Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственный технологический университет
«Московский университет стали и сплавов»
Кафедра политической экономии
Учебный курс «Экономическая теория»
Курсовая работа
на тему: «Иностранные инвестиции и экономику РФ»
Выполнила:
Научный руководитель:
Содержание
1. Иностранные инвестиции: сущность, классификация
1.1 Сущность иностранных инвестиций
1.2 Классификация иностранных инвестиций
1.3 Препятствия на пути инвестиций. Инвестиционный климат в РФ
1.4 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ
2.Иностранные инвестиции в экономике РФ
2.1 Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику
2.2 Региональное размещение иностранных инвестиций в России
2.3 Динамика иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации
3. Роль государства в улучшении инвестиционного климата
3.1 Инвестиционный климат основных регионов России
4. Как улучшить инвестиционный климат в РФ
4.1 Меры на ближайшую перспективу
4.2 Меры на среднесрочную и долгосрочную перспективу
4.3 Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ
Введение
ИНВЕСТИЦИИ (от лат. investre — облачать) — долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты. Дают отдачу через значительный срок после вложения. Различают следующие виды инвестиций: государственные, образуемые из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников; иностранные — вкладываемые зарубежными инвесторами, другими государствами, иностранными банками, компаниями, предпринимателями; частные, образуемые из средств частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства. Выделяют также производственные инвестиции, направляемые на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, и интеллектуальные, вкладываемые в создание интеллектуального, духовного продукта; контролирующие, прямые инвестиции, обеспечивающие владение более чем 50% голосующих акций другой компании, и неконтролирующие, обеспечивающие владение менее чем 50% голосующих акций другой компании./1/
Одним из наиболее важных факторов развития экономики являются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования и модернизации действующего производственного аппарата с целью получения прибыли. Ведь необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.
На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряженность в обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно безуспешно. В помощь государству в преодолении экономического кризиса призваны инвестиции. Инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня.
Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов.
Целью данной работы является изучение понятия «иностранного капитала», его сущности, основных видов.
При написании данной работы я поставила перед собой следующие задачи:
рассмотреть основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России, состояние иностранной инвестиционной деятельности в России, а также основные виды инвестиций;
рассмотреть, какие страны-инвесторы являются более активными в отношении России, какова доля каждой из стран в общем объеме инвестиций;
изучить региональное размещение иностранных инвестиций в РФ, какие регионы лидируют по количеству вложенных в них иностранных инвестиций;
описать инвестиционный климат основных регионов РФ.
В курсовой работе я написала, какое количество иностранных инвестиций приходится на определенную экономическую отрасль, привела статистические данные основных видов иностранных инвестиций, поступивших в экономику РФ за определенные периоды времени. Также указала объем поступивших иностранных инвестиций по видам экономической деятельности, какое количество инвестиций вкладывают основные страны-инвесторы в экономику РФ.
Тема курсовой работы актуальна в настоящее время, так как инвестиционная политика нашего государства с каждым днем становится все приоритетней.
1. Иностранные инвестиции: сущность, классификация
1.1 Сущность иностранных инвестиций
Инвестиции различными экономическими школами характеризуется по-разному. В российской практике инвестициями называются все виды активов, вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода (финансовое определение), или все расходы на создание, расширение или техническое перевооружение основного капитала, а также на связанные с этим изменения оборотного капитала (экономическое определение). Различают инвестиции валовые и чистые, материальные, финансовые (портфельные), нематериальные; государственные и частные; надежные и рисковые; долгосрочные и краткосрочные.
При инвестировании необходимо сопоставлять затраты и доходы, возникающее в разное время. Для этого используется дисконтирование – процесс, обратный начислению сложных процентов. Инвестировать нужно только тогда, когда ожидаемые доходы будут выше, чем издержки, связанные с инвестициями.
Устойчивое развитие экономики любой страны сегодня невозможно без активного участия в мирохозяйственных отношениях. Наряду с международной торговлей всё большее значение приобретают международные потоки инвестиционного капитала, на основе эффективного сотрудничества между странами.
Об иностранных инвестициях можно говорить в тех случаях, когда иностранный капитал вкладывается в активы национальных компаний и государств.
В последние годы актуальным стал вопрос привлечения внешнего иностранного капитала в экономику России. Иностранные инвестиции считаются одним из важнейших условий стабилизации и роста экономики страны. Это связано в первую очередь с тем, что финансовые ресурсы фирм ограниченны, а в условиях российской действительности покрыть их недостаток путём привлечения дополнительного национального капитала (кредиты, займы и т.д.) достаточно сложно по ряду объективных и субъективных причин, таких, как высокая норма прибыли на вкладываемый капитал, высокий уровень налогообложения и т.д.
Привлечение иностранных инвестиций в страну даёт целый ряд преимуществ, а именно:
страна приобретает возможность дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов;
иностранные инвестиции стимулируют, дают новый импульс развитию и росту внутренних инвестиций;
вместе с финансовыми ресурсами в страну поступает многолетний опыт, который накапливался страной-инвестором на мировом рынке;
приток иностранного капитала в инновационные проекты позволяет стране-реципиенту получить доступ к новейшим технологиям, технике и передовым методам организации производства;
в том случае, если правительство страны испытывает временные денежные затруднения разрешить, хотя при этом увеличивается внешний долг страны-реципиента1;
рост иностранных инвестиций способствует интеграции страны в мировое хозяйство, что в свою очередь обеспечивает ей устойчивое экономическое развитие.
Все иностранные инвесторы, вкладывающие деньги в экономику подразделяются на следующие категории:
1. Ориентированные на доступ к разнообразным природным ресурсам (нефть, газ, цветные металлы, рыба, лес и т. п.) по стратегическим соображениям. Главным в этом интересе является стремление диверсифицировать источник снабжения, а рентабельность играет явно второстепенную роль.
2. Ориентированные на освоение новых рынков. В первую очередь, это отвечает стратегическим интересам крупных компаний, производящих потребительские товары. Для них предложения российских, в том числе и ставропольских, фирм, могут быть интересны в том случае, если они имеют прочные позиции на соответствующем рынке и способны туда быстро продвинуть увеличивающиеся объемы товаров.
3. «Обычные» инвесторы, желающие хорошо, т. е. в несколько раз больше, чем у себя дома, заработать.
