Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Проект ленточного конвейера

Введение


Согласно заданию требуется разработать привод ленточного конвейера, состоящий из электродвигателя, червячного редуктора.

Требуется выбрать электродвигатель, рассчитать зубчатые и червячную передачи, спроектировать и проверить пригодность шпоночных соединений, подшипников, разработать общий вид редуктора, разработать рабочие чертежи деталей.

Электродвигатель выбирается исходя из потребной мощности и частоты вращения. Зубчатая передача рассчитывается по условиям контактной выносливости зубьев, проверяется на статическую прочность. Валы проектируются из условия статической прочности (ориентировочный расчет) и проверяются на выносливость по коэффициенту запаса прочности.

Шпоночные соединения проверяются на смятие и размеры принимаются в зависимости от диаметра соответствующего участка вала. Пригодность подшипников оценивается долговечностью по динамической грузоподъёмности. Типовой размер муфты определяется исходя из передаваемого момента, частоты вращения соединяемых валов и условий эксплуатации.

При расчёте и проектировании ставится цель: получить компактную, экономичную и эстетичную конструкцию, что может быть достигнуто использованием рациональных материалов для деталей передач, оптимальным подбором передаточного числа передач, использованием современных конструктивных решений, стандартных узлов и деталей при проектировании привода.


1. Кинематический расчёт привода


1.1 Схема привода


Проект ленточного конвейера

Рисунок 1. Схема привода и график нагрузки


На схеме обозначены:

1-электородвигатель,

2-муфта,

3-редуктор,

4-муфта,

5-барабан. Движение от электродвигателя через муфту передается на входной вал редуктора, далее, через цилиндрическую косозубую передачу 1-2 на промежуточный вал 2-3 редуктора и, затем, через червячную передачу 3-4 на выходной вал 4 редуктора, затем через муфту на приводной барабан.


1.2 Выбор электродвигателя


Определение требуемой мощности электродвигателя


Рэд = Рвых / hобщ ,


где Рвых - общая мощность на выходе, кВт.

hобщ - общий КПД привода;

hобщ= h3ЧhчЧh4пЧhПроект ленточного конвейерам ,

где hз - КПД зубчатой передачи 1-2;

hч - КПД червячной передачи 3-4;

hп - КПД пар подшипников;

hм - КПД муфты

hобщ = 0,89 Ч0,94Ч0.98 Ч0,99= 0,81

Рвых = Ft Ч V, где Ft - окружное усилие на барабане, кН ;

V - скорость ленты конвейера, м/с;

Рвых = 3650∙0,9 = 3285Вт = 3,285 кВт;

Рэд = Проект ленточного конвейера,

Определение требуемой частоты вращения вала


nэ.тр = nвыхЧi12Чi34


где, i12 -передаточное отношение передачи 1-2

i34 - передаточное отношение передачи 3-4

nвых - требуемая частота вращения на выходе привода

nэ.тр= 28,648·3·18=1546,9 об/мин.


nвых = Проект ленточного конвейера,


где Dб - диаметр барабана;

nвых = Проект ленточного конвейера об/мин

nэ.тр= 34,4*28*2,95=2841,4 об/ми


1.3 Уточнение передаточных отношений


Общее передаточное отношение равно: iобщ = nэд / nвых

где, nэд- асинхронная частота вращения электродвигателя;

nвых- число оборотов выходного вала;

iобщ= Проект ленточного конвейера

i34 = iобщ / i12 = 82,84 / 28= 2,95


2. Кинематический и силовой расчёт


2.1 Определение мощностей на валах


P1= Pэд Чhм Р1 = 4,056·0,98·= 3,966 кВт

Р23 = Р1 Чhч Чhп Р23 = 3,966 Ч 0,89 Ч 0,99 = 3,529 кВт

Р = Р23*Чhц Р =3,529*0,94 = 3,318 кВт

Рб = Рв Ч hп Рб = 3,318 Ч 0,99 = 3,285кВт


где Р1, Р23, Рв, Рб - мощности на соответствующих валах.


2.2 Частота вращения валов привода


n1 = nэд n1 = 2850 об/мин

n23 = n1/i12 n23 = 2850/ 28 = 101,78 об/мин

n45 = n23/i34 n45 = 101,78/ 2,95 = 34,5 об/мин


2.3 Скорость вращения валов


w i= πЧni / 30

w1 = 3,14Ч 2850 / 30 = 298,3 рад/с

w23 = 3,14Ч 101,78 / 30 = 10,65 рад/с

w45 = 3,14Ч 34, 5 / 30 = 3,611 рад/с


где, i - индекс вала согласно принятому обозначению.


