Содержание
Введение
1. Основные отрасли народного хозяйства
2. Место таможенных органов в системе отраслей национального хозяйства
2.1 Влияние таможенных пошлин на эффективность национальной экономики, состояние национального производства, доходы государства и внутренние цены
2.2 Принципы и факторы оптимального размещения таможенных органов
2.3 Внешнеэкономические связи Оренбуржья и стратегические направления внешнеэкономической деятельности
3. Прогноз развития внешней торговли Российской Федерации до 2010 года
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Введение
Превращение таможенного дела из незначительного и второстепенного вида деятельности в народном хозяйстве в многоотраслевой финансово-экономический комплекс было объективно обусловлено изменениями, происшедшими во внешнеэкономической деятельности в конце XX века и новыми задачами, поставленными перед таможенными органами в XXI веке.
Цель моего исследования – выявить место таможенных органов в системе отраслей национальной экономики, особенности их деятельности в современных условиях, а также обосновать тенденции и перспективы развития экономики России в будущем. В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:
-рассмотреть современное состояние основных отраслей народного хозяйства России;
-выявить влияние основных инструментов таможенной политики, в частности, таможенных пошлин, на состояние экономики страны;
-определить принципы размещения таможенных органов;
-проанализировать состояние внешнеэкономических связей конкретного региона – Оренбургской области;
-определить тенденции развития внешней торговли России.
Учитывая характер поставленных задач, курсовая работа включает в себя 3 главы. В первой главе «Основные отрасли народного хозяйства» рассмотрена структура отраслей экономики страны, их современное состояние и специфические особенности.
Во второй главе «Место таможенных органов в системе отраслей национального хозяйства» рассмотрено влияние таможенных пошлин на эффективность национальной экономики, определены принципы и факторы оптимального размещения таможенных органов.
Анализ состояния таможенного дела в системе отраслей национальной экономики требует поэтапного исследования не случайных наборов вопросов, а ответа на конкретные вопросы. Поэтому я в своей курсовой работе попыталась как можно полнее раскрыть черты современного состояния таможенного дела.
В третьей главе «Прогноз развития внешней торговли Российской Федерации до 2010 года» отражены проблемы современного состояния национальной экономики, методы их решения и прогноз развития народного хозяйства.
Основные отрасли народного хозяйства
Россия занимает первое место в мире по размерам территории (17,1 млн. кв. км.), протяженности границ (58,6 тыс. км.) и числу стран – соседей. По численности населения (147 млн. чел.) мы находимся на шестом месте в мире. Уже эти самые общие сведения позволяют заключить, что плотность населения у нас является относительно низкой, хотя по валовому продукту Россия входит в первую десятку государств.
Однако значительная часть территории нашей страны находится в экстремальных климатических условиях, в зоне критического земледелия. Если сопоставить наши широты с американскими, то окажется, что южные области России соответствуют северу США. Север же России отличается суровым климатом, люди там не могут существовать без систематических поставок предметов потребления. Некоторые эксперты выдвигают звучащую весьма проблематично идею о том, что из-за низкой плотности населения и тяжелых климатических условий России самой со своим пространством не справиться. К тому же в последние годы в стране наблюдается минусовой прирост населения.
А вот геополитическое положение страны весьма удачно. Наша территория компактна, имеет выходы к трем океанам. Россия – это как бы становой хребет, связывающий Запад и Восток, Север и Юг евразийского континента. “Натуральное положение земель государства Российского для коммерции за лучшее в Свете почитается” (П.И. Рычков, XVIII в.)./5/
Россия является одной из крупнейших держав мира, обладающей мощной минерально-сырьевой базой. В стране открыто и разведано свыше 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Из них 37% введено в промышленное освоение.
Доля России в мировых запасах нефти составляет 12-13%, газа – 32, угля – 11, железа – 26, свинца – 10, калийных солей – 31, кобальта – 21%. По разведанным запасам никеля, золота, серебра, платины, алмазов и ряда других полезных ископаемых Россия занимает 1-3 место в мире. Однако качество руд ряда полезных ископаемых (урана, бокситов, олова, вольфрама, титана, циркония и некоторых других) существенно уступает аналогичным зарубежным месторождениям.
Вместе с тем, потребности России в марганце, хроме, ртути, титане и ряде других полезных ископаемых почти полностью обеспечиваются поставками из бывших союзных республик дальнего зарубежья. Например, ежегодно из Казахстана поступает значительное количество угля, железной руды, предназначенной для металлургических заводов Урала и Сибири. Доля импортных поставок в обеспечении сырьем алюминиевых заводов составляет до 80%.
Тенденции в сфере экспорта и импорта минерально – сырьевых ресурсов в последние три года с учетом сложившейся сырьевой базы, ее освоения и существующих производственных мощностей по переработке позволяют выделить несколько групп полезных ископаемых, отличающихся друг от друга состоянием минерально-сырьевой базы, наличием производственных мощностей по добыче и переработке, экспортными возможностями целесообразностью импорта.
Первую группу экспортных видов полезных ископаемых с достаточно освоенной сырьевой базой развитыми производственными мощностями (горнодобывающими и перерабатывающими) образуют нефть, газ, уголь, железные руды, медь, никель, золото, платиноиды, алмазы, апатиты, калийные соли, асбест. Экспорт нефти и газа, в ближайшие годы, по-видимому, сохранится на достигнутом уровне. Что же касается угля, то в ближайшее время возможностей для наращивания его экспорта не будет.
Доля металлов в общем объеме российского экспорта составляет около 20%. В товарной структуре экспорта черных металлов более 90% приходится на прокат плоский из железа и стали, полуфабрикаты, чугун, ферросплавы, отходы и лом цветных металлов. В ближайшие годы, вероятнее всего, Росси не выйдет за пределы нынешних 8-10% мировой торговли черными металлами, учитывая сложившийся характер мирового рынка.
Экспорт цветных металлов (алюминия, меди, никеля, а в последние годы – олова, вольфрама, молибдена) из России имеет явно выраженный характер. Доля продукции глубокой переработки не превышает 10%. Основными потребителями российских цветных металлов являются европейские страны и США. В ближайшие годы с учетом имеющейся освоенной сырьевой базы и производственных мощностей, объем поставок основных экспортных видов цветных металлов, сохраниться на современном уровне – никеля необработанного 200-220 тыс. т., меди рафинированной – 530-630 тыс.т./3/
В последние 3-4 года Россия в больших количествах экспортировала олово необработанное, вольфрамовые, молибденовые концентраты. Сырьевая база этих полезных ископаемых довольно значительна, имеются развитые горнодобывающие и перерабатывающие мощности. Однако, качество руд основных месторождений существенно ниже, чем за рубежом. Большая часть месторождений расположена в восточных труднодоступных районах страны, что существенно снижает конкурентоспособность этих металлов на мировом рынке сырья. И если экспортные возможности по олову, вольфраму, молибдену были обусловлены во многом невостребованностью их со стороны отечественной промышленности и накопленными складскими запасами, то со стабилизацией и дальнейшим развитием отечественного производства целесообразность экспорта сырья становится весьма проблематичной.