Иностранных инвесторов, пришедших в Россию, можно условно разделить на две группы. Первая группа — инвесторы, осуществляющие свои капиталовложения из стратегических соображений завоевания позиций на российском рынке. К их числу относятся, прежде всего, крупные компании, такие, как «Кока-Кола», «Проктер энд Гэмбл». Вторая группа — менее крупные дельцы, инвестирующие в расчете получить как можно больше прибыли. Они выдвигают достаточно жесткие требования к рентабельности своих капитальных вложений. Например, стараются не рассматривать проекты, где внутренняя норма рентабельности складывается менее 40 — 50 %.
Однако в российской экономике на протяжении 90-х годов сложился неблагоприятный инвестиционный климат: снижение реальных доходов населения; уменьшение экспорта и государственных расходов привели к сокращению сбережений, как основного внутреннего источника финансирования инвестиций; дефицитность федерального бюджета неизбежно приводит к сокращению государственных инвестиций; из-за убыточности большого количества предприятий, значительного спада производства, взаимных неплатежей, тяжелого налогового бремени, высокой ставки ссудного процента частный сектор также не сумел принять на себя основное бремя инвестиционного процесса. Поэтому одним из важнейших условий преодоления инвестиционного кризиса является привлечение иностранного капитала.
Привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику в качестве источника финансирования сталкивается с рядом проблем, обусловленных низким финансовым международным рейтингом, связанным со значительной политической, экономической и законодательной нестабильностью инвестиционной деятельности в стране. Это не способствует притоку иностранных инвестиций в экономику России. В период с 1999 – 2000гг. доля иностранных инвестиций в общем объеме всех инвестиций составляет не более 2% при целесообразном размере этой доли на уровне 10%. Россия, по мнению иностранных экспертов, является не очень надежной страной для инвестиций и по степени инвестиционного риска занимает 157 место в мире. В российскую экономику вкладывают свои средства различные фонды, специализирующиеся на рынках развивающихся стран, некоторые банки и частные инвесторы. Вложения иностранных инвесторов направляются в отрасли, которые дают быструю и максимальную отдачу.
В соответствии с Федеральным Законом от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», иностранные инвестиции – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Иностранные инвестиции в экономику России – вложения капитала иностранными инвесторами, а так же зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ в целях получения дохода. Инвестиции делятся на прямые, портфельные и прочие.
Прямые инвестиции - это инвестиции, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими организацией или контролирующими не менее 10% акций или уставного (складочного) капитала организации.
Портфельные инвестиции – это покупка акций, поев, облигаций, векселей и других
долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% в уставном (складочном) капитале организации.
Инвестиции, не попадающие под определение прямых и портфельных, указывается как прочие. /2/
1.2 Классификация иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции можно классифицировать по следующим признакам:
в зависимости от активов, в которые осуществляется вложение капитала на реальные, финансовые и нематериальные. Реальные инвестиции – это вложения в какой-либо долгосрочный проект, связанный с приобретением существующих или новых производственных объектов реальных активов за границей, прямо и непосредственно участвующих в производственном процессе. Финансовые инвестиции – это обретение иностранных ценных бумаг или денежных активов, т.е. это вложения в финансовое имущество, приобретение долговых прав на участие в делах других фирм. Нематериальные инвестиции – это покупка концессий, торговых марок, патентов, лицензий и других нематериальных прав.
по формам собственности на инвестиционные ресурсы на: государственные, частные (негосударственные) и смешанные инвестиции. Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи. Частные (негосударственные) инвестиции – это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещённые вне территориальных пределов данной страны. Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.
в зависимости от характера использования на: предпринимательские, ссудные инвестиции. Предпринимательские инвестиции представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда. Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заёмной основе с целью получения процента.
в зависимости от объекта вложения инвестиций на: прямые иностранные инвестиции, портфельные и прочие инвестиции. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) представляют собой вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства. Портфельные инвестиции – это вложения иностранных инвесторов, связанные главным образом с вложением в ценные бумаги с целью получить или увеличить доходы в форме процентов, дивидендов или разницы биржевых котировок. К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. Прочие инвестиции представляют собой вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств, кредиты международных финансовых организаций, прочие кредиты и т.п. /3/
Деление иностранных инвестиций на прямые, портфельные и прочие является наиболее распространенным в экономической литературе, поэтому данную классификацию следует рассмотреть подробнее.
Что касается прямых иностранных инвестиций, то отличительной чертой этого вида является их производственное назначение, долгосрочность способность обеспечить инвестору управленческий контроль над предприятием.
Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» к прямым инвестициям относит: а) приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ; б) вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; в) осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.
Осуществление ПИИ возможно различными способами, главными из которых являются:
а) учреждение на территории другой страны компании, полностью принадлежащей иностранному инвестору;
б) покупка существующих фирм за рубежом;
в) привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
г) создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны;
д) создание совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций российских акционерных обществ.
Прямые инвестиции имеют приоритетное значение, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальную экономику и международный бизнес в целом. Роль ПИИ заключается:
1) в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;
2) в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу;
3) в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента с взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;
4) в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;
5) в способности при правильной организации, стимулировании, размещении ускорить развитие отраслей и регионов;
6) в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширения налоговой базы.
Прямые иностранные инвестиции:
а) являются хорошим дополнительным источником средств для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционных проектов и программ, обеспечивающих оживление и подъём экономики, насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами;
б) представляют собой источник средств для внедрения прогрессивной технологии, ноу-хау, современных методов управления и маркетинга;
в) будучи направленными в конкретные объекты часто сопровождаются обучением персонала, эффективно использующего новые технологии, рыночные механизмы, международные контракты и т.п.;
г) способствуют освоению и закреплению опыта функционирования рыночной экономики, присущих ей «правил игры», что приводит к притоку иностранного капитала, даёт инвестору уверенность в возврате вложенных средств с достаточной прибылью и ускоряет формирование в стране инвестиционного климата, благоприятного как для зарубежных, так и для отечественных инвесторов;
д) ускоряют процесс включения экономики в мировое хозяйство, развитие эффективных и интеграционных процессов, благоприятствуют использованию преимуществ международного разделения и кооперации труда, нахождению ниш в мировом хозяйстве и рынке; е) в отличие от займов и кредитов не ложатся дополнительным бременем на внешний долг и даже способствуют получению средств для его погашения.
Согласно классификации ЮНКТАД (Комиссия ООН по торговле и развитию) к прямым иностранным инвестициям относятся те зарубежные вложения, которые предусматривают долговременные отношения между партнерами, предполагают постоянное вовлечение в них экономического агента из одной страны (иностранный инвестор или материнская фирма) с его контролем за хозяйственной организацией, расположенной в стране, которая не является местом пребывания инвестора.
