ВВЕДЕНИЕ
В последние годы внешняя торговля играла ключевую роль в формировании экономической динамики. При этом ее влияние на текущее развитие экономики России постепенно трансформировалось. Если после кризиса 1998 г. положительное воздействие на экономический рост внешней торговли было высоким, то в дальнейшем, по мере расширения спроса на импортную продукцию и снижения темпов роста экспорта полезных ископаемых, торговля с внешним миром стала фактором, во все большей степени замедляющим темпы экономического роста.
Тем не менее, возможная диверсификация потоков внешней торговли имеет значительный потенциал положительного воздействия на экономику страны в средне- и долгосрочной перспективе. В этой связи даже рост импорта при определенных изменениях в его структуре способен содействовать повышению конкурентоспособности российских производителей и привести к позитивным сдвигам в структуре и динамике экономики.
Другим важным каналом воздействия внешней торговли на экономику страны является платежный баланс. Традиционно российский торговый баланс последних лет был положительным, чему способствовали экспорт сырьевых ресурсов и сохранение высоких мировых цен на энергоресурсы. Однако рост денежных доходов населения и укрепление национальной валюты в значительной степени стимулировали расширение импорта.
Ключевое воздействие торгового баланса в современных российских условиях на динамику платежного баланса и состояние золотовалютных резервов экономики может привести к смене текущей модели функционирования российской финансовой системы. Такое развитие событий потребует выработки углубленных решений в области управления экономикой страны, принятие которых будет связано с существенными рисками. Поэтому вопрос оценки перспектив развития внешней торговли становится очень значимым.
Целью данной работы является изучение роли внешней торговли в экономике России.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы внешней торговли;
провести анализ роли внешней торговли РФ на современном этапе;
раскрыть вопрос интенсификации экономического роста в России средствами внешнеторговой политики.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
1.1 Понятие внешней торговли
Внешнеторговая деятельность — это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью и информацией.
Внешняя торговля товарами — это импорт и (или) экспорт товаров. Ее объектом является товар, то есть движимое имущество, а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Внешняя торговля товарами может осуществляться в виде экспорта и импорта. Экспорт товара — это вывоз товара с таможенной территории страны без обязательства об обратном ввозе, а импорт товара — ввоз товара на таможенную территорию страны без обязательства об обратном вывозе.
Внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ). Поставка товара во внешнеторговой деятельности осуществляется единственным способом — посредством перемещения его через границу. В отличие от товаров поставка услуг осуществляется одним из нижеперечисленных способов или их комбинацией:
трансграничная поставка услуг;
перемещение потребителей в страну-экспортер;
учреждение коммерческого присутствия в стране, потребляющей услугу;
временное перемещение физических лиц в другую страну с целью предоставления услуги.
В российском законодательстве выделяются следующие способы внешней торговли услугами1:
с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;
с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;
на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;
на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;
российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.
Внешняя торговля интеллектуальной собственностью — это передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.
Внешняя торговля информацией осуществляется в следующих формах:
в форме внешней торговли товарами, если информация является составной частью этих товаров;
в форме внешней торговли интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности;
в форме внешней торговли услугами в других случаях.
Значение внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря ей2:
преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;
интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;
увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов;
на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;
повышается уровень международной специализации страны.
Внешняя торговля России обеспечивает занятость значительной части работоспособного населения страны, гарантирует стабильность рубля, является важной силой, формирующей растущий государственный бюджет страны, и во многом обеспечивает устойчивое развитие экономики Российской Федерации. Примерно 40% ВВП страны образуется в экспортных операциях3.
1.2 Практика регулирования внешнеторговых связей
Поступательное развитие внешнеторговых контактов тесно связано с мероприятиями государства по регулированию экспорта и импорта для успешного развития национальной экономики. С позиций теории сравнительных издержек представляется более рациональным осуществление свободной торговли, не ограничиваемой какими-либо протекционистскими барьерами.
Поэтому сторонники свободной торговли обычно отмечают способность не регулируемого государством рынка обеспечить выбор наиболее эффективных вариантов международного разделения труда и повысить на этой основе уровень жизни населения стран-участниц. Приверженцы протекционистских мер, со своей стороны, обычно указывают на их необходимость для защиты интересов молодой национальной промышленности, обеспечения занятости населения, его высокого жизненного уровня и т.д.
На практике внешнеторговая политика государств отличается известным разнообразием, сочетая в себе элементы протекционизма и либерализации.
Так, на протяжении трех столетий (конец XV-XVIII вв.) наиболее популярной экономической доктриной и основой хозяйственной политики буржуазных стран оставался меркантилизм. Считая, что общественное богатство заключается в деньгах (драгоценных металлах), меркантилисты рассматривали внешнюю торговлю как важнейший источник их поступления для стран, не добывающих драгоценные металлы.
Для превышения поступления золота из-за границы над его оттоком из страны допускалось использование жестких протекционистских мер по стимулированию экспорта (реэкспорта), сдерживанию импорта путем введения высоких ввозных пошлин, государственной монополии на куплю-продажу определенных видов товаров и т. д. Выгода от внешней торговли связывалась с получением государством, проводящим протекционистскую политику, преимуществ за счет других стран.
Тем не менее, активная протекционистская политика отдельных стран неизбежно вызывала аналогичную реакцию зарубежных контрагентов, что вело к свертыванию внешней торговли. Поэтому интенсивное развитие внешнеэкономической деятельности в условиях промышленного переворота и перехода к крупному машинному производству стимулировало появление в конце XVIII в. сначала в виде научной теории, а в XIX в. как официальной экономической политики Англии принципа «свободной торговли» (фритредерства). Обоснованием фритредерства стала теория сравнительных издержек, разработанная А. Смитом и Д. Рикардо.
Экономическое лидерство Великобритании в конце XVIII — середине XIX вв. сделало ненужным использование протекционистских мер защиты ее национальной экономики. В то же время повышение внешнеторговой активности Англии стало действенным средством завоевания новых рынков сбыта для английской промышленности.
Напротив, в экономически менее развитых странах (Германия, США) обрела популярность идеология протекционизма.
Следует иметь в виду, что экономическая мысль и хозяйственная практика XIX — середины XX вв. развивались в остром противоборстве принципов свободной торговли и протекционизма. При доминировании в целом фритредерских взглядов в отдельные периоды наблюдались оживление и эволюционное развитие протекционистских доктрин. Факторами, обусловившими возрождение протекционизма в его крайних формах — теориях хозяйственной автаркии, стали кризис 1929-1933 гг., а также первая и вторая мировые войны.
Понятно, что в этих условиях высокая степень вовлечения страны в мирохозяйственные связи стала рассматриваться некоторыми представителями науки и практики как фактор, усиливающий кризисные явления и в целом тормозящий национальное развитие.
Но в период после второй мировой войны произошло окончательное закрепление в качестве основного фритредерского направления, что, в частности, нашло свое выражение в появлении теории «открытой экономики» и отсутствии активных защитников идеи протекционистского развития. В современной научной литературе приоритет отдается подходу, рассматривающему национальное хозяйство в качестве «открытой экономики», причем активно ориентируемой в своем развитии на мировой рынок.