2.4 Крутящие моменты на валах


Тi = РiЧ103/wi

Т1 = 4,056Ч103 / 298,3 = 13,29 НЧм,

Т23 = 3,529Ч103 / 10,65 = 331,36 НЧм

Т45 = 3,285Ч103 / 3,611 = 917,1 НЧм


Таблица 2.1

Результаты кинематического и силового расчёта:

Вал Передат. отношение

Р

кВт

n

об/мин

w рад/с

Т

Н Ч м

1 i12 =28 P1 = 3,966 n1 = 2850 w1 = 298,3 T1 = 13,29
2 - 3
P23 = 3,529 n23 =101,78 w23 = 10,65 T23 = 331,36

i34 = 2,95



4 - 5
P45 = 3,318 n45 = 34, 5 w45 = 3,611 T45 = 917,1

3. Расчёт зубчатых передач


3.1 Схема передачи; цель расчёта


Проект ленточного конвейера

Рисунок 3.1 Зубчатые передачи


Цель расчёта:

Выбор материала зубчатых колёс

Определение основных параметров и размеров зубчатых венцов

Назначение степени точности зубчатых колёс

3.2 Критерий работоспособности и расчёта передачи

Зубчатые передачи выходят из строя в основном по причине:

- Усталостного выкрашивания рабочих поверхностей зубьев

- По причине усталостной поломки зуба

- Возможны статические поломки

Если передача закрытая (работает в редукторе), с не очень высокой твёрдостью рабочих поверхностей зубьев HRC < 45 HRC, то наиболее вероятной причиной выхода передачи из строя будет усталостное выкрашивание рабочих поверхностей зубьев, и основной (проектный) расчёт следует вести из условия ограничения контактных напряжений.


sН < [sН]


А если передача открытая или закрытая, но с высокой твёрдостью рабочих поверхностей зубьев HRC > 55, то наиболее вероятной причиной выхода из строя следует считать усталостную поломку зубьев, и основной (проектный) расчёт следует вести из условия ограничения напряжений у ножки зуба (изгибных напряжений).


sF < [sF]


Во всех случаях необходима проверка на статическую прочность.


3.3 Выбор материалов зубчатых колёс


Таблица 3.1

Звено Марка Dзаг, мм ТО Твёрдость

sт,

МПа





Сердцевина пов-сть
Шестерня Сталь 40Х до 125 Улучшение + ТВЧ 269..302 269..302 640
Колесо Сталь 45 до 125 Улучшение 235..262 235..262 540

3.4 Определение допускаемых контактных напряжений для обеих передач


Допускаемые контактные напряжения Проект ленточного конвейера определим отдельно для шестерни и для колеса.


Проект ленточного конвейера,


где Проект ленточного конвейера- допускаемое контактное напряжение;

Проект ленточного конвейера, МПа - предел контактной выносливости;

Проект ленточного конвейера- коэффициент запаса прочности;

Проект ленточного конвейера- коэффициенты долговечности, влияния шероховатости, влияния окружной скорости.

Предел контактной выносливости определим по эмпирической формуле в зависимости от твердости материала и способа химико-термической обработки. В данном случае:


Проект ленточного конвейера,


где HB и HRC - твердость.


Проект ленточного конвейера МПа;

Проект ленточного конвейера МПа.


Коэффициент долговечности:

где Проект ленточного конвейера - базовое число циклов перемены напряжений;

Проект ленточного конвейера - ресурс передачи в числах циклов перемены напряжений.


Проект ленточного конвейера


µПроект ленточного конвейера-коэффициент учитывающий режим нагружения


µПроект ленточного конвейера=Проект ленточного конвейера

µПроект ленточного конвейера=(Проект ленточного конвейераПроект ленточного конвейера)=0,803

Проект ленточного конвейера; Проект ленточного конвейера

Проект ленточного конвейера,


n - частота вращения рассчитываемого колеса;

nПроект ленточного конвейераПроект ленточного конвейера - число вхождений зуба в зацепление nПроект ленточного конвейера=1Проект ленточного конвейера.

LПроект ленточного конвейера- суммарное время работы,ч


Проект ленточного конвейера,


где Проект ленточного конвейера- число лет работы (Проект ленточного конвейера=5);

Проект ленточного конвейера- коэффициент годового использования (Проект ленточного конвейера),

Проект ленточного конвейера- коэффициент суточного использования (Проект ленточного конвейера).


Проект ленточного конвейерач.


Ресурс передачи:


Проект ленточного конвейера

Проект ленточного конвейера

Проект ленточного конвейера

Проект ленточного конвейера


Таким образом ZN1 = ZN2 =1

Проект ленточного конвейера, т. к. колеса шлифуются (Ra=0.63 … 1.25 мкм).

Проект ленточного конвейера, т. к. скорость меньше 5 км/ч.

Проект ленточного конвейераМПа.

Проект ленточного конвейераМПа.


Для цилиндрических передач с косыми зубьями в качестве расчётных напряжений принимаются:


Проект ленточного конвейера;

Проект ленточного конвейера


Принимаем Проект ленточного конвейера МПа.

3.5 Определение допускаемых напряжений при расчете зубьев на усталостный изгиб.

