Реферат выполнил: Пензин О. И.
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Кубанский Институт Международного Предпринимательства и Менеджмента
Кафедра Международного Предпринимательства и Менеджмента
Краснодар 2000г.
Взаимоотношения аудитора и клиента строятся на основе добровольности и возмездности. Конфликты между ними могут быть разрешены только судом или арбитражным судом. Клиент и аудитор вправе самостоятельно выбрать друг друга. Аудиторская услуга оплачивается согласно договору.
На руководителя и иных должностных лиц проверяемого экономического субъекта возлагаются следующие обязанности:
1). Создавать аудитору (аудиторской фирме) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, представлять всю документацию, необходимую для её проведения, а также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной формах;
2). Оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности.
Запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.
Кроме обязанностей каждый проверяемый экономический субъект имеет и определённые права:
1). Получать от аудитора (аудиторской фирмы) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон;
2). Ознакомиться с заключением аудитора (аудиторской фирмы);
3). Получать от аудитора (аудиторской фирмы) исчерпывающую информацию о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора (аудиторской фирмы).
II. Правовое регулирование аудиторской деятельности.
1. Правовые основы осуществления аудиторской деятельности определяются “Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации” (далее Правила), действующими до принятия соответствующего закона.
Правила применяются при осуществлении аудиторских проверок деятельности:
а) экономических субъектов, под которыми понимаются созданные в соответствии с законодательством РФ предприятия, независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и видов деятельности, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность;
б) органов государственной власти и управления всех уровней, которые представляют регионы и другие структуры, выступающие в хозяйственном обороте в качестве субъектов хозяйствования;
в) органов местного самоуправления, представляющих города и районы в качестве субъектов хозяйствования.
2. Аудиторская деятельность - аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимого вневедомственного финансового контроля. Аудиторские фирмы и самостоятельно работающие аудиторы относятся к экономическим субъектам, т. е. субъектам хозяйственного права.
При проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают. Свою деятельность аудиторы осуществляют на основе закона. Гарантиями соблюдения принципа независимости являются также закрепленные в Правилах ограничения относительно круга аудиторов, имеющих право проведения проверок финансовой деятельности конкретного субъекта. Так, аудиторская проверка не может проводиться аудиторскими фирмами в отношении экономических субъектов, являющимися их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками (полный перечень ограничений приведен в ст. 11 Правил). Санкцией за несоблюдение указанных правил, если обстоятельства, исключающие возможность проведения аудиторской проверки, стали известны после заключения договора или дачи поручения на ее проведение, является прекращение аудита, расторжение договора или отзыв поручения. В случае умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) данных обстоятельств на виновную сторону налагается ответственность в виде полного возмещения экономическому субъекту понесенных расходов. Наличие в действиях аудиторов умысла на приобретение прав вне данного договора или поручения является основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
3. Основными целями аудиторской деятельности являются:
а) установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов.
Достоверность представляет собой форму обнаружения истины, обоснованную каким-либо способом. Основой достоверности бухгалтерской отчетности является отсутствие существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Подтверждение аудитором соответствия осуществления данной финансовой деятельности предприятия установленным нормам является условием признания достоверности отчетности.
Осуществляя свои функции по установлению достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов, аудитор действует как в публичных интересах, оценивая деятельность предприятия для вселяющего знания, так и в частных интересах самого субъекта, заинтересованного в истинности своих представлений о соответствии действительного состояния дел на предприятии изложенному в формах отчетности.
б) установление соответствия совершенных экономическими субъектами финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. При проведении аудиторской проверки аудиторы свободны в выборе изучаемых проблем. Руководителю и иным должностным лицам проверяемого субъекта запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.
4. Аудит может проводиться:
а) физическими лицами, осуществляющими самостоятельную предпринимательскую деятельность и зарегистрированными в качестве таковых; б) юридическими лицами (аудиторскими фирмами), которые регистрируются как предприятия независимо от формы и вида собственности (в том числе иностранные и создание совместно с иностранными юридическими и физическими лицами), любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, за исключением формы акционерного общества открытого типа. Форма акционерного общества открытого типа не может быть воспринята аудиторской фирмой, поскольку Временные Правила содержат специальные требования, предъявляемые к членам фирмы, соблюдение которых возможно лишь при их персонификации.
5. Государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ и носит характер прямого воздействия. Оно заключается:
а) в проведении аттестации на право осуществления аудиторской деятельности с выдачей квалификационного аттестата;
б) в выдаче лицензии на осуществление аудиторской деятельности и включение в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.
Условиями осуществления аудиторской деятельности являются: регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получение квалификационного аттестата аудиторами, желающими работать самостоятельно или действующими в составе аудиторской фирмы на основании заключенного с ней трудового соглашения (контракта), получение лицензии на осуществление аудиторской деятельности и включение в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Совокупность перечисленных условий является необходимым и достаточным основанием законности данного вида деятельности.
5. Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности утвержден Правительством РФ 6 мая 1994 г.
Организация проведения аттестации возложена:
на Министерство финансов РФ - по аудиту предприятий, объединений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность;
на Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью - по аудиту страховых организаций и обществ взаимного страхования;
на ЦБ РФ - по аудиту банков и кредитных учреждений, а также их союзов и ассоциаций.
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности предусматривает сдачу за определенную плату претендентом квалификационного экзамена специально созданной аттестационной комиссии. К аттестации допускаются лица, удовлетворяющие изложенным в п. 21 Правил требованиям. В частности, претенденты должны иметь высшее либо среднее специальное экономическое, либо юридическое образование, специальный стаж работы не менее трех лет из последних пяти (в качестве аудитора, бухгалтера, экономиста, научного работника или преподавателя по экономическому профилю и т.д.), не иметь судимости с применением наказания в виде лишения права деятельности в сфере финансово-хозяйственных отношений (в течение отбывания наказания и до снятия судимости).
Лица. успешно прошедшие аттестацию, получают квалификационный аттестат аудитора единого образца, который должен быть выдан в месячный срок со дня проведения аттестации. Лицо, не прошедшее аттестацию, может обжаловать отказ квалификационной комиссии в выдаче аттестата в суде в месячный срок с момента уведомления о подобном решении.
Квалификационный аттестат подтверждает соответствие профессиональных навыков будущего аудитора требованиям, изложенным в нормативных актах и предъявляемым квалификационной комиссией, в целях обеспечения в дальнейшем квалификационного проведения аудита.
6. Аудиторы, работающие самостоятельно, а также аудиторские фирмы могут заниматься аудиторской деятельностью только после получения лицензии, т.е. разрешения компетентного государственного органа на осуществление данного вида предпринимательской деятельности.
“Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности” утвержден постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. Лицензирование проводится с целью обеспечения контроля государства за соблюдением требований законодательства РФ, предъявляемым к аудиторской деятельности.
Организация лицензионной работы в области аудита соответствующего вида возложена на Министерство финансов РФ, Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью на основе выданной Комиссией генеральной лицензии.
Инициатива на получение лицензии исходит от самого субъекта, который подает заявление соответствующей формы с просьбой о выдаче лицензии с приложением необходимых документов:
а) для самостоятельно работающего аудитора - квалификационный аттестат и копии свидетельства о государственной регистрации;
б) для аудиторской фирмы - учредительных документов, копии свидетельства о государственной регистрации, сведений о ее руководителях, их заместителях и аудиторах, имеющих квалификационный аттестат.
Заявление о выдаче лицензии на осуществление аудиторской деятельности должно быть рассмотрено в течение 60 дней с момента представления всех предусмотренных документов.
Специфика отдельных видов хозяйственной деятельности, требующая наличие специальных знаний при проведении аудита, предопределила выдачу лицензий двоякого типа:
а) на осуществление аудиторской деятельности в отношении предприятий определенного вида деятельности, а именно банков, бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, страховщиков;
б) на осуществление общего аудита иных экономических субъектов, кроме перечисленных в п. “а” (См. п. 4 “Порядка выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности” - указанное постановление Правительства №482 от 6 мая 1994 г.).
Лицензии на осуществление аудиторской деятельности могут быть аннулированы только по основаниям, закрепленным в п. 24 Правил. Эти основания таковы:
1. Обнаружение после выдачи лицензии недостоверности сведений, предоставленных для ее получения.
2. Осуществление деятельности, не предусмотренной типом выданной лицензии.
