Введение
Согласно заданию требуется разработать привод ленточного транспортера, состоящий из электродвигателя, клиноременной передачи и двухступенчатого цилиндрического зубчатого редуктора.
Требуется выбрать электродвигатель, рассчитать зубчатые передачи, спроектировать и проверить пригодность шпоночных соединений, подшипников, разработать общий вид редуктора, разработать рабочие чертежи деталей: выходного вала, зубчатого колеса, крышек подшипников, шкива.
Электродвигатель выбирается исходя из потребной мощности и частоты вращения. Зубчатая передача рассчитывается по условиям контактной и изгибной выносливости зубьев, проверяется на статическую прочность. Параметры ременной передачи принимаются по результатам расчета на тяговую способность. Валы проектируются из условия статической прочности (ориентировочный расчет) и проверяются на выносливость по коэффициенту запаса прочности.
Шпоночные соединения проверяются на смятие, и размеры принимаются в зависимости от диаметра соответствующего участка вала. Типовой размер муфты определяется исходя из передаваемого момента, частоты вращения соединяемых валов и условий эксплуатации.
Форма и размеры деталей редуктора и плиты привода определяются конструктивными и технологическими соображениями, а также выбором материалов и заготовок.
При расчёте и проектировании ставится цель получить компактную, экономичную и эстетичную конструкцию, что может быть достигнуто использованием рациональных материалов для деталей передач, оптимальным подбором передаточного числа передач, использованием современных конструктивных решений, стандартных узлов и деталей при проектировании привода.
1 Кинематический расчет привода
1.1 Схема привода
Рисунок 1-Схема привода
Привод состоит из электродвигателя, клиноременной передачи и 2-х ступенчатого циллиндрического редуктора. Движение от электродвигателя через клиноременную передачу 1-2 передается на входной вал редуктора 2-3. Через косозубую цилиндрическую передачу 3-4 передается движение на промежуточный вал 4-5 и далее через косозубую цилиндрическую передачу 5-6 на выходной вал редуктора – 6, который упругой муфтой соединен с валом барабана транспортера.
1.2 Выбор электродвигателя
1.2.1 Требуемая мощность электродвигателя
Рэд = Рвых / hобщ ,
где Рвых - общая мощность на выходе, кВт.
hобщ - общий КПД привода;
hобщ= h12Чh34Чh56Чh4пЧhм где,
h12 - КПД ременной передачи 1-2;
h34 - КПД косозубой цилиндрической передачи 3-4;
h56 - КПД косозубой цилиндрической передачи 5-6;
hп - КПД пар подшипников;
hм - КПД муфты
hобщ = 0,95 Ч0,97Ч0,97 Ч0.994 Ч0,98= 0,841
Рвых = Ft Ч V, где Ft - окружное усилие на барабане, кН ;
V - скорость ленты конвейера, м/с;
Рвых = 8700∙0,45 = 3915Вт = 3,9 кВт;
Рэд = ,
1.2.2 Требуемая частота вращения
nэ.тр = nвыхЧi12Чi34 Ч i56
где, i12 -передаточное отношение передачи 1-2
i34 - передаточное отношение передачи 3-4
i56 - передаточное отношение передачи 5 - 6
nвых - требуемая частота вращения на выходе привода
nвых = ,
где Dб - диаметр барабана,мм
nвых = об/мин
nэ.тр= 1000 об/мин
1.2.3 Выбор электродвигателя
выбирается электродвигатель 132S6.
Параметры: P = 5,5 кВт, nэд = 960 мин-1.
Рисунок 2-Электродвигатель 132S6.
1.3 Уточнение передаточных чисел
Общее передаточное число
,
где Uред – передаточное число редуктора;
U12 – передаточное число ременной передачи (U12 =3).
1.4 Кинематический и силовой расчет
1.4.1 Мощность, передаваемая на валы привода
,
,
,
,
где P1 – мощность на 1-ом валу, Вт;
P23 – мощность, передаваемая на вал 2-3, Вт;
P45 – мощность, передаваемая на вал 4-5, Вт;
P6 – мощность, передаваемая на выходной вал редуктора, Вт.
1.4.2 Частота вращения валов привода
,
,
,
.
