грамотных управленческих решении. Эту информацию не может предоставить система финансового учета. Постановка же сегментарного учета, кроме того, позволяет усовершенствовать существующий в настоящее время на предприятии документооборот, оптимизировать показатели деятельности, как отдельных центров ответственности, так и предприятия в целом.
Список использованной литературы
Российская Федерация. Законы. "О бухгалтерском учете": приказ Министерства финансов РФ № 129-ФЗ от 21.11.1996г. // Сборник нормативных актов для бухгалтера. - М.: "ИНФРА-М", 2007. - 327 с.
Российская Федерация. Приказы. О плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкции по его применению: приказ Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94 н // Сборник нормативных актов для бухгалтера. - М.: "ИНФРА-М", 2007. - 327 с.
Российская Федерация. Приказы. О плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций агропромышленного комплекса и инструкции по его применению: приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 13.06.2001 №654 // Сборник нормативных актов для бухгалтера. - М.: "ИНФРА-М", 2007. - 327 с.
Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98: приказ Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н // Сборник нормативных актов для бухгалтера. - М.: "ИНФРА-М", 2007. - 327 с.
Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99: приказ Минфина РФ от 06.07.99г. № 43н // Сборник нормативных актов для бухгалтера. - М.: "ИНФРА-М", 2007. - 327 с.
Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ-12/2000: приказ Минфина РФ от 27.01.2000 г. № 11н. // Сборник нормативных актов для бухгалтера. - М.: "ИНФРА-М", 2007. - 327 с.
Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ-18/2002: приказ Минфина РФ от 19.11.2002г. №П4н. // Сборник нормативных актов для бухгалтера. - М.: "ИНФРА-М", 2007. - 327 с.
Куттер М.И., Таранец Н.Ф., Уланова И.Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 232 с.: ил.
Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации: Учеб. пособие. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 2006. - 392 с.
Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 272с.
Соловьева О.В. Международная практика учет и отчетности: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 322с. - (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова)
Сугаипова И.В. Бухгалтерская финансовая отчетность. Учебное пособие. Серия "Высшее образование". - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 224 с.
Курганова Е.Н. Формирование бухгалтерской отчетности по сегментам. / Е.Н. Курганова // Все для бухгалтера. 2007. - № 12. - С.15-21.
Голикова Е.С. Российский учет и международные стандарты финансовой отчетности. / Е.С. Голикова // Бухгалтерский учет. - 2008. - № 3. - С.4-7.
Елманова Е.Н. Раскрытие информации по сегментам в международной практике / Е.Н. Елманова // Все для бухгалтера. - 2007. - № 6. - с.35-46.
Бакаев А.С. О раскрытии информации по сегментам / А.С. Бакаев // Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение. - 2007 - №13. - с.16-24