А.И. Якимов
Сегодня качество профессионального образования водителей не отвечает современным требованиям. Для решения проблемы необходимы корректировка образовательных стандартов, совершенствование учебно-лабораторного оборудования и т. д. Но как быть с водителями, которые проходили обучение давно и уже осуществляет трудовую деятельность? Ведь надзор за водителями со стороны государства совершается только в момент получения им водительских прав. На решение этой проблемы и направлен наш проект.
За последнее десятилетие отмечается бурная динамика роста автомобильного парка Российской Федерации – общее количество транспортных средств давно перешагнуло рубеж в 30 млн ед.
Это существенно изменило условия дорожного движения: увеличилась плотность транспортных потоков, возросла интенсивность движения, темпы развития имеющейся дорожно-транспортной инфраструктуры не соответствуют возрастающим потребностям государства и общества. Планка требований к профессиональной готовности водительского персонала автотранспортных предприятий (АТП) независимо от форм собственности значительно поднялась, но квалификация управляющих транспортным средством не отвечает реалиям сегодняшнего дня, и непрофессионализм водительского состава придает основную негативную тенденцию показателям аварийности на дорогах страны.
К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности, следует отнести:
– низкий уровень подготовки водителей транспортных средств;
– неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств;
– пренебрежение требованиями безопасности дорожного движения со стороны участников движения;
– несовершенство технических средств организации дорожного движения;
– недостаточный технический уровень дорожного хозяйства.
На наш взгляд, причинами низкого профессионального уровня водителей общественного транспорта являются:
1. Отсутствие профессионального отбора на осуществление соответствующего вида деятельности. Зачастую при трудоустройстве в АТП основным критерием отбора персонала является только наличие водительского удостоверения.
2. Отсутствие независимого периодического контроля за водителями общественного транспорта со стороны общества. Надзор за водителем со стороны государства совершается только в момент получения им водительских прав. В дальнейшей деятельности он фактически бесконтролен и сам отвечает за свой профессиональный рост.
Анализ состояния профессиональной подготовки тех, кто недавно прошел обучение, показал, что качество профессионального образования не всегда соответствует современным требованиям. Для решения этой проблемы необходимы корректировка образовательных стандартов, обновление и совершенствование учебно-лабораторного оборудования, отвечающего современному уровню развития транспортных средств, повышение уровня преподавательского и инструкторского мастерства и т. д.
Но как быть с теми, кто проходил обучение давно, имеет все разрешительные документы на право управления транспортным средством и уже осуществляет трудовую деятельность в автопредприятиях? На решение этой проблемы и направлен предлагаемый проект.
3. Завышенная самооценка водительского персонала, имеющего более пяти лет трудового стажа. Практика показала, что даже водителям, стаж которых равен 20–30 годам, необходимо периодически обновлять и пополнять багаж знаний.
4. Отсутствие эффективной внутрифирменной системы повышения квалификации водителей АТП.
Организация ежегодной обязательной 20-часовой программы обучения водительского состава в большинстве случаев формальна, а во многих автопредприятиях и вовсе отсутствует. Основная причина этого в том, что переподготовка проводится в нерабочее время и не оплачивается, поэтому занятия посещаются плохо, а слабая мотивация водителей и отсутствие конкуренции на рынке труда сводит на нет санкции руководителей АТП в отношении непосещающих.
5. Привлечение к перевозкам пассажиров водителей из ближнего зарубежья. Большинство из них не обладают необходимой квалификацией и осуществляют «стажировку» непосредственно на дорогах, что влечет за собой повышенную аварийность.
Значимая роль в реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» отводится «общественным институтам и негосударственным структурам при возможно более полном учете интересов граждан». Программа предусматривает:
– предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
– развитие системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожном движении;
– обеспечение вовлечения в профилактическую работу институтов гражданского общества.
Основным потребителем услуг автотранспорта являются граждане, поэтому безопасность пассажирских перевозок – чрезвычайно важная составляющая качества нашей жизни, и общество в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» вправе требовать обеспечения качества/комфортности и безопасности предоставляемых ему услуг на автотранспорте. Органы по сертификации персонала являются выразителями мнения и требований общества по обеспечению безопасности пассажирских перевозок; осуществляют соответствующий мониторинг мастерства исполнителей услуг; определяют уровень профессиональных требований к персоналу в сфере автотранспорта и контролируют соответствие данного персонала этой заданной планке профессионального мастерства.
Специалистами Московского областного центра сертификации персонала начата работа, направленная на повышение и поддержание требуемого уровня профессиональной подготовки работников в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом посредством процедур сертификации.
