Рефетека.ру / Транспорт

Курсовая работа: Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Содержание


Введение

1. Корректировка задания

2. Характеристика грузовой и перевозочной работы дороги

3. Оперативный анализ отклонения отчетных значений показателя объема грузовых перевозок от их расчетной величины

4. Факторный анализ объема грузовых перевозок

5. Анализ использования подвижного состава (грузовых вагонов) методом цепного разложения

6. Анализ влияния изменений показателей использования подвижного состава (грузовых вагонов) на связанные с ними показатели методом цепных подстановок

Выводы и предложения

Список литературы

Введение


Термин «статистика» означает определенное состояние, положение вещей. Под статистикой обычно понимают числовые данные о явлениях общественной жизни, полученные на научной основе, имеющей свой предмет и метод исследования.

Статистика изучает размеры, объемы, уровни и количественные соотношения (пропорции, темпы роста и т.п.) явлений общественной жизни: численность населения и его состав по полу, месту проживания, возрасту, занятиям и ряду других признаков; объем произведенной продукции; величину внутреннего валового продукта и его частей; количество перевезенных грузов и пассажиров и многое другое. Все эти явления изучаются в конкретных условиях места и времени во взаимосвязи с их качественной стороной. Например, при оценке работы железнодорожного транспорта необходимо знать не только общий объем перевозок, но и состав его по родам грузов, направлениям перевозок. Статистика выявляет закономерности, которые присущи явлениям общественной жизни. Например, статистика отображает развитие экономики страны — подъемы и спады, сопровождающиеся изменением уровня безработицы.

Статистика также изучает влияние природных причин и научно-технического прогресса на общественные явления и воздействие общественного производства на условия жизни общества.

Следовательно, статистика — это наука, изучающая размеры и количественные соотношения определенных общественных явлений и наблюдаемые в их изменениях закономерности, влияние природных и технических факторов на количественные характеристики явлений общественной жизни, а также влияние общества на окружающую среду. Из этого определения следует, что статистика связана со многими другими науками, и в первую очередь с общественными.

Современная государственная статистика выполняет разнообразные функции: управление различными сферами общественной жизни; предоставление материалов для разработки бизнес-планов и контроль их выполнения; оценка эффективности внедрения новой техники, использования машин, оборудования, материальных ресурсов, рабочей силы и т.п.

Статистические данные о массовых общественных явлениях служат средством социально-экономического познания, дают возможность устанавливать закономерности, широко используются при принятии решений на всех уровнях управления.

В настоящее время перед статистическими органами стоят задачи совершенствования методологии расчета статистических показателей, комплексно характеризующих становление современной национальной модели экономики России с учетом международных стандартов; приведения их в системный вид, соответствующий потребностям современного этапа социально-экономического развития. В условиях рыночного развития экономики страны одной из актуальных задач становится дальнейшее совершенствование аналитической работы, что требует особого внимания статистических органов. Разработка и установление необходимых форм и методов статистической работы, широкое применение математических методов и персональных электронных вычислительных машин (ПЭВМ) в экономических расчетах и анализе позволяют повысить качество и оперативность статистической информации, ее познавательные и аналитические возможности.


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Структура статистических органов железнодорожного транспорта


1. Корректировка задания


На основании исходных данных табл. 1, согласно варианту №2, приводим данные плана и отчета (табл.1).

1. Рассчитаем коэффициент корректировки Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги, величина которого представляет собой отношение фактического и расчетного грузооборота, т.е.


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Коэффициент корректировки =1,173 – заданный объем перевозки перевыполнен, поэтому требуется корректировка показателей, которые планируются в зависимости от заданного грузооборота. К таким показателям от относятся: рабочий парк вагонов Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги, эксплуатируемый парк локомотивов Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги, пробеги вагонов Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги, Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,пробеги локомотивов Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги, пробеги поездов Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги, тонно-километры брутто Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги, контингент локомотивных бригадХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги.

2. Умножаем плановую величину всех зависящих от грузооборота показателей на коэффициент корректировки.

1) Рабочий парк вагонов Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги=15357*1,173=18013,76

2) Эксплуатируемей парк локомотивов Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги=191*1,173=224,04

3) Пробеги вагонов Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги=1082255*1,173=1269485,12 Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги=1406932*1,173=1650331,24

4) Пробеги локомотивов Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги=28952*1,173=33960,7

5) Пробеги поездов Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги=27056*1,173=31736,69

6) Тонно-километры брутто Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги=75974*1,173=89117,5

7) Контингент локомотивных бригад Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги=563*1,173=660,4

Результаты корректировки поместим в гр.5 табл.1. Остальные расчетные показатели, величина которых не подлежит корректировке, перенесем из гр.4 табл.1 в гр.5 без изменения.