Прямое инвестирование осуществляется посредством трансграничного движения капитала: приобретения инвестором за рубежом местного предприятия, создание нового заграничного филиала, совместного или смешанного предприятия (смешанное и частное предприятие характеризуется участием государственных органов). В настоящее время прямые инвестиции всё больше направляются не на строительство новых, а на приобретение уже действующих предприятий в развитых странах, осуществляемое в форме слияния или поглощения. Это объясняется глобализацией мировых рынков, усилением международной конкуренции и необходимостью повышения прибылей в интересах акционеров.
Приобретение активов за рубежом может и не быть связано с трансграничным движением капитала в обычном понимании. Например, предприятия, работающие на экспорт, могут использовать заработанные в другой стране средства для инвестиций за рубежом. Может происходить торговля акционерным капиталом между фирмами разных стран.
Получают также распространение инвестиции без вложений в акционерный капитал. Например, заключение соглашений о представлении лицензий, торговых марок т.п. /4/
При портфельном инвестировании необязательны создание новых мощностей и контроль за их использованием, инвестор в данном случае полагается в управлении реальными активами на других. Как правило, он просто покупает существующие ценные бумаги, приобретая права на будущий доход. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.
Основные способы портфельного инвестирования включают:
а) покупку ценных бумаг на рынках других стран;
б) покупку ценных бумаг иностранных компаний в своей стране;
в) вложение капитала в международные инвестиционные (паевые) фонды.
Привлечение иностранных портфельных инвестиций также является для российской экономики достаточно важной задачей. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:
1) пополнение собственного капитала российских предприятий путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;
2) аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;
3) пополнение федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;
4) эффективная реструктуризация внешнего долга РФ путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.
Прочие инвестиции занимают основную долю – примерно 57% объема инвестиций. Эта группа инвестиций (по субъектам вызова) – это государственные инвестиции. Государства являются крупными экспортерами капитала. Экспорт государственного капитала осуществляется в форме экономической, технической и военной помощи развивающимся странам; возрастает роль государства как гаранта экспорта частного капитала. Во многих странах существуют государственные организации, которые страхуют частных инвесторов. Государство участвует в деятельности международных финансовых учреждений (МВФ, Всемирный банк и его группа, ЕБРР).
1.3 Препятствия на пути инвестиций. Инвестиционный климат в РФ
Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.
Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования. В настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для полномасштабного привлечения инвестиций.
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства и др.
Российское правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических препятствий, а, кроме того, складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции это не более чем «надувательство», и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.
Основным сдерживающим фактором является отсутствие стабильной, учитывающей международную практику правовой базы, регулирующей деятельность отечественного и иностранного капитала. Постоянные изменения в законодательстве, регулирующем внешнеэкономическую деятельность, и многочисленные подзаконные акты в сочетании с правовым нигилизмом в значительной степени затрудняют деятельность иностранных предпринимателей на территории России. Определенную тревогу у иностранных инвесторов вызывает рост социальной напряженности в связи с ухудшением материального положения значительной части населения России. Социальная стабильность является важным фактором инвестиционного климата и обязательным условием проведения любых радикальных экономических преобразований. На динамику оттока и притока инвестиций отрицательное влияние оказывает неразвитая инфраструктура, в том числе связь, система телекоммуникаций, транспорт и гостиничное хозяйство, т.е. отсутствие условий, привычных для большинства цивилизованных бизнесменов.
Многие крупные инвесторы, реально сознавая все негативные последствия региональной дезинтеграции России, отрицательно относятся к сепаратистским настроениям, которые присущи некоторым руководителям регионов, краев и областей
Весьма негативным фактором, влияющим на инвестиционный климат, являются коррупция и криминализация отдельных сфер коммерческой деятельности, которые поразили многие звенья внешнеэкономических связей России.
Неблагоприятно на состояние инвестиционного климата в России влияют следующие факторы:
отсутствие научно-обоснованной экономической и социальной концепции развития страны;
правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных актов;
неэффективное земельное законодательство;
высокий уровень инфляции, нестабильность обменного курса рубля;
низкий уровень развития рыночной инфраструктуры;
изношенность производственной и транспортной инфраструктуры;
непрогнозируемость таможенного режима;
слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
сильная бюрократизация страны, коррупция, преступность и др.
Также следует заметить, что весьма негативное влияние на инвестиционный климат в России оказал финансовый кризис, который разразился после 17 августа 1998 г. и подорвал доверие к России со стороны многих инвесторов капитала.
Оценивая инвестиционный климат России в целом по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и др., можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран мира.
1.4 Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ
Отставание темпа роста прямых инвестиций можно объяснить целым комплексом причин.
Одна из важнейших – отсутствие в России достаточного количества прибыльных предприятий, которые иностранные инвесторы могли бы приобрести на открытом рынке. При этом одним из основных аргументов до сих пор является низкая капитализация многих российских компаний, вследствие чего продажа даже незначительной их части просто невыгодна. Иными словами, стратегия сохранения предприятия в собственности, которое недооценено на рынке, но приносит значительные доходы от текущей деятельности, до сих пор имеет достаточно сторонников в отечественном бизнесе.
Владельцы предприятий намеренно не спешат повышать рыночную стоимость своих компаний, если собственником одной из долей является государство, ждут, пока государство продаст свою долю, скупают ее, после этого повышают котировки акций. Одновременно идет оживленная реализация пакетов акций иностранным инвесторам с целью привлечения необходимых оборотных ресурсов для развития и модернизации производств, работающих на пределе технологических возможностей.
Проблема изыскания источников финансирования инвестиций в России усугубляется тем, что такой традиционный способ их формирования, как использование внешних и внутренних государственных заимствований, в современных условиях затруднен в силу сохранения на высоком уровне государственного долга. Быстро увеличивается долг по корпоративным заимствованиям на зарубежных финансовых рынках, оцениваемый на начало 2003 г. в 27 млрд. долл.
Иностранные инвесторы не получают достаточных гарантий стабильности вложений. Российское законодательство далеко от международных стандартов./5/
2.Иностранные инвестиции в экономике РФ
2.1 Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику
В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);
создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;
приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;
предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов.
Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:
1) ускорения технического и экономического прогресса;
2) обновления и модернизации производственного аппарата;
3) овладения передовыми методами организации производства;
4) подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.
Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой компании «Энрют и Янг», нужно привлечь 200-300 млрд. долл., для преодоления кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долл.
По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности России придется конкурировать за более скромный объем инвестиционного капитала - где-то в пределах 10 млрд. долл. Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.
Политическая и экономическая нестабильность, разгул преступности и другие «приметы» переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степеней их риска во всех странах мира./6/
2.2 Региональное размещение иностранных инвестиций в России
Региональное размещение иностранных инвестиций в России свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране неодинаков и имеет межрегиональные отличия.