1.4.3 Угловые скорости вращения валов
,
,
,
,
1.4.4 Крутящие моменты на валах
,
,
,
,
2 Расчет зубчатых передач
Рисунок 3-Схема зубчатой передачи
2.1 Критерии работоспособности и расчета
Критериями работоспособности зубчатой косозубой цилиндрической передачи являются:
износ;
усталостное выкрашивание;
усталостные поломки зубьев;
статические поломки.
Расчет на прочность ведется от определения допускаемых контактных напряжений и определения допускаемых значений напряжений при расчете зубьев на усталостный изгиб.
уН < [уН]
уF < [уF]
2.2 Выбор материала зубчатых колес
Таблица 2 Выбор материала зубчатых колес.
Звено | Марка стали | Термообработка | Твердость зубьев НВ | ут, МПа |
Шестерни 3,5 |
сталь 40Х | улучшение | 260..300 | 650 |
Колеса 4,6 |
сталь 40Х | улучшение | 230..260 | 650 |
2.4 Расчет допускаемых напряжений
2.4.1 Допускаемые контактные напряжения
В соответствии с ГОСТ 21354-75 допускаемые контактные напряжения равны
,
где уHlimB – предел контактной выносливости поверхности зубьев, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений, Н/мм2;
KHL – коэффициент долговечности;
SH – коэффициент безопасности (для зубчатых колес с однородной структурой материала (улучшение) SH = 1.1).
При способе термической обработки, как улучшение, для сталей 45 и 40Х предел контактной выносливости поверхности зубьев
,
где NHO – базовое число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу выносливости;
NHE – эквивалентное число циклов перемены напряжений.
,
где ni – частота вращения того зубчатого колеса, для которого определяется допускаемое напряжение, мин-1;
c – число вхождений в зацепление зуба рассчитываемого колеса за один оборот (c = 1);
tУ – суммарное время работы;
Tn – максимальный из длительно действующих моментов;
T1, T2 – действующие моменты;
t1,t2 – время действия моментов.
Рисунок 4-Режим работы
,
где - срок службы привода, годы (=9);
- число рабочих смен в сутки (),
- количество рабочих часов в каждую смену ().
ч
Т.к. , то KHL3 = 1.
Т.к. , то KHL4 = 1.
Т.к. , то KHL5 = 1.
Т.к. , то KHL6 = 1.
Для цилиндрических передач с косыми зубьями в качестве расчётных напряжений принимаются:
,
где - наименьшее из напряжений .
Принимаем МПа.
Принимаем МПа.
2.4.2 Допускаемые напряжения у ножки зуба
,
где у0Flim – предел выносливости при изгибе, соответствующий базовому числу циклов изменения напряжений, Н/мм2;
KFL – коэффициент долговечности;
SF – коэффициент безопасности (принимаем SF = 1.75 для улучшенных сталей 45, 40Х ).
,
где NFO – базовое число циклов перемены напряжений ();
NFE – эквивалентное число циклов перемены напряжений ().
Т.к. , то KFL3 = 1.
Т.к. , то KFL4 = 1.
Т.к. , то KFL5 = 1.
Т.к. , то KFL6 = 1.
2.4.3 Максимальные допустимые напряжения
Для зубьев зубчатых колес, подвергнутых улучшению
,
где ут – предел текучести материала при растяжении, Н/мм2.
,
где уFlimM – предельное значение напряжения, не вызывающего остаточных деформаций или хрупкого излома зуба, Н/мм2;
SFM – коэффициент безопасности (для улучшенных сталей 45, 40Х SFM = 1.75).
2.5 Проектный расчет передачи
2.5.1 Определение коэффициентов перегрузки
Коэффициенты нагрузки находятся по следующим зависимостям:
при расчете на контактную выносливость
,
при расчете на изгибную выносливость
,
где KHв, KFв – коэффициенты, учитывающие неравномерность распределения нагрузки по длине зуба (ширине зубчатого венца);
KHV, KFV – динамические коэффициенты (учитывают внутреннюю динамику передачи).
По ГОСТ 21354-75 быстроходная передача 3-4 – 3 схема, тихоходная передача 5-6 – 5 схема, тогда ориентировочное значение коэффициентов концентрации нагрузки по длине можно определить из графиков .
где u – передаточное число рассчитываемой передачи.
u34 = 3,6 u56 = 2,8
KHB34 = 1.15 KFB34 = 1.32
KHB56 = 1.06 KFB56 = 1.1
Значение коэффициентов KHV и KFV выбирают в зависимости от окружной скорости в зацеплении, точности изготовления передачи и твердости зуба.
