Настоящее величие человека заключаются в осознании истинной цели жизни, основанной на самооценке и частном самоанализе, и в неизменном следовании принятым для себя правилам, без оглядки на то, что могут думать или говорить другие люди, и на то, совпадают ли его поступки с поступками остальных.
Марк Аврелий
Организация деятельности в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования, на современном этапе развития общества требует педагогов, обладающих уверенностью в себе.
Проблема уверенности в себе, доверия к себе и к своим способностям изучается в психологической теории и практике. Понятие "уверенность" присутствует в большинстве языков мира, в некоторых даже встречается несколько слов для обозначения этого качества личности. В середине 20-го века психологи обнаружили связь неуверенности в себе с возникновением неврозов и соматических заболеваний. В результате к началу 70-х годов сформировалось представление об уверенности как о комплексной характеристике человека, включающей в себя определенные эмоциональные (страх и тревожность), поведенческие (дефицит навыков социального поведения) и когнитивные компоненты.
Одним из самых часто используемых определений уверенности в себе является определение Рюдигера и Риты Ульрих.
Под уверенностью в себе они понимают способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Кроме этого к уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх и заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки).
Первым, кто серьезно занялся изучением неуверенности в себе, и найти пути коррекции, лечения или ослабления ее невротизирующего влияния, был Андре Сальтер, владелец и главный врач довольно крупной и богатой клиники неврозов в Америке. Ссылаясь на теорию И.П.Павлова, Сальтер предположил, что причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию "тормозной" личности, неспособной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми. По мнению Сальтера, большинство его современников в той или иной степени страдали от такого рода нарушения нервного баланса. На основе своего клинического опыта Сальтер выделил и описал шесть характеристик здоровой, уверенной в себе личности.
Уверенную личность характеризует:
эмоциональность речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых им чувств. Под этим Сальтер понимал, во-первых, открытость личности. С его точки зрения, уверенный человек чувства "называет своими именами" и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться, что же именно за чувство стоит за его словами. Во-вторых, чувства уверенный в себе человек выражает спонтанно, то есть в тот момент, когда они возникли. В-третьих, уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые он испытывает. Он не стремится скрыть или "смягчить" проявления своих как позитивных, так и негативных чувств;
экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи, что означает ясное проявление чувств и соответствие между словами и невербальным поведением;
прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих;
использование местоимение "Я" в речи;
способность без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес. Им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств;
способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей.
Данная характеристика соответствует детям дошкольного возраста. Они эмоциональны, спонтанны, экспрессивны, открыты, веселы. Что же происходит по мере взросления? Куда исчезает естественное и уверенное поведение ребенка?
Относительно причин возникновения неуверенности в себе существует несколько взаимодополняющих объяснений. Самое простое объяснение следует из теории "обучения на моделях" Альберта Бандуры. В соответствии с этой теорией, новый репертуар навыков агрессивного, уверенного или неуверенного поведения возникает как результат подражания - копирования ребенком тех стереотипов поведения, которые он наблюдает вокруг себя. Родители, родственники, друзья служат "моделями" для копирования. В результате уверенная, агрессивная или неуверенная в себе личность возникает как некий "слепок" образцов поведения, доминирующих в среде, окружающей ребенка.
Другим, не менее популярным объяснением неуверенности можно считать теорию "выученной беспомощности" Мартина Селигмана. Он предположил, что на формирование личности ребенка влияют не только "модели", служащие для копирования, но и реакция родителей, и шире – всей окружающей социальной среды – на то или иное поведение ребенка. Эта обратная связь позволяет (или не позволяет) ребенку соотнести разные стереотипы социального поведения с разными реакциями социальной среды. Характер связи между образцами поведения ребенка и реакцией окружения (поведением родителей) определяет позитивное, здоровое, или нарушенное развитие ребенка. Во втором случае может возникнуть так называемая "выученная беспомощность".
Селигман определяет беспомощность как состояние, возникающее в ситуации, когда внешние события от нас не зависят, и мы ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить. Чувство беспомощности возникает тогда, когда внешние события протекают совершенно независимо от наших произвольных действий (объективные условия беспомощности), или же если нам кажется, что они протекают независимо от нас (субъективные условия). В результате сопряжения во времени активных произвольных действий и неконтролируемых последствий возникает печальный результат - теряется мотивация к любым действиям, предполагающим изменения во внешней среде.
