Сын Всеволода Ярославича, один из замечательнейших князей Киевской Руси. При жизни отца сначала княжил в Смоленске. Когда Всеволод умер, киевляне желали видеть Владимира своим повелителем, но он, соблюдая очередь старшинства, уступил Киев своему двоюродному брату Святополку Изяславичу. Вскоре он должен был оставить Чернигов, занятый другим его двоюродным братом, Святославичем, и удалился на первоначальный “стол отень”, в Переяславль. В 1113 г. умер Святополк Изяславич, и Владимир по новым настойчивым просьбам киевлян занял киевский стол, на этот раз нарушив право старшего в роде, Олега Святославича.
Мирное население одинаково страдало тогда и от княжеских усобиц, и от нападений половцев. Владимир употребил много усилий на борьбу с теми и другими. Ранние его выступления против половцев были не вполне удачны; так, в 1093 г. он, действуя в союзе с Святополком Изяславичем, потерпел от них двойное поражение — на реке Стугне и при селе Желани. Точно так же не всегда удавались ему сначала и попытки сплотить русских князей для борьбы с общим врагом; благодаря его влиянию, было достигнуто объединение князей на Любечском съезде (1097), но вскоре оно было нарушено, и половцы снова появились на Руси, призываемые самими князьями. С течением времени, однако, усилия Владимира увенчались успехом: он добился того, что после ряда поражений, нанесенных объединившимися русскими князьями (например, в урочище Сутень и при Лубнах), половцы прекратили на время свои набеги.
Не раз содействовал Владимир мирному разрешению возникавших распрей, являясь, обыкновенно, защитником обиженной стороны. Когда, например, Васильке Ростиславич был ослеплен Давидом Волынским, с согласия киевского великого князя Святополка, Владимир предупредил грозившую стать общей усобицу, убедив князей восстановить нарушенную справедливость наказанием виновника.
Эта миротворческая деятельность Владимира приобретает особенно широкий размах с того времени, как он становится великим князем киевским. Отдельные его мероприятия теперь начинают складываться в определенную политическую систему. Он стремится к сосредоточению в своих руках наиболее важных русских областей, поручая их своим сыновьям; в Новгороде сажает Мстислава, в Переяславле — Святополка, а после его смерти — Ярополка, в Смоленске — Вячеслава, в Суздальской земле — Юрия. Путем брачных связей, а частью и с помощью силы он подчиняет своему влиянию и более отдаленные земли: туровопинскую, волынскую и полоцкую. В результате Владимир становится действительно “старейшим князем” в Русской земле, который мог направлять на общее дело разрозненные силы удельных князей и страхом наказания удерживать их в повиновении. С другой стороны, в политике Владимира заметно выступает желание закрепить достигнутое объединение владений, а с ним и старейшинство за своим родом, чтобы самую идею старейшинства поставить на более прочное династическое основание. Поэтому он переводит старшего сына своего Мстислава из Новгорода в Белгород, обеспечивая тем возможность передать ему киевский стол, уже по новому порядку.
Большое внимание уделял Владимир и внутренней жизни населения, в частности — устройству суда и управления. С его именем, например, связаны вошедшие в состав “Русской Правды” постановления о процентах (“о резе”) и закупах. В его “Поучении” содержатся разнообразные наставления, явно внушенные ему собственным опытом. Блестящие результаты деятельности Владимира привлекли к нему симпатии населения и окружили его имя в народной памяти особым ореолом. Летописец называет его “чудным князем”, “милостивым паче меры”, “жалостливым”. Название “Мономах” он получил, вероятно, в честь своего деда со стороны матери, которая, по некоторым известиям, была дочерью византийского императора Константина Мономаха. По другому объяснению, он получил это название потому, что во время похода на генуэзцев убил на поединке генуэзского князя (мономах — значит единоборец). Исключительное положение, какое Владимир занял среди русских князей, дало повод к возникновению легенды, будто он был венчан на царство митрополитом Неофитом, который при этом возложил на него знаки царского достоинства — венец и бармы, присланные византийским императором. Поэтому и венец московских государей стал впоследствии называться шапкой Мономаха. Владимир был женат три раза; первой его женой была английская королевна Гида Геральдовна. Во втором браке у Мономаха родился сын (Юрий Долгорукий).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/