Приближенная скорость в зацеплении
,
где nш – частота вращения шестерни, мин-1;
CV – вспомогательный коэффициент (для косозубых цилиндрических передач и 1 группы термообработки CV = 1500);
Tк – момент на колесе, Нм.
Принимаем степень точности
зубчатая передача 3-4 8я;
зубчатая передача 5-6 8я.
Выбираются значения коэффициентов KHV и KFV
KHV34 = 1.045 KFV34 = 1.053
KHV56 = 1.025 KFV56 = 0.9
2.6 Расчет передачи c косозубыми цилиндрическими колесами (3-4)
Цель расчета: определение геометрических размеров передачи, выполненной в герметичном корпусе.
Определение предварительного значения межосевого расстояния:
;
мм.
Принимаем мм из стандартного ряда.
Определяем нормальный модуль из зацепления:
;
мм.
Принимаем мм из стандартного ряда.
Определяем числа зубьев зубчатых колёс:
;
Принимаем .
Определим угол наклона зуба:
;
;
;
;
;
.
Уточним передаточное отношение:
;
.
Определим геометрические размеры передачи.
Делительный диаметр:
;
мм;
мм.
Диаметры окружностей выступов:
мм;
мм.
Диаметры окружностей впадин:
мм;
мм.
Ширина зубчатых венцов колёс:
мм.
Ширину шестерни принимаем на 5 миллиметров больше.
мм.
Проверочные расчеты в зацеплении.
После определения основных геометрических размеров необходимо выполнить проверочные расчеты по контактным напряжениям, напряжениям изгиба и по предельным напряжениям с целью предотвращения возможных ошибок.
Уточненное значение окружной скорости.
т.к. полученное значение скорости находится в том же диапазоне при выборе и , то коэффициенты и остаются прежними.
Проверочный расчет по контактным напряжениям.
,где .
Мпа
Допускается недогруз передачи до 10%.В данном случае недогруз составляет 6,8%.
Проверочный расчет по напряжениям изгиба:
,где YF-коэффициент прочности зуба(выбирается в зависимости от приведённого числа зубьев колёс).
;
.
Проверочный расчет по кратковременным перегрузкам.
; ;
;
; ; ;
; .
Определение сил, действующих в зацеплении.
Окружная сила:
Радиальная сила:
Осевая сила:
Таблица 4. Итоговая таблица результатов расчетов
Рассчитываемый параметр | Обозначение | Размерность | Численное значение |
1. Межосевое расстояние | а34 | мм | 160 |
2. Число зубьев шестерни | Z3 | мм | 45 |
3. Число зубьев колеса | Z4 | мм | 164 |
4. Нормальный модуль зацепления | mn | мм | 1,5 |
5. Диаметр делительной окружности шестерни | d3 | мм | 68,89 |
6. Диаметр делительной окружности колеса | d4 | мм | 251,1 |
7. Диаметр окружности выступов шестерни | da3 | мм | 71,89 |
8. Диаметр окружности выступов колеса | da4 | мм | 254,1 |
9. Диаметр окружности впадин шестерни | df3 | мм | 65,14 |
10. Диаметр окружности впадин колеса | df4 | мм | 247,35 |
11. Ширина зубчатого венца шестерни | b3 | мм | 55 |
12. Ширина зубчатого венца колеса | b4 | мм | 50 |
13. Степень точности передачи | - | - | 8 |
14. Угол наклона зуба | b | град. | 11,76 |
15. Окружная сила в зацеплении | Ft | Н | 1198,934 |
16. Радиальная сила в зацеплении | Fr | Н | 442,7 |
17. Осевая сила в зацеплении | Fa | Н | 204,938 |
2.7Расчет передачи c косозубыми цилиндрическими колесами (5-6)
Цель расчета: определение геометрических размеров передачи, выполненной в герметичном корпусе.
Определение предварительного значения межосевого расстояния:
;
мм.
Принимаем мм из стандартного ряда.
Определяем нормальный модуль из зацепления:
;
мм.
Принимаем мм из стандартного ряда.
Определяем числа зубьев зубчатых колёс:
;
Принимаем .
Определим угол наклона зуба:
;
;
;
;
;
.
Уточним передаточное отношение:
;
.
Определим геометрические размеры передачи.
Делительный диаметр:
;
мм;
мм.
