Обязательственное право – совокупность правовых норм, заключающихся в праве одного лица требовать от другого лица совершения определённого действия или воздержания от действий. Действие обязательства рассчитано на будущее. В обязательстве сторона, имеющая право требовать, именуется кредитором, а сторона, на которой лежит обязательство выполнить требование кредитора,- должником. От права собственности, установленного на длительное время, обязательственные отношения отличаются тем, что они кратковременны и прекращаются с исполнением обязательства. Обязательства – отношения договора. Договоры бывают односторонние и двусторонние, в зависимости от того, является ли по договору обязанной только одна сторона, или обе стороны.
Примечательной особенностью обязательственного права в Китае был его автономный характер, представители власти не участвовали в заключении обязательств.В тех случаях, когда отдаются в залог общественные или частные вещи, сделка оформляется частным документом и представители государственной власти не вмешиваются. Однако, если нарушен закон, взимается процент (рост) свыше установленного контрактом, тогда вмешиваются чиновники.
Второй особенностью обязательств в Китае было то, что обязательства понимались не как объективные, а как следствие состояния субординации.Обязательство подписывала та сторона, которая просила чего – либо. Имело значение и социальное положение сторон. Неравенство сторон определялось и необходимостью «просителю», например, заёмщику, иметь поручителя; при купле-продаже иметь маклера. Составление письменного контракта придавало ему особую силу, отличную от сделки, заключённой посредством устного договора или каких-либо действий. Закрепление сделки её записью придавало контракту совершенно особый авторитет и престиж, он представлял сторонам в тот момент конкретные доказательства определённой сделки.
Контракт подписывали или ставили на нём заменяющие подпись знаки («хуа-я»), нередко модификации части иероглифа имени. Неграмотные ставили крестики или иные подобные им значки, или прикладывали отпечатки пальца: мужчины - правой руки, женщины – левой.
Ссуда. Ссуда могла быть выдана как частным лицом, так и казной. Кодексы не содержат никаких указаний о нормах права, регулировавших ссуды, получаемые от частных лиц, но уделяют много внимания ссудам, получаемым от казны.
Если чиновник, в ведении которого находилось казёное имущество, сам себе ссужал вещь, или ссужал её кому-либо другому, то это наказывалось 50 тонкими палками, а по прошествии 10 дней трактовалось как незаконное присвоение имущества с уменьшением меры наказания на две степени. Как указывает кодекс, под ссужаемыми вещами в данном случае понималась одежда, постельные принадлежности, палатки, утварь. Предельной мерой наказания за такое незаконное пользование вещью было два года каторжных работ.
Если кто-то просил казёную вещь по случаю свадебного торжества или траурного события в семье и по прошествии десяти дней не возвращал её, то наказывался 30 тонкими палками, за каждые последующие десять дней просрочки мера наказания увеличивалась на одну степень и по прошествии 80 дней могла составить 100 толстых палок. Если вещь была ссужена другому лицу, а оно было не в состоянии её вернуть, убыток возмещал казне чиновник, виновный в выдаче такой ссуды.
Особо оговаривают кодексы ссужение чиновником, в ведении которого находились рабы и скот, казёных рабов и скота самому себе или другим лицам. В данном случае только «сам факт одолжения» («цзе») наказывался 50 тонкими палками. Под «самим фактом одолжения» понималось одолжение одного раба или одного животного. Если чиновник одалживал небольшое число рабов или скота на большой срок или большое число рабов или скота пусть даже на короткий срок, то требовалось произвести оценку работы рабов или животных и преступление квалифицировалось как незаконное присвоение чиновником имущества («цзан»). Сурово наказывалось одолжение ослов и лошадей, используемых на почтовой службе, а также незаконное одолжение казёных телег, лодок, мельниц, лавок и т.п. Например, использование казёной лошади в течение пяти дней каралось годом каторжных работ.
Если чиновник, в ведении которого находились казёные вещи, отдавал их в заём («дай»), или сам брал взаймы, то, если этот заём не был оформлен договором, он приравнивался к краже. Если должностное лицо брало заём для себя, то мера наказания была выше, чем за обычную кражу. За заём на сумму в 5 пи полагался год каторги, а за каждые последующие 5 пи мера наказания увеличивалась на одну степень. Если заём был дан другому лицу и оно не было в состоянии оплатить долг, растраченное казёное имущество компенсировали виновные в его ссужении чиновники.