Таблица 1

Корректировка заданных расчетных значений показателей и определение процента их выполнения

п/п


Показатели и их обозначения


Единица

измерения

Данные

Формулы для расчета показателей




плана

Скоррект.

расчета

отчета

%

выполнения

расчета


1 2 3 4 5 6 7 8
0

Приведенная продукция

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

млн. ткм прив. 45810 45810 53309 116,4

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

1

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиГрузооборот нетто


млн. ткм нетто экспл 42208 42208 49509 117,3

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

2

Пассажирооборот

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

млн. пасс.-км 3602 3602 3800 105,5

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

3


Работа дороги в среднем в суткиU, в том числе:

погрузка Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

прием груженых Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

выгружено Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

вагон


вагон

вагон

вагон



7835

3266

4569

2500



7835

3266

4569

2500



8891

4445

4446

3445


113,5

136,1

97,3

137,8

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

4

Рабочий парк вагонов

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

вагон 15357 18013,76 13336 74,03

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

5

Общий пробег вагонов

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

тыс. вагоно-км 1406932 1650331,24 1518704 92,02

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

6

Пробег груженых вагонов Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

тыс. вагоно-км 1082255 1269485,12 1124967 88,6

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

7

Грузооборот брутто

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

млн. ткм брутто 75974 89117,5 85958 96,5

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

8

Пробег поездов Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

тыс. поездо-км 27056 31736,69 30994 97,7

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

9

Процент вспомогательного (линейного) пробега локомотива к пробегу во главе поездов Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

% 7 7 4,2 60

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

10

Пробег локомотивов (линейный)

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

тыс. локомотиво-км 28952 33960,7 32336 95,2

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

11

Эксплуатируемый парк локомотивов Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

лок. 191 224,04 162 72,3

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

12

Полный рейс вагона Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

км. 495 495 463 93,5

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

13

Груженый рейс вагона Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

км 380 380 343 90,3

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

14

Техническая скорость Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

км/ч 50 50 44 88

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

15

Участковая скорость Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

км/ч 40 40 38 95

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

16

Среднесуточная производительность вагона Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

ткм. 7530 7530 10170 135,1

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

17

Среднее время оборота вагона Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


В том числе:

сутки

ч

1,96

47,1

1,96

47,1

1,5

36,0

76,5

76,4

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

17а

в движении Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

ч 9,9 9,9 10,5 106,1

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

17б

на промежуточных станциях Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

ч 2,5 2,5 1,7 68

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

17в

на технических станциях Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

ч 19,2 19,2 12,8 66,7
17г

под грузовыми операциями Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

ч 15,5 15,5 11,0 71

18


18а

Число грузовых операций за оборот Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

средний простой под грузовой операцией Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

операция


ч


20,95


20,95


14,29


68,2

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

19

Число технических операций за оборот Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

операция 4,95 4,95 4,63 93,5
20

Средний простой под технической операцией Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

ч 3,83 3,83 2,76 72,1

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

21

Среднесуточный пробег вагона рабочего парка Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

км 251 251 312 124,3

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

22

Процент порожнего пробега вагонов Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

% 30 30 35 116,7

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

23

Динамическая нагрузка груженого вагона Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

т 39 39 44 112,8

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

24

Динамическая нагрузка вагона рабочего парка Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

т 30 30 32,6 108,7

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

25

Масса тары вагона Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

т 24 24 24 100

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

26

Масса вагона брутто Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

т 54 54 56,6 104,8

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

27

Состав поезда Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

вагон 52 52 49 94,2

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

28

Масса поезда брутто Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

т 2808 2808 2774 98,8

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

29

Среднесуточный пробег локомотива Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

км 415 415 546 131,6

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

30

Среднесуточная производительность локомотива Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

тыс. ткм брутто 1089 1089 1454 133,5

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

31

Контингент локомотивных бригад Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

бригада 563 660,4 630 95,4

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


2. Характеристика грузовой и перевозочной работы дороги


Для определения значимости дороги сопоставляется объем перевозов на обследуемой со средним грузооборотом, приходящимся на одну дорогу сети. Величина среднего приведенного грузооборота, приходящегося на одну дорогу сети рассчитывается по формуле:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,


где Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги- приведенный грузооборот, выполняемый дорогами сети в текущем году; 16 – число железных дорог сети в текущем году.

По заданию в текущем году приведенный грузооборот сети составил 400 млрд. приведенных ткм.


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Вывод: Объем выполняемой на дороге перевозочной работы считается значительным, т.к. ее грузооборот превышает среднесетевую величину.