Тем не менее, это не означает необходимость полного отказа от регулирования международных экономических отношений в интересах национального развития. Совокупность мер, используемых государством или группой государств в данной сфере, и представляет собой его (их) внешнеторговую политику.
Современная система протекционистских мер, направленная на создание национальным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках, охватывает различные направления.
В числе наиболее весомых следует назвать такие меры, как4:
1) таможенное обложение (тарифные барьеры), предполагающее использование покровительственных пошлин для затруднения ввоза в страну или, реже, вывоза из нее определенных видов продукции. Для облегчения национальным производителям конкуренции с иностранными фирмами, как правило, устанавливаются высокие таможенные пошлины при импорте готовой продукции и полуфабрикатов, особенно предметов роскоши, а более низкие — при импорте сырья и материалов;
2) нетарифные барьеры, которые представляют собой совокупность прямых или косвенных (непрямых) ограничений внешнеэкономической деятельности с помощью разветвленной системы экономических, политических и административных методов.
Некоторое распространение в современной практике межгосударственного обмена получили контингентирование и лицензирование внешнеэкономических операций, а также введение государственной монополии на некоторые виды указанных операций. Контингентирование связано с установлением определенной квоты на экспорт (импорт) отдельных товаров или товарных групп, в пределах которой внешнеторговые операции осуществляются относительно свободно. На практике контингента обычно устанавливаются в форме списков товаров, свободный ввоз или вывоз которых ограничен процентом от объема или стоимости их национального производства. Понятно, что при исчерпании количества или суммы контингента экспорт (импорт) соответствующего товара прекращается.
Лицензирование же, в свою очередь, предполагает необходимость получения организацией разрешения (лицензии) правительственных органов на осуществление внешнеэкономической операции. Подобная система дает возможность государству контролировать внешнеэкономические отношения и осуществлять их регулирование для достижения различных экономических и политических целей. Отметим, что в некоторых случаях лицензионная система выступает разновидностью таможенного обложения, применяемого страной для получения дополнительных таможенных доходов.
Как известно, к методам прямых ограничений может быть также отнесено использование государственной монополии как исключительного права государственных органов или уполномоченных ими частных фирм на осуществление определенных видов производственной и внешнеэкономической деятельности.
Косвенные ограничения, в отличие от прямых, непосредственно не связаны с запретом на осуществление внешнеэкономической деятельности или уменьшением ее объема. Вместе с тем они зачастую оказываются не менее эффективным средством протекционистской защиты национальных производителей, чем таможенное обложение. Важное место в структуре косвенных ограничений занимают национальная налоговая система и национальные стандарты. Несоблюдение стандартов страны может служить поводом к запрету ввода импортной продукции и ее реализации на внутреннем рынке. Соответственно налоговая система большинства развитых стран строится таким образом, чтобы создать преимущества для покупателей и пользователей национальной продукции (система регистрационных сборов и т.д.). Подобным образом система национальных транспортных тарифов нередко создает преимущества в оплате перевозки грузов экспортерам по сравнению с импортерами.
Кроме того, могут использоваться также другие формы косвенных ограничений — закрытие для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций, предписание об использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет приобретения государственными организациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и т. д.
Существенную роль в системе протекционистских мер играют и средства государственного стимулирования экспорта. В современных условиях сформировалась и активно действует система многообразных финансовых льгот, предоставляемых национальным экспортерам для повышения их конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынке. К ним можно отнести, во-первых, прямые дотации экспортерам в виде экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных переводчиков и т. д.; во-вторых, выдачу на льготных условиях экспортных кредитов, государственное страхование и предоставление гарантий при осуществлении внешнеэкономических операций со странами с нестабильным политическим режимом, налоговых льгот и т. п. Следует также отметить, что государство берет на себя значительную часть расходов по обучению кадров, исследованию конъюнктуры мирового рынка, защите интересов национальных экспортеров и импортеров за рубежом, а также обеспечению необходимых политических условий их деятельности на внешнем рынке5.
При характеристике направлений и инструментов внешнеэкономической политики следует учитывать постоянное изменение их роли в регулировании международных экономических отношений.
Так, в послевоенный период происходило относительное снижение роли тарифных барьеров. Прежде всего, оно было связано с формированием рыночных экономических группировок типа «общий рынок», в рамках которых происходило устранение или значительное уменьшение внутренних таможенных барьеров, сокращение количественных ограничений и выработка единой таможенной политики в отношении третьих стран.
Процессы, протекающие в современной международной торговле, позволяют сделать вывод, что либерализация становится ее основной тенденцией. На это указывает увеличивающаяся открытость национальных экономик, снижение уровня таможенных пошлин, отмена многих квот, ограничений, обострение конкурентной борьбы на мировом рынке6.
Глобальный характер либерализации международной торговли определяется международным характером конкуренции в современных условиях. Успех на мировом рынке тесно связан с привлечением иностранных инвестиций. Большинство стран предлагают льготный торгово-инвестиционный режим для иностранных инвесторов.
Государственное регулирование внешней торговли предполагает применение широкого арсенала методов, посредством которых государство осуществляет деятельность, направленную на создание благоприятных условий для реализации определенной концепции развития национального хозяйства, а также использование мероприятий, нацеленных на обеспечение продвижения отечественных товаров на рынки иностранных государств. Классификация инструментов торговой политики представлена в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Классификация инструментов государственного регулирования внешней торговли7
Методы |
Инструмент торговой политики |
Регулируется преимущественно |
|
Методы открытого протекционизма |
Тарифные | Таможенные пошлины | Импорт |
Нетарифные | Квотирование | Импорт | |
Лицензирование | Экспорт | ||
Нетарифные методы скрытого протекционизма |
Государственные закупки |
Импорт | |
Требование о содержании местных компонентов |
|||
Технические барьеры | |||
Налоги и сборы | |||
Субсидирование экспорта |
Экспорт | ||
Экспортное кредитование |
|||
Валютно-кредитные инструменты |
Экспорт — импорт |
Группу нетарифных методов (инструментов) делят на три подгруппы: количественные (квотирование, лицензирование); скрытые (государственные закупки, требование о содержании местных компонентов, технические барьеры, налоги и сборы); финансовые (субсидирование, кредитование). По нашему мнению, такое деление группы нетарифных методов нельзя признать точным, поскольку методы, представленные в последней подгруппе, являются не менее скрытыми, чем методы второй подгруппы. Например, прямое субсидирование означает не что иное, как осуществление в широких масштабах демпинга товаров за счет государственного бюджета.
Среди нетарифных методов следует выделять методы открытого протекционизма и методы скрытого протекционизма. Методы скрытого протекционизма представляют собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже региональной власти. В отличие от таможенных пошлин и количественных ограничений, носящих сравнительно открытый характер и подпадающих под действие торговых договоров и соглашений, скрытый протекционизм осуществляется с помощью средств внутренней экономической политики, и создаваемые ими протекционистские барьеры в большинстве случаев оказываются за пределами действия международных договоров.