С точки зрения инвестиционной привлекательности все регионы России можно разделить на три большие группы.
В первую группу – по существу это инвестиционное ядро России – входят: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Татарстан, Тюменская, Нижегородская, Ярославская и Самарская области, Красноярский край. Проводя деление внутри этой группы, можно обозначить три основных уровня регионального привлечения ПИИ в России: Москва, сырьевые регионы и крупные индустриальные центры, и регионы, находящиеся в непосредственной близости от них.
Вторая группа регионов включает наибольшее число субъектов РФ и характеризуется средним уровнем привлекательности. Это Белгородская, Оренбургская, Новосибирская, Курская области, Приморский край, Краснодарский край, Башкортостан и другие.
И наконец, третья группа включает в себя перечень регионов, инвестиции в которые практически на направляются. В эту группу входят: республики Ингушетия, Чеченская, Калмыкия, Адыгея, Тыва, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область.
Нетрудно заметить, что основная доля иностранного капитала приходится на регионы с развитой торговой, транспортной, информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом, а также регионы, отличающиеся высокой плотностью экспортно ориентированных предприятий ТЭК.
На сегодняшний день Россия испытывает определенные трудности в привлечении иностранного капитала и его эффективном использовании. Здесь можно выделить ряд причин:
регулирование деятельности иностранных инвесторов затрудняется вследствие отсутствия стабильной правовой базы;
постоянное ухудшение материального положения большей части населения страны вызывает рост социальной напряженности;
коррупция и криминализация отдельных сфер предпринимательской деятельности;
неразвитая инфраструктура, в том числе транспорт, связь, система телекоммуникаций, гостиничный сервис;
высокая общая политическая нестабильность, в частности нестабильность законодательства;
высокий уровень налогообложения и внешнеторговых пошлин;
отсутствие единой государственной политики в области привлечения иностранных инвестиций.
Однако, несмотря на перечисленные сложности, Россия обладает большим потенциалом, способным заинтересовать иностранных инвесторов. Это прежде всего:
богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы, лес и др.);
огромный внутренний рынок;
кадры с достаточно высоким уровнем базового образования, способные к восприятию новейших технологий в производстве и управлении;
относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей;
осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных инвесторов;
возможность получения быстрой сверхприбыли.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на огромное отставание в экономическом развитии от западноевропейских стран, Россия может сравнительно быстро вырваться вперед при правильном использовании ее возможностей.
Учитывая мировой опыт и специфику нашей страны, можно назвать следующие основные задачи (помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации), связанные с привлечением иностранного капитала:/7/
стабилизация финансового положения как необходимого условия возрождения российской экономики и сокращение дефицита бюджета (путем использования в основном не инфляционных форм его финансирования);
подъем отраслей и секторов, важных для жизнеобеспечения страны;
ускорение структурной перестройки, развитие новых технических передовых отраслей и производств;
становление эффективно действующих хозяйственных единиц;
формирование конкурентной рыночной среды, эффективная борьба с монополизмом и создание ликвидной хозяйственной структуры без огромного числа посредников.
2.3 Динамика иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации
Создаваемые в России благоприятные условия для иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации позволили привлечь инвесторов со своими капиталами. За последние годы иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации достигли заметных размеров. Правда, по качеству вкладов они разнятся. Однако одно дело - вложения прямых инвестиций непосредственно в создание промышленных предприятий по выпуску продукции и товаров народного потребления, и совсем другое дело - скупка по дешевке ваучеров и акций у рабочих действующих предприятий. Сделаем анализ. Сначала по видам инвестиций.
По состоянию на конец 2008г. накопленный иностранный капитал2 в экономике России составил 264,6 млрд.долларов США, что на 19,9% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 51,6% (на конец 2007г. - 50,2%), доля прямых составила 46,3% (46,7%), портфельных - 2,1% (3,1%).
Основные страны-инвесторы в 2008г. - Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 77,0% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 79,4% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
В 2008г. в экономику России поступило 103,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 14,2% меньше, чем в 2007 году. В I квартале 2008г. поступило иностранных инвестиций 17,3 млрд.долларов США (на 29,9% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 29,3 млрд.долларов США (меньше на 18,0%), в III квартале - 29,2 млрд.долларов США (больше на 6,1%), в IV квартале - 28,0 млрд.долларов США (меньше на 15,2 %).
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2008г. 68,0 млрд.долларов, или на 16,3% больше, чем в 2007 году. В I квартале 2008г. объем погашенных инвестиций составил 14,3 млрд.долларов США (на 18,0% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 20,0 млрд.долларов США (больше на 54,2%), в III квартале - 13,8 млрд.долларов США (меньше на 5,7%), в IV квартале - 19,9 млрд.долларов США (больше на 6,9%).
