Реферат студентки 3- го курса 307 группа филосовского факультета отделение политологии Ефимовой С.В.
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Москва, 1997 г.
Характерная черта современности - развитие региональной экономической интеграции. Процесс сближения, взаимопереплетение национальных экономик нашел яркое выражение в ЕЭС - наиболее развитой региональной интеграционной группировке стран Западной Европы.
Сообщество функционирует с 1 января 1958 г. на основе Римского договора, подписанного в марте 1957 г. шестью странами - ФРГ, Францией,Италией и странами БЕНИЛЮКС. С 1973г. в ЕЭС вошли Великобритания, Ирландия, Дания, с 1981 г.- Греция, с 1986 г. - Португалия и Испания. Третью четвертую Ломейскую конвенция (1984 и 1985 г.) об ассоциации ЕЭС развивающихся стран подписали 66 государств Африки, карибского и Тихоокеанского бассейнов. На основе двухсторонних соглашений с ЕЭС асоциированы Турция, Алжир, Тунис, Марокко, Ливан, Египет, Иордания, Сирия, Кипр и Мальта. С 1994г. действует Европейское экономическое пространство ЕС - ЕАСТ, а Австрия, Швеция и Финляндия завершили переговоры о полноправном вступлении в ЕС. На основе Европейских соглашений ассоциированными членами ЕС стали Польша, Венгрия, Чехия,Словакия, Болгария и Румыния.
С ноября 1993 г. вступило в силу Маастрихтское соглашение об образовании Европейского политического, экономического и валютного, союза.
А начиналось все в 1951 г. с образования Европейского объединения угля и стали шести стран. В 1958 г. одновременно с образованием ЕЭС было создано Европейское сообщество по атомной энергии (Евроатом). Центростремительные тенденции привели к созданию в 1967г. группировки под названием Европейские сообщества, включающей ЕЭС, ЕОУС, Евратом. Они имеют основные общие органы и их институциональная структура приближена к структуре государства:
- Европейский Совет ( с 1974г. совещание глав государств и правительств стран-членов стал верховным органом ЕС);
- Совет Министров - законодательный орган (с вступлением в силу Единого европейского акта в июле 1987 г. применяется принцип квалифицированного большинства вместо принципа консенсуса; в 50 комитетах работают послы стран-членов);
- Комиссия ЕС - исполнительный орган;
- Европейский парламент - консультативный орган, контролирует деятельность КЕС и Совета Министров, утверждает бюджет ЕС, его полномочия расширены в соответствии с Маастриктским договором;
- Суд ЕС - орган надзора за соблюдением правовых норм;
- Экономический и социальный комитет - консультативный орган в составе представителей предпринимателей, профсоюзов и т.д.:
Неотъемлемым элементом экономической интеграции является валютная интеграция -процесс координации валютной политики, формирование наднационального механизма валютного регулирования, создания межгосударственных финансовых и валютно-кредитных организаций.
В отличие от материального производства валютная сфера в наибольшей степени тяготеет к интеграции. Ее необходимость обусловлена рядом причин:
1. Для усиления взаимозависимости национальных экономик при либерализации движения товаров, капиталов, рабочей силы требуется валютная стабилизация;
2. Необходимость создания собственной региональной зоны валютной стабильности ради осуществления региональных интеграционных задач;
3. Западная Европа стремится стать мировым центром с единой валютой, чтобы ограничить влияние доллара и противостоять растущей конкуренции со стороны Японии.
Механизм валютной интеграции включает совокупность валютно-кредитных методов регулирования, посредством которых осуществляется сближение и взаимное приспособление национальных хозяйств и валютных систем. Основными элементами валютной интеграции являются:
- режим совместно плавающих курсов
- валютная интервенция, в т.ч. коллективная,
для поддержания рыночных курсов валют в пределах согласованного отклонения от центрального курса;
- создание коллективной валюты как международного платежно-резервного средства;
- совместные фонды взаимного кредитования стран-членов для поддержания курсов валют;
- международные региональные валютно-кредитные и финансовые организации для валютного и кредитного регулирования. [1]
Элементы валютной интеграции в Европе формировались задолго до создания ЕС. Западноевропейской интеграции предшествовали соглашение о многосторонних валютных компенсациях между Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами, Люксембргом и присоединившимся к ним с 1947 г. западными оккупационными зонами Германии; соглашение 1948 и 1949гг. о внутриевропейских платежах и компенсациях между 17 государствами ОЭСР; Европейский платежный союз (ЕПС) - многосторонний клиринг 1950-1958гг., введение конвертируемости валют в 1958-61 гг. Постепенно сложились условия для валютной гармонизации - сближение структур национальных валютных систем и методов валютной политики; координации - согласование целей валютной политики; унификации - проведение единой валютной политики. Однако процесс подлинной валютной интеграции начинается на стадии создания экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сфере. Процесс интеграции включает несколько этапов, направленных на создание единого рынка.
