Верлов Лев Анатольевич, соискатель Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии
Для того чтобы практически оценить конкурентоспособность организаций ЖКХ, необходимо собрать разнообразную информацию об имеющихся предприятиях, производящих аналогичные услуги. При этом вначале следует учитывать максимально возможное количество имеющихся и потенциальных конкурентов, а затем сосредоточить внимание на основных. Если конкуренция очень высока, то типичной ошибкой можно считать попытку внедриться на перенасыщенный рынок.
При использовании матричного подхода составляется матрица показателей по ряду конкурирующих организаций ЖКХ [1]:
Таблица 1.Основные показатели работы организаций ЖКХ Омской области
Показатели | Организации ЖКХ | |||
Черлакское МУП «Теплокоммунэнерго» | Муромцевское МУП «Водоканал» | ООО «ЖКХ Сервис» | ООО «Коммунальник 8» | |
1.Объем реализации услуг, тыс. руб. | 91002 | 43002 | 9102 | 54002 |
2.Убыток, тыс. руб. | 9102 | 5592 | 1822 | 7562 |
3.Имидж*, % | 50 | 60 | 30 | 40 |
4. Качество услуг** | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 1 |
7.Собственный капитал, тыс. руб. | 80002 | 58002 | 4802 | 60002 |
8.Заёмный капитал, тыс. руб. | 100002 | 46002 | 5302 | 49002 |
9.Оборотные средства, тыс. руб. | 50002 | 31002 | 3152 | 38502 |
10.Краткосрочные обязательства, тыс. руб. | 49002 | 29002 | 3152 | 26002 |
11.Рентабельность услуг, % |
*- показатели имиджа или рейтинга приведены в процентах; при этом делаются допущения, что рейтинг известных организаций ЖКХ применяется за 100% до 0 (никому не известная или новая организация ЖКХа).
** - показатели качества приводятся, относительно единицы: наилучшие показатели принимается за единицу (или за 100%), более низкие показатели берутся по отношению к 1.
Рис 1. Показатели объема выполненных услуг Омскими ЖКХ
Объем продаж услуг является показателем, с помощью которого может быть определена доля организаций ЖКХ на рынке (доля может быть рассчитана через натуральные и стоимостные показатели).
Имидж (рейтинг) характеризует сложившееся общественное мнение о организаций ЖКХ и ее услуг.
Цена услуги является важнейшим фактором конкурентоспособности как услуг, так и организаций ЖКХ в целом. При оценке конкурентоспособности чем ниже цена (при прочих равных условиях), тем больше объем продаж может осуществить организация ЖКХ.
Качество характеризует конкурентоспособность услуг. Его оценка может быть комплексной (по целому ряду локальных критериев) и достаточно сложной. В наиболее полном виде качество оценивается отдельно. В то же время организации ЖКХ, имеющая большие объемы продаж услуг, высокий рейтинг, но уступающая в качестве услуг, со временем безусловно утрачивает свои конкурентные преимущества[2].
Любая организация ЖКХ, как и ее услуги, имеют разные этапы жизненного цикла на некоторых из них, в частности на стадии роста и зрелости, особо важным становятся финансовые аспекты конкурентоспособности. Эти аспекты могут быть раскрыты в целой системе финансовых показателей и критерий. Так, для развития организаций ЖКХ могут потребоваться дополнительные инвестиционные ресурсы. Их привлечение может существенно изменить структуру пассива баланса.
Рис 2. Показатели капитала Омских ЖКХ
Финансовый рычаг характеризует эту структуру, то есть соотношение заемных и собственных средств. Чем ближе такое соотношение к оптимальному, тем лучше. Смысл оптимального значения финансового рычага заключается в том, что предприятие, начинающее или развивающее свою деятельность, должно иметь не только заемные, но и собственные средства в соотношении примерно 2/3. в этом случае финансовое положение организации ЖКХ относительно устойчиво и в финансовом аспекте она инвестиционно привлекательно и конкурентоспособно. Оптимальное значение ФР.
Таблица.2. Оптимальное значение ФР
Организации ЖКХ | Черлакское МУП «Теплокоммунэнерго» | Муромцевское МУП «Водоканал» | ООО «ЖКХ Сервис» | ООО «Коммунальник 8» |
Собственный капитал | 80002 | 58002 | 4802 | 60002 |
Заемный капитал | 100002 | 46002 | 5302 | 49002 |
Финансовый рычаг | 1,2 | 0,79 | 1,1 | 0,82 |
Показателей ликвидности предприятия несколько. В целом эта группа показателей показывает способность организаций ЖКХ рассчитываться по своим обязательствам. Среди этих показателей текущая ликвидность характеризует общую ликвидность активов, то есть погашение краткосрочных обязательств (выплаты заработной платы, перечисления налоговых платежей, пенсионных обязательств и так далее – то, что должно осуществляться регулярно в краткосрочном периоде) за счет текущих активов (материальных и денежных средств в составе оборотных активов)
лучшее значение ТЛ = 2,0.