Экспорт алмазов и благородных металлов в ближайшей перспективе, видимо, существенно не изменится. Особенно благоприятная ситуация складывается на рынке палладия, мировые цены на который резко возросли согласно прогнозам сохранятся на высоком уровне.
Среди неметаллов наибольшими экспортными возможностями обладают калийные соли, апатиты, асбест, располагающие устойчивой освоенной сырьевой базой и мощностями по переработке сырья.
Вторая группа экспортных видов минерального сырья имеет недостаточно освоенную (или практически неосвоенную) сырьевую базу при развитых производственных мощностях переработки сырья. К ней отнесены алюминий, титан. Алюминий в слитках(первичный) составляет более половины российского экспорта цветных металлов. В то же время свыше 60% сырья, перерабатываемого российскими алюминиевыми заводами, импортируется. Поставки глинозема из-за рубежа по толлингу обусловлены не только выгодностью этого вида отношений для заводов по переработке первичного алюминиевого сырья, но и острой нехваткой отечественного глинозема и бокситов.
Горнодобывающая промышленность по добыче титана в России практически отсутствует. В то же время на ее территории размещены крупные предприятия по переработке импортируемого (в основном из Украины) титанового сырья (концентратов) и выпуску конечной продукции.
К третьей группе полезных ископаемых с недостаточно освоенной сырьевой базой и относительно неразвитыми производственными мощностями относятся цинк, свинец, редкие и рассеянные элементы, каолин, бентонит и ряд других полезных ископаемых.
Среди импортируемых полезных ископаемых также выделяется несколько групп.
К первой группе относятся полезные ископаемые, потребность отечественной экономики в которых в обозримом будущем (2007 – 2010 г.г.) не может быть обеспечена за счет собственной минерально-сырьевой базы: марганец, хром, бокситы. Для устойчивого функционирования секторов экономики, связанных с их потреблением, необходимо укреплять и развивать взаимовыгодные экономические связи с зарубежными странами – продуцентами этих видов сырья.
Вторая группа полезных ископаемых – это уран, свинец, цирконий, редкие и рассеянные элементы. Неосвоенность отечественной сырьевой базы этих металлов диктует необходимость для импорта для покрытия дефицита. Период же необходимого освоения собственных разведанных запасов и прогнозных ресурсов, а следовательно, определенной зависимости российской экономики от импорта, составляет 5 – 15 лет.
В качестве возможных партнеров для заключения долгосрочных соглашений по поставке в Россию дефицитных видов минерального сырья могут рассматриваться Украина (марганец, цирконий, титан, уран), Казахстан (хром, уран, свинец), Армения (молибден), Гвинея, Греция, Венгрия (бокситы).
Импорт полезных ископаемых третьей группы в определенной степени является наследием производственных и технологических связей, возникших между республиками бывшего СССР, и продиктован не только экономическими, но и политическими соображениями. Это, в основном, крупнотоннажные поставки железных руд, угля, цемента. Их ввоз необходим для обеспечения потребностей отдельных предприятий с учетом их географического расположения. При этом в каждом конкретном случае необходимо осуществлять оптимизационные расчеты, учитывающие не только себестоимость производства сырья, но и стоимость его перевозки и всевозможные таможенные сборы.
Рациональная с учетом конъюнктуры мирового рынка и уровней внутренней рентабельности государственная экспортно-импортная политика в сфере минерально-сырьевых ресурсов будет способствовать обеспечению национальной безопасности и значительной гибкости во внутренних и внешних экономических связях. Такая политика, в которой доминирует тенденция самообеспечения при разумных объемах экспорта и вынужденного импорта, ориентирована на существенное повышение уровней душевого производства и потребления минерального сырья и изготавливаемой из него продукции при максимально полном использовании запасов минерального сырья с учетом их невозобновляемости./10/
Составной частью природного комплекса являются лесные массивы. В России они традиционно считаются огромными: лесами покрыто 45% территории страны, и наши запасы составляют около 22% общемировых. Однако, в наших лесозаготовках и лесопереработке явно прослеживаются два недостатка. Первый связан с использованием лесного фонда: в среднем вырубка не превышает нормативы, но в то же время происходит уничтожение лесов Урала западных областей России. Второй – с индустриальной переработкой лесоматериалов. По производству фабрикатов из дерева, бумаги и картона мы находимся в арьергарде. Россия производит бумаги и картона в 10 раз меньше, чем в США, в 4 раза меньше, чем к Канаде, в 5 раз меньше, чем в Финляндии, и лишь немногим превосходит Тайвань.
Агропромышленный комплекс включает в себя три основных сферы: I – отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства; II – собственно сельского хозяйства; III – система отраслей по промышленной переработке и сбыту сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
Негативной чертой АПК России являются диспропорции буквально в каждой из его основных сфер. Так, в сфере I производство силовых машин намного опережает производство прицепных орудий к ним, производство удобрений – выпуск механизмов для внесения их в почву и строительство складских помещений. В самом сельском хозяйстве(сфера II) резко отстает развитие кормовой базы животноводства, нерациональна структура производства зерна. В сфере III недостаточны емкости хранилищ, слабо развита тарная индустрия, не хватает специализированных транспортных средств, современного торгового оборудования.
По данным таможенной статистики, в январе-марте 2006 года внешнеторговый оборот России составил 91,4 миллиарда долларов США, в том числе со странами дальнего зарубежья 77,7 миллиарда долларов США, со странами СНГ – 13,7 миллиарда долларов США.
Сальдо торгового баланса в январе-марте 2006 года сложилось положительное и составило 42,5 миллиарда долларов США.
Экспорт России составил 66,9 млрд. долл., в том числе в страны дальнего зарубежья – 57,6 млрд. долл., в страны СНГ – 9,3 млрд. долл.
В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья удельный вес топливно-энергетических товаров составил 71,8% от всего объема экспорта в эти страны, металлов и изделий из них – 12,4 %, продукции химической промышленности – 5,4%, машин и оборудования – 2,9%, лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий – 8,1%.
В 2006 г. физические объемы экспорта нефти сырой сохранились на уровне прошлого года, при росте стоимостных объемов на 45,6%. Поставки нефтепродуктов в январе-марте 2006г по сравнению с январем-мартом 2005г увеличились на 11,1%, в том числе дизельного топлива- на 8,2%, мазута – на 15,3%. Выросли физические объемы экспорта каменного угля на 3,9%, природного газа – на 8,8%, азотных удобрений – на 17,6%, калийных удобрений – на 16,8%, круглого леса – на 9,0%. Увеличились поставки цветных металлов: алюминия необработанного – на 42,1%, никеля необработанного – на 8,6%, меди – на 31,2%.