Для характеристики вида движения, преобладающего на дороге, определяется удельный вес грузовых и пассажирских перевозок в приведенной продукции из соотношения грузовых (или пассажирских) перевозок и приведенного грузооборота:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги;

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги.

Результаты расчетов заносим в таб. 2 гр. 5

Процент выполнения расчета = отношение данных отчета к данным плана.


Таблица 2

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиСтруктура грузовой и перевозочной работы и ее выполнение на дороге в 2008 году


Для характеристики района тяготения дороги определим транспортное сальдо дороги. Его рассчитаем как разницу показателей «отправлено» и «прибыло» или «вывоз» и «ввоз». Ввиду отсутствия в задании данных о величине отправления на дороге, о значении этого показателя можно судить по размеру «погружено вагонов», а о прибытии - по числу выгруженных транспортное сальдо положительное, т.е.


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Это свидетельствует о том, что дорога обслуживает район добывающей промышленности.

Характер перевозочной работы дороги отражает структура перевозок по видам сообщения. Однако в исходных данных объем перевозок по видам сообщения отсутствует. О структуре перевозок по видам сообщения с определенной условностью можно судить по размерам «погружено», «выгружено» и «прием груженых вагонов». Условно приняв, что объем перевозок в местном сообщении равен «вывозу»


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


можно считать что погружено на дороге на половину в местном сообщении, а на половину предназначено на вывоз. Тогда запишем


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


и определим удельный вес местного сообщения в работе дороги:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги.


Результаты расчета занесем в таблицу 2 гр., 5. Поскольку в местном сообщении «погрузка» равна «выгрузке»


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,


а «выгрузка на дороге» состоит из «выгрузки в местном сообщении» и «выгрузки груженых вагонов, принятых с других дорог»

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


запишем, что вывозХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги равен выгружено всего на дороге» Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиминус «выгружено в местном сообщении» Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги, которое равно половине «погружено на дороге»


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ваг.;

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги.


Тогда транзит на дороге определим по формуле


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиваг.


Удельный вес транзита на дороге определим по формуле:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги.


Результаты расчетов занесем в таблицу 2 гр., 5.

Т. к. доля транзита не превышает 50 % объема перевозок, и больше 25 % - грузовой, то работу дороги считают смешанной.

Характер перевозочной работы на дороге также отражает коэффициент местной работы. Его определим по формуле:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги.

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,


Он характеризует число грузовых операций, приходящихся на работу дороги.

Дорогу отнесем к дорогам со смешанным характером работы.

Результаты расчетов занесем в табл. 1.

Используя таб. 1.опишем грузовую и перевозочную работы обследуемой дороги:

Приведенный грузооборот ж. д. в отчетном году больше планового задания на 7449 млн. ткм. и что составило 16,4% и достигает 49509 млн. ткм. Перевыполнение плана по приведенному грузообороту обусловлено увеличением грузооборота тарифного на 7301млн. ткм., что составило 17,3 % от плана и увеличение пассажирооборота на 198 млн-км., при общем выполнении плана по видам сообщения . Абсолютный размер грузооборота по видам сообщений распределяется неравномерно: 136,1% - приходится на долю местного сообщения; 141% - на ввоз и 87,1% - на долю транзита.

Изменение структуры грузооборота по видам сообщений обусловлено значительным уменьшением доли транзитных перевозок.

В целом работа дороги по погрузке и приеме груженных вагонов перевыполнена на 1056 вагонов, в т.ч. выполнение по погрузке вагонов - 1179 вагонов, невыполнение по приеме груженных вагонов – 123 вагона, перевыполнение по выгрузке вагонов – 945 вагонов .

В дальнейшем необходимо уделить внимание на работу по приему груженных вагонов.


3. Оперативный анализ отклонения фактического уровня показателей объема перевозок и эксплуатации подвижного состава от их расчетных значений


Процент выполнения расчетных значений (или темп роста) показателей объема работы и использования подвижного состава определим как относительную величину. Например, процент выполнения приведенной продукции определим по формуле:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


темп роста приведенного грузооборота по формуле:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


где Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги, Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги – приведенный грузооборот в отчетном и базовом периодах.

Аналогично рассчитываем все показатели, характеризующие изменение фактического уровня показателей работы дороги относительно их расчетных значений. Результаты расчетов занесем в табл. 1, гр. 7.

На основании полученных результатов сделаем оценку выполнения плана грузовой и перевозочной работы, использования подвижного состава.

Приведенная продукция ж.д. в отчетном году достигла указанной величины, плановое задание выполнено на 116%. Выполнение плана по приведенной продукции обусловлено увеличением грузооборота на 7301 млн. ткм., и увеличением пассажирооборота на 198 млн. пасс-км.

