Содержание
3. Реализация вопросов местного значения городского округа
Список использованной литературы
Введение
Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление, которое порождает различные подходы к его исследованию. Местное самоуправление можно рассматривать и в качестве основополагающего принципа осуществления власти в обществе и государстве, который определяет систему управления демократического правового государства, и в качестве одной из демократических основ системы управления Российской федерацией (ст. 3.12, гл. 8 Конституции РФ).
Местное самоуправление — глубоко демократический институт российской государственности. Конституция РФ 1993 г. выделяет отдельную сферу гражданской самостоятельности и активности, определяя, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, а действуют самостоятельно и несут ответственность перед населением и представляют собой не только сферу самоорганизации жителей, но и специфический уровень власти.
В Послании Президента Федеральному Собранию в 2004 году прозвучало следующее: местное самоуправление — не только сфера самоорганизации населения, но и специфический уровень власти. Данная характеристика означает, что деятельность местного самоуправления и его органов имеет властный характер, т.е. сопряжено с применением в необходимых случаях принуждения, акты его органов обязательны для исполнения. Государственно-властная деятельность и осуществление местного самоуправления — это функционирование не антиподов, а родственных институтов.
Чтобы данная система работала чётко и слаженно, большое значение имеет правильный, отвечающий современному уровню страны, набор принципов построения и функционирования системы местной власти.
1. Теория вопроса
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление в Российской федерации осуществляется гражданами как путем различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления — это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.
Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется, прежде всего тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.
Однако органы местного самоуправления — это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3) народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это означает, что и государственные органы и органы местного самоуправления — это органы власти народа, органы, через которые народ осуществляет свою власть.
Вместе с тем органы государственной власти и органы местного самоуправления — это разные формы осуществления власти народа. Органы, осуществляющие государственную власть, являются структурными единицами государственного аппарата, государственными органами. Поэтому осуществляемая ими власть народа имеет форму государственной власти.
Органы местного самоуправления не являются составной частью государственного механизма управления. Они, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12), не входят в систему органов государственной власти, поэтому представляют собой самостоятельную форму реализации народом своей власти.
Однако, не являясь органами государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют деятельность, которая носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому принимаемые ими в пределах своих полномочий решения обязательны на территории местного самоуправления для всех предприятий, организаций, учреждений, должностных лиц, граждан, общественных объединений.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 12) местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Однако это не означает, что органы местного самоуправления могут действовать независимо от имеющихся в стране законов и других актов органов государственной власти. Эти акты для них являются обязательными.
Будучи относительно самостоятельными, органы местного самоуправления тесно связаны с государственными органами. Они в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 132) могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. И в этом качестве органы местного самоуправления выступают как государственно-властные органы, деятельность которых по реализации переданных им полномочий подконтрольна государству.
Согласно Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” (ст. 6) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами и законами субъектов Российской федерации. Ими же определяются условия, а также порядок контроля государства за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Вместе с тем согласно данному Закону (ст. 14, 15, 16), осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. Решения органов местного самоуправления могут быть отменены органами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда (ст. 44).
В соответствии с федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 14, 15, 16) к органам местного самоуправления относятся:
представительные органы местного самоуправления;
иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Согласно Закону (ст. 14, 15, 16) наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления.
Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.
Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
2. Нормативно-правовая база
Система нормативных правовых актов и норм о местном самоуправлении имеет следующую внутреннюю структуру.
Во-первых, нормативные правовые акты и правовые нормы подразделены на три группы.
Первую группу составляют нормативные правовые акты федерального значения. К ним относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты (например, постановления Государственной Думы Российской Федерации, имеющие нормативный характер, постановления Конституционного суда Российской Федерации и т.д.).
Вторую группу составляют нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции, уставы, законы, а также нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации.