Диаметры окружностей выступов:
мм;
мм.
Диаметры окружностей впадин:
мм;
мм.
Ширина зубчатых венцов колёс:
мм.
Ширину шестерни принимаем на 5 миллиметров больше.
мм.
Проверочные расчеты в зацеплении.
После определения основных геометрических размеров необходимо выполнить проверочные расчеты по контактным напряжениям, напряжениям изгиба и по предельным напряжениям с целью предотвращения возможных ошибок.
Уточненное значение окружной скорости.
т.к. полученное значение скорости находится в том же диапазоне при выборе и , то коэффициенты и остаются прежними.
Проверочный расчет по контактным напряжениям:
,где ;
.
Допускается недогруз передачи до 10%.В данном случае недогруз составляет 8,3%.
Проверочный расчет по напряжениям изгиба:
,
где YF-коэффициент прочности зуба(выбирается в зависимости от приведённого числа зубьев колёс).
;
.
Проверочный расчет по кратковременным перегрузкам.
; ;
;
; ; ;
;
.
Определение сил, действующих в зацеплении.
Окружная сила:
Радиальная сила:
Осевая сила:
Таблица 5. Итоговая таблица результатов расчетов
Рассчитываемый параметр | Обозначение | Размерность | Численное значение |
1. Межосевое расстояние | а56 | мм | 180 |
2. Число зубьев шестерни | Z5 | мм | 53 |
3. Число зубьев колеса | Z6 | мм | 150 |
4. Нормальный модуль зацепления | mn | мм | 1,75 |
5. Диаметр делительной окружности шестерни | d5 | мм | 93,99 |
6. Диаметр делительной окружности колеса | d6 | мм | 266,01 |
7. Диаметр окружности выступов шестерни | da5 | мм | 97,49 |
8. Диаметр окружности выступов колеса | da6 | мм | 269,51 |
9. Диаметр окружности впадин шестерни | df5 | мм | 89,615 |
10. Диаметр окружности впадин колеса | df6 | мм | 261,635 |
11. Ширина зубчатого венца шестерни | b5 | мм | 62 |
12. Ширина зубчатого венца колеса | b6 | мм | 57 |
13. Степень точности передачи | - | - | 8 |
14. Угол наклона зуба | b | град. | 9,24 |
15. Окружная сила в зацеплении | Ft | Н | 2766,25 |
16. Радиальная сила в зацеплении | Fr | Н | 1020,1 |
17. Осевая сила в зацеплении | Fa | Н | 450 |
3. Расчет клиноременной передачи
Выбираем сечение клинового ремня, предварительно определив угловую скорость и номинальный вращающий момент ведущего вала:
При таком значении вращающего момента принимаем сечение ремня типа А, минимальный диаметр . Принимаем.
Определяем передаточное отношение i без учета скольжения
.
Находим диаметр ведомого шкива, приняв относительное скольжение е = 0,015:
.
Ближайшее стандартное значение . Уточняем передаточное отношение i с учетом:
.
Пересчитываем:
.
Расхождение с заданным составляет 1,5 %, что не превышает допустимого значения 3%.
Определяем межосевое расстояние а: его выбираем в интервале
принимаем близкое к среднему значение а = 450 мм.
Расчетная длина ремня:
.
Ближайшее стандартное значение L = 1400 мм.
Вычисляем
и определяем новое значение а с учетом стандартной длины L:
Угол обхвата меньшего шкива
Скорость
По таблице определяем величину окружного усилия , передаваемого клиновым ремнем: на один ремень.
.
Допускаемое окружное усилие на один ремень:
.
Определяем окружное усилие:
.
Расчетное число ремней:
.
Определяем усилия в ременной передаче, приняв напряжение от предварительного натяжения
Предварительное натяжение каждой ветви ремня:
;
рабочее натяжение ведущей ветви
;
рабочее натяжение ведомой ветви
;
усилие на валы
.
Шкивы изготавливать из чугуна СЧ 15-32, шероховатость рабочих поверхностей .
