Гомельская научно-практическая конференция учащихся
по естественно-научным направлениям «Поиск»
ГУО «Гимназия г. Житковичи»
Учебно-исследовательская работа
«Практический опыт энергосбережения в школе и дома»
Учащейся 10 класса ГУО «Гимназия г.Житковичи»
Журавлёвой Елены Игоревны
Научный руководитель –
учитель физики ГУО «Гимназия г.Житковичи»
Близнец Нина Васильевна
Житковичи, 2010
Содержание
Цели и задачи
Введение
Мониторинг
Энергетический мониторинг квартиры
Энергетический мониторинг гимназии
Заключение
Список используемой литературы
Цели и задачи проекта
изучить методы экономии электроэнергии;
провести энергетический мониторинг квартиры и гимназии;
оценить эффективность внедрения энергосберегающих мероприятий;
привлечь внимание к проблеме энергосбережения.
Введение
Никакой вид энергии не обходится так дорого, как её недостаток.
Гоми Баба
В течение последних десятилетий стало очевидно, что человеческая деятельность оказывает существенное негативное влияние на природу. Это создало не только местные и региональные экологические проблемы, но и начало отражаться на глобальном уровне, ускорило процессы изменение климата на планете. Всё возрастающее беспокойство о сохранении окружающей среды привело человечество к осознанию необходимости глобального соглашения о переходе к устойчивому развитию цивилизации.
К сожалению, мы редко задумываемся над тем, как и сколько мы тратим энергии для решения конкретных задач. Зачастую мы используем слишком много энергии там, где можно её сэкономить. Наш проект поможет понять физические принципы энергосбережения и применять их на практике.
Нам предстоит узнать, как организовать свою деятельность и использовать доступные технологии для того, чтобы экономно расходовать энергию. Чтобы избежать опасного изменения климата и загрязнения окружающей среды, мы должны нацелиться на уменьшение потребления топлива в два или более раз.
Энергосбережение - это наиболее дешевый сейчас «источник» энергии. Следовать принципу «сделать больше с меньшими затратам» будет выгодным для всех. Работая над проблемой энергосбережения, я думала о снижении объема используемой энергии, узнала о возможностях использования источников энергии, думаю, научилась решать проблему энергосбережения. Мною проведен мониторинг квартиры, в которой живет моя семья, а также гимназии, решены «экономические» задачи по энергосбережению.
Мониторинг
При мониторинге мы будем наблюдать и сравнивать результаты энергопотребления до и после энергосберегающих мероприятий.
Для того чтобы наглядно продемонстрировать полученный эффект, переведем сэкономленную энергию в такие величины, как масса условного топлива и объём углекислого газа, также учтём стоимость за 1 кВт · ч = 173 бел. руб.
Многие тепловые электрические станции работают на природном газе. Зная сэкономленную энергию и удельную теплоту сгорания природного газа, можно точно рассчитать объем сэкономленного топлива за 1 кВт · ч:
V=,
где V- объем топлива, Е – энергия, q – удельная теплота сгорания топлива (для природного газа q=11,4 кВт · ч/ м3).
V= = 0,088 м3.
Зная объем сэкономленного топлива, можно рассчитать объем углекислого газа, выделяемого при сгорании данного топлива:
V(углекислого газа) = V(топлива) Ч с(удельное количество углекислого газа),
где c =1,2.
V(углекислого газа) = 0,088м3 · 1,2 = 0,1056 м3.
Кроме того выработка 1 кВт·ч энергии на современных установках требует 240 г условного топлива (каменного угля).
Соотношение 1 кВт·ч энергии к топливу и к углекислому газу
1 кВт·ч энергии = 240 г условного топлива = 0,1056 м3 углекислого газа
Энергетический мониторинг квартиры
1. Мною определено и зарегистрировано изменение объёма электропотребления за неделю.
2. Проведена беседа по энергосбережению в моей семье и повторно определено и зарегистрировано изменение объёма электропотребления за следующую неделю.
