Оглавление
Введение
1. Профессиональное воспитание и обучение специалистов социальной работы
2. Коммуникативная профессиограмма и профессионализм социального работника
3. Профессионально – этические и духовно – нравственные качества социального работника
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Актуальность курсовой работы заключается в том, что профессия специалиста по социальной работе пользуется все большим уважением в России. Ее престиж возрастает по мере развития территориальных служб, становления новых социальных учреждений. Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием в стране, специалисты по социальной работе играют большую роль в системе социальной защиты населения, создании государственно-общественного института возрождения человеческого достоинства в России. В России появилась осознанная потребность в социальных работниках.
Социальная работа как вид профессиональной деятельности была введена в Российской Федерации в 1991 году. Спектр социальной работы, социальной помощи населению исключительно многообразен. В широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения. В настоящее время выполнение этой многообразной деятельности осуществляют как специально подготовленные квалифицированные работники, имеющие высшее или среднее специальное образование, так и те, кто получил определенные знания на курсах, а также люди, участвующие в этой работе по зову своего сердца и души.
В 1995 году десять российских вузов осуществили первый выпуск профессиональных социальных работников, которым вручены дипломы специалиста социальной работы.
В Белгородском университете потребительской кооперации специальность «Социальная работа» открыта в 2002 году. Формирование системы социального обслуживания населения востребовано не только новой концепцией социальной работы, но и подготовкой квалифицированных специалистов по социальной работе [2, с.10].
Прежде чем рассматривать поставленные ниже задачи, необходимо определиться, что такое социальная работа, и кто такие социальные работники.
Социальная работа - профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации [15].
В нашей стране наиболее актуальной проблемой в области социальной работы является признание ее как важнейшей деятельности, подтверждающей степень социальной защищенности личности, соблюдение первейших прав человека, уровень гуманизации общества.
Социальный работник – человек, который в силу своих должностных и профессиональных обязанностей, оказывает все (или отдельные) виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой возникших у них проблем [7, с.264].
Разноплановость социальной работы предполагает, что социальный работник может выступать как социальный управленец, организатор, социальный педагог, социальный медицинский работник, психолог, юрист, социолог. Объектами деятельности социального работника являются: конкретный человек, семья, микрорайон, производственный коллектив, специализированные службы, профсоюзы, общества, благотворительные организации, сфера образования, здравоохранения, армия, правоохранительные учреждения.
Цель данной курсовой работы - изучить методы, принципы профессионального воспитания и обучения социального работника, а так же сформировать для себя определенные знания и навыки, необходимые для начинающего специалиста социальной работы.
Исходя из поставленной цели в курсовой работе поставлены и раскрыты следующие задачи:
- рассмотреть процесс подготовки социальных работников;
- познакомиться с профессиональными особенностями социальной работы;
- выяснить какими качествами должен обладать социальный работник
Объектом исследования данной курсовой работы выступает система социального образования, профессионального обучения социального работника.
Предметом исследования является процесс формирования и развития личности социального работника как профессионала в системе многоуровневой подготовки.
Одним из основополагающих методологических принципов в постановке цели и задач выступает антропологический подход. В современных условиях существует практическая необходимость интеграции наук о человеке в единую комплексную дисциплину – человековедение или антропологию.
Для написания курсовой работы были использованы: учебные пособия и научные статьи следующих авторов: Е.И. Холостовой, Е.Г.Студеновой, И.М. Невлевой, Л.В.Соловьевой, М.В.Фирсов, П.Д. Павленка, С.А. Коваль.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
1. Профессиональное воспитание и обучение специалистов социальной
работы
Как известно, в настоящее время специалисты по социальной работе трудятся практически во всех странах мира. В ряде западных стран их начали готовить еще в начале прошлого века, но особенно масштабный характер эта работа приняла в середине и второй половине двадцатого века.
Специалист по социальной работе – специалист в области социальной работы, обладающим высоким общекультурным, интеллектуальным и нравственным потенциалом, профессиональной подготовкой и необходимыми личностными качествами, позволяющими эффективно выполнять профессиональные функции по изучению социально-экономических и социально-психологических условий жизни социальных групп, слоев, семьи и отдельного человека с целью применения адекватных методов социальной защиты, поддержки реабилитации и других видов социальной работы, применения различных социальных технологий [7, с.265].
Остановимся на значении вопроса профессионального воспитания и обучения специалистов.
Зеер выделяет пять стадий самодвижения личности к вершинам профессионализма:
- оптация (желание) – это осознанный выбор профессии;
- профессиональная подготовка – это приобретение опыта теоретической и практической деятельности;
- профессиональная адаптация – освоение новой профессиональной роли, умение самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность;
- профессионализация – квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;
- профессиональное мастерство – творческое раскрытие личностных качеств в профессиональной деятельности.
Профессионализм в социальной работе складывается на основе личностных и профессиональных качеств. Для этого необходимо решение следующих условий:
- развитие личностного интереса к выбранной профессии;
- формирование профессионально-мотивационной установки на деятельность;
- формирование профессионально-личностной «Я – концепции»; [2, с.248].