План по грузообороту выполнен на 117%, что положительно сказалось на приведенный грузооборот, который в отчетном периоде увеличился по сравнению с расчетным, т. е. плановым заданием. Увеличение грузооборота связан с увеличением работы дороги на 13,5 % от плана и за счет увеличения среднесуточной производительности вагона на 2640 тонн-км., а среднесуточный пробег вагона рабочего парка увеличился на 61 км., и влияет на увеличение среднесуточной производительности вагонов, увеличением динамической нагрузки вагона рабочего парка на 2,6 т. или на 8,6% по сравнению с планом.

Увеличение среднесуточного пробега вагона рабочего парка обусловлено уменьшением полного рейса вагона на 32 км.

В отчетном периоде увеличился грузооборот брутто на 13,1% за счет увеличение пробега поездов на 14,5% повлияло также уменьшение массы поезда брутто на 1,2%.

На увеличение пробега локомотива на 11,6% повлияло снижение эксплуатируемого парка локомотивов на 15,1% и увеличение среднесуточного пробега локомотива на 31,6%.

Пробег вагона увеличился на 7,9%.

Анализ показывает, что увеличение по отчету приведенного грузооборота, эксплуатационного оборота и его расчетной величины расценивается как достоинство в работе дороги, которое обеспечивает снижение расходов дороги.

К недостаткам в работе дороги следует отнести снижение эксплуатируемого парка локомотивов, увеличение процента порожнего пробега вагонов на 16,6%, что с точки зрения интересов ж. д. расценивается как отрицательное явление.

4. Факторный анализ отклонения отчетных значений показателей объема грузовых перевозок от их расчетной величины


Анализ произведем исходя из взаимосвязи показателей статистики перевозок грузов. Изменение эксплуатационного грузооборота Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги тесно связано с тарифным грузооборотом Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги, который в свою очередь функционально связан с показателями «отправлено тонХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги и средней дальностью Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги, используя формулу:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Однако данные об отправлении и средней дальности в задании отсутствуют. Поэтому об их влиянии на тарифный грузооборот можно судить только косвенно.

Об изменении средней дальности можно судить по величине груженого рейса, величину темпа прироста которого возьмем из табл. 2, гр. 4, 6:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Об изменении размеров отправления можно судить по изменению показателей работы дороги Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогистатической нагрузки Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги. Их зависимость выражается формулой:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Насколько изменился объем перевозок за счет определяющих его факторов определим на основе использования взаимосвязи темпов роста ix темпов прироста mx индексов Ix.

Исходя из взаимосвязи темпов прироста, изменение отправления за счет определяющих его факторов рассчитаем по формуле


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Но поскольку статическая нагрузка в исходных данных отсутствует, то о ее изменении можно судить по динамической нагрузке груженого вагона qgr


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги.

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги.


Темпы прироста работы дороги Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги динамической нагрузки груженого вагона ,берем из табл. 2, гр. 7 (тх =ix-100%).

Определив, на сколько процентов отчетное значение отправления выше (ниже) его расчетной величины за счет отклонения отчетного уровня динамической нагрузки груженого вагона от расчетного уровня и на сколько процентов за счет изменения работы дороги, подсчитаем долю влияния собственного отправления Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги и приема груженых вагонХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги с соседних дорог в изменении объема перевозок соответственно по формулам:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Правильность проделанных расчетов проверим, пользуясь взаимосвязью темпов прироста работы дороги, собственной погрузки и приема груженых вагонов (эти показатели возьмем из табл. 2, гр. 7)

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги.


Об изменении средней дальности Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиможно судить по величине груженого рейса Rgr Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги величину которого берем из табл. 2, гр. 7.

Пользуясь темпами прироста груженого рейса и отправления, проверим правильность выполняемых расчетов об изменении тарифного грузооборота Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиопределяющих его факторов:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги;

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги.


5 анализ использования подвижного состава методом цепного разложения


Чтобы установить, за счет каких факторов и в какой мере достигнуто улучшение или допущено ухудшение показателей использования локомотивов и вагонов, воспользуемся методом последовательного исключения (методом цепного разложения). Метод основывается на взаимосвязи показателей использования подвижного состава. Схемы взаимосвязи показателей приведены на рис. 1,2. Этот метод применяется при условии, что факторные показатели независимы друг от друга.

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Рис. 1. Схема взаимосвязи показателей использования грузовых вагонов


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Рис. 2 Схема взаимосвязи показателей использования локомотивов

Наиболее общим синтетическим показателем использования грузовых вагонов является среднесуточная производительность вагона. С нее начнем анализ. Этот показатель на обследуемой дороге по отчету выше его расчетного значения на 2640 ткм, т.е. на 35 %.

