МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филологический факультет
Кафедра издательского дела и редактирования
Контрольная работа на тему:
«Детская отечественная и переводная литература»
Тюмень
2010
Детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно-воспитательной деятельности и является областью искусства, функции которого – доставлять ребенку эстетическое наслаждение и способствовать формированию его личности [Арзамасцева, 1997]. Важную роль в создании книги для детей имеет ее оформление. Ведь для ребёнка важно ощущение книги – хорошая бумага, красочные рисунки, красивый шрифт.
Характерными чертами детской литературы являются [Карайченцева, 2000]:
Отведение детям главной роли
Соответствие детскому возрасту по тематике
Относительно небольшой объём, множество рисунков (особенно в книгах для маленьких детей)
Простой язык
Большое количество диалогов и действий, мало описаний
Множество приключений
Счастливый конец (победа добра над злом)
Часто имеет своей целью воспитание
Специфика детской литературы обусловлена в первую очередь возрастом читателя. Чем меньше возраст, тем сильнее в произведении проявлены своеобразные черты, по которым можно безошибочно угадать, что оно адресовано ребенку. Вместе с растущим читателем «взрослеют» и его книжки, постепенно меняется вся система предпочтений. Существует несколько классификаций детской литературы.
Классификация детской литературы по возрасту:
Старшего дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)
Младшего школьного возраста (от 7 до 10 лет)
Среднего школьного возраста (от 11 до 14 лет)
Старшего школьного возраста (подростков, в том числе абитуриентов) от 15 до 17 лет [Карайченцева, 2000].
Классификация детской литературы по видам и типам:
Первая категория
Литературно-художественные
Научно-популярные
Учебные для дошкольного возраста (развивающего обучения)
Вторая категория
Справочные (словари, энциклопедии)
Для досуга (альбомы с наклейками, кроссворды и т.д.) [ГОСТ 7.60–2003].
Анализ рынка детской литературы
Литература для детей является важным сегментом на книжном рынке и представляет собой весьма большой интерес для издательской деятельности.
Многие издатели сейчас хотели бы заниматься детской литературой. Ведь это огромный рынок, и он очень живой, несмотря на ситуацию в экономике. В течение нескольких лет демографическая ситуация в России улучшалась, целевая аудитория детских товаров непрерывно росла и растет, соответственно и спрос на книги для детей стабилен. В рейтингах продаж книжных магазинов она традиционно занимает первое место, а в крупных издательствах доля этой литературы составляет до 30−35% выпуска [Редакторская подготовка изданий, 2002; Чем привлекает издателей рынок детской литературы]. Детские издания неизменно занимают существенную часть мелкооптового книжного рынка. По числу названий это составляет 11,5–14,5%, такая ситуация сохранится и на перспективу [Чем привлекает издателей рынок детской литературы]. Есть две противоположные точки зрения на то, в каком состоянии сейчас находится детская литература в России. Первая – у нас много талантливых авторов, способных написать не менее талантливую книжку для ребятишек. Вторая – детская книга переживает глубочайший кризис, поскольку подрастающее поколение страны воспитывается либо на старых сказках, либо на переводных книгах, далеких от российского менталитета. Большая часть детских книг рассчитаны на возраст от года до десяти лет, то есть на тот возраст, когда детям читают родители. Родители же предпочитают читать своим малышам проверенную классику. Таким образом, можно выделить первую тенденцию на рынке детской литературы – это так называемый «потребительский консерватизм». Своеобразным знаком качества литературного произведения для детей является «старый», хорошо известный с детства автор. По-прежнему предпочтительными остаются самые «авторитетные» авторы: А. Милн в пересказе