Доклад по теме:
"Духовная культура болгарского народа"
Выполнил:
ученик 11 "Б" класса
Школы №162
Дюдяев Артем
Самара, 2011 г.
Религия
Болгария – относительно крупная страна южнее Румынии, расположенная на границе с Турцией. Таким образом, Болгария является своеобразными воротами из Европы в Азию. Однако нас интересуют не экономические отношения этих стран, а взаимное влияние их культур друг на друга.
На территории Болгарии оставили свой след многие древние народности: греки, византийцы, римляне, османская империя. Все они успели побывать на болгарской земле и обогатить духовную культуру этого народа.
Разберемся, что означает термин "духовная культура". Духовная культура - сфера человеческой деятельности, включающая возможные проявления духовной жизни человека и общества. В такие проявления входят понятия языка, национального самосознания, религии, архитектуры, литературы, музыки и некоторых памятников искусства.
Обратимся к понятию религии. Фракийцы, обитавшие на востоке Балкан, оставили на территории Болгарии многочисленные культовые места. Фракийские святилища чаще всего расположены в пещерах, скалистых нишах, около минеральных родников и в местах с естественным природным магнетизмом. Исследователи полагают, что эти ниши и пещеры служили для сохранения погребальных урн. К историческим объектам, тесно связанным с религией, можно отнести гробницы и некрополи, обнаруженнные в различных районах Болгарии. Самыми древними фракийскими гробницами считаются долмените – праисторические мегалитные гробницы (II-I тысячелетия до н.э.), их в Болгарии более 700. Фракийская купольная гробница в Казанлыке периода эллинизма относится к IV-III вв. до н.э. Вероятно, она была ограблена еще в древности, но ее замечательные стенописи стали свидетельством богатой жизни и пышных погребений у фракийцев. Большая Свещарская гробница, тоже эллинистическая, датируется III в. до н.э. Уникальная скульптурная композиция с кариатидами и орлами, а также сохранившиеся предметы погребального ритуала показывают, что здесь был похоронен один из фракийских властителей. Эта гробница занесена в списки объектов всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.
Основная религия в Болгарии в настоящее время – восточно-православное христианство, одна из трех главных ветвей христианства. Для православия характерны преемственность апостольской веры, литургия, церковное искусство и автономные национальные церкви, возглавляемые патриархом. Кроме того, различные народы и культуры, населявшие Балканы за прошедшие века, оставили здесь свое собственное религиозное наследие. Иногда говорят о специфической балканской мусульманской культуре. Да, действительно, ислам исповедуетя в Болгарии несколько своеобразно. В течение веков языческие культовые здания сначала превращали в церкви, потом церкви становились мечетями, затем мечети преображались в церкви. Поэтому и до сегодняшнего дня некоторые культовые места почитаются и христианами, и мусульманами и принимают представителей обеих конфессий в дни религиозных праздников.
Последняя перепись населения, проведенная в 1992 г., показала, что свыше 85% жителей Болгарии (гораздо больше, чем ожидалось), причисляют себя к Болгарской Православной Церкви, 12% исповедуют ислам. Атеистами назвали себя менее 0,5% болгар. Возрастающее значение религиозности в повседневной жизни страны после распада социалистического лагеря отмечают все гости Болгарии, встречающие в церквах и монастырях не только глубоких стариков, но и молодежь.
Изобразительное искусство
Важным памятником истории и культуры болгар, в том числе культуры духовной, являются граффити – рисунки, процарапанные на известняке или кирпиче средневековыми художниками. Их находят на стенах крепостей и домов, языческих храмов и христианских церквей. Особенно интересны граффити эпохи Первого Болгарского царства (конец VII-XI в.), найденные в древних столицах – Плиске и Преславе. Подобные граффити рисунки обнаружены во многих регионах России, в Монголии, Казахстане и Центральной Азии.
Поражает тематическое разнообразие граффити: тут и изображения людей и животных, и различные знаки. Бытовые сценки дают представление о техническом уровне той эпохи. Обилие сцен охоты – свидетельство ее огромной роли в древности. Сцены сражений знакомят с оружием той эпохи и даже позволяют судить о тактике войск. Неоднократно предпринимались попытки классифицировать граффити, например, на основе различий между реалистическим и символическим началом. Однако это мало что дает, так как оба начала обычно тесно переплетаются друг с другом. Во многих граффити заметно их языческое происхождение, что свидетельствует о древнейших культовых традициях дохристианской эпохи.