В 1958-68 гг. был образован таможенный союз. Были отменены таможенные пошлины и ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенные тариф на ввоз товаров из третьих стран. К 1967 г. сложился общий аграрный рынок. Введен особый режим регулирования сельскохозяйственных цен. Создан аграрный фонд ЕС. Таможенный союз дополнялся елементами межгосударственного согласования экономической и валютной политики.
Были сняты многие ограничения для движения капитала в рабочей силы.
Однако интеграция в сфере взаимной торговли ослабила национальные системы государственного регулирования экономики. Назрела необходимость создания наднациональных компенсирующих механизмов. В этой связи страны ЕЭС в 1971 г. приняли программу поэтапного создания экономического и валютного союза к 1980г.
Так называемый "план Вернера" был расчитан на 10 лет.
На первом этапе ( 1971 -74 гг.) предусматривалось сужение пределов (до _+ 1,2 %, а затем до 0) колебаний валютных курсов, введение полной взаимной обратимости валют, унификация валютной политики на основе ее координации и гармонизации, согласование экономической , финансовой и денежно-кредитной политики. На втором этапе (1975-76 гг.) -завершение этих мероприятий. На третьем предполагалось передать наднациональным органам некоторые полномочия, принадлежавшие национальным правительствам, создать европейскую валюту в целях автоматического выравнивания валютных курсов и цен на базе фиксированных курсов и цен на базе фиксированных паритетов. Планировалось создание единой базисной системы, гармонизация деятельности банков и банковского законодательства. Ставились задачи учредить общий центр для решения валютно-финансовых проблем и объединить центральные банки ЕЭС по типу ФРС США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политики.
Процесс валютной интеграции развивался по следующим направлениям:
- межправительственные консультации в целях координации валютно-экономической политики;
- совместное плавание курсов валют ЕЭС ( "Европейская валютная змея");
- валютная интервенция не только в долларах, но и в европейских валютах ( с 1972г.), чтобы уменьшить зависимость от американской валюты;
- формирование системы межгосударственных взаимных кредитов в целях покрытия временных дефицитов платежных балансов и осуществление расчетов между банками;
- создание бюджета ЕЭС, который в значительной мере используется для валютно-финансового регулирования аграрного "Общего рынка";
- установление к 1 96/ г. системы "зеленых курсов" -фиксированных, но периодически изменяемых в области ценообразования и расчетов при торговле сельскохозяйственными товарами; эти курсы отличаются от рыночных и центральных курсов валют стран "Общего рынка";
- введение системы компенсационных валютных сумм -налогов и субсидий в форме надбавки или скидки к единой цене на аграрные товары, которые до введения ЭКЮ устанавливались в с/х расчетных единицах, равных доллару и пересчитываемых в нац. валюту по"зеленому курсу";
- учреждение межгосударственных валютно-кредитных институтов : Европейского инвестиционного банка, Европейского фонда развития, Европейского фонда валютного сотрудничества и др[2].
Несмотря на некоторые сдвиги, с 1974 г. "план Вернера" потерпел провал. Это было обусловлено разногласиями в ЕС, в частности между национальным суверенитетом и попытками наднационального регулирования валютно-кредитных отношений, дифференциацией экономического развития стран-членов, кризисами 70-х - 80-х гг.
Длительный застой интеграции в ЕС продолжался с середины 70-х до середины 80-х годов.
