Введение
Цель работы: получить навыки при проведении квалиметрической оценки качества технического объекта.
Задача повышения качества продукции в настоящее время стала одной из главных как в нашей стране, так и за рубежом. Значимость этой задачи в ближайшем будущем, без сомнения, еще возрастет.
Но для того, чтобы улучшить качество, нужно, прежде всего, уметь его количественно определять, так как применение численных методов – одна из важнейших предпосылок правильности принимаемых управленческих решений.
В настоящее время формируется отрасль исследовательской деятельности, имеющая широкое практическое приложение к самым разнообразным продуктам труда. Эта отрасль имеет свой специфический объект исследования (общие принципы и методы оценки качества), свой специфический предмет исследования (совокупность свойств объектов). Название этой отрасли науки – квалиметрия.
Квалиметрия – научная область, объединяющая методы количественной оценки качества различных объектов. Оценка уровня качества необходима для определения лучшего по различным показателям.
1 Выбрать и описать объект для изучения
В нашей жизни без времени не обойтись, без него мы не смогли бы узнавать который час, начала тех или иных мероприятий, встречи и всяческих запланированных дел и т.д.
Существует множество разновидностей часов, это солнечные, водные огневые и песочные. С появлением механических часов в 1355г во Франции, и после они все больше и больше стали иметь популярность в повседневной жизни, в связи с быстрым развитием человечества в дальнейшем появились электрические часы.
В данной работе рассматриваются механические часы популярного производителя Rolex модель GMT Master (рис. 1). Данные часы необходимы для определения как и времени, в данном случае так и даты. Полная характеристика описана в таблице 1.
Для выбранного объекта будут проведены квалиметрические оценки качества. Определены показатели качества, коэффициенты весомости единичных и комплексных (интегральных) показателей качеств со стороны потребителя и производителя, проведен расчет интегральных показателей и сравнение с эталонной моделью, которое даст общее представление о том, какие улучшения требуется осуществить, чтобы приблизить качество к эталону.
Таблица 1 - Rolex GMT Master спортивные часы, деловой стиль
Тип |
мужские часы |
Механизм |
автоматический, диаметр 28,5 мм, высота 6,45 мм, 31 камень; частота 28800 полуколебаний/час, запас хода около 50 часов |
Функции |
часы; минуты; секунды; дата, |
Размер |
диаметр 40 мм, высота 12,1 мм |
Корпус |
стальной полированный; заводная коронка и ободок с покрытием IPG (желтое золото) со шкалой 24-часа на жёлто-оранжевом фоне; ввинчивающаяся заводная головка "Twinlock" с защитными вилками; ввинчивающаяся задняя крышка; стекло с увеличительной линзой над окошком даты |
Циферблат |
чёрный, золоченые круглые, прямоугольные и треугольные часовые метки с люминесцентным покрытием; указатель даты в положении "3 часа", центральная стрелка 24-часа |
Браслет |
из матовой стали с центральными звеньями с покрытием Ion Plating Gold (желтое золото), защелкивающийся замок с защитным звеном и съемной надставкой (для увеличения объема) |
Упаковка |
часы, фирменная деревянная коробочка с подушкой обшитая бархатом внутри, защитная коробка |
Рисунок 1 - Rolex GMT Master
2 Определить код по общероссийскому классификатору продукции (окп)
ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации. Классификатор используется при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам; при сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП; для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях; для структуризации промышленно-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций.
На первой ступени классификации располагаются классы продукции (ХХ 0000), на второй – подклассы (ХХ Х000), на третьей – группы (ХХ ХХ00), на четвёртой – подгруппы (ХХ ХХХ0) и на пятой – виды продукции (ХХ ХХХХ).
http://www.sklad7.ru/shop/findokp.asp?id=428120
Код ОКП для Rolex GMT Master:
420000 Приборы и средства автоматизации общепромышленного назначения
428000 Приборы времени
428100 Часы бытового назначения механические
428120 Часы наручные нормального калибра
428125 В корпусе из нержавеющей стали
Вывод:
Соответствующие разделы ОКП могут использоваться для классификации типов ИР сферы образования. Также ОКП может использоваться в качестве тематического классификатора.
3 Определение показателей качества выбранного объекта
Для начала ознакомимся с общими положениями показателей качества:
Показатель качества – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции или услуги, составляющая ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.
Показатели назначения: классификационные, конструктивные, состава продукции, структура продукции;
Показатели надежности: безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость;
Показатели технологичности: показатели материалоемкости изделия, показатели себестоимости,
Показатели стандартизации и унификации – использование стандартных составных частей
Экономические показатели – срок окупаемости
Показатели безопасности – показатели безопасности при функционировании и обслуживании
Экологические показатели – показатели, связанные с использованием материальных ресурсов природы
Показатели экономического использования сырья, материалов: показатели экономичности потребления изделием материальных и трудовых ресурсов.