В товарной структуре экспорта в страны СНГ в 2006г доля продукции топливно-энергетического комплекса составила 50,3% от всего объема экспорта в эти страны, металлов и изделий из них – 9,7%,машин и оборудования– 17,2, выросли поставки топлива реактивного – в 2,7 раза.
Основными торговыми партнерами России в январе-марте 2006г среди стран дальнего зарубежья были Германия, товарооборот с которой составил 9,5 млрд. долл., Нидерланды – 7,3 млрд. долл., Италия – 7,2 млрд. долл., Китай – 5,4 млрд. долл., Турция– 3,3 млрд. долл., Польша – 3,3 млрд. долл., Соединенное Королевство – 3,2 млрд. долл., Швейцария– 2,8 млрд. долл., Финляндия – 2,8 млрд. долл., Франция – 2,7 млрд. долл../12/
2. Место таможенных органов в системе отраслей национального хозяйства
2.1 Влияние таможенных пошлин на эффективность экономики, состояние национального производства, доходы государства и внутренние цены
Внешнеэкономические связи являются мощным фактором социально-экономического прогресса общества, они могут ускорять этот прогресс или замедлять его. Положительное воздействие на состояние национальной экономики и ее эффективность внешнеэкономические связи оказывают при тех условиях, когда они стимулируют развитие экспортного производства и экспорта наукоемкой продукции и продукции, получаемой на основе применения передовых технологий глубокой переработки сырья, обеспечивают импорт продукции, необходимой для структурно-технологической перестройки страны, а также первоочередное удовлетворения жизненно важных потребностей страны и ее населения, не включают импорт экологически опасных, вредных для здоровья людей товаров, морально устаревшей техники, продукции, подрывающей нравственные устои общества. Соображения государственной целесообразности в подобных случаях должны превалировать над коммерческими интересами отдельных субъектов ВЭД.
Система таможенных пошлин призвана всемерно содействовать целям и задачам ВЭД. При этом возможны такие ситуации, когда система пошлин, на первый взгляд, по отдельно взятым критериям соответствует интересам страны, но по другим критериям противоречит им и наносит ущерб, а в целом оказывает негативное воздействие на социально-экономическое состояние общества.
Политика государства должна быть направлена на получение максимального совокупного дохода от ВЭД и от национального производства.
Такая политика допускает возможность сокращения доходов государственной казны от ВЭД, если снижение пошлин или их отмена на определенные товары и услуги способствует росту доходов национальной экономики и совокупного дохода общества. Но она предполагает и возможность роста ввозных пошлин на определенные товары для ограничения их доступа на российский рынок, если этот импорт подрывает национальное производство и приносит вред экологии, нравственному и физическому здоровью населения.
Ориентация на повышение эффективности экономики и рост совокупного дохода общества, на охрану нравственного и физического здоровья населения страны и улучшение ее экологического состояния как на главный критерий оценки эффективности системы ввозных таможенных пошлин требует высокого уровня качественного анализа и применения сложного математического аппарата при решении практических вопросов, возникающих при пересмотре ввозных пошлин на конкретные товары. Этими средствами еще не вооружены наши государственные органы, решающие эти проблемы. Зачастую на практике используются более частные критерии оценки эффективности изменения пошлин на отдельные товары.
В качестве указанных критериев на практике зачастую используются доходы государства и национальные внутренние цены. Эффективность системы ввозных пошлин и мероприятий по их изменению определяются по тому, в какой мере они влияют на динамику отечественного производства соответствующих отраслей, доходов государственного бюджета от внешней торговли и динамику внутренних цен.
Изменение ввозных пошлин сказывается на состоянии внутреннего производства, поскольку пошлины регулируют импорт товаров. Снижение пошлин усиливает давление иностранных конкурентов на отечественное производство, вытесняет отечественных производителей с внутреннего рынка. Но вместе с тем оно служит мощным фактором, побуждающим отечественных товаропроизводителей повышать эффективность и конкурентоспособность своего производства, снижать издержки производства и улучшать качество выпускаемых товаров. Противоречивость последствий изменения пошлин очевидна. Проблема состоит в том, чтобы при их пересмотре было найдено оптимальное решение, которое, с одной стороны, поддерживало бы на должном уровне состояние конкуренции на внутреннем рынке, побуждая отечественных товаропроизводителей совершенствовать производство, улучшать качество и снижать издержки, а с другой – не приводило бы к вытеснению отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка.
С вступлением России в ВТО дальнейшее снижение импортных пошлин будет диктоваться требованиями этой международной организации. Но это снижение целесообразно осуществлять поэтапно, давая отечественным производителям возможность постепенно адаптироваться к более низким ввозным пошлинам и более жестокой конкуренции со стороны иностранных фирм. Вместе с тем должна быть исключена возможность консервации технической и организационной отсталости отечественного производства.
Этот подход необходимо соблюдать и в тех случаях, когда возникает необходимость временного повышения ввозных пошлин на некоторые товары для защиты отечественных товаропроизводителей. Нельзя допускать того, чтобы эта защита стала постоянной. Целесообразно при повышении таможенных ввозных пошлин подчеркивать временный характер этой меры и указывать сроки действия повышенных пошлин.
Пересмотр таможенных пошлин изменяет доходы государства от ВЭД. Фискальная оценка пересмотра пошлин неизбежна: государство должно заранее знать, как повлияет изменение ввозных пошлин на его доходы. К сожалению, фискальный подход зачастую играет решающую роль при оценке качества работы таможенных органов, что не оправдано. Таможенные органы отвечают за полноту сборов таможенных пошлин, НДС и акциза, но не за уровень их ставок. Снижение ставок таможенных пошлин может не перекрывать потери бюджета за счет роста внешнеторгового оборота, поскольку этот рост регулируется сложным комплексом внутренних и внешних факторов, которые не зависят от качества работы таможенных органов.
Ввозные пошлины влияют на уровень и динамику национальных цен. Широко распространено мнение, что уровень пошлин оказывает прямое влияние на уровень национальных цен, что между ними существует прямая пропорциональная зависимость – снижение пошлин приводит к снижению внутренних цен, а повышение их – к росту цен.
На самом деле между таможенными пошлинами и ценами существуют весьма сложные связи и количественные зависимости.