Б. Заходера, С. Прокофьева, К. Чуковский, Н. Носов, Э. Успенский, Г. Остер и другие «маститые» и общепризнанные писатели. Именно из этих имен комплектуются современные коммерческие серии, порой с тайным расчетом на ностальгию пап, мам и бабушек. Ведь они-то чаще всего и приобретают книги своим чадам. Несмотря на обилие на полках книжных магазинов книг современных российских и зарубежных авторов, а также наличие весомой альтернативы традиционному чтению в виде Интернета, телевидения, кино и мультипликационной индустрии, покупатели по-прежнему ориентируются на проверенные временем книги, ставшие классикой детской художественной литературы. Устойчивая популярность всем известных авторов объясняется, прежде всего, консервативностью представлений о воспитании, а также желанием предложить детям «проверенные» книги, поделиться с ними частичкой своего собственного детства. Однако многие повести, замешанные на романтической жилке прошлого века и рассказывающие о переживаниях и мечтах пионеров, вряд ли увлекают современных детей. Но коммерческий расчет издательств верен – многие родители по старинке покупают своим детям именно эти книги. Как правило, на этих авторов нет эксклюзива, их выпускают практически все издательства, и конкуренция в этом сегменте колоссальная. Рынок детской литературы очень консервативен. Для себя взрослые могут менять приоритеты, но для детей нет. Поэтому издателям очень сложно продвигать новых авторов [Бродский; Калянина; Редакторская подготовка изданий; Ищенко].
Как отмечает Александр Преображенский, сопредседатель Товарищества детских и юношеских писателей России, по-прежнему осталась неизменной и ориентация издателей на «западную крутизну». В соответствии со стандартами этой тенденции, сложившимися в середине восьмидесятых, формируются тематики многих издательских серий. В детской литературе это - детектив, «страшилки», псевдоэнциклопедии (вроде правил хорошего тона для мальчиков и девочек), фэнтези. Не случайно, самые успешные книги, ориентированные на универсальные возрастные группы, написаны в жанре фэнтези, в этом жанре национально-культурные особенности и традиции не играют столь значимой роли. По-прежнему основную массу составляют книги с акцентом на «экшн», то есть примитивно-приключенческого жанра.
Маленькие авторские гонорары, жесткий диктат издателей, о котором сказано выше, серийная конвейерная гонка, наемная рекрутизация графоманов - все вместе привело к тому, что работать в жанре приключенческой повести для детей, уважающий себя автор считает постыдным. Но это неправильная ситуация, потому что нет детской литературы без приключенческого сюжета. Касательно выпускаемых сейчас на рынке жанров, Преображенский говорит об исчезновении детской научной фантастики, на этом рынке присутствуют лишь книжки Кира Булычева, а из ныне здравствующих – Дмитрия Емеца. Редко можно встретить сейчас также повесть или рассказы о животных, почти исчезла авторская сказка, совсем исчезла психологическая подростковая повесть. О лирической повести для детей и подростков ныне осталось лишь воспоминание [Преображенский А.].
Обстановка на рынке осложняется и тем, что еще меньше стало новых писательских имен, меньше интересных серий. Книжный рынок почти монополизирован, «захвачен» тремя, а в секторе детской литературы - максимум пятью крупными книжными издательствами – китами, которые в тандеме с книготорговыми компаниями диктуют основные условия на рынке и формируют спрос. Влияние их на состояние детской литературы огромно и, к сожалению, не в пользу её качества. Нет новых талантливых произведений в жанрах лирической и психологической повестей, не потому что авторов и произведений нет, а потому что эти серии в издательствах даже не планируются. А если писатель не предусмотрен коммерческой выгодой, то его и «нет». ? Принципы коммерческого книгоиздания в России отвращают от него наиболее способных, уважающих себя авторов. Они не хотят жить и творить в этих условиях.