Итак, выученная беспомощность возникает тогда, когда ребенок либо вообще не получает никакого отклика на свои действия (ситуация, например, детского дома, где внимание воспитателей распределено на большое количество детей); либо получает однообразную негативную ("все равно накажут") или однообразную позитивную ("маменькин сынок") обратную связь.
Далее, еще одним объяснением неуверенности может быть отсутствие или недостаток веры в эффективность собственных действий. Низкая само-эффективность возникает в результате массированных негативных оценок со стороны близких людей, воспитателей, учителей, которые в последствие видоизменяются в негативные самооценки собственных намерений и возможностей. Эти негативные самооценки блокируют, с одной стороны, социальную инициативу, а с другой стороны - вызывают негативные (неприятные) эмоции.
Из приведенных объяснений причин неуверенности, следует, что ребенок появляется на свет с некоторыми задатками и способностями, возможно, с некоторыми физическими или психическими недостатками. Эти задатки, способности и недостатки облегчают или усложняют задачу социализации, но не определяют прямо и непосредственно формирования уровня уверенности в себе. На начальном этапе социализации в формировании уверенности играют свою роль множество факторов, но в первую очередь - разнообразие возможностей приобретения (копирования, обучения) новым социальным навыкам и разнообразие адекватной и непосредственной реакции на эти навыки социального окружения.
В противном случае имеет место "негативный" вариант. Неуверенность формируется в ситуации когда
социальная среда, в которой рождается человек, крайне бедна впечатлениями и однообразна. Репертуар навыков, которые доступны наблюдению и копированию, очень ограничен;
социальная среда, реакции родителей или воспитателей также однообразны и преимущественно негативны;
достижения и успехи этой средой отрицаются, не замечаются или подвергаются критике;
негативная обратная связь (или полное отсутствие обратной связи) постоянно вызывает переживание неуспеха;
негативные самооценки и ожидания неуспеха становятся привычными способами внутреннего диалога и приводят к отказу от собственной инициативы в овладении новыми сторонами реальности, пассивности и несмелости в осуществлении своих намерений.
В результате неуверенный человек меньшего достигает в жизни. Сама жизнь, любая форма активности у него сопряжена с массой негативных переживаний, эти переживания в свою очередь сказываются на здоровье самого человека и его близких. В более широком контексте обществу или организации, в которой живут и работают неуверенные в себе люди, недостает инициативы его членов. В таком обществе или организации доминируют застойные явления, слишком много энергии тратится на бесполезные обсуждения и сомнения. Разумная кооперация людей для осуществления общих намерений не возникает, каждый живет в рамках собственного (достаточно болезненного) мира.
Один из учеников и сотрудников Сальтера – Джозеф Вольпе обнаружил, что существенную роль в возникновении неуверенности играет социальный страх, испытываемый человеком в определенных ситуациях.
Однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя.
Страх снижает шансы на успех, а неуспех в свою очередь усиливает страх.
Страх создает почву для неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще больше подкрепляют страх. Таким образом, страх и связанное с ним поведение выучивается, автоматизируется, поддерживается и воспроизводится, распространяясь на смежные социальные ситуации. Социальный страх проявляется в самых различных формах и в самых разных ситуациях.
Джозеф Вольпе выделил и подробно описал страхи.
страх критики;
страх быть отвергнутым;
страх оказаться в центре внимания;
страх показаться неполноценным;
страх начальства;
страх новых ситуаций;
страх предъявлять претензии или не суметь отказать в требовании;
страх не суметь сказать "нет".
В той или иной степени эти страхи, конечно, присутствуют в психике любого человека. Проблема неуверенных в том, что у них социальный страх становится доминирующим чувством, блокирующим их социальную активность. Психологи из Германии - Рита и Рюдигер Ульрихи обнаружили, что чувства вины и стыда также играют существенную роль в возникновении неуверенности – наряду с дефицитом навыков социального поведения.