Список рекомендаций соблюдаемых в течении второй недели
П/П | Рекомендации |
1. | Загружайте стиральную машину полностью. Расход электроэнергии практически не зависит от того, насколько загружена машина, а расход воды изменится не значительно. Стирка при полной загрузке дает экономию 15 -20 кВт ч энергии в месяц. |
2. | При глажении сортируйте вещи в зависимости от материала, начинайте гладить с низких температур, для небольших вещей используйте остаточное тепло. |
3. | В дежурном режиме многие электроприборы – телевизоры, видеомагнитофоны, ЭВМ и т.д. – потребляют около 10 кВтч за месяц. Поэтому, уходя из дома на длительный срок или на ночь, отключайте аппаратуру совсем. |
4. | «Уходя, гасите свет» - это стоит делать только в том случае, если Вы уходите на долго (более 10 -15 минут). Дело в том, что лампы накаливания перегорают именно в момент включения. А на изготовление новой лампы требуется гораздо больше энергии, чем вы сэкономите, часто выключая её на короткое время. |
5. | Используйте люминесцентные лампы, криптоновые лампы вместо ламп накаливания. |
6. | Вместо 2-х ламп по 60Вт используйте одну – мощностью 100Вт (экономия 12%). |
7. | Периодически чистите лампы от пыли и грязи. |
8. | Снижайте уровень освещенности в коридорах, туалетах и т.д. |
9. | Выключайте свет, когда он не нужен. |
10. | Дайте доступ дневному свету, раздвиньте занавески … |
11. | Стальная посуда с толстым ровным дном позволит экономить электроэнергию при приготовлении пищи на электроплите.(неровное дно увеличивает потребление энергии на 10 -15%). |
12. | Размеры посуды должны соответствовать размеру плиты. Экономия энергии 10%. |
13. | При приготовлении пищи в открытой посуде расход энергии возрастает в 2,5 раза. |
14. | Выключайте электроплиту за 5 минут до конца приготовления пищи, вы сэкономите 10-15% энергии. |
15. | Использование специальной посуды – скороварок, кипятильников, кофеварок и т.д. – позволяет экономить до 30-40% энергии и до 60% времени. |
Измерение электроэнергии и график потребления энергии в квартире
Потребление электроэнергии в квартире с 09.11.2009 по 22.11.2009
Показания счётчика | Потребление электроэнергии за сутки, кВт·ч | ||||
1 неделя | 2 неделя(энергосбережение) | 1 неделя | 2 неделя | ||
Понедельник | 2753 | Понедельник | 2780 | 3 | |
Вторник | 2756 | Вторник | 2783 | 3 | 2 |
Среда | 2760 | Среда | 2785 | 4 | 2 |
Четверг | 2765 | Четверг | 2787 | 5 | 3 |
Пятница | 2769 | Пятница | 2790 | 4 | 2 |
Суббота | 2773 | Суббота | 2792 | 4 | 1 |
Воскресенье | 2777 | Воскресенье | 2793 | 3 | |
Всего израсходовано электроэнергии за неделю, кВт·ч | 23 | 13 | |||
Стоимость электроэнергии, бел. руб | 3979 | 2249 | |||
Экономия, кВт·ч | 10 | ||||
Экономия, бел. руб | 1730 |
Проведенные мною исследования показали, что применение энергосберегающих мероприятий практически во всех случаях приводит к экономии энергии и как видно из графика потребления электроэнергии экономия помогает потреблять почти в 2 раза меньше электроэнергии (23 кВт·ч / 13 кВт·ч. = 1,77)
Соотношение 1 кВт·ч энергии к топливу и к углекислому газу
1 кВт·ч энергии = 240 г условного топлива = 0,1056 м3 углекислого газа
За рассмотренный мною период, в среднем за неделю экономия электроэнергии в квартире (доме) составляет около 10 кВт · ч. Таким образом, за неделю мы сэкономили 2,4 кг топлива.
Следовательно, за неделю мы предотвратили попадание в атмосферу 1,056 м3 углекислого газа, наиболее опасного для окружающей среды.
