Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Дипломная работа: Проектирование привода общего назначения

Министерство образования Российской Федерации

Магнитогорский Государственный Технический Университет

Имени Г.И. Носова


КУРСОВОЙ ПРОЕКТ


РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА)


по курсу «Прикладная механика»


на тему: Проектирование привода общего назначения


Исполнил:

студент группы ТМБВ-05-01 Резов М.Г.

проверил: Попереков И.В.


2008 год

СОДЕРЖАНИЕ


Задание на проектирование

введение

1. Выбор электродвигателя и кинематический расчёт

2. Расчет зубчатых колес редуктора

3. Расчёт клиноременной передачи

4. Предварительный расчёт валов редуктора

5. Конструктивные размеры шестерни и колеса

6. Конструктивные размеры корпуса редуктора

7. Первый этап компоновки редуктора

8. Расчет цепной передачи

9. Проверка долговечности подшипников

10. Второй этап компоновки редуктора

11. Проверка шпоночных соединений

12. Уточнённый расчёт валов

13. Посадки зубчатого колеса и подшипников

14. Выбор сорта масла

15. Сборка редуктора

список литературы


ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ


Спроектировать одноступенчатый горизонтальный цилиндрический косозубый редуктор, цепную и ременную передачу для привода ленточного конвейера:

сила, передаваемая лентой конвейера Fл=13кН,

скорость ленты vл =0,8м/с,

диаметр приводного барабана Проектирование привода общего назначения=400мм,

срок службы 5 лет, работа в две смены. Кинематическая схема привода представлена на рисунке 1.


Проектирование привода общего назначения


А - вал электродвигателя; В - I вал редуктора; С - II вал редуктора; D - вал приводного барабана.

1 Электродвигатель, 2 ременная передача.3 редуктор, 4 цепная передача, 5 барабан.

Рисунок 1 - Кинематическая схема привода


ВВЕДЕНИЕ


Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины. Кинематическая схема привода может включать, помимо редуктора, открытые зубчатые передачи, цепные или ременные передачи.

Назначение редуктора - понижении угловой скорости и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим.

Редуктор состоит из корпуса, в котором помещают элементы передачи - зубчатые колеса, валы, подшипники и т.д. В отдельных случаях в корпусе редуктора размещают также устройства для смазывания зацеплений и подшипников или устройства для охлаждения.

Редуктор проектируют либо для привода определенной машины, либо по заданной нагрузке и передаточному числу. Второй случай характерен для специализированных заводов, на которых организовано серийное производство.

Редукторы классифицируются по следующим основным признакам:

типу передачи (зубчатые, червячные или зубчато-червячные);

числу ступеней (одноступенчатые, двухступенчатые) и т.д.,;

типу зубчатых колес (цилиндрические, конические, коническо-цилиндрические, планетарные, волновые);

относительному расположению валов редуктора в пространстве (горизонтальные, вертикальные);

особенностям кинематической схемы (развернутая, соосная, с раздвоенной ступенью).

Редукторы могут иметь колеса с прямыми, косыми и шевронными зубьями. Корпуса

чаще выполняют литыми чугунными, реже - сварными стальными. Валы монтируются на подшипниках качения или скольжения.

1. ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ


Определим коэффициент полезного действия привода по формуле (1.1):

Проектирование привода общего назначения (1.1)

где Проектирование привода общего назначения - КПД пары цилиндрических зубчатых колес, в соответствии с таблицей 1 [1]

Проектирование привода общего назначения= 0,97.

Проектирование привода общего назначения - Коэффициент, учитывающий потери пары подшипников качения, в соответствии с

таблицей 1 [1] Проектирование привода общего назначения =0,99.

Проектирование привода общего назначения - КПД открытой ременной передачи, в соответствии с таблицей 1 [1] Проектирование привода общего назначения= 0,97.

Проектирование привода общего назначения - КПД цепной передачи, в соответствии с таблицей 1 [1] Проектирование привода общего назначения= 0,92.

Проектирование привода общего назначения - КПД, учитывающий потери в опорах вала приводного барабана, в соответствии с

таблицей 1 [1] Проектирование привода общего назначения =0,99.

Мощность на валу барабана определим по формуле (1.2):

Проектирование привода общего назначения (1.2)

где Проектирование привода общего назначения - сила передаваемая лентой конвейера, по заданию

Проектирование привода общего назначения - скорость ленты, по заданию Проектирование привода общего назначения=08м/с

Требуемую мощность электродвигателя определим по формуле (1.3):

Проектирование привода общего назначения (1.3)

где P6 - мощность на валу барабана P6 = 10,4кВт;

Проектирование привода общего назначения - КПД привода, Проектирование привода общего назначения=0,84.

Угловую скорость барабана определяем по формуле (1.4):

Проектирование привода общего назначения (1.4)

где Проектирование привода общего назначения - диаметр барабана, по заданию Проектирование привода общего назначения=400мм;

Проектирование привода общего назначения - скорость ленты, по заданию Проектирование привода общего назначения =0,8 м/с

Частоту вращения барабана определяем по формуле (1.5):

Проектирование привода общего назначения (1.5)

В соответствии с таблицей приложения I [1] по требуемой мощности Ртр=12,38кВт с учетом возможностей привода, состоящего из цилиндрического редуктора цепной и ременной передачи, выбираем электродвигателе трехфазный, короткозамкнутый серии 4А, закрытый, с синхронной частотой вращения n= 750об/мин 4А180М8 в соответствии с ГОСТ 19523-81, с параметрами Рдв=15кВт и скольжением s= 2,5%.

Номинальную частоту вращения двигателя определим по формуле (1.6):

Проектирование привода общего назначения (1.6)

где n - синхронная частота вращения двигателя n=750об/мин.

s - скольжение; s=2,5%.

Угловую скорость двигателя определим по формуле (1.7):

Проектирование привода общего назначения (1.7)

где Проектирование привода общего назначения - частота вращения двигателя, Проектирование привода общего назначения=731,3об/мин.

Общее передаточное отношение определим по формуле (1.8):

Проектирование привода общего назначения (1.8)

что можно признать приемлемым. Частные передаточные числа (они равны передаточным отношениям) можно принять для редуктора по ГОСТ 2185-66 uред=3,15, для ременной и

цепной передачи определим по формуле (1.9):

Проектирование привода общего назначения (1.9)

где iобщ - общее передаточное отношение, iобщ =19,1

uред - передаточное число редуктора, uред =3,15.

Примем передаточное число для ременной и цепной передачи uрем = 2,0; uц =3,03.

Угловую скорость и частоту вращения ведущего вала редуктора определим по формулам (1.10), (1.11):

Проектирование привода общего назначения (1.10)

Проектирование привода общего назначения (1.11)

где Проектирование привода общего назначения - угловая скорость двигателя, Проектирование привода общего назначения=76,5рад/с;

Проектирование привода общего назначения - передаточное число ременной передачи, ирем =2,0.

пдв - частота вращения двигателя, пдв=731,3об/мин.

Угловую скорость и частоту вращения ведомого вала редуктора определим по формулам (1.12), (1.13):

Проектирование привода общего назначения (1.12)

Проектирование привода общего назначения (1.13)

Определим вращающие моменты на валах привода. Вращающий момент на валу А по формуле (1.14):

Проектирование привода общего назначения (1.14)

где Ртр - требуемая мощность электродвигателя, Ртр =12,38 кВт;

Проектирование привода общего назначения - угловая скорость двигателя, Проектирование привода общего назначения=76,5рад/с.