Часто в центре композиции изображается солнце. Характерные фигуры всадников, по-видимому, изображают предков племени, связанных с живыми посредством культа предков. После принятия христианства фоном многих рисунков становятся христианские символы, например, крест, а прежнее обилие и разнообразие тем уступает место каноническим христианским образам. Замечательные образцы болгарских граффити представлены в археологических музеях Софии, Несебра и Плиски.
Литература
Огромную роль в создании системы духовных ценностей сыграла литература. Переход к христианству происходил с применением силы, языческие храмы и святилища разрушали. На их месте возводились церкви. Через несколько лет была объявлена независимость болгарской церкви, а чуть позднее столица Плиска приняла учеников – святых братьев Кирилла и Мефодия, и Болгария стала первым славянским центром просвещения. Начала создаваться болгарская литература на славянском языке. Вместе с церквями строились и монастыри. Многие из членов княжеского рода непосредственно участвовали в этом духовном созидании. Образовались Преславская, Охридская, Софийская и другие литературные школы.
Золотой век болгарской литературы наступил при Симеоне I, когда в монастырях новой столицы Великого Преслава началась активная творческая и переводческая деятельность. Создается богословская, природно-научная, историческая, энциклопедическая, религиозная, светская литература, появляются летописи и жития святых.
В эпоху османского владычества активно развивалась народная литература, существовавшая в устной форме: ведь простые люди не умели ни читать, ни писать. Староболгарский фольклор отличала тематическая широта: тут и любовно-патриотическая лирика, и предания, и сказки.
В начале XIX века идеи национального освобождения способствуют распространению революционного образа мыслей. Выдающаяся фигура той эпохи – Христо Ботев (1848-1876), борец за освобождение Болгарии от османского ига. Патриархом новой болгарской литературы считается Иван Вазов (1850-1921), оставивший обширное литературное наследие, в том числе и знаменитый роман "Под игом", а также множество рассказов, стихотворений, поэм и публицистики.
Христо Смирненский (1898-1923) и Никола Вапцаров (1909-1942) создали немало стихов, призывающих к социальной справедливости и отвергающих угнетение человека человеком. В 1940-1960-х гг. вышли в свет такие известные романы, как "Табак" Димитра Димова и "Обыкновенные люди" Георгия Караславова, "Иван Кондарев" Эмилиана Станева и трилогия "Железный светильник", "Преспанские колокола" и "Ильин день" Димитра Талева.
В годы социализма в Болгарии появилось немало весьма разных по художественному уровню произведений. В число наиболее значительных авторов входят Ивайло Петров, Кольо Георгиев и Недялко Йорданов. Крупнейшие лирики Нового времени – Елисавета Багряна, Валерий Петров и Блага Димитрова.
Музыка
Древнегреческий герой Орфей принадлежит фракийской культуре. Волшебная сила его песен и игры на арфе привлекала диких зверей и даже укрощала буйство стихий. По-видимому, чарующее воздействие этих дивных звуков передалось и болгарской фольклорной музыке. По крайней мере, американский космический зонд "Вояджер" в качестве дара Земли неземным цивилизациям унес в глубины космоса диск с записью народных мелодий жителей Родоп.
В последние несколько десятилетий в стране были собраны и записаны мелодии и тексты множества песен былых веков. В некоторых деревнях нашлись люди, знавшие наизусть и певшие более 1000 песен! Эта музыка, исполняемая исключительно непрофессионалами, легла в основу особого музыкального жанра. Так женский хор Мистерия болгарских голосов исполняет традиционные болгарские мелодии. Характерная особенность болгарского пения, звучащая для европейского слуха несколько странно и таинственно, - использование горловых и носовых звуков.
Излюбленные национальные инструменты – гайда, болгарская волынка, каваль – солирующая свирель; гадулка – струнный инструмент с грушевидной декой, и гусла – однострунный щипковый инструмент.
Нечто символическое есть в том, что спустя тысячелетия родина мифического Орфея снова привлекает к себе внимание мира, который заговорил о "болгарском музыкальном чуде". Борис Христов стал эталоном голосового и артистического присутствия на мировых оперных сценах, а имена великолепных певцов Николая Гяурова, Николы Гюзелева, Райны Кабаиванской, Гены Димитровой, Александры Милчевой неизменно присутствуют на их афишах. Прошедшие с триумфом гастроли Софийской оперы запомнились надолго. Болгарские хоровые коллективы завоевывают самые авторитетные награды на международных фестивалях. Искусство болгарских исполнителей М. Минчева, М. Левиева, А. Вайсенберга, выступающих на авторитетнейших сценах мира, получает восторженные аплодисменты.
Приложения
Свещарская гробница. Граффити, найденные на территории Болгарии.
Гусла Каваль
8