Таким образом, профессионализация – важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального самоопределения и профессиональной адаптации. На социального работника возлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает общественную значимость, становится условием развития как производственных, так и социальных отношений [14].
Для решения профессионального выбора необходимо сформировать вектор личностно-профессиональной цели:
- чего человек ожидает от своей профессии;
- что следует предпринять, чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности;
- что необходимо сделать, чтобы реализовать личностные качества и интересы.
Социальный работник должен формировать особые личностные качества.
Социальный работник помогает социально-больным людям и обществу освободиться от негативных явлений. Этим социальный работник изменяет общественное сознание, так как индивидуальное и общественное сознание взаимосвязаны между собой, изменяя самосознание личности.
В процессе формирования личности социального работника, ведущая роль принадлежит профессиональному воспитанию. Профессиональное воспитание может осуществляться в трудовой и общественной жизни – это эмпирический подход. Профессиональное воспитание также является результатом подготовки квалифицированных специалистов – социальных работников.
Подготовка социальных работников включает определенные требования:
- возможность освоения принципов гуманизма и способов проявления человеколюбия.
- творческая направленность процесса обучения;
- вхождение в систему профессиональной деятельности «человек – человек»;
- обучение методам самоорганизации;
- создание условий для поощрения уникальности личности будущего социального работника, способного проявлять индивидуальный стиль работы;
- создание условий для формирования позитивной «Я – концепции» личности;
- организация учебного процесса на приобретение знания и формирование духовных свойств личности, воспитание души [2, с.249].
В процессе формирования личности социального работника важную роль играет профессиональное воспитание.
Профессиональное социальных работников включает в себя профориентацию, овладение профессией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации и наставничество. Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития [14].
Цели и мотивы профессионального воспитания способствуют стремлению занять в обществе активную жизненную позицию. Профессиональное воспитание – это понимание труда как ценности, отношение к профессии социального работника как особому виду духовной культуры и духовно-практической деятельности. Профессиональное воспитание – это приобщение обучающихся социальной работой к профессиональному труду в качестве субъекта этой деятельности.
Личностно-ориентированная направленность профессионального обучения и воспитания включает:
- профессиональное становление будущего социального работника формирует его внешний и внутренний мир;
- через профессиональное воспитание происходит профессиональное самоопределение как осознание целей, жизненных смыслов, выработку философско-мировоззренческой позиции.
- признание приоритета общечеловеческих ценностей и ориентации на культурные традиции России;
- практическое освоение профессии социального работника следует начинать с учебной группы, с отношений с другими людьми;
Принципы профессионального воспитания:
- принцип творческого саморазвития личности, включающий:
а) сочетание логического и эвристического, рационального и эмоционального;
б) саморазвитие через непрерывное самосовершенствование;
в) распространение собственного опыта и знаний.
- принцип самопознания:
а) ориентация на рефлексивное мышление;
б) осознание своих сильных и слабых качеств;
в) использование сильных качеств личности;
г) анализ причины своих успехов и неудач.
- принцип приоритета практики:
а) понимание необходимости изучения теории и признание принципа, что критерием истины является практика;
б) практическая реализация своих идей;
в) изучение теории с целью последующего применения.
- принцип сотворчества преподавателей и обучающихся как творческих и саморазвивающихся личностей:
а) проявление доверия, терпимости;
б) решение общих задач.
- принцип историзма:
а) изучение истории социальной работы;
б) использование опыта прошлого с целью его применения.
Профессиональной особенностью социальной работы является её пограничный характер, или знание смежных профессий: психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и др.
Посреднический характер социальной работы раскрывается в следующих направлениях:
- между клиентом и различными социальными институтами;
- между клиентом и другими специалистами;
- между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента;
- между клиентами [2, с.251].
Профессиональная роль социального работника обусловлена местом индивида в системе объективных социальных отношений и осуществляемыми им функциями.
Уровни профессиональной деятельности социального работника (И.А. Зимняя) включают: практическую социальную работу с клиентом; организацию и координацию этой работы; управление социальной работой на уровне социальных служб; обучение социальной работе; исследование в социальной работе.
Выделяют группы профессиональных ролей социального работника: практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, исследователь.
Каждая профессиональная роль имеет свои специфические особенности и включает определенные функции. Например, функция посредника, социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом.
Осуществление функций социального работника предполагает определенные условия:
- понимание социальным работником проблем клиента;
- способность социального работника адекватно воспринимать жизненные проблемы клиента;
- знание социальных ресурсов, которыми располагают учреждения и организации;
- знание возможностей смежных профессий, для привлечения их представителей;
- взаимопонимание различных специалистов при посредничестве социального работника;
- передача клиентом своих полномочий социальному работнику;
- доверие сторон посреднику.
Профессиональные роли социального работника могут быть дифференцированы. Так профессор И.А. Зимняя определяет 13 профессиональных ролей.