Современное государство обладает широкой гаммой инструментов, позволяющих решать структурные задачи экономического развития, проблемы эффективности и сбалансированности народного хозяйства, направляя внешнеторговые потоки товаров в нужное русло. Несмотря на то, что в условиях рыночной экономики логично было бы ожидать преобладания среди регулирующих инструментов средств экономического характера (таможенные пошлины, налоги и т.п.) и их автоматического действия, современная тенденция их применения, наоборот, выдвигает на первый план административные (целевые, разовые) меры регулирования торговли. Это связано, во-первых, с существенным снижением уровня таможенного обложения в ходе восьми раундов тарифных переговоров в рамках ГАТТ/ВТО, что делает таможенные пошлины недостаточным орудием защиты при современной острой монополистической конкуренции, во-вторых, с широко развитыми процессами региональной интеграции, начинающейся обычно с отмены тарифных ограничений во взаимной торговле. Нетарифные барьеры в торговле, наоборот, подверглись либерализации в гораздо меньшей степени, носят характер прямых ограничений, непреодолимых экономическим путем, то есть на конкурентной основе.
В связи с либерализацией мировой торговли значение инструментов открытого протекционизма в регулировании государством внешней торговли снижается, но одновременно с конца XX в. начинают активно использоваться инструменты скрытого протекционизма. При этом если первый процесс поддается регулированию на наднациональном уровне, то второй — нет. В современных условиях инструменты скрытого протекционизма являются более эффективным средством регулирования внешнеторгового оборота. Объемы и методы их применения в значительной мере регулируются национальными правилами, что серьезно затрудняет противодействие указанным инструментам со стороны экспортеров.
В ходе рассмотрения эволюции мировой торговой системы выявляется следующая современная тенденция: международная торговля становится не только более либеральной, но и более регулируемой (управляемой) как на межгосударственном (наднациональном), так и на национальном уровне. В одних случаях это регулирование ограничивает свободное движение товаров и услуг, в других — способствует ему или определенным образом организует, упорядочивает его. Но регулируемая свободная торговля, как и протекционизм, представляет собой вмешательство в механизм свободного рынка, свободной конкуренции и в этом отношении противостоит свободной торговле в ее классическом понимании. На современном этапе правильнее говорить не о свободной, а о регулируемой (управляемой) свободной торговле, что более соответствует реальным формам международных экономических связей, так как в современном мировом хозяйстве внешняя торговля посредством таможенно-тарифного и в особенности нетарифного регулирования относится к одной из самых регулируемых областей хозяйственной жизни.
2. АНАЛИЗ РОЛИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Внешнеторговый оборот в январе-марте 2010 г. составил 136,6 млрд. долларов США. Увеличение товарооборота на 42,7% по сравнению с январем-мартом 2009 г. объясняется низким уровнем (базы) объемов экспорта и импорта в январе-марте прошлого года.
Таблица 2.1
Внешняя торговля Российской Федерации (по методологии платежного баланса) (в млрд. долл. США)8
январь — март 2009 г | январь — март 2010 г. | |||||
в том числе со странами | в том числе со странами | |||||
Всего | Дальнее зарубежье | СНГ | Всего | Дальнее зарубежье | СНГ | |
Внешнеторговый оборот | 95,7 | 82,2 | 13,5 | 136,6 | 118,2 | 18,4 |
темпы роста в % | 56,2 | 56,4 | 55,1 | 142,7 | 143,8 | 136,3 |
Экспорт | 57,3 | 48,3 | 9,0 | 91,3 | 79,4 | 11,9 |
темпы роста в % | 52,0 | 51,4 | 55,3 | 159,4 | 164,3 | 133,1 |
Импорт | 38,5 | 33,9 | 4,6 | 45,3 | 38,8 | 6,5 |
темпы роста в % | 63,9 | 65,4 | 54,8 | 117,7 | 114,4 | 142,4 |
Сальдо | 18,8 | 14,4 | 4,4 | 46,0 | 40,6 | 5,4 |
темпы роста в % | 37,6 | 34,2 | 55,7 | 244,9 | 282,1 | 123,5 |
В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 66,8%, импорта — 33,2 процента.
Увеличение стоимости экспорта товаров почти в 1,6 раза по сравнению с январем-мартом 2009 года связано, в основном, с ростом мировых цен на экспортируемые Россией основные товары и, прежде всего, на нефть.
Восстановление экономического роста в ведущих промышленно развитых странах на фоне сдержанного предложения нефти со стороны стран ОПЕК и ее сокращения в некоторых нефтедобывающих странах (Норвегии, Великобритании, Мексики) способствовали формированию достаточно высоких мировых цен на нефть в I квартале 2010 года. Кроме того, на прошедшей в марте 2010 г. конференции ОПЕК было принято решение сохранить неизменными квоты добычи нефти, установленные для стран-членов данной организации.
Цены на нефть после некоторого снижения в феврале, в марте вернулись к пиковым посткризисным значениям, достигнутым в начале января 2010 года. Цена на нефть марки Urals в марте 2010 г. составила 76,7 доллара США за баррель и выросла по отношению к марту 2009 г. в 1,7 раза и — на 5,5% к уровню февраля 2010 года.
Средняя цена на нефть марки Urals в I квартале 2010 г. составила 75,2 доллара США за баррель, что в 1,7 раза выше уровня января-марта 2009 года.
В январе-феврале 2010 г. российский внешнеторговый оборот (по данным таможенной статистики) увеличился на 43,5% по сравнению с январем-февралем 2009 года. Восстановление оборота внешней торговли происходило в основном за счет роста экспортных поставок (160,3 процента). Темпы роста импорта (114,1%), несмотря на начало восстановления экономики и реальное укрепление рубля, были существенно ниже роста экспорта.
Развитие внешней торговли по-прежнему характеризуется существенным разрывом в динамике физических объемов экспорта и импорта. В феврале 2010 г. физические объемы экспорта увеличились на 21,1% по сравнению с февралем 2009 г., тогда как импорт в физическом выражении за рассматриваемый период вырос на 12,9 процента.
Экспорт товаров (по данным таможенной статистики) в январе-феврале 2010 г. относительно января-февраля 2009 г. вырос на 60,3% и составил 58,0 млрд. долларов США.
Наиболее существенно увеличился экспорт в страны ЕС на 73,6% (экспорт в Польшу вырос в 2,8 раза, Испанию — в 2,2 раза, Германию и Бельгию — в 2,0 раза, Нидерланды — в 1,9 раза, Венгрию — в 1,6 раза, Италию и Францию — в 1,5 раза). Снизился экспорт в некоторые страны АТЭС: во Вьетнам — на 19,1%, Сингапур — на 3,3 процента. Среди стран СНГ более других увеличился экспорт в Украину — в 2,6 раза, Казахстан — в 1,4 раза и Молдову — в 6,9 раза.
В январе-феврале 2010 г. экспорт, как со странами дальнего зарубежья, так и со странами СНГ увеличился за счет роста цен и физических объемов. Более существенно вырос экспорт в страны дальнего зарубежья.
