Содержание
Введение
1. Темперамент: понятие, система проявлений, физиологические основы и типы
1.1 Общее понятие темперамента
1.2 Система показателей темперамента
1.3 Основные типы темперамента
1.4 Физиологические основы темперамента
1.4.1 Конституционная теория Э. Кречмера
1.4.2 Конституционная теория У. Шелдона
1.4.3 Теория И.П. Павлова о физиологических основах темперамента
2. Темперамент и деятельность
3. Характер: понятие и черты
3.1 Общее понятие характера. Социальный и индивидуальный характер
3.2 Основные черты характера
4. Личность и характер человека
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений.
Психология темперамента является одним из значимых разделов дифференциальной психологии. Свойства темперамента отличаются от других индивидуальных психических особенностей человека. Специфика свойств темперамента состоит в том, что они характеризуют динамику психической деятельности.
Развивая мысль о специфичности свойств темперамента, которые характеризуют динамику психической деятельности, B.C. Мерлин использовал такое сравнение: течение психической жизни подобно водному потоку - у одних как в горной реке, образы и мысли, чувства и настроения стремительно и быстро сменяют друг друга; у других — подобно широкой, многоводной реке в устье, психическая жизнь течет медленно с большим внутренним напором.
Они зависят от свойств организма не абсолютно однозначно, но наиболее однозначно, по сравнению с другими психическими свойствами. Психология темперамента изучает такие индивидуально-психологические свойства, которые регулируют психическую деятельность в целом и отдельных ее сторон и процессов.
Основной путь в исследовании темперамента заключается в соотнесении физиологических и психологических показателей. У людей разных типов темперамента не может быть совершенно одинаковых свойств. Психологическая характеристика каждого отдельного свойства зависит от его соотношения с другими свойствами. Исходя из этого, B.C. Мерлин считает, что повышенная эмоциональная возбудимость сангвиника, благодаря ее сочетанию с экстраверсией, имеет совершенно иной характер, чем болезненная чувствительность, сенситивность меланхолика, возникающая в связи с его интровертрированностыо.
В общем случае темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.
Темперамент — система показателей, характеризующих динамические особенности психики и поведения индивида. В этом определении содержатся, по существу, два информативных слова: "система" и "динамические", выделяющие темперамент из конструкции других составляющих психологической структуры личности. Темперамент описывает динамические, но не содержательные, не результативные стороны человеческой психики и поведения. Динамика — это темп, быстрота, ритм, сила, резкость, амплитуда и ряд других признаков движения в зависимости от его предметной специфики. Темперамент принципиально отличается от характера, описывающего содержательные, качественные аспекты выражения отношений человека к миру. Люди по-разному относятся к окружающему миру - к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, в поступках человека. Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером. Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название "характер").
Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием. Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.
Целью исследования является изучение сущности, основных типов темперамента и черт характера, психологических особенностей личности в зависимости от типов темперамента и черт характера.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основы темперамента, остановившись подробно на понятии, системе показателей, физиологических основах и типах;
- определить особенности темперамента в трудовой и учебной деятельности;
- изложить основы характера, подробно останавливаясь на понятии и чертах характера;
- изучить значение характера в структуре личности.
В качестве предмета исследования выступили темперамент и характер.
Методологической основой работы служит диалектический метод познания и анализ рассматриваемых явлений.
Характер рассматриваемых в курсовой работе вопросов обусловил использование комплекса основных методов:
материалистические;
исторические;
метод сравнительного анализа;
психологический метод;
эмпирические;
источниковедческие.
Выбор структуры курсовой работы обусловлен последовательностью решения поставленных задач и логикой изучения темы.
В первой главе рассматриваются понятие, система показателей и физиологические основы темперамента.
Во второй главе определены особенности темперамента в трудовой и учебной деятельности.
В третьей главе изложены понятие и черты характера.
В четвертой главе изучено значение характера в структуре личности.
При написании курсовой работы были изучены учебные материалы, монографии, публикации на страницах периодической печати.
1. Темперамент: понятие, система проявлений, физиологические основы и типы
1.1 Общее понятие темперамента
Среди множества психологических особенностей, характеризующих человека, категория темперамента является одной из наиболее распространенных. Деление людей по "типам темперамента" является, по-видимому, одним из древнейших. Почти каждый, получивший школьное образование, знает, например, что, согласно Гиппократу (IV в. до н.э.), люди бывают холериками, меланхоликами, сангвиниками и флегматиками. Причем такие решительные градации окружающих людей устанавливаются индивидом, как правило, очень быстро, почти по первому впечатлению и являются для него субъективно довольно устойчивыми.