Вращающий момент на валу В по формуле (1.15):

Проектирование привода общего назначения (1.15)

где Проектирование привода общего назначения - см. формулу (1.14),

ирем - передаточное число ременной передачи, ирем =2,0

Вращающий момент на валу С по формуле (1.16):

Проектирование привода общего назначения (1.16)

где T1 - см. формулу (1.15),

Проектирование привода общего назначения - передаточное число редуктора, Проектирование привода общего назначения=3,15

Вращающий момент на валу D по формуле (1.17):

Проектирование привода общего назначенияПроектирование привода общего назначения (1.17)

где T2 - см. формулу (1.16),

иц - передаточное число цепной передачи, Проектирование привода общего назначения

Частоты вращения, угловые скорости и вращающие моменты валов сведем в таблицу 1.


Таблица 1 - Частота вращения, угловая скорости и

вращающий момент валов.

Расположение вала

Частота вращения вала,

об/мин

Угловая скорость вала,

рад/с

Вращающий момент на валу,

Проектирование привода общего назначения

Вал электродвигателя (вал А) пдв=731,3

Проектирование привода общего назначения=76,5


Проектирование привода общего назначения

I вал редуктора

(вал В)

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения

II вал редуктора

(вал С)

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения

Вал барабана

(вал Д)

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения


2. РАСЧЕТ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС РЕДУКТОРА


Т.к. в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, то для шестерни и колеса выбираем материал со средними механическими характеристиками. Для шестерни выбираем сталь 45 термически обработанную улучшением, с твердостью НВ230. Для колеса - сталь 45 улучшенную с твердостью НВ200

Допускаемое контактное напряжение определим по формуле (2.1):

Проектирование привода общего назначения (2.1).

где Проектирование привода общего назначения - предел контактной выносливости при базовом числе циклов. В соответствии с

таблицей 3.2. [1] для сталей с твердостью поверхности зубьев менее НВ350 и термообработкой - улучшением:

Проектирование привода общего назначения - коэффициент долговечности при числе циклов нагружения больше базового, что

имеет место при длительной эксплуатации, принимаем KHL = 1;

Проектирование привода общего назначения - коэффициент безопасности, в соответствии с рекомендациями на с.33 [1]

Проектирование привода общего назначения=1,1.

Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение определяем по формуле (2.2):

Проектирование привода общего назначения (2.2)

для шестерни:

Проектирование привода общего назначения

для колеса:

Проектирование привода общего назначения

Тогда расчетное допускаемое напряжение равно:

Проектирование привода общего назначения

Требуемое условие Проектирование привода общего назначения выполнено.

КоэффициентПроектирование привода общего назначения, несмотря на симметричное расположение колес, относительно опор, примем выше рекомендуемого для этого случая, т. к. со стороны цепной передачи действуют силы, вызывающие дополнительную деформацию ведомого вала и ухудшают контакт зубьев. Принимаем предварительно по таблице 3.1. [1], как в случае несимметричного расположения колес, значение Проектирование привода общего назначения = 1,25.

Принимаем для косозубых колес коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию в соответствии с рекомендациями на с.36 [1].

Проектирование привода общего назначения

Межосевое расстояние определяем из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев по формуле (2.3):

Проектирование привода общего назначения (2.3)

где Проектирование привода общего назначения - коэффициент для косозубых колес в соответствии с рекомендациями на с.32 [1],

Проектирование привода общего назначения=43

Проектирование привода общего назначения - передаточное число редуктора, Проектирование привода общего назначения =3,15;

Проектирование привода общего назначения - вращающий момент на ведомом валу, Проектирование привода общего назначения=1019,53Проектирование привода общего назначенияН/мм

Проектирование привода общего назначения - расчетное допускаемое напряжение, Проектирование привода общего назначения =410МПа

Проектирование привода общего назначения - коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию для косозубых колес,

Проектирование привода общего назначения=0,4;

Проектирование привода общего назначения - коэффициент в случае несимметричного расположения колес Проектирование привода общего назначения= 1,25.

Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66 aw = 250мм.

Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации:

Проектирование привода общего назначения

принимаем по ГОСТ 9563-60 mn =3,0 мм.

Примем предварительный угол наклона зубьев Проектирование привода общего назначения и определим число зубьев шестерни по формуле (2.4):

Проектирование привода общего назначения (2.4)

Принимаем Проектирование привода общего назначения= 39. Определим число зубьев колеса по формуле (2.5):

Проектирование привода общего назначения (2,5)

принимаемПроектирование привода общего назначения =123.

Уточним значение угла наклона зубьев по формуле (2.6):

Проектирование привода общего назначения (2.6)

Проектирование привода общего назначения= 13°36'

Определим основные размеры шестерни и колеса:

диаметры делительные по формулам (2.7), (2.8):

Проектирование привода общего назначения (2.7)

Проектирование привода общего назначения (2.8)

где Проектирование привода общего назначения - нормальный модуль зацепления, тп=3,0мм;

Проектирование привода общего назначения - угол наклона зубьев, Проектирование привода общего назначения = 13°36";

Проектирование привода общего назначения - число зубьев шестерни, Проектирование привода общего назначения =39;

Проектирование привода общего назначения - число зубьев колеса, Проектирование привода общего назначения =123.

Проверка: Проектирование привода общего назначения

диаметры вершин зубьев определим по формулам (2.9), (2.10):

Проектирование привода общего назначения (2.9)

Проектирование привода общего назначения (2.10)

диаметры впадин определим по формулам (2.11), (2.12):

Проектирование привода общего назначения (2.11)

Проектирование привода общего назначения (2.12)

ширину колеса по формуле (2.13):

Проектирование привода общего назначения (2.13)

где Проектирование привода общего назначения - коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию для косозубых колес,

Проектирование привода общего назначения=0.4

aw - межосевое расстояние, aw =250мм

принимаем Проектирование привода общего назначения= 100 мм;

ширина шестерни: Проектирование привода общего назначениямм

Определим коэффициент ширины шестерни по диаметру по формуле (2,14):

Проектирование привода общего назначения (2.14)

Окружную скорость колёс и степень точности передачи определим по формуле (2.15):

Проектирование привода общего назначения (2.15)

где Проектирование привода общего назначения - угловая скорость ведущего вала редуктора, Проектирование привода общего назначения= 38,25рад/с;

Проектирование привода общего назначения - делительный диаметр ведущего вала, Проектирование привода общего назначения= 120,37мм.

При такой скорости колёс следует принять 8 степень точности передачи.

Коэффициент нагрузки определим по формуле (2.16): Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения (2.16

где Проектирование привода общего назначения - коэффициент, в соответствии с данными в таблице 3.5. [1] при Проектирование привода общего назначения0,87, твердости HBПроектирование привода общего назначения350 и несимметричном расположении колёс относительно опор с учётом изгиба ведомого вала от натяжения цепной передачи Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения - коэффициент в соответствии с таблицей 3.4. [1] при v=2,3м/c и 8 степени точности

Проектирование привода общего назначения

KHv - коэффициент в соответствии с таблицей 3.6 [1] для косозубых колёс при Проектирование привода общего назначения

имеем KHv = 1,0

Проведем проверку контактных напряжений по формуле (2.17):

Проектирование привода общего назначения< 410МПа (2,17)

где aw - межосевое расстояние, aw =250мм;

Проектирование привода общего назначения - вращающий момент на ведомом валу, Проектирование привода общего назначения=1019,53Проектирование привода общего назначения;

Проектирование привода общего назначения - коэффициент нагрузки, Проектирование привода общего назначения =1,18;

иред - передаточное число редуктора, иред =3,15;

Проектирование привода общего назначения - ширина зубчатого колеса, Проектирование привода общего назначения=100мм;

Условие прочности выполнено.