По вине водителей общественного транспорта (городские и междугородние автобусные маршруты) происходит более трети ДТП с участием автобусов. Водители «Газелей» стали постоянными «героями» сводок и обзоров происшествий на дорогах. А в 10% случаев причиною ДТП является техническая неисправность транспортных средств. Не случайно центр определил одним из приоритетных направлений своей деятельности сертификацию следующих категорий работников АТП:
– водитель автобуса/микроавтобуса/такси;
– слесарь по ремонту автомобилей;
– кондуктор общественного транспорта.
Мы считаем, что сертификация персонала автопредприятий должна стать условием допуска вышеназванных категорий персонала к осуществлению перевозок пассажиров. Персонал, не соответствующий требованиям профессиональных стандартов, направляется на дополнительное обучение и допускается к работе только при положительном решении органа по сертификации персонала.
Московский областной центр сертификации персонала в ноябре 2006 г. принял участие во Всероссийском конкурсе интеллектуальных проектов «Держава», организованном Общественной палатой РФ, фондом «Единство во имя России» и журналом «Стратегия России».
Всего на конкурс было представлено более 1 600 работ. Проект МОЦСП был представлен в номинации «Мировая держава» по тематическому направлению «Безопасность». Цель проекта – привлечь внимание общественных организаций, органов исполнительной власти федерального уровня к необходимости решения проблемы повышения качества и безопасности пассажирских перевозок через повышение уровня профессионального мастерства тех, кто непосредственно отвечает за это в процессе своей профессиональной деятельности.
По мнению экспертов, в проекте были выдвинуты нешаблонные предложения по решению остро стоящей в настоящее время проблемы снижения аварийности на автодорогах.
По завершению мероприятия Оргкомитет конкурса планирует представить оригинальные проекты в комиссии Общественной палаты РФ, в частности, проект МОЦСП в рабочую группу по совершенствованию законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Наличие сертификата соответствия должно также стать одним из условий приема водителя на работу в АТП. Рассмотрим процедуру сертификации персонала на примере одной профессии – водитель автобуса/микроавтобуса.
Сертификация любой категории персонала включает в себя несколько этапов:
– подготовительный, когда идет согласование процедур и программ сертификационных испытаний;
– этап сертификационных испытаний персонала, который включает оценку теоретических знаний и практических умений и навыков;
– заключительный, на котором подводятся итоги, проводится анализ результатов и дается заключение о выдаче или отказе в выдаче сертификатов соответствия.
В процессе сертификационных испытаний оценивается соответствие работника требованиям, установленным профессиональными стандартами или другими нормативными документами, регламентирующими его профессиональную деятельность, такими как ЕТКС, ОКЗ, должностная инструкция и др. Добровольный характер процедуры сертификации позволяет заявителю сертификации самому определять объем профессиональных требований, соответствие которым он подтверждает в ходе сертификации. В мировой же практике вариант формирования требований к уровню знаний, умений и навыков работника для качественного исполнения должностных обязанностей – использование профессиональных стандартов.
При сертификации водителей, проводимой центром, набор требований формируется на основе профессионального стандарта по профессии «Водитель автобуса» 6-го разряда. Уровень требований именно этого разряда – наиболее оптимальное сочетание опыта и знаний водителя-профессионала.
На предварительном этапе эксперты по сертификации персонала знакомятся с личными делами претендентов на сертификат соответствия и проводят собеседование на предмет определения уровня их профессиональных знаний. Если он недостаточен, то претенденту рекомендуется пройти доподготовку (обучение).
На первом этапе сертификационных испытаний водителей проверяют на знание правил дорожного движения, устройства и правил эксплуатации транспортного средства, правил оказания при необходимости первой медицинской помощи.
Непосредственно в программу сертификационных испытаний водительского персонала включен этап профессионального тестирования – этап определения профессиональной пригодности работника к осуществлению данного вида деятельности – совершенно новое испытание для водителей, но очень важное как показатель их профессиональной надежности.
Исследуются психофизиологические качества водителей, так как для управления транспортным средством требуются следующие индивидуальные особенности: внимательность, самообладание, дисциплинированность, выносливость, находчивость и другие специфичные черты характера. Несоответствие водителя какому-либо параметру может обернуться необратимыми последствиями.
На втором этапе сертификационных испытаний оцениваются навыки и умения в управлении транспортным средством. Водители демонстрируют свое мастерство в процессе практического вождения, маневрирования на автодроме, причем, упор делается не столько на время, сколько на качество выполнения упражнений.
Неотъемлемой частью практического этапа является оценка действий водителя при подготовке транспортного средства к выезду на маршрут, устранение незначительных поломок в процессе работы, демонстрация умений оказать первую медицинскую помощь пострадавшим в различных ситуациях.