Показатели качества относящиеся к выбранному объекту:
Показатели назначения
Габаритные размеры
Размер корпуса: 40 мм
Высота: 12,1 мм
Масса
6,56г
Показатели надежности
Безотказность
где, P(t) - вероятность безотказной работы
N – число наблюдаемых изделий
N0 – число отказавших изделий за время t.
, при времени наблюдения t=1 год.
Долговечность
Средний срок службы:
где, Тсл – срок службы i-го изделия
N – число наблюдаемых изделий
Ремонтопригодность
где, µ(t) – интенсивность восстановления
Тв – среднее время восстановления
Сохраняемость
Средний срок сохраняемости:
где, Тс – срок сохраняемости i-го изделия
N – число наблюдаемых изделий
Эстетические показатели
Качество упаковки и документации, 4,5 балла
Качество производственного использования, 4,3 балла
Показатели эргономичности
Удобство ношения, 4,4 балла
Удобство управления, 4,8 баллов
Удобство о получении информации, 4,9 баллов
Показатели стандартизации и унификации
Использование стандартных составных частей
Функциональные показатели
Точность, 4,9 баллов
Защищенность устройства, 5 баллов
Экономические показатели
Цена изделия, 4350руб
Патентно-правовые показатели
Показатели патентной защиты
В результате определения показателей качества часов, были представлены те показатели, которые непосредственно характеризуют его в большей степени, но для данного объекта экологические показатели и показатели экономичности рассматриваться не будут, потому что для данной продукции они незначительны, т.е. занимают очень малую степень важности, и в результате мы их исключили.
На основании анализа было разработано дерево показателей качества (рис. 2)
Рисунок 2 - «Дерево качества» (структурная схема показателей качества мужских наручных часов)
4 Определение коэффициентов весомости единичных и комплексных (интегральных) показателей качеств
Для определения коэффициентов весомости показателей качества воспользуемся шкалой экспертной оценки:
А – частота возникновения или проявления свойства:
1 2 почти никогда
3 4 случается
5 6 часто
7 8 почти всегда
9 10 всегда;
В – возможность обнаружения этого свойства:
1 2 никогда
3 4 редко
5 6 систематически
7 8 часто
9 10 всегда;
С – последствия:
1 2 никаких
3 4 очень мало и незаметно
5 6 частично влияет на здоровье
7 8 возможны травмы
9 10 летальный исход.
Расчетные формулы:
; ;
5 Расчет интегральных показателей
Интегральный показатель качества продукции – это отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатационного потребления продукции к суммарным затратам на ее создание / потребление.
где,
- годовой суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции
- производительность
- вероятность надежности (0.8)
- суммарные затраты на создание продукции, равно 2500 рублей.
- суммарные эксплуатационные затраты, формула
Рассчитаем производительность:
Время работы часов за 1 месяц (31 день), примерно равно 743 часа, отсюда получаем:
Из расчетов выше , годовой суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции получаем:
Поправочный коэффициент определяется по таблице 5.2.
Таблица 5.2 – Определение поправочного коэффициента
Срок службы (t) | φ(t) | Срок службы (t) | φ(t) | Срок службы (t) | φ(t) |
1 | 1 | 9 | 0.182 | 17 | 0.144 |
2 | 0.539 | 10 | 0.174 | 18 | 0.142 |
3 | 0.381 | 11 | 0.166 | 19 | 0.140 |
4 | 0.304 | 12 | 0.160 | 20 | 0.139 |
5 | 0.262 | 13 | 0.156 | 21 | 0.138 |
6 | 0.244 | 14 | 0.152 | 22 | 0.137 |
7 | 0.210 | 15 | 0.149 | 23 | 0.136 |
8 | 0.194 | 16 | 0.146 | 24 | 0.135 |
Исходя из того, что срок службы (t) часов равен 15 лет, соответственно поправочный коэффициент φ(t) равен 0,149.
Суммарные эксплуатационные затраты вычисляются по следующей формуле:
Интегральный показатель ПКи
Интегральный показатель лазерного часов Rolex GMT Master равен 6,2.
Для сравнения рассчитаем интегральный показатель для эталона. Все основные показатели оставим прежними за исключением суммарных эксплуатационных затрат:
Интегральный показатель ПКи
В результате проведенных вычислений мы видим, что значение интегрального показателя лазерного часов Rolex GMT Master близко к значению интегрального показателя эталона.
Для того чтобы достичь эталона, необходимо повысить износ механизмов, и замок ремешка, что приведет к меньшим затратам на ремонт.
6 Проведение экспертной оценки
Экспертные оценки - основанные на суждениях специалистов количественные или бальные оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению.
Для проведения экспертной оценки выбранного объекта, нам необходимо выявить те показатели качества, которые, по мнению потребителей, являются наиболее значимыми. Для этого, было опрошено 10 человек (экспертов) и на их основании были выбраны соответствующие показатели качества (табл 7.1).