Определим силы, действующие в зацеплении: окружную силу определим по формуле (2.18):

Проектирование привода общего назначения (2.18)

где Проектирование привода общего назначения - вращающий момент на ведомом валу, Проектирование привода общего назначения;

Проектирование привода общего назначения - делительный диаметр колеса, Проектирование привода общего назначения =385,63мм. радиальную по формуле (2. 19):

Проектирование привода общего назначения (2. 19)

где Проектирование привода общего назначения - тангенс угла зацепления, tg=0,36

cosПроектирование привода общего назначения - косинус угла наклона зубьев, cosПроектирование привода общего назначения=0,972.

осевую по формуле (2. 20):

Проектирование привода общего назначения (2. 20)

Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба по формуле (2.21):

Проектирование привода общего назначения (2.21)

где Проектирование привода общего назначения - коэффициент нагрузки, равный Проектирование привода общего назначения. По таблице 3.7 [1] при Проектирование привода общего назначения=0,87,

HBПроектирование привода общего назначения350 и несимметричном расположении зубчатых колёс относительно опор Проектирование привода общего назначения по таблице 3.8 [1] Проектирование привода общего назначения=1,1. Таким образом, коэффициент нагрузки равен:

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения - коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий от эквивалентного числа

зубьев Проектирование привода общего назначения:

у шестерни Проектирование привода общего назначения

у колеса Проектирование привода общего назначения

в соответствии таблицей на с.42 [1] коэффициент, учитывающий форму зуба равен:

Проектирование привода общего назначения=3,70 и Проектирование привода общего назначения =3,60

Допускаемое напряжение по формуле (2.22):

Проектирование привода общего назначения (2.22)

где Проектирование привода общего назначения - предел выносливости при отнулевом цикле в соответствии с таблицей 3.9 [1] для стали 45 улучшенной при твёрдости HBПроектирование привода общего назначения350 Проектирование привода общего назначения=1,8НВ:

для шестерниПроектирование привода общего назначения;

для колеса Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения - коэффициент безопасности в соответствии с рекомендациями на с.42 [1] равен:

Проектирование привода общего назначения

Допускаемые напряжения:

для шестерни Проектирование привода общего назначения;

для колеса Проектирование привода общего назначения.

Находим отношения:

для шестерни: Проектирование привода общего назначения

для колеса: Проектирование привода общего назначения

Дальнейший расчёт ведём для зубьев колеса, у которого найденное отношение меньше. Определим коэффициент компенсации погрешности Y^ и коэффициент неравномерности

распределения нагрузки между зубьями Проектирование привода общего назначения.

Проектирование привода общего назначения

Для средних значений коэффициента торцового перекрытия Проектирование привода общего назначения=1,5 и 8 степени точности в соответствии с рекомендациями на с.47 [1] Проектирование привода общего назначения =0,92

Проверяем выносливость зуба колеса по формуле (2.21):

Проектирование привода общего назначения< 206МПа

Условие выносливости выполнено.


3. РАСЧЁТ КЛИНОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ


Исходные данные для расчёта:

передаваемая мощность: Pтр =12,38кВт;

частота вращения ведущего шкива: пдв =731,3об/мин;

передаточное число ременной передачи: Проектирование привода общего назначения =2,0;

скольжение ремня: Проектирование привода общего назначения =0,01.

По номограмме на рисунке 7.3 [1] в зависимости от частоты вращения меньшего шкива

пдв =731,3 об/мин и передаваемой мощности P=P тр =12,38 кВт принимаем сечение клинового

ремня Б.

Диаметр меньшего шкива определим но формуле (3.1):

Проектирование привода общего назначения (3.1)

где Тдв - вращающий момент на валу двигателя, Тдв = Проектирование привода общего назначения.

Согласно таблице 7.8 [1] с учётом того, что диаметр шкива для ремней сечения В не должен быть менее 200 мм принимаем Проектирование привода общего назначения=200мм

Диаметр большего шкива определим по формуле (3.2):

Проектирование привода общего назначения (3.2)

где ирем - передаточное число ременной передачи, ирем = 2,0.

Принимаем d2 =400мм

Уточняем передаточное число по формуле (3.3):

(3.3)

При этом угловая скорость вала будет равна по формуле (3.4):

Проектирование привода общего назначения (3.4)

где Проектирование привода общего назначения - см. формулу (1.6);

Проектирование привода общего назначения ирем - см. формулу (3.3).

Расхождение угловой скорости, которая была получена по первоначальному расчёту, равно:

Проектирование привода общего назначения,

что меньше допустимого, равного 3%. Следовательно,

окончательно принимаем диаметры шкивов Проектирование привода общего назначения =200мм и Проектирование привода общего назначения =400 мм

Межосевое расстояние ар следует принять в интервале по формуле (3.5):

Проектирование привода общего назначения (3.5)

Проектирование привода общего назначения

где Проектирование привода общего назначения - высота сечения ремня в соответствии с таблицей 7.7 [1] Проектирование привода общего назначения=10,5 мм

Принимаем предварительно близкое значение, Проектирование привода общего назначения.

Расчетную длину ремня определим по формуле (3.6):

Проектирование привода общего назначения (3.6)

Проектирование привода общего назначения

Ближайшее значение по стандарту (см. табл.7,7) L=3150мм.

Уточняем значение межосевого расстояния ар с учётом стандартной длины ремня по формуле (3.7).

Проектирование привода общего назначения (3.7)

где Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения

При монтаже передачи необходимо обеспечить возможность уменьшения межосевого расстояния на Проектирование привода общего назначения для облегчения надевания ремней на шкивы и возможность увеличения на Проектирование привода общего назначения для увеличения натяжения ремней.

Угол обхвата меньшего шкива определим по формуле (3.8):

Проектирование привода общего назначения (3.8)

Определим число ремней в передачи по формуле (3.9):

Проектирование привода общего назначения (3.9)

где Проектирование привода общего назначения см. формулу (1.3);

Проектирование привода общего назначения - коэффициент режима работы, учитывающий условия эксплуатации передачи, в

соответствии с таблицей 7.4 [1] при двухсменной работе Проектирование привода общего назначения=0,90;

Проектирование привода общего назначенияПроектирование привода общего назначения - коэффициент, учитывающий влияние длины ремня в соответствии таблицей 7.9 [1]

Проектирование привода общего назначения=1,07;

Проектирование привода общего назначения-коэффициент, учитывающий влияние угла обхвата: в соответствии с рекомендациями

на с.135 [1] при Проектирование привода общего назначения= 170° коэффициентПроектирование привода общего назначения;

Проектирование привода общего назначения - коэффициент, учитывающий число ремней в передаче, предполагая, что число ремней

в передаче будет от 4 до 6, в соответствии с рекомендациями на с.135 [1] примем

коэффициент Проектирование привода общего назначения=0,90;

Проектирование привода общего назначения - мощность, передаваемая одним клиновым ремнём, в соответствии с таблицей 7.8 [1]

Проектирование привода общего назначения=3,5кВт.

Принимаем количество ремней z=4.

Натяжение ветви клинового ремня по формуле (3.10):

Проектирование привода общего назначения (3.10)

где v – скорость Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения - коэффициент, учитывающий влияние центробежных сил; для ремня сечения В

коэффициент Проектирование привода общего назначения.

Давление на валы определим по формуле (3.11):

Проектирование привода общего назначения (3.11)

Ширину шкива определим по формуле (3.12) в соответствии с данными в таблице 7.12 [1].

Проектирование привода общего назначения (3.12)


4. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ РАСЧЁТ ВАЛОВ РЕДУКТОРА


Предварительный расчёт проведём на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.

