Статус Иерусалима как столицы государства и, одновременно, духовного центра трех религий, этническое разнообразие его населения, обилие исторических и архитектурных памятников прошлых столетий - все это наложило свой отпечаток на современный облик города. Древние святыни и археологические заповедники здесь соседствуют с новыми зданиями самой смелой архитектуры; освященные многовековой традицией общинные институты - с институтами власти современного демократического государства; наряду с религиозными учебными заведениями действуют академические и научно-исследовательские институты, существующие со времени средневековья торговые ряды успешно конкурируют с сетью больших торговых центров, а старые ремесленные мастерские продолжают выпускать свою продукцию несмотря на существование развитой современной промышленности. Развитие Иерусалима не только не приводит к унификации различных сторон его жизни, но придает жизни города еще большее разнообразие и динамизм.
В настоящее время большинство населения города (более 70 процентов) составляют евреи. Объединенный Иерусалим стал центром притяжения для репатриантов из различных стран мира, и на сегодняшний день наиболее крупными этническими группами среди репатриантов и их потомков являются выходцы из Марокко, Ирака, стран СНГ, Ирана, Польши, Румынии, стран Южной и Северной Америки. Значительную часть еврейского населения города (около 30 процентов) составляет ультраортодоксальная община. Пытаясь противостоять проникновению современной секулярной культуры в традиционный быт религиозных евреев - выходцев из Восточной Европы, ультраортодоксы ведут политику сознательной обособленности и стремятся свести к минимуму контакты с внешним, светским миром, а в вопросах религии и образования они практически не зависят от государственных структур. Ультраортодоксальное население концентрируется в определенных кварталах города: историческим ядром общины являются кварталы Меа-Шеарим и Бет-Исраэль, однако интенсивный демографический рост привел к территориальному расширению этой общины и даже к возникновению новых кварталов на окраинах города, предназначенных специально для ультраортодоксальных жителей (как, например, кварталы Рамат-Полин, Кирьят-Цанз, Кирьят-Бельц, Хар-Ноф и др.). Между светским и ортодоксальным населением города существует определенная напряженность, проявляющаяся иногда в открытых столкновениях. Особенно болезненным вопросом является транспортное движение по субботам и праздникам. В эти дни общественный транспорт не работает и улицы ортодоксальных кварталов перекрываются, однако ряд основных транспортных артерий города, проходящих поблизости, продолжает функционировать. Именно они и становятся ареной конфликта. Не меньшую напряженность вызывают и раличные аспекты светской культурной жизни в городе: строительство бассейнов, открытие баров и дискотек (в том числе и по субботам) и т.п.
Второй по численности группой населения Иерусалима (около 27 процентов) являются арабы. Несмотря на то, что они считаются полноправными гражданами государства Израиль, мало кто из них смирился с объединением города. Поэтому арабское население, сосредоточенное в основном в восточной части города, стремится к сохранению независимости от государственных структур в национальном и религиозном отношении, С этой целью сразу же после объединения города был создан Верховный мусульманский совет, призванный придти на смену централизованному иорданскому управлению. Этот орган никогда не был признан государством, однако вплоть до сегодняшнего дня он возглавляет систему мусульманских религиозных судов и не зависит от израильского министерства религий. В своей деятельности он руководствуется иорданским процеду-ральным законодательством и получает финансовую поддержку от иорданских властей. Король Иордании, настаивая на особой роли хашимитских монархов как хранителей мусульманских святынь в Иерусалиме, финансирует также содержание и ремонт мечетей на Храмовой горе. С 1988 года, с началом интифады47 , наблюдается усиление напряженности в отношениях между евреями и арабами в Иерусалиме. Контакты между этими двумя группами населения заметно сократились; особенно накаляют атмосферу террористические акты, совершаемые арабами против еврейского населения города. На политической арене арабские лидеры открыто выступают за новый раздел города и провозглашение восточного Иерусалима столицей независимого палестинского государства.
Христианское население города состоит, в основном, из арабов-христиан, большая часть которых принадлежит к греческой православной церкви. Определенным влиянием в Иерусалиме пользуются христиане, принадлежащие к католической и протестантской общинам. Нельзя не упомянуть и о весьма значительной общине армян, живущих здесь с V в. и относящихся к армяно-григорианской церкви. Среди христиан, принадлежащих к другим конфессиям, отметим коптов, эфиопов и сирийцев-якобитов.