Беспроцентный заём назывался «фучжай». Всякий, взявший в долг и нарушивший договор (цзе), если он не возвратил сумму, равную 1 пи или более, просрочил установленный срок возврата на 20 дней, наказывался 20 тонкими палками. За каждые последующие 20 дней просрочки наказание увеличивалось на одну степень, и мера наказания ограничивалась 60 толстыми палками. За невозврат 30 пи наказание увеличивалось на две степени, а 100 пи – ещё на три степени. Во всех случаях отдавался приказ возвратить долг.Взявшим в долг (заёмщиком) назывался тот, кто не дал вещь в залог. В конце XII века по «Цинь-юань тяо фа шилей» предельная возможная мера наказания за невозврат долга в 1 пи и более (до 30 пи) была увеличена с 60 до 100 толстых палок. В документах договорённости о беспроцентном займе указывалась дата займа, стороны, заключающие договор займа, причина займа, объект займа, его сумма, срок возвратв взятого в долг, поручитель и свидетели. В договоре могло быть оговорено, что если заёмщик не возвратит долг до такого-то срока, то далее станут начисляться проценты.
Заём под проценты мог быть взят как деньгами, так и конкретными вещами, например, зерном. При Тан и Сун был как месячный, так и годовой процент. При займе деньгами процент чаще всего исчислялся помесячно, а при займе зерном он был годовым. Долг возвращался тем, что было взято в долг: за зерно расплачивались зерном, за скот - скотом и т.д. Общим правилом было то, что проценты не должны были превышать сумму займа. Исследователи считают это примечательной особенностью старого китайского права. Также запрещалось начисление процентов на проценты. Как и при займе под залог, месячный процент при Тан-Сун колебался от 4 до 6%. Договор займа под проценты включал дату, сведения о сторонах, заключавших договор, указание на причину займа, сведения об объекте займа и его сумме, о проценте (росте), сроке займа, о поручителе и подписи заимодателя (необязательно), заёмщика, поручителя и свидетелей. Заём мог быть дан как частным лицом, так и получен от казны, монастыря. Заём денег под проценты у правительственных учреждений, казны, назывался «чжо цянь».
Брать взаймы мог только глава семьи, младшим членам семьи делать заём без ведома главы семьи, без ведома старших, запрещалось. Заёмщик отвечал перед заимодателем своим имуществом, иногда это прямо оговаривалось в договоре о займе, но заимодатель, особенно при Тан, не имел права самовластно забирать у должника его землю, рабов, скот и прочее имущество.Он обязан был обратиться к властям и делать это только после вынесения властями соответствующего решения. Самоуправные действия заимодателя квалифицировались как лихоимство, как незаконное приобретение имущества («цзан»).
Порядок ответственности должника, не уплатившего долг, был таков: вначале он отвечал за свой долг всем своим имуществом, если он не мог расплатиться имуществом, то сам или кто-то из мужчин его семьи отправлялся на отработку долга. Если должник не желал платить и бежал, то за него должен был расплачиваться поручитель. Поручителей иногда могло быть несколько (коллективное поручительство). Поручитель был всегда ответственен перед заимодателем, если заёмщик бежал. Если должник умирал, долг переходил на его наследников, сыновей.
Купля-продажа. Купля-продажа – договор, согласно которому продавец обязуется передать в собственность покупателю вещь, товар, а покупатель принять товар и уплатить за него покупную цену. Товар и цена – существенные элементы договора купли-продажи.
Купля-продажа в старом Китае отличалась от современного понятия «купля-продажа» наличием мотивов сделки: такой-то, нуждаясь в такой-то вещи, покупает её, а такой-то, нуждаясь в средствах, продаёт её. Составлению купчей, заключению сделки предшествовал торг. С эпохи Хань Китай знал продажу в кредит, однако о нормах права, регулировавших продажу в кредит, сведения отсутствуют.
В Китае VII-XII вв. покупная цена могла исчисляться в деньгах, зерне, тканях. В тех случаях, когда покупка совершалась на зерно или ткани, куплю-продажу трудно отличить от обмена.
При купле-продаже старое китайское право различало куплю-продажу обычных вещей («у»), земли, недвижимости, людей и скота. При купле-продаже обычных вещей, как правило, не требовалось составления купчей.
На покупку земли, недвижимости, скота и людей обязательно требовалось составление купчей. В купчей всегда должны были быть указаны продавец, покупатель, покупная цена. При купле-продаже земли, недвижимости, скота, людей сделка без купчей не имела силы передачи права собственности. В Китае издавна было установлено, что лишь составление купчей порождало передачу права собственности. Продавать землю мог только глава семьи или старший по возрасту или поколению родственник. После составления купчей отказываться от сделки было нельзя. Если после составления купчей кто-то первым отказывался от сделки, ему полагался штраф.