Производительность вагона, как видно по схеме 1, зависит от динамической нагрузки вагона рабочего парка и среднесуточного пробега вагона. Аналитически эта зависимость выражается формулой


Fw = qfbSw.


Таблица 3

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиРасчет изменения производительности вагона от определяющих его факторов


На обследуемой дороге эти факторы по-разному повлияли и величину производительности вагона.

Если динамическая нагрузка вагона рабочего парка выше расчетной нормы в среднем на 2,6 т, т.е. на 8,7 %, и положительно повлияла на среднесуточную производительность вагона, то среднесуточный пробег вагона выше его расчетной величины на 61км в сутки, что положительно сказалось на производительности вагона.

Меру влияния каждого из этих факторов на среднесуточную производительность вагона определим методом взаимного исключения. Снижение относительно расчетного значения отчетного уровня производительности вагона за счет снижения его среднесуточного пробега рассчитаем по формуле:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ткм,


а за счет превышения динамической нагрузки груженого вагона рассчитаем по формуле:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ткм.


Общий результата влияния этих факторов составляет:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ткм.


Он отличается от фактического изменения производительности вагона относительно ее расчетного значения на величину:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ткм,


называемую «неувязкой». Неувязку перераспределяем по факторам поровну или пропорционально их величине, если влияние факторов значительно различается по абсолютной величине:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ткм

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ткм,


После распределения неувязки общее изменение производительности вагона за счет факторов составило:

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ткм.


Таким образом, за счет превышения расчетной нормы динамической нагрузки вагона рабочего парка на 2,6 т, т.е. на 8,7 %, среднесуточная производительность вагона увеличена относительно ее расчетной величины на 694 ткм, а за счет увеличения среднесуточного пробега вагонов на 61 км в сутки, т.е. на 24,3 %, среднесуточная производительность вагона увеличена на 1946 ткм. Все результаты расчетов занесены в табл. 3.

В свою очередь динамическая нагрузка вагона рабочего парка зависит от динамической нагрузки груженого вагона qg, и от процента порожнего пробега вагона aw. Эту зависимость математически запишем так:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги.


Рассмотрим степень влияния каждого фактора в отдельности (табл. 4).


Таблица 4

Расчет изменения динамической нагрузки вагона рабочего парка от определяющих ее факторов

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Определяем влияние qgr на qrb:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги т.

Определяем влияние awна qrb:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги т.


Из проделанных расчетов следует, что qgr положительно повлияла на уровень qrb тогда как показатель aw оказал отрицательное влияние. В итоге общее влияние составило:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги т.


Данные снижения динамической нагрузки вагона рабочего парка по отчету и по расчету не совпадают:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги т,


т.е. имеет место «неувязка».

Распределим нагрузку по факторам:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


где Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги;

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги т;


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги т.

Таким образом, из расчетов следует, что за счет превышения расчетной нормы динамической нагрузки груженого вагона на 5 т, т.е. на 12,8 % динамическая нагрузка вагона рабочего парка увеличена на 3,74 т, а за счет превышения процента порожнего пробега вагона рабочего парка - снижена на 1,14т. Общая сумма влияния двух факторов составила 2,6 т.

Данные эксплуатационной статистики не позволяют продолжить анализ использования мощности вагонов. Для выяснения причин отклонения отчетных значений динамической нагрузки груженого вагона от их расчетной величины необходимо привлекать данные статистики перевозки грузов, которые в исходных данных отсутствуют. Однако можно условно определить влияние условий и успешности работы коллектива дороги на уровень динамической нагрузки груженого вагона и вагона рабочего парка.

Примем, что влияние условий эксплуатации и качества работы коллектива на среднюю статическую нагрузку, а через нее и на динамическую нагрузку груженого вагона, соответственно пропорционально доле приема груженых вагонов Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги и погрузке в работе дороги:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги;

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги;


то влияние условий эксплуатации на динамическую нагрузку груженых вагонов рассчитаем следующим образом (см. табл. 1):


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги т,


а влияние качества работы коллектива дороги на динамическую нагрузку груженого вагона так:

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги т.


Как показали расчеты, за счет благоприятно сложившихся условий работы, выразившихся в приеме на дорогу вагонов, динамическая нагрузка которых выше нормы, динамическая нагрузка груженых вагонов на дороге выше ее расчетной величины на 2,9 т. А за счет усилий коллектива динамическая нагрузка груженых вагонов повышена на 2,1т. На сколько обеспечен рост динамической нагрузки вагона рабочего парка за счет увеличения динамической нагрузки груженого вагона благодаря успешной работе коллектива дороги рассчитаем следующим образом:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги т,


а на сколько за счет объективных условий - так:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги т.