Ведущий вал:

диаметр выходного конца при допускаемом напряжении для стали 45 Проектирование привода общего назначения определим по формуле (4.1):

Проектирование привода общего назначения (4.1)

где Проектирование привода общего назначения - вращающий момент на валу В, Проектирование привода общего назначения = Проектирование привода общего назначения.

Диаметр выходного конца вала примем равным диаметру из стандартного ряда Проектирование привода общего назначения= 45мм.

Диаметр вала под подшипники принимаем Проектирование привода общего назначения = 55мм.

Конструкция ведущего вала представлена на рисунке 2.

Ведомый вал:

Определим диаметр выходного конца ведомого при допускаемом напряжении для стали 45 Проектирование привода общего назначения вала по формуле (4.2):

Проектирование привода общего назначения (4.2)

где Проектирование привода общего назначения - вращающий момент на валу С, Проектирование привода общего назначения= Проектирование привода общего назначения. Принимаем ближайшее значение из стандартного ряда Проектирование привода общего назначения= 65мм.

Диаметр вала под подшипники принимаем Проектирование привода общего назначения= 70мм. Диаметр вала под зубчатым колесом принимаем Проектирование привода общего назначения75мм.

Конструкция ведомого вала представлена на рисунке 2.


Проектирование привода общего назначения


Проектирование привода общего назначения


5. КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗМЕРЫ ШЕСТЕРНИ И КОЛЕСА


Шестерню выполним за одно целое с валом; её размеры определены выше:

Проектирование привода общего назначения Проектирование привода общего назначения Проектирование привода общего назначения

Колесо кованое ее размеры определены выше: Проектирование привода общего назначения Проектирование привода общего назначения Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения

Диаметр ступицы определим по формуле (5.1):

Проектирование привода общего назначения (5.1)

длину ступицы определим по формуле (5.2):

Проектирование привода общего назначения (5.2)

принимаем Проектирование привода общего назначения =100мм.

Толщину обода определим по формуле (5.3):

Проектирование привода общего назначения (5.3)

принимаем Проектирование привода общего назначения=10мм.

Толщину диска определим по формуле (5.4):

Проектирование привода общего назначения (5.4)


6. КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗМЕРЫ КОРПУСА РЕДУКТОРА


Толщину стенок корпуса и крышки определим по формуле (6.1):

Проектирование привода общего назначения (6.1)

где aw –см. формулу (2.3).

Принимаем Проектирование привода общего назначения=8мм, Проектирование привода общего назначения=8мм.

Определим толщину фланцев поясов корпуса и крышки.

Толщину верхнего пояса корпуса и пояса крышки определим по формуле (6.2):

Проектирование привода общего назначения (6.2)

где Проектирование привода общего назначения Проектирование привода общего назначения - см. формулу (6.1);

нижнего пояса корпуса по формуле (6.3):

Проектирование привода общего назначения (6.3)

где Проектирование привода общего назначения - см. формулу (6.1);

Принимаем Проектирование привода общего назначения

Определим диаметр болтов:

фундаментных по формуле (6.4):

Проектирование привода общего назначения (6.4)

где Проектирование привода общего назначения - см формулу (2.3);

принимаем болты с резьбой M 20;

крепящих крышку корпуса у подшипников по формуле (6.5):

Проектирование привода общего назначения (6.5)

где Проектирование привода общего назначения - см формулу (6.4);

принимаем болты с резьбой M 16;

соединяющих крышку с корпусом по формуле (6.6):

Проектирование привода общего назначения (6.6)

где Проектирование привода общего назначения - см формулу (6.4);

принимаем болты с резьбой M l2.


7. ПЕРВЫЙ ЭТАП КОМПОНОВКИ РЕДУКТОРА


Компоновку обычно проводят в два этапа. Первый этап служит для приближённого определения положения зубчатых колес, для последующего определения опорных реакций и подбора подшипников.

Компоновочный чертёж выполняем в одной проекции разрез по осям валов при снятой крышке редуктора.

Примерно по середине листа параллельно его длинной стороне проводим горизонтальную осевую линию; затем две вертикальные линии - оси валов на расстоянии Проектирование привода общего назначения

Вычерчиваем упрощённо шестерню и колесо в виде прямоугольников; шестерню выполняем за одно целое с валом; длина ступицы колеса равна ширине венца и не выступает за пределы прямоугольника.

Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса:

а). принимаем зазор между торцом шестерни и внутренней стенкой корпуса

Проектирование привода общего назначения

б). принимаем зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса

Проектирование привода общего назначения

в). принимаем расстояние между наружным кольцом подшипника ведущего вала и внутренней стенкой корпуса Проектирование привода общего назначения

Так как диаметр вершин зубьев шестерни ведущего вала равен 126,37мм, по конструктивным соображениям для удобства монтажа намечаем роликоподшипники конические однорядные средней широкой серии, где диаметр подшипников равен 120мм. Для ведомого вала намечаем радиальные подшипники тяжелой серии. Габариты подшипников выбираем по диаметру вала в месте посадки подшипников Проектирование привода общего назначения и Проектирование привода общего назначения. Параметры подшипников определяем в соответствии с таблицей приложения 7 [1] и сводим в таблицу 2.


Таблица 2 - Параметры подшипников.

Условное обозначение подшипника Размеры подшипников, мм Грузоподъёмность, кН

d D B C Co
7611 55 120 45,5 160,0 140,0
7614 70 150 51 240,0 186

Решаем вопрос о смазывании подшипников. Принимаем для подшипников пластичный смазочный материал. Для предотвращения вытекания смазочного материала внутрь корпуса

вымывания пластичного смазочного материала жидким маслом из зоны зацепления устанавливаем мазеудерживающие кольца. Их ширину определяет размер Проектирование привода общего назначения

Измерением находим расстояние между опорами на ведущем валу Проектирование привода общего назначения и на ведомом Проектирование привода общего назначения; принимаем Проектирование привода общего назначения Проектирование привода общего назначения

Глубина гнезда подшипника 7611: Проектирование привода общего назначения; для подшипника 7614;

Проектирование привода общего назначения Толщину фланца Проектирование привода общего назначения крышки подшипника принимают примерно равной диаметру отверстия Проектирование привода общего назначенияПроектирование привода общего назначения. Высоту головки болта примем Проектирование привода общего назначения

Предварительная компоновка редуктора представлена на рисунке 3.


Проектирование привода общего назначения

8. РАСЧЕТ ЦЕПНОЙ ПЕРЕДАЧИ


Выбираем приводную роликовую однорядную цепь. Вращающий момент на ведущей звездочке: Проектирование привода общего назначения Передаточное число цепной передачи Проектирование привода общего назначения Определим число зубьев:

ведущей звездочки по формуле (8.1):

Проектирование привода общего назначения (8.1)

принимаем Проектирование привода общего назначения

ведомой звездочки по формуле (8.2):

Проектирование привода общего назначения (8.2)

принимаем Проектирование привода общего назначения

Тогда фактическое передаточное число равно:

Проектирование привода общего назначения

Отклонение составит: Проектирование привода общего назначения что меньше допустимого, равного 3%.

Расчетный коэффициент нагрузки определим по формуле (8.3):

Проектирование привода общего назначения (8.3)

где Проектирование привода общего назначения - динамический коэффициент, в соответствии с рекомендацией на с.149 [1] при

спокойной нагрузке (передача к ленточному конвейеру) Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения - коэффициент, учитывающий влияние межосевого расстояния, в соответствии с

рекомендацией на с.150 [1] Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения - коэффициент, учитывающий влияние угла наклона линии центров (в данном случае

угол не превышает 60°), в соответствии с рекомендацией на с.150 [1] Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения - коэффициент, учитывающий способ регулирования натяжения цепи, в соответствии с рекомендацией на с.150 [1] при периодическом регулировании Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения - коэффициент, при непрерывной смазке цепи в соответствии с рекомендацией на с.