Среди негативных тенденций, руководитель рабочего комитета по детской и юношеской книге Биржевого союза германской книготорговли, Регина Пантос, отмечает всевозрастную ориентацию детской книги: она представляет настоящую опасность. Она убивает именно детскую книгу: ее доля снижается, а юношеская начинает доминировать. Далее она говорит о том, что очень много книг выходит в сериях, построенных по старым клише и ориентированным исключительно на группы, делимые по половому признаку: принцессы – для девочек, пираты – для мальчиков. Но когда-то детям нужно выходить из этого полового тупика, им просто необходимо больше знать друг о друге [Пантос Р.].
Рейтинг специализированных издательств детской литературы (по количеству серий)
«Махаон» - известно российским читателям с 1993 года. Ежегодно "Махаон" выпускает 200-300 новых наименований серий и отдельных книг. Общий годовой тираж нашей продукции составляет 11 миллионов экземпляров. Тематический спектр книг "Махаона" очень разнообразен: от первых стихов и сказок для малышей до фэнтези и детективов для подростков, от доступных справочных и образовательных изданий до уникальных подарочных книжных проектов, от учебных пособий до красочных атласов и богатейших энциклопедий. Выпускает 106 серий, например «умный кубик» и «смышленый ребенок».
«Росмэн» - входит в пятерку крупнейших издательств России.
Является признанным лидером в книгоиздании для детей.*
Работает во всех жанровых и возрастных сегментах детской литературы.
Издательский портфель включает следующие категории детской литературы:
Научно-познавательная литература (214 наименований)
Книги на картоне и книжки-игрушки (300 наименований)
Книги для досуга и хобби (260 наименований)
Обучающая литература для дошкольников (290 наименований)
Детская художественная иллюстрированная литература (250 наименований)
Детская художественная текстовая литература (130 наименований)
Выходят 80 серий, такие как: «Детская библиотека РОСМЭН», «Моя большая книга».
«Антураж» - специализацией издательства является производство оригинальной детской литературы, причем большинство книжек разрабатываются непосредственно творческим коллективом издательства, в состав которого входят опытные инженеры-конструкторы, технологи и дизайнеры. Их целью являются разработка и создание красивых, полезных и травмобезопасных для ребенка книг, причем качеству и травмобезопасности продукции уделяется особое внимание. Выпускает 36 серий: "Чудесный театр", "Сказка в окошке", "Ушки-потягушки", "Книжки-игрушки.
«Самовар» - издательство организовано в 1990 году. Имеет хорошую устойчивую репутацию на книжном рынке России и специализируется на выпуске книг для детей от 3 до 10 лет. Книги издательства “Самовар” широко известны, узнаваемы, их читают и любят во всех уголках России и странах ближнего зарубежья. Секрет успеха “Самовар” раскрыл главный редактор издательства Шевченко А. М. в одном из своих интервью:“САМОВАР” - это не бизнес, не работа, это стиль и образ жизни. Это творческая лаборатория, нам не интересно издавать так, как уже до нас издавалось, или то, что может издать кто-нибудь другой. Нам интересно участвовать в создании чего-то нового». «Самовар» выпускает 25 серий, например "Школьная библиотека", "Новые сказочные повести".
«Детиздат» - выпускает красочные издания детской, развивающей, прикладной и художественной литературы, обучающие наглядные пособия на картоне, плакаты, разрезные азбуки, лото, ростомеры. Яркие, веселые рисунки, выполненные опытными художниками, надолго завладеют вниманием ребенка и в непринужденной игровой форме познакомят малыша со многими явлениями загадочного окружающего мира. Выходит 19 серий, например «поющие книжки-панорамки», «окружающий мир для малышей».
«Самокат» - ищет по всему миру и привозит в Россию лучшие детские книги, открывает для читателя новых российских авторов и художников, настаивает на гармонии текста и иллюстраций, стремится наладить мосты между культурами и поколениями. Издаёт 10 серий: «сказки "Самоката"», «витамин роста».