В ходе сертификации водителям необходимо подтвердить зрелость своего мастерства, достаточный уровень навыков, умений, являющихся основой безопасных перевозок пассажиров и безопасности дорожного движения в целом. Каждый водитель получает персональную оценку с учетом недостатков, влияющих на итоговый результат.
В период действия сертификата соответствия (три года) центр проводит ежегодный инспекционный контроль деятельности сертифицированного персонала, что способствует поддержанию соответствующего уровня их профессиональной подготовки.
По результатам сертификационных испытаний руководитель АТП вправе поставить перед работником, не прошедшим сертификацию, вопрос о возможности и целесообразности привлечения его к пассажирским перевозкам, или, наоборот, сертификация будет способствовать увеличению кредита доверия к работнику. Соответственно результаты сертификации предоставляют возможность руководителю лучше узнать свой персонал, помогают выстраивать кадровую политику, определять, на кого и в какой степени можно рассчитывать.
Для персонала, наиболее успешно прошедшего процедуру сертификации, следует предусмотреть надбавки за профессиональное мастерство, что послужит убедительным примером и стимулом для других водителей.
В итоге сертификация персонала для автопредприятия – это возможность:
– получить реальную оценку качества подготовки, уровня компетентности, профессиональной пригодности работников;
– сопоставить соответствие персонала качеству оказываемых транспортных услуг;
– стимулировать персонал на повышение уровня своей квалификации, активизировать его профессиональный рост;
– внести коррективы в процесс профессионального обучения и повышения квалификации своего персонала;
– определить перспективу развития АТП;
– сократить количество претензий пассажиров к качеству и безопасности перевозок;
– упрочить позиции на рынке транспортных услуг;
– самое главное – значительно уменьшить ущерб, причиняемый автопредприятию за счет ДТП по вине водителя.
Время, затраченное на ремонт транспортного средства, – это упущенная выгода автопредприятия.
В заключение хотелось бы акцентировать внимание на необходимости координации усилий государства и общества, формирование эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти различных уровней (федерального, регионального и местного самоуправления) и общественных организаций в данном направлении.
Углубление либерализации государственного контроля и отмена обязательной сертификации в экономике не всегда оправдывают себя в сферах, где занят персонал, исполнение должностных обязанностей которого связано с обеспечением безопасности жизни и здоровья, защитой окружающей среды и предотвращением причинения материального вреда.
На добровольный принцип сертификации ведущие мировые страны перешли не сразу. Для этого была подведена законодательная основа, при которой практически любая деятельность без независимого подтверждения (органом по сертификации) своего соответствия установленным требованиям просто невозможна. С годами такое условие стало нормой функционирования в рыночных условиях. Добровольный характер сертификации предполагает высокую культуру воспитания заявителей сертификации и их ответственность за результаты своей деятельности.
У нас принцип добровольности пока имеет несколько иное звучание: добровольно – значит не обязательно, значит можно обходиться без этого, что, по нашему мнению, недопустимо в дорожно-транспортной отрасли, в которой от профессионализма работающих в ней напрямую зависит безопасность и качество пассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Была попытка бывшего Министерства труда и социального развития России в 2003 г. ввести Федеральный закон «О развитии качества рабочей силы в организациях» (рабочее название проекта этого закона – «О развитии персонала на производстве»). Принятие и реализация законопроекта способствовали бы созданию целостной системы профессионального развития персонала, формированию и совершенствованию системы непрерывной профессиональной учебы, направленной на удовлетворение потребностей в квалифицированных работниках современного производства и сферы услуг, их аттестации и сертификации.
В этом документе помимо целей и принципов государственной политики в области развития рабочей силы были определены принципы добровольной и обязательной сертификации работников в организациях, определялись стимулы для предприятий, внедряющих в практику сертификационные процессы. Но этот документ так и не был введен, и судьба его не ясна.
В настоящее время услуги по перевозке пассажиров (как и услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств) исключены из перечня услуг, подлежащих обязательной сертификации, что влечет за собой, с одной стороны, упрощение процедуры допуска на транспортный рынок, а с другой стороны – повышение вероятности появления на нем неподготовленных и потенциально опасных перевозчиков. Сертификация персонала сферы автотранспорта в таком случае становится мерой общественного независимого контроля за уровнем профессиональной готовности и водительского мастерства.
Деятельность органов по сертификации персонала является предупредительно-профилактической и направлена на повышение безопасности дорожного движения. Сертификация персонала по своей сути является барьером для непрофессионалов, который нужно использовать во благо развития общества и повышения качества жизни граждан.