150 [1] Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения - коэффициент при двусменной работе в соответствии с рекомендацией на с.150 [1]

Проектирование привода общего назначения

Для определения шага цепи ориентировочно зададимся величиной допускаемого давления в шарнирах опоры. Ведущая звездочка имеет частоту вращения Проектирование привода общего назначения

Среднее значение допускаемого давления в соответствии с рекомендациями в таблице 7.18 [1] Проектирование привода общего назначения Определим шаг однорядной цепи по формуле (8.4):

Проектирование привода общего назначения (8.4)

где Проектирование привода общего назначения - вращающий момент на ведомом валу, Проектирование привода общего назначения;

Проектирование привода общего назначения - число зубьев ведущей звездочки, Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения - расчетный коэффициент нагрузки, по расчету Проектирование привода общего назначения

Подбираем в соответствии с таблицей 7.15 [1] цепь ПР-50,8-226,8 в соответствии с ГОСТ 13568-75, имеющую шаг цепи Проектирование привода общего назначения разрушающую нагрузку Проектирование привода общего назначения массу Проектирование привода общего назначения проекцию опорной поверхности шарнира Проектирование привода общего назначения

Определим скорость цепи по формуле (8.5):

Проектирование привода общего назначения (8.5)

где Проектирование привода общего назначения - число зубьев ведущей звездочки, Проектирование привода общего назначения

п2 - частота вращения ведущей звездочки, Проектирование привода общего назначения

t - шаг цепи, Проектирование привода общего назначения

Окружную силу определим по формуле (8.6):

Проектирование привода общего назначения (8.6)

где Проектирование привода общего назначения - вращающий момент на ведомом валу, Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения - угловая скорость ведомого вала, Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения - см. формулу (8.5).

Давление в шарнире проверим по формуле (8.7):

Проектирование привода общего назначения (8.7)

где Проектирование привода общего назначения - см. формулу (8.6);

Проектирование привода общего назначения - см. формулу (8.3);

Проектирование привода общего назначения - проекция опорной поверхности шарнира, Проектирование привода общего назначения = 473мм.

Уточняем по таблице 7.18. [1] допускаемое давление:

Проектирование привода общего назначения

где р - табличное значение допускаемого давления по таблице 7.18 при Проектирование привода общего назначения и

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения - число зубьев ведущей звездочки, Проектирование привода общего назначения

следовательно, условие p<Проектирование привода общего назначенияПроектирование привода общего назначения выполнено.

Число звеньев цепи определим по формуле (8.8):

Проектирование привода общего назначения (8.8)

где Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения;

Проектирование привода общего назначения

Округляем до четного числа Проектирование привода общего назначения= 152.

Уточняем межосевое расстояние для цепной передачи по формуле (8.9):

Проектирование привода общего назначения (8.9)

где t - шаг цепи, t=44.45мм;

Проектирование привода общего назначения - число звеньев цепи, Проектирование привода общего назначения=152;

Проектирование привода общего назначения - суммарное количество зубьев ведущей и ведомой звездочек, Проектирование привода общего назначения =101;

Проектирование привода общего назначения - см. формулу (8.8).

Для свободного провисания цепи предусматриваем возможность уменьшения межосевого расстояния на 0,4%, т.е. на Проектирование привода общего назначения.

Определим диаметры делительных окружностей звездочек по формулам (8.10), (8.11):

Проектирование привода общего назначения (8.10)

Проектирование привода общего назначения (8.11)

Определим диаметры наружных окружностей звездочек по формулам (8.12), (8.13):

Проектирование привода общего назначения (8.12)

Проектирование привода общего назначения (8.13)

где Проектирование привода общего назначения - диаметр ролика цепи, в соответствии с таблицей 7.15 [1] Проектирование привода общего назначения

Определим силы, действующие на цепь:

окружная сила определена выше: Проектирование привода общего назначения

от центробежных сил определим по формуле (8.14):

Проектирование привода общего назначения (8.14)

где q - масса цепи, q=7,5кг/м;

v - скорость цепи, Проектирование привода общего назначения

от провисания по формуле (8.15):

Проектирование привода общего назначения (8.15)

где Проектирование привода общего назначения - коэффициент, учитывающий расположение цепи, при горизонтальном положении цепи

Проектирование привода общего назначения

q - масса цепи, Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения - межосевое расстояние, Проектирование привода общего назначения.

Расчетную нагрузку на валы определим по формуле (8.16):

Проектирование привода общего назначения Проектирование привода общего назначения (8.16)

Проверим коэффициент запаса прочности цепи по формуле (8.17):

Проектирование привода общего назначения (8.17)

где Q - разрушающая нагрузка см. таблицу 7.15 Проектирование привода общего назначения, Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения - окружная сила, Проектирование привода общего назначения= 5747Н;

Проектирование привода общего назначения - динамический коэффициент, в соответствии с рекомендацией на с.149 [1] при

спокойной нагрузке (передача к ленточному конвейеру) Проектирование привода общего назначения= 1;

Fv - действующая на цепь от центробежных сил, Fv =35Н;

Ff - сила, действующая на цепь от провисания цепи, Ff =1072Н.

Это больше, чем нормативный коэффициент запаса в соответствии таблицей 7. 19 [1] равный

Проектирование привода общего назначения следовательно, условие прочности выполнено.

Определим размеры ведущей звездочки:

диаметр ступицы звездочки определим по формуле (8.18):

Проектирование привода общего назначения (8.18)

где Проектирование привода общего назначения - диаметр выходного конца ведомого вала, Проектирование привода общего назначения=65мм.

длину ступицы по формуле (8. 19):

Проектирование привода общего назначения (8. 19)

принимаем Проектирование привода общего назначения=104мм;

толщину диска звездочки по формуле (8. 20)

Проектирование привода общего назначения (8. 20)

где Проектирование привода общего назначенияПроектирование привода общего назначения - ширина ролика цепи, в соответствии с таблицей 7.15 [1] Проектирование привода общего назначения=25,4мм.


9. ПРОВЕРКА ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКОВ


Проведем проверку долговечности подшипников ведущего вала.

Из предыдущих расчётов имеем: Проектирование привода общего назначенияПроектирование привода общего назначения Проектирование привода общего назначения из первого этапа компоновки Проектирование привода общего назначения Проектирование привода общего назначения Проектирование привода общего назначения Нагрузка на вал от ременной передачи Проектирование привода общего назначения= 2718Н. Составляющие этой нагрузки определим по формуле (9.1):

Проектирование привода общего назначения (9.1)

Определим реакции опор:

в плоскости xz по формулам (9.2), (9.3):

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения (9.2)

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения (9.3)

Проверка: Проектирование привода общего назначения

в плоскости yz по формулам (9.4), (9.5):

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения (9.4)

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения (9.5)

Проверка: Проектирование привода общего назначения

Суммарные реакции определим по формулам (9.6), (9.7):

Проектирование привода общего назначения (9.6)

Проектирование привода общего назначения (9.7)

где Проектирование привода общего назначения,Проектирование привода общего назначения - реакции опор в плоскости xz, Проектирование привода общего назначения = 1106,2H,Проектирование привода общего назначения = 6103,4H;

Проектирование привода общего назначения,Проектирование привода общего назначения - реакции опор в плоскости yz, Проектирование привода общего назначения = 6103,4H, Проектирование привода общего назначения = 2075,1H

Подбираем подшипники по более нагруженной опоре 2.