Сила предварительного натяжения одного ремня
,
Сила предварительного натяжения одной ветви комплекта ремней передачи
Н
Натяжение ветвей комплекта ремней передачи, нагруженной номинальной мощностью P
Натяжение F1 ведущей ветви комплекта ремней
Н
Натяжение F2 ведомой ветви комплекта ремней
4 Ориентировочный расчёт валов
4.1 Расчёт быстроходного вала 2-3
Рисунок 5-Эскиз входного вала 2-3
, где Т - момент на быстроходном валу, НЧм;
мм принимаем d = 35 мм; хвостовик конический (М20ґ1,5),
Диаметр участка вала под подшипник:
где, t - высота заплечника, мм; t = 2мм ,
мм Принимаем dП = 40мм.
Диаметр буртика подшипника:
где, r - координата фаски подшипника, мм r = 2,5мм ,
мм Принимаем dБП = 48мм.
4.2 Расчёт промежуточного вала 4-5
Рисунок 6-Эскиз промежуточного вала 4-5
, где Т45 -момент на промежуточном валу;
Принимаем dК = 45мм;
dБК і dК + 3Чf , где f -размер фаски колеса; f = 1,6мм ,
dБК і 45 + 3Ч1,6 і49,8 мм Принимаем dБК = 50мм
Принимаем dП = 45мм.
4.3 Расчёт выходного вала 6
Рисунок 7-Эскиз выходного вала 6
, где Т-момент на выходном валу;
мм ;
,где t-высота заплечника;
мм принимаем dП =55мм;
;
мм ; принимаем dБП =65мм;
dК =dБП =65мм.
dБК =dК +3Чf , где f– размер фаски колеса; f =2,6мм ,
dБК =65+ 3Ч2,6=70мм.
5 Подбор и проверка шпонок
Подбираются шпонки призматические (ГОСТ 23360-78).
Рисунок 8-Шпоночное соединение
Таблица 4
Вал | Место установки | Диаметр d, мм | Сечение шпонки, мм | Фаска s, мм | Глубина паза, мм | Длина l, мм | ||
b | h | t1 | t2 | |||||
2-3 | шкив | 29.1 | 6 | 6 | 0.3 | 3.5 | 2.8 | 40 |
4-5 | колесо зубчатое | 45 | 14 | 9 | 0.5 | 5.5 | 3.8 | 32 |
6 | колесо зубчатое | 67 | 20 | 12 | 0.5 | 7,5 | 4.9 | 50 |
6 | полумуфта | 45 | 14 | 9 | .05 | 5,5 | 3.8 | 70 |
Проверка шпонок на смятие
,
где T – передаваемый вращающий момент;
dср – диаметр вала (средний) в месте установки шпонки;
h, b, l – линейные размеры шпонки;
t1 – глубина паза вала.
Проверочный расчет шпонки 6Ч6Ч40 ГОСТ 23360-78, на валу 2-3.
Т.к. материал ступицы (шкив) – чугун, то допускаемое напряжение смятия [усм]2-3 = 80 Н/мм2.
Проверочный расчет шпонки 14Ч9Ч32 ГОСТ 23360-78, на валу 4-5.
Т.к. материал ступицы (зубчатое колесо 4) – сталь, то допускаемое напряжение смятия
[усм]4-5 = 120 Н/мм2.
Проверочный расчет шпонки 18Ч11Ч56 ГОСТ 23360-78, на валу 6 под зубчатое колесо 6.
Т.к. материал ступицы (зубчатое колесо 6) – сталь, то допускаемое напряжение смятия
[усм]6к = 120 Н/мм2.
Проверочный расчет шпонки 12Ч8Ч63 ГОСТ 23360-78, на валу 6 под полумуфту.
Т.к. материал ступицы (полумуфта) – чугун, то допускаемое напряжение смятия
[усм]6м = 80 Н/мм2.
Т.к. , то необходимо поставить две шпонки под углов 180є, считая, что каждая шпонка передает половину нагрузки.
Проверка показала, данные шпонки можно использовать в шпоночных соединениях редуктора.
6 Выбор муфты
Исходя из условий работы данного привода, будет использоваться втулочно-пальцевая муфта (ГОСТ 20884-93). Муфта выбирается по диаметру вала и по величине расчетного момента
,
где k – коэффициент, учитывающий эксплуатационные условия, для ленточных транспортеров при нагрузке спокойной – k = 1.5 (табл. 9.3, стр. 172, /8/).