Режим "европейской валютной змеи" оказался малоэффективным, т.к. не был подкреплен координацией валютно-экономической политики стран ЕС. 8 итоге часто изменялись курсовые соотношения в целях уменьшения спекулятивного давления на отдельные валюты. Некоторые страны покидали "валютную змею", чтобы не тратить валютные резервы. С середины 70-х одни страны (ФРГ, Дания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и периодически Франция) участвовали в совместном плавании валютных курсов, остальные предпочитали индивидуальное плавание своих валют (Великобритания, Ирландия, Италия и периодически Франция).
В конце 70-х годов активизировались поиски путей создания экономического и валютного союза. В практике председателя Комиссии ЕС Дженкинса (октябрь 1977 г.) упор был сделан на создание европейского органа для эмиссии коллективной валюты и частичного контроля над экономикой стран-членов ЕЭС. Эти принципы валютной интеграции были положены в основу франко-германского проекта в 1978 г. В итоге трудных переговоров 13 марта 1979 г. была создана Европейская валютная система. Ее главные задачи:
- обеспечить достижение экономической интеграции,
- создать зону европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе,
- оградить "Общий рынок" от экспансии доллара.
ЕВС - это совокупность экономических отношений, связанная с функционированием валюты в рамках экономической интеграции; государственно-правовая форма организации валютных отношений стран "Общего рынка" с целью стабилизации валютных курсов и стимулирования интерационных процессов.
ЕВС - подсистема Ямайской мировой валютной системы _ с отличными от последней особенностями.
1. ЕВС - базируется на ЭКЮ - европейской валютной единице. Условная стоимость ЭКЮ определяется мометоду валютной корзины, включающей валюты всех 12 стран. Доля валют в корзине ЭКЮ зависит от удельного веса стран в совокупном ВНП государств-членов ЕС, их взаимном товарообороте и участия в краткосрочных кредитах поддержки. Поэтому самым весомым компонентом ЭКЮ -примерно 1/3 - является марка ФРГ.
В сентябре 1993 г. в соответствии с Маастриктским договором «абсолютный вес» валют в ЭКЮ заморожен, однако " относительный вес" колеблется в зависимости от рыночного курса валют. Так, в октябре 1993 г. доля марки ФРГ была 32,6 % , французского франка - 19,9, фунта стерлингов - 1 1,5, итальянской лиры -8,1 % и т,д.
2. Ямайская валютная система демонетизировала золото, а ЕВС использует его в качестве реальных резервных активов. Во-первых, эмиссия ЭКЮ частично обеспечена золотом. Во-вторых, с этой целью создан совместный золотой фонд за счет объединения 20% официальных золотых резервов стран ЕВС в ЕФВС. Центральные банки внесли в фонд 2,66 тыс. т золота ( в МВФ - 3,2 тыс.). [3] Взносы осуществляются в форме возобновляемых трехмесячных сделок "свои", чтобы сохранить право собственности стран на золото. ЭКЮ, полученные в обмен на золото, зачисляются в официальные резервы. В-третьих, страны ЕС ориентируются на рыночную цену золота для определния взноса в золотой фонд, а также для регулирования эмиссии и объема резервов в " ЭКЮ.
3. Режим валютных курсов основан на совместном плавании валют в форме "европейской валютной змеи" в установленных пределах взаимных колебаний (_+ 2,25% от центрального курса.для Италии и Испании - _+ 6% ввиду нестабильности их валютного и экономического положения. С августа 1993 г. в результате обострения валютных проблем ЕС рамки колебаний расширены до +- 15%).
4. В ЕЭС осуществляется межгосударственное региональное валютное регулирование путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия временного дефифита платежных балансов и расчетов, связанных с валютной интервенцией.[4]
Следующим шагом валютной интеграции стран ЕС явился единый европейский акт.
После двухлетних дебатов важной вехой в развитии валютной интеграции в ЕЭС явился единый европейский акт, принятый в мае 1987 г. В середине 80-х годов сложились новые условия, усилилась экономическая взаимозависимость и межгосударственное регулирование. Изменения в валютной сфере были органично увязаны с завершением либерализации движения капиталов и образованием единого рынка. В апреле 1989г. была разработана программа создания валютного и экономического союза под названием "план Делора".