Во-первых, ввозные пошлины являются тем элементом цены, который служит базой для расчета ряда других элементов цены – акциза, НДС, оптово-сбытовых и торговых наценок. Эти элементы цены изменяются, как правило, прямо пропорционально изменению ставок ввозных пошлин. Но под влиянием спроса и предложения пропорции между изменением пошлин и изменением этих элементов цены могут быть нарушены: при благоприятном для продавцов соотношении между спросом и предложением рост цен может определить рост пошлин; при превышении предложения над спросом рост внутренних цен может быть минимальным и не обеспечивать роста зависящих от пошлин элементов цены пропорционально росту пошлин. Следовательно, прямая зависимость между изменением пошлин и внутренних цен, несомненно, существует, но она не всегда принимает форму прямой пропорциональности.
Во-вторых, ввозные пошлины влияют на объемы импорта и национального производства, на баланс спроса и предложения. Это влияние зависит от ряда факторов и принимает сложные формы, что может быть обусловлено спецификой производства и реализации товаров.
Например, некоторые товары могут не производиться в стране, и потребность в них обеспечивается только за счет импорта. Уровень пошлин и их изменение влияют на размеры импорта и соответственно, на баланс спроса и предложения. Но в большинстве случаев импортируемый товар производится также и на национальных предприятиях внутри страны. Таможенные пошлины влияют на спрос и предложение двояко: они регулируют масштабы ввоза и вместе с тем оказывают влияние на динамику внутреннего производства. При оценке влияния ввозных пошлин на внутренние цены надо принимать во внимание оба этих фактора.
В-третьих, уровень пошлин оказывает влияние и на динамику внутренних издержек производства товаров. Динамика ввозных пошлин влияет на объем внутреннего производства, определяя тем самым влияние эффекта масштаба производства (единичного, мелко-, средне-, крупносерийного или массового) на динамику внутренних издержек. Этот фактор имеет исключительно важное значение при оценке влияния пошлин на состояние внутреннего производства и его эффективность, от которых в конечном счете зависят национальные издержки и цены.
Изменение ввозных пошлин и оценка их влияний на внутренние цены не укладываются в рамки простых пересчетов их элементов с использованием элементарного математического аппарата, описывающего связи между двумя величинами, находящимися в прямой пропорциональной зависимости. Как уже отмечалось, определение влияния ввозных пошлин на внутренние цены требует более высокого уровня качественного анализа этих зависимостей и более сложного математического аппарата для их количественной оценки.
Влияние ввозных пошлин на внутренние цены определяется не только общим уровнем этих пошлин, но и их оптимальностью: система пошлин должна способствовать развитию и повышению конкурентоспособности и эффективности внутренней экономики, что и должно обеспечить наиболее благоприятные для национальной экономики и потребителей страны внутренние цены. Уровень и динамика внутренних цен будут определяться состоянием и эффективностью национальной экономики. Уровень пошлин может рассматриваться в качестве одного из факторов, содействующих достижению этой эффективности. Оценка влияния пошлин должна производиться не путем определения их влияния на отдельные элементы внутренней цены, хотя такой метод оценки как приближенный и сугубо ориентированный отнюдь не исключается, - а путем оценки влияния пошлин на состояние внутренней экономики и ее эффективность, что и определяет, в конечном счете, уровень внутренних цен. Для таких расчетов могут быть применены методы оптимального планирования, которые долгое время и с успехом разрабатывались в нашей стране и были необоснованно забыты при переходе к рыночным реформам. /4/
2.2 Принципы и факторы оптимального размещения таможенных органов
Элементом как внешней, так и внутренней политики государства является таможенная политика, представляющая собой комплекс политико-правовых, экономических, организационных и иных мер государственного регулирования внешней торговли, а также мер по защите национальной и решению ее фискальных задач./1/
Таможенная политика государства способствует расширению экономических связей, увеличению объема внешнеторговых операций, развитию международного туризма и иных форм, т.е. всего того, что так или иначе опосредуется в деятельности таможенных органов государства. Таможенная политика реализуется посредством разумного сочетания политики протекционизма, направленной на защиту отечественного производителя от иностранной конкуренции и политики и политики фритридерства (свободной торговли), направленной на расширение внешнеторгового оборота страны и повышение уровня международного разделения труда.
В современной ситуации таможенная политика призвана обеспечить «тонкую» настройку всего механизма экспорта и импорта на всех уровнях управления, нацелить его на интересы отечественного производства, не нарушая правил, признанных мировым сообществом. Таможенное дело – сфера деятельности таможенных органов, осуществляющих таможенную политику. Важнейшими элементами организации таможенного дела являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения ее органов на территории страны. Таможенная служба строится и функционирует, как единая система таможенных органов Российской Федерации. /2/
Согласно о положении ФТС РФ, Служба обязана обеспечить в пределах своей компетенции единство таможенной территории России, имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления и таможни, таможенные лаборатории, вычислительные центры, базы материально-технического снабжения, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов РФ.
Территориальное размещение производительных сил определяется способом производства. Каждой социально-экономической формации соответствуют специфические принципы размещения и своя система территориальной организации общественного производства.
Размещение таможенных организаций по территории страны осуществляется на основе принципов, отражающих как требования объективных экономических законов, так и политики государства – внешней, военной, экологической, санитарной и т. п.
Важнейшим принципом размещения таможенного дела является планомерное размещение таможенных организаций, обеспечивающее достижение наивысшей народнохозяйственной эффективности в целом, то есть наиболее эффективное использование природных, трудовых, финансовых и других ресурсов всех республик и экономических районов России.
Чтобы реализовать перечисленные принципы размещения таможенных организаций на практике, целесообразно учитывать в совокупности всю систему природных, экономических, социально-исторических, санитарно-экологических, организационных и других факторов.
Группа экономических факторов включает: общественную потребность в таможенных услугах и возможность ее удовлетворения на основе имеющихся таможенных организаций; трудовые ресурсы; возможности научно-технического прогресса и осуществления строительства.
К природным факторам относятся свойства территории: географическое положение, климат, рельеф, ценность земель и т. п.
Важнейшим из социально-исторических факторов считается уровень развития в районе непроизводственной сферы.
В настоящее время около 90% таможенного оформления товаров производится на внутренних таможнях. Находясь в местах расположения отправителей и получателей товаров, внутренние таможни могут более эффективно проводить таможенный контроль, взаимодействовать с налоговыми и правоохранительными органами, решать задачи валютного контроля. В таможне существуют специальные подразделения, которые осуществляют проверку внешнеэкономической деятельности получателей и отправителей товаров. Процесс оформления груза может потребовать времени: иногда требуются дополнительные документы, экспертиза и т.д. если все эти задачи решать непосредственно на границе, то ее пропускная способность будет сведена к минимуму, так как пограничная таможня не обладает таким запасом времени и теми возможностями, какими обладает внутренняя таможня.
Осуществление таких задач, как валютный контроль, где требуется тесное взаимодействие с местными отделениями уполномоченных банков и необходимы проверки с выходом на предприятия-участники внешнеэкономической деятельности, было бы невозможно.