Доля стран дальнего зарубежья в стоимости экспорта увеличилась на 1,5 процентных пункта и составила 87,1%, стран СНГ снизилась до 12,9 процента.
В структуре российского экспорта в январе-феврале 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года значительно выросла доля топливно-энергетических товаров, что повлекло снижение доли остальных товарных групп, несмотря на ускорение темпов роста экспорта большинства групп товаров по сравнению с январем-февралем прошлого года.
Снизился удельный вес металлов и изделий из них, продукции химической промышленности, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), машин, оборудования и транспортных средств, древесины и целлюлозно-бумажных изделий.
Основной вклад (около 74%) в прирост стоимости экспорта внесли поставки топливно-энергетических товаров, стоимость которых в январе-феврале 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросла в 1,8 раза. Стоимость экспорта нефти и нефтепродуктов увеличилась в основном за счет повышения цен. Существенный рост физических объемов природного газа объясняется резким снижением поставок в начале 2009 года.
Стоимость экспорта металлов и изделий из них увеличилась в 1,2 раза, при этом экспорт черных металлов вырос в 1,1 раза за счет роста физических объемов в 1,2 раза, несмотря на снижение цен на 3,2 процента. Среди цветных металлов в наибольшей степени возросла стоимость экспорта меди, никеля и алюминия, при этом контрактные цены на эти металлы выросли; физические объемы поставок меди и никеля сократились, алюминия увеличились.
Увеличение физических объемов поставок отдельных видов продукции химической промышленности обеспечило прирост стоимости экспорта основных химических товаров на 21,3 процента.
Таблица 2.2
Показатели экспорта Российской Федерации в январе-феврале 2010 г. по сравнению с январем-февралем 2009 г.
Наименование товара | январь-февраль 2009 г. | январь-февраль 2010 г. | темпы роста в % | ||||
млн. долл. | в % к итогу | млн. долл. | в % к итогу | стоимости | физического объема | цены | |
Всего | 36159 | 100,0 | 57980 | 100,0 | 160,3 | … | … |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
1171 | 3,2 | 1366 | 2,3 | 116,6 | … | … |
пшеница и меслин | 336 | 0,9 | 423 | 0,7 | 126,0 | 122,0 | 103,2 |
Топливно-энергетические товары | 24184 | 66,9 | 42970 | 74,1 | 177,7 | … | … |
нефть сырая | 11589 | 32,1 | 20303 | 35,0 | 175,2 | 100,1 | 175,1 |
нефтепродукты | 5670 | 15,7 | 10899 | 18,8 | 192,2 | 107,5 | 178,8 |
газ природный | 5599 | 15,5 | 9723 | 16,8 | 173,7 | 206,0 | 84,3 |
Продукция химической промышленности, каучук | 2544 | 7,0 | 3086 | 5,3 | 121,3 | … | … |
удобрения | 1120 | 3,1 | 976 | 1,7 | 87,1 | 122,5 | 71,1 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 1031 | 2,9 | 1253 | 2,2 | 121,5 | … | … |
лесоматериалы необработанные | 231 | 0,6 | 246 | 0,4 | 106,5 | 109,6 | 97,1 |
лесоматериалы обработанные | 302 | 0,8 | 370 | 0,6 | 122,5 | 116,5 | 105,2 |
Металлы и изделия из них | 4493 | 12,4 | 5415 | 9,3 | 120,5 | … | … |
черные металлы | 2297 | 6,4 | 2620 | 4,5 | 114,1 | 117,8 | 96,8 |
медь рафинированная | 246 | 0,7 | 501 | 0,9 | 203,5 | 92,5 | 220,1 |
никель необработанный | 377 | 1,0 | 581 | 1,0 | 154,3 | 90,1 | 171,2 |
алюминий необработанный | 765 | 2,1 | 867 | 1,5 | 113,4 | 110,6 | 102,5 |
Машины, оборудование и транспортные средства | 1633 | 4,5 | 1972 | 3,4 | 120,8 | … | … |
летательные аппараты | 182 | 0,5 | 364 | 0,6 | 199,3 | … | … |
автомобили легковые | 25 | 0,07 | 26 | 0,05 | 102,5 | 90,0 | 114,0 |
автомобили грузовые | 56 | 0,15 | 42 | 0,07 | 76,0 | 45,4 | 167,5 |
Другие товары | 1103 | 3,1 | 1918 | 3,4 | 174,0 | … | … |
Экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий (по стоимости) увеличился на 21,5%, в том числе экспорт фанеры клееной — в 1,6 раза, древесной целлюлозы — в 1,4 раза, обработанных лесоматериалов — в 1,2 раза. Основными потребителями товаров этой группы являлись страны дальнего зарубежья.
Стоимостные объемы экспорта машин, оборудования и транспортных средств увеличились на 20,8 процента. Экспорт легковых автомобилей вырос на 2,5%, грузовых — снизился на 24,0 процента.
Стоимостной объем экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) вырос на 16,6 процента.
Расширение спроса на российские товары за рубежом стимулировало рост экспорта и производства в экспортоориентированных отраслях. В январе-феврале 2010 г. по сравнению с январем-февралем 2009 г. темпы роста физических объемов экспорта по некоторым товарам существенно опережали темпы роста производства.
Доля экспорта в производстве природного газа увеличилась на 13,8 процентных пункта, каменного угля — на 12,3 процентных пункта, бумаги газетной — на 8,9 процентных пункта, нефтепродуктов — на 1,4 процентных пункта, древесины деловой — на 1,1 процентных пункта и снизилась в производстве грузовых автомобилей на 18,0 процентных пункта, легковых автомобилей — на 3,3 процентных пункта, синтетического каучука — на 11,0 процентных пункта, целлюлозы товарной — на 6,8 процентных пункта, нефти сырой — на 1,5 процентных пункта.
Импорт товаров (по данным таможенной статистики) в январе-феврале 2010 г. составил по стоимости 23,6 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 14,1 процента. Рост импорта объясняется эффектом базы, укреплением рубля, а также ростом денежных доходов населения.
В январе-феврале наблюдалось незначительное повышение импортных цен как из стран СНГ, так и из стран дальнего зарубежья. Физические объемы импорта из стран СНГ значительно превышали поставки из стран дальнего зарубежья.
Доля стран дальнего зарубежья в стоимости импорта сократилась на 3,3 процентных пункта и составила 84,4%, стран СНГ увеличилась до 15,6 процента.
Рост импорта обеспечивался ростом поставок потребительских товаров и продукции черной металлургии. Стоимость импорта машин, оборудования и транспортных средств практически не изменилась, а доля этой товарной группы в импорте снизилась с 43,5% до 38,9 процента. Подобная динамика нашла свое отражение и в географической структуре импорта: импорт из стран СНГ, в котором относительно велика доля черной металлургии и низкая доля машиностроения, вырос на 44,1%, январь-февраль 2010 г. к январю-февралю 2009 г., в то время как рост импорта из стран дальнего зарубежья составил 9,9 процента.