Он предусматривал:
- создание общего (интегрированного) рынка, поощрение конкуренции в ЕС для совершенствования рыночного механизма во избежание злоупотреблений монопольным положением, политикой соглашений, слияний, государственных субсидий;
- структурное выравнивание отсталых зон и регионов;
- координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов его покрытия;
- учреждение наднационального Европейского валютного института в составе управляющих центральными банками и членов директората для координации денежной и валютной политики;
-единую валютную политику, введение фиксированных валютных курсов и коллективной валюты ЭКЮ.
В связи с проектом создания Европейского центрального банка и единой валюты потребовалось изменение Римского договора.
Для валютного союза необходимо:
1) участие всех валют в " европейской змее";
2) соблюдение странами единых пределов колебаний курса валют,
3) соединение официального и частного секторов функционирования ЭКЮ по линии унификации порядка и субъектов эмиссии, введение их взаимной конвертируемости; устранение господства марки ФРГ в валютной интервенции .
На основе" плана Дюрана" к декабрю 1991 г. был выработан Маастрихтский договор о Европейском Союзе. Договор вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Он предусматривает поэтапное продвижение к экономическому и валютному союзу.
Первый этап фактически начался в июле 1990 г. одновременно с полной отменой валютных ограничений по движению капиталов в ЕС. Основное внимание уделено сближению уровней экономического развития, снижению темпов инфляции и сокращению бюджетного дефицита (особенно таких стран с относительно слабой экономикой, как Португалия и Греция).
Второй этап начался в январе 1994 г. с создания Европейского валютного института во Франкфурте-на-Майне (вместо ЕФВС) в составе управляющих центральными банками стран-членов. Его задача - подготовка к организации Европейской системы центральных банков и эмиссии банкнот в ЭКЮ. Большое внимание уделено координации экономической и денежно-кредитной политики стран-членов на основе директив Совета Министров ЕС. и отчетов стран перед Европарламентом об их выполнении. Предусмотрены санкции к нарушителям экономической, прежде всего бюджетной дисциплины (ограничение кредитов ЕИБ, штраф, беспроцентный вклад на имя ЕС до корректировки бюджетного дефицита).
Предусмотрена помощь ЕС по оздоровления национальной экономики в основном за счет структурных фондов,формируемых из совместного бюджета, кредитов ЕИБ.
Третий этап начнется с 1 января 1997 r, если большинство стран ЕС достигнут необходимой конвергенции на базе оздоровления экономики, или автоматически с 1 января 1999г. Но решение о переходе к последнему этапу будет принято Советом Министров ЕС на основании подробного доклада КЕС о функционировании всей системы. Курсы валют стран ЕС будут зафиксированы окончательно и возникнет возможность их замены единой валютой.[5]
Однако странам предстоит достигнуть определенного сближения макропоказателей своих экономик., чтобы отвечать требованиям валютного объединения.
Необходимые и достаточные условия образования экономического и валютного союза
В последние годы в большинстве стран ЕС серьезно изменились концептуальные подходы к макроэкономической политике. Низкие темпы инфляции рассматриваются как обязательные для обеспечения устойчивого экономического роста. Сближение макропоказателей позволит избежать потери конкурентоспособности и, как следствие, экономических аномалий грядущего валютного объединения.
Этот концептуальный подход был заложен в основу зафиксированных Маастриктским договором критериев, которым должны отвечать страны, намеревающиеся перейти к единой валюте. Их соблюдение обязательно только при переходе к заключительной стадии союза.