Райнер Зигмунд подчеркивает ключевую роль самооценок в уверенном поведении. Он показывает, что социальный страх при определенных условиях провоцирует некоторые негативные самовербализации ("Я с этим не справлюсь...", "Это выше моих сил" и т.д). Внимание человека при этом концентрируется на негативных установках, и тормозят уверенное поведение. Возникающее вследствие этого переживание неуспеха закрепляется. Неприятное переживание сохраняется в виде мысленных образов и эмоциональных реакций. Возникшая ситуация неуспеха, негативный опыт снижает доверие себе, что в свою очередь вызывает неуверенность.
Кроме этого, прошлый опыт также определяет способ оценки себя. Человек задает себе вопрос: как я выгляжу, как я хотел бы выглядеть, как, предположительно, меня воспринимают другие. Неуверенность в себе возникает как следствие негативных оценок, "нарушенного образа себя", собственные достижения недооцениваются в сравнении с другими. В результате индивид начинает привычно негативно оценивать себя, свои достижения, способности и цели.
Неуверенность характеризуется:
недостаточно ясными формулировками намерений;
неполными планами действий;
негативной оценкой результатов действий, приводящих к возникновению "дефектных" или "дефицитных" стереотипов поведения.
Таким образом, по мнению Р. Зигмунда, установки по отношению к собственной персоне, самовербализации и самооценки человека решающим образом влияют на поведение человека, формируют тип уверенного или неуверенного поведения.
Исходя из этих и многих других исследований, можно считать, что уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит позитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных целей (удовлетворения потребностей). Для формирования уверенности в себе важна субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оценки наличия, "качества" и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение.
Особое отношение к уверенным и неуверенным проявлениям индивидуальности имеют многочисленные культурные и социально-политические предпосылки. Общественные цели и коллективная ответственность за результаты действий в недавний период истории ценились выше личных целей и личной ответственности. Использование местоимение "Я" - достаточно неудобная форма выражения в обществе, где правила партия, состоящая из «мы». И если случалось говорить «я», то после "я" приходилось постоянно добавлять "от лица нашей организации", "я, как и весь народ, как и все люди моего города, как и все прогрессивное человечество". Так ведь удобно, выгодно, социально одобряемо, нормативно и никакой личной ответственности. "Я" – последняя буква в алфавите», повторяли учителя.
Но такое утверждение ложно и малопродуктивно. Люди – это множество "я". Прогрессивное человечество составляют разные люди, с разными "я", с разной мотивацией и с разной степенью согласия с принятым в качестве нормативного мнением. Более того, именно мнение меньшинства, а в решающие моменты истории - и отдельных лиц, которое даже лексически трудно выразить в безличной форме или от третьего лица ("есть мнение", "некоторые полагают"), часто оказывает решающее влияние на принятие наиболее творческих и продуктивных решений. Иногда случается, что личные мнения, сомнения, желания и ценности не принимаются социальным окружением. И это приводит к санкциям со стороны социального окружения. Иными словами: хорошо ли это – в явной и открытой форме говорить о своих желаниях, мнениях и чувствах? Не получается ли так, что человек уверенный в себе – это человек переоценивающий свои возможности и не умеющий утаивать свои эмоции и чувства? Действительно, уверенность в себе - это переоценка позитивных сторон своих навыков, способностей, переоценка шансов, которые нам предоставляет окружающий нас мир, это вера в себя (Ромек, 1996). Но – парадокс: именно эта позитивная оценка позволяет ее обладателю браться за многое и многого достигать в тот момент, когда неуверенный постоянно сомневается и не может принять решение.
Относительно выражения эмоций: уверенный в себе человек часто выражает эмоции, и чувства до которых другим и дела нет. Но именно это помогает ему стать душой компании, заводить новых друзей, спасает от одиночества и т.д.
Можно ли добиться самоуважения, не унижая при этом других? Можно ли быть уверенным в себе и не разрушать веру в себя у других? Существуют ли способы уважительного отношения к себе и к другим? Конечно, можно, конечно, существуют. Вот только не обладаем мы чувством уверенности в себе и не владеем мы способами уважительного взаимодействия, и потому других научить не можем. Сама среда, сам социум и принятые в нем нормы "не настроены" на уверенность в себе и самоутверждение.