Такие решительные градации окружающих людей устанавливаются индивидом, как правило, очень быстро, почти по первому впечатлению и являются для него субъективно довольно устойчивыми. В действительности за понятием темперамента стоит совсем не простое, неоднозначное, во многом дискуссионное содержание.
В реальной психике и личности темперамент существует в единстве с другими показателями психического облика, прежде всего с характером. Однако в отечественной психологии совершенно оправданно различают эти понятия, хотя бы для того, чтобы глубже понять их фактическое, жизненное взаимодействие. Даже применительно к собакам в знаменитой физиологической школе академика и лауреата Нобелевской премии И.П. Павлова разводили, например, схожие по соотношению понятия: генотип и фенотип.
Психология темперамента является одним из значимых разделов дифференциальной психологии. Свойства темперамента отличаются от других индивидуальных психических особенностей человека. Специфика свойств темперамента состоит в том, что они характеризуют динамику психической деятельности.
Развивая мысль о специфичности свойств темперамента, которые характеризуют динамику психической деятельности, B.C. Мерлин использовал такое сравнение: течение психической жизни подобно водному потоку - у одних как в горной реке, образы и мысли, чувства и настроения стремительно и быстро сменяют друг друга; у других - подобно широкой, многоводной реке в устье, психическая жизнь течет медленно с большим внутренним напором.
Они зависят от свойств организма не абсолютно однозначно, но наиболее однозначно, по сравнению с другими психическими свойствами. Психология темперамента изучает такие индивидуально-психологические свойства, которые регулируют психическую деятельность в целом и отдельных ее сторон и процессов.
Основной путь в исследовании темперамента заключается в соотнесении физиологических и психологических показателей. У людей разных типов темперамента не может быть совершенно одинаковых свойств. Психологическая характеристика каждого отдельного свойства зависит от его соотношения с другими свойствами. Исходя из этого, B.C. Мерлин считает, что повышенная эмоциональная возбудимость сангвиника, благодаря ее сочетанию с экстраверсией, имеет совершенно иной характер, чем болезненная чувствительность, сенситивность меланхолика, возникающая в связи с его интровертрированностыо.
В.В. Белоус показал, что у людей сильного типа нервной системы эмоциональность (эмоциональная возбудимость) положительно коррелирует с экстраверсией, а у людей слабого типа эмоциональность и экстраверсия коррелируют отрицательно. Из этого он делает вывод, что, несмотря на сходство внешних проявлений эмоциональной возбудимости у сангвиников и меланхоликов, она совершенно по-разному влияет на динамику психической деятельности.
Темперамент - система показателей, характеризующих динамические особенности психики и поведения индивида. В этом определении содержатся, по существу, два информативных слова: "система" и "динамические", выделяющие темперамент из конструкции других составляющих психологической структуры личности. Темперамент описывает динамические, но не содержательные, не результативные стороны человеческой психики и поведения. Динамика - это темп, быстрота, ритм, сила, резкость, амплитуда и ряд других признаков движения в зависимости от его предметной специфики. Темперамент принципиально отличается от характера, описывающего содержательные, качественные аспекты выражения отношений человека к миру.
1.2 Система показателей темперамента
Относительно системы показателей, характеризующих проявления (или свойства) темперамента, существуют разные точки зрения, и количество показателей значительно варьирует у разных авторов. Главное для научной модели, чтобы это была относительно полная и целостная система, а не случайный набор произвольных параметров.
В.Д. Небылицын, например, предложил выделять следующие компоненты темперамента, которые являются и системно связанными, и относительно независимыми, т.е. могут существовать в темпераменте в различных сочетаниях.
1. Общая психическая активность как степень настроенности индивида на действование, на любую деятельность. Это готовность к реализации существующей в человеке тенденции к активности, воздействию на мир и на самого себя. Это мера внутренней "предрасположенности" человека к самовыражению и самореализации в других людях и деятельностях. Индивидуальные различия по данному свойству темперамента располагаются от безудержной, постоянной жажды всевозможной деятельности до поведенческой вялости, бездействия, инертности и пассивного "созерцательства". Темпераментальная психическая активность характеризует лишь динамику деятельности, но не ее избирательность, направленность, не конечную результативность. Если человек чрезвычайно активен в своей профессиональной деятельности, но вызывающе пассивен в семье, то это следует рассматривать не в качестве проявления темперамента, а как проекцию особенностей направленности и характера.
2. Вторым компонентом темперамента являются динамические параметры всевозможных движений и действий, т.е. всякой телесной моторики, в том числе речевой. Это относится к движениям тела (пантомимике), движениям мышц лица (мимике), к речевой моторике. У одного человека движения рук, например, резкие, подчеркнутые, высокоамплитудные, а у другого - мягкие и плавные. Вместе с тем в реальном общении людей "работают" не только динамические особенности психики. Фактически живут, проявляются и взаимодействуют не темпераменты, а целостные личности.