Итак, в соответствии с договором о введении единой валюты страна должна отвечать следующим требованиям:
- иметь уровень инфляции, не превышающий более, чем на 15% средний показатель трех стране наиболее низкими темпами;
иметь дефицит бюджета, не превышающий 3 % ВВП, а государственный долг - не более 60%,
Таблица |
1. Темпы инфляции. |
|||
90 |
91 |
92 |
93 |
|
БЕЛЬГИЯ |
3,1 |
2,9 |
2,4 |
2,8 |
ДАНИЯ |
2,6 |
2,5 |
1,9 |
1,4 |
ГЕРМАНИЯ |
2,8 |
3,8 |
4,7 |
4,3 |
ГРЕЦИЯ |
19,7 |
18,4 |
14,9 |
13,7 |
ИСПАНИЯ |
6,4 |
6,2 |
6,4 |
4,7 |
ФРАНЦИЯ |
2,9 |
3,0 |
2,4 |
2,3 |
ИРЛАНДИЯ |
1,6 |
2,3 |
2,6 |
2,3 |
ИТАЛИЯ |
5,2 |
6,9 |
5,4 |
4,4 |
ЛЮКСЕМБУРГ |
3,6 |
2,9 |
2,8 |
3,6 |
НИДЕРЛАНДЫ |
2,2 |
3,4 |
3,0 |
2,1 |
ПОРТУГАЛИЯ |
12,6 |
11,1 |
9,7 |
6,7 |
ВЕЛИКОБРИ- |
||||
ТАНИЯ |
5,3 |
7,2 |
4,7 |
3,4 |
ЕС |
4,5 |
5,3 |
4,6 |
3,8 |
Оптим.рамки 3, |
1-4,1 3,8-4,4 3,4-3,9 2,9-3,8 |
19. Таблица 2. Дефицит государственного бюджета С/о к ВВП) |
|||
90 |
91 |
92 |
93 |
БЕЛЬГИЯ 5,8 |
6,6 |
6,9 |
7,4. |
ДАНИЯ 1,5 |
2,2 |
2,6 |
4,4 |
ГЕРМАНИЯ 2,1 |
3,2 |
2,6 |
4,2 |
ГРЕЦИЯ 18,6 |
16,3 |
13,2 |
15,5 - |
ИСПАНИЯ 3,9 |
5,2 |
4,6 |
7,2 |
ФРАНЦИЯ 1,5 |
2,1 |
3,9 |
5,9 |
ИРЛАНДИЯ 2,2 |
2,0 |
2,2 |
3,0 |
ИТАЛИЯ 10,9 |
10,2 |
9,5 |
10,0 |
ЛКЖСЕМБУРГ +3,3 |
1,0 |
2,5 |
2,5 |
НИДЕРЛАНДЫ 5,1 |
2,5 |
3,5 |
4,0 |
ПОРТУГАЛИЯ 5,5 |
6,4 |
5,2 |
8,3 |
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 1,2 |
2,7 |
5,9 |
7,6 |
ЕС |
4,6 |
5,0 |
6,4 |
Источник (для всех таблиц) ЕС Comission Report "Progress with Regard to Economic and Monetary Convergence and wih the Implementation ofCommunity Law Concerning the Internal Market". Brussels, 8.ХП.1993
В 1993 г. лишь Ирландия и Люксембург соответствовали маастрихтскому критерию, в то время как в начале 90-х годов в этот список входили также Дания, Германия, Франция и Великобритания. В Германии этот процесс обусловлен финансовым бременем объединения страны, во Франции,Дании и Великобритании стал следствием сознательного ослабления финансовой дисциплины в противодействие наступающему спаду. Соответствие данному критерию требует преодоления кризисных явлений и оздоровление экономики стран.
В неразрывной связи с двумя первичными критериями перехода к единой валюте находится третий - размер государственного долга. Пока еще этому критерию соответствует пять стран ЕС (таблица 3), но их позиции заметно ухудшаются.
Снижение темпов инфляции, а также реализация финансовых аспектов программы единого внутреннего рынка позволили снизить долгосрочные процентные ставки с постепенным выравниванием по странам. Однако перспективы дальнейшего сближения процентных ставок были поставлены под угрозу кризисом Европейской валютной системы.