Огромную роль в благоустройстве города, в поддержании в нем гражданского согласия и сохранении его неповторимого облика играет муниципалитет Иерусалима, возглавляемый городским советом и мэром города. Члены городского совета и мэр избираются всеми жителями столицы каждые 4-5 лет. Пост мэра Иерусалима с 1948 по 1950 год занимал Д. Остер, некоторое время возглавлявший иерусалимский муниципалитет и при англичанах. В период с 1955 по 1959 год на этом посту находился Г. Агрон, с 1959 по 1965 - М. Иш-Шалом. Почти три десятилетия - с 1965 по 1993 год - мэром Иерусалима был Тедди Колек, и с его именем связано интенсивное развитие объединенного города.
Cовpeмeнный Иерусалим - город, чья природная красота, историческое наследие и напряженная духовная жизнь формируют уникальное и магическое целое. Город, разделенные общины которого учатся жить в общей гармонии. Город древних строений и новых парков. Город музеев и магазинов. синагог, церквей и мечетей.
И это город Тедди Колека, его первого и пока единственного мэра. За последние два десятилетия Тедди - так все его называют - стал израильской легендой.
Его сравнивают с Соломоном, Иродом и Сулейманом Великолепным, чьи имена вписаны в историю строительства Иерусалима. Известный философ раввин Давид Хартман говорит о способности Тедди сочетать, казалось бы, несочетаемое: "Иерусалим - это мессианский город, - говорит он, - город вечности, город пилигримов и мечтателей. И тут приходит Тедди и говорит: "Я починю вам канализацию". Он - представитель реальности в городе, который отрицает сам дух реальности. Его искренность и врожденное умение общения объясняют его столь длительные "полюбовные" отношения с избирателями, потому что быть просто политиком - это еще ничего не значит. Он либерал в самом консервативном городе Израиля, секулярист, работающий по субботам в самом ортодоксальном религиозном центре страны, ашкеназ в городе, где большинство населения сейчас - сефарды. Тедди легко доступен для своих избирателей. Его телефонный номер можно найти в иерусалимском телефонном справочнике. Любая прогулка, встреча с соседями обеспечивают ему близкие и прочные отношения с людьми. Школьники, продавцы, туристы приветствуют его: "Хай, Тедди!", и приходят к нему - иногда за советом, иногда просто перекинуться парой слов или пожать руку. Ион принимает каждого...
Из статьи Р. Залис - журнал "Иерусалим", № 2, 1991.
В 1993 году на пост мэра Иерусалима был избран Эхуд Ольмерт. Э. Ольмерт - уроженец Эрец-Исраэль. Он изучал психологию и философию в Еврейском университете в Иерусалиме, а затем юриспруденцию, после чего стал одним из видных иерусалимских адвокатов. В 1973 году Ольмерт был избран депутатом кнесета от "Движения Свободного Центра", которое впоследствии примкнуло к блоку Ликкуд. Некоторое время он был самым молодым членом израильского парламента (р. 1945). В 1988 году Ольмерт вошел в состав правительства - сначала как министр по делам арабского населения, а с 1990 года - в качестве министра здравоохранения. И вот уже второй год он служит мэром Иерусалима.
В последние годы в Иерусалиме был реализован ряд крупномасштабных строительных проектов, еще более украсивших архитектурный облик города. На южной возвышенности, обращенной к Старому городу, закончилось строительство парка и широкого променада, откуда открывается необъятная панорама с видом на стены Старого города, Храмовую гору, Кидронскую долину и Масличную гору. Неподалеку от кнесета построено здание Верховного суда Израиля, а в самом центре города - ансамбль зданий муниципалитета, объединивший ряд исторических построек начала века и новые корпуса муниципальных служб. Напротив Яффских ворот Старого города, на месте обветшалого торгового квартала Мамилла заканчивается строительство фешенебельного малоэтажного жилого района, стилизованного под восточную архитектуру Старого города (этот район получил название "Деревня Давида"). На юго-западе Иерусалима открылся огромный торговый комплекс - Каньон Малха и первый современный стадион в городе, названный именем Тедди Колека. Здесь же построен большой новый зоопарк, в котором представлены животные, упомянутые в Библии. Продолжают возникать и расти и жилые кварталы Иерусалима. Наиболее интенсивное строительство в настоящее время ведется на севере города, например, в новом районе Писгат-Зеев.
В Иерусалим нельзя прилететь самолетом. В него нельзя спускаться. Это город, в который восходят*, оставляя у подножия обломки прежней жизни. Чтобы ощутить трехтысячелетний город, необходимо отрешиться от собственной судьбы и увидеть тени живших здесь людей.