Поступление иностранных инвестиций по типам
2008г. | Справочно 2007г. в % к | ||||
млн. долларов США | в % к | ||||
2007г. | итогу | ||||
2006г. | итогу | ||||
Инвестиции | 103769 | 85,8 | 100 | в 2,2р. | 100 |
из них: | |||||
прямые инвестиции | 27027 | 97,2 | 26,0 | в 2,0р. | 23,0 |
в том числе: | |||||
взносы в капитал | 15883 | 107,4 | 15,3 | 168,7 | 12,2 |
из них реинвестирование | 618 | 176,0 | 0,6 | 80,7 | 0,3 |
лизинг | 168 | в 2,0р. | 0,2 | 91,9 | 0,1 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций | 9781 | 83,9 | 9,4 | в 3,0р. | 9,7 |
прочие прямые инвестиции | 1195 | 95,1 | 1,1 | 136,4 | 1,0 |
портфельные инвестиции | 1415 | 33,7 | 1,4 | 131,8 | 3,5 |
из них акции и паи | 1126 | 27,8 | 1,1 | 140,5 | 3,4 |
прочие инвестиции | 75327 | 84,7 | 72,6 | в 2,3р. | 73,5 |
в том числе: | |||||
торговые кредиты | 16168 | 115,4 | 15,6 | 151,3 | 11,6 |
прочие кредиты | 57895 | 78,5 | 55,8 | в 2,6р. | 61,0 |
из них: | |||||
на срок до 180 дней | 6617 | 193,0 | 6,4 | 112,2 | 2,8 |
на срок свыше 180 дней | 51278 | 72,9 | 49,4 | в 2,8р. | 58,2 |
прочее | 1264 | 107,8 | 1,2 | в 2,2р. | 0,9 |
Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам млн.долларов США
Накоплено на конец 2008г. | В том числе | Справочно поступило в 2008г. | ||||
всего | в % к итогу | прямые | порт- фельные | прочие | ||
Всего инвестиций3 |
264599 | 100 | 122392 | 5627 | 136580 | 103769 |
из них по основным странам-инвесторам | 226203 | 85,5 | 101523 | 5271 | 119409 | 83353 |
в том числе: Кипр | 56902 | 21,5 | 40732 | 1728 | 14442 | 19857 |
Нидерланды | 46346 | 17,5 | 35931 | 41 | 10374 | 14542 |
Люксембург | 34402 | 13,0 | 1217 | 273 | 32912 | 7073 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 30811 | 11,6 | 4647 | 2339 | 23825 | 14940 |
Германия | 17425 | 6,6 | 7275 | 26 | 10124 | 10715 |
Ирландия | 9662 | 3,7 | 480 | 0,4 | 9182 | 2903 |
Франция | 9542 | 3,6 | 1927 | 1 | 7614 | 6157 |
США | 8769 | 3,3 | 3193 | 662 | 4914 | 2773 |
Виргинские острова (Брит.) | 8267 | 3,1 | 5470 | 200 | 2597 | 3529 |
Япония | 4077 | 1,6 | 651 | 1 | 3425 | 864 |
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом (млн.долларов США)
Накоплено на конец 2008г. | В том числе | Справочно направлено в 2008г. | ||||
всего | в % к итогу | прямые | порт- фельные | прочие | ||
Всего инвестиций | 53759 | 100 | 32108 | 2823 | 18828 | 114284 |
из них в страны - крупнейшие получатели инвестиций | 48511 | 90,2 | 30457 | 1801 | 16253 | 92501 |
в том числе: Кипр | 15679 | 29,2 | 9994 | 115 | 5570 | 15519 |
Нидерланды | 11219 | 20,9 | 9787 | 40 | 1392 | 8368 |
Виргинские о-ва (Брит.) | 6405 | 11,9 | 1453 | 1163 | 3789 | 1995 |
США | 5454 | 10,1 | 4669 | - | 785 | 5262 |
Германия | 2824 | 5,2 | 513 | 0,0 | 2311 | 1431 |
Швейцария | 2777 | 5,2 | 1189 | 0,1 | 1588 | 45994 |
Беларусь | 1505 | 2,8 | 1323 | 0,1 | 182 | 5946 |
Украина | 1098 | 2,0 | 123 | 463 | 512 | 2398 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 873 | 1,6 | 730 | 20 | 123 | 5143 |
Армения | 677 | 1,3 | 676 | 0,0 | 1 | 445 |
3. Роль государства в улучшении инвестиционного климата
3.1 Инвестиционный климат основных регионов России
Регионы с наиболее благоприятным инвестиционным климатом в основном сосредоточены в европейской части страны. Особо благоприятным климатом отличаются регионы Северо-западного, Центрального и Приволжского федеральных округов. В них сконцентрировано почти две трети инвестиционного потенциала страны, а инвестиционный риск в расчете на один регион здесь ниже среднероссийского. По мере продвижения на восток и на юг России инвестиционный климат постепенно ухудшается: снижается общий потенциал и растет риск. В Дальневосточном федеральном округе средний инвестиционный риск региона почти в полтора раза, а в Южном - в 1,6 раза выше, чем на Северо-западе России. /8/
Регионы первых трех вышеназванных федеральных округов доминируют и среди лидеров по инвестиционному риску. За все годы рейтингования первая десятка по риску на 90 % состояла их регионов Северо-западного, Центрального и Приволжского федеральных округов. Только 10 % регионов-лидеров – выходцы их Южного округа, остальные округа не смогли вырастить своих лидеров общероссийского уровня.
По потенциалу преимущество европейской тройки округов не столь значительно, хотя и здесь 60 % всех регионов-лидеров относятся к вышеперечисленным округам.
Всего же в десятку лидеров, по рейтинговым оценкам, как по потенциалу, так и по риску за все годы входило 33 региона, из которых 20 относятся опять-таки к Центральному, Северо-западному и Приволжскому федеральным округам.
Если же учитывать частоту представительства регионов каждого федерального округа среди лидеров, то на первом месте окажется Северо-западный, затем следуют Уральский, Центральный и Приволжский округа. А вот Дальневосточный округ ни разу не был представлен в списках лидеров: по-видимому, соседний Китай как инвестиционный феномен нам не указ и даже не пример.
В каждом федеральном округе могут и должны выделяться регионы, претендующие на роль лидеров в формировании благоприятного инвестиционного климата. Если в ряде округов такие лидеры уже есть, то, например, в Южном ФО на их роль могут претендовать Краснодарский и Ставропольский края, в Уральском – Свердловская область, в Сибирском – Красноярский край и Иркутская область, на Дальнем Востоке – Хабаровский край.
Выявленное в прошлом рейтинге инвестиционное ядро России, расположенное между Москвой и Санкт-Петербургом, пока не обладает достаточной устойчивостью благоприятного инвестиционного климата. Его центр сместился на Северо-запад в Санкт-Петербург, поскольку и Москва, и Московская область снизили свою инвестиционную привлекательность. Из него выпала Тверская область, резко увеличила риск Ленинградская область. В то же время значительно улучшился инвестиционный климат в Вологодской и Ярославской областях.
Формирование благоприятного климата в России начинает приобретать вид постепенно затухающих концентрических волн повышенной инвестиционной привлекательности, идущих от «инвестиционного ядра» к периферии. Это проявилось в значительном улучшении инвестиционного климата в регионах, находящихся на ближней периферии инвестиционного ядра – в Белгородской, Нижегородской, Костромской областях и в Татарстане. Для того чтобы эта волна роста инвестиционной привлекательности регионов пошла дальше на периферию, там должны формироваться субцентры и новые инвестиционные ядра – возникать регионы с минимальным инвестиционным риском.
В первую очередь на роль таких субцентров может претендовать Татарстан, который уже имел минимальный риск., а также Краснодарский и Пермский край, Башкортостан, Нижегородская, Ростовская, Самарская и Тюменская области.
Дополняющими такие крупные центры могут стать относительно небольшие по потенциалу регионы с минимальным инвестиционным риском вроде Новгородской и Ярославской областей. На эту роль в новых инвестиционных ядрах, если исходить из сегодняшнего уровня и позитивной динамики рисков, могут претендовать в первую очередь Астраханская, Кировская и Тюменская области.