При заключении договора на куплю-продажу земли, недвижимости, людей обязательно требовались поручители и свидетели. Вместе с продавцом поручитель выступал гарантом перед покупателем. Поручитель имел право на угощение. Этот обычай существовал в Китае по меньшей мере с династии Хань. Расходы на угощение указывались в купчей, продавец и покупатель обычно делили их пополам.
Сделки по продаже земли, недвижимости, рабов и скота регистрировались органами государственной власти, со сделки взимался налог. Регистрация сделки в местной администрации означала, что сделка завершена. При династии Тан также происходили регистрации сделок, но остаётся неясным, брался ли при этом налог. При Сун купчие скреплялись в местной администрации казёной печатью и налог взимался в размере 40-60 монет с тысячи.
Как было упомянуто ранее, при продаже земли первыми на её покупку имели право родственники и соседи продавца. Кодекс Сун устанавливал: «Вначале спрашивают родственников (фан цинь), если родственники не желают покупать, то затем вторыми спрашивают соседей (сы линь), если не желают покупать и они, то право на это получают посторонние лица (та жэнь)». На продажу земли выдавался документ местного управления. При оформлении сделки требовалось, чтобы глава семьи или кто-то старший по поколению или по возрасту из семьи, продающей землю, имел дело непосредственно один против другого с покупателем, «хозяином денег» («цянь чжу»), или с родственником «хозяина денег», или с его доверенным лицом («синь жэнь»), и только эти лица могли подписывать купчую («ците»). Если же младшие члены семьи самоуправно действовали от имени главы семьи и продавали землю, то сделка считалась незаконной и расторгалась, земля и деньги возвращались соответственно главе семьи и покупателю.
Власти были заинтересованы в поступлении поземельного налога, именно поэтому требовалось неукоснительная регистрация каждой сделки на куплю-продажу земли и при регистрации таковой имя продавца вычёркивалось из списков владельцев земли, а имя покупателя в эти списки заносилось. При действии надельной системы запрещалась продажа земель подушного надела «коуфэньтянь». Всякий, продавший 1 му земли коуфэньтянь, получал в наказание 10 тонких палок, за каждые дополнительные 20 му мера наказания увеличивалась на одну степень и наказание ограничивалось 100 толстыми палками, земля возвращалась первоначальному хозяину, покупная цена конфисковалась и не возвращалась.
При продаже земли оговаривалось, что продаются недра (то, что в земле) и поверхность земли, то, что на поверхности земли (деревья, камни, загоны для скота и т.п.). Позднее право Китая признавало принцип «два хозяина одного поля», когда один из хозяев владел «поверхностью» поля, а второй сохранял права на недра. Купчие на продажу земли включали описание участка, его размеры, местонахождение, указание на покупную цену и её передачу, поручителей и свидетелей.
Закон карал за продажу чужой земли под видом своей. Если кто-то обманом выдавал общественную или частную землю за свою и воровски продавал её, то за продажу 1 му и менее полагалось 50 тонких палок, за каждые последующие 5 му наказание увеличивалось на одну степень, за продажу земли более 25 му полагалось 100 толстых палок; затем мера наказания возрастала за каждые 10 му «проданной обманом» земли и за 55 му устанавливалась максимальная мера наказания за такое преступление – два года каторжных работ.
Купчие на постройки включали дату, имена продавца и покупателя, указание на обстоятельства продажи, описание постройки и прилегающего к ней и продаваемого с ней участка земли, указание на посадки, продаваемые вместе с постройкой, покупную цену, сроки передачи покупной цены продавцу, а недвижимости – покупателю, подписи поручителя и свидетелей.
Был собран большой материал о фактах продажи людей при Тан и Сун. Сохранились сведения о ценах на людей. В 1065 г. во время голода цена на человека упала до стоимости свиньи или собаки. Упоминается цена на рабов – 5, 14, 34, 64 куска шёлка. Молодые женщины ценились дороже: при Тан красивая женщина стоила 300 кусков шёлка, цена на наложницу колебалась в пределах от 140 тыс. до 300 тыс. монет. При продаже людей самым важным было установление того факта, что продаваемый был искони человеком лично-несвободным. При купле-продаже рабов стороны, совершавшие куплю-продажу, должны были пойти в местное управление и составить купчую. Уездные власти должны были осмотреть продаваемого, спросить его, является ли он издавна лично-несвободным человеком, выяснить местонахождение его родителей и составить купчую, при этом передать сведения об этом человеке в Тайфусы (казначейство) на случай его возможных розысков. Обе стороны заверяли купчую, расписывались киноварью, поскольку в том случае, если продаваемые раб или рабыня не окажутся исконе лично-несвободными, чему будут представлены верные свидетели, то хозяин, продавший человека, и посредник-маклер привлекались к ответственности.