«Стрекоза» - издательство успешно работает на книжном рынке уже более 15 лет, специализируясь на книгах для детей. Предлогают вам разнообразную художественную, развивающую и обучающую литературу для детей любого возраста: для малышей, дошкольников и школьников. Красочно оформленные издания не оставят равнодушными маленьких читателей и их родителей. Издаётся 9 серий: «росомаха», «СамСам».
«Детская литература» — это первое и старейшее в нашей стране специализированное издательство, выпускающее книги для детей и юношества. Оно было создано 9 сентября 1933 года на базе детского сектора издательства «Молодая гвардия» и школьного сектора Государственного издательства художественной литературы. И в наши дни в издательстве не прекращается работа. Рождаются новые книги, осуществляются различные проекты, направленные на пропаганду чтения среди школьников. Выпускает 7 серий: «книга за книгой», «мои первые книжки».
«Лунный аист» - деятельность направлена на издание качественной, красочной и содержательной детской литературы.
В настоящее время выпустили серии раскрасок для ребят разных возрастов. Их тематика интересна и разнообразна: "джунгли", "птицы", "кто живет в лесу", "морские жители", "овощи", "фрукты", "насекомые", "ягоды" и т. д. Выпускает 4 серии: «посмотри и раскрась», «подрастайте чемпионы».
«Розовый слон» - выпускает книги, раскраски, развивающие пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выпускает 2 серии: «веселое обучение», «водные раскраски».
Переводная детская литература
«Розовый жираф» - первое в России издательство, в котором главными экспертами являются дети и их родители. Выбирая книги для издания, ориентируется на мнение и вкус детей, ведь, они заслуживают безоговорочного доверия. Разделы сгруппированы по возрастным категориям, авторами в основном являются зарубежные писатели.
«Trimag» - тщательный отбор текстов, только лучшие переводы, иллюстрации как известных, так и молодых, но талантливых художников, дизайн в лучших традициях книжного искусства, отличные полиграфические материалы и печать в первоклассных зарубежных типографиях – вот те слагаемые, в результате гармоничного соединения которых рождаются все книги издательства.
В заключение скажем, чтобы заинтересовать ребенка книгой, издателям нужно постараться создать такую книгу, которая будет хороша во всех аспектах: хорошо оформлена, интересна, полезна, познавательна. Книга действительно должна быть хорошей. Вряд ли она станет бестселлером, если она будет плохо написана, герой будет неинтересный и бледный или все будет сделано «на скорую руку». «Детские книги должны быть по возможности недорогими, но очень качественными. Тексты – добрые и не примитивные, такие, которые будят собственную фантазию», - В.Мещеряков, директор «Издательского Дома Мещерякова» [Преображенский; Ищенко; Мещеряков].
Библиографический список
Арзамасцева И.Н. Детская литература. - учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 448 с.
ГОСТ 7.60-2003
Карайченцева С.А. современное литературно-художественное книгоиздание российской федерации: Конспект лекций для студентов, обучающихся по специальности 021600 "Книговедение и организация книжной торговли". - М.: Изд-во МГУП, 2000
Редакторская подготовка изданий: Учебник / Под ред. С.Г.Антоновой. – М.: МГУП, 2002. – 468 с.
Чем привлекает издателей рынок детской литературы // Книжный бизнес Online. – 21.04.09/ <http://pro-books.ru/sitearticles/1763>
Калянина Л. Детская литература в тупике // Эксперт. – 2001. - №30
Ищенко М. Потребительские предпочтения на рынке детской литературы // Книжный бизнес Online. - 05.04.10 / <http://pro-books.ru/sitearticles/4105>
Преображенский А. Рынок детской литературы: проблемы и надежды // Молоко. – 2005. – 22.04
Пантос Р. «Детская книга вытесняется с рынка» // Книжный бизнес Online. – 01.04.10/ <http://pro-books.ru/sitearticles/4082>
Мещеряков В.: «Чтение – мощнейший рычаг воспитания» // Книжный бизнес Online. – 23.03.09/ <http://pro-books.ru/sitearticles/1700>