Введение в детскую психологию
Предмет и задачи детской психологии
Психология- наука о душе. Душа в принципе наблюдаема и неизмерима. Очень трудно понять душу ребенка. Детская психология- наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском возрасте. Детство – период наиболее интенсивного развития человека. Это развитие осуществляется в виде качественных преобразований в психике ребенка, как смена различных своеобразных этапов психической жизни. Рост ребенка является процессом количественных накоплений. Психическое развитие ребенка осуществляется другим путем, чем развитие животных. Детская психология имеет тесные и взаимные связи с другими дисциплинами.
Методы детской психологии
Метод – общий подход, способ исследования. В отличие от метода, методика – это частный, конкретный способ сбора материалов, который зависит от условий исследователя и конкретных возможностей. Основные методы исследования детской психологии- наблюдение и эксперимент. Наблюдения бывают сплошными и выборочными, скрытыми и включенными, одноразовыми и лонгитюдными. В психологическом эксперименте исследователь намеренно создает условия, в которых протекает деятельность ребенка, или ставит перед ним определенные задачи. В детской психологии эксперимент должен быль максимально приближен к естественным условиям жизни детей. Экспериментальная стратегия исследователя может быть одноразовой и длительной. Обе стратегии сочетаются в одном и том же исследовании.
Основные теории детского развития
Теория позволяет систематизировать наблюдаемые факты, выделить главные линии развития ребенка и дает конкретные понятия и термины для описания поведения детей. Исторически сложились две группы теорий детского развития: в одних- развитие понимается как созревание врожденных механизмов, в других- как накопление индивидуального опыта взаимодействия со средой. Наиболее явно инстинктивная природа психики ребенка выступает в этологическом направлении психологии, где поведение человека рассматривается как цепь врожденных инстинктов.
Психоаналитическая концепция З. Фрейда также строится на врожденных инстинктах ребенка. Психическое развитие он рассматривал как последовательное созревание и взаимодействие трех уровней психики. Теория привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсворт в центр рассмотрения ставит опыт ранних отношений ребенка с матерью. Качество привязанности и внутренняя рабочая модель себя и другого складываются к концу первого года и определяют дальнейшее психическое развитие ребенка. В основе когнитивного развития Ж. Пиаже лежит созревание когнитивных структур ребенка. Интеллектуальное развитие ребенка рассматривается как процесс адаптации ко внешней среде. Ж. Пиаже впервые выявил качественное своеобразие мышления ребенка и разработал оригинальную периодизацию детского развития на основе созревания интеллектуальных операций.
Движущие силы и условия психического развития ребенка
Психика и поведение человека не являются функцией среды или биологической наследственности. Высшие психические функции человека имеют культурное происхождение, они опосредствованы знаками и произвольны. Закон развития ВПФ, открытый Л.С. Выготским, заключается в том, что всякая психическая функция первоначально имеет интерпсихическую форму и только впоследствии становится индивидуальным достоянием самого ребенка. Передача человеческой культуры от взрослых к детям происходит в процессе обучения. Между обучением и развитием стоит собственная деятельность ребенка. В деятельности выражается и осуществляется отношение человека к миру. Психологическая теория деятельности наиболее полно и конкретно была разработана А.Н. Леонтьевым. Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым. Общение со взрослым на протяжение детского возраста развивается и принимает разные формы. Ключевой проблемой детской психологии является проблема периодизации детского развития. Периоды между различными возрастными периодами называются кризисами развития. Кризисные возрасты, в отличии от стабильных характеризуются бурными и быстрыми изменениями в психике и поведении ребенка.
Общая характеристика младенческого возраста
В психологии существуют различные подходы к пониманию и исследованию младенческого возраста. В бихевиоризме младенец рассматривается как природное существо, которое приспосабливается путем научения к новым условиям своей индивидуальной жизни. В концепции Ж. Пиаже младенец- максимальное эгоцентричное и аутичное существо. В психоаналитической концепции ключевое значение придается ранним отношениям младенца с близким взрослым, которые имеют в основном инстинктивных характер. Л.С. Выготский рассматривал младенца как максимально социальное существо, поскольку с момента рождения все его отношения с миром опосредованы близкими взрослыми. Младенец не пассивное существо, реагирующиее на внешние сигналы. Он не только принимает воздействия матери, но и сам активно влияет на ее поведение и способен к полноценному диалогу. Младенческий возраст не является однородным периодом.
Новорожденность
Новорожденность – своеобразный период жизни младенца, который продолжается от рождения до конца первого месяца жизни. Рождение для организма является большим потрясением. От вегетативного физиологического существования в относительно постоянной и защищенной среде он переходит в совершенно новые условия. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется ко внешнему миру. Ребенок рождается на свет с определенным набором рефлексов, одни из которых обеспечивают физиологическую адаптацию ко внешнему миру и сохраняются в дальнейшем, другие имеют атавистический характер. Рефлексы новорожденных не являются основой его психического развития. Новорожденный обладает богатыми сенсорными возможностями, которые выражаются в различении и предпочтении определенных зрительных и слуховых воздействий. Потребность в общении со взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. Мать с самого начала относится к ребенку как к полноценной личности, наделяя его действия и движения определенным человеческим смыслом. Она строит сигнальную связь в общении с ним.