- «Определитель клиента» – находит клиента, устанавливает факторы, побудившие проблемы;
- брокер – социальный работник направляет нуждающихся людей в соответствующие службы;
- посредник (буфер) – социальный работник между людьми с целью помочь преодолеть разногласия;
- адвокат (защитник) – социальный работник борется за права и достоинства людей, нуждающихся в помощи;
- оцениватель – социальный работник собирает информацию, оценивает проблемы людей;
- мобилизатор – социальный работник собирает, активизирует, организует действия для решения проблем;
- учитель – социальный работник передает информацию, знания.
- корректор поведения – социальный работник вносит изменения в поведенческие стереотипы;
- консультант – помогает решить клиенту проблемы;
- проектант сообществ – социальный работник, планирующий развитие программ деятельности;
- менеджер информации – социальный работник собирает информацию об окружающей среде;
- администратор – социальный работник, управляющий социальной службой;
- практик – конкретная помощь социального работника на местах.
Знание и использование функций способствует повышению эффективной деятельности социального работника [2, с.253].
Основополагающими для будущего специалиста социальной работы являются такие гуманистические ценности, как человеческое достоинство и толерантность, социальная справедливость и гуманизм, социальная активность, зафиксированные в кодексе этики, принятых профессиональными объединениями социальных работников. Социальное действие специалиста при этом является ценностным, заключающимся в поддержании, реабилитации, развитии клиента.
При формировании профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки необходимо ориентировать его на гуманистические ценности, значимые для общества, и акцентировать внимание на формирование личностных качеств специалиста социальной работы (гуманизм, тактичность, эмпатия и др.) как профессионально ценностных (приложение) [1, с.76].
Эмпатия – (от греч. empatheia - сопереживание) – качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, разделять их переживания. Как показывают психологические исследования, эмпатию трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Эмпатия сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного [15].
Таким образом, определяющим условием развитие личности специалиста как профессионала – специалиста социальной сферы – выступает тенденция взаимообусловленности формирования профессиональной деятельности и личности социального работника. Эта тенденция отражает известную закономерность: личность развивается и проявляет себя, свою сущность в деятельности. Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной социально-профессиональной группы свойства, качества, личность оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность.
2. Коммуникативная профессиограмма и профессионализм
социального работника
Процесс человеческого общения реализуется в различных формах: это межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение и др.
Общение – это взаимодействие, или коммуникация, взаимоотношение, сторонами которого являются люди [2, с.253].
Общение характерно для всех сфер жизни людей, это условие и средство формирования систем отношений общества и самого человека. Специфика социальной работы состоит в том, что при решении стоящих перед ней проблем она прямо или косвенно затрагивает все формы и виды общественных отношений и деятельности людей, все стороны общества. Выявление и решение этих проблем осуществляется, прежде всего, посредством установления и поддержания контактов с представителями государственных служб, общественных организаций и объединений, гражданами и социальными группами, нуждающимися в помощи, защите, поддержке. Это требует, в свою очередь, высокого развития у социальных работников коммуникативных способностей.
Профессор В.И. Курбатов включает в процесс общения следующие условия:
- формирование и развитие личности (социализацию индивида);
- развитие общества и общественных отношений;
- обмен результатами деятельности;
- создание и развитие общественных механизмов взаимодействия людей;
- социально-психологическую адаптацию людей;
- обмен эмоциями;
- обучение, передачу умений и навыков;
- обмен информацией;
- обмен деятельностью;
- формирование отношения к себе, к другим, к обществу в целом.
Общение выражается во взаимоотношениях типа:
- «Я – Я» (индивидуально-личностный тип общения);
- «Я – Мы» (индивидуально-коллективный тип);
- «Мы – Мы» (коллективно-общественный тип).
Каждый тип общения имеет свои черты, цели, задачи.
Социальный работник использует индивидуально-личностный тип общения, умение выслушать, понять, объяснить, доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.
Коммуникативная программа социального работника – это умение социального работника владеть коммуникативной техникой. Для этого социальный работник должен:
- знать речевой этикет и уметь его использовать;
- уметь формировать цели и задачи делового общения;
- организовать общение и управлять им;
- анализировать предмет общения, т.е. разобрать жалобу, заявление и конкретно ответить;
- владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией;
- уметь вести беседу, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, прения, диспут, деловое совещание, деловые переговоры;
- уметь доказывать, обосновывать, аргументировать, убеждать, делать оценки и предложения;
- владеть техникой речи, риторическими приемами, правильно строить речь;
- с помощью слова проводить психотерапию, корректировать поведение клиента; [2, с.255].
Таким образом, задача социального работника – помочь клиенту обрести себя, найти свое место в жизни, сориентироваться в социальных отношениях, и общение является важным инструментом в этом процессе.
При рассмотрении личностных качеств социального работника, важно учитывать его «профессиональную компетентность» и «профессионализм» [2, с.255].
Под профессиональной компетентностью подразумевается сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем (К.М. Оганян) [10, с.263].