Рисунок 9-МУВП
Основные параметры МУВП
Таблица 5.Основные параметры МУВП
Т, НЧм | d, мм | D, мм | L, мм | l, мм |
1000 | 50 | 220 | 226 | 110 |
Проверочный расчёт муфты
Упругие элементы рассчитываются на смятие:
усм=2ЧT/(zЧDЧdпЧlвт)≤[ усм],
где Т - вращающий момент;
dп – диаметр пальца; (dп = 22)
усм=2Ч103Ч1216/(8Ч220Ч22Ч110)=0.54≤2 МПа
7 Определение реакций опор промежуточного вала и построение эпюр
Рисунок 10-Схема редуктора
Для проверки выбираем промежуточный вал 2-3. Так как на него действует большее количество сил.
Определим реакции опор:
Рассмотрим проекции сил в плоскости ХZ :
-Ft2 Ч55 + Ft5 Ч 125 – RХВ Ч 175 =0;
тогда Н
-Ft5 Ч50 + Ft4 Ч 120 – RХА Ч 175 =0;
тогда Н
Проверка: SFIX =0; RХА - Ft4 + Ft5 - RХВ = 31,7 – 1198,9 + 2766,25 – 1599 = 0.
Рассмотрим проекции сил в плоскости УZ:
-Fr4 Ч 55 - Fa4 Ч 127,5 – Fr5 Ч 125 + Fa5 Ч 48,7 + RУB Ч 175 =0;
тогда
Fr5 Ч50 + Fa5 Ч 48,7 + Fr4 Ч 120 – Fa4 Ч 127,5 - RУА Ч 175 =0;
тогда
Проверка: SFIY =0; RYА - Fr4- Fr5 + RYВ = 859,5 – 442,7 – 1020,1+ 593,2 = 0.
Суммарные реакции опор:
Н
Н
Определим значения изгибающих моментов:
Плоскость XZ:
Сечение 1: 0 < X1 <0.055м. Сечение 2: 0 < X2 <0.70м.
MX = RХА Ч X1 MX = RХА Ч (0,055 + X1) - Ft4 Ч X2
MX(0) = 0 MX(0) = 31,7 Ч 0,055 = 1,74 НЧм
MX(0.036) = 31,7Ч 0.055 = 1,74 НЧм MX(0.138) = 31,7 Ч 0,125 – 1198,9 Ч 0,7 = -79,95 НЧм
Сечение 3: 0 < X3 <0.05м.
MX = -RХВ Ч X3
MX(0) = 0
MX(0.042) = -1599 Ч 0.05 = -79,95 НЧм
Плоскость УZ:
Сечение 1: 0 < У1 <0.055м.
MУ = RУА Ч У1
MУ(0) = 0
MУ(0.036) =859,5 Ч 0.055 = 47,5НЧм
Сечение 2: 0 < У2 <0.7м.
MУ = RУА Ч (0,055 + У2) – Fr4 Ч У2 + Fa4 Ч 0,0127
MУ(0) = 859,5 Ч 0,055 + 442,7 Ч 0,0127 = 53 НЧм
MУ(0.7) = 859,5 Ч 0,125 – 442,7 Ч 0,7 + 5,6= 98,5 НЧм
Сечение 3: 0 < У3 <0.05м.
MУ = RУВ Ч У3
MУ(0) = 0
MУ(0.05) = 593,2 Ч 0.05 = 29,66 НЧм
7.1 Проверочный расчет промежуточного вала
Проверочный расчёт состоит в определении коэффициентов запаса прочности S для опасных сечений и сравнении их с требуемыми (допускаемыми) напряжениями [S]. Прочность соблюдена при S >= [S] .
Будем производить расчёт для предположительно опасных сечений вала.
Рисунок 12-Эскиз вала
Материал вала ─ сталь 45.
Таблица 6
Диаметр заготовки |
Твердость НВ |
ув МПа |
ут МПа |
фт МПа |
у-1 МПа |
ф-1 МПа |
шт |
<80 | 270 | 900 | 650 | 390 | 410 | 230 | 0,10 |
Сечение А - А: Концентратором напряжений является шпоночный паз.
Коэффициент запаса прочности:
S= Sу· Sф/
Sу=у-1D/ уа
Sф=ф-1D/( фа+шфD· фа),
где уа и фа ─ амплитуды напряжений цикла;
шфD ─ коэффициент влияния асимметрии цикла напряжений.