Ранее в пункте 7, таблица 2 курсового проекта были приняты роликоподшипники конические однорядные средней широкой серии 7611 с размерами: Проектирование привода общего назначения=55мм; D=120мм; В=45,5мм; С=160,0кН; Проектирование привода общего назначения=140,0кН.

Осевые составляющие радиальных реакций конических подшипников определим по формуле (9.8):

Проектирование привода общего назначения (9.8)

Проектирование привода общего назначения

где е – параметр осевого нагружения подшипника 7611, е = 0,32.

В нашем случае: Проектирование привода общего назначения<Проектирование привода общего назначения, следовательно,Проектирование привода общего назначения=Проектирование привода общего назначения=633Н; Проектирование привода общего назначения=Проектирование привода общего назначенияН

Отношение Проектирование привода общего назначения <е, эквивалентную нагрузку определяем без учета

осевой, следовательно, X = 1,Y = 0.

Эквивалентную нагрузку определим по формуле (9.9):

Проектирование привода общего назначения (9.9)

где Проектирование привода общего назначения - радиальная нагрузка, Проектирование привода общего назначения =6447Н;

Проектирование привода общего назначения - осевая нагрузка,Проектирование привода общего назначения= Проектирование привода общего назначения;

V-коэффициент, при вращении внутреннего кольца подшипника V=1;

Проектирование привода общего назначения - коэффициент безопасности, согласно таблице 9. 19 [1] для привода к ленточному

конвейеру Проектирование привода общего назначения =1,5;

Проектирование привода общего назначения - температурный коэффициент, согласно таблице 9.20 [1] Проектирование привода общего назначения. =1;

Расчётную долговечность, миллион оборотах, определим по формуле (9.10):

Проектирование привода общего назначения (9.10)

где С - грузоподъемность подшипников 7611, С=160,0кН

Проектирование привода общего назначения-эквивалентная нагрузка, Проектирование привода общего назначения= 9,671кН

Расчётную долговечность в часах определим по формуле (9.11):

Проектирование привода общего назначения (9.11)

где Проектирование привода общего назначения - частота вращения ведущего вала, Проектирование привода общего назначения=365,65об/мин.

L - см. формулу (9.10).

Это больше долговечности установленной ГОСТ 16162-85 для зубчатых редукторов, и равной Lh = 10000ч. Столь большая долговечность получена в связи с тем, что для удобства монтажа, т. к. диаметр вершин зубьев червяка Проектирование привода общего назначения=126,37мм были приняты роликоподшипники

конические однорядные средней широкой серии 7611 диаметр которых равен D=120мм имеющие большую грузоподъемность, равную С=160,0кН.

Проведем проверку долговечности подшипников ведомого вала.

Ведомый вал несёт такие же нагрузки, что и ведущий:

Проектирование привода общего назначения= 5287,6Н, Fr = 1958,4Н, F0 = 1279,4Н, нагрузка на вал от цепной передачи равна Проектирование привода общего назначения=7891Н. Составляющие этой нагрузки определим аналогично формуле (9.1):

Проектирование привода общего назначения

Из первого этапа компоновки Проектирование привода общего назначения= Проектирование привода общего назначения = 95vv, Проектирование привода общего назначения=Проектирование привода общего назначения=152мм; d2 = 379,63мм.

Реакции опор ведомого вала в плоскости xz определим аналогично формулам (9.2), (9.3):

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения

Проверка: Проектирование привода общего назначения

в плоскости yz аналогично формулам (9.4), (9.5):

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения

Проверка: Проектирование привода общего назначения

Суммарные реакции определим аналогично формулам (9.6), (9.8):

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения

Выбираем подшипники по более нагруженной опоре 4.

Ранее в пункте 7, таблица 2 курсового проекта были приняты роликоподшипники конические однорядные средней широкой серии 7614 с размерами: Проектирование привода общего назначения= 70мм; D=150мм; В=51,0мм; С=240,0кН; С0=186,0кН.

Осевые составляющие радиальных реакций конических подшипников определим по формуле (9.8):

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения

В нашем случае: Проектирование привода общего назначения<Проектирование привода общего назначения, следовательно,Проектирование привода общего назначения=Проектирование привода общего назначения=1320Н; Проектирование привода общего назначения=Проектирование привода общего назначенияН

Отношение Проектирование привода общего назначения <е, эквивалентную нагрузку определяем без учета

осевой, следовательно, Х=1, Y=0.

Эквивалентную нагрузку определим по формуле (9.9):

Проектирование привода общего назначения

где Проектирование привода общего назначения - радиальная нагрузка, Проектирование привода общего назначения =14887Н;

Проектирование привода общего назначения - осевая нагрузка, Проектирование привода общего назначения = Проектирование привода общего назначения=1279,4H;

V-коэффициент, при вращении внутреннего кольца подшипника V=I;

Проектирование привода общего назначения - коэффициент безопасности, согласно таблице 9. 19 [1] для привода к ленточному

конвейеру Проектирование привода общего назначения =1,5;

Проектирование привода общего назначения-температурный коэффициент, согласно таблице 9.20 [1] Проектирование привода общего назначения=1;

Расчётную долговечность, миллион оборотах, определим по формуле (9.10):

Проектирование привода общего назначения

где С - грузоподъемность подшипников 7614, С=240,0кН

Проектирование привода общего назначения - эквивалентная нагрузка, Проектирование привода общего назначения= 22,331кН

Расчётную долговечность в часах определим по формуле (9.11):

Проектирование привода общего назначения

где п2 - частота вращения ведомого вала, п2 = 115,8об/мин.

L - см. формулу (9.11).

Это больше долговечности установленной ГОСТ 16162-85 для зубчатых редукторов, и равнойПроектирование привода общего назначения=10000ч.

Расчетная схема ведущего вала представлена на рисунке 4, расчетная схема ведомого вала представлена на рисунке 5.

Проектирование привода общего назначения

Рисунок 4 - Расчетная схема ведущего вала.


Проектирование привода общего назначения

Рисунок 5 - Расчетная схема ведомого вала.


10. ВТОРОЙ ЭТАП КОМПОНОВКИ РЕДУКТОРА


Второй этап компоновки имеет целью, конструктивно оформит зубчатые колёса, валы, корпус, подшипниковые узлы и подготовить данные для проверки прочности валов и некоторых других деталей.

Порядок выполнения следующий.

Вычерчиваем шестерню и колесо по конструктивным размерам, найденным ранее в пункте 5 курсового проекта. Шестерню выполняем за одно целое с валом.

Конструируем узел ведущего вала.

а) Наносим осевые линии, удалённые от середины редуктора на расстояние Проектирование привода общего назначения=95мм.

Используя эти осевые линии, вычерчиваем в разрезе подшипники качения (можно

вычерчивать одну половину подшипника, а для второй половины нанести габариты);

б) Между торцами подшипников и внутренней поверхностью стенки корпуса вычерчиваем мазеудерживающие кольца. Их торцы должны выступать внутрь корпуса на 1-2мм от внутренней стенки. Тогда эти кольца выполнят одновременно роль маслоотбрасывающих колец. Для уменьшения числа ступеней вала кольца устанавливаем на тот же диаметр, что и подшипники. Фиксация их в осевом направлении осуществляется заплечиками вала и торцами внутренних колец подшипников;

в) Вычерчиваем крышки подшипников с уплотнительными прокладками (толщиной 1мм) и болтами. Болт условно заводится в плоскость чертежа, о чем свидетельствует вырыв на плоскости разъема.