3. Третьим и также комплексным проявлением темперамента служат динамические особенности эмоциональности. В.Д. Небылицын выделял три логически связанных и объективно необходимых показателя динамики эмоциональности:
впечатлительность как показатель быстроты возникновения эмоции, мера чуткости человека к возникновению переживания, "пороговая" величина внешнего воздействия, необходимого для появления эмоционального отношения к происходящему. Положим, произошло одно и то же ("пятерка" на экзамене), но один школьник спокоен, поведенчески сдержан, тогда как его одноклассник радостно улыбается и "скачет";
импульсивность как выражение скорости развития эмоции от момента возникновения до проявления ее вовне, показатель быстроты экспрессии переживания. Возможно, что возникшее переживание незамедлительно проявляется объективно. Но допустима и относительная во времени "отсрочка" реакции;
лабильность, под которой имеется в виду показатель, скорости прекращения эмоции или ее преобразования в другую, противоположную по знаку. Высокую развитость данного свойства темперамента доходчиво иллюстрируют, например, классические картины итальянского кино. Другое дело - "холодность" скандинавских жителей или долговременное "западание" индивида на беспросветной грусти, либо, напротив, безудержной радости.
В современной отечественной психологии есть схема, так или иначе продолжающая традиции школы Теплова - Небылицына. Это модель темпераментальных личностных особенностей, разработанная В.М. Русаловым. Для различения людей по темпераментальным свойствам автор предлагает валидизированный тест, измеряющий восемь свойств темперамента. Это эргичность, пластичность, темп и эмоциональность, каждое из которых имеет два показателя: применительно к предметной и социальной деятельностям.
Однако в массовой практике диагностирования наиболее распространены другие модели, являющиеся упрощенными с точки зрения дифференциальной психологии. Это, например, личностный опросник Г.Ю. Айзенка (EPI), не вполне обоснованно преобразованный в тест типов темперамента. Здесь выделяется два параметра: экстраверсия - интроверсия и показатель нейротизма. В более полном варианте теста добавляется параметр психотизма.
Широко известна схема B.C. Мерлина (1892-1982), в которой темперамент описывается следующими свойствами: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, пластичность и ригидность, эстравертированность и интровертированность. Позже автор добавил к схеме и такие свойства, как возбудимость внимания, сила эмоций, эмоциональная возбудимость, активность волевой деятельности, субъективация. В этих свойствах очевиден выход за пределы "динамической" интерпретации темперамента.
Существуют и другие модели представления параметров темперамента, которые принято сводить к четырем "классическим". Сложность описания этих типов обусловлена противоречивостью, недостаточной понятийной четкостью и систематизацией самих психологических критериев их выделения, поэтому портреты, даваемые разными авторами, существенно отличаются. Деление людей по типам темпераментов является во многом проблематичным, хотя порой бывает полезно для самых предварительных различений.
1.3 Основные типы темперамента
Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит йеменскому философу И.Канту. И.Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа:
темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же "можно установить только четыре простых темперамента:
сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический". Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность - меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений2 бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.
Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.
Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает оттого, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.
Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.
Заметим, что в данной классификации темпераментов по Канту неоднократно упоминаются свойства, относящиеся не только к динамическим особенностям психики и поведения человека, но и к характеру совершаемых им типичных поступков. Это не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент человека определенно влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо.
Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.
Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.
1.4 Физиологические основы темперамента
Поиски материальных оснований индивидуально-психологических различий людей уходят в глубокое прошлое и относятся к разным человеческим цивилизациям. Применительно к европейской, западной цивилизации традиционной точкой отсчета называют обычно гуморальные конструкции отца научной медицины Гиппократа и более поздние интерпретации Галена (II в.). Эта теория относится не столько к темпераменту, сколько к устройству человеческого организма. Все в нем предопределено "надлежащим соотношением вещей", пропорцией четырех основных компонентов (стихий, жидкостей). Их преобладание дает четыре варианта состава тела: тепло-влажный с доминированием крови (сангвис), тепло-сухой с преобладанием желчи (холе), холодно-влажный, или флегматический (слизь, лимфа), и холодно-сухой с доминированием черной желчи (мелана холе). Каждому устройству организма поставлена в соответствие склонность к определенному виду заболеваний, выделены психологические особенности.