уа=103·М/W; фа=103·М к/2Wк
М=
М к = 130 Н·м
Определим моменты инерции:
W=р·d3/32-b·h·(2d-h)2/(16d)=3.14·453/32-14·9(2·45 -9)2/(16·45) = 8045мм3
Wк=р·d3/16-b·h·(2d-h)2/(16d)= 3.14·453/16-14·9(2·45-9)2/(16·45) = 16987мм3
уа=103 ·53/8045 = 6,6 МПа
фа=103 ·130/2·6987 = 9.3 МПа
Пределы выносливости вала:
у-1D= у-1/КуD; ф-1D= ф-1/КфD,
где КуD и КфD ─ коэффициенты снижения предела выносливости.
КуD=( Ку/ Кdу+1/ КFу-1)/ КV,
КфD=( Кф/ Кdф+1/ КFф-1)/ КV,
где Ку и Кф ─ эффективные коэффициенты концентрации напряжений;
Кdт и Кdф ─ коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного сечения;
КFт и КFф ─ коэффициенты влияния качества поверхности;
КV ─ коэффициент влияния поверхностного упрочнения.
КуD=( 2,2/0,81+1/0,95-1)/ 1=2,77
КфD=( 1,75/0,81+1/0,95-1)/ 1=2,21
у-1D= 410 / 2,77 =148 МПа; ф-1D= 230 /2,21 = 104.1 МПа
шфD=шф/ КфD
шфD=0,1/ 2,21=0,045
Sу= 148 / 6,6 = 22,4 Sф= 104.1 / (9.3 + 0,035 Ч 9.3) = 10.8
S= 22,4 · 10.8 /=15.4 > [S] = 2.5
Проверка показала, что коэффициент запаса прочности в рассматриваемом сечении больше чем требуемый.
Сечение Б-Б: Концентратором напряжений является галтель у шестерни.
Коэффициент запаса прочности:
S= Sу· Sф/
Sу=у-1D/ уа
Sф=ф-1D/( фа+шфD· фа),
уа=103·М/W; фа=103·М к/2Wк
М=
М к = 130 Н·м
Определим моменты инерции:
W=р·d3/32=3.14·503/32=12267 мм3
Wк=р·d3/16=3.14·503/16=24531 мм3
уа=103 · 126,8 / 12267 = 10,3 МПа
фа=103 · 130 / 2 · 24531 = 2,6 МПа
Пределы выносливости вала:
у-1D= у-1/КуD; ф-1D= ф-1/КфD,
где КуD и КфD ─ коэффициенты снижения предела выносливости.
КуD=( Ку/ Кdу+1/ КFу-1)/ КV,
КфD=( Кф/ Кdф+1/ КFф-1)/ КV,
КуD=( 2,2/0,81+1/0,95-1)/ 1=2,77
КфD=( 1,75/0,81+1/0,95-1)/ 1=2,21
у-1D= 410 / 2,77 =148 МПа; ф-1D= 230 /2,21 = 104.1 МПа
шфD=шф/ КфD
шфD=0,1/ 2,21=0,045
Sу= 148 / 10,3= 14,4 Sф= 104.1 / (2,6 + 0,045 Ч 2,6) = 38,5
S= 14.4 · 38,5 /= 5,3 > [S] = 2.5
Проверка показала, что коэффициент запаса прочности в рассматриваемом сечении больше чем требуемый.
8 Проверка пригодности подшипников промежуточного вала 2 – 3
Предварительно назначаем радиальные шариковые подшипники лёгкой серии 207. Схема установки подшипников - враспор.
Для принятых подшипников находим:
Cr = 20100 H; e = 0,26; Y =1,71;X=0,56 .
Минимально необходимые для нормальной работы подшипников осевые силы:
FaAmin = 0.83 Ч e Ч RA = 0,83 Ч 0,26 Ч 860,08= 185,6 H
Значения осевых сил берём из расчёта зубчатых передач:
Fa4 = 204,9H; Fa5 = 450H , тогда FA = Fa5 + Fa4 = 754,9H.
Отношение FaА / (V Ч RA) = 754,9/1Ч 860,08 =0,87, что больше e = 0,26. Тогда для опоры А: Х =0,56; Y = 1,71.
Найдём эквивалентную динамическую радиальную нагрузку:
,
где коэффициенты V = 1, Кб = 1,2 , КТ = 1
Н.0
Вычисляем ресурс работы подшипника:
где, Сr - базовая радиальная динамическая грузоподъёмность подшипника, Н
Рr - эквивалентная радиальная динамическая нагрузка, Н
к=3 - показатель степени для шариковых подшипников;
а1=1 - коэффициент корректирующий ресурс в зависимости от надежности (90%);
а23=0,75 - коэффициент, характеризующий совместное влияние на долговечность особых свойств металла деталей подшипника.
n – частота вращения вала.