Профессиональная компетентность содержит:
- управленческую компетентность, включающую теоретические и практические знания или социальный опыт;
- психолого-педагогическую компетентность, которая складывается на основе знаний психологии и педагогики [2, с.255].
Профессионализм – это высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности.
Анализ исследований по этой проблеме позволил выделить следующие группы показателей профессионализма личности и деятельности социального работника [14].
Объективные показатели – это насколько человек соответствует требованиям профессии, его вклад в социальную практику. Это решение проблем клиента, оказание помощи, профессиональные знания и умения, осуществление посреднической миссии между клиентом и государственными структурами, умение быть организатором, координатором.
Субъективные показатели – это насколько профессия соответствует требованиям личности, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью.
Таким образом, профессионального социального работника характеризует высокая эффективность труда в сочетании с внутренним желанием оставаться в профессии.
Субъективным показателем профессионализма является его устойчивая профессионально-гуманистическая направленность;
- процессуально-результативные показатели – это достижение личностно желаемых результатов в труде. Критериями эффективности деятельности социального работника может быть: анализ состояния проблем клиента и результатов их решения, оценка социально-психологической обстановки или микроклимата в социуме;
- процессуальные показатели – использование современных социальных методов, приемов, технологий;
- нормативно-этические показатели – насколько усвоил социальный работник принципы профессии, умеет соблюдать честь и достоинство профессии;
- показатели наличного базиса – это уровень профессионализма личности, знания, умения, качества личности;
- прогностические показатели – умение видеть перспективы роста, профессионального развития;
- показатели профессиональной обучаемости – стремление к повышению уровня профессиональной квалификации;
- показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе – умение заинтересовать общество результатами своего труда;
- технологические показатели – это личностно-технологический показатель специалиста по социальной работе, контроль и самоконтроль результатов деятельности;
- показатели инновационного характера – это новаторство, творчество в применении различных технологий.
Нововведения или инновационные показатели делятся на:
- модифицирующие (обновление технологии социальной работы);
- комбинаторные – личностный подход социального работника, различные методы, приемы;
- радикальные – изменения подхода в связи с требованиями времени и конкретной ситуацией.
Показателями профессионализма социального работника являются:
- профессиональная объективность и нейтралитет, чтобы не потерять объективность в отношениях, заинтересованность в решении проблемы клиента;
- предвидение, активизация и использование возможностей самого клиента – научить клиента использовать собственные жизненные ресурсы;
- качественно-оптимальный уровень взаимоотношений с клиентом – т.е. между социальным работником и клиентом складывается качественно эффективный уровень взаимоотношений, где социальный работник умеет отстоять активную линию своего поведения.
Профессор Шмелев считает, что профессионалом является социальный работник, который:
- соответствует требованиям профессии, т.е. своей деятельностью вносит определенный вклад в социальную политику и социальную практику;
- имеет личностно мотивационную готовность, профессионально необходимые качества, стремится к результативности своего труда;
- достигает желаемых обществом результатов по социальной помощи, поддержке, адаптации и реабилитации людей;
- использует эффективные методы, приемы, технологии в целях социальной защиты населения;
- осознает значимость профессии в обществе;
- использует в своей деятельности творческий, новаторский компонент;
- повышает квалификацию, самообразование, изучает отечественный и зарубежный опыт;
- имеет необходимый уровень профессиональных и личностных качеств, знаний, умений;
- социально активен в обществе, ищет пути решения профессиональных, социальных проблем.
Профессор Лавриненко предлагает классификацию принципов социальной работы:
- социальный работник должен сознательно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации;
- социальный работник должен заниматься клиентом как целостной личностью, учитывая его биологическое, психологическое, социальное и духовное состояние;
- социальный работник должен вести деловые отношения с клиентом, соблюдая его достоинство, т.е. проявлять человеколюбие;
- социальный работник должен видеть в клиенте индивидуальность, уважать его как личность;
- социальный работник должен предоставлять клиенту современное видение его проблемы, внушать чувство оптимизма и готовность к сотрудничеству;
- социальный работник должен основываться на знании возможностей клиента, его физических, психологических, социальных потребностей;
- социальный работник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его проблем, оказывать содействие и уверенность.
Задачи, поставленные социальным работником перед клиентом:
- клиент воспринимает социального работника как помощника в решении проблем;
- клиент видит в социальном работнике специалиста, знания которого может использовать в своих интересах;
- клиент видит в социальном работнике равного соучастника в решении проблемных ситуаций.
Социальный работник должен способствовать максимальному самоопределению клиента, это означает, что:
- клиент имеет право свободно выбирать пути решения проблем;
- право свободы соотносится с законом и властью, правилами и инструкциями;
- это право распространяется на людей, имеющих психические, физические отношения. Ответственность социальный работник берет на себя.
Социальный работник должен помочь клиенту приобрести навыки самоуправления с возникающими ситуациями, использовать необходимые средства и помощников.
Социальный работник должен работать с клиентом конфиденциально.