3. Разглашение полученных в ходе проверки сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) хозяйствующего субъекта (за исключением случаев, предусмотренных законодательством).
4. Вступление в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание, лишающего права субъекта на занятие аудитом.
5. Умышленное сокрытие аудитором обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки.
6. Неоднократное неквалифицированное проведение аудиторских проверок или оказание аудиторских услуг.
7. Особенностью деятельности аудиторских фирм и самостоятельных аудиторов является их специальная правосубъектность (хозяйственная компетенция). Аудиторы имеют право оказывать следующие услуги:
а) осуществлять независимые вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов (п. 3 Правил);
б) оказывать другие аудиторские услуги, а именно услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства РФ, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности (п. 9).
Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и связанной с ней.
8. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Инициативная проверка проводится по решению экономического субъекта. Обязательная аудиторская проверка осуществляется:
а) в случаях, прямо установленных актами законодательства РФ. Так, в соответствии с п. 45 Закона РФ “О банках и банковской деятельности в РСФСР” деятельность банков подлежит ежегодной проверке аудиторскими организациями, уполномоченными в соответствии с законодательством РФ на осуществление таких проверок. В соответствии с п. 37 Положения об инвестиционных фондах, финансовый отчет фонда по итогам года удостоверяется независимым аудитором.
В соответствии с п. 10 ст. 9 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица обязаны в установленном порядке представить налоговым органам помимо бухгалтерского отчета или декларации о доходах заключение аудитора о достоверности отчета.
б) по поручению государственных органов дознания и следователя (при наличии санкции прокурора), прокурора, суда, арбитражного суда (п. 19 Правил).
При осуществление инициативной аудиторской проверки между экономическим субъектом и аудитором (аудиторской фирмой) складывается относительное оперативно-хозяйственное обязательство, объектом которого является действие по оказанию аудиторских услуг.
Юридическим фактом возникновения данного правоотношения следует считать заключаемый между экономическим субъектом и аудитором (фирмой) договор услуг.
10. При осуществлении обязательного аудита в случаях, прямо установленных актами законодательства РФ, между экономическим субъектом и аудитором (фирмой) также складывается оперативно-хозяйственное обязательство. Основанием его возникновения является юридический состав: требование законодательства и обязательно заключаемый договор на оказание услуг.
11. Иной характер имеет правоотношение, возникающее в случае проведения обязательной аудиторской проверки по поручению государственных органов. Инициатива проведения аудита в данном случае исходит от государственного органа. Например, арбитражный суд, в установленных законодательством случаях, может дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведение аудиторской проверки, при наличии в производстве дела в отношении проверяемого предприятия.
13. За уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению на него по решению суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции (действующими в интересах государства в защиту его публичных интересов), могут быть наложены меры имущественной ответственности перед государством в виде взыскания штрафа, суммы которого зачисляются в доход республиканского бюджета.
Кроме того, административному штрафу подвергается руководитель экономического субъекта.
13. Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Заключение аудитора (аудиторской фирмы) по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы.
Заключение состоит из трех частей: вводной, аналитической и итоговой (п. 18 Правил).
В вводной части указываются все реквизиты аудитора (аудиторской фирмы).
В аналитической части указываются:
а) наименование экономического субъекта, период деятельности, за который проводилась проверка;
б) результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составление соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля;
в) факторы выявленных существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства РФ при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц.
В итоговой части аудиторского заключения содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта. Именно эту часть заключения экономический субъект обязан предоставить заинтересованным лицам, поскольку в ней в концентрированном виде дается оценка его хозяйственной деятельности и ведения финансового учета.
Выводы, изложенные в итоговой части аудиторского заключения, представляют публичный интерес для государства и частный для самого предприятия, нуждающегося в знании истинного положения финансовых дел.
Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202).
1. Использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, - наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. То же деяние, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица либо неоднократно, - наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
III. Аудиторское заключение.
Аудиторское заключение является независимым свидетельством достоверности и объективности финансовой отчётности предприятия.
Аудиторское заключение может быть положительным (т. е. безусловным); условно положительным, - подтверждающим финансовую отчётность с определёнными ограничениями; отрицательным, когда аудитор не может с полной уверенностью подтвердить достоверность финансовой отчётности. Если аудитор не может дать никакого заключения, он принимает решение об отказе от него.