Допускаемые напряжения изгиба Проект ленточного конвейера определим отдельно для шестерни и для колеса.


Проект ленточного конвейера,


где Проект ленточного конвейера, МПа - допускаемое контактное напряжение,

Проект ленточного конвейера, МПа - предел выносливости,

Проект ленточного конвейера- коэффициент запаса прочности,

YN - коэффициент долговечности,

YR - коэффициент влияния шероховатости,

YA - коэффициент влияния двухстороннего приложения нагрузки.

Предел контактной выносливости определим по эмпирической формуле в зависимости от твердости материала и способа химико-термической обработки. В данном случае:


Проект ленточного конвейераМПа,

Проект ленточного конвейераМПа.


Коэффициент запаса прочности для улучшенных колес: Проект ленточного конвейера

Коэффициент долговечности:


Проект ленточного конвейера,


где Проект ленточного конвейера - число циклов, соответствующее перелому кривой устало Т сти

Проект ленточного конвейера- эквивалентное число циклов,

µПроект ленточного конвейера-коэффициент учитывающий режим нагружения


µПроект ленточного конвейера=Проект ленточного конвейера

µПроект ленточного конвейера=(Проект ленточного конвейераПроект ленточного конвейера)=0,333


NПроект ленточного конвейера-ресурс передачи в числах циклов перемены напряжений

NПроект ленточного конвейера=873084672 NПроект ленточного конвейера=291028224

Следовательно YПроект ленточного конвейера=1

Коэффициент влияния шероховатости:

YR = 1, т. к. колеса шлифованные

Коэффициент влияния двухстороннего приложения нагрузки:

YA = 1, т. к. нагрузка прикладывается с одной стороны.

Тогда


Проект ленточного конвейераМпа,

Проект ленточного конвейераМПа.


3.6 Расчет передачи c косозубыми цилиндрическими колесами (1-2).


Цель расчета: определение геометрических размеров передачи, выполненной в герметичном корпусе..

Определение предварительного значения межосевого расстояния.


Проект ленточного конвейера,


где К - коэффициент зависимости от поверхностной твердости ( К=10)


Проект ленточного конвейера мм.


Определение значения окружной скорости.


Проект ленточного конвейера.


Степень точности зубчатой передачи по ГОСТ 1643-81 принимаем равной 8.

Определение уточненного значения межосевого расстояния.


Проект ленточного конвейера,


где Ка=450-для косозубых колес, Мпа1/3; yba-коэффициент ширины в зависимости от положения колес относительно опор (при симметричном yba=0,315); KH- коэффициент нагрузки в расчетах на контактную прочность.

Определение коэффициента нагрузки:


Проект ленточного конвейера,


где Проект ленточного конвейера- коэффициент учитывает внутреннюю динамику в нагружении (Проект ленточного конвейера=1,02)]; Проект ленточного конвейера- коэффициент учитывает неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии (Проект ленточного конвейера=1,031); Проект ленточного конвейера- коэффициент, учитывающий приработку зубьев (Проект ленточного конвейера=1,195 ).

Тогда


Проект ленточного конвейера

Проект ленточного конвейера.


Принимаем aw12 = 90мм.

Определение предварительных основных размеров.

Делительный диаметр:


Проект ленточного конвейера;


Ширина:


Проект ленточного конвейера.


Модуль передачи.

Максимально допустимый модуль определяют из условия не подрезания зубьев у основания:


Проект ленточного конвейера.


Минимальное значение модуля определяют из условия прочности:


Проект ленточного конвейера,


где Кm = 2.8Ч10 3для косозубых передач

Проект ленточного конвейера - меньшее из значение допускаемых напряжений изгиба (

Проект ленточного конвейера

КF - коэффициент нагрузки при расчете по напряжениям изгиба.

Определение коэффициента нагрузки:


Проект ленточного конвейера,


где Проект ленточного конвейера- коэффициент учитывает внутреннюю динамику в нагружении (Проект ленточного конвейера=1,04); Проект ленточного конвейера- коэффициент учитывает неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца (Проект ленточного конвейера=1,098); Проект ленточного конвейера- коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями (Проект ленточного конвейера=1,6).

Тогда


Проект ленточного конвейера,

Проект ленточного конвейера.


Принимаем m12 =1,5мм

Суммарное число зубьев и угол наклона.

Минимальный угол наклона зубьев косозубых колес:


Проект ленточного конвейера.


Суммарное число зубьев:


Проект ленточного конвейера.


Действительное значение угла наклона зубьев:


Проект ленточного конвейера.


Число зубьев шестерни, колеса и фактическое передаточное число.

Число зубьев шестерни:


Проект ленточного конвейера, где z1min =17cos3b»16.

Проект ленточного конвейера, z1 =30 і 16.


Число зубьев колеса:


Проект ленточного конвейера.


Фактическое передаточное число:


Проект ленточного конвейера.