В товарной структуре российского импорта в январе-феврале текущего года существенно увеличилась доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 1,3 процентных пункта, продукции химической промышленности — на 2,2 процентных пункта, металлов и изделий из них — на 0,7 процентных пункта. Одновременно сократились доли машин, оборудования и транспортных средств на 4,6 процентных пункта, а также текстиля, текстильных изделий и обуви — на 0,4 процентных пункта.
В группе машин, оборудования и транспортных заметно снизились физические объемы импорта легковых автомобилей на 45,8%, грузовых — на 27,8 процента.
Стоимостной объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в январе-феврале 2010 г. по сравнению с январем-февралем 2009 г. увеличился на 23,1% за счет роста физических объемов и цен основных видов продовольствия. При этом импорт продовольствия из стран СНГ увеличился на 48,6%, из стран дальнего зарубежья только на 18,9 процента.
Стоимостные показатели импорта текстиля, текстильных изделий и обуви выросли на 7,6 процента.
Ввоз продукции химической промышленности увеличился по стоимости на 30,5 процента.
Таблица 2.3
Показатели импорта Российской Федерации в январе-феврале 2010 г. в сравнении с январем-февралем 2009 г.9
Наименование товара | январь-февраль 2009 г. | январь-февраль 2010 г. | темпы роста в % | ||||
млн. долл. | в % к итогу | млн. долл. | в % к итогу | стоимости | физического объема | цены* | |
Всего | 20698 | 100,0 | 23620 | 100,0 | 114,1 | … | … |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
3531 | 17,1 | 4346 | 18,4 | 123,1 | … | … |
мясо свежее и мороженое (без мяса птицы) | 373 | 1,8 | 423 | 1,8 | 113,5 | 114,8 | 98,9 |
рыба свежая и мороженая | 191 | 0,9 | 263 | 1,1 | 137,8 | 119,9 | 114,9 |
молоко и сливки сгущенные | 34 | 0,2 | 94 | 0,4 | 278,8 | 138,5 | 201,2 |
злаки | 43 | 0,2 | 23 | 0,1 | 53,3 | 91,2 | 58,4 |
масло подсолнечное | 4,64 | 0,02 | 6,52 | 0,03 | 140,6 | 106,9 | 131,5 |
Минеральные продукты | 493 | 2,4 | 787 | 3,3 | 159,7 | … | … |
топливно-энергетические товары | 324 | 1,6 | 511 | 2,2 | 157,5 | … | … |
Продукция химической промышленности, каучук | 3130 | 15,1 | 4084 | 17,3 | 130,5 | … | … |
лекарственные средства | 897 | 4,3 | 972 | 4,1 | 108,4 | 101,4 | 106,9 |
шины и покрышки | 128 | 0,6 | 179 | 0,8 | 140,1 | 156,3 | 89,6 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь | 1612 | 7,8 | 1735 | 7,4 | 107,6 | … | … |
одежда | 665 | 3,2 | 613 | 2,6 | 92,2 | … | … |
обувь кожаная | 304 | 1,5 | 360 | 1,5 | 118,7 | 90,8 | 130,7 |
Металлы и изделия из них | 1320 | 6,4 | 1683 | 7,1 | 127,5 | … | … |
черные металлы | 387 | 1,9 | 523 | 2,2 | 134,9 | 169,1 | 79,8 |
трубы стальные | 203 | 1,0 | 161 | 0,7 | 79,1 | 117,7 | 67,2 |
Машины, оборудование и транспортные средства | 9004 | 43,5 | 9186 | 38,9 | 102,0 | … | … |
бульдозеры, грейдеры и др. | 115 | 0,6 | 71 | 0,3 | 61,6 | 105,1 | 58,7 |
вычислительные машины и их блоки | 239 | 1,2 | 412 | 1,7 | 172,3 | 113,4 | 151,9 |
телефоны проводной и беспроводной связи | 409 | 2,0 | 574 | 2,4 | 140,3 | 153,4 | 91,4 |
аппаратура приемная для телевизора | 165 | 0,8 | 133 | 0,6 | 80,7 | 117,2 | 68,9 |
тракторы | 99 | 0,5 | 77 | 0,3 | 77,2 | 87,0 | 88,8 |
автомобили легковые | 1318 | 6,4 | 814 | 3,4 | 61,8 | 54,2 | 113,9 |
автомобили грузовые | 148 | 0,7 | 148 | 0,6 | 100,0 | 72,2 | 138,5 |
Другие товары | 1608 | 7,7 | 1799 | 7,6 | 111,9 | … | … |
Существенно вырос импорт минеральных продуктов за счет роста цен и физических объемов ввоза, особенно из стран СНГ. Так, цены на нефтепродукты в странах дальнего зарубежья выросли на 4,6%, в странах СНГ — на 27%; в странах дальнего зарубежья падение цен на уголь каменный составило 50,7%, и рост — в странах СНГ на 26,4 процента.
В географической структуре крупнейшим внешнеторговым партнером России остается Европейский союз (ЕС), на долю которого в январе-феврале 2010 г. приходилось 53,2% российского товарооборота (в январе-феврале 2009 г. — 50,0 процентов). Товарооборот со странами-членами ЕС в январе-феврале 2010 г. по сравнению с январем-февралем 2009 г. вырос на 52,6%, экспорт — на 73,6%, импорт — на 6,2 процента.
По всем группам стран сальдо торгового баланса сложилось положительное. Значительное отрицательное сальдо у России в январе-феврале 2010 года было в торговле с Китаем (1212 млн. долларов США), с Бразилией (246 млн. долларов США), с Норвегией (172 млн. долларов США).
Страны дальнего зарубежья являются главными партнерами России. В январе-феврале 2010 г. их доля в товарообороте составила 86,3%, в том числе в экспорте — 87,1%, в импорте — 84,4 процента. Стоимостные объемы российского экспорта и импорта с этими странами в январе-феврале 2010 г. по сравнению с январем-февралем 2009 г. увеличились на 63,1% и на 9,9% соответственно.
В структуре экспорта России в страны дальнего зарубежья увеличилась доля топливно-энергетических товаров. Одновременно сократился удельный вес металлов и изделий из них и продукции химической промышленности и каучука, машин, оборудования и транспортных средств, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного).
Увеличение стоимостных объемов экспорта топливно-энергетических товаров в 1,8 раза связано с ростом стоимости основных товаров — нефти и нефтепродуктов вследствие увеличения на них контрактных цен.
Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) вырос в 1,4 раза в основном за счет увеличения физических объемов поставок основных товаров этой группы. Так, количественные объемы экспорта пшеницы и меслина увеличились в 1,5 раза.
Рис. 2.1. Товарная структура экспорта Российской Федерации в страны дальнего зарубежья10
Несмотря на снижение доли металлов и изделий из них, экспорт этой товарной группы увеличился в стоимостном выражении на 21,1 процента. На рост экспорта этой группы товаров повлияло увеличение стоимостных закупок странами дальнего зарубежья полуфабрикатов из железа и нелегированной стали, проката плоского, меди рафинированной, никеля необработанного, алюминия необработанного.