Таблица 3. Государственный долг ( % к ВВП)
90 |
91 |
92 93 |
||
БЕЛЬГИЯ |
128,3 |
129,5 |
131,9 138,4 |
|
ДАНИЯ |
66,4 |
71,7 |
73,4 |
78,5 |
ГЕРМАНИЯ |
43,7 |
41,8 |
44,7 |
50,2 |
ГРЕЦИЯ |
95,3 |
100,8 |
106,7 |
113,6 |
ИСПАНИЯ |
44,5 |
45,5 |
48,8 |
55,6 |
ФРАНЦИЯ |
35,4 |
35,5 |
39,2 |
44,9 |
ИРЛАНДИЯ |
96,1 |
95,9 |
91,6 |
92,9 |
ИТАЛИЯ |
97,8 |
01,4 |
108,0 |
115,8 |
ЛЮКСЕМБУРГ |
7,0 |
6,2 |
7,3 |
10,0 |
НИДЕРЛАНДЫ |
78,8 |
79,0 |
79,7 |
83,1 |
ПОРТУГАЛИЯ |
68,4 |
67,4 |
63,5 |
69,5 |
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ |
39,6 |
41,1 |
47,3 |
53,2 |
ЕС |
5.7,2 |
58,0 |
61,7 |
66,4 |
Таблица 4. Долгосрочные процентные ставки
90 |
91 |
92 |
93 |
|
БЕЛЬГИЯ |
10,1 |
9,3 |
8,6 |
7,3 |
ДАНИЯ |
n,0 |
10,1 |
10,1 |
8,9 |
ГЕРМАНИЯ |
8,9 |
8,6 |
8,0 |
6,3 |
ГРЕЦИЯ |
- |
- |
- |
- |
ИСПАНИЯ |
14,7 |
12,4 |
12,2 |
10,2 |
ФРАНЦИЯ |
9,9 |
9,0 |
8,6 |
6,8 |
ИРЛАНДИЯ |
10.1 |
9,2 |
9,1 |
7,1 |
ИТАЛИЯ |
13,4 |
13,0 |
13,7 |
11,3 |
ЛЮКСЕМБУРГ |
8,6 |
8,2 |
7,9 |
6,9 |
НИДЕРЛАНДЫ |
9,0 |
8,9 |
8,1 |
6,7 |
ПОРТУГАЛИЯ |
16,8 |
17,1 |
15,0 |
12,4 |
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ |
11,1 |
9,9 |
9,1 |
7,9 |
ЕС |
11,0 |
10,2 |
9,9 |
8,1 |
Оптим.рамки 1 |
1,0-13,0 |
11,2-12,110,6-12,18,7-10,9 |
Прогноз KEC на 1994 г.(наилучшие показатели)
- по инфляции и процентным ставкам -Франция,Дания, Нидерланды, Бельгия, Германия, Ирландия, Люксембург, ИК.
-по дефициту - Люксембург, Ирландия,Германия,Нидерланды приблизятся. -по гос.долгу -Германия,Франция,Люксембург, Испания, Португалия и ИК-приблизятся.
С 1967 г. по сентябрь 1992 г. первый этап экономического и валютного союза проходил на фоне достаточно прочной стабильности в валютной сфере. За этот период не было ни одного пересмотра валютных курсов в рамках ЕС.
Но в середине 1992 г. ЕС вступила в полосу глубокого кризиса. В определенной степени он был спровоцирован внеэкономическими причинами.Негативный результат первого датского референдума по ратификации Маастрихтских соглашений, неясность перспектив французского референдума по этому вопросу, обжалование документа в Конституционном суде ФР породили серьезные сомнения в реальности планов создания экономического и валютного союза и вызвали недоверие к ЕВС. Кроме этого в системе появился серьезный внутренний порок, обусловленный долгими годами относительной валютной стабильности.
Страны ЕС стали действовать так, как будто валютный союз уже существовал. ЕВС -система фиксированных, но регулируемых валютных курсов, рассматривалась уже как система жестких паритетов. Девальвация и ревальвация стали восприниматься как ЧП. Стабильность курсов была возведена в догму. В этих условиях традиционно слабые валюты ЕВС, прежде всего лира и эскудо, стали объектом притока краткосрочных капиталов, привлекаемых более высокими процентными ставками и гарантией возможности конвертации в сильные валюты по стабильному курсу. Таким образом валютная система оказалась уязвимой для спекулятивных атак.
В сентябре 1992 г. резко ослабли позиции ряда валют ЕВС на валютных биржах. 16.09.92 г. Великобритания и Италия дважды за день повышали учетные ставки, но вечером сдались и вывели свои валюты из ЕВС. Валютный комитет ЕС изменил паритеты их валют по отношению к другим валютам, входящим в ЕВС.
Курсы всех валют были повышены на 3,5%, а лиры и фунта стерлингов понижены на такую же величину, что привело к девальвации валют на 7 % (при установленном пределе 6%) [6]. Официальный рынок обмена валют был закрыт. Курс лиры и фунта стерлингов начал колебаться свободно, без ограничений. В конце концов курс лиры упал на 25%. 17.09.92 г. испанская песета была девальвирована на 5%, 22.11.92 г.- еще на 6%, а в середине мая 1993 г. - на 8 %, и на 6,5 % - португальcкий эскудо. В начале февраля 1993 г. на 10% подвергся девальвации ирландский фунт. По оценкам специалистов курс лиры и песеты до девальвации был завышен на 20-30 % [7]. Широкомасштабного кризиса можно былобы избежать, если бы ЕВС оставался системой регулярно корректируемых курсов.