Младенчество: первая половинапервого года жизни
Первое полугодие является непосредственного эмоционального общения младенца со взрослым. Начиная со 2 месяца жизни младенец овладевает средствами общения со взрослым и бурно реагирует на его обращения. Картина радостного оживления младенца при встрече со взрослым была названа комплексом оживления. КО имеет реактивную и активную функцию в общении со взрослым. Эмоциональное общение со взрослым является ведущей деятельностью младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Ситуативно- личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца. Во- первых, благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения. Во-вторых, к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми. В- третьих, эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.
Младенчество: второе полугодие жизни
Во втором полугодии первого года жизни возникает новая, манипулятивная деятельность младенца, которая выдвигается на положение ведущей. Меняются отношения ребенка со взрослыми. Во-первых, младенец начинает по-разному реагировать на отрицательные и положительные воздействия взрослого. Во-вторых, дети демонстрируют качественно различное отношение к близким и посторонним взрослым. И в-третьих, отношение ко взрослому определяется удовлетворением потребности ребенка в практическом сотрудничестве. Второе полугодие является подготовительным периодом к активной речи. Важным условием появления лепета и подготовки к речи являются насыщение слышимой речью в присутствии взрослого и эмоциональный контакт с ним. Развивается представление ребенка о себе. Возросшее самосознание наиболее ярко проявляет себя в кризисе одного года. Симптомы этого кризиса охватывают все сферы жизнедеятельности ребенка.
Характеристика раннего возраста.
В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Ситуативно- деловое общение со взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребенка. Взрослый становится не просто источником предметов и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания. В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким линиям, среди которых главными являются предметная деятельность, речь, произвольное поведение, общение со сверстниками, начало символической игры, самосознание. Главной возрастной особенностью этого периода является ситуативность, которая заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации.
Овладение предметными действиями.
В начале раннего возраста манипуляция ребенка с предметами приобретают специфический характер. Копируя движения взрослого с конкретными предметами, ребенок начинает переносить усвоенные схемы действия на другие предметы и ситуации. На втором году жизни происходит интенсивное овладение орудийными предметами действий. Раннее детство является периодом становления первичных форм наглядно-действенного мышления, которые возникают в процессе смены ручных операций на орудийные. При освоении орудийных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер понятий.
Развитие речи в раннем возрасте.
Становление речи, которое наиболее интенсивно происходит в раннем возрасте, перестраивает все психические процессы ребенка. Речь возникает и первоначально развивается в онтогенезе как средством общения со взрослыми. В дальнейшем она становится средством мышления и овладения своим поведением. Между довербальным периодом и периодом разговорной речи находится этап автономной детской речи, который приходится на начало второго года жизни. Слова ребенка этого возраста отличаются от взрослых слов и по звучанию и по значению. В середине второго года происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка и речи. На третьем году жизни происходит интенсивное освоение грамматических структур языка. Овладение грамматической структуры языка позволяет ребенку выражать словами такие отношения предметов, которые не представлены в наглядной ситуации.
Становление произвольного поведенияв раннем возрасте.
Развитие произвольного поведения является одной из основных линий развития личности ребенка. Произвольность и осознанность поведения освобождают ребенка от давления воспринимаемой ситуации и от собственных стереотипов. Главным средством произвольного поведения является речь. Первой формой произвольного поведения является выполнение речевых инструкций взрослого. При выполнении речевых инструкций поведение ребенка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого. Исследования, выполненные под руководством А.Р. Лурия, показали, что в раннем возрасте речь является более слабым побудителем и регулятором поведения, чем двигательные стереотипы ребенка и непосредственная воспринимаемая ситуация.
Развитие игры в раннем возрасте.
В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей. На втором году жизни игра детей имеет процессуальный характер: игровые действия однократные, не связанные между собой, стереотипные. Ребенок еще не осознает, что он играет: он просто действует с предметами. Формирование игровых замещений осуществляется в совместной игре ребенка со взрослым. Этот процесс можно описать как превращение разделенного со взрослым действия в индивидуальное действие ребенка, в ходе которой он открывает новый способ действия с предметом и изобретает свои собственные способы замещения. Между третьим и вторым годом жизни характер игры детей существенно меняется: усиливается игровая мотивация, изменяется структура игровых действий, начинает активно работать воображение детей.
Становление потребности в общениисо сверстниками.
Потребность в общении со сверстником складывается на протяжении раннего детства. Развитие потребности в общении со сверстником происходит ряд этапов. На втором году жизни у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу. К концу второго года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи. Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально- практического взаимодействия. Решающая роль в процессе формирования общения со сверстником принадлежит взрослому. Наиболее эффективным путем воздействия взрослого на контакты детей является организация субъектного взаимодействия между ними.