Как видно из расчетов, благодаря усилиям коллектива динамическая нагрузка вагонов рабочего парка в среднем выше ее расчетной величины на 1,56т, а за счет благоприятно сложившихся условий - на 2,18т. Однако превышение расчетной величины процента порожнего пробега вагонов на 16,7% неблагоприятно отразилось на величине динамической нагрузки вагона рабо­чего парка. Это вызвало ее увеличение на 2,6 т.

Среднесуточный пробег вагона, который является обобщающим показателем использования вагонов во времени, зависит от полного рейса вагона и среднего времени оборота вагона. Эта связь выражается формулой:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Данная зависимость не может быть рассмотрена непосредственно, так как время оборота вагона зависит от полного рейса:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги.


Поэтому при анализе меры влияния факторов на величину среднесуточного пробега вагонов воспользуемся формулой:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги.


Из этой формулы следует, что анализу среднесуточного пробега вагонов должен предшествовать анализ полного рейса вагона и времени оборота вагона, а затем методом цепных подстановок можно определить их влияние на среднесуточный пробег вагона.

Полный рейс вагона зависит от груженого рейса и доли порожнего пробега вагонов. Аналитически эту зависимость выразим формулой:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Таблица 5

Расчет изменения полного рейса вагона от определяющих его факторов

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Подсчет меры влияния этих факторов на полный рейс произведем методом цепного разложения. Влияние груженого рейса на полный рейс рассчитаем по формуле:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогикм.


а влияние порожнего пробега по формуле:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ткм,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогикм.


Общее изменение полного рейса вагона по расчету составило 29,1 км. Оно отличается от фактического снижения полного рейса вагона на:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогикм.


Распределим неувязку:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги.

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги км.


Как показали расчеты, за счет снижения груженого рейса полный рейс вагона уменьшился на 50,18км, а за счет роста порожнего пробега вагонов полный рейс увеличился на 18,18 км. В итоге общее снижение полного рейса вагона составило 32 км.

Анализ времени оборота вагона Tw начнем с изучения его поэлементной структуры. Время оборота вагона состоит из времени в движении tdv ,времени простоя на промежуточных станциях tst под грузовыми tgr и транзитными ttr операциями. Это выражается формулой:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Таблица 6

Анализ времени оборота вагона

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Каждый из этих элементов зависит от элементарных факторов, складывающихся либо под влиянием условий (рейс вагона, вагонное плечо, число грузовых и транзитных операций за оборот), либо под влиянием качества работы дороги (техническая скорость, средняя продолжительность простоя вагона под одной операцией на промежуточных, грузовых и технических станциях).

Для анализа влияния этих факторов на время оборота вагона воспользуемся следующей аналитической формулой:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Анализ элементов времени оборота вагона сначала произведем в зависимости от факторов, отражающих условия работы, т.е. от полного рейса, от числа грузовых и технических операций.

Изменение времени в движении от полного рейса рассчитываем по формуле:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Как показали расчеты, в нашем примере время в движении в связи со снижением полного рейса на 32 км снизилось на 0,64 ч:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


время на промежуточных станциях - на 0,16 ч:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ч.


Время под грузовыми операциями в связи с уменьшением коэффициента местной работы увеличилось на 3,14 ч:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ч.


Время под техническими операциями в связи со снижением числа технических операций уменьшилось на 1,23ч:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ч.

Затем произведем анализ элементов времени оборота вагона от факторов, отражающих качество работы коллектива дороги, т.е. технической скорости, времени простоя под одной грузовой, под одной технической операцией, на одной промежуточной станции.

В связи со снижением технической скорости на 6 км/ч время в движении увеличилось на 1,26 ч:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ч.


В связи со снижением времени простоя на одной промежуточной станции время простоя на промежуточных станциях уменьшилось на 0,66 ч:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ч.


В связи со снижением времени простоя под одной грузовой операцией на 1,07 ч время под грузовыми операциями уменьшилось на 5,93 ч:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ч.


В связи со снижением времени под одной технической операцией на 0,32ч время под техническими операциями увеличилось на 4,95 ч:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ч.


Результаты расчетов занесем в табл. 7, в которой приводятся расчетные Tw0 , отчетные Tw1 и скорректированные Tw значения времени оборота вагона, его элементов и факторов, их определяющих, изменение времени оборота вагона в целом и каждого его элемента как под влиянием условий, так и качества использования вагонов. Правильность расчетов проверим, сравнив сумму изменений каждого из элементов времени оборота вагонов под влиянием условий и качества работы с общим изменением времени оборота вагона (гр. 6,7, 8 табл. 7):


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,


а также сравнив по каждому элементу их изменение под влиянием условий с разницей их расчетных и откорректированных значений:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ч,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ч,


и их изменений под влиянием качества работы с разницей их отчетных и откорректированных значений:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиХарактеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ч,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ч.