Отмечают две формы конфиденциальности:
- абсолютная – информация, данная клиентом, не может быть никому передана социальным работником. Социальный работник находится под защитой определенных государственных органов, которые дают ему юридическое право самостоятельно принимать решение в связи с полученной информацией;
- относительная – социальный работник действует в рамках профессионально-этического кодекса существующих законов.
Социальный работник должен оставаться верным философии нормализации, т.е. приведение в норму, сведения к минимуму, изоляцию в общественной среде умственно и физически неполноценных людей.
Социальный работник должен постоянно оценивать прогресс в деле изменения людей, контролировать и оценивать процесс изменения [2, с.259].
Таким образом, профессию социального работника можно назвать коммуникативной, поскольку ее практическая деятельность подразумевает общение, и успех этой деятельности значительно зависит от ее коммуникативной компетентности – в межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии, межличностном восприятии. Профессиональные знания и умения социального работника формируются при изучении соответствующих дисциплин, цель которых состоит в формировании умений выслушать своего подопечного, адекватно интерпретировать текст его письма (заявления, просьбы, жалобы) и составить соответствующие документы в целях социальной поддержки, убедительно провести беседу с клиентом или переговоры с чиновником по защите социальных прав.
3. Профессионально – этические и духовно – нравственные качества
социального работника
В личности социального работника сочетаются: гуманное отношение к человеку, предрасположенность к работе с людьми, глубокая мотивация к деятельности, психологическая подготовка.
В отечественной и зарубежной литературе предпринимается попытка вывести профессионально-этические качества социального работника.
Американские ученые Хоппс и Пиндерхьюс подчеркивают, что ряды социальных работников должны пополнять талантливые люди, способные критически мыслить, отвечать на просьбы о помощи.
Профессионально-личностные характеристики социального работника даны специалистами из Швеции, Великобритании, США, Германии, Финляндии, Израиля и др. стран – все они предлагают глубокое осознание профессии и современные требования к ней.
В 1994 г. на Международной конференции социальных работников нормы профессиональной компетентности и моральной ответственности были представлены в документе: «Этика социальной работы: принципы и стандарты». В этом документе подчеркнуто, что этические знания – необходимая часть профессиональной деятельности социального работника.
В 1995 г. принят Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В ст. 25 закона: «Кадровое обеспечение социальных служб» отмечено: «Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг».
Требования к профессионально-этическим качествам социального работника определяются:
- уровнем культуры современного общества и его отношением к социальной работе, этическими представлениями социального работника, национальным менталитетом и социальными традициями;
- международными требованиями к квалификации социального работника, реализованные в странах Европы;
- объективными потребностями становления и развития социальных служб.
- многовариантностью решения социальных проблем во имя человечества.
Этический кодекс социального работника включает:
- требования к специалисту по нормативно-правовой базе РФ;
- принципы и стандарты этического поведения специалиста;
- личностные качества, присущие социальному работнику как профессионалу.
Требования к специалисту по нормативно-правовой базе РФ:
- иметь фундаментальные знания в области гуманитарных и социально-экономических наук, быть способным анализировать общественные процессы и явления, активно использовать эти знания в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- знать нравственно-этические и правовые нормы, регулирующие отношения людей в обществе, их отношение к окружающей среде, учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
- иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы;
- быть способным продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
- владеть умениями и навыками самосовершенствования;
- владеть культурой мышления, знать его общие законы, быть способным в письменной и устной речи правильно (логично) излагать свои мысли;
- уметь организовать свой труд, владеть компьютерными технологиями сбора, хранения и обработки (редактирования) информации в сфере своей профессиональной деятельности;
- владеть знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческого факторов;
- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний [2, с.260].
Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применять на практике. В квалификационном справочнике социальному работнику предписан весьма широкий перечень должностных обязанностей.
Социальный работник обязан:
выявлять семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья;
устанавливать причины возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций (по месту работы, учебы, в семье и т.д.), оказывать им содействие в разрешении этих трудностей и социальную защиту;
участвовать в совместной деятельности различных общественных и государственных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи нуждающимся группам населения;
оказывать помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам;
проводить психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением;
выявлять и оказывать содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;
организовать общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, выступать (в необходимых случаях) в качестве их общественного защитника в суде;
участвовать в работе по созданию центров социальной помощи семье;
организовывать и координировать работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений [4, с.471].
Основные функции в деятельности социального работника:
реализация диагностической функции предполагает изучение социальным работником особенностей группы, слоя, отдельного человека, степени и направленности на них микросреды и постановку «социального диагноза»;
прогностическая функция реализуется путем программирования и прогнозирования влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработки определенной модели социального поведения этих субъектов;
предупредительно-профилактическая функция позволяет предусмотреть и привести в действие социально-правовые, юридические, психологические и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, организовать оказание социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечить защиту прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи. Предупредительно-профилактическая функция, таким образом, направлена не только на оказание всевозможной помощи и поддержки уже оступившимся, слабо защищенным слоям, но и на предупреждение всевозможных негативных последствий в положении, поведении, деятельности слоев, групп людей, отдельных личностей;
правозащитная функция в социальной работе предусматривает использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения. Это касается как населения, проживающего в стране, так и той части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами;
в соответствии с социально-педагогической функцией социальный работник призван выявлять интересы и потребности людей в различных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества, туризма) и привлекать к работе с ними различные учреждения, организации, общественные, творческие и другие союзы, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и т.д.