Таблица 7.1 – Итоговый опросный лист
№ |
Показатель качества |
Эксперты |
Выбор ПК |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
S |
|||
1 | Показатель ремонтопригодности | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
10 |
+ |
2 | Показатель сохраняемости | + | + | + | + | + | + | + | + |
8 |
+ |
||
3 | Показатель безотказности | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
10 |
+ |
4 | Показатель долговечности | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
10 |
+ |
5 |
Качество упаковки и документации |
+ | + | + | + | + |
5 |
||||||
6 | Показатели удобства ношения | + | + | + | + | + | + | + | + |
8 |
+ |
||
7 |
Качество производственного использования |
+ | + | + | + | + |
5 |
||||||
8 |
Удобство управления |
+ | + | + | + | + | + | + |
7 |
||||
9 | Показатель точности | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
10 |
+ |
10 |
Удобство о получении информации |
+ | + | + | + | + | + |
6 |
|||||
11 |
Использование стандартных составных частей |
+ | + | + | + | + |
5 |
||||||
12 | Показатель защищенности устройства требования | + | + | + | + | + | + | + | + |
8 |
+ |
||
13 |
Защищенность устройства |
+ | + | + | + | + | + | + |
7 |
||||
14 |
Показатели патентной защиты |
+ | + | + | + | + |
5 |
||||||
15 | Показатель цены | + | + | + | + | + | + | + | + |
8 |
+ |
Расчетные формулы:
1. Сумма оценок каждого из показателей:
где,
Эij – оценка показателя качества.
2. Экспертный показатель коэф. весомости:
3. Расчет среднего значения для каждого показателя:
= где,
n – количество экспертов.
4. Определение отклонения результатов:
5. Расчет энтропии экспертной оценки (уровень неопределенности):
Ho=1
Hi= , где
m – число показателей качества.
6. Расчет средней энтропии:
7. Расчет согласованности экспертов:
, где
m – число показателей;
n – число экспертов;
s – сумма квадратов отклонений: .
В нашем случаи W=0,99.
Вывод:
Проверив согласованность экспертов, мы выявили, что коэффициент каргардации приближенно
7 Сравнить полученный уровень качества с лучшим действующим или виртуальными образцами
Для определения уровня качества, мы должны сравнить наши часы с некоторым «виртуальным» эталоном, так как тяжело найти подходящие часы с одинаковой ценой и характеристика. Если наши часы по своим характеристикам близок к эталону - ставим «1», если нет – ставим «0» и умножаем на коэффициент весомости (табл. 7.1).
Таблица 8.1 - Оценка уровня качества
№ | Показатели Качества | λi | Оценка Эталона (балл) | Qэ | Оценка Объекта (балл) | Qф |
1 | Показатели назначения | 0,13 | 1 | 0,13 | 0 | 0 |
2 | Показатели надежности | 0,13 | 1 | 0,13 | 1 | 0,13 |
3 | Эстетические показатели | 0,14 | 1 | 0,14 | 1 | 0,14 |
4 | Показатели эргономичности | 0,13 | 1 | 0,13 | 1 | 0,13 |
5 | Показатели стандартизации и унификации | 0,12 | 1 | 0,12 | 1 | 0,12 |
6 | Функциональные показатели | 0,12 | 1 | 0,12 | 0 | 0 |
7 | Экономические показатели | 0,10 | 1 | 0,10 | 0 | 0 |
8 | Патентноправовые показатели | 0,12 | 1 | 0,12 | 1 | 0,12 |
∑ | 1 | 0,64 |
Итак, мы получили, что наши часы по сравнению с эталоном имеют уровень качества – 0,64. Это говорит о том, что они недостаточно качественны, для этого требует провести некоторые улучшения в плане цены, и их защищенности, а так же ремонтопригодности.
8 Классификация показателей качества в соответствии с потребностями человека
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, называемой «пирамидой» или «лестницей» Маслоу, является фундаментальной теорией, признанной специалистами по менеджменту во всем мире. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому. В основании лежит блок физиологических потребностей, далее идут блоки: безопасности, потребности принадлежности и причастности, потребность в признании и самоутверждении. На вершине пирамиды стоит потребность в самовыражении.
Рисунок 8.1 – Иерархия потребностей по Маслоу
Проведем классификацию показателей качества часов Rolex GMT Master, в соответствии с человеческими потребностями по пирамиде Маслоу:
Самореализация:
* вид
* оригинальность
* новизна
* эстетичность
Личные:
* получение информации
Социальные:
* возможность получать информацию о времени и дате
Безопасность:
* эксплуатационная безопасность
Физиологические:
* улучшение процесса труда
* повышение производительности труда
Заключение
В результате проделанного комплекса работ была получена оценка уровня качества выбранного объекта, в данном случае это часы…. Так как повлиять на качество любого продукта, услуги или процесса можно лишь измерив его, то квалиметрическая оценка, осуществленная в работе дает возможность судить об общем уровне качества объекта.
Сравнив полученные данные с дроугим объектом, мы сделали вывод о достаточно высоком уровне качества исследуемого объекта.
Полученные навыки в области квалиметрической оценки позволят в будущем определить уровень качества любого объекта.
Вывод
Провели квалиметрическую оценку, главные показатели оказались таким образом сравнивались два объекта экспертным опытом по ПК.