И. Кант (1724-1804) считал причиной психологических различий людей химический состав крови и дал красочные описания четырем названным типам, также отождествляя темперамент с характером. Наверное, в человеческом теле нет такой особенности, с которой бы не пытались связать те или иные психологические различия. Это и форма кисти руки, и складки кожи на ладони (хиромантия), и тканевый индекс кожи, и форма лица (физиогномика), и форма черепа (френология). Существовали конструкции примитивные и вполне изощренные. Большое распространение получили конституциональные теории, связывающие психические различия людей с особенностями строения тела. Наибольшее влияние на психологию оказали вполне оформленные конституциональные теории немецкого психолога Э. Кречмера (1888-1964) и американца У. Шелдона (1899-1977).
1.4.1 Конституционная теория Э. Кречмера
В теоретической конструкции Э. Кречмера выделено три типа конституций:
лептосомный(узкий), имеющий узкие и длинные конечности, впалую грудь, узкий череп; склонный к шизотимическому темпераменту (замкнутость, эгоизм, контрастность переживаний и поведения);
пикнический (компактный), отличающийся округлостью и мягкостью хабитуса, развитостью жировой ткани и психологически склонный к общительности, веселости, теплоте, добросердечию);
атлетический, т.е. имеющий развитую мускулатуру, широкие плечи и предрасположенный к иксотемическому темпераменту (спокойствие, сдержанность, негибкость);
диспластический тип является сборным, смешанным, не стандартным. Теория Э. Кречмера подвергалась обоснованной критике. Автор не учитывал возраста испытуемых и его влияния на конституцию, и личностные особенности. В человеческой соме есть, по крайней мере, два независимых измерения: поперечное и саггитальное. Концепция фаталистична и категорична, к тому же недостаточно подтверждена количественно. Однако терминология, введенная Э. Кречмером, распространена в современной психологии, особенно применительно к описаниям характеров.
1.4.2 Конституционная теория У. Шелдона
Теория У. Шелдона выстроена более основательно. Являясь изначально противником типологического подхода, автор выдвигал идею дименсиональности, т.е. непрерывной количественной распределенной в массе людей любого измеряемого признака: как телесного, так и психологического. Однако в результате исследования он также пришел к фактически типологическим градациям.
Крайние случаи (полюса) соматотипов получают здесь такое описание:
эндоморфизм, (максимальное развитие соответствующего зародышевого листка) как мягкость, округлость облика, недоразвитость костной и мышечной систем, чему соответствует висцеротонический темперамент, характеризующийся расслабленностью, эмоциональной непосредственностью, замедленностью реакций, любовью к комфорту и общению;
мезоморфизм, проявляющийся в твердости и угловатости тела, в физической силе и психологически коррелирующий с соматоническим темпераментом как жаждой действия, уверенностью, тенденцией к доминированию;
эктоморфизм, заключающийся в физической хрупкости, сутуловатости, развитости черепа и центральной нервной системы, что приводит к церебротоническому темпераменту, который проявляется в скрытности, пугливости, сдержанности, тревожности, склонности к одиночеству.
Теорию У. Шелдона проверяли эмпирически, критиковали за теоретические упущения, но это не означает, как и в предыдущем случае, что весь фактический материал абсолютно неверен, беспочвен. В конституциональных теориях описывается не столько темперамент, сколько психология личности в целом, причем это делается порой излишне категорично, упрощенно с точки зрения соотношения биологического и социального. Но зависимость многих психических свойств личности от телесных особенностей и тем более заболеваний существует объективно. Такая связь прослеживается и в обратном направлении. Это тщательно исследуется, например, современной психосоматикой и психофизиологией, психологией личности и клинической психологией, используется во многих направлениях психотерапии, психиатрии и психофармакологии.
1.4.3 Теория И.П. Павлова о физиологических основах темперамента
Однако основным биологическим органом, "производящим" психику, является нервная система, человеческий мозг. Значит, в них следует, прежде всего, искать физиологические основания темперамента. Научная заслуга такой постановки вопроса принадлежит И.П. Павлову. Это был шаг принципиально новый и перспективный.
Второй шаг в данном научном направлении состоял в выделении свойств нервной системы как набора физиологических параметров, четко проверяемых показателей, отличающих одну нервную систему от другой. Все исследования этой школы проводились на собаках по авторским экспериментальным методикам выработки условных рефлексов. В школе И.П. Павлова выделено и изучено три таких свойства.
Сила как работоспособность, выносливость, мера истощаемости нервных клеток, способность длительное время выдерживать воздействие раздражителя, не выходя в запредельное торможение. Свойство уравновешенности измеряет баланс, количественное соотношение процессов возбуждения и торможения в нервной клетке. Подвижность - это показатель быстроты переделки знака условного рефлекса, смены процессов возбуждения и торможения.