Диаметры колес и шестерен.

Диаметры делительных окружностей колес:


Проект ленточного конвейера мм

Проект ленточного конвейера мм


Диаметры окружностей выступов:


Проект ленточного конвейера мм

Проект ленточного конвейера мм


Диаметры окружностей впадин:


Проект ленточного конвейера мм

Проект ленточного конвейерамм


Проверочные расчеты в зацеплении.

После определения основных геометрических размеров необходимо выполнить проверочные расчеты по контактным напряжениям, напряжениям изгиба и по предельным напряжениям с целью предотвращения возможных ошибок.

Проверочный расчет по контактным напряжениям.


Проект ленточного конвейера,


где Проект ленточного конвейера,

Проект ленточного конвейерадля косозубых колес.

Проект ленточного конвейера Мпа

Определение сил, действующих в зацеплении.

Окружная сила:


Проект ленточного конвейера


Радиальная сила:


Проект ленточного конвейера


Осевая сила:


Проект ленточного конвейера


Проверочный расчет по напряжениям изгиба:

В зависимости от приведенного числа зубьев колес выбираем коэффициент прочности зуба:


Проект ленточного конвейера Проект ленточного конвейера

Проект ленточного конвейера, где Проект ленточного конвейера

Проект ленточного конвейера,


где Проект ленточного конвейера;

Ye - коэффициент учитывающий перекрытие зубьев (Ye=0,65 для косозубых передач);

Yb - учитывающий угол наклона зуба (Yb = 1-b/100 = 0.86).


Проект ленточного конвейера

Проект ленточного конвейера


Таблица 3.2

Итоговая таблица результатов расчетов

Рассчитываемый параметр Обозначение Размерность Численное значение
1. Межосевое расстояние а12 мм 90
2. Число зубьев шестерни Z1 мм 30
3. Число зубьев колеса Z2 мм 88
4. Модуль зацепления m мм 1,5
5. Диаметр делительной окружности шестерни D1 мм 45,76
6. Диаметр делительной окружности колеса D2 мм 134,23
7. Диаметр окружности выступов шестерни da1 мм 48,76
8. Диаметр окружности выступов колеса da2 мм 137,23
9. Диаметр окружности впадин шестерни df1 мм 42,03
10. Диаметр окружности впадин колеса df2 мм 130,48
11. Ширина зубчатого венца шестерни B1 мм 35
12. Ширина зубчатого венца колеса B2 мм 30
13. Степень точности передачи - - 8
14. Угол наклона зуба b град. 10,47
15. Окружная сила в зацеплении Ft Н 1555,14
16. Радиальная сила в зацеплении Fr Н 575,66
17. Осевая сила в зацеплении Fa Н 287,54

4. Расчёт червячной передачи 3-4


4.1 Схема передачи, исходные данные, цель расчёта


Проект ленточного конвейера

Рисунок З. Схема червячной передачи Цель расчёта: 1) Выбор материала червяка и червячного колеса 2) Определение основных параметров и размеров червячной передачи


4.2 Выбор материалов червячной передачи


Материалы червяка и колеса: червяк изготавливается из стали 45, с последующей закалкой до твёрдости >45 НС, шлифованием и полированием витков червяка. Материалы зубчатых венцов червячных: выибирают по антифрикционным и антизадирным свойствам, относительно скорости скольжения: ск :


VПроект ленточного конвейера=0.00045·16,6·28.65·Проект ленточного конвейерам/с


Проект ленточного конвейера- предел выносливости,МПа

Проект ленточного конвейера-предел текучести,МПа


4.3 Допускаемые контактные напряжения


Допускаемое напряжение [σ]Проект ленточного конвейера при числе циклов перемены напряжений, равном 10Проект ленточного конвейера. Проект ленточного конвейераМПа

Для 2-й группы материалов: Допускаемые контактные напряжения Проект ленточного конвейераМПа


4.4 Допускаемые напряжения изгиба


Коэффициент долговечности:


КПроект ленточного конвейера,


где


Проект ленточного конвейера-


эквивалентное число циклов нагружения зубьев червячного колеса


Проект ленточного конвейера-


суммарное число циклов перемены напряжений


Проект ленточного конвейера-


коэффициент эквивалентности


Проект ленточного конвейера

Проект ленточного конвейера

NПроект ленточного конвейера


Следовательно


Проект ленточного конвейера


Исходное допускаемое напряжение изгиба:


Проект ленточного конвейераМПа


Предельные допускаемые напряжения


Проект ленточного конвейераПроект ленточного конвейера


4.5 Расчет червячной передачи (3-4)


Цель расчета: определение геометрических размеров передачи, выполненной в герметичном корпусе.

Определение предварительного значения межосевого расстояния.


Проект ленточного конвейера,


где К - коэффициент учитывающий неравномерность нагрузки (КПроект ленточного конвейера=1,05)КПроект ленточного конвейера=610


Проект ленточного конвейера мм.