За неделю | За месяц | За год | |
Сэкономленная энергия, кВт · ч | 10 | 40 | 480 |
Стоимость энергии, руб. | 1730 | 6920 | 83040 |
Объём сэкономленного топлива, м3 | 0,88 | 3,52 | 42,24 |
Объём углекислого газа, не выделившегося в атмосферу, м3 | 1,056 | 4,224 | 50,7 |
Энергетический мониторинг гимназии
Я также проводила мониторинг освещения гимназии. Было подсчитано, что на освещение учебных кабинетов, коридоров, лестничных пролётов, спальных корпусов, столовой, спортивного зала используются люминесцентные лампы и лампы накаливания. При средней мощности 60 Вт лампы накаливания потребляют в среднем за сутки 64,8 кВт·ч, люминесцентные лампы при средней мощности 12 Вт – 12,96 кВт·ч.
=
Наимено вание |
Коли чество, шт |
Мощ ность, Вт |
Время работы, ч |
Электро энергия, израсходованная за сутки, кВт·ч |
Стои мость электро энергии за сутки, бел. руб |
Стои мость электро энергии за месяц, бел. руб |
Стои мость электро энергии за год, бел. руб |
Лампы накаливания | 270 | 60 | 4 | 64,8 | 11210,4 | 336312 | 4035744 |
Люминесцентные лампы | 270 | 12 | 4 | 12,96 | 2242,1 | 67263 | 807156 |
Результаты мониторинга
В результате замены ламп накаливания на люминесцентные за рассмотренный мною период, в среднем за неделю экономия электроэнергии в гимназии может составить около 272,16 кВт · ч.
Соотношение 1 кВт·ч энергии к топливу и к углекислому газу
1 кВт·ч энергии = 240 г условного топлива = 0,1056 м3 углекислого газа
Следуя соотношению, за неделю мы могли сэкономить 65,4 кг топлива и предотвратить попадание в атмосферу 28,64 м3 углекислого газа, наиболее опасного для окружающей среды.
За неделю | За месяц | За год | |
Сэкономленная энергия, кВт · ч | 272,16 | 1088,64 | 13063,68 |
Стоимость энергии, руб. | 47083,68 | 188334,72 | 2260016 |
Объём сэкономленного топлива, м3 | 23,87 | 95,48 | 1114,76 |
Объём углекислого газа, не выделившегося в атмосферу, м3 | 28,64 | 859,2 | 10310,4 |
Таким образом, заменив лампы накаливания люминесцентными лампами, можно получить экономию в 2260016 бел. руб. за год и предотвратить попадание в атмосферу 10310,4 м3 углекислого газа.
Заключение
Мы все – и государства, и люди – в той или иной форме являемся потребителями энергии.
Энергетический сектор экономики на бытовом и промышленном уровне и его интенсивно растущим снижением каменного угля, нефти и газа на электростанциях, в системах отопления и на транспорте – основной источник выбросов загрязняющих газов среди которых преобладают именно парниковые, и самый опасный – углекислый газ в том числе. Во избежание дальнейшего изменения климата и загрязнения окружающей среды, вызываемых энергетическим сектором, необходимо уменьшить потребления ископаемого топлива.
За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится всё меньше и меньше, а выхлопных газов всё больше и больше.
В решении таких глобальных проблем, как предотвращение всемирной экологической катастрофы, ни один человек не может сделать всё, но каждый может сделать хотя бы что-то.
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё вычерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков…
Список используемой литературы
И.В. Галузо, И.Н. Потапов. Учимся экономии и бережливости. Учебно-методическое пособие « Энергоэффективность: современное энергетическое производство», 8 класс Минск. « Аверсэв», 2008
С.К. Сергеев, В.В. Измайлов. Учебное пособие « Энергосбережение».- Тверь:
« Альфа-Пресс»,2004
Н.И. Данилов, Ю.Н. Тимофеева, Я.М. Щелоков. « Энергосбережение для начинающих», Екатеринбург, 2004
И.В. Галузо, В.А. Байдаков, И.Н. Потапов. Учимся экономии и бережливости.
10 класс. Энергоэффективность: энергопользование и экономия. Минск, «Аверсэв», 2008