Кодекс Тан устанавливал: «При покупке рабов, верблюдов, мулов, ослов, лошадей, быков и коров, если покупная цена уже передана, а купчая не составлена, то по прошествии трёх дней -–покупателю 30 тонких палок, продавцу мера наказания уменьшается на одну степень. Если после составления купчей [раб или животное] окажутся старыми или больными, то в течение трёх дней [продавший больного или старого человека или животное] может раскаяться. Если [раб или животное] не заболеют, но имел место обман, то нарушившему совершение торговой сделки в соответствии с законом – 40 тонких палок. Если [раб или животное] уже проданы и покупная цена уже передана полностью, но по прошествии трёх дней после этого купчая не составлена, покупателю – 30 тонких палок, продавцу мера наказания уменьшается на одну степень…» и т.д.
Купчая на рабов и скот выдавалась администрацией рынка на основании официального удостоверения на продаваемых рабов и скот, оформленного властями того места, откуда они были доставлены на рынок. Кодекс Тан предусматривал такой случай: покупатель знал, что приобретает рабыню, которая является незаконным приобретением продавца. От этой рабыни родился ребёнок. Такой покупатель с самого начала сознательно нарушал закон. Ребёнок от рабыни не признавался свободным, а рассматривался естественным приростом и вместе с матерью подлежал возврату подлиееому хозяину.
Упоминание о рабах и животных в одних статьях неудивительно; в китайском праве рабы уподоблялись скоту. Например, ребёнок, рождённый рабыней, и жеребёнок, рождённый кобылой, были существами «одной категории», «одного рода» («лэй»). Рабов на невольичьи рынки Китая свозили из всех соседних стран.
Для Китая была характерна система государственных официально контролируемых рынков. Рынки («ши») были во всех уездных и окружных городах. По крайней мере при Ранней Тан открытие рынков в городах, не являвшихся административными центрами, было запрещено. На особом положении находились два столичных рынка в Чанъани и Лояне, подчинявшиеся специальным управлениям, а не местным властям и Тайфусы (Казначейству). Окружные и уездные рынки обычно собирались в пределах городских стен, хотя действовали рынки и за стенами городов, в предместьях, часто неофициальные и полуофициальные. Рынок делился на ряды, за их деятельностью следили специально выделенные лица; часто эти лица исполняли свои обязанности в порядке отбывания трудовой повинности.
Каждые десять дней администрация рынков устанавливала цены на товары, регистрировала все лавки, торговцев и их объединения («ханы»), контролировала использование стандартных мер и весов, следила за тем, чтобы те товары, на которые были утверждены правительством стандарты, соответствовали им. Также администрация рынков оформляла купчие на продажу рабов и скота.
Если при проверке меры объёма доу и ху, меры веса и длины оказывались неравными стандарту, то виновным – 70 толстых палок. Если контролёр не распознал нарушение стандарта, мера наказания уменьшается на одну степень, если же он знал о нарушении стандарта и не пресёк это нарушение, он получал то же наказание, что и нарушитель.
Если продавец использовал не соответсвующие стандартам меры веса и меры длины, и в результате произошёл обвес или обмер, он наказывается как за кражу. Если употребляемые на рынке ху, доу, меры веса и длины хотя и соответствуют установленным стандартам, но не были представлены в управление и не заверены его печатью, виновным – 40 тонких палок.
Наказанием также каралась продажа произведённого недоброкачественного товара. Если прибыль от такой продажи была велика, виновные наказывались как за кражу. Если чиновники-администраторы рынка, чиновники окружной или уездной управы знали о злоупотреблениях, каждый из них получал такое же наказание. Администраторы рынка, которые устанавливали цены на товары, за допущенные при этом злоупотребления наказывались как за незаконное приобретение имущества или как за кражу, если разница в ценах шла не в казну, а в карман данного администратора. Приобретение чего-либо на рынке чиновником силой наказывалось 50 тонкими палками, а полученная при этом прибыль квалифицировалась как взятка с нарушением закона.
С конца Тан и при Сун возросла роль маклерства в торговле. Маклеры часто специализировались по одному виду товара (лошади, рабы, ткани, зерно и т.п.). Делились маклеры на официальнах, признаваемых властями, и частных. Товары, на продажу которых существовала монополия казны (чай, соль), как правило, продавались при посредничестве маклеров.
1. Кычанов Е.И. «Основы китайского средневекового права» (1986)
2. «История государства и права стран Азии и Африки» (Москва, 1972)
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.cooldoclad.narod.ru/