Совокупность связей между предприятиями одного района - участниками ВЭД и обслуживающими их таможнями выступает как единая система технологических, производственных, экономических отношений. Чем теснее и длительнее эти связи, тем более закономерен и стабилен их эффект.
Чтобы наиболее успешно и на высоком профессиональном уровне проводить политику таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с территории России, по месту расположения хозяйствующих субъектов – предприятий, осуществляющих внешнеэкономические связи, ФТС России были созданы внутри страны таможни и таможенные посты, максимально приближенные к крупным индустриальным центрам России. Это дало свои положительные результаты, так как повысилась эффективность таможенного контроля и разгрузились пограничные пункты пропуска.
Критерием экономической эффективности размещения таможенных организаций является повышение производительности труда, то есть снижение суммарных затрат как овеществленного труда, так и живого труда работников. Такое снижение может происходить при выборе наиболее оптимального варианта размещения создаваемой таможни.
Эффективность изменений в размещении таможенного дела выражается системой качественных и количественных показателей. К качественным показателям относится содействие таможенного дела росту экономического потенциала России.
Важнейшим показателем эффективности размещения таможенного дела должно быть снижение затрат на таможенное обслуживание участников ВЭД и транспортировку товаров.
Оптимальным вариантом размещения и развития таможенного дела является такой вариант строительства новых, расширения, модернизации или ликвидации действующих таможенных организаций, при котором в течение заданного периода времени выполняется целевая функция таможенной системы, а ее значение достигает оптимальных параметров./8/
2.3 Внешнеэкономические связи Оренбуржья и стратегические направления внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая политика, приобретающая в период коренных государственных преобразований особо важное значение, зависит от многих факторов: экономических и социальных теорий, внешнеполитической целесообразности, индустриального развития и т. д. но какая бы она не была, таможенно - тарифное законодательство всегда является основным ее проводником и инструментом.
Для объективного анализа состояния внешней экономики, тенденций таможенного законодательства крайне важно применить принцип историзма. Это в полной мере относится к проблемам государственного регулирования внешней торговли, географической направленности внешнеэкономической политики, аспектам регионализации.
У Оренбургской таможни более чем 250-летняя история. В свои самые первые годы Оренбург уже был форпостом русской торговли на Востоке, пополнял государственную казну взимаемыми с купцов пошлинами.
Время не изменило главного приоритета в деятельности таможенной службы. Взимание пошлин и обеспечение их поступления в федеральный бюджет в полном объеме, было, есть и будет в обозримом будущем основополагающей задачей таможенных органов.
Зона деятельности Оренбургской таможни включает 27 районов Оренбургской области и 5 городов областного подчинения общей площадью 88 тыс. кв. км. (остальные 8 районов и 6 городов областного подчинения общей площадью 36 тыс. кв. км. входят в регион деятельности Орской таможни).
В настоящее время Оренбургская область является самодостаточным регионом, с большим резервом экспортной направленности, конкурентоспособной на мировых инвестиционных рынках. Запасы Оренбургского газоконденсатного месторождения составляют 6% запасов газа России. Промышленный комплекс является лидером экономики Оренбургской области. В нем занято около 22% работающего населения области.
В экспорте товаров преобладают поставки машиностроительной продукции, топливно-энергетического комплекса, продовольственных товаров. В товарной структуре импорта также преобладает продукция топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, предприятий машиностроения.
По объему экспорта область занимает 6 место среди субъектов Приволжского федерального округа, а по объему импорта – 2-е место после Самарской области.
Основными внешнеторговыми партнерами Оренбургской области являются среди стран СНГ – республики Казахстан, Украина, Белоруссия, Узбекистан, дальнего зарубежья – Кипр, Финляндия, Иран, Дания.
Общий объем внешнеторгового оборота товаров, учитываемых в статистике внешней торговли и оформленных в регионе деятельности Оренбургской таможни в 2004 г., составил 1,7 млрд. долл. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 378 млн. долл. или на 28%. Причем экспорт увеличился на 26% и составил 1,3 млрд. долл. Доля импорта в общей сумме внешнеторгового оборота увеличилась на 39% и составила 433 млн. долл. Сальдо внешнеторгового оборота по итогам отчетного 2004 периода было положительным и составило 810 млн. долл.
В становлении и развитии промышленного потенциала области ведущая роль принадлежит инвестиционной составляющей. Экономика области объективно способствует проведению эффективной инвестиционной политики, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. У предприятий есть стремление осваивать новые технологии. За последние два года около 50% внутренних инвестиций, полученных по контракту хозяйствующими субъектами области, направлены на приобретение зарубежного оборудования, ноу-хау. Основные инвестиции были получены из германии, США, Кипра, Швейцарии.
За счет привлеченных инвестиций в области удалось увеличить добычу нефти, внедрить новые технологии по ее глубокой переработке и получить высокоактивные неэтилированные бензины. Завершилась реконструкция металлургического производства ОАО «Уральская Сталь» для производства трубной заготовки. Кроме того, новые зарубежные технологии были направлены и на развитие социальной сферы. По объему инвестиций, приходящихся на душу населения, Оренбургская область занимает 28 место в Российской Федерации.
Мощный торгово-экономический потенциал области и ее приграничное положение создают условия и возможности для развития внешнеэкономической деятельности. По объему внешней торговли область занимает 16 место среди 89 субъектов РФ. Крупнейшими экспортерами области являются: подразделения Тюменской нефтяной компании, АОА «Оренбугнефть», ОАО «Уральская Сталь», ОАО «Орскнефтеоргсинтез», ООО «Оренбурггазпром», ОАО «Оренбургасбест», машиностроительный концерн «Ормето - ЮУМЗ», ОАО «Новотроицкий завод хромовых соединений», ЗАО «Южно Уральская промышленная компания».
Для анализа экспортно – импортных операций конкретного предприятия я выбрала акционерное общество «Уральская сталь» города Новотроицка Оренбургской области.
Компания «Уральская сталь», образованная на базе ОХМК, является крупнейшим металлургическим комбинатом с полным металлургическим циклом. Являясь поставщиком таких крупных отечественных предприятий, как «ГАЗ», «КАМАЗ», «БЕЛАЗ», Челябинский трубопрокатный завод, Первоуральский новотрубный завод, «Уральская сталь» экспортирует свою продукцию за рубеж. Так, в 2005 г. «Уральская сталь» поставляла:
- квадратную заготовку из углеродистой стали – в Турцию, Иран, Корею, Вьетнам, Эквадор, Тайвань;
- толстый лист – в Южную Корею, Иран, Италию, Испанию, Эстонию, Германию, Бельгию;
- товарные слябы – в Иран, Италию, Эквадор, Таиланд;
- полосовой прокат – в Италию, Великобританию, Турцию;
- предельный чугун – в Южную Корею, Вьетнам, Испанию.