психологическая функция предполагает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся, призвана способствовать социальной адаптации личности;
при реализации социально-медицинской функции социальный работник обязан организовать работу по профилактике здоровья, помогать овладевать основами оказания первой медицинской помощи, культурой питания, санитарно-гигиеническими нормами, организовать работу по планированию семьи, формировать ответственное отношение к сексуальному поведению, содействовать подготовке молодежи к семейной жизни, развивать трудотерапию, способствовать формированию здорового образа жизни;
в деятельности социального работника важна реализация социально-бытовой функции, а именно: социальный работник обязан способствовать в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (особенно инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.) в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта;
коммуникативная функция призвана устанавливать контакты с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовывать обмен информацией;
рекламно-пропагандистская функция социальной работы проявляется в организации рекламы социальных услуг, в пропаганде идей социальной защиты человека;
нравственно-гумманистическая функция придает социальной работе высокие гуманистические цели, создает условия для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе;
реализация организационной функции состоит в том, чтобы способствовать организации социальных служб на предприятиях и учреждениях, а также по месту жительства, привлекать к их работе общественность [2, с.368].
Согласно Государственному стандарту по циклу общепрофессиональных дисциплин направления (социальной работы) специалист должен:
знать специфику работы в различной социальной среде;
знать и уметь использовать передовой отечественный и зарубежный опыт социально-культурной деятельности;
уметь обеспечивать посредничество, с одной стороны, между личностью и семьей, а с другой – между различными общественными и государственными структурами;
уметь обеспечивать связи между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом;
уметь оказывать влияние на отношение между людьми и ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к выполнению социально-значимой деятельности;
уметь работать в условиях неформального общения, способствовать проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента;
знать основные психические функции и их физиологические механизмы;
уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей и т.п.), интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики и психической саморегуляции;
иметь научное представление о социологическом подходе в трактовке личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностей и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах социальных процессов;
знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, типы и структуры социальных организаций и институтов;
владеть основами социологического анализа;
знать основы общей педагогики и ее специальных разделов;
знать формы, средства и методы педагогической деятельности;
знать и уметь использовать формы и методы воспитательной работы и просвещения;
знать национальные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции регионов и уметь использовать их в социальной работе;
знать нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, прав несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов и обеспечивающие их социальную защиту;
знать основы уголовного и гражданского права;
знать порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения;
знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни;
уметь вести организационно-управленческую деятельность на различных объектах профессиональной деятельности;
уметь оказывать первую медицинскую помощь.
По циклу специальных дисциплин направления (социальной работы) специалист должен:
владеть методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, уметь использовать полученные знания в реальных проектах;
владеть процедурой и методами социальных инноваций, творчески использовать инновации в практике социальной работы;
знать особенности социальной экологии, методы оценки состояния окружающей среды, владеть экологической культурой;
знать и уметь разрешать актуальные проблемы геронтологии, уметь организовать медико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста, знать специфику социальной работы с этим контингентом;
применять полученные знания в решении современных проблем занятости населения, уметь вести социальную работу среди безработных, оказывать им моральную и материальную поддержку, помощь в трудоустройстве;
уметь использовать знания специальных разделов психологии и педагогики социальной работы;
знать и уметь применять методы социальной статистики, использовать статистические измерения в социальной работе;
уметь вести социальную работу с учетом современной этнографической и демографической ситуации;
знать конкретный опыт деятельности территориальных органов и центров солильной защиты населения и уметь использовать его в практической деятельности;
владеть методикой исследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов в социальной сфере, уметь использовать и внедрять полученные результаты исследований;
знать и использовать в практической деятельности особенности специализированной подготовки: организации помощи населению, социальной работы в трудовых коллективах, медико-социальной помощи населению, социальной работы с молодежью, семьями и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работы с пожилыми людьми и инвалидами, организации пенсионного обеспечения населения, экономики и менеджмента в социальной сфере [4, с.474].
Социальным работникам необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы.
Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно только обладая знаниями и опытом социального работника, его полномочиями (должностью), статусом (правами) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительно качествами, талантом) и личной привлекательностью.
Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал [7, с.201].
Социальный работник должен быть профессионально тактичным (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента и т.д.); обладать эмоциональной устойчивостью, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам.
Все это требует действительно неординарных личностных качеств соционома. В специальной литературе чаще всего отмечают такие качества, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатийность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь [2, с.374].
Личностные качества социальных работников подразделяются на три группы.
К первой группе личностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.
Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
К третьей группе личностных качеств социального работника относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и т.д.
Реализация указанных качеств определена названием «профессиональная», «трудовая этика» социального работника [4, с.478].