Стоимость экспорта продукции химической промышленности и каучука выросла на 17,7 процента. На увеличение экспорта этой группы товаров повлиял рост физических объемов и средних контрактных цен.
Экспорт древесины и целлюлозно-бумажных изделий увеличился на 24,5 % за счет роста физических объемов вывоза лесоматериалов обработанных и необработанных, фанеры клееной и бумаги газетной, а также увеличения средних контрактных цен на целлюлозу древесную.
Рост стоимости экспорта машин, оборудования и транспортных средств на 19,8% связан с увеличением стоимостного объема поставок механического оборудования, летательных аппаратов, инструментов и аппаратов оптических. Экспорт легковых автомашин сократился в физическом выражении в 4,1 раза, грузовых — в 1,4 раза, при этом экспорт грузовых автомобилей вырос в стоимостном выражении на 45,4 процента.
В товарной структуре импорта России из стран дальнего зарубежья в январе-феврале 2010 г. по сравнению с январем-февралем 2009 г. увеличились доли продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного), продукции химической промышленности и каучука, металлов и изделий из них; сократился удельный вес машин, оборудования и транспортных средств, текстиля, текстильных изделий и обуви.
Импорт машин, оборудования и транспортных средств из стран дальнего зарубежья снизился на 0,4 процента. Сократились (по стоимости) закупки средств наземного транспорта — на 15,1%, механического оборудования на 0,5%, инструментов и аппаратов оптических — на 0,3 процента. Импорт легковых автомобилей уменьшился в физическом выражении на 50,2%, грузовых — на 35,1 процента.
Увеличение стоимости импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) на 18,9% произошло в значительной мере за счет роста цен и физических объемов ввоза рыбы свежей и мороженой, масла сливочного и прочих молочных жиров, сыров и творога, чая, молока и сливок сгущенных, сахара-сырца, шоколада.
Импорт продукции химической промышленности и каучука вырос на 30,9% за счет увеличения цен и физических объемов ввоза лекарственных средств, мыла и моющих средств, экстрактов дубильных или красильных, пластмасс и изделий из них, удобрений.
Рост стоимостного объема текстиля, текстильных изделий и обуви на 3,4% связан с увеличением стоимости импорта хлопчатобумажных тканей, обуви кожаной и волокна хлопкового.
Внешнеторговый оборот России со странами СНГ (по данным таможенной статистики, с учетом Белоруссии) увеличился в январе-феврале 2010 г. по сравнению с январем-февралем 2009 г. на 44,2%, в том числе экспорт — на 44,2%, импорт — на 44,1 процента. Положительное для России сальдо торгового баланса выросло на 44,3 процента.
Главным направлением работы в области внешнеэкономической политики России являлось обеспечение с помощью экономических мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности стабильности и предсказуемости режима экспорта и импорта, эффективного уровня защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, расширение сотрудничества с другими международными организациями11.
Таможенно-тарифное регулирование внешнеторгового оборота товаров является одним из ключевых элементов государственной внешнеэкономической политики.
В целях более оперативного реагирования на изменения конъюнктуры мирового рынка нефти был разработан Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. № 234-Ф3 «О внесении изменений в статью 3 3акона Российской Федерации «О таможенном тарифе», предусматривающий переход на ежемесячный мониторинг и расчет ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, а также сокращение срока введения в действие и действие ставок вывозных таможенных пошлин. Данные изменения в законодательстве позволили снизить налоговую нагрузку на нефтяные компании в условиях снижения цен на нефть на мировых рынках.
В I квартале 2010 г. было принято 3 постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе».
Большое внимание уделялось вопросам обеспечения свободного или как минимум недискриминационного доступа товаров и услуг на внешние рынки.
По состоянию на 1 апреля 2010 г. против российских товаров зафиксировано 90 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами для защиты своего внутреннего рынка, в том числе 40 антидемпинговых мер, 6 специальных защитных мер и 44 меры нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Кроме того, проводятся 2 антидемпинговых расследования, 5 специальных защитных, а также 4 пересмотра введенных ранее антидемпинговых мер.
К наиболее проблемным рынкам, в которых заинтересованы наши экспортеры и на которых проводится агрессивная торговая политика защиты от российского экспорта, относятся рынки ЕС, Мексики, Австралии, США, Белоруссии и Украины.
Более половины от всех введенных антидемпинговых мер направлены против российских черных металлов и изделий из них. Второе место занимают минеральные удобрения.
В результате проделанной в первом квартале 2010 года работы приостановили свое действие 5 мер, препятствующих доступу российских товаров на внешние рынки. По предварительным экспертным оценкам, сумма предотвращенного ущерба за первые три месяца 2010 г. составила около 40 млн. долл. США. Общий ущерб российских производителей от действия ограничительных мер со стороны торговых партнеров составляет порядка 2,0 млрд. долл. США.
Одним из ключевых направлений работы остается продолжение переговорного процесса по присоединению России к Всемирной торговой организации (ВТО).
В I квартале 2010 г. в ходе консультаций с ключевыми партнерами по переговорам (США, ЕС), с учетом предлагаемых сценариев, была начата работа по выработке плана действий по завершению переговорного процесса по присоединению России к ВТО. Некоторые из положений указанного плана уже выполнены. 1 апреля 2010 г. меморандум, содержащий описание институтов и процедур таможенного союза, был распространен среди стран — участниц рабочих групп по присоединению России к ВТО. Многостороннее обсуждение указанного документа предварительно намечено на май 2010 года.
Приоритетное внимание уделялось обеспечению рациональной, основанной на сравнительных преимуществах специализации России в глобальной экономике, созданию условий для диверсификации экспорта и инвестиционной деятельности, укреплению конкурентных позиций российских компаний на мировом рынке. Эта работа велась на основе ключевых стратегических, отраслевых и географических приоритетов внешнеэкономической политики России, зафиксированных в Основных направлениях внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года. Эти приоритеты тесно увязаны с долгосрочными целями внутренней политики страны.
3. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ СРЕДСТВАМИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Осознавая временность и непостоянство доходов, инициированных высокими ценами на нефть, основными экономическими целями стран-экспортеров являются: интенсификация роста в не нефтяной экономике и модернизация экономики для снижения зависимости от нефти. При реализации данных целей используются различные методы, но в целом стратегии имели ряд сходных черт (табл. 3.1).
Исходя из концепции постоянного дохода, многие страны приняли решение об изъятии доходов в специальные фонды аккумуляции средств, а также существенно укрепили контроль над сырьевыми отраслями (национализация, создание государственных компаний). Принимая во внимание не только темпы экономического роста, но и его устойчивость и качество, по влиянию нефтяных сверхдоходов на хозяйственное развитие можно выделить три группы стран:
1) позитивное влияние (США, Канада, Великобритания, Мексика);
2) нейтральное влияние (Норвегия, Австралия, Алжир, Индонезия, Египет, страны с капиталоизбыточным нефтяным сектором);
3) негативное влияние (Венесуэла, Нигерия, Эквадор, Иран, Ирак).