Следующим логическим шагом в исследованиях школы И.П. Павлова было введение понятия типа нервной системы (высшей нервной деятельности) как сочетания перечисленных свойств. В окончательной схеме 1936г. эта типология приобрела следующий вид.
И.П. Павлов считал, что слабость нервной системы вуалирует все другие свойства, и поэтому сразу выделяется слабый тип, который соответствует меланхолическому темпераменту. Второй тип образуется как сочетание силы нервной системы и ее неуравновешенности (преобладание возбуждения над торможением): он соответствует холерическому темпераменту. Третий и четвертый типы содержат в себе параметры всех трех свойств: сильный, уравновешенный, подвижный (сангвинический темперамент) и сильный, уравновешенный, неподвижный (флегматический темперамент).
Наконец, следующий понятийный ход заключался в.том, что каждому типу нервной системы дано название одного из четырех классических типов темперамента.
Тщательные физиологические исследования этой школы опередили работы современников и заложили основы уникального отечественного психофизиологического направления изучения темперамента.
С начала 1950-х гг. под руководством Б.М. Теплова, а затем В.Д. Небылицына проводились систематические исследования, исходящие из основных положений И.П. Павлова и развивающие их применительно к проблематике человеческого темперамента и психики в целом. Для компактного изложения основных результатов работы этой школы представим материал в виде цепи связанных понятий: свойства нервной системы - тип нервной системы - тип темперамента - особенности поведения.
Введение понятия свойств нервной системы (СНС) было весомым приращением психофизиологического знания.
2. Темперамент и деятельность
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.
Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, несстрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности.
В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Были проведены исследования с целью установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов, независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.
Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.
Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и вол. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.
3. Характер: понятие и черты
3.1 Общее понятие характера. Социальный и индивидуальный характер
Слово "характер" в переводе с греческого означает "черта", "печать", "признак". Характер человека как бы накладывает определенный отпечаток на его поведение, на взаимоотношения с другими людьми, является определенным признаком его личности.
Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер представляет собой неповторимое сочетание психологических качеств, индивидуальных особенностей личности, именно характер дает основание для суждения о том, хороший ли это человек или нет.
Понятие "характер" является маргинальным, так как оно широко используется не только в психологии, но и в физиологии, педагогике, философии, психиатрии, этике, литерал туре, истории и т.д. В характере проявляется направленность личности и система ее отношений с миром и с самим собой. Характер синтезирует не ситуативные, а устойчивые личностные качества, которые отражаются в совершаемых поступках.
В каждую историческую эпоху выделяется специфический социальный тип характера. За 20 лет до появления "социального характера" Э. Фромма К. Юнг предсказал появление понятий "социальный характер" и "социальный тип". В 1928 году К. Юнг предложил следующую характеристику характера: "характер - это устойчивая форма человеческого бытия, причем форма как физического, так и душевного рода... В действительности же взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать - выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формам".
Эрих Фромм к социальному характеру относил ту часть структуры характера, которая является общей для большинства членов той или иной социальной группы. Индивидуальный характер Э. Фромм определял как совокупность черт, которые в своей особой конфигурации образуют структуру личности. Он исходил из того, что, социальный характер складывается в результате опыта и способов жизнедеятельности членов группы.
Среди социальных характеров всегда имеют место "отклоняющиеся" личности с совершенно иной структурой характера, чем у большинства членов группы. Вероятно, здесь проявляют себя случайные факторы и индивидуальный жизненный опыт. При рассмотрении социального характера Э. Фромма интересовало, как энергия личностей распределяется и действует в качестве продуктивной силы в тех или других социальных группах.
Введение понятия "социальный характер" было необходимо для осмысления происходящих социальных процессов, в ходе которых человек должен адаптировать свои потребности и направлять свою энергию на определенный способ жизнедеятельности, характерный и принятый в существующем обществе.
Однако значимость характера как фактора развития тех или иных социальных групп или обществ в целом этим не исчерпывается. Не менее важно, что характер оказывает определяющее влияние на мышление, эмоции и действия каждой отдельной личности.
Принято говорить об индивидуальном характере личности в о социальном характере различных групп. Социальный характер является определяющим для развития и принятия тех или иных идей, которые избираются социальными группами сознательно, а отдельные личности не всегда оказываются способными действовать в согласии с ними. Идеи только тогда становятся реальной силой, если они отвечают потребностям, которые свойственны данному социальному характеру.
Следовательно, характер выполняет различные функции по отношению к личности и по отношению к обществу. Если характер конкретной личности не сильно отличается от социального характера, то она научается действовать в рамках "необходимого" и "желательного" для данных социальных условий и для данной культуры.