Третью группу составляют нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления. К ним относятся решения, принятые на местном референдуме, сходе граждан, решения представительных и исполнительных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления. Например, уставы муниципальных образований, положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, положения о структуре органов местного самоуправления, о порядке управления муниципальной собственностью являются нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу местного самоуправления.
Во-вторых, нормативные правовые акты подразделяются по юридической силе на законы и подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным актам. Подзаконные акты не должны вступать в противоречие с законами. Если подзаконный нормативный акт противоречит закону, то он не действует в части противоречащей закону и должен быть приведен в соответствие с законом.
Законы издаются Федеральным собранием Российской Федерации, законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Главное место в системе законов занимает Конституция Российской Федерации, на основе которой принимаются федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, а также подзаконные акты всех уровней органов государственной власти и местного самоуправления.
Это означает, что нормативные правовые и иные акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами должны соответствовать Конституции Российской Федерации и действующим Федеральным законам.
Более подробно остановимся на ст.16. Вопросы местного значения городского округа.
1. К вопросам местного значения городского округа относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;
9) организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;
10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;
11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
12) организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории городского округа, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;
13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
14) организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
15) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
16) организация библиотечного обслуживания населения;
17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
18) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах городского округа;
19) обеспечение условий для развития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта;
20) создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;
21) опека и попечительство;
22) формирование и содержание муниципального архива;
23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
25) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа;
26) планирование застройки, территориальное зонирование земель городского округа, установление правил землепользования и застройки территории городского округа, изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации;
27) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.
Реализацию ст.16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.06.2008) "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" рассмотрим на примере реализации п.7 «Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа» в Новосибирской области.
3. Реализация вопросов местного значения городского округа
В настоящее время на федеральном уровне не урегулированы вопросы организации транспортного обслуживания населения на территории субъектов РФ. Устав автомобильного транспорта не пересматривался с 1961 года, а вместе с тем политическая и экономическая ситуация в стране радикально изменилась. Прежде всего, на уровне разграничения полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, реформы системы межбюджетных отношений и социальной поддержки граждан: на смену социальным льготам пришли компенсационные выплаты.
Проект закона области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области» описывает новые складывающиеся правоотношения.
Настоящий законопроект устанавливает общие принципы организации и осуществления транспортного обслуживания населения Новосибирской области и регулирует отношения, возникающие между перевозчиками и уполномоченными органами, связанные с организацией транспортного обслуживания населения Новосибирской области автомобильным, пригородным железнодорожным, внутренним водным транспортом на маршрутах регулярного сообщения. Законопроект, прежде всего касается организации межмуниципальных перевозок, а так же дает определение единой маршрутной сети Новосибирской области.
Исходя из полномочий, установленных федеральным законодательством субъекту не дано право напрямую регулировать отношения по организации пассажирских перевозок в муниципальных образованиях. Вместе с тем данный законопроект дает правовую основу как для принятия системы подзаконных нормативных правовых актов Новосибирской области, так и для формирования нормативных правовых актов на муниципальном уровне.
Участники депутатских слушаний отмечают:
1. Наиболее эффективной формой развития социально-экономических отношений является стратегическое планирование и проектирование перспективных моделей. В сфере транспортного обслуживания населения такой формой должна стать «Концепция развития пассажирских перевозок транспортом общего пользования на территории Новосибирской области».
2. Концепция должна содержать одну или несколько прогнозных моделей благоприятного развития данных отношений с приемлемой детализацией мероприятий по достижению основных задач и целей. Она должна стать стратегическим документом, в общих чертах описывающим все механизмы и регламенты взаимодействия основных субъектов данных взаимоотношений, без которых невозможно однозначно прописать положения Закона Новосибирской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области».
3. Отметить, что Закон в числе других нормативных правовых актов должен стать правовой основой реализации Концепции развития пассажирских перевозок транспортом общего пользования на территории Новосибирской области.
Участники депутатских слушаний рекомендуют Администрации Новосибирской области:
1. В месячный срок доработать представленную в комитет по транспорту 17 апреля 2007 года Концепцию с учетом данных рекомендаций слушаний.