Государства ЕС попытались извлечь уроки из кризиса и провели углубленный анализ механизма ЕВС.
Вывод экспертов был однозначен: механизм не нуждается в совершенствовании, необходимо лишь осуществлять периодически пересмотры курсов, не накапливая отклонений. Но к этому выводу в ЕС пришли тогда, когда на пороге был уже очередной валютный кризис.
Летом 1993 г. французский франк лучше соответствовал критериям перехода к единой валюте, чем немецкая марка, и тем не менее именно франк стал мишенью для спекулянтов. По мнению Фравннии, основная причина сложившейся ситуации - высокие процентные ставки ФРГ, связанные с ростом инфляции после воссоединения.
В конце 1993 г. ситуация обострилась настолько, что стал реальным полный крах ЕВС, поскольку франк нс удалось стабилизироваться, несмотря на исключительно активную роль Бундесбанка. На срочном совещании представители Франции заявили, что именно ФРГ имеет структурные проблемы и вызывает напряженность в ЕВС, и именно ФРГ должна временно покинуть валютную систему. То же французы заявили 1 августа в Валютном комитете ЕС. Однако многие партнеры Франции объявили, что вслед за ФРГ они тоже покинут ЕВС. В результате было принято решение о беспрецедентном расширении пределов колебаний до 15%.[8]
Кризис лета 1993 г. был системным, поскольку ЕВС представляла собой " несовместимый квартет": невозможно обеспечивать одновременное существование единого внутреннего рынка, свободного движения капиталов, фиксированных валютных курсов и нескоординированных денежно-кредитных политик. Какой-либо элемент должен был не выдержать. Им стала система фиксированных курсов.
По-видимому, основной причиной кризиса ЕВС явилась ассиметричность самой системы, где ключевой валютой является немецкая марка. А инфляционное состояние ФРГ, обусловленное болезненным процессом воссоединениия германских земель, и борьба с ним (рост учетных ставок), вызвали "эффект домино" и ставки повысились в целом в рамках ЕВС. Но, поскольку в других странах инфляция была меньше, а спад производства больше, чем в ФРГ, ужесточение денежно-кредитной политики стало восприниматься партнерами Германии достаточно болезнено.
К примеру, повышение процентных ставок на один пункт означает для французского правительства увеличение бюджетных расходов на 2,8 млрд. ЭКЮ, а для Бельгии и Италии, имеющих высокий государственный долг, это равнозначно 1 % ВВП.[9]
Многие специалисты рассматривают кризис как свидетельство несостоятельности маастриктских соглашений и отсутствие перспектив введения единой валюты. И для этого у них достаточно оснований. Но также верно то, что ЕС идет идет непроторенной тропой, где недочеты и просчеты являются непременным атрибутом построения новых отношений.
Валютная интеграция еще не завершена, и существует немало противоречий и проблем, как экономических,так и политических. Главной является значительное структурное неравновесие экономик стран-членов, различия в уровнях и темпах экономического развития, инфляции, состояния платежного баланса. Отсталые районы в Италии, Ирландии, - Испании, Португалии, Греции, Франции требуют дополнительных дотаций для решения структурных проблем в рамках региональной политики. Как следствие, не все евровалюты входят в ЕВС, наблюдается девальвация и ревальвация валют.
Координация экономической политики часто наталкивается на нежелание стран-членов расставаться с частью своих суверенных прав для передачи их в наднациональные органы.
Не до конца отработан механизм ЭКЮ: ее выпуск довольно скромно влияет на взаимные операции центральных банков ЕС, хотя с 1985 г. их право использовать ЭКЮ для погашения взаимной задолженности расширено с 50 до 100 %. Частные ЭКЮ не связанные с официальными единым эмиссионным центром и взаимной обратимостью.