Как легко можно заметить, данная группировка практически полностью соответствует современному положению стран в мировой экономике, а также степени устойчивости политических систем. Из чего можно сделать вывод, что само по себе наличие ресурсов не является залогом успеха либо неуспеха в развитии. Важными факторами воздействия становятся: уровень экономического развития на момент начала экспорта ресурсов; механизмы государственного регулирования; ранее занимаемые позиции на мировых рынках; соотнесение внутренней и внешней экономических политик.
Таблица 3.1
Основные параметры политики использования сверхдоходов, проводимой странами-нефтеэкспортерами12
Способ абсорбции сверхдоходов13 |
Направления государственных расходов | Внешнеторговая политика |
Инвестиционная политика14 |
Наличие стабилизационного фонда | |
Алжир | Государственные расходы |
1) Тяжелая индустрия (газ) 2) Строительство |
Полный государственный контроль над всеми операциями | 69/36/7/33/23 | — |
Венесуэла | Перераспределение |
1) Тяжелая индустрия (металл) 2) Социальная инфраструктура |
Либерализация | 27/33/41/7/19 | + |
Индонезия | Смешанный |
1) С/х, тяжелая индустрия (газ) 2) Социальная инфраструктура |
Либерализация | 44/41/18/16/25 | — |
Нигерия | Государственные расходы |
1) Социальная инфраструктура 2) Тяжелая индустрия (металл) |
Либерализация | 19/26/11/16/47 | — |
Норвегия | Государственные расходы |
1) Тяжелая индустрия (нефть) 2) Социальная инфраструктура |
Специальной политики в отношении сверхдоходов не проводится | — | + |
Эквадор | Смешанный |
1) Экономическая инфраструктура 2) Тяжелая индустрия (нефть) |
Либерализация + снижение налогов на ненефтяные товары | — | — |
Только ограниченный временными и количественными рамками экспорт сырья способен привести к устойчивому росту, во всех остальных случаях неизбежно возникают негативные последствия. Большинство развивающихся нефтедобывающих стран борются за создание диверсифицированной экспортной базы, в то время как западноевропейские нефте- и газодобытчики страдают от стагнации в секторе торгуемых товаров (производство продукции с высокой долей добавленной стоимости), вызванной давлением высокой реальной заработной платы в добывающих отраслях.
В настоящий момент для интенсификации экономического роста в России правительством осуществляется ряд мер, но, безусловно, главные надежды возлагаются на добывающие отрасли, а также средства, собираемые в Стабфонде. Кроме того, предлагается еще ряд традиционных источников финансирования развития (инвестиции добывающих отраслей, иностранные вложения, сбережения населения и развитие инновационного производства). Исследование потенциала всех вышеперечисленных факторов позволило сделать вывод о том, что большинство из них неспособны оказать существенного воздействия на экономический рост в современной экономической ситуации. «Традиционные» факторы роста, модернизации и диверсификации если не полностью себя исчерпали, то, по крайней мере, существенно ограничены рядом причин.
В условиях, когда благодаря внешнеэкономической конъюнктуре государство получило реальные рычаги финансового воздействия на экономику, необходимо осуществлять именно те стратегии, основой которых является повышение роли государства. Последствиями деиндустриализации не может быть технологическая модернизация и проиндустриализация, поэтому большинство стратегий развития, направленных на достижение высоких темпов экономического роста и основанных на либеральных рыночных концепциях, обречены на неисполнение.
Исходя из приоритета роли государства и опыта стран экспортеров нефти, в диссертации разработан комплекс мер среднесрочной политики по модернизации экономики и интенсификации экономического роста с учетом внешнеторговых факторов и конъюнктуры мирового рынка. Данные меры направлены на реализацию трех основных целей:
поддержание качественного и устойчивого экономического роста;
модернизацию ненефтяной части экономики и диверсификацию ресурсных секторов;
улучшение положения занимаемого Россией в мировой экономике.
В качестве основы необходимо взять ресурсно-инновационную стратегию — создание длинных технологических цепочек, развитие обрабатывающего комплекса и формирование в нем новых технологий15. А также дополнить данную стратегию некоторыми расширяющими моментами.
Основные направления преобразования внешнеторговой политики включают следующие меры:
1) Развитие высоких технологий внутри добывающих отраслей с учетом цикличности государственных доходов и состояния мировых рынков сырья. Предлагается при выработке тех или иных стратегий государства, учитывать доходы бюджета не только по параметру «предполагаемой цены за баррель нефти», но и по уровню экспортной стабильности в целом, а также по состоянию цикла сырьевых рынков. Цены на нефть нестабильны, как правило, периоды высокого дохода для стран-экспортеров нефти предсказать невозможно. Для достижения макроэкономической стабильности необходимо придерживаться строгого соотношения между уровнем роста и степенью экспортной стабильности (под экспортной стабильностью в данном случае понимается диверсификация экспорта в пользу товаров и услуг с меньшими ценовыми колебаниями). Кроме того, необходимо также отслеживать подобные колебания и по другим сырьевым рынкам, на которых Россия занимает лидирующие позиции (сталь, алюминий, никель). Т.е. должна проводиться политика «стабильных экспортных доходов» (цикличных инвестиций в отрасли подверженные колебаниям цен).
2) Модернизация производства по трем направлениям: внедрение новых технологий непосредственно в производство; диверсификация уже имеющихся технологий; непосредственный выход на внешний рынок инноваций путем экспортно-импортных операций. Данная группа преобразований является на первый взгляд дорогостоящей и трудноосуществимой, но как показывает мировая практика достаточно иметь 2-3 высокотехнологичных отрасли, чтобы стимулировать инновационное развитие. Кроме того, большой потенциал сохранился за технологиями двойного назначения, и в ближайшие 5 лет его еще можно будет использовать.
3) Геоэкономическая реорганизация внешнеторговых связей (внутри СНГ и на уровне регионов). Интенсификация отношений внутри СНГ не является новаторской идеей, но как показывают модельные расчеты ряда экономистов, именно подобные действия во внешнеторговой политике способны существенно повысить качество российского экономического роста. Кроме того, крайне низко используется потенциал российских регионов во внешнеторговой сфере. Наши регионы и по размерности и по административному строению соответствуют большинству стран мира. Подобная соразмерность становиться существенным плюсом в плане маневренности на рынках, более высокая оперативность в управлении, лучшая осведомленность о потребностях, как производителей, так и потребителей делает регионы наиболее оптимальной структурой для позиционирования во внешнеэкономическом пространстве. Положительным примером подобной деятельности служит Ростовская область, которая активно налаживает контакты с более чем 110 странами мира, а внешнеторговой деятельностью занимается более 2000 предприятий. В рамках развития областной ВЭД реализуется программа поддержки экспортеров, ведется продвижение наших производителей на внешний рынок на административном уровне, оптимизируются управленческие технологии внешнеторговой деятельности. Кроме того, важно отметить, что развитие торговли внутри СНГ также может быть активизировано за счет региональных взаимодействий. Возвращаясь к опыту Ростовской области, можно привести в пример развитие торговых отношений с Арменией, Белоруссией и Украиной. Причем торговые соглашения гораздо быстрее заключаются и осуществляются на административном уровне «регион-регион» (Ростовская и Луганская области), либо на административном уровне «регион-страна» (Ростовская область и Республика Армения).