Таблица.3. Теплоизоляционная ликвидность
Организаций ЖКХ | Черлакское МУП «Теплокоммунэнерго» | Муромцевское МУП «Водоканал» | ООО «ЖКХ Сервис» | ООО «Коммунальник 8» |
Оборотные средства т.р. | 50002 | 31002 | 3152 | 38502 |
Краткосрочные обязательства т.р. | 49002 | 29002 | 3152 | 26002 |
Текущая ликвидность | 1,02 | 1,07 | 1 | 1,5 |
Каждый показатель имеет свою единицу измерения. Для получения комплексной оценки необходимо привести все показатели в размерный вид. Удобней осуществлять все последующие расчеты в рамках единицы. В каждой строке находим максимальное (или наилучшее) значение и делим все значения этой строки на эту максимальную (наилучшую) величину.
Таблица.4. Значения показателей по каждой организаций
i j |
Черлакское МУП «Теплокоммунэнерго» |
Муромцевское МУ «Водоканал» |
ООО «ЖКХ Сервис» | ООО «Коммунальник 8» |
Объём продаж | 91002 | 43002 | 9102 | 54002 |
Имидж | 50 | 60 | 30 | 40 |
Качество услуг | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 1 |
Цена за ед.услуг | 2582 | 2602 | 2632 | 2592 |
1 | 1 | 0,47 | 0,1 | 0,59 |
2 | 0,83 | 1 | 0,017 | 0,67 |
3 | 0,9 | 0,8 | 0,9 | 1 |
4 | 0,98 | 0,99 | 1 | 0,985 |
Складываем значения полученных показателей по каждой организаций ЖКХ и делим на их количество. Полученное среднеарифметическое максимальное значение показывает наиболее конкурентоспособное предприятие:
Черлакское МУП «Теплокоммунэнерго» (1+0,83+0,9+0,98) / 4 = 0,693
Муромцевское МУП «Водоканал» (0,47+1+0,8+0,99) / 4 = 2,81
ООО «ЖКХ Сервис» (0,1+0,017+0,9+1) / 4 = 0,582
ООО «Коммунальник 8» (0,59+0,67+1+0,985) / 4 = 0,6
Из расчетов видно, что наиболее конкурентоспособнее будет организация ЖКХ с индексом j=2, так как у нее максимальное, то есть наилучшее значение.
Такой расчет приемлем, если все сравниваемые показатели равноценны по значимости.
Но на разных этапах жизненного цикла любого предприятия значимость отдельных показателей может быть весьма различной.
Ранжировка значимости показателей:
Таблица.4. Значения показателей по каждой организаций
i j | Черлакское МУП «Теплокоммунэнерго» | Муромцевское МУП «Водоканал» | ООО «ЖКХ Сервис» | ООО «Коммунальник 8» |
1 | 0,05 | 0,0235 | 0,005 | 0,0295 |
2 | 0,0415 | 0,05 | 0,00085 | 0,0335 |
3 | 0,018 | 0,15 | 0,009 | 0,018 |
4 | 0,1 | 0,075 | 0,2 | 0,025 |
∑ | 0,66 | 0,754 | 0,745 | 0,608 |
Муромцевское МУП «Водоканал» сохранил лидирующие позиции, т.к. имеет лучший показатель, среди всех представленных организаций ЖКХ.
В матрицу не включаются показатели финансового рычага и текущей ликвидности. Эти показатели можно включать в матрицу. После осуществления третьего шага – анализа показателей и их суммирования – прибавляем к полученной сумме 0,1, причем только для той организаций ЖКХ, которая имеет наилучшие (оптимальные) значения финансового рычага или текущей ликвидности, а из суммы организаций ЖКХ, имеющей максимальное отклонение от оптимального показателя (наихудшее значение), вычитаем 0,1. Суммы значений других организаций ЖКХ не корректируем.
Финансовый рычаг (ФР) = 0,67 Текущая ликвидность (ТЛ) = 2,0
Наиболее приближенным к оптимальному значению ФР имеет Муромцевское МУП «Водоканал» (0,79) к её сумме прибавляем 0,1, а наибольшее отклонение имеет ООО «ЖКХ Сервис» (1,1) от её суммы вычитаем 0,1.
Наиболее приближенным к оптимальному значению ТЛ имеет ООО «Коммунальник 8» (1,5) к её сумме прибавляем 0,1, а наибольшее отклонение имеет ООО «ЖКХ Сервис» (1) от её суммы вычитаем 0,1.
После этого показатели организаций ЖКХ распределились следующим образом:
1-ое место - Муромцевское МУП «Водоканал»;
2-ое место – ООО «Коммунальник 8»;
3-тье место - Черлакское МУП «Теплокоммунэнерго»;
4-ое место – ООО «ЖКХ Сервис».
Необходимым условием успеха на свободном рынке является наличие достаточного числа покупателей, воспринимающих предложения организаций ЖКХ как превосходящие по своим параметрам аналогичные предложения ее конкурентов. Для достижения этого результата организации ЖКХ должна постоянно стремиться определить своих соперников по конкурентной борьбе. Осознание необходимости рассмотрения процесса конкуренции позволяет нам критически отнестись к концепции ориентации на потребителя, согласно которой целью маркетинга является простое удовлетворение нужд клиентов организаций ЖКХ.
Список литературы
1. Еферин В.П. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях: Учеб. пособие / В.П. Еферин, В.В. Мотин. – М.: Домодедово, 2003. – 94 с.
2. Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность: Учеб. пособие / О.В. Аристов. – М.: Финстатинфорум, 2006. – 142 с.