Характер может выполнять экономическую, психологическую, эмоциональную функции. Субъективные функции характера заключаются в побуждении личности к действиям, необходимым для него с практической точки зрения, и в обеспечении эмоционального удовольствия от собственных действий.
Функции социального характера, с точки зрения его влияния на социальные процессы несколько иные. Характер выполняет функции приспособления человека к социальным условиям, в процессе которого развиваются те черты, которые заставляют его желать и действовать так, как должно.
Э. Фромм пытался доказать, что если социальный характер приспособлен и направлен на решение задач, значимых для данного общества, то человеческая энергия направляется по нужному руслу. В этом случае она становится продуктивной силой, необходимой для функционирования этого общества. Следовательно, люди научаются работать в силу необходимости.
Социальные задачи становятся внешней властью по отношению к человеку. В противовес социальной человек создает себе "внутреннюю силу" - совесть и чувство долга, которые контролируют его гораздо успешнее, чем любая внешняя власть. Однако во многих ситуациях возникает противоречие между тем, что человек должен делать и что бы он хотел делать. Это противоречие между "должным" и "желаемым" снижает продуктивность деятельности.
Таким образом, функция социального характера состоит в интериоризации, то есть превращении внешних требований во внутренние. Тем самым общество заставляет человека использовать свою энергию для решения задач данной экономической и социальной системы.
Если в структуре индивидуального характера укореняется социальный характер, то психологические силы каждого человека укрепляют социальную структуру. Эти взаимосвязи являются очень динамичными. Наступает момент, когда старая структура характера продолжает существовать в новых экономических условиях, для которых старые черты характера уже не подходят.
Продолжая действовать в соответствии со своей индивидуальной структурой, люди становятся помехой в социальном процессе. Например, традиционные достоинства людей: умеренность, неспешность, осмотрительность, могут утратить свое значение в современной деловой жизни, по сравнению с такими новыми качествами, как инициативность, готовность к риску и др.
В обществе возможен разрыв между экономической и психологической эволюциями. Это приводит к ситуации, в которой психологические потребности не могут удовлетворяться обычными экономическими действиями, что вынуждает человека искать их удовлетворения другими путями.
Известно, что между поведением человека и его характером существует теснейшая связь. Выражается это в том, что именно в поведении проявляются особенности характера человека. Человек совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему миру и прежде всего по отношению к людям. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, вкусы, привычки, желания, степень уверенности или неуверенности в себе и пр.
Слова, движения, действия, отдельные поступки и поведение в целом позволяют понять характер человека, они как бы высвечивают его внутреннее, скрытое от посторонних глаз содержание. Но, с другой стороны, каждое свойство характера приводит в определенных условиях к совершению тех или иных поступков, накладывает печать на все действия, мысли и чувства человека. Народная мудрость гласит: "Каков характер, таковы и поступки". Самым важным мерилом, показателем характера являются поступки и поведение человека. Человек может говорить о себе всякое, однако поступки показывают, что он есть на самом деле. Особенно отчетливо подлинная сущность характера проявляется в трудных и критических ситуациях, например в несчастье, при аварии или пожаре.
Поведение человека рассматривается, оценивается, прежде всего, с точки зрения его взаимоотношений с другими - с отдельными людьми и с обществом в целом. При этом оценивается не только сам поступок, но мотив, побудивший его поступить так, а не иначе. И оценка этого поступка происходит с точки зрения того, помогает ли он людям в их жизни и самочувствии, способствует ли движению общества вперед. Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят.
Каждый, кто хочет понять человека, начинает с поиска причин его действий, поступков, отношений. Важно проникнуть в мотивы, которыми руководствуются люди, избирая тот или иной способ поведения, иными словами, узнать, ради чего предпринимаются усилия. Только зная мотив, зная внутреннее побуждение, мы можем правильно судить о действиях того или иного человека, ибо особенности поведения всегда вытекают из подлинных отношений человека к действительности и прежде всего к людям.
Зная основные свойства характера человека можно понять, с определенной вероятностью предвидеть его поведение.
3.2 Основные черты характера
Черты характера выражают отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему миру и деятельности.
Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности.
Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, которые тесно между собой связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторонам жизни.
Группа первая - черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности.
Например: коллективизм (человек ставит интересы коллектива и общего дела выше узколичных интересов) и эгоизм (человек проявляет заботу прежде всего о личном благополучии, для него существуют только его личные потребности и желания); чуткость и грубость; общительность, аккуратность и безответственность, небрежность; инициативность, чувство нового и косность, консерватизм; бережливость и мотовство; помощь другим и хищническое отношение к людям; скромность, самокритичность и зазнайство; требовательность к себе и заносчивость; чувство собственного достоинства и высокомерие и т.д.