Войлочные и фетровые уплотнения применяют главным образом в узлах, заполненных пластичной смазкой. Уплотнения манжетного типа широко используют как при пластичных, так и при жидких смазочных материалах;

Аналогично конструируем узел ведомого вала. Обратим внимание на следующие особенности.

а) Для фиксации зубчатого колеса в осевом направлении предусматриваем утолщение вала с одной стороны и установку распорной втулки с другой; место перехода вала смещаем на 2-Змм внутрь подшипника с тем, чтобы гарантировать прижатие мазеудерживающего кольца к торцу втулки (а не к заплечику вала);

б) Отложив от середины редуктора расстояние I2 =95мм, проводим осевые линии и вычерчиваем подшипники.

На ведущем и ведомом валах применяем шпонки призматические со скругленными торцами. Вычерчиваем шпонки, принимая их длины на 5 - 10мм меньше длин ступиц.

11. ПРОВЕРКА ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ


Выбираем шпонки призматические со скруглёнными торцами. Размеры сечений шпонок и пазов и длины шпонок по ГОСТ 23360 - 78 в соответствии с таблицей 8.9 [1].

Параметры шпонок сведем в таблицу 3.


Таблица 3 - Параметры шпонок

Диаметр вала в месте установки

шпонки, мм

Сечение

шпонки

b x h x l, мм

Глубина паза

Фаска

s х 45



вала Проектирование привода общего назначения, мм

втулка Проектирование привода общего назначения, мм


Проектирование привода общего назначения

14 х 9 х 125 5,5 3,8 0,25 – 0,40

Проектирование привода общего назначения

18 х 11 х 100 7,0 4,4 0,25 – 0,40

Проектирование привода общего назначения

20 х 12 90 7,5 4,9 0,40 – 0,60

Материал шпонок сталь - 45 нормализованная.

Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле (11.1):

Проектирование привода общего назначения (11.1)

Допускаемые напряжения смятия при стальной ступице Проектирование привода общего назначения= 100 - 200MПa.

Проведем проверку шпонки на ведущем валу.

Проверим шпонку под ведомым шкивом ременной передачи. Диаметр вала равен

Проектирование привода общего назначениямм, вращающий момент на валу Проектирование привода общего назначения

Длину шпонки выбираем в зависимости от длины ступицы шкива, которая равна 136мм, длина шпонки составит l =125мм;

Проектирование привода общего назначения<100 – 120МПа

Условие Проектирование привода общего назначения <Проектирование привода общего назначения выполнено.

Ведомый вал.

Из двух шпонок под зубчатым колесом и под звездочкой более нагружена вторая (меньше диаметр вала, поэтому меньше размеры поперечного сечения шпонки). Проверим шпонку под звездочкой. Диаметр вала Проектирование привода общего назначения=65 мм; вращающий моментПроектирование привода общего назначенияДлину шпонки выбираем в зависимости от длины ступицы звездочки, которая равна 104 мм, длина шпонки составит l = 100мм.

Проектирование привода общего назначения<120МПа

Условие Проектирование привода общего назначения<Проектирование привода общего назначения выполнено.


12. УТОЧНЁННЫЙ РАСЧЁТ ВАЛОВ


Уточнённый расчёт состоит в определении коэффициентов запаса прочности S для опасных сечений и в сравнении их с допускаемым значением Проектирование привода общего назначения Прочность соблюдена при S > Проектирование привода общего назначения.

Примем, что нормальные напряжения от изгиба изменяются по симметричному циклу, а касательные - по отнулевому (пульсирующему).

Будем производить расчёт для предположительно опасных сечений каждого из валов.

Ведущий вал.

Материал вала тот же, что и для шестерни, т.е. сталь 45. Термическая обработка улучшение.

В соответствии таблицей 3.3. [1] при диаметре заготовки более 120 мм, а в нашем случае Проектирование привода общего назначения среднее значение предела прочности равно Проектирование привода общего назначения.

Предел выносливости при симметричном цикле изгиба определим по формуле (12.1):

Проектирование привода общего назначения (12.1)

Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений определим по формуле (12.2):

Проектирование привода общего назначения (12.2)

Сечение A-A (рисунок 4).

Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом. Диаметр вала в этом сечении равен 55мм. В соответствии с таблицей 8.7 [1] имеем отношение коэффициента концентрации напряжений к масштабному фактору:

Проектирование привода общего назначения; Проектирование привода общего назначения

Принимаем в соответствии с рекомендациями на с.166 [1] коэффициент для углеродистых сталей Проектирование привода общего назначения= 0,15 и Проектирование привода общего назначения.

Изгибающий момент определим по формуле (12.3):

Проектирование привода общего назначения (12.3)

где Проектирование привода общего назначения - нагрузка на вал от ременной передачи, Проектирование привода общего назначения= 2718Н;

Проектирование привода общего назначения - длина выходного конца ведущего вала, равная ширине шкива ременной передачи,

Проектирование привода общего назначения= 82мм

Осевой момент определим по формуле (12.4):

Проектирование привода общего назначения (12.4)

где Проектирование привода общего назначения - диаметр вала под подшипник, Проектирование привода общего назначения= 55мм;

Амплитуда нормальных напряжений определим по формуле (12.5):

Проектирование привода общего назначения (12.5)

где Проектирование привода общего назначения - изгибающий момент, Проектирование привода общего назначения;

W - осевой момент, WПроектирование привода общего назначениямм3.

Осевая нагрузка на вал Проектирование привода общего назначения= 1279,4Н мала, следовательно, среднее напряжение цикла нормальных напряжений принимаем Проектирование привода общего назначения =0

Полярный момент сопротивления определим по формуле (12.6):

Проектирование привода общего назначения (12.6)

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений определим по формуле(12.7):

Проектирование привода общего назначения (12.7)

где Проектирование привода общего назначения - вращающий момент на ведущем валу, Проектирование привода общего назначения

Wp - полярный момент сопротивления, WрПроектирование привода общего назначения

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям определим по формуле (12.8):

Проектирование привода общего назначения (12.8)

где Проектирование привода общего назначения - предел выносливости при симметричном цикле изгиба, Проектирование привода общего назначения=297MПа

Проектирование привода общего назначения - амплитуда нормальных напряжений, Проектирование привода общего назначения=13,7МПа.

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям определим по формуле (12.9):

Проектирование привода общего назначения (12.9)

где Проектирование привода общего назначения - предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений,

Проектирование привода общего назначения=172МПа;

Проектирование привода общего назначения - амплитуда цикла касательных напряжений, Проектирование привода общего назначения =5МПа;

Проектирование привода общего назначения - среднее напряжение цикла касательных напряжений, Проектирование привода общего назначения=Проектирование привода общего назначения=5МПа;

Проектирование привода общего назначения - коэффициент для углеродистых сталей, Проектирование привода общего назначения=0,1.

Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения A-A определим по формуле (12.10):

Проектирование привода общего назначения (12.10)

где Проектирование привода общего назначения - коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям, Проектирование привода общего назначения=6;

Проектирование привода общего назначения - коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям, Проектирование привода общего назначения=13

Сечение Б - Б (рисунок 5).

Концентрация напряжений обусловлена переходом от диаметра 55мм к диаметру 45мм.

При Проектирование привода общего назначения=1,2; Проектирование привода общего назначения=0,03, коэффициенты концентрации напряжений в соответствии с таблицей 8.2. [1] равны Проектирование привода общего назначения=2,24, Проектирование привода общего назначения=1,49. Масштабные факторы в соответствии с таблицей 8.8. [1] равны

Проектирование привода общего назначения=0,82, Проектирование привода общего назначения=0,70.