Зарубежные и отечественные специалисты руководствуются в понимании профессиональной этики социального работника «Кодексом этики Национальной Ассоциации социальных работников (НАСР)», принятым в США в 1979 г.
Этические принципы в нем представлены в шести основных разделах, которые определяют поведение социального работника и исполнение им своих обязанностей, моральные обязательства социального работника перед клиентами, коллегами, организациями, работодателями, профессией, перед обществом.
Первый раздел «Поведение и облик социального работника» включает в себя пять принципов. В соответствии с ними социальный работник должен поддерживать высокие стандарты своего персонального поведения, быть компетентным и совершенствовать свое профессиональное мастерство, профессиональные обязанности рассматривать как свои прямые обязанности, быть честным и беспристрастным.
Во втором разделе излагаются «Этические обязательства социального работника к своим клиентам». В нем указывается на первостепенность интересов клиента, на необходимость воспитания у него максимума самостоятельности, на необходимость конфиденциальности и сохранения тайны в работе с клиентом, установления справедливых, разумных, соизмеримых с оказанной помощью гонораров.
Третий раздел «Этические обязательства социального работника по отношению к своим коллегам» включает два положения. Согласно одному из них социальный работник должен обращаться с коллегами с уважением и доверием. Они должны быть друг к другу вежливы и справедливы.
В четвертом разделе «Этические обязательства социального работника по отношению к работодателям и организациям, нанявшим его» указывается на необходимость твердо выполнять обязательства, взятые на себя социальным работником.
Пятый раздел «Этические обязанности социального работника по отношению к своей профессии» включает три положения. Во-первых, социальный работник должен поддерживать и развивать значимость профессии, во-вторых, содействовать профессии, делая социальные службы доступными широким слоям населения, и, в-третьих, нести ответственность за развитие и всестороннее применение знаний в профессиональной практике.
Согласно шестому разделу «Этические обязательства социального работника по отношению к обществу» социальный работник должен способствовать всеобщему благосостоянию общества. В этот раздел вошли вопросы, связанные с обязанностью социального работника предотвращать и устранять дискриминацию, стремиться к тому, чтобы все лица (особенно нуждающиеся) имели доступ к средствам и услугам, которые им необходимы. Социальный работник обязан также способствовать политическим и законодательным изменениям, направленным на улучшение жизни людей.
Ясно, что эти сформулированные принципы кодекса этики социального работника отражают только основные требования к деятельности социального работника, они должны учитывать традиции российского общества, а также накопленный теоретический и практический опыт социальной работы в нашей стране [2, с.375].
Эти и другие этические проблемы социальной работы требуют выработки способов их преодоления. Этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы, составлены в общих терминах и с относительно высокой степенью абстракции и содержат принципы, которые противоречивы и сами представляют этическую дилемму [13,].
Таким образом, России еще предстоит фундаментально разработать стандарты и нормы профессионально-этического поведения специалистов по социальной работе. Общепринятое понимание деятельности социального работника, которое определяет направления подготовки специалистов для различных учреждений социальных служб, сегодня переосмысливается с учетом специфических особенностей России и ее отдельных территорий. Традиционные нормы, ценности и профессиональные стандарты социального работника, выработанные в Европе и Америке, оцениваются в новом свете. Новая парадигма социальной работы выдвигает систему требований к квалификации и морально-этическому поведению специалиста по социальной работе.
Для выполнения предписанных социальным работникам функций им необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы.
Заключение
Таким образом, делая вывод следует отметить, что особенности развития современной социальной ситуации привели к увеличению числа людей, нуждающихся в социальной поддержке, в связи с чем возросла потребность специалистов социальной работы, ориентирующихся в профессиональной деятельности на ценности гуманизма, справедливости толерантности.
Социальная работа не только профессия, но и состояние души. Некоторые специалисты рассматривают ее как призвание, которое дает чувство причастности и преданности этой работе, без которого невозможно или очень трудно выдержать общение со страдающими людьми, с людьми, которые в своей жизни испытали много потерь.
Русский философ и богослов, ученый и священник П.А. Флоренский считал, что накопленные знания ещё не создают богатый духовный мир личности.
Флоренский писал, что самое страшное для человека – бездуховность. В центре спасения мира от бездуховности, по его мнению, стоит человек. [2, с.101].
В соответствии с основными функциями профессии социальный работник должен быть профессионально подготовленным; эрудированным в области культуры, политики, экономического и социального развития общества; уметь предвидеть последствия своих действий, твердо проводить в жизнь ценности профессии; иметь навыки коммуникативного общения (например, уметь правильно общаться с трудными подростками, инвалидами, пожилыми людьми); иметь профессиональный такт, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным в вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни клиента; обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психологическим нагрузкам, добросовестно исполнять свой профессиональный долг, не теряя самообладания, доброжелательности и внимания к клиенту; уметь принимать решение в трудных неожиданных ситуациях, ясно формулировать и грамотно излагать свои мысли.
Сегодня актуальны вопросы социального обслуживания населения в современном его понимании. Однако недостатки социального обслуживания очевидны.