Принимаем

aw34 = 140мм.

Определение предварительных основных размеров.

Число витков червяка:

zПроект ленточного конвейера=2 - выбирается в зависимости от передаточного числа

Число зубьев колеса:


zПроект ленточного конвейера=Проект ленточного конвейера


Модуль передачи:


Проект ленточного конвейера


Принимаем Проект ленточного конвейера=6,3

Коэффициент диаметра червяка:


Проект ленточного конвейера


Принимаем q=10

Коэффициент смещения:


Проект ленточного конвейера


Угол подъема линии витка червяка:

на делительном цилиндре


Проект ленточного конвейера


на начальном цилиндре


Проект ленточного конвейера


Фактическое передаточное число:


Проект ленточного конвейера


Делительный диаметр:


Проект ленточного конвейера;

Проект ленточного конвейера мм


Диаметры окружностей выступов:


Проект ленточного конвейера мм

Проект ленточного конвейера мм


Диаметры окружностей впадин:


Проект ленточного конвейера мм

Проект ленточного конвейерамм


Длина нарезной части червяка:


Проект ленточного конвейерамм


Наибольший диаметр колеса:


Проект ленточного конвейерамм


Ширина венца:


Т.к Проект ленточного конвейера=2,то Проект ленточного конвейера

Тогда Проект ленточного конвейерамм


Проверочный расчет передачи на прочность.

Скорость скольжения в зацеплении:


Проект ленточного конвейерам/с


Уточненное значение допускаемого контактного напряжения Проект ленточного конвейера :


Проект ленточного конвейера МПа


Расчетное напряжение:


Проект ленточного конвейера,где


Проект ленточного конвейера-коэффициент нагрузки

Проект ленточного конвейера

Окружная скорость червячного колеса:


Проект ленточного конвейерам/с


При обычной точности изготовления и выполнения условия жесткости червяка принимают:

Проект ленточного конвейера при Проект ленточного конвейерам/с


Коэффициент концентрации нагрузки:


Проект ленточного конвейера


Следовательно


Проект ленточного конвейераМПа


Определение сил, действующих в зацеплении

Окружная сила на колесе равная осевой силе на червяке:


Проект ленточного конвейера


Окружная сила на червяке равная осевой силе на колесе:


Проект ленточного конвейераH


Радиальная сила:


Проект ленточного конвейера


Проверка зубьев колеса по напряжениям изгиба

Проект ленточного конвейера-коэффициент формы зуба колеса

К=КПроект ленточного конвейера -коэффициент нагрузки

Расчетное напряжение изгиба:


Проект ленточного конвейераМПа


5. Ориентировочный расчёт валов.


5.1 Расчёт быстроходного вала 1


Проект ленточного конвейера

Рисунок 5.1 Эскиз входного вала 1


Проект ленточного конвейера,


где ТПроект ленточного конвейера - момент на быстроходном валу, НЧм;


Проект ленточного конвейерамм принимаем d = 25 мм; хвостовик конический (М16ґ1,25)

Диаметр участка вала под подшипник:


Проект ленточного конвейера


где, t - высота заплечника, мм; t = 1,8мм ,


Проект ленточного конвейерамм


Принимаем dП = 30мм.

Диаметр буртика подшипника:


Проект ленточного конвейера


где, r – координата фаски подшипника, мм r = 2 мм ,


Проект ленточного конвейерамм


Принимаем dБП = 35мм.


5.2 Расчёт промежуточного вала 2-3


Проект ленточного конвейера

Рисунок 5.2- Эскиз промежуточного вала 2-3


Проект ленточного конвейера,


где Т23 – момент на промежуточном валу;


Проект ленточного конвейера


Принимаем dК = 35мм;


dБК і dК + 3Чf,


где f – размер фаски колеса; f = 1,2 мм ,


dБК і 35 + 3Ч1,2і38,6мм


Принимаем dБК = 40мм

Проект ленточного конвейера Принимаем dП = 35 мм.

Диаметр буртика подшипника:


Проект ленточного конвейера


где, r – координата фаски подшипника, мм r = 2мм ,


Проект ленточного конвейерамм


Принимаем dБП = 40мм.


5.3 Расчёт выходного вала 4-5


Проект ленточного конвейера

Рисунок 5.3- Эскиз выходного вала 4-5


Проект ленточного конвейера,


где Т45 - момент на выходном валу;


Проект ленточного конвейерамм


принимаем d = 60мм

хвостовик циллиндрический ,


Проект ленточного конвейера,


где tцил - высота заплечника, tцил - 4,6


Проект ленточного конвейерамм


принимаем dП = 70мм.


Проект ленточного конвейера , r = 3,5мм,

Проект ленточного конвейерамм


принимаем dБП = 80мм.


dК = dБП =80.


