Любая национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой, характер функционирования и стабильность которой зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает периодический кризис мировой валютной системы, который приводит к созданию новой.
Эволюция валютной системы Германии - ведущей экономической державы Европы - отражает характер и специфику экономических процессов, происходивших в мировой и европейской экономике с самого начала формирования хозяйственной системы в регионе. Одной из особенностей его развития является формирование тесных торгово-экономических связей между европейскими странами, обусловленное историко-географическим фактором.
С целью снижения трансакционных издержек еще в XIX-XX веках неоднократно предпринимались попытки создания валютных союзов между различными европейскими странами: Австро-германский валютный союз (1857-1866 годы), Латинский валютный союз (1865-1878 годы), Скандинавский валютный союз (1875-1917 годы), Бельгийско-люксембургский экономический союз (учрежден в 1921 году и действует до сих пор).
13 марта 1979 года была создана Европейская валютная система (в нее входило 12 стран), основными целями которой были сближение экономической и финансовой политики стран-участниц, достижение экономической интеграции, а также создание зоны европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе, основанной на долларовом стандарте. На взаимную торговлю стран входивших в ЕВС, приходилось от 55% до 70% их внешнеторгового оборота. Именно Германия, традиционно обеспечивавшая львиную долю торговых потоков европейского региона, была инициатором создания новой валютной системы. Структурные принципы ЕВС определялись особенностями западноевропейской интеграции: доля национальной валюты в корзине ЭКЮ (европейской валютной единицы) зависела от удельного веса страны в совокупном ВНП и взаимном товарообороте государств-членов союза. Доля немецкой марки, одной из резервных валют мира, в корзине введенной единицы составляла 32,7% (французский франк уступал марке почти на 12 процентных пунктов). Несмотря на некоторые противоречия в функционировании ЕВС, система выполнила стоявшую перед ней задачу: до 1992 года в Европе наблюдалась стабильность обменных курсов, и благодаря усилению интегративных тенденций, были созданы предпосылки для введения в регионе единой валюты с заменой национальных валют стран-членов группировки. [7, c.271-273]
Маастрихтский Договор 1991 года закрепил обязательства государств достичь требуемого уровня социально-экономического развития к концу столетия для реализации планов перехода к единой валюте. Условия Маахстрихтского Договора достаточно жесткие, но соблюдение установленных критериев необходимо для предотвращения краха как валюты, так и экономической системы союза в целом. Введение этих критериев было инициировано Германией, экономические интересы которой в значительной степени определяли политику интеграционной группировки. В 1994 году во Франкфурте-на-Майне был создан Европейский Валютный Институт, целью которого явилось подготовка создания системы Центрального Банка Сообщества. В 1997 году было принято решение на основе уточненных экономических показателей в 11 странах ЕС вводить новую валюту евро. Созданный Европейский Центральный Банк обеспечивал контроль эмиссии, обмена и обращения евровалюты. 1 января 1999 года для национальных валют всех стран-участниц установлен фиксированный обменный курс по отношению к евро, а с 1 января 2002 года новая евровалюта официально введена в обращение.
Преимущества, полученные от перехода в единой валюте Евросоюзом в целом и Германией в частности, заключаются главным образом в снижении издержек обращения и обмена валют, а также в усилении конкуренции на европейском рынке. Кроме того, евровалюта, по могуществу сопоставимая с долларом и являющаяся его противовесом, в значительной степени способствует укреплению позиций Евросоюза и его лидирующих держав на мировой арене. Однако переход к евро имеет и негативные стороны. В большинстве стран еврозоны он подхлестнул инфляцию, а в Германии эти инфляционные тенденции привели к снижению спроса на некоторые товары, что явилось одной из причин стагнации 2002 года. Учреждение экономического и валютного союза вносит серьезные изменения в систему государственного макроэкономического регулирования, упраздняя роль национальной политики в пользу региональных институтов. Так, основная задача Европейского Центробанка - проведение единой политики для всех стран еврозоны. Однако текущая ситуация свидетельствует о том, что выработать экономическую политику, которая будет приемлемой для всех одиннадцати государств, остановит инфляционное давление в Испании и не приведет Германию снова к застою или спаду, будет очень непросто. Нет уверенности и в том, продолжиться ли экономический подъем с введением единой валюты. [7, c.274-275]
Таким образом, Германия является членом и инициатором создания Европейского экономического и валютного союза, на территории которого с 2002 года функционирует единая валюта. По доле национальной валюты в структуре евро Германия опережает других стран-участниц группировки, что обусловлено лидирующими позициями немецкой экономики в торговле и совокупном производстве региона.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/