Новотроицкие металлурги возобновили договорные отношения с АО «Жайремский горно-обогатительный комбинат», АО «Алюминий Казахстана», АО «Казахогнеупор». АО «Уральская сталь» получило от АО «Испат-Кармет» (г. Караганда) более 85 тыс. тонн угольного концентрата, АО «Алаги» (г. Караганда) отгрузило ОХМК первую партию руды в количестве 8,4 тыс. тонн. В свою очередь, АО «Уральская сталь» направлено партнерам из республики Казахстан металлопродукции на сумму более 37,4 млн. руб.
Подведены итоги работы компании «Уральская сталь» за август 2006г. Отмечено увеличение объемов производства по всем основным показателям по сравнению с аналогичным периодом 2005г. Так, производительность стали за отчетный период составила 328 470 т. (+18,1%), чугуна – 235 882 т. (+ 14,2%), кокса 6%-ной влажности – 163 500 т. (+15,9%), агломерата – 216 912 т. (+0,4%), проката товарного – 264186 т.(+35,3%).
Таким образом, сравнительный анализ предприятия «Уральская сталь» показал развитие и расширение его экспортно-импортных операций. Экспорт и импорт во многом определяют значение предприятия как на внутреннем, так и на международном рынке./13/
Учитывая, что Оренбургская область является приграничной территорией, в области проводится целенаправленная комплексная работа по укреплению приграничного сотрудничества, нормативно – правовому оформлению и укреплению государственной границе. Завершено формирование приграничной инфраструктуры. Развернуты посты ветеринарного, фитосанитарного, санитарно – эпидемиологического контроля и контроля безопасности поступающих импортных грузов. Также Оренбургская область продолжает оставаться своеобразным «санитарным кордоном», сдерживающим проникновение в Россию из азиатских государств нелегальной миграции, контрабанды наркотических средств.
Учитывая столь протяженный участок российско-казахстанской границы, администрацией области были подготовлены предложения по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы приграничных территорий. Для дальнейшего совершенствования приграничной системы российско-казахстанской границы необходимы целевые денежные средства. В этих целях следует перераспределять финансовые потоки, оставляя в приграничных субъектах РФ целевым порядком на обустройство границы часть таможенных платежей и штрафов.
В целом, Оренбургская область имеет устойчивые перспективы развития внешнеэкономического комплекса. По рейтингам зарубежных и российских финансово-инвестиционных компаний, Оренбургская область по инвестиционной привлекательности среди субъектов РФ занимает одно из ведущих мест.
Приоритетными направлениями для Оренбуржья в развитии внешнеэкономических связей являются: поддержка предприятий, выпускающих импортозамещающую продукцию; разработка комплексной программы развития экспортоориентированных предприятий; применение наиболее эффективной организационно – финансовой схемы привлечения иностранных инвестиций.
Применительно к специфике деятельности организации расширение этих направлений должно производиться с акцентированием на следующих моментах:
1. Экспорт: реализация на внешнем рынке товаров, имеющих международные технико-экономические преимущества; расширение масштабов производства и обеспечение занятости в технологических процессах; создание предпосылок для повышения конкурентоспособности продукции, производимой организацией.
2. Импорт: удовлетворение потребностей в высококачественном сырье, не производящимися в рамках национальной экономики либо производящимися в недостаточном количестве (продовольствие, сырье для предприятий цветной металлургии и т. п.); обеспечение товарами, имеющими технико-экономические преимущества перед продукцией внутренних производителей (кроме важнейших товаров стратегического назначения, производство которых нужно поддерживать при любых условиях); модернизация производственного и технологического потенциала организации.
3. Иностранные капиталовложения: расширение масштабов накопления, проведение реконструкции и модернизации производственной базы организации; создание предпосылок для переплетения отечественного капитала с целью укрепления позиций организации на внешних рынках и развития импортозамещающих производств; привлечение передовой технологии и опыта рыночного хозяйствования в экономическую систему региона.
4. Обеспечение экономической безопасности: создание системы защиты рынка сбыта организации от возможных негативных воздействий международной конъюнктуры (циклов производства, общих структурных сдвигов); обеспечение гарантированного снабжения организации необходимым импортным сырьем и товарами; сохранение производства (возможностей быстрого наращивания производства обеспечение гарантированного снабжения организации необходимым импортным сырьем и товарами; сохранение производства ()хозяйств) ряда важнейших товаров стратегического назначения (технологий аналогичного значения), невзирая на импортную конкуренцию; дипломатическое обеспечение благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности организации.
3. Прогноз развития внешней торговли Российской Федерации до 2010 г.
Перспектива развития внешней торговли России в значительной степени зависит от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним, помимо сырьевых ресурсов, относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с военно-промышленным комплексом.
Однако использование этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля затрат даже в передовых секторах промышленности.
Для среднесрочной перспективы развития внешней торговли очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, минеральные удобрения и т. д.
Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутреннем и внешнем рынках.
Имеются определенные перспективы для расширения наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).
Также для современного производственного потенциала России характерна концентрация в производстве значительных объемов физически и морально изношенного основного капитала, где преобладают ресурсорасточительные, устаревшие технологии. Средний срок службы активной части фондов в настоящее время достигает 25-26 лет. Сравнение этого показателя с аналогичным для развитых стран (менее 10 лет) свидетельствует о значительном повышении экономически целесообразных сроков эксплуатации. Степень изношенности основного капитала увеличилась до 45%.
Моральный и физический износ значительной части производственного аппарата стал сегодня главным фактором, препятствующим совершенствованию структуры экономики и росту основных показателей производства.
Варианты вывода экономики страны из создавшейся ситуации многообразны и отдельные из них могут развиваться по следующим направлениям:
-расширение традиционного экспорта и модернизация экономики на заработанные средства. Этот вариант сегодня практически не реализуем, так как традиционные товары российского экспорта (нефть, газ, золото, алмазы, лес) не могут обеспечить роста поступлений. Проблема состоит в том, что, во-первых, - это невосполнимые ресурсы, во-вторых, нефть в течение десятков лет варварски добывали, выбирая только фонтанные скважины, а сейчас их стало мало, на газ нет высокого спроса, золото и алмазы как сырье не дают крупных доходов, большие объемы продажи леса невозможны из-за низких цен и слабой транспортной инфраструктуры страны;
-резкое расширение кредиторской задолженности и осуществление модернизации за счет новых кредитов. Реализация этого варианта также имеет свои сложности, так как неплатежеспособной стране с трудом выделяют кредиты;
-широкое развертывание совместного предпринимательства, привлечение зарубежных технологий, менеджмента, капиталов. Сейчас этот процесс медленно, но довольно стабильно набирает темпы;
-создание ряда свободных экономических зон, в которых бы функционировал большой иностранный капитал и применялись современные технологии;
-наиболее предпочтительным сегодня представляется широкое привлечение иностранных инвестиций. В настоящий момент в наиболее развитых странах в среднем 25% собственности принадлежит иностранному капиталу, а в США более 50% всех фирм принадлежит иностранцам.