Сумма отклонений расчетных значений от откорректированных и откорректированных от фактических равняется сумме изменения времени оборота под влиянием условий и качества работы.

При анализе влияния качества работы коллектива на время оборота вагона и его элементов укажем на недостатки и достижения в работе коллектива. Так, в нашем примере, снижение времени простоя под одной грузовой операцией и на промежуточной станции рассматривается как достоинство в работе дороги, не вызвавший рост времени оборота вагона. В то же время снижение технической скорости, снижение времени под одной технической операцией позволили сократить время оборота вагона на 0,46ч.


6. Анализ влияния показателей использования грузовых вагонов на связанные с ними показатели методом цепных подстановок


Проведенный анализ полного рейса и времени оборота вагона позволяет проследить изменение среднесуточного пробега от определяющих его факторов. Анализ проведем методом цепных подстановок. Сущность метода цепных подстановок заключается в следующем:

1. На основе взаимосвязи показателей выявим, на каких показателях отражается невыполнение (перевыполнение) показателя, принятого за факторный. При этом воспользуемся либо схемами взаимосвязи показателей (см. рис. 1, 2), либо формулами их аналитической зависимости из табл. 2, гр.8.

Таблица 7

Влияние условий и качества работы на изменение времени оборота вагона

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


Например, сокращение среднего времени простоя под одной грузовой операцией Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиотражается на времени простоя вагонов под грузовыми операциями tgr на времени оборота вагона Tw его среднесуточном пробеге Sw производительности вагона Fw величине рабочего парка вагонов Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги.


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


2. Произведем расчет изменения всех показателей, на величине которых отражается изменение факторного показателя. При этом величину всех показателей, входящих в формулу аналитической зависимости в качестве весов, возьмем на уровне отчета, если они отражают условия работы, и на уровне базы, если они отражают качество работы. Например, при анализе изменения времени в движении от изменения полного рейса техническую скорость берут на уровне базы


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


поскольку она отражает качество работы. При анализе изменения времени в движении от изменения технической скорости относительно базы полный рейс берем на уровне отчета


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги


поскольку он отражает условия работы.

3. Расчет каждого последующего показателя цепочки аналитической зависимости произведем по формуле, в которой имеется либо факторный, либо ранее пересчитанный показатель. Например, расчет времени оборота вагона можно произвести по формулам:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги.


Если надо проанализировать влияние изменения времени под грузовыми операциями tgr на время оборота вагона Tw то расчет ведется по последней формуле, где имеется показатель, принятый за факторный tgr

Влияние изменения рейса вагона на среднесуточный пробег вагона рассчитаем по формуле:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги км/с.


Как видно из расчета, в связи с уменьшением полного рейса вагона на 32 км среднесуточный пробег вагона снизился на 10,87 км в сутки, и это несмотря на то, что уменьшение полного рейса положительно отразилось на времени в движении и простоя на промежуточных станциях, обусловив его снижение.

Анализ влияния элементарных факторов, определяющих время оборота вагона, на среднесуточный пробег вагона ведется отдельно по факторам, отражающим условия работы и качество использования подвижного состава на дороге.

Влияние условий и качества работы на среднесуточный пробег вагона рассчитаем соответственно следующим образом:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги км/с;

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги км/с.


Как видно из расчетов, под влиянием изменения условий работы среднесуточный пробег вагона снизился на 17,5 км в сутки, а за счет работы коллектива дороги среднесуточный пробег вагона перевыполнен на 77,3 км сутки.

В использовании подвижного состава на дороге могут быть как достижения, так и недостатки. Поэтому при оценке качества работы коллектива проанализируем влияние достижений в использовании вагонов на среднесуточный пробег вагона и недостатков Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

В нашем случае за счет уменьшения технической скорости и снижения времени под одной технической операцией позволивших сократить время оборота вагона, среднесуточный пробег вагона вырос на 83,4 км в сутки.


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги км/сут.


Напротив, превышение нормы простоя на промежуточной станции и под одной грузовой операцией, вызвав увеличение оборота вагона, обусловило снижение среднесуточного пробега вагона на 8,249 км в сутки:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогикм/с.


При этом может иметь место неувязка суммы изменения результативного показателя по факторам и его фактического изменения. Так, в нашем примере:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги км/сут.


Ее можно распределить по факторам или поровну, или пропорционально их величине.