Положительное аудиторское заключение подтверждает, что финансовая отчётность предприятия в основном правильно отражает его финансовое положение, прибыль и убытки, движение денежных средств, а бухгалтерский учёт отвечает требованиям законодательства и нормативных актов бухгалтерского учёта.
Положительное аудиторское заключение выдаётся, если аудитор убеждён, что:
Финансовая отчётность подготовлена добросовестно, на основе достоверных и объективных данных бухгалтерского учёта;
Бухгалтерский учёт соответствует определённым принципами требованиям, а учётная политика предприятия выбрана правильно;
Своевременно и полностью внесены налоги и другие обязательные платежи;
Соответствующим образом в приложениях и пояснениях к отчётам раскрыты все вопросы, имеющие отношение к финансовой отчётности;
Внутренний контроль надёжно подтверждает эффективность и целесообразность хозяйственных операций;
Данные финансовой отчётности не противоречат известным аудитору сведениям о предприятии.
Условно положительное аудиторское заключение подтверждает достоверность финансовой отчётности с ограничениями, если неуверенность и несогласие аудитора имеют значимое, но не существнное значение.
Аудитор может быть не в состоянии сделать безоговорочный положительный вывод, если существует неуверенность в возможности его сформулировать или имеет место несогласие, при котором мнение аудитора расходится или противоречит содержанию финансовой отчётности.
Неуверенность аудитора возникает, если он не может получить всей необходимой информации и объяснений из-за отсутствия удовлетворительных учётных записей, или из-за невозможности выполнить необходимые аудиторские процедуры, если есть подозрения в сокрытии отдельных документов и фактов, из-за недостаточности или отсутствия внутреннего контроля и т. п.
Несогласие аудитора могут вызвать:
Расхождения во времени с руководством предприятия по отдельным фактам хозяйственной деятельности и показателям финансовой отчетности;
Несогласие с методами оценки объектов учета, правильности расчётов амортизации и других расчетных значений;
Несоответствие корреспонденции счетов экономическому и правовому содержанию проверенных хозяйственных операций;
Различие в толковании и применении законодательных актов, положений и других нормативных документов;
Неадекватная учётная политика предприятия, влияющая на достоверность финансовой информации.
В этом случае в заключении необходимо указать на отказ аудитора от мнения по конкретному вопросу («в связи с…»), если он не уверен, но считает сам вопрос незначительным для финансовой отчётности, или на его несогласие («за исключением…»), если аудитор выражает иное мнение по конкретному вопросу, не являющемуся существенным для характеристики финансовой отчётности.
Во всех случаях ограничения не должны оставлять у пользователей сомнений относительно их смысла и значения для понимания содержания финансовой отчётности. Аудитор должен отразить в заключении все вопросы, которые, по его мнению, влияют на состояние финансовой отчётности.
Отрицательное аудиторское заключение выдаётся в тех случаях, когда неуверенность аудитора в достоверности финансовой отчётности настолько велика, что, по его мнению, может ввести в заблуждение пользователей и не позволяет сделать вывод о правильности и объективности финансовой отчётности.
В аудиторском заключении необходимо чётко сформулировать причины, по которым аудитор считает финансовую отчётность не соответствующей действующему законодательству и нормативным актам бухгалтерского учёта.
Отказ от аудиторского заключения возможен в тех случаях, когда неуверенность или ограничения объёма проверки настолько существенны, что не дают аудитору оснований для вывода о состоянии финансовой отчётности. В заключении необходимо чётко и определённо указать, почему вывод невозможен.
Если предприятие в ходе аудиторской проверки или после неё устранит существенные недостатки и нарушения в бухгалтерском учёте, в соблюдении законодательства и других нормативных актов, внесёт изменения в финансовую отчётность, то аудитор может заменить отрицательное или условно положительное заключение соответственно на условно положительное (или даже положительное) и положительное.
Замене аудиторского заключения должна предшествовать проверка исправлений, уточнений и дополнений, внесённых в бухгалтерский учёт, во внутренний контроль и в финансовую отчётность предприятия. Об этой проверке составляется отдельный отчёт аудитора.
1. Аренс Э. А., Лоббек Дж. К. Аудит. – М.: 1995.
2. Робертсон Джек К. Аудит М.: 1993.
3. Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1995.