6. Проверочный расчёт шпоночных соединений


Проект ленточного конвейера

Рисунок 6- Шпоночное соединение


Таблица 6.1

Шпоночное соединение

Вал Место установки

D,

мм

B,

мм

H,

мм

t1,

мм

L,

мм

1 Под муфту 25 5 5 3 40
2-3 Под зубчатое колесо 35 10 8 5 28
4-5 Под муфту 60 18 11 7 110

Проверим шпоночное соединение на промежуточном валу:


Проект ленточного конвейера


где, Т – крутящий момент на валу, НЧмм2;

d – диаметр участка вала под шпонку, мм;

h – высота шпонки, мм;

t1 – глубина паза вала, мм;

l – длина шпонки, мм;

b – ширина шпонки, мм;

Предел прочности для стального колеса: [sсм] = 80…100 МПа,


Проект ленточного конвейераМПа,

Проект ленточного конвейераМПа,

Проект ленточного конвейераМПа


Вывод: выбранные шпонки пригодны для использования.


7. Выбор муфты


Проект ленточного конвейера

Рисунок 7-МУВП


Муфты МУВП стандартизарованы по ГОСТ 21424-93. Муфта выбирается из условия - максимального передаваемого момента. ТПроект ленточного конвейера =35,58 - момент передаваемый муфтой, Н·м dПроект ленточного конвейера=32 - диаметр вала электродвигателя, мм dПроект ленточного конвейера= 25 - диаметр входного вала редуктора, мм Выбираем муфту МУВП-2

Основные параметры Номинальный крутящий момент:Тном =63 Н•м диаметр расточки под вал - наимньший: d=20 мм - наибольший :dПроект ленточного конвейера= 38 мм dПроект ленточного конвейера= 10 - диаметр пальца, мм lвт = 15 - длина упругого злемента, мм dПроект ленточного конвейера=63 - диаметр окружности расположения пальцев, мм zПроект ленточного конвейера=6 - число пальцев с = З - зазор между полумуфтами, мм


8. Определение реакций опор промежуточного вала и построение эпюр


Проект ленточного конвейера

Рисунок 8.1 - Расчетная схема промежуточного вала


Определим реакции опор:

Рассмотрим проекции сил в плоскости ХZ :


Проект ленточного конвейера -Ft12 Ч(l-c1) + Ft3 Ч c2 + RХ1 Ч l =0;


тогда


Проект ленточного конвейера Н

Проект ленточного конвейера Ft3 Ч(l-c2) - Ft12 Ч c1 + RХ2 Ч l =0;


тогда


Проект ленточного конвейераН


Рассмотрим проекции сил в плоскости УZ:


Проект ленточного конвейера Fr12 Ч (l-c1) - Fa12 Ч d2/2 + Fr34 Ч c2 + Fa34 Ч d3/2- RУ1 Ч l =0;


тогда


Проект ленточного конвейера

Проект ленточного конвейера Fr34 Ч (l-c2) + Fa34 Ч d3/2+ Fr12 Ч c1 - Fa12 Ч d2/2+ RУ2 Ч l =0;


тогда


Проект ленточного конвейера


Суммарные реакции опор:


Проект ленточного конвейера Проект ленточного конвейераН

Проект ленточного конвейера Проект ленточного конвейераН


Эпюра моментов Мх:

Точка А.


MXА = RХ1 Ч С1Проект ленточного конвейераПроект ленточного конвейера

MXА=Проект ленточного конвейера


Точка В \MXВ =Проект ленточного конвейера НЧм

Эпюра моментов Му:

Точка А


MуА = -RУ1 Ч С1Проект ленточного конвейера

MуА =Проект ленточного конвейера


Точка В:


Мув= Проект ленточного конвейера


Эпюра моментов Мкр:

Мк=ТПроект ленточного конвейера

Мк=100,4 Н•м

Эпюра продольных сил:


Fa = FaПроект ленточного конвейера-FaПроект ленточного конвейера

Fa = 13122,99 H


Проект ленточного конвейера

Рисунок 8.2 Схема сил и эпюры моментов на проверяемом валу


9. Уточненный расчет вала 2-3


Проект ленточного конвейера

Рисунок 9 Эскиз вала и обозначение мест сечений


Уточненный расчет состоит в определении коэффициентов запаса прочности S для опасных сечений и сравнении их с требуемыми (допускаемыми) напряжениями [S]. Прочность соблюдена при S > [S].

Расчет производится по опасным сечениям А-А, Б-Б).

Материал вала ─ сталь 45.


Таблица 9.

Исходные данные для проверочного расчета

Диаметр

заготовки мм

Твердость

НВ

σв

МПа

σт

МПа

τт

МПа

σ-1

МПа

τ-1

МПа

Ψт
<80 270 900 650 390 640 230 0,10

Сечение А - А: Концентратором напряжений является шпоночный паз.