Существует множество фактов, затрудняющих, формирование самоуважения и уверенности в себе:
репрессивный характер всех правил и установлений, чаще всего не предусматривающих системы поощрений;
шаткость законодательной базы, не обеспечивающей защиту личных прав;
слабая система защиты интеллектуальной собственности и собственности вообще, пренебрежение личной собственностью. Кроме этого, уверенность в себе с большим трудом вписывается в современную систему ценностей школы, в систему социализации и часто понимается почти как полный аналог самоуверенности, наглости и агрессивности.
Довольно долго агрессивность и наглость с одной стороны, и неуверенность и пассивность - с другой пытались представить и анализировать как некоторые полярные качества, неприемлемые с этической, медицинской и экономической точки зрения. Множество раз было доказано, что агрессивность и неуверенность негативно сказываются на здоровье, как физическом, так и социальном, на экономических показателях, на уровне дохода семьи и т.д. Развитие этой линии исследований привело к одному важному результату: неуверенность и агрессивность стали пониматься как две разные формы проявления отсутствия уверенности в себе.
Если партнер унижает других, хамит, грубит и такое поведение становится стилем его жизни – это свидетельство личной неуверенности. Можно с уверенностью сказать, что унижают от недостатка воспитания и от неспособности достичь своих целей другим способом.
В то же время как уверенность в себе позволяет обрести такое качество личности, как социальная компетентность. Социальная компетентность определяется как особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умением добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление желаний их собственных. Предполагается, что если во всех действиях и вербализациях человек ограничивается осведомлением других о своих правах и желаниях, и не допускает при этом никакого давления на партнеров, то это уже само предоставляет партнеру право согласиться или отвергнуть просьбу или требование.
Социальная компетентность - есть результат особого стиля уверенного поведения, при котором навыки уверенности (различные в сфере официальных и межличностных отношений) автоматизированы и дают возможность гибко менять стратегию и планы поведения с учетом узкого (особенности социальной ситуации) и широкого (социальные нормы и условия) контекста (Ромек, 1996). Такое понимание соотношения уверенности в себе, агрессивности и социальной компетентности, стало основой решения этической проблемы самоутверждения, так или иначе затрагивающего личные интересы других людей или общественные интересы.
Социально компетентные люди обладают определенными коммуникативными способностями:
Способность открыто говорить о своих желаниях и требованиях.
Употребление "Мы" не способствует открытому выражению потребностей, желаний, и, тем более, – требований. Многим придется отказываться от личных желаний в пользу мнения и желаний большинства. Трудно вообразить себе такой сплоченный коллектив, в котором бы общие цели максимально соответствовали потребностям отдельных его участников (люди все-таки - разные).
Способность сказать "Нет". И с этим навыком возникают определенные проблемы, очень похожие на только что описанные. Единодушное коллективное "Нет" очень труднодостижимо. Желания, цели, ценности, уровень интеллекта и т. д. – все индивидуально.
Способность открыто говорить о своих чувствах.
Выражение своих собственных чувств открыто, не используя местоимения "Я" невозможно. Поколению, привыкшему к "Мы" сложно выражать личные чувства.
Способность устанавливать, поддерживать и заканчивать разговор.
Существенные характеристики уверенного поведения.
Оптимизм и само-эффективность (Селигман, 1975; Бандура, 1977).
Иными словами эту характеристику человека можно обозначить как чувство уверенности в себе: вера в доброе, лучшее, светлое. Этот комплекс эмоционально-когнитивных характеристик описывается следующим образом: в большинстве моментов времени человек высоко (позитивно) оценивает свои навыки и способности, вероятность осуществления желаний и достижения личных целей. Успехи считаются личной заслугой, недостатки приписываются временному неблагоприятному стечению обстоятельств. Привычные позитивные оценки препятствуют самоуничижению в любых его формах и унижению других людей.
Открытость.
Все желания, чувства, просьбы, требования и претензии выражаются в открытой форме, от первого лица. Приказы, советы, наставления, обобщенные оценки переформулируются в "Я-высказывания". Такого рода вербализации мало у кого вызывают категорические возражения, препятствуют недопониманию и ложным истолкованиям. На этом пункте сходятся большинство психологов, используя иные синонимичные наименования (конгруэнтность, истинность, самотождественность и т.д.)