Кроме того, функционирование ЕВС осложняется внешними факторами, связанными с нестабильностью мировой валютной системы и доллара США. ЕВС продолжает испытывать влияние этой валюты, т.к. 60% международных расчетов в ЕС осуществляется в долларах.
Наконец, усиление Германии, которая занимает не только экономически, но и географически доминирующие позиции в Европе, вызывает у ее партнеров по ЕС сомнение относительно целесообразности политического объединения, которое практически неразрывно связано с предполагаемым переходом на единую валюту.
С другой стороны, уже создан единый внутренний рынок, который должен иметь если не единую валюту, то по меньшей мере валютную стабильность. Есть основания думать, что движение к валютному союзу не будет слишком разрушительным, т.к. французский франк, бельгийский франк и ирландский фунт уже вернулись в рамки прежней полосы отклонений от своего центрального курса по отношению к немецкой марке - 2, 25%. Приблизилась к прежним границам колебаний датская крона, а гульден никогда не выходил в широкую полосу колебаний. Но такая стабильность может быть гарантирована только посредством валютного союза.[10]
Наиболее серьезным является финансовое положение стран, и если оно не изменится, то это может помешать переходу к заключительной стадии создания валютного союза. Но Маастриктский договор предусматривает процедуру определения "чрезмерного дефицита" , допускающую разные подходы.
Комиссия выявляет " грубые отклонения", которыми считаются превышение 3% планки планируемого или имеющего дефицита, если только этот показатель не снижается существенно и постоянно и достигает уровня, близкого к справочной оценке; или, наоборот, -если превышение справочной оценки - это только исключительное и временное явление и показатель остается близким к справочной оценке. Грубым считается также превышение показателя государственного долга 60% , если только этот показатель " снижается в достаточной степени и приближается удовлетворительными темпами к справочной оценке"[11]
В 1996 г. Комиссии придется доказать, что большинство стран ЕС попадают под указанные критерии и может начаться третий этап валютной интеграции. Восемь членов - Бельгия, Дания, Франция, Германия, Нидерланды, Люксембург, Ирландия и Великобритания - могут быть признаны. Но Великобритания и Дания имеют право не участвовать в третьей стадии и исключены договором из любого возможного большинства. Далее, новые страны -члены ЕС - Норвегия, Финляндия - удовлетворяют всем показателям, Австрия - почти всем ( хотя и не член механизма валютного регулирования, но с валютным курсом самым стабильным по отношению к немецкой марке). И только Швеция не соответствует финансовым критериям. Таким образом, к 1997 1. 9 стран из 16 могут составить большинство и с 1999 г. начнет действовать валютный союз.
По расчетам КЕС переход к единой валюте позволит сэкономисть только на внутренних расчетах в ЕС от 13 до 19 млрд. ЭКЮ в год.[12]
Хотя сроки политического, экономического и валютного союза могут быть по разным причинам перенесены на первое десятилетие будущего века, объединение представляется абсолютно реальным, даже если учесть лишь факт престижа Европейского Союза, его сорокалетнего интеграционного развития.
Сноски в тексте:
1] "Международные валютно-кредитные и финансовые отношения", под рук. Л.Н.Красавиной.Москва, Финансы и статистика, 1994г.
2] В.В.Шмелев "Коллективные валюты - от счетных единиц к международным деньгам". Москва, Финансы и статистика, 1990 г.
[3,4]"МЭ и МО" N 3, 1995
5] МЭ и МО, N3, 1995
6] МЭИ МО, N 1, 94; N 11,93.
7] Компас N 23 10.02.94.
8] "МЭ и МО", N 10, 1994, стр. 154
9] МЭ и МО, N 10, 94 стр. 155.
10] Компас, N 132, 30.08.94.
11] Компас, N 132,30.08.94.
12] А.В.Цимайло" Платежный баланс и валютный курс", стр. 172.
1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения" под редакцией Л.Н. Красавиной. Москва, Финансы и статистика, 1994 г.
2. В.В.Шмелев " Коллективные валюты -от счетных единиц к международным деньгам " - Москва, Финансы и статистика", 1990
3. А.В. Цимайло "Платежный баланс и валютный курс" Москва, Наука, 1991 г.
4.МЭ и МО N 11, 1993 N 1, 1994 N 10,1994 N 3,1995
5. Компас, N 23, 10.02.94 N 132, 30.08.94