Рассмотрим прогноз изменений по отраслям экономики.
Продукция топливно-энергетического комплекса: предполагается сокращение или стабилизация экспорта угля и сырой нефти на уровне 2006 года по тоннажу с ростом цен на 15-20% на конец прогнозируемого периода; значительный рост (в 2,5 раза) экспорта газа в ЕС и АТР, электроэнергии в КНР, а также импорта (транзита) газа и нефти из центральноазиатских республик СНГ.
Продовольствие и сельскохозяйственное сырье: рост экспорта зерна в ЕС и АТР, отдельных видов мясопродукции и льна в ЕС на 10-15% на конец периода; увеличение импорта плодоовощной продукции из стран СНГ на 7-10%.
Продукция химической промышленности: стабилизация экспорта по тоннажу удобрений при росте их стоимости за счет повышения доли полезного вещества на 10%; рост экспорта и импорта полупродуктов для производства полиэтилена и полипропилена (на 10%), рост экспорта и импорта композитных материалов с химическими свойствами на основе нанотехнологий по стоимости вдвое, имея в виду, что это, как правило, малотоннажная продукция.
Древесина и изделия из нее: экспорт деловой необработанной древесины будет ориентирован главным образом на КНР (фактор избыточных трудовых ресурсов), в остальные страны будет осуществляться экспорт пиломатериалов по строго обозначенным заказчиком размерам, балансов, фанеры, древесных плит, бумажной продукции, что позволит при стабилизации весовых объемов увеличить в 4 раза на конец прогнозируемого периода стоимостные объемы экспорта и стабилизировать импорт в обоих вариантах.
Металлы и изделия из них: ожидается стабилизация экспорта простых видов проката черных металлов (заготовки для переката, балки и швеллеры, рельсы, трубы) и цветных металлов, увеличение экспорта и импорта композитных конструкционных материалов с заданными свойствами различного назначения по стоимости на 15%, по весу на 10%.
Машиностроительная продукция: вероятнее всего, что машины, оборудование, приборы и установки, транспортные средства станут более диффиренцироваными по укладам: изделия, относимые к 3-4 укладам будут более характерны для торговли со странами СНГ, что будет определяться как квалификацией эксплуатационников, так и необходимостью обновления оборудования на действующих предприятиях лишь с некоторыми усовершенствованиями. При этом основные партнеры России – Белоруссия, Украина и Казахстан. Связи со странами ЕС и АТР будут основаны на обмене машинами и оборудованием преимущественно 5-6 укладов, причем эти уклады (например, в авиа- и автопроме, судостроении и т.п.) определяются не столько назначением машины, сколько ее насыщенностью приборами именно этих укладов. При этом вероятность импорта подавляющего большинства такого оборудования из АТР даже выше, чем из ЕС. Рост экспорта можно оценивать в 2,5, импорта в 2 раза.
Прочие товары: предполагается значительный рост импорта товаров народного потребления в составе прочих товаров (на 30-50%), в т. ч. обуви, белья, готового платья, игрушек как из ЕС, так и АТР, и удвоение импорта бытовой техники из тех же групп стран с учетом роста покупательной способности населения России. Стоимость экспорта прочих изделий может заметно возрасти за счет таких товаров, как бриллианты и ювелирные изделия из золота, выпуск которых налажен на предприятиях Республики Саха (Якутия) и в других регионах России.
При дальнейшей разработке региональной части прогнозного сценария до 2010 года специалистам в области транспортного проектирования необходимо детализировать такие вопросы, как развитие новых транспортных маршрутов и интермодальных перевозок, создание типов транспортных средств и перевозочных емкостей для агрессивных химических продуктов и малотоннажных грузов, в т. ч. узлов и деталей сложных приборов (см.прил.).
К основным особенностям сценария развития российской внешней торговли на период после 2010г можно отнести:
-более заметный разброс показателей между инерционным и инновационным сценариями в целом;
-стабилизацию соотношений между геоэкономическими направлениями внешней торговли России примерно в следующих пропорциях: СНГ – 25%, ЕС – 40%, АТЭС – 35% ее товарооборота;
-заметное возрастание роли трубопроводного транспорта в экспортных перевозках в страны ЕС и АТЭС, в импортных перевозках из стран СНГ;
-существенное увеличение интермодальных перевозок по направлениям Восточная Сибирь и Якутия – Севморпуть – Северо-восток АТР, Аляска и северо-западные провинции и территории Канады; Центральный и Северо-Западный федеральные округа России – Украина, восточная часть ЕС; север Урала – Севморпуть – север Западной Европы;
-большую вероятность появления новых транспортных артерий, особенно в направлении север Сибири и Дальнего востока – север АТЭС (железнодорожные, автомобильные, водные и трубопроводные перевозки), а также новых транспортных средств (сухогрузов и танкеров подводного плавания под арктическими льдами, дирижаблей для вывоза продукции из зоны вечной мерзлоты с сохранением экологического состояния природы) и межматериковых переходов (например, Чукотка – Аляска, Сахалин - Хоккайдо).
Заключение
Полноправное вхождение России в мировую экономическую структуру, интеграция ее экономики в систему мирохозяйственных связей – одна из основных задач экономической политики страны.
Положительным моментом в развитии внешней торговли России в последние годы является стабильный рост положительного сальдо экспортно-импортных операций. Основной причиной возникновения и роста положительного сальдо является резкое увеличение экспорта сырьевых товаров, черных и цветных металлов, продукции химического производства, а также значительное сокращение централизованного импорта товаров, в том числе уменьшение массовых закупок зерна.
Россия не относится к странам с экстравертивной моделью экономики, где приоритетным направлением развития является экспортная ориентация. И, тем не менее, внешняя торговля имеет жизненно важное значение для экономики России, а в последние годы ее роль как основного источника валютных поступлений сильно возросла.
Правительством России разработана стратегия внешнеэкономической деятельности страны. В ее основе лежат три основные цели, а также набор средств по их достижению:
1.Восстановление и развитие экспортного потенциала России и улучшение структуры экспорта. Здесь делается упор на те структуры экономики, где Россия уже обеспечила себе преимущество по сравнению с основными конкурентами. К таким приоритетным отраслям относятся: авиакосмическая промышленность, лазерная промышленность, атомная промышленность, судостроение, космические услуги, программное обеспечение, проведение геологических изысканий.