4. Как улучшить инвестиционный климат в РФ
4.1 Меры на ближайшую перспективу
Необходимыми предпосылками инвестиционной деятельности являются низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен в экономике. Требуется ужесточение контроля за доходами и расходами бюджета, завершение в кратчайшие сроки создания централизованной казначейской системы исполнения бюджета.
Налоги. Представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы.
верхнюю ставку подоходного налога надо понизить хотя бы до 30%; в более длительном периоде целесообразно снижение числа ставок до двух или одной, причем верхний уровень изъятий понизить до 20%. Необлагаемый минимум следует определять исходя из расчета реального прожиточного минимума. Целесообразно разрешить вычитать из налогооблагаемой базы расходы на профессиональное образование и повышение квалификации;
необходимо существенно уменьшить ставку совокупных отчислений в социальные фонды, доведя совокупные отчисления от фонда заработной платы (взносы в социальные фонды) хотя бы до 30%;
должны быть пересмотрены и резко сокращены налоговые и таможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а формализованный характер;
для того чтобы налоговый инвестиционный кредит, налоговые каникулы действительно использовались на инвестиции в перевооружение производства, положение о предоставлении этой льготы должно быть конкретизировано;
требуется реальная жесткая регламентация перечня налогов, которые могут вводить субъекты Федерации и местные органы власти, а также ограничение суммарного налогового бремени по этим налогам;
важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года. Поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом, предписанным законодательством;
улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства.
Банки и финансовая система. В кратчайшие сроки нужно реализовать
программу реструктуризации банковской системы:
банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии;
создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков;
повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, завершение введения новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах;
Центральный Банк должен впредь воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков), до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам;
ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.
Внешнеэкономическая и таможенная политика.
активизировать усилия по вступлению в ВТО, а также работу по связанной с этим коррекции законодательства. Новые акты, затрагивающие сферу внешней торговли и таможенного режима, следует разрабатывать с учетом требований ВТО;
упростить порядок таможенного регулирования в отношении товаров, ввозимых на территорию России в режиме временного ввоза. Также необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов;
ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ.
Защита прав собственности.
необходимо создать прецеденты пресечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по ущемлению прав собственности в отношении меньшинства акционеров, а также внести соответствующие изменения в закон «Об акционерных обществах», исключающие злоупотребления со стороны большинства инвесторов и совета директоров;
законодательно расширить права меньшинства акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров;
необходимо ввести дополнительные меры защиты добросовестных приобретателей ценных бумаг от действий органов власти. Недопустимо признавать ценные бумаги недействительными, если отчет об итогах выпуска данных бумаг прошел в установленном порядке регистрацию в соответствующем регистрирующем органе. Недопустимо налагать арест на ценные бумаги, приобретенные добросовестным приобретателем, даже если один из предыдущих переходов прав собственности произошел с нарушением законодательства, иначе за ошибки регистрирующих органов будут нести ответственность инвесторы;
стимулировать создание компенсационных фондов профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями, за счет средств которых компенсировались бы потери инвесторов, возникшие по вине инфраструктурных институтов;
срочно доработать правовые основы мероприятий, связанных с банкротством предприятий;
ужесточить уголовную и административную ответственность за действия (или бездействия), приводящие к нарушению интересов инвесторов, в первую очередь прямых иностранных инвесторов. Практика показывает, что во многих случаях неотвратимость - более действенная угроза, чем степень тяжести возможного наказания;
уделить особое внимание защите прав интеллектуальной собственности. Требуется не только защищать зарегистрированные торговые марки, выданные патенты, осуществлять защиту от подделки продукции, но и ввести преследование за подражание названию, цвету, дизайну, как это предусмотрено законодательством. Требуется повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в этой сфере.
Свобода входа на рынок.
Необходимо упростить процедуры по организации бизнеса. В настоящий момент требуются резолюция 20-30 автономных и дислоцированных в разных местах инстанций и от 50 до 90 разрешительных документов. Надо создать технологию, базирующуюся на принципе «одного окна», когда предпринимателю достаточно обратиться в одну инстанцию и за относительно короткий отрезок времени, исчисляемый несколькими днями, получить разрешение или четко аргументированный отказ. Одновременно требуется создание независимого института для апелляций. Конечно, для внедрения подобной процедуры потребуется изменение местных законодательных актов. Барьеры входа на рынок должны быть прозрачны, предприниматель должен точно представлять, сколько ему потребуется инвестировать для того, чтобы открыть дело. В частности, требуется принятие закона о регистрации юридических лиц.
Борьба с коррупцией.
В условиях России наиболее эффектным путем сокращения масштабов коррупции является дальнейшая либерализация, ограничение возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контроля над их исполнителями. Необходимо последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений.
Основные направления этой работы в ближайшее время:
сокращение числа лицензируемых видов деятельности;
перестройка системы государственных закупок на исключительно конкурсной основе;
активное сотрудничество российских правоохранительных и судебных органов с органами других стран;
анализ административного законодательства для выявления противоречий и потенциальных конфликтов интересов разных ведомств.
Следует рассмотреть вопрос о законодательном введении запрета на профессии в отношении руководителей и сотрудников органов власти, уличенных в коррупции.
7. Бухгалтерский учет.
Надо стремиться говорить с миром на понятном языке. Для бизнеса - это язык финансовых стандартов, где уровень прозрачности, полноты и достоверности отчетности, а также оперативность ее предоставления влияют на степень доверия инвесторов. Необходимо принимать срочные меры как в плане повышения качества работы над российскими стандартами учета, так и в плане организации контроля над процессом разработки и принятия стандартов. В этой связи необходимо:
пересмотреть состав и полномочия Межведомственной комиссии по реформе бухгалтерского учета и финансовой отчетности (далее - Комиссия);
предложить Международному центру по реформе системы бухгалтерского учета провести срочную экспертизу принятых нормативных документов с целью выявления несоответствия данных документов международным стандартам;
поручить Комиссии пересмотреть уже принятые положения по бухгалтерскому учету в соответствии с результатами их экспертизы. Обязать Комиссию рассматривать подготовленные проекты положений бухгалтерского учета только при наличии соответствующих положительных заключений международных экспертов;
повысить роль института профессиональных бухгалтеров.
4.2 Меры на среднесрочную и долгосрочную перспективу
Здесь речь идет о мерах и направлениях работы, которые предстоит конкретизировать в будущем.
Структурные реформы.
Неэффективные предприятия не должны поддерживаться государством и местными властями ни прямо, ни косвенно. Должно сокращаться перекрестное субсидирование. Напротив, предпочтение должно оказываться сильным, более эффективным компаниям, чтобы ускорить процесс обновления экономики.