ч
Расчётная долговечность должна отвечать условию
,
где tS ─ требуемый ресурс, tS = 21600 ч.
Данное условие выполняется, следовательно, подшипники 207 пригодны.
9 Конструктивные размеры корпуса редуктора
Чтобы поверхности вращающихся колес не задевали за внутренние поверхности стенок корпуса, между ними оставляют зазор
,
Расстояние b0 между дном корпуса и поверхностью колес
.
В двухступенчатых соосных редукторах между торцевыми поверхностями шестерни быстроходной ступени и колеса тихоходной ступени расположены два подшипника опор соосных валов. Расстояние ls между зубчатыми колесами
,
где T3 и T6 – ширины подшипников опор быстроходного и тихоходного валов.
Толщина стенок
.
Принимается д = 8 мм.
Толщина фланцев
.
Принимается b = 14.5 мм.
Диаметры болтов:
- фундаментальных ,
принимаются фундаментальные болты с резьбой М20;
- остальные болты ,
принимаются болты с резьбой М16.
10 Выбор смазки
При минимальном количестве масла смазывание редуктора осуществляется погружением колеса на высоту зуба в масло - картерное смазывание. Подшипники смазываются тем же маслом, что и детали передач. При смазывании колес погружением на подшипники попадают брызги масла, стекающего с колес, валов и стенок корпуса.
Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в смазку (масло), заливаемую внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 1/3. Объем масляной ванны 4…6 л.
По таблице устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях до 1000 Н/мм2 и скорости V до 2 м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна 34 мм2/с. По таблице из справочной литературы принимаем масло индустриальное И-Г-А-46 (табл. 11.1-11.3, стр. 200, /4/).
Контроль масла, находящегося в корпусе редуктора осуществляется с помощью жезлового маслоуказателя.
11 Подбор посадок и допусков
Зубчатые колеса: H7/r6.
Крышки торцовых узлов на подшипниках качения: H7/h8.
Шпоночные соединения: P9/h9.
Штифт с картеров: P8/h7.
Штифт с крышкой: H8/h7.
12 Сборка и регулировка редуктора
Перед сборкой полость корпуса редуктора подвергают очистке и покрывают маслостойкой краской. Сборку редуктора производят в соответствии с чертежом общего вида.
На входной вал насаживают подшипники, предварительно нагретые в масле до 80 - 100˚С.
На промежуточный вал насаживают подшипник предварительно нагретый в масле до 80 - 100˚С.Затем закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала. Насаживают подшипник предварительно нагретый в масле до 80 - 100˚С.
На выходной вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо, насаживают подшипники, предварительно нагретые в масле до 80 - 100˚С.
Валы устанавливают в корпус. Для центровки устанавливают крышку редуктора на корпус с помощью цилиндрических штифтов, затягивают болты, крепящие крышку редуктора с корпусом.
На конические хвостовики входного и выходного валов закладывают шпонки и надевают муфту и шкив.
Ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и устанавливают маслоуказатель. Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой, закрепляя крышку винтами.
Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытаниям на стенде по программе установленной техническими условиями.
Заключение:
1. Согласно заданию был разработан привод - редуктор цилиндрический.
2. Был выбран электродвигатель, рассчитаны зубчатые передачи, спроектированы и проверены на пригодность шпоночные соединения, подшипники, разработан общий вид редуктора, разработаны рабочие чертежи деталей..
3. Электродвигатель был выбран исходя из потребной мощности и условий работы привода.
4. Шпоночные соединения были проверены на смятие.
5. Форма и размеры деталей редуктора и плиты привода были определены конструктивными и технологическими соображениями, а также выбором материалов и заготовок.
Список использованной литературы:
1. Дунаев П. Ф., Леликов О. П. Конструирование узлов и деталей машин: Учебное пособие-4-е изд.,исп.- М.: Высш.щк.,1985-415 с.,ил..
2. Левитский И. Г. Расчет клиноременной передачи: Методические указания по курсовому проектированию. Хабаровск, издательство ХГТУ, 1991.
3. Чернавский С.А. и др. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие. М.: Машиностроение, 1979.