Эти черты характера, или особенности личности, являются моральными качествами и выступают либо добродетелями, либо пороками человека. Главная наша добродетель заключается в заботе об окружающих нас людях, их интересах, их спокойствии.
Каждый много думает о счастье, хочет быть счастливым и нередко забывает о главном - только тогда, когда мы приносим счастье другим людям, мы и сами чувствуем себя счастливыми. Это не пустые слова. Думая только о самом себе, о собственном благе, можно быть удовлетворенным, довольным (самодовольным), спокойным, но никогда - счастливым.
Вторая группа - волевые черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. Волю называют основой характера, его становым хребтом. Говоря о ком-либо "человек с характером", подчеркивают выраженность волевых черт характера: целеустремленности, решительности, самообладания, выдержки, терпения, дисциплинированности, мужества, смелости.
Но эти черты характера ценны только тогда, когда проявляются у человека нравственного, воспитанного. Важно знать, к каким целям стремится человек, и какие средства выбирает он для их достижения. Не только цели, но и средства деятельности должны быть честными, гуманными. Целеустремленность и настойчивость диктатора или карьериста, смелость хулигана или глупца не могут быть положительными качествами. Волевые черты и поступки ценны не сами по себе, а лишь вместе с нравственной направленностью личности.
Особенности характера не только проявляются в действиях, поступках, отношениях, но и формируются в них. Так, мужество появляется в процессе совершения мужественных поступков, а чертой характера становится только тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека и превращаются для него в привычку.
Каждая черта характера проявляется не изолированно от других, а связана с ними. В зависимости от этого у различных людей одна и та же черта характера может проявляться по-разному. Например, смелый поступок может быть разумным и безрассудным, моральным и аморальным. Такая черта, как мужество, включает в себя не только волевую сферу, но и сферу интеллектуальную и эмоциональную. Мужество одновременно является и моральной чертой. Характер каждого человека - это своеобразное сочетание различных черт, объединяемых в человеческой личности.
В истории психологии делалось немало попыток классифицировать человеческие характеры или определить типы характеров. Однако удовлетворительной классификации и типологии характеров еще не создано. Поэтому при характеристике человека обычно указывают на одну или две наиболее выделяющиеся черты его характера. Одних мы называем людьми твердого, сильного характера, других - скромными, трудолюбивыми, третьих - добрыми, общительными и т.п.
Черты характера, проявляющиеся у человека в его деятельности, в чувствах, в речи, в отношении к другим людям, к самому себе, приобретают положительное или отрицательное значение в зависимости от того, какими целями человек руководствуется в своей жизни, ради чего он живет, как осмысливает свою жизнь и свои поступки.
Черты характера являются приобретенными и закрепленными свойствами личности, физиологическую основу характера составляют изменившиеся в процессе индивидуальной жизни особенности нервной системы.
И.П. Павлов связывал изменяющийся тип нервной системы с системностью работы коры больших полушарий и с динамическим стереотипом, который представляет собой слаженную, уравновешенную систему нервных процессов.
Стереотип является нервно-физиологической основой прочно закрепленных привычных свойств личности, к числу которых относятся и черты характера.
Для понимания нервно-физиологической основы характера большое значение имеет учение И. П. Павлова о второй сигнальной системе. Вторая сигнальная система является физиологической основой мышления и речи и вместе с этим она регулирует поведение человека. "В нормально развитом человеке, - говорил И.П. Павлов, - вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения". Конечно, говоря о физиологических основах характера, нельзя понимать дело так, что будто все черты характера определяются только особенностями нервной системы. "Физиологическая основа характера, конечно, не включает и не может включать его содержательную сторону, например, общественную направленность, мужество, верность долгу. Содержательная сторона психологии характера имеет своим источником общественные категории; раскрывая эту сторону, психология включается в число общественных наук".
Формируясь под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типичного, возникающее под влиянием как общественно-исторических условий (определенный общественно-исторический строй, социальная среда), так и индивидуальных условий жизни и деятельности (жизненный путь человека).
Не все особенности человека можно считать чертами его характера, а только существенные и устойчивые. Например, смел тот, для кого такая форма поведения постоянна, типична. Конечно, он тоже может иногда испытывать чувство страха, но трусом его не назовешь.
Чтобы узнать характер человека, требуется время и постоянное общение с ним. С незнакомым человеком трудно общаться и иметь дело прежде всего потому, что не знаешь, чего от него ожидать и что он ждет от тебя. Зная характер человека, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведет себя в той или иной ситуации, как поступит при данных обстоятельствах, что сделает, что и как скажет.