По сути, важнейшими составляющими структурных реформ являются:
защита прав собственности;
укрепление корпоративного управления;
усиление дисциплины исполнения контрактов;
развитие банковской системы и институтов финансового рынка;
реформирование естественных монополий;
проведение земельной реформы.
Дальнейшие структурные реформы потребуют существенного совершенствования законодательного обеспечения. На сегодняшний день законопослушное поведение для инвестора нерационально, поэтому, несмотря на очевидные достижения, законодательство следует менять. В части регулирования инвестиционной деятельности такое совершенствование требуется провести по двум основным направлениям.
Первое. Следует устранить противоречивость и дублирование трех основных законов – «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений», регламентирующих инвестиции, для чего, может быть, следует принять единый закон об инвестициях. Также следует устранить противоречия между законодательными актами, регламентирующими различные аспекты хозяйственной деятельности. В частности, необходимо гармонизировать положения федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и положения Налогового кодекса.
Второе. Необходимо содействовать развитию различных форм организаций производителей (ассоциаций, союзов), вырабатывающих стандарты и правила корпоративного поведения. Требуется разработка законодательства, полностью регулирующего создание и деятельность холдинговых компаний. Необходимо привести в соответствие с мировыми стандартами систему налогообложения внутри холдингов. Необходимо создать полноценную инвестиционную инфраструктуру, прежде всего распределительную и накопительную системы: банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды, фондовый рынок и т.д. Инвесторам необходимо дать возможность управлять рисками, для чего требуется предоставить им адекватные финансовые инструменты. Следует стимулировать развитие фьючерсных и опционных рынков, на которых инвесторы могли бы хеджировать рыночные риски.
Укрепление институтов государственной власти.
Важнейшее направление перспективных действий по улучшению инвестиционного климата - преодоление слабости государства. Тут необходимы следующие меры:
осуществление судебной реформы с целью обеспечения независимости судов, увеличения эффективности и пропускной способности судебной системы; укрепление федерализма путем более четкого разграничения прав и ответственности между федеральным центром и регионами, обеспечения исполнения федеральных законов;
необходимо произвести разделение государственного аппарата по функциональному принципу: структуры, занимающиеся производством благ (оказанием услуг), должны быть отделены от регулятивных органов, а политические подразделения - от технологических. Во всех естественных монополиях должны быть выделены в независимые компании те технологические сегменты, которые позволяют организовать конкурентную среду, и те хозяйственные подразделения, которые не связаны непосредственно с производством. Производство услуг, для которых участие государства не является обязательным фактором, должно передаваться в частный сектор, где производитель определяется на открытом конкурсе;
Правительство должно демонстрировать готовность решать проблемы, наиболее привлекающие внимание инвесторов: защиту прав собственности (в том числе и интеллектуальной), выполнение контрактных обязательств. Следует рассмотреть вопрос о создании правовых основ для введения федерального (президентского) правления на территории тех субъектов Федерации, которые противодействуют исполнению федеральных законов, вводят в действие местные законы, противоречащие российскому законодательству, осуществляют другие действия, ставящие под угрозу целостность Российской Федерации.
Среди мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией,
в среднесрочной перспективе следует выделить следующие:
формирование межведомственной антикоррупционной структуры;
разработка антикоррупционных программ на муниципальном и региональном уровнях, объединяя их в федеральную программу;
взаимодействие с предпринимательским сообществом России, профессиональными организациями и международными антикоррупционными структурами и разработка акций при их участии;
подписание международных антикоррупционных конвенций;
принятие закона об основаниях и условиях передачи чиновниками в трастовое управление принадлежащей им собственности и другие мероприятия.
Финансы и государственный долг.
Долгосрочная бюджетная политика должна строиться исходя из того, что для достижения высоких темпов развития экономики государственные расходы (расходы расширенного правительства) не должны превышать 25-30% ВВП. При этом будет возможность снижать налоговое бремя, стимулировать частные сбережения и инвестиции. Прежде всего, необходимо достигнуть всеобъемлющего урегулирования государственного долга. Требуется срочное создание современной системы управления государственным долгом, которая учитывала бы временную структуру обязательств, возможные источники их покрытия, способность экономики обслуживать долг, текущую конъюнктуру рынка, а также оптимизацию соотношения между внутренним и внешним долгом. Необходима законодательная конкретизация правовых норм, регламентирующих заимствования государства. Требуется установить более жесткие и конкретные, чем в Бюджетном кодексе и законах о бюджете, ограничения по заимствованиям государством, в том числе:
по объему эмиссии государственных ценных бумаг и выпуску иных обязательств;
по объему выдаваемых государственных гарантий;
по доходности государственных ценных бумаг;
по объему выдаваемых за счет средств бюджетов всех уровней государственных гарантий.
Одновременно следует повысить уровень обеспечения государственных ценных бумаг, снизив тем самым риск инвестиций. В этом направлении, во-первых, необходимо осуществить переход функций эмитента государственных ценных бумаг от Министерства финансов РФ к Казначейству, ценные бумаги которого были бы обеспечены конкретным имуществом Казначейства; во-вторых, необходимо создать четкую и эффективную систему обращения взысканий на государственное имущество в случае неисполнения государством своих обязательств по займам.
4.3 Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций, осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
радикализация борьбы с преступностью;
торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";
создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
Заключение
Необходимость создания в России привлекательного инвестиционного климата уже давно ни у кого не вызывает сомнения. Основные атрибуты привлекательного инвестиционного климата также широко известны: благоприятный налоговый режим, развитое законодательство, условия для справедливой конкуренции, эффективная судебная система, минимальные административные барьеры и качественная инфраструктура для развития бизнеса. В последнее время, большое внимание справедливо уделяется вопросам культуры корпоративных отношений: взаимодействия акционеров, менеджмента, персонала и общества. Однако, создавая привлекательный инвестиционный климат, мы должны отчетливо представлять себе, что инвесторы - это довольно широкий круг субъектов рынка, имеющих различные цели, приоритеты, принципы принятия инвестиционных решений и отношение к рискам. Что нужно сделать для привлечения инвестиций? Не простой вопрос, так как растущий российский рынок кровно заинтересован в любых инвестициях, во всех их формах и проявлениях. Однако потенциальные инвесторы нуждаются в информационном поле. Инвесторы должны получить четкое представление об экономической стратегии государства и готовящихся изменениях в законодательной базе. Повышение инвестиционной привлекательности, укрепление доверия инвесторов к России - один из приоритетов деятельности правительства. В настоящий момент для обслуживания потенциальных инвесторов создан целый ряд информационных Интернет - ресурсов.