Коэффициент запаса прочности:


S= Sσ· Sτ/Проект ленточного конвейера

Sσ=σ-1D/ σа

Sτ=τ-1D/( τа+ψτD· τа),


где σа и τа ─ амплитуды напряжений цикла;

ψτD ─ коэффициент влияния асимметрии цикла напряжений.


σа=103·М/W; τа=103·М к/2Wк

М= Проект ленточного конвейера


Определим моменты инерции:


W1=π·d3/32-b2·h2·(2d-h2)2/(16d)=3.14·353/32-10·8(2·35 -8)2/(16·35) =

3660мм3

Wк=π·d3/16-b2·h2·(2d-h2)2/(16d)= 3.14·353/16-10·8(2·35-8)2/(16·35) =

7869мм3

σа=103 · 158,6 / 3660 = 43,3 МПа

τа=103 · 100,4 / 2 · 7869 = 33,085 МПа


Пределы выносливости вала:


σ-1D= σ-1/КσD; τ-1D= τ-1/КτD,


где КσD и КτD ─ коэффициенты снижения предела выносливости.


КσD=( Кσ/ Кdσ+1/ КFσ-1)/ КV,

КτD=( Кτ/ Кdτ+1/ КFτ-1)/ КV,


где Кσ и Кτ ─ эффективные коэффициенты концентрации напряжений;

Кdς и Кdτ ─ коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного

сечения;

КFς и КFτ ─ коэффициенты влияния качества поверхности;

КV ─ коэффициент влияния поверхностного упрочнения.


КσD=( 4,85+1/0,91-1)/ 1=4,95

КτD=( 2,9+1/0,95-1)/ 1=2,95

σ-1D= 410 / 4,95 =82,828МПа; τ-1D= 230 /2,95 = 77,966 МПа

ψτD=ψτ/ КτD

ψτD=0,1/ 2,95=0,034

Sσ= 129,29 / 43,3 = 2,98 Sτ= 77,9 / (6,3 + 0,034 Ч 6,3) = 11,8

S= 2,98 · 11,8/Проект ленточного конвейера=2,9 > [S] = 2.5


Проверка показала, что коэффициент запаса прочности в рассматриваемом сечении больше чем требуемый.

Сечение Б-Б.

Коэффициент запаса прочности:


S= Sσ· Sτ/Проект ленточного конвейера

Sσ=σ-1D/ σа

Sτ=τ-1D/( τа+ψτD· τа),

σа=103·М/W; τа=103·М к/2Wк

М= Проект ленточного конвейера


Определим моменты инерции:


W=π·d3/32=3.14·633/32=24548 мм3

Wк=π·d3/16=3.14·633/16=49097 мм3

σа=103 ·845,5 / 24548 = 34,4 МПа

τа=103 · 100,4 / 2 ·49097 = 1,022 МПа


Пределы выносливости вала:


σ-1D= σ-1/КσD; τ-1D= τ-1/КτD,


где КσD и КτD - коэффициенты снижения предела выносливости.


КσD=( Кσ/ Кdσ+1/ КFσ-1)/ КV,

КτD=( Кτ/ Кdτ+1/ КFτ-1)/ КV,

КσD=( 4,7+1/0,88-1)/ 1=4,84

КτD=( 2,8+1/0,935-1)/ 1=2,87

σ-1D= 410 / 4,84 =84,711 МПа; τ-1D= 230 /2,84 = 80,986 МПа

ψτD=ψτ/ КτD

ψτD=0,1/ 2,84=0,035

Sσ= 132,2 / 34,4 = 2,9 Sτ= 80,9 / (1,02 + 0,035 Ч 1,02) = 76,5

S= 2,9 · 76,5 /Проект ленточного конвейера= 3,8 > [S] = 2.5


Проверка показала, что коэффициент запаса прочности в рассматриваемом сечении больше чем требуемый.


10. Проверка подшипников


Условие годности подшипников


Проект ленточного конвейера,


где Lh – расчетный ресурс (долговечность);

[Lh] – требуемый ресурс.


Проект ленточного конвейера,


где tΣ – суммарное время работы.


Проект ленточного конвейера ч.

Проект ленточного конвейера,


где a1 – коэффициент, корректирующий ресурс в зависимости от надежности (при вероятности безотказной работы Pt = 90%, a1 = 1);

a23 – коэффициент, корректирующий ресурс в зависимости от особых свойств подшипника (для шариковых подшипников a23 = 0,7…0,8, принимается a23 = 0,75);

Cr = базовая динамическая грузоподъемность подшипника ( для подшипника 208 Cr = 25,6 кН);

Pэкв – эквивалентная динамическая нагрузка;

N23 – частота вращения вала;

m = 3 – показатель степени для шариковых подшипников.

Fa1 = 2.314-внешняя осевая сила, Н

Fr1 = Ke•R1 = 0.56•2259.8

Отношение


FaА / (V Ч Fr1) = 2,314 / 1 Ч 1265,499 = 0,001.