Среднесуточный пробег вагона, как видно из схемы 1, непосредственно влияет на среднесуточную производительность вагона. Изменение производительности вагона рассчитаем также отдельно под влиянием факторов, отражающих изменение условий работы и характеризующих изменение качества использования вагонов:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ткм,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ткм.


Из расчетов видно, что за счет условий работы производительность вагона снизилась на 282,16 ткм нетто эксплуатационных, а за счет качества работы выросла на 2884,912 ткм. нетто эксплуатационных. Но если считать по факторам, то имеет место неувязка:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ткм.


по отчету Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ткм,ткм.


по плану и факторам (2)

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ткм.

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ткм.

В использовании вагонов имеют место как определенные достижения, обеспечивающие рост производительности вагона, так и недостатки, обусловившие ее снижение. Поэтому рассчитаем изменение производительности вагона как за счет высокого качества использования вагона, так и за счет недостатков в работе дороги:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ткм;

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ткм;


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогиткм;

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ткм.


Или рассчитаем Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дорогииначе:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ткм;

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ткм;

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги.


Как показали расчеты, за счет достижений в использовании вагонов по мощности и во времени производительность вагона увеличилась на 3155,032 ткм, а за счет передержки вагонов под техническими операциями и на промежуточных станциях производительность вагона снизилась на 270,12 ткм нетто эксплуатационных.

Изменение производительности вагона отражается на затрате парка вагона. При выполнении заданного объема работ с изменением производительности вагона рабочий парк вагонов изменится на величину:

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги,

Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ваг.

Выводы и предложения


На основе выявленных причин невыполнения планового задания и условий, способствующих перевыполнению плана, а также на основе результатов факторного анализа методом цепных подстановок произведем окончательную оценку работы дороги. Разработаем предложения по выполнению расчетного задания, по повышению качества работы дороги. На основе анализа недостатков в работе дороги и их причин выявляются резервы дороги по улучшению ее работы. При этом резервами дороги следует рассматривать только первичные показатели, такие, как элементы времени оборота вагона, техническая скорость, доля порожнего пробега вагона, динамическая нагрузка груженого вагона, процент вспомогательного пробега локомотива, средний состав поезда, среднесуточный пробег локомотива.

В заключение рассчитаем эффект от устранения недостатков в работе дороги, т. е. реализации резервов улучшения работы дороги. При условии устранения недостатков в использовании вагонов их производительность можно довести до следующего уровня:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ткм.


Повышение производительности вагона дает возможность освоить грузооборот меньшим парком. Возможная экономия парка составит:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ваг.


где t - число суток в отчетном периоде. В нашем примере данные за ме­сяц, поэтому t= 30 суток.

В условиях роста грузооборота создается возможность без пополнения парка вагонов освоить дополнительный грузооборот. В нашем примере он составит за месяц:


Характеристика грузовой и перевозочной работы железной дороги ткм.


Список литературы


Козлов Т.И., Поликарпов Е.П. Статистика железнодорожного транспорта Учебник для вузов — Транспорт, 1990.

Глущенко И.Н., Феоктистов В.А. Методика анализа эксплуатационной деятельности железной дороги и пути повышения эффективности и качества ее работы. М.: ВЗИИТ, 1986.

Глущенко И.Н. Статистический анализ работы железной дороги и пути повышения ее эффективности в новых условиях хозяйствования. М.: ВЗИИТ, 1990.

Поликарпов А.А., Вовк А.А. Статистика железнодорожного транспорта. Учебник. — М.: Маршрут, 2006.

Методические указания по статистике железнодорожного транспорта, Москва,1999.

Похожие работы:

  1. • Проблемы развития и планирования работы Львовской железной ...
  2. • Претензии к железной дороге
  3. • Развитие железных дорог мира во второй половине 19-20 вв.
  4. • Внешнеэкономическая деятельность Забайкальской железной ...
  5. • Основы управления перевозочным процессом
  6. • Определение местного и транзитного грузооборота новой ...
  7. • Оборудование двухпутного участка железной дороги
  8. • История развития железной дороги
  9. • История железной дороги Санкт-Петербург - Москва
  10. • Сооружения электроснабжения железных дорог
  11. • Путешествия по железной дороге
  12. • Международные железнодорожные перевозки
  13. • Железные Дороги России
  14. • Экономически выгодные пассажирские перевозки ...
  15. • Особенности эксплуатационной работы железных дорог
  16. • Российская железная дорога РЖД
  17. • Структура и организация работы Южно-Уральской ...
  18. • Бухгалтерский учет на железнодорожном транспорте
  19. • Оборудование участка железной дороги устройствами ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com