Данный комплекс мер позволяет использовать как экспорторасширяющие, так и импортозамещающие стратегии экономического роста. Все используемые факторы являются эндогенными. Положительные результаты в виде роста ненефтяной экономики и снижении конъюнктурной зависимости, могут быть достигнуты в течение 5-7 лет, т.е. в среднесрочной перспективе, что полностью отвечает потребностям российского общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мировом хозяйстве внешняя торговля является важным экзогенным фактором, который оказывает значительное влияние на национальную экономику, определяя ее количественные и качественные параметры, а также условия безопасного экономического развития.
Внешняя торговля представляет собой обмен товарами и услугами между странами, состоящий из экспорта и импорта товаров и услуг, выступающих либо катализатором, либо ограничителем безопасного экономического развития.
Особая роль внешней торговли в национальной экономике состоит в том, что она интегрирована практически во все области хозяйственной деятельности и выполняет функции по восполнению недостатка внутренних потребительских, инвестиционных, финансовых и технологических ресурсов. Наиболее значимыми из этих функций являются следующие:
обеспечение рынков сбыта для секторов, производящих ликвидные на мировом рынке ресурсы;
предоставление ресурсов для покрытия внутреннего конечного спроса;
увеличение налоговых доходов бюджета;
приток капиталов и займов для покрытия недостатка финансовых ресурсов (доходов и накоплений) в различных секторах экономики;
компенсация недостатка инвестиционных ресурсов.
Ликвидация государственной монополии во внешней торговле и ее либерализация с конца 1980-х годов в России, разрыв хозяйственных связей внутри страны и ориентация предприятий на мировые рынки, сконцентрированность инвестиций в сырьевых отраслях привели к резкому сужению внутреннего рынка, деиндустриализации отечественного хозяйства, подрыву экономической безопасности страны. Кроме этого, для России, характеризующейся большой протяжённостью и территориальной дифференциацией специализации территориальных подсистем, существует значительная неоднородность влияния внешней торговли на экономическое развитие. Это приводит к различным условиям экономически безопасного развития регионов, подвергает определенные регионы опасности экзогенных шоков, связанных с изменением конъюнктуры мировых рынков.
Преодоление негативных тенденций во внешней торговле требует сохранения емкого внутреннего рынка для отечественных производителей всех регионов, проведения структурной адаптации страны и регионов к мировому хозяйству, активного использования инструментов государственного регулирования внешней торговли для обеспечения экономической безопасности страны и регионов в долгосрочной перспективе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие для вузов. — М.: Экономистъ, 2004. — 366 с.
Внешняя торговля // Российская экономика: прогнозы и тенденции. — 2009. — № 3. — С. 15-18.
Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: Учебное пособие. — М.: Консалтбанкир, 2001. — 622 с.
Дюнина О.П. Организация внешней торговли: Учебное пособие. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. — 276 с.
Журавлева Г.П., Смагина В.В. Экономическая теория и политика рыночной системы хозяйствования. — М.: Финансы и статистика, 2008. — 638 с.
Забелина О.В. Внешняя торговля и страновые модели экономического роста в процессе глобализации // Современная глобализация и Россия / Под ред. А.Ю. Архипова. — Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2009. — С. 187-192.
Киреев А.П. Международная экономика: Учебное пособие для вузов: Ч. 1: Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. — М.: Международные отношения, 2006. — 415 с.
Комков Н.И., Ерошкин С.Ю., Кравченко М.В. Анализ и оценка перспектив перехода к инновационной экономике // Проблемы прогнозирования. — 2005. — № 6. — С. 10-26.
Локтева Ж.В. Динамика развития внешней торговли России на 2007-2020 годы // Справочник экономиста. — 2009. — № 5. — С. 78-81.
Мухамедьянова А.Ф. Современная практика государственного внешнеторгового регулирования в зарубежных странах // Проблемы экономики. — 2005. — № 4 (5). — С. 245-248.
О текущей ситуации в экономике Российской Федерации в I квартале 2010 года. — М.: Минэкономразвития России, 2010. — 131 с.
Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: Учебник для вузов. — М.: Эксмо: Мирбис, 2007. — 446 с.
Фрейдкин О. Внешняя торговля и ее влияние на экономику и предпринимательство России // Конъюнктура товарных рынков. — 2007. — № 4. — С. 6-10.
Ценовая конъюнктура мировых товарных рынков и внешняя торговля России в 2009 году // Вестник Банка России. — 2010. — № 19. — С. 7-14.
1 Дюнина О.П. Организация внешней торговли: Учебное пособие. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. — С. 21.
2 Фрейдкин О. Внешняя торговля и ее влияние на экономику и предпринимательство России // Конъюнктура товарных рынков. — 2007. — № 4. — С. 7.
3 Внешняя торговля // Российская экономика: прогнозы и тенденции. — 2009. — № 3. — С. 17.
4 Киреев А.П. Международная экономика: Учебное пособие для вузов: Ч. 1: Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. — М.: Международные отношения, 2006. — С. 141.
5 Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности: Учебное пособие. — М.: Консалтбанкир, 2001. — С. 379.
6 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие для вузов. — М.: Экономистъ, 2004. — С. 72.
7 Мухамедьянова А.Ф. Современная практика государственного внешнеторгового регулирования в зарубежных странах // Проблемы экономики. — 2005. — № 4 (5). — С. 246.
8 О текущей ситуации в экономике Российской Федерации в I квартале 2010 года. — М.: Минэкономразвития России, 2010. — С. 111.
9 О текущей ситуации в экономике Российской Федерации в I квартале 2010 года. — М.: Минэкономразвития России, 2010. — С. 116.
10 Товарная структура экспорта Российской Федерации со всеми странами за январь-февраль 2010 г. // http://www.customs.ru/ru/stats/arhiv-stats-new/trfgoods/popup.php?id286=650.
11 Ценовая конъюнктура мировых товарных рынков и внешняя торговля России в 2009 году // Вестник Банка России. — 2010. — № 19. — С. 13.
12 Забелина О.В. Внешняя торговля и страновые модели экономического роста в процессе глобализации // Современная глобализация и Россия / Под ред. А.Ю. Архипова. — Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2009. — С. 189.
13 Использовалось три основных способа абсорбции: изъятие государством сверхдоходов и последующие инвестирование — «государственные расходы»; изъятие государством и перераспределение в пользу населения (субсидии, зарплаты, трансферты) — «перераспределение» и совмещение этих двух типов — «смешанный».
14 Количество макропроектов / % в углеводородных отраслях / % в металлургии / % в другой промышленности / % социальной сфере.
15 Комков Н.И., Ерошкин С.Ю., Кравченко М.В. Анализ и оценка перспектив перехода к инновационной экономике // Проблемы прогнозирования. — 2005. — № 6. — С. 19.