Спонтанность.
Действия совершаются спонтанно, без долгого обдумывания и откладывания решающего разговора. Возможные недоразумения разрешаются не в результате интриг и скандалов, а в открытом и честном разговоре. Реакция на разное поведение окружающих разная и сиюминутная (неотсроченная).
Принятие.
Открытые, спонтанные и уместные высказывания и действия других людей (вне зависимости от их "полярности") принимаются всерьез и сопровождаются адекватной внутреннему ощущению реакцией. Более того, поддерживаются именно спонтанные и открытые реакции.
Этика уверенного поведения заключается в том, что, отличающиеся друг от друга потребности, мнения и права разных людей выслушиваются, принимаются и сопоставляются с целью поиска наиболее приемлемой для всех формы их удовлетворения, принятия или защиты. Решение этой задачи во все усложняющемся мире продолжается, и процесс поиска добавляет всем членам общества социальной компетентности, оптимизма и веры в себя.
Сможем ли мы освободиться от стереотипов неуверенного поведения?
Сможем ли помочь ребенку обрести уверенность в себе, чтобы уверенно идти по жизни?
Все зависит от нас самих.
Древняя мудрость гласит «Загляни в себя. Там неисчерпаемый источник добра и благополучия. Он никогда не иссякнет, сколько бы ты ни пил из него».
Интересно поразмышлять и познать себя
Упражнение 1. «Картина приятного события»
Нарисуйте для себя картину предстоящего приятного события, а потом сделайте эту картину ярче и заметьте, как меняются ваши ощущения. Большинство людей сильнее реагируют на более яркие картины; некоторые сильнее реагируют на более тусклые изображения.
Теперь возьмите приятное воспоминание из своего прошлого и буквально сделайте цвета ярче и контрастнее. Как наличие «яркого прошлого» меняет интенсивность вашей реакции на него? Если, раскрашивая свое воспоминание в более яркие цвета, вы не замечаете разницы в ощущениях - попробуйте увидеть его в черно-белом варианте. В то время как изображение теряет свой цвет, ваша реакция, скорее всего, ослабевает.
Упражнение 2. «Добавьте немного света в свою жизнь»
Подумайте о другом приятном переживании, и буквально осыпьте этот образ маленькими сияющими искорками — и обратите внимание, как это влияет на вашу эмоциональную реакцию.
Упражнение 3. «Оставьте свое прошлое позади»
Выберите воспоминание, которое все еще заставляет вас плохо себя чувствовать, а потом отметьте, где вы его сейчас видите и насколько далеко от вас расположено изображение. Возможно, оно находится перед вами, довольно близко. Теперь возьмите этот образ и физически отодвиньте его далеко за себя. Как это меняет ваше отношение к этому воспоминанию?
Упражнение 4. «Новое убеждение»
Сформулируйте новое убеждение, которое вы хотели бы иметь вместо того, которое у вас сейчас есть и вам не нравится?» Это убеждение нужно предъявлять в позитивных терминах, без отрицаний. «Я могу научиться меняться», «Я способна менять свое поведение», «Я верю, что могу изменяться», «Я верю, что могу быть здоровой, могу обрести смелость» — это полезные, позитивные убеждения. Убеждение сформулировано плохо, если в нем есть какие-либо отрицания (не буду болеть, не буду бояться). Вера в позитивные убеждения мобилизуют новые способности, и на место старых убеждений придет новая вера и новые возможности.
(Ричард Бэндлер НЛП перевод).
Литература:
Майерс Д. Социальная психология, С.-П., Питер-Пресс, 1997.
Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978.
Майерс Д. Социальная психология. С.-Петербург: Питер. 1997. С.75 - 79.
Зелигман М. Как научиться оптимизму. Москва: Вече. 1997. С. 10-113.
Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учебн. пособие / под ред. В.А.Лабунской, М.: Гардарики, 1999, ISBN 5-7975-0123-6, c.207-226
Ромек В.Г. Журнал практического психолога, №9, 1999, с.3-4
Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник Ростовского государственного университета, Выпуск 1, Часть 2, Изд-во РГУ, 1996, с.132-146.