2. Оформить доработанную Концепцию в виде официального документа
3. В структуре Концепции предусмотреть части, разъясняющие следующие вопросы:
• анализ соотношения действующих полномочий департамента транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области и полномочий областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере организации транспортного обслуживания населения, предполагаемыми проектом закона Новосибирской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области». Оптимальная форма, структура и функции областного исполнительного органа. Перечень основных контрольных функций администрации Новосибирской области и областного исполнительного органа по реализации закона;
• особенности регулирования взаимоотношений по организации единой маршрутной сети Новосибирской области как официальной совокупности государственных и муниципальных реестров маршрутов. Порядок согласования государственных и муниципальных реестров маршрутов. Порядок ведения общего реестра маршрутов области;
• принципы и порядок взаимодействия областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере организации транспортного обслуживания населения, и исполнительных органов муниципальных образований, уполномоченных в сфере организации транспортного обслуживания населения;
• система подзаконных актов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления, направленных на реализацию концепции развития пассажирских перевозок транспортом общего пользования на территории Новосибирской области и закона Новосибирской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области» с определением предметов регулирования;
• обоснование модели рынка пассажирских перевозок в Новосибирской области, согласно которой организация конкурсов на право заключения договоров на пассажирские перевозки не является торгами по размещению заказов на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, договор на организацию пассажирских перевозок не является государственным контрактом, а органы, уполномоченные в сфере организации транспортного обслуживания населения, не являются государственными заказчиками;
• принципы тарифного регулирования, дотации на возмещение возможных расходов, связанных с тарифным регулированием, из бюджетов разных уровней;
• принципы договорной работы в сфере пассажирских перевозок, в том числе уточнение единой терминологии, предмета и момента исполнения договоров. Формы типовых договоров с учетом реализации требований законодательства в сфере пассажирских перевозок. Принципы организации перевозок по маршрутам регулярного сообщения по временным договорам;
• принципы функционирования системы электронных расчетов по оплате услуг на пассажирских перевозках разных видов. Электронная карта как платежное средство, а не билет. Факт выполнения договора перевозки пассажира при отсутствии билета. Учет объема перевезенных пассажиров при смешанной системе оплаты;
• принципы организации и финансирования системы инфраструктурного обустройства маршрутной сети Новосибирской области. Автовокзалы г. Новосибирска и Новосибирской области как предметы государственного регулирования. Вопросы собственности и организации пассажирских перевозок на них;
4. Организовать работу по разработке и принятию подзаконных актов в соответствии с положениями Концепции.
5. Издать и организовать распространение брошюры: Концепция (с учетом доработок) и принятый Закон. Провести широкое информационное освещение этого мероприятия.
Заключение
В соответствии с федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 14, 15, 16) к органам местного самоуправления относятся:
представительные органы местного самоуправления;
иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
Местное самоуправление в Новосибирской области осуществляется на основании Устава от 18.04.2005№ 282-ОЗ согласно которого:
1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Новосибирской области населением непосредственно, а также через органы местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют свои полномочия по решению вопросов местного значения.
3. Органы государственной власти Новосибирской области оказывают содействие развитию местного самоуправления и обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.
4. Законы и иные нормативные правовые акты Новосибирской области, муниципальные правовые акты не могут ограничивать права граждан на осуществление местного самоуправления.
Реализация ст.16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 10.06.2008) "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в данной работе была рассмотрена на примере реализации п.7 «Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа» в Новосибирской области.
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации 12.12.1993г.
Федеральный закон РФ №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
Устав Новосибирской области от 18.04.2005№ 282-ОЗ
Местное самоуправление в Российской Федерации: Состояние, особенности формирования, проблемы//Вестник Центральной избирательной комиссии.-М.,1997.-№ 4 (46).
Савранская О.И. Правовые основы местного самоуправления//СОЦИС.-М., 1997. – №1.