Внутренние силовые факторы те же, что и для сечения A-A.

Осевой момент сопротивления сечения определим по формуле (12.4):

Проектирование привода общего назначения

Амплитуду нормальных напряжений по формуле (12.5):

Проектирование привода общего назначения

Полярный момент сопротивления по формуле (12.6):

Проектирование привода общего назначения

Амплитуду и среднее напряжение цикла касательных напряжений (12.7):

Проектирование привода общего назначения

Коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям по формулам (12.8), (12.9):

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения

Результирующий коэффициент запаса прочности сечения Б - Б по формуле (12.10):

Проектирование привода общего назначения

Сечение B-B (рисунок 5).

Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки. В соответствии с таблицей 8.5 [1] Проектирование привода общего назначения =1,75; Проектирование привода общего назначения=1,60; масштабные факторы в соответствии с таблицей 8.8. [1]

равны Проектирование привода общего назначения=0,81; Проектирование привода общего назначения=0,79. Диаметр вала в этом сечении равен 45мм.

Изгибающий момент тот же, что и в сечении A-A Проектирование привода общего назначения=Проектирование привода общего назначения

Момент сопротивления нетто при изгибе, определим по формуле (12.11):

Проектирование привода общего назначения (12.11)

где Проектирование привода общего назначения - диаметр выходного конца ведущего вала, Проектирование привода общего назначения=45мм;

b - ширина шпонки, b=14мм

Проектирование привода общего назначения - глубина паза вала, Проектирование привода общего назначения = 5,5мм

Амплитуду нормальных напряжений изгиба определим по формуле (12.12):

Проектирование привода общего назначения (12.12)

где Проектирование привода общего назначения - изгибающий момент, Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения - момент сопротивления нетто при изгибе, Проектирование привода общего назначения

Момент сопротивления нетто при кручении определим по формуле (12.13):

Проектирование привода общего назначения (12.13)

где Проектирование привода общего назначения - диаметр выходного конца ведущего вала, Проектирование привода общего назначения=45мм;

b - ширина шпонки, b=14мм

Проектирование привода общего назначения - глубина паза вала, Проектирование привода общего назначения = 5,5мм

Амплитуду и средние напряжения цикла касательных напряжений определим по формуле (12.14):

Проектирование привода общего назначения (12.14)

где Проектирование привода общего назначения - вращающий момент на ведущем валу, Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения - момент сопротивления нетто при кручении, Проектирование привода общего назначения.

Коэффициент запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям определим по формулам (12.8), (12.9):

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения

Результирующий коэффициент запаса прочности сечения В - В по формуле (12.10):

Проектирование привода общего назначения

Сведём результаты проверки в таблицу 3.

Таблица 3 - Коэффициенты запаса прочности.

Сечение А - А Б - Б В - В

Коэффицент

запаса

прочности

5,4 3,8 4,1

Во всех сечениях Проектирование привода общего назначения Условие прочности выполнено.

Ведомый вал:

Материал вала - сталь 45, термическая обработка - улучшенная. Расчет проведем аналогично расчету ведущего вала. В соответствии таблицей 3.3. [1] при диаметре заготовки более 120мм среднее значение Проектирование привода общего назначения=690МПа.

Пределы выносливости Проектирование привода общего назначения=297МПа, а Проектирование привода общего назначения

Сечение A-A (рисунок 5).

Диаметр выходного конца вала равен 65 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки. В соответствии с таблицей 8.5. [1] Проектирование привода общего назначения =1,75; Проектирование привода общего назначения=1,60;

масштабные факторы в соответствии с таблицей 8.8. [1] равны Проектирование привода общего назначения=0,78; Проектирование привода общего назначения=0,64.

Момент сопротивления сечения нетто при кручении и изгибе при ширине шпонки b=18мм smm, глубине паза Проектирование привода общего назначения равен:

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения

Приняв у ведомого вала длину посадочной части под звездочку равной длине ступицы звездочки l=104мм, положим х=75мм получим изгибающий момент в сечении А - А от консольной нагрузки:

Проектирование привода общего назначения

Амплитуда нормальных напряжений изгиба:

Проектирование привода общего назначения

Амплитуда и средние напряжения цикла касательных напряжений:

Проектирование привода общего назначения

Коэффициенты запаса прочности:

Проектирование привода общего назначения

Проектирование привода общего назначения

Результирующий коэффициент запаса прочности сечения А - А:

Проектирование привода общего назначения

Следовательно, S> [S] =2,5. Условие прочности выполнено.

Это свидетельствует о том, что консольные участки валов оказываются прочными и что учёт консольной нагрузки не вносит существенных изменений. По этой причине проверять прочность в сечениях Б - Б и В - В нет необходимости.


13. ПОСАДКИ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА И ПОДШИПНИКОВ


Посадки назначаем в соответствии данными в таблице 10.13 [1]. Посадки зубчатого колеса

на валПроектирование привода общего назначенияпо ГОСТ 25347 - 82. Шейки валов под подшипники выполняем с отклонением вала

к6. Отклонения отверстий в корпусе под наружные кольца по Н7. Посадка шкива ременной

передачи на валПроектирование привода общего назначения. Посадка звездочки цепной передачи на валПроектирование привода общего назначения.

14. ВЫБОР СОРТА МАСЛА


Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, разливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 10мм. Объём масляной ванны V определяем из расчёта 0,25 дм3 масла на 1кВт передаваемой мощности при Ртр =12,38кВт имеем: Проектирование привода общего назначения.

По таблице 10.8 [1] устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях Проектирование привода общего назначения и скорости V=2,3м/с, рекомендуемая вязкость масла должна быть равна Проектирование привода общего назначенияПринимаем масло индустриальное И - 30A по ГОСТ 20799 - 50.

Камеры подшипников заполняем пластичным смазочным материалом УТ-1, периодически пополняя его шприцем через маслёнку.


15. СБОРКА РЕДУКТОРА


Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской.

Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов:

- на ведущий вал насаживают мазеудерживающие кольца и шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80-100° С;

- в ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку, мазеудерживающие кольца и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.

Собранные валы укладывают в корпус редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу.

После этого на ведомый вал надевают распорное кольцо; в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку; ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки. Перед постановкой сквозных крышек в протоки закладывают войлочные уплотнения, пропитанные горячим маслом. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки винтами.

Затем ввёртывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель.

Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами.

Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. С.А. Чернавский Курсовое проектирование деталей машин, M.: Машиностроение, 1988

2. П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов Конструирование узлов и деталей машин, M.: Высшая школа, 2000.

3. П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов Детали машин, M.: Высшая школа, 1987.

Похожие работы:

  1. • Проектирование привода общего назначения
  2. • Основы конструирования: Проектирование привода общего ...
  3. • Привод цепного транспортера
  4. • Проектирование трансформатора общего назначения
  5. •  ... автоматизированного проектирования общего назначения ...
  6. • Проектирование привода цепного транспортера
  7. • Проектирование привода
  8. • Проектирование привода цепного конвейера
  9. • Проектирование привода к шнеку
  10. • Проектирование гидросхемы приводов машины для ...
  11. • Проектирование привода ленточного конвейера
  12. • Проектирование привода горизонтального канала ...
  13. • Привод к скребковому транспортеру
  14. • Проектирование привода технологического оборудования
  15. • Проектирование привода ленточного конвейера
  16. • Проектирование управляемого привода в ...
  17. • Проектирование привода к барабану гранулятора
  18. • Расчет и проектирование привода ленточного конвейера
  19. • Привод цепного конвейера
Рефетека ру refoteka@gmail.com