Особое внимание надо уделить качеству обучения, обеспечение оптимального сочетания традиционных и новых подходов при акценте на активные методы обучения будущих специалистов в области социальной работы.
Также необходимо развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ деятельности сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа, развитие межрегионального и международного сотрудничества и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения.
Библиографический список
Коваль С.А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы в процессе его профессиональной подготовки // Отечественный журнал социальной работы. – 2008. - №3. – С. 75-84.
Невлева И.М., Соловьева Л.В. Теория социальной работы: Учебное пособие. – Белгород: Кооперативное образование, 2005. – 431 с.
Невлева И.М., Соловьева Л.В. – Роль психологической культуры в духовном воспитании работников потребительской кооперации // Вестник БУПК. – 2004. - №1. – С.59 – 73.
Основы социальной работы: Учеб. для вузов / Под ред. П.Д. Павленка. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.: ИНФРА-М, 2006 – 600 с.
Павленок П.Д. Непрофессиональные формы социальной работы как стадии формирования профессиональных видов деятельности // Отечественный журнал социальной работы. – 2008. - №3. – С. 4-15.
Павленок П.Д. Теория социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. – 2002. - №2. – С. 3-6.
Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. – Изд. 6-е, доп. – М.: Дашков и К°, 2007. – 474 с.
Словарь-справочник по социальной работе./ Под ред. Холостовой Е.И.-М.: ИНФРА, 2000. с.503.
Социальная работа / Под ред. В.Н.Курбатова. - Ростов-на-Дону, 1999.
Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001.-432 с.
http: // www.ref.by/refs/62/13306/1.htm
http: //bank.orenipk.ru/Text/t10_20.htm
http: www.bestreferat.ru/referat-20959.html
http: www.sutd/ru/publish/dobroshtan2/doc
http: //www.shkolniky.ru/node/12
Приложение
Компоненты ценностных ориентаций | Типы направленности | ||
На себя (эгоцентрическая) |
На профессиональную деятельность (предметная) |
На клиента (гуманистическая) |
|
Ценности- цели |
Ориентация на реализацию в профессиональной деятельности своих потребностей, способностей, на достижение авторитета у коллег, руководителей, клиентов. Ориентация на служебную карьеру, профессиональный рост. | Ориентация на профессиональную деятельность как личностно значимую. Стремление к повышению уровня профессиональных знаний, овладению адекватных профессии технологиями. | Стремление оказать помощь людям, защитить уязвимые слои населения, оказать профессиональную и личностную поддержку. |
Ценности- средства |
В качестве приоритетных выступают унифицированные, более доступные и комфортные средства, обеспечивающие достижение средства и цели. В большинстве случаев ориентация на репродуктивные методы в профессиональной деятельности. | В качестве приоритетных выступают методы и средства, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности. В большинстве случаев ориентация на прогрессивные технологии, сложившийся в практике опыт. | Ориентация на использование гуманистических технологий, позволяющих не только оказывать помощь, поддержку клиенту, но и воспитательное воздействие, направленное на личностное развитие клиента. |
Ценности- отношения |
Ориентация на функционально-ролевой тип взаимоотношение с коллегами, руководителями, клиентами (формальный тип отношений) | Ориентация на партнерские отношения, сотворчество, совместную деятельность (творческий тип отношений). | Ориентация на субъект-субъективное взаимодействие, в котором формальные и межличностные отношения взаимосвязаны и характеризуются сопричастностью с другими (гуманистический тип). |
Компоненты ценностных ориентаций | Типы направленности | ||
На себя (эгоцентрическая) |
На профессиональную деятельность (предметная) |
На клиента (гуманистическая) |
|
Ценности- качества |
Специалист социальной работы организован, обладает настойчивостью, выдержкой, чувством такта; авторитарен. | Специалист социальной работы активен, обладает организаторскими способностями, инициативностью, ответственностью; профессионально грамотен обладает хорошими коммуникативными способностями. | Специалист социальной работы – гуманист, обладает высокой духовной культурой, толерантен, доброжелателен; ему присущи отзывчивость, чуткость, милосердие, эмпатия, желание помочь клиенту; умение стимулировать в человеке его внутренний резерв. |
Ценности- знания |
Ориентация на знания, позволяющие обеспечивать служебную карьеру, профессиональный рост, поддерживать авторитет; ориентация на нормативные требования, основы трудового законодательства. Дифференцированное применение навыков общения в профессиональной деятельности. | Ориентация на пополнение, углубление профессионального знания, отражающего специфику формирования отношений в социуме, раскрывающего формы и методы социальной работы с семьей, различными группами и категориями населения. Стремление к овладению знаниями психологии, педагогики, юриспруденции и других наук, обеспечивающих профессиональную компетентность Умение использовать опыт. |
Ориентация не только на пополнение и углубление профессионального знания но и на: - знания об обществе, о его социальной политике и программах, структуре, влиянии особенностей социальной стрктуры на характер проблем; - знания о человеке и понимание его самоценности; - умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности, при этом процесс накопления опыта приобретает творческий характер. |