Основные проявления кризиса трех лет.
К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что находит свое выражение в кризисе трех лет. Этот кризис внешне обычно проявляется в негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии ребенка в общении с близкими взрослыми. Новое видение Я через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. Я ребенка, опредмечиваясь в результате деятельности, предстает перед ним как объект, не совпадающей с ним. Становление такой системы Я, где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.
Характеристика дошкольного детства.
В дошкольном возрасте начинают формироваться личностные механизмы поведения. Складывается первичное соподчинение мотивов, поведение ребенка превращается из полевого в волевое. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве усложняется и дифференцируется. В дошкольном детстве складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память, возникает возможность действовать в плане общих представлений и устанавливать связи, не данные в чувственном опыте. Для детей этого возраста наиболее характерна игровая и продуктивная деятельность. Среди игр дошкольного возраста выделяются ролевая, режиссерская, игра с правилом, дидактическая игра. В дошкольном возрасте возникает элементы учебной деятельности.
Сюжетно- ролевая игра дошкольника
Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку в ней складываются личностные механизмы поведения и поскольку главные психические новообразования этого возраста наиболее эффективно проявляются и формируются в игре. Существует несколько теорий детской игры. В большинстве из них игра рассматривается как средство ухода ребенка в свой детский мир и как инстинктивное стремление ребенка к активности и к удовольствию. Ролевая игра имеет социальный характер- как по своему происхождению, так и по содержанию. Основной единицей игры является роль, которая реализуется в игровых действиях. Необходимо различать сюжет и содержание игры. Содержание ролевой игры меняется с возрастом детей.
Познавательное развитие дошкольника
Отличительной особенностью познавательной позиции ребенка- дошкольника является эгоцентризм. Этот термин, как и само понятие, был введен в психологию Ж. Пиаже. В основе эгоцентрической позиции лежит невыделенность самого себя и, следовательно, принятие своей позиции как единственной и абсолютной. Характерным для дошкольного возраста является феномен эгоцентрической речи, т.е. речи для себя, не обращенной к собеседнику. Развитие мышления в дошкольном возрасте идет по линии преодоления эгоцентризма и развития децентрации. В отечественной психологии интенсивно разрабатывалась идея Л.С. Выготского об опосредованном характере познавательных процессов человека.
Воображение дошкольника.
Воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Первой формой проявления детского воображения являются игры со взрослыми. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дошкольника и в творческих видах деятельности. В младшем дошкольном возрасте воображение всегда опирается на реальные предметы или действия. Выделяют две главные функции воображения- познавательная и аффективная. Обе функции имеют свою линию развития в дошкольном возрасте.
Развитие произвольного поведенияв дошкольном возрасте.
Воля и произвольность являются разными по своему содержанию психологическими образованиями. Развитие воли связанно со становлением и оформлением мотивационной сферы ребенка, развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредованности своего поведения. В то же время воля и произвольность едины в своем генезисе. В зарубежной психологии развитие произвольности рассматривается в основном в связи с развитием познавательной сферы ребенка. Превращение культурных средств и образцов действия в собственные свойства и действия ребенка происходит в процессе особого взаимодействия ребенка со взрослым, которое может быть названо процессом приобщения. В дошкольном возрасте опосредование поведения ребенка образцом взрослого наиболее эффективно происходит в ролевой игре, где резко повышаются возможности ребенка в сфере овладения своим поведением.
Общение и отношение дошкольниковсо сверстниками.
В дошкольном возрасте сверстник становится важной составной частью жизни ребенка. Примерно к четырем годам сверстник является более предпочитаемым, чем взрослый. Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. Межличностные отношения детей в отличии от общения не всегда выражают себя во внешних действиях и являются стороной сознания и самопознания ребенка. На протяжении дошкольного возраста отношение ребенка к сверстнику имеет определенную возрастную динамику. В младшем дошкольном возрасте сверстник еще не является значимым другим для ребенка. На следующем этапе Я ребенка опредмечивается, т.е. определяется через его конкретные качества и возможности и утверждается себя через противопоставление сверстнику.
Кризис семи лет и проблема готовностиребенка к школе.
Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривляние, демонстративные формы поведения. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает выполнять привычные нормы поведения. Позитивным новообразованием кризиса семи лет являются произвольность и опосредованность психической жизни. Возникает обобщение собственных переживаний. Психологическая готовность к школе включает личностную, волевую и интеллектуальную готовность. Личностная готовность помимо социальной позиции школьника предполагает ориентацию на учебное содержание. Волевая готовность связана с развитием произвольности и со способностью действовать по правилу, заданному учителем. Умственная готовность включает в себя овладение средствами познавательной деятельности, децентрацию и интеллектуальную активность ребенка.
Смирнова Е.О. Психология ребенка
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fpo.ru/