Тогда для опоры:


Х =0,56; Y = 0,44/е.


Найдём эквивалентную динамическую радиальную нагрузку, для обоих подшипников:


Проект ленточного конвейера,


где коэффициенты V = 1, Кб = 1 , КТ = 1


Проект ленточного конвейераН


Проект ленточного конвейера

Рисунок 10 Схема распределения сил


Таким образом, принимаем e = 0,065


Проект ленточного конвейера>10161,6 = Проект ленточного конвейера.


Проверка показала, что рабочий ресурс подшипника больше требуемого.

11. Конструктивные размеры корпуса редуктора


Расстояние между стенками корпуса и зубчатыми колесами:


а* = Проект ленточного конвейера+3


где, L – главный габарит редуктора.


L = aw12 + da2/2 + da4/2

L = 140 + 97,15 + 101 = 323,15 мм


а* = Проект ленточного конвейера+3 = 9,86 Принимаем а* = 10

Толщина стенок корпуса и крышки:


Проект ленточного конвейерамм


где, Т – крутящий момент на выходном валу, НЧмм;


Проект ленточного конвейерамм Принимаем d = 7мм.


Толщина фланцев корпуса и крышки:

b = 1.5 Ч d = 1.5 Ч 7= 10.5 мм

Толщина ребер:

m = (0.85…1) d

m= 1 Ч 7= 7 мм.

Диаметры болтов:

Фундаментных:


d1 = 0.036 Ч a +12 = 0.036 Ч 125 + 12 = 16,5=>


принимаем фундаментальные болты с резьбой М18;

Болтов, крепящих крышку к корпусу у подшипника:


d2 = (0.7 - 0.75)d1

d2 = 0.75 Ч18 = 13,5 мм;


принимаем болты с резьбой М14;

Болтов, соединяющих крышку с корпусом: d3 = (0.5 – 0.6) d1 =0,6 Ч18 =10.8мм принимаем болты с резьбой М12.


12. Выбор смазки


По таблице устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях до 600 Н/мм2 и скорости V до 5 м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна 28 мм2/с. По таблице из справочной литературы принимаем масло индустриальное И-30А (табл. 11.1-11.3, стр. 200, /4/).

Допустимый уровень погружения колес в масляную ванну:


Проект ленточного конвейерамм


Контроль масла, находящегося в корпусе редуктора осуществляется с помощью смотрового окна.


13. Подбор посадок и допусков


Зубчатые колеса: H7/r6.

Крышки торцовых узлов на подшипниках качения: H7/h8.

Шпоночные соединения: P9/h9.

Штифт с картеров: P8/h7.

Штифт с крышкой: H8/h7.


14. Сборка и регулировка редуктора


Перед сборкой полость корпуса редуктора подвергают очистке и покрывают маслостойкой краской. Сборку редуктора производят в соответствии с чертежом общего вида.

На входной вал насаживают подшипники, предварительно нагретые в масле до 80 - 100˚С.На промежуточный вал насаживают подшипник предварительно нагретый в масле до 80 - 100˚С.Затем закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала. Насаживают подшипник предварительно нагретый в масле до 80 - 100˚С.На выходной вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо, насаживают подшипники, предварительно нагретые в масле до 80 - 100˚С.Валы устанавливают в корпус. Для центровки устанавливают крышку редуктора на корпус с помощью цилиндрических штифтов, затягивают болты, крепящие крышку редуктора с корпусом.

На конические хвостовики входного и выходного валов закладывают шпонки и надевают муфту и шкив.

Ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и устанавливают маслоуказатель. Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой, закрепляя крышку винтами.


Заключение


Согласно заданию был разработан привод ленточного конвейера.

Был выбран электродвигатель, рассчитаны зубчатые передачи, спроектированы и проверены на пригодность шпоночные соединения, подшипники, разработан общий вид редуктора, разработаны рабочие чертежи деталей: выходного вала, зубчатого колеса, шкива, крышек подшипников.

Были подобраны подходящие для данных условий материалы зубчатых колес. Зубчатые передачи были рассчитаны по условиям контактной выносливости зубьев, проверены на статическую прочность.

Электродвигатель был выбран исходя из потребной мощности и условий работы привода.

Шпоночные соединения были проверены смятие. Пригодность подшипников была оценена по ресурсу долговечности.

Форма и размеры деталей редуктора и рамы привода были определены конструктивными и технологическими соображениями, а также выбором материалов и заготовок.


Список использованной литературы


Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. Учебное пособие для техн. спец. вузов. – 6-е изд., исп. – М.: Высш. шк., 2000 – 447с., ил.

Чернавский С.А., Боков К.Н. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие для учащихся машиностроительных специальностей техникумов: Машиностроение, 1988г.

3. Левитский И.Г. Расчет клиноременной передачи: Методические указания по курсовому проектированию. Хабаровск, издательство ХГТУ, 1991.

Рефетека ру refoteka@gmail.com