Вспомним своих друзей, знакомых, однокурсников, сослуживцев. По отношению почти к каждому из них можно предвидеть, как они отнесутся к той или иной проблеме, как поведут себя при определенных обстоятельствах, какое примут решение...
Характер человека может быть определенным или неопределенным, цельным или противоречивым.
Определенность характера зависит от того, насколько ясно выражены доминирующие, стержневые черты.
Цельный характер - это единство мыслей, чувств и поведения, действий, поступков.
Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы говорим о "бесхарактерности" человека.
Но "бесхарактерность" часто бывает только внешней: внутренне, для себя, человек строго придерживается определенной линии, но его линия, если можно так сказать, принципиально неопределенная - как выгодно, так и поступает: он может быть бессердечным, жестоким или добрым в чьих-то глазах (все дело в том, кому эти глаза принадлежат). Смелым или трусливым, бороться с жаром то за эту идею, то за противоположную идею.
Характер, как и сама личность, - очень сложное явление, не застывшее раз и навсегда. Он развивается и формируется в течение всей жизни человека.
Наиболее привлекательны в человеке такие черты характера, как доброжелательность, чувство достоинства и справедливости, душевная чуткость, простота в общении с людьми, оптимизм, преданность своему делу, смелость, принципиальность, юмор. К. Паустовский писал, что самая глубокая, самая напряженная деятельность человека может и даже должна сопровождаться юмором. Отсутствие юмора свидетельствует не только о равнодушии ко всему окружающему, но и об известной умственной тупости. Культурный, воспитанный человек разрешит неожиданный житейский конфликт скорее с юмором, чем с досадой.
4. Личность и характер человека
В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы - восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.
От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.
Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу черта - замкнутость, а также общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, - экстраверсия и интроверсия. Много полезного в понимание генезиса и функционирования этих черт характера внес К.Юнг. "Рассматривая течение человеческой жизни, - писал он, - мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого - прежде всего его собственной внутренней жизнью" .
Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй - интровертированным.
Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг. В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний. Такова самая общая характеристика этих двух, наиболее распространенных типов личности, основанных на разных чертах характера. Рассмотрим подробнее их другие психологические особенности.
С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно. Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью, шизоидностью, истероидностью, психастеничностью. Люди, имеющие этот комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.
Почти такую же устойчивость, как экстраверсия и интроверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт, проявляющихся в уже рассмотренных нами защитных механизмах.
Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.
Заключение
Чтобы завершить изложение теории темперамента и характера, необходимо ещё раз вспомнить основные понятия и характеристику темперамента и характера.
Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером. В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом.
Черты характера выражают отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему миру и деятельности.
Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности.
Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, которые тесно между собой связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторонам жизни.
Группа первая - черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности.
Вторая группа - волевые черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели.
Темперамент - система показателей, характеризующих динамические особенности психики и поведения индивида.
В целом же "можно установить четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический". Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность - меланхолический.
Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека.
Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе.
Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым.
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.
Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности - постепенно ткут узоры.
Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.
Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.
Библиография
Белоус В.В. Тип темперамента как симптомокомплекс и кар. инварианта // "Проблемы экспериментальной психологии личности". Вып. 6. Пермь, 1968.
Дубровина, Е. Е.Данилова, А. М. Прихожан.- 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр "Академия", 2007. С 237.
Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982. - С. 149
Котова И.Б., Канаркевич О.С., Петриевский В.Н. Психология. Серия "Среднее профессиональное образование". Ростов-на-Дону - Изд-во "Феникс", 2004. С. 394.
Мерлин B.C. Психология индивидуальности. - М.: Изд. "Институт практической психологии". Воронеж: НПО "Модэк", 1996.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. — 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. уч. заведений. Общие основы психологии.- 2-е изд.- М., 1995.
Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. / Сост.Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В. В. Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова и др.; Под ред. В. В. Богословского и др.— 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1981.— 383 с., ил.
Павлов И.П. Полное собрание сочинений. - М., 1951 . - Т. 3.
Павлов И.П. Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах тож. Соч., т. 3, кн. 2, Изд. АН СССР, 1951.
Психологические исследования: Практикум по общей психологии для студентов пед. вузов. Составители Т. И. Пашукова и др. - М.: Ин-т практ. психологии: НПО "МОДЭК", 1996.
Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. — М.: Юрайт-Издат, 2005. - 660 с.
Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1995.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – Спб, Питер, 2000.
Юнг К. Психологическая типология - М., 1993. С. 90.
Юнг К. Психологические типы// Психология индивидуальных различий - М., 1982.С. 200