2. Рационализация импорта:
-вместо импорта большого количества зерна следует больше ввозить готовых продуктов;
-ввозить средства защиты растений;
-ввозить семена высокоурожайных культур;
-ввозить оборудование для хранения сельскохозяйственной продукции;
-импортировать высокоэффективную технику для фермерских хозяйств.
В импорте оборудования будет осуществлена переориентация с оборудования для добывающих и перерабатывающих предприятий на оборудование и лицензии для организации и расширения перспективных производств, продукция которых пойдет не только на внутренний, но и на внешний рынки.
3. Повышение конкурентоспособности:
-прежде всего необходимо обеспечить постепенное сближение внутренних и мировых стандартов производства и качества продукции;
-сделать упор на расширение тех производств, чей уровень уже превышает мировой. Это прежде всего относится к производству вооружения, хотя и ведет к милитаризации производства.
Таким образом, анализируя сложившуюся ситуацию надо признать, что в ближайшие годы России предстоит прокладывать путь в мировую экономику в качестве полусырьевой – полуиндустриальной страны, привлекательной для внешних партнеров не столько нынешним уровнем развития, сколько своими необъятными и еще не использованными возможностями – и в отношении рынков сбыта и в плане наличия разнообразных ресурсов, в том числе интеллектуальных.
При всех трудностях сегодняшнего дня есть основания рассчитывать на то, что в перспективе Россия сумеет улучшить свои позиции в мировой экономике, прежде всего путем возрождения своего научно-технического потенциала, максимального использования конверсионных возможностей оборонного комплекса, последовательной инвестиционной, структурной, налоговой и внешнеторговой политики государства.
Список использованных источников
1. Таможенный кодекс Российской Федерации
2. Молчанова О.В., Коган М.В. Таможенное дело.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.-314с.
3. Панферова Е.М. Мировая экономика.- М.: ИНФРА-М, 2002.-224с.
4. Основы таможенного дела: Учебник / Под общ. ред. Драганова В.Г.. Рос. Тамож. Акад., ГТК РФ- М.: ОАО «издательство «Экономика», 1998.-687с.
5. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов; Елова М.В., Муравьева Е.К. и др.;- М.: Логос, 2000.-261с.
6. Мировая экономика: Учебное пособие/ Под ред. проф. Николаевой И.П. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 452с.
7. Россия в мировой экономике: Учебное пособие; Андрианов В.Д. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.-387с.
8. Экономика таможенного дела: Учебное пособие/ Под научн. ред. Малмыгина И.А., Губина А.В., Шаповаловой В.Н. - М.: РИО РТА,2002.-228с.
9. Барковский А.Н., Алабян С.С. Прогноз развития внешней торговли Российской Федерации на период до 2010 года // Внешнеэкономический бюллетень.-2004.-№1.-с.40-41.
10. Глумов И.Ф. Экспортные возможности минерально – сырьевого комплекса России// Внешнеэкономический бюллетень.-2006.-№3.-с.2-6.
11. Рожкова Ю.В. Внешнеэкономические связи Оренбуржья и стратегические направления внешнеэкономической деятельности// Внешняя торговля: таможенные аспекты регулирования- межвузовский сборник научных трудов/ Под ред. Салийчука В.Ф.- Курган: изд. Курганского гос. ун-та, 2005.-с.76-78.
12. www.gazeta.ru
13. www.nosta.ru
Приложение А
Таблица 1 - Прогноз динамики и структуры внешней торговли по семи видам товарных групп до 2010 года.
Наименование групп товаров | Экспорт | |||||||||
2000 | 2010 | А/Б | ||||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | V | ||
1 продукция топливно-энергетического комплекса | 55,6 | 54,0 | 55,6 | 54,0 | 60,6 | 51,3 | 80,7 | 53,1 | 1,7/3,8 | |
2 продовольствие и сельскохозяйственное сырье | 1,0 | 0,9 | 1,0 | 0,9 | 1,7 | 1,4 | 1,8 | 1,2 | 1,0/0,9 | |
3 Продукция химической промышленности | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,7 | 1,4 | 3,3 | 2,2 | 5,6/0,2 | |
4 Древесина и изделия из нее | 4,6 | 4,5 | 4,6 | 4,5 | 6,7 | 5,6 | 8,2 | 5,4 | 3,8/1,0 | |
5 Металлы и изделия из них | 24,2 | 23,5 | 24,2 | 23,5 | 29,5 | 25,0 | 31,3 | 20,6 | 2,0/2,6 | |
6 Машиностроительная продукция | 7,7 | 7,5 | 7,7 | 7,5 | 9,4 | 8,0 | 10,5 | 6,9 | 2,0/3,2 | |
7 Прочие товары (одежда, обувь, меха и др.) | 8,8 | 8,5 | 8,8 | 8,5 | 8,4 | 7,5 | 16,2 | 10,6 | 0,5/5,0 |
А- инерционный сценарий/ Б- инновационный сценарий
А: I- стоимость в млрд. долл.
II- удельный вес в %
Б: I- стоимость в млрд. долл.
II- удельный вес в %
V- среднегодовой темп прироста в %
Приложение Б
Таблица 2 - Прогноз динамики и структуры внешней торговли по семи видам товарных групп до 2010 года
Наименование групп товаров | Импорт | ||||||||
2000 | 2010 | А/Б | |||||||
I | II | III | IV | I | II | III | IV | V | |
1 продукция топливно-энергетического комплекса | 2,2 | 6,5 | 2,2 | 6,5 | 3,5 | 3,6 | 3,4 | 3,2 | 4,7/4,5 |
2 продовольствие и сельскохозяйственное сырье | 10,3 | 30,4 | 10,3 | 30,4 | 17,1 | 17,8 | 18,3 | 17,4 | 5,2/5,9 |
3 Продукция химической промышленности | 7,0 | 20,6 | 7,0 | 20,6 | 9,4 | 9,8 | 13,1 | 12,5 | 3,9/6,5 |
4 Древесина и изделия из нее | 1,5 | 4,4 | 1,5 | 4,4 | 2,1 | 2,2 | 4,1 | 3,9 | 3,6/10,6 |
5 Металлы и изделия из них | 2,7 | 8,0 | 2,7 | 8,0 | 4,2 | 4,4 | 4,5 | 4,3 | 4,5/5,2 |
6 Машиностроительная продукция | 7,2 | 21,2 | 7,2 | 21,2 | 22,3 | 21,2 | 24,6 | 23,4 | 0/13,1 |
7 Прочие товары (одежда, обувь, меха и др.) | 3,0 | 8,9 | 3,0 | 8,9 | 37,4 | 39,0 | 37,0 | 35,3 | 8,5/12,3 |
А- инерционный сценарий/ Б- инновационный сценарий
А: I- стоимость в млрд. долл.
II- удельный вес в %
Б: I- стоимость в млрд. долл.
II- удельный вес в %
V- среднегодовой темп прироста в %