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.
Литература
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М").
Федеральная Служба Государственной Статистики Россия в цифрах.2008: Крат.стат.сб. /Росстат-М.,2008 ст.416-417
Киселева Н.В., Боровикова Т.В., Захарова Г.В. и др. // Под ред. Подшиваленко Г.П., Киселевой Н. В. Инвестиционная деятельность: Учебное пособие / – М.: КНОРУС, 2005. – С. 84-86.
Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макарова М.В. и др. Инвестиции: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2004. – С. 35-40.
Агапова Т.Н., Осмоловская С.П. Иностранные инвестиции. Курс лекций: учебное пособие. – Вологда: ИЦ ВПЧХА, 2005. – С. 21, 51-52.
http://www.government.ru/ - сайт Правительства РФ.
Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции: Учебное пособие. М.: ООО «Книгодел», 2006. – С. 7-25, 121-130, 141-146.
Валдайцев С. В., Воробьев П. П. и др. // Под ред. Ковалева В. В., Иванова В. В., Лялина В. А. Инвестиции: учеб. - М.: ТК Велби. - 2004. – С. 28-31.
Справочный материал
Иностранные инвестиции в экономику России по видам экономической деятельности
2007 | 2008 | ||||
год | I квартал | I полугодие | 9 месяцев | год | |
миллионов долларов США | |||||
Иностранные инвестиции - всего | 120941 | 17255 | 46530 | 75792 | 103769 |
в том числе по видам экономической деятельности: | |||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 468 | 143 | 351 | 649 | 862 |
рыболовство, рыбоводство | 49 | 3 | 10 | 25 | 27 |
добыча полезных ископаемых | 17393 | 2232 | 4557 | 8210 | 12396 |
в том числе: | |||||
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых | 15860 | 1720 | 3756 | 6328 | 9868 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 1533 | 512 | 801 | 1882 | 2528 |
обрабатывающие производства | 31948 | 4248 | 13340 | 26481 | 33914 |
из них: | |||||
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака | 2907 | 471 | 1089 | 2858 | 3974 |
текстильное и швейное производство | 57 | 2 | 12 | 26 | 77 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 3 | 2 | 4 | 5 | 6 |
обработка древесины и производство изделий из дерева | 528 | 172 | 479 | 649 | 812 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность | 934 | 206 | 818 | 970 | 1336 |
химическое производство | 1637 | 323 | 1414 | 2136 | 2518 |
производство резиновых и пластмассовых изделий | 324 | 80 | 267 | 514 | 745 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов | 865 | 137 | 453 | 1210 | 1650 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | 15229 | 1723 | 5558 | 11945 | 14499 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования | 276 | 66 | 191 | 512 | 731 |
производство транспортных средств и оборудования | 3015 | 359 | 1211 | 2117 | 2857 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 822 | 1965 | 3179 | 3383 | 3394 |
строительство | 2911 | 474 | 1522 | 2499 | 3387 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 47310 | 5473 | 13479 | 17917 | 23905 |
в том числе: | |||||
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт | 518 | 479 | 1127 | 1823 | 2126 |
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 45538 | 4813 | 11980 | 15485 | 19915 |
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования | 1254 | 181 | 372 | 609 | 1864 |
гостиницы и рестораны | 59 | 12 | 72 | 101 | 188 |
транспорт и связь | 6703 | 361 | 1096 | 2237 | 4861 |
из него связь | 3295 | 160 | 643 | 711 | 1320 |
финансовая деятельность | 4450 | 513 | 1672 | 3249 | 4977 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 8414 | 1779 | 7101 | 10767 | 15378 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 48 | - | 26 | 26 | 26 |
образование | 3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 68 | 2 | 10 | 14 | 20 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 295 | 50 | 115 | 234 | 434 |
в процентах к итогу | |||||
Иностранные инвестиции - всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе по видам экономической деятельности: | |||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 0,4 | 0,8 | 0,7 | 0,9 | 0,8 |
рыболовство, рыбоводство | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
добыча полезных ископаемых | 14,4 | 13,0 | 9,8 | 10,8 | 12,0 |
в том числе: | |||||
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых | 13,1 | 10,0 | 8,1 | 8,3 | 9,5 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 1,3 | 3,0 | 1,7 | 2,5 | 2,5 |
обрабатывающие производства | 26,4 | 24,6 | 28,6 | 35,0 | 32,7 |
из них: | |||||
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака | 2,4 | 2,7 | 2,4 | 3,8 | 3,8 |
текстильное и швейное производство | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,1 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
обработка древесины и производство изделий из дерева | 0,4 | 1,0 | 1,0 | 0,9 | 0,8 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность | 0,8 | 1,2 | 1,7 | 1,3 | 1,3 |
химическое производство | 1,4 | 1,9 | 3,0 | 2,8 | 2,4 |
производство резиновых и пластмассовых изделий | 0,3 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,7 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов | 0,7 | 0,8 | 1,0 | 1,6 | 1,6 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | 12,6 | 10,0 | 11,9 | 15,8 | 14,0 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования | 0,2 | 0,4 | 0,4 | 0,7 | 0,7 |
производство транспортных средств и оборудования | 2,5 | 2,1 | 2,6 | 2,8 | 2,7 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 0,7 | 11,4 | 6,8 | 4,5 | 3,3 |
строительство | 2,4 | 2,7 | 3,3 | 3,3 | 3,3 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 39,1 | 31,7 | 29,0 | 23,6 | 23,0 |
в том числе: | |||||
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт | 0,4 | 2,8 | 2,4 | 2,4 | 2,0 |
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами | 37,7 | 27,9 | 25,8 | 20,4 | 19,2 |
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования | 1,0 | 1,0 | 0,8 | 0,8 | 1,8 |
гостиницы и рестораны | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,2 |
транспорт и связь | 5,5 | 2,1 | 2,4 | 3,0 | 4,7 |
из него связь | 2,7 | 0,9 | 1,4 | 0,9 | 1,3 |
финансовая деятельность | 3,7 | 3,0 | 3,6 | 4,3 | 4,8 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 7,0 | 10,3 | 15,3 | 14,2 | 14,8 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 0,0 | - | 0,1 | 0,0 | 0,0 |
образование | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 0,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,3 | 0,4 |
1 Страна-реципиент - государство, на территории которого находится объект инвестирования
2 ) Накопленный организацией иностранный капитал - общий объем иностранных инвестиций, полученных (или произведенных) с начала вложения с учетом погашения (выбытия), а также переоценки и прочих изменений активов и обязательств